Источник

Собор в селе Покровском

Из окружающих Москву подгородных сел, Покровское, смежное с Преображенским и Семеновским, издревле служило в летние месяцы привольем для отдохновения и прохлады Государей Российских; после соколиной охоты на Сокольничьем поле, смежном с этим селом, они сюда заезжали на перепутье успокоиться и освежиться. Как у запасливых помещиков, у них здесь было все хозяйственное обзаведение и особенный домашний обиход: житный, скотный и каплунский дворы, пруды в салки с рыбою, приспешни, медоставни, пивоварни, огороды и плодовые сады, наконец липовая баня или мыльни. В прежние времена это предместье отделено было от городских селений рощами и пахатными полями; но мало помалу так с ними соединилось, что уже давно не осталось пустых мест в промежутках; потом вошло в состав столицы и причислено к Лефортовской части, а церковь его к Стретенскому сороку. Это село, красивое и привольное по своему местоположению, на берегах Яузы, достопамятное для нас по пребыванию в нем Государей Российских, прежде называлось Рыбцовым или Рубцовым. Его начало и значение исторически нам неизвестно. Сооружение в нем Покровского храма соединено с воспоминанием об освобождении Москвы от угрожавшей ей напасти. Польской Королевич Владислав в 1619 г. составил верный план с Казацким Гетманом Сагайдачным неожиданно взять Москву; накануне праздника Покрова Божией Матери Сагайдачный со всем войском подступил к Арбатским и Острожным воротам, выломил их петардою в уже ворвался было в острог; но отбитый Русскими, бежал в таборы свои. «Едва Бог сохранил царствующий град Москву–говорит летопись – помощию Пречистыя Богородицы, славнаго ея Покрова». (1) Подобно как Царь Иоанн Грозный ознаменовал взятие Казани в день Покрова Божия Матери сооружением в Москве Покровского Собора, так равно и Царь Михаил Феодорович увековечил чудесное избавление Москвы от Поляков построением Покровской придельной церкви у Арбатских ворот при храме Св. Николая Явленного и в любимом своем селе Рубцове, которое по храму, с того времени, стало именоваться Покровским. Первая эта обетная церковь там была деревянная, и по принятому обычаю, вероятно, обыденная, т.е. поставленная и освященная в одни сутки. При этом нельзя не заметить, что все церкви в Государевых селах, лежащих на восток от Москвы, посвящены явлению Покрова Богоматери, как-то: в Красном, Измайлове. С того времени и в самой столице стали умножаться церкви в честь ее. Не служит ли это доказательством особенной веры Дома Романовых к Покрову Богоматери!

В тот самый год (1626), когда Царь Михаил Феодорович вступил во вторый брак с Евдокиею Лукьяновной Стрешневой в когда пожар опустошил Кремль и Китай, сооружена в Покровском селе каменная церковь Покрова Божия Матери, которая освящена Октября 29 в присутствии Государя. (2) Вероятно, после пожара, Царь удалился из Кремля в это село. Он столько любил Покровское, что и рождение дочери своей Ирины, в Декабре 1626 года, ознаменовал сооружением там церкви во имя Св. Великомученицы Ирины. В последствии Покровская церковь обращена в Собор, при коем находился Протопоп с двумя Священниками и диаконом. Во время летних своих объездов нередко уединялась сюда для отдыха Цари Михаил, сын его Алексей в внук Фeoдор; в праздники они слушали здесь вечерню всенощну и обедню. Из Преображенского заезжал в Покровское и Петр Великий. Для пребывания Государей стояли там деревянные хоромы, вместо коих, во имянному указу Императрицы Анны Ивановны 1733 года, построены каменный дворец с деревянною мыльнею. (3) После пожара в 1742 году он возобновлен, по воле Императрицы Елисаветы Петровны. Бывшие у дворца деревянные флигели, скотный и каплунский дворы, сломаны в 1782 году. Из дворца вела в церковь деревянная галлерея, недавно уничтоженная. В Ландратских книгах Московского уезда 1713 года значится, что в селе Покровском тогда был двор Царевны Mapии Алексеевны. В царствование Петра II и Анны Ивановны здесь живала с родственниками своими Скавронскими и Гендриховыми Царевна Елизавета Петровна под строгим надзором то Менщикова, то Долгоруких, то Бирона. При дворе в двух местах находились плодовые сады, один длиною 166, а шириною 38 сажен, другой длиною 96 ½, а шириною 50 сажен. По вступлении своем на праотеческий престол, Елисавета здесь в саду соорудила, 1742 году, деревянную церковь во имя Воскресения Христова, уничтоженную незадолго до 1812 года. В ее царствование соборная церковь Покрова украшена была образами итальянского письма и богатыми утварями; а в дворцовом саду посажены разные цветы, разведены кустарники и плодовитые деревья, доставлявшие для ее десерта вкусные плоды. В густых липовых аллеях устроены были беседки, на широких лугах качели и деревянные горы. Между садом и дворцом в проточном пруду, выложенном белыми камнями, водились карпии и щуки; по звону колокольчика, они поважены были приплывать к берегу за кормом, который давала им Царевна из своих рук. На лугу она с красными сенными девушками водила хороводы и сама пела с ними хороводные песни, из коих одна ей приписываемая, напоминает нам ее житие-бытие здесь, именное «Во селе, селе Покровском и «пр.» Зимнею порою она каталась на горах или в пошевиях. Такие воспоминания, для нас любопытные, для нее были отрадными и на престоле. Когда она приезжала из С. Петербурга в Москву, то всегда посещала прежний свой уединенный приют в Покровском, слушала там в церкви обедню и служила молебен Покрову Божьей Матери, охранявшей ее во дни опалы и гонения. С кончиною Императрицы Елисаветы Петровны, 1761 года, собор этот обращен в приходскую церковь, к коей приписана инструментальная фабрика; причем определен один священник с двумя причетниками.

Теперь вид этого места во многом изменился; сад опустел; в ней остались только старые липы и сосны, видевшие под сенью своей юную и прекрасную дочь Петра Великого, обреченную врагами ее на иноческое уединение. Теперь уже нет деревянного моста, который перекинут был через прозрачный пруд, ни беседки, ни других затей.

Придворный Покровский собор есть квадратное двухъярусное здание, обведенное с трех сторон крытою папертью на арках, теперь закладенных. Верх его оканчивается тремя уступами из теремков, которые возвышаются одни над другими; он увенчан фонарем с позолоченною главой и осмиконечным крестом, так что представляет подобие горы, напоминающей Голгофу. Два придельные храма у северной и южной стен, вместе с главным, образуют на восток пять полукружий с четырьмя пилястрами. Над нижним ярусом идет вычурный пояс из лекального кирпича. Внутренность храма, кроме стен и нескольких старых окон, не представляет ничего древнего, современного первоначальному его построению. Свод его крестовый с сквозным фонарем или трибуном, недавно закрытым, когда холодная эта церковь обращена была в теплую. С трех сторон здание освещается тремя стенными окнами; в приделы южный н северный ведут открытые арки в стенах; три арки западной стены служат входом в паперть или притвор церковный. У одной из них в юго-западном углу прежде стояло царское место с портретом благочестивого храмоздателя Царя Михаила Феодоровича, который здесь слушал божественную литургию. На внутренних стенах храма в нынешнем столетии написаны масляными красками библейские изображения. Каменный помост на две Ступени возвышен в алтарь. Алтарный иконостас в новом вкусе, устроен в 1821 году; местные образа в нем итальянского письма; отличный из них образ Симеона Богоприимца, древнейший Покрова Божией Матери, произведение царских зоографов. Предание говорит, что икона эта была похищена из церкви; потом; чрез несколько месяцев ночью неизвестно кем поставлена у ворот церковных. Внутренность алтаря состоит только из двух полукружий, отделенных сквозными арками для жертвенника или предложения, и престола; на горнем месте устроены каменные арки вокруг стены. Но ризница, вопреки усвоенному церковью плану, отделенная от алтаря глухою стеною, составляет особую храмину, примыкающую к южному приделу, с особенным входом и железною дверью. В ризнице не находится ни древних утварей, ни риз и покровов, шитых Царевнами, которые обыкновенно посвящали свой досуг на украшение церкви своими изделиями. Незадолго до 1812 года, когда при Покровской церкви оставался только один старый священник с двумя причетниками: по прошению его, предписано было духовным начальством взять драгоценные утвари для безопасности в Чудов монастырь; при церкви удержаны одни необходимые и малоценные утвари.

В южном приделе, во имя преподобного Сергия, алтарный иконостас и образа новые; но помост старый из дубовых лещадей. Из древностей здесь только уцелела хоругвь, писанная на полотне и в недавнее время поновленная; с одной стороны на ней образ Покрова Божией Матери, а с другой Богоявления Господня. Под образами читаете следующую надпись: «Сия хоругвь писана в монастыре Воскресенском Новаго Иерусалима, лета седмь тысящь двести третияго, месяцов Июня и Июлия, по изволению Государыни благородныя Царевны и Великия Княжны Татьяны Михайловны, в село Покровское». В нижних арках под этим приделом стояли каменные надгробия над могилами здесь похороненных; но уже полвека тому, как они уничтожены, когда на месте их устроили жилые покои для причетников.

В северном приделе, во имя благоверного Царевича Димитрия, иконостас старинный с образами Греческого пошиба, из коих замечательны местные: Спасителя, Новоникитския Божия Матери и Царевича Димитрия, украшенные серебряными вызолоченными окладами. Напрестольный крест деревянный с иконописными изображениями искусной кисти. Шелковый антиминс свидетельствует, что этот престол освящен 1763 года Митрополитом Московским Тимофеем Щербатским. Пред адтарным иконостасом висит древнее медное, трехъярусное паникадило, увенчанное орлом, над коим утвержден Ангел с трубою. Оно прежде освещало главный храм, где заменено новым. На внутренних стенах этого придела, соединенного с папертью, расставлены иконы из прежнего иконостаса. В северной его стене закладена арка, к коей пристроена была галлерея из дворца. Здесь находилось место Цесаревны Елисаветы Петровны, которая слушала божественную литургию, вечерню н всенощную. Все расположение храма с приделами имеет характер монастырский.

Вместо прежней деревянной звонницы, в конце прошлого столетия, построена каменная колокольня. На ней пять колоколов, литых русскими и голландскими мастерами с следующими надписями: На большом: «1742 году Апреля 22 дня вылит сей колокол в царствующем граде Москве при державе Благочестивейшей и Самодержавнейшей Великия Государыни Императрицы Елисавет Петровны Самодержицы Всероссийской в первое лето вступления престола ея, в село Покровское к соборной церкви Покрова Пресвятыя Богородицы милостивым Ея Императорскаго Beличества Указом; весу в нем 138 пуд. 7 ф. лил сей колокол мастер Константин Михайлов Слизов». На поверхности колокола изображен Спаситель на престоле с двумя Ангелами по бокам и двуглавый орел с поднятыми крыльями, в средине его, вместо всадника, портрет Императрицы Елисаветы Петровны. Вокруг орла следующие буквы: Б. М. Д. Р. Е. С. В. П. И. В. В. На втором: «Покрову в село Рупцово Сентября в 14 день». На третьем: «Божиею милостию повелением Великаго Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея Русии и благословением отца ево Государя Светейшаго Патриарха Филарета Никитича Московскаго и всея Русии и по обещанию великие Государыне иноки Марфы Ивановны слит колокол Покрову Пресвятыя Богородицы в село Рупцово лета 1637 году Сентября в 14 день». На четвертом: «Me fecit Amstærodami, anno 1641 Assuerus Koster». На поверхности двуглавый орел, с опущенными вниз крыльями, с коронама на головах и со всадником; между голов изображение креста; в когтях нет ни державы, ни скиптра. На пятом: «Божиею милостию повелением великого Государя Царя и великого Князя Михаила Феодоровича всея Руссии и по благословению Великого Государя Светейшаго Патриарха Филарета Никитича Московскаго и всея Руссии и по обещанию Великие Государыни иноки Марфы Ивановны слит колокол к храму Покрова Пресвятыя Богородицы в село Рупцово лета 1627 Сентября в 14 день мастер Филип Григорьев».

Обозревая историю этого храма, нельзя умолчать о ревностной деятельности священника его Ивана Максимова Воздвиженского, с 1820 по 1839 год; его старанием возобновлена в поддержана церковь эта; умножен приход, к которому присоединены домы в Сокольниках.

На погосте, или так вазываемом монастыре, прежде было кладбище, усеянное надгробными памятниками, от него остался один камень, коего полуистертая надпись показывает 1642 год.

В праздник Происхождения Честных Древ, из церкви совершается со времен Митрополита Платона, крестный ход для водосвятия на Яузу. В праздник Покрова Божия Матери и на Сырной неделе около церкви бывает народное гулянье.

По рассказам Московских старожилов, санное катанье на маслянице в Покровском вошло в обычай со времен Императрицы Елисаветы Петровны. Тогда сбиралась вся Московская публика на длинной улице Покровке, простирающейся от Ильинских ворот до Покровского моста на Яузе, подле коего находится Покровский собор. Все жители Покровского села, в русских нарядных платьях, садились у ворот своих на лавках и скамейках, смотреть на катающихся и выказывать свои наряды. Экипажи тихо ехали в два ряда, одни в Покровское, другие обратно к городу. Катанье это было совершенно в русском народность духе; потому что и ныне, об маслянице, также катаются крестьяне по деревням и селам в пошевнях. Но в начале текущего столетия, вместо Покровского, стали уже ездить по Набережной близь Кремля, от Каменного до Устьенского моста. (4)


Источник: Русская старина в памятниках церковнаго и гражданскаго зодчества / Сост. А. Мартыновым ; текст Н. М. Снегирева. - Изд. 2-е с доп. - Москва : В типографии Ведом. Моск. Гор. Полиции, 1848-. / Год 3. - 1852. - 218 с., [15] л. факс.

Комментарии для сайта Cackle