Источник

Владимирский Рожествен монастырь

Церковь Рожествена монастыря во Владимире Кляземском.

В Кляземском Владимире, после Успенского и Дмитриевского соборов, занимает первое место, по своей древности в знаменитости, Рожествен монастырь, основанный Великим Князем Всеволодом III еще прежде заложения там детинца или крепости. Великие Кназья и Святители, перенося свой престол в Кляземский город, по-видимому, желали на своем новоселье сохранить воспоминания о матери градов Русских созданием церквей, во имя тех же Святых, которым праздновали в стольном Kиеве, также в одинаковом названии частей города. Первая церковь в первом монастыре Владимирском посвящена прославлению Рождества Божия Матери, которое соединяется в Kиеве с празднеством Софии Премудрости Божией, (1) и первый детинец или средний город во Владимире наименован Печерным в подражание Киевскому Печерскому. (2)

Касательно основания Рожественской обители летописцы наши, согласно упоминающие об этом событии, разнятся только в указании времени. Летописец Переславский и Софийский временник относят ее ocнование к 1192 году; а в Несторовой летописи по Кенигсбергскому списку, под 1191 годом читаем, что «того ж лета заложи Великий Квязь Всеволод церковь каменну во граде Володимери Рожество Св. Богородицы, Августа в 22 день при Епископе Иоанне». По свидетельству этой же летописи, и согласно с Переславским летописцем в 6705 (1197) году «той же осени освящена бысть церковь Рожество Св. Богородицы, юже созда Великий Князь Всеволод Октября в 27 день на память Св. Мученицы Капитолины», т.е. в тот самый день, когда Церковь празднует память преподобного Нестора летописца Лаврентьевская же летопись показывает освящение Рожественского храма позднее 22 годами. «В лето 6727 (1216) освящена бысть церковь Св. Богородицы Рожество в монастыри великим священьем, Епископом Симоном, месяца Сентября в 7 день, на память Св. Мученика Созона, при Князе Георгии и сыне его Всеволоде и брату его сущу ту Ярославу Квязю Переяславскому, а игуменство держащу Митрофану». По словам Софийского временника, Всеволод III «монастырь созда и в нем постави церковь каменну Рожество Богородицы и та исполни всяким исполнением.»

Как Залесский Владимир при Всеволоде III Юрьевиче был стольным градом Великих Князей: то и первый в нем монастырь признан старейшим над прочими в наименован Великою Архимандриею и до царствования Иоанна IV занимал первое место в списке великороссийских монастырей. (3) С перенесением Святительского престола из Kиева во Владимир, Митрополиты Всероссийские имели свое помещение в Рожествене монастыре, как бы в кафедральном: его прославили своим пребыванием великие ревнители веры и благочестия, всероссийкие Митрополиты: Св. Максим, Петр и Алексий, бывший последннм Епископом Владимирским в XIV веке.

Доблестный поборник св. веры и отечества, победитель Ливонцев и Шведов, благоверный Великий Князь Владимирский Александр Невский, на возвратном пути из Орды, скончавшейся под схимою, в Городецком Феодоровские Богоматери монастыре, (4) погребен был в соборной церкви любимого им Рожествена монастыря Ноября 23, 1263 года. Отпевание св. его мощей там ознаменовано было чудом, которое передает нам летопись. Когда иконом Митрополита Кирилла хотел разгнуть руку усопшего, да вложить в нее Святитель душевную грамоту: тогда благоверный Князь, как бы живой, сам простер руку и принял грамоту от Святителя. (5)

Хотя прежняя столица причислена была к области всероссийских Митрополитов, потом Патриархов; но Московские Господари, из благоговения к святому предку своему Александру Невскому, делали значительные приклады в Рожествен монастырь. Внук его Иоанн Калита в духовном завещании 1328 года отказал Св. Александру, себе в поминанье сельцо на Киржаче (нынешний город Киржачь) другое Леонтьевское, третие Шараповское; а правнук его Иоанн Иоаннович в: 1356 г. – село Павловское. Сын его Великий Князь Димитрий духовною своей 1371 г. подтвердил предсмертную волю отца своего и сверх того, завещал, к Святой Богородице в Володимер «блюдо великое серебряное с кольцы». В силу тайной договорной грамоты Суздальских Князей Василия и Феодора Юрьевичей с Князем Димитрием Шемякою, 1446 года, возвращены им села, данные Великим Квязем Василием Темным Рождествену монастырю, а последнему предоставлено десятое по старине. (6)

До самого нашествия Мамая, мощи Александра Невского опочивали в земле под спудом. Когда закипела роковая брань, тогда подвигся ва помощь своему праправнуку Св. Благоверный Князь. В летописи сохранилась повесть о видении причетнику. В той церкви, где опочивали св. его мощи, зажглась сами собой свечи и два старца, выступив из алтаря, приближились к его гробнице и сказали: «Александре! возстани и спаси правнука твоего Димитрия, одолеваемого иноплеменными». Александр, восстав из гроба, выступил из церкви. (7) Как благоверные Князья Борис и Глеб помогли Невскому одержать победу над Шведами, так и он споспешествовать Донскому сломить полчища Мамаевы. За этим чудесным событием последовало открытие нетленных мощей св. сына Ярослава, прославленных исцелением недужных. Они были поставлены на вскрытии, в соборной монастырской церкви за правым столпом.

Руководствуясь летописями и записками К. Н. Тихонравова, (8) обозрим историю сей обители; Вместе с городом она страдала от нашествия Монголо-Татар и от пожаров. В 1288 году, при разорении Владимира Татарами, убит был ее Архимандрит Пахомий. Нередко терпела она утраты от пожаров; губительнейший из них 1491 г. не только истребил драгоценные утварн в образа, но и коснулся св. мощей Александра Невского. Об этом бедствии так передает нам старинное сказание в рукописи: «В церковь же ту собрашася множество иноков и мирских людей со множеством имени, и абие внутрь церкви тоя все выгоре и с людьми; чудотворные же мощи, на них же аще и бысть видение нечто огненного знамения, но обаче Богом сохранена быша, яко и пелена на гробе его обретеся невредима от того огня». (9) В 1536 году сгорела половина монастыря; в 1683, 1717 и 1719 годах его опустошали сильные пожары. Наконец, по указу Петра I, 1723 года, св. мощи Александра Невского перенесены вз Владимира на берега Невы в С.-Петербургский Александро-Невский монастырь. Владимирские жители со слезами проводили свою отечественную Святыню, и есть в народе предание, что те ворота, из коих вынесены были св. мощи Благоверного Князя, с того времена закладены.

По своей древности и значению в области Русской Иерархии, Рожествен монастырь пользовался многими преимуществами. Переписные книги города Владимира, составленные 1715 г. Лавдратом Князем Артемием Ухтомским, показывают в Рожествене монастыре монашествующих 64 человека, в том числе двух Архимандритов, шесть иеромонахов и пять иеродиаконов. К обиходу монастырскому принадлежали: псаломщики, больничные, вытчики, житейной, конюший, чашник, свечной, подкеларник, просфирной, поваренный, хлебенный, жаровщик, мукосей, птичный, солодовной, огородной, кузнечной, будилыцик, гробовой, погребные гвоздари, церковные сторожа, воротные и рыболовные. Настоятели его предпочтительно избирались в Епископы. Великий Князь Юрий Всеволодович около 1215 г избрал Рожественского Игумена Симона Епископом в Суздаль. На место Симона в 1229 г., по избранию того же Князя, Рожественский Игумен Митрофан посвящен Митрополитом Кириллом. В 1230 году, по избранию племянников Юpия Всеволодовича, Князей Ростовских, посвящен Рожественский Архимандрит Кирилл во Епископа Ростовского. Около 1389 г. того же монастыря Настоятель Павел хиротонисан Митрополитом Пименом во Епископа Коломенского. По соборному избранию и по соизволению Велакого Князя, поставлен во Епископа Суздалю Архимандрит Геннадий 1516 г., а в 1672 г., Архимандрит Филарет во Епископа Ннжегородского, а Архимандрит Питирим в Митрополита Нижегородского и пр. Кроме того, Архимандриты Рожественского монастыря участвовали почти во всех Российских соборах и других Государственных делах. Восточные Патриархи Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский, в проезд свой чрез Владимир, не только посетила Рожественский монастырь; но, с соизволением Царя Алексия Михайловича и с согласия Патриарха Московского Иоасифа, даровали Настоятелю этой обители Филарету право носить на мантии скрижали и употреблять в служении посох Архиерейский.

Хотя еще в 1561 году, по воле Царя Иоанна Васильевича и по грамоте всероссийского Митрополита Макария, дано было первенство Троицко-Cepгиеву монастырю; но Рожествен монастырь всегда состоял в непосредствевном ведении всероссийских Митрополитов, потом Патриархов, напоследок в зависимости от Святейшего Синода, в числе ставропигальных. Архимандриты его Павел и Платов была Членами Святейшего Синода. Когда же указом Императрицы Елисаветы Петровны 1744 года поведано было из Синодальной области учредить четыре епархии, в том числе поставить во Владимире Епископа из Архимандритов Рожественского монастыря Платона, тогда монастырь этот обращен в Архиерейский дом. Таким образом, начиная от Святителя Алексия, бывшего во Владимире Епископом, до 1748 года, там не было Епископов. До учреждения Штатов в 1764 г. Владимирский Архиерейский дом владел 7899 душами крестьян и содержался доходами с вотчин своих. По соединении Владимирской Епархии с Суздальскою, в 1788 году, Епископ Владимирский Виктор перенес было свою кафедру в Суздаль, а дом его назначен был для пребывания Наместников; но в 1798 году, незадолго пред путешествием Императора Павла I в Казань, последовал из Синода указ о перемещении Епископа из Суздаля во Владимир. С того времени, Владимирские Епископы имеют свое пребывание в прежнем Рожественном монастыре. (10)

Таковы были судьбы этого памятника благочестия Всеволода III! Несмотря на многие испытания в течении почти семи веков своего существования, церковь сохранила некоторые остатки и свидетельства своей древности. Главное место в нем занимает прежняя соборная церковь монастыря в честь Рождества Богородицы. Квадрат ее складен из белого камня, но не с деревянными, а с железными связями, без печей внутри. Глава и кровля недавно покрыты белым железом в гладь. Входных дверей трое, из коих над западными еще уцелели узорочные архивольты в Византийском стиле, с них снимок здесь представлен: Храм освещается 23 окнами в два света, с дугообразными перемычками и с железными затворами. С северной и южной сторон при строении три палатки. На внешних стенах заметны следы пожаров, замена белого камня кирпичем, переделка окон и позднейшая пристройка палаток, коих прежнее назначение нам неизвестно; ибо из летописей видно, что при церквах пристроивались бани, или крестильницы, духовницы, сторожницы, усыпальницы, кладовые и потом какие-то теремки, где святили воду на каждый месяц. Так в 1406 году, в Новгороде «и постави Владыка Иоанн теремец камен, идеже воду свящают на всякий месяц, а в 1443 г. Владыка Евфимий постави духовницю камену и сторожницю». (10) У западных дверей снаружи уцелела часть надписи, вырезанной вглубь на камне; она указывает нам время основания монастыря 6699 (1191) года следующими словами:

Во внутренности церковь разделяется четырьмя столпами на три части. От задних столпов прежде были хоры, но в средине храма отломаны и приделаны к западной стене узкие деревянные; остатки прежних сохранились только по бокам столпов у северной и южной стены. Пол в церкви и алтаре чугунный, местами лещадной.

В алтаре, составляющем три отделения, над престолом сень утверждена на осьми столпах с резными вызолоченными капителями; за престолом горнее место о трех ступенях с деревянными вызолоченными креслами для Архипастыря.

В трех поясах алтарного иконостаса с резьбою и позолотою, все иконы живописные. Древний сгорел в 1719 году на 1 Октября. Митрополит Платон в 1790 году нашел эту церковь «пустою и иконостас выгоревшим». Следовательно, теперешний иконостас сделан после того. (11) На правой стороне от иконостаса стоит гробница, где некогда опочивали св. мощи Александра Невского и устроен во имя его придел. Выносный образ Знамения Богородицы, благословение от крестной матери Св. Александру Невскому, стоявший прежде над гробом его, теперь хранится в разнице; но в пределе находится его образ с частию его мощей, данный вкладом Володимерцом гостинной сотни Иваном Стефановым 7198 года.

При этой церкви шатровая колокольня, по стилю своему, относится к XVII веку.

Другая церковь теплая в честь Рождества Христова с приделом, посвященным Иверской Божией Матери. Из алтаря ведет ход в монастырскую ризницу, где была прежде церковь над Святыми воротами. Здания cии вместе с другими, по большей части, устроены в начале XVII века при Митрополгге Ростовском и Ярославском Ионе Сисоевиче и при Епископе Владимирском Платоне, в половине XVIII века.

Восточные ворота Рождествена монастыря

Не останавлвваясь здесь на достопамятностях ризницы и библиотеки, заметим, что монастырь обнесен каменною оградой с 4 башнями, простирающеюся на 283 сажени. В ограде четверо ворот: Святые, Южные, Западные въезжия Восточные. Восточные (которых рисунок здесь помещается), как мы сказали выше, закладены будто с того времени, как вынесены были в них св. мощи Александра Невского: над аркою их изображено Знамение Пресвятыя Богородицы и пред ннм коленопреклоненные, с правой стороны: Митрополит Максим, Великие Князья Андрей и Глеб, а с левой: Св. Александр Невский, Великий Князь Георгий и великомученик Аврамий, Владимирские чудотворцы. На стенах и сводах Святых ворот сохранилась фрески, сходные с открытыми под слоями штукатурки в Дмитриевском соборе. Вверху под самыми вратами изображен Деисус, а по своду на обеих сторонах седящие па престолах, дванадесять Апостолов с разгнутыми в руках книгами, на коих написаны начальные слова имен Апостольских: ПВ. МТ. MP. ФМ. IO, т. е. Павла, Матвея, Марка, Фомы, Иоанна; прочие изгладились. За Апостолами видны сонмы Ангелов, держащих в одной руке начертание имени IС. ХР., а в другой жезл с монограммою сего же имени на верху. При подножии Спасителя, по левую сторону, представляется ад с виющимся от него змием, которого попирает пятою Ангел, предстоящий Спасителю в оправдание слов Господних древнему змию: «той твою блюсти будет главу, и ты блюсти будеши его пяту». Бытия III, 15. На правой стороне изображен рай, где седят на престолах Праотцы Авраам, Исаак и Иаков; при вратах его виден нагой человек с язвами на руках и на ногах, с четвероконечным крестом в руках. Это благоразумный разбойник, по надписи Рах, которому Спаситель сказал со креста: «днесь со Мною будеши в рай». На выступах изображены Владимирские Чудотворцы и два Ангела, один, трубящий на море, а другой на землю. Хотя время этих фресков исторически не определено; но, по стилю своему, они, вероятно, относятся к тому веку, когда Андрей Рублев с дружиною расписывал во Владимире Соборы. Благодаря попечениям Правительства, фрески сии тщательно сохраняются с неболыпим поновлением.

Архиерейским дом во Владимире Клязьменском

В этом монастыре было много надгробных камней, кои, большею частию, в прошлом столетии, употреблены на монастырские потребы. На одних из уцелевших у паперти с трудом можно разобрать следующее: «лета 7122 (1614) Сентября в 25 д преставися раба Божия Анастасея Иванова жена... память преставления Ивана Богослова до Покрова за пять денъ». В самой же церкви сохранился надгробный камень над могилою Игумена Исаии.

В этой общежительной некогда обители составлены Архимандритом ее Викентием служба и житие Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского. На листе, наклеенном на доску переплета утраченной в 1812 году Троицкой летописи, было подписано: Владимирского Рожествена монастыря.

Существующий доныне Архиерейский дом (смотр. рисунок) сохранил, частию, во внешности характер старины. В нем были прежде деревянные, т.е. кирпичные, обложенные досками печи, кои относит местная пословица к чудесам Владимира, где находились: золотые вороты, железные церкви и деревянные печи.


Источник: Русская старина в памятниках церковнаго и гражданскаго зодчества / Сост. А. Мартыновым ; текст Н. М. Снегирева. - Изд. 2-е с доп. - Москва : В типографии Ведом. Моск. Гор. Полиции, 1848-. / Год 3. - 1852. - 218 с., [15] л. факс.

Комментарии для сайта Cackle