Источник

Благовещенская церковь, что на старом Ваганькове

Уже давно не существует этой церкви в Белом городе; от нее осталось только воспоминание в летописях и рисунок в делах Архитектора Калашникова; но как название урочища ее доныне еще не вышло из употребления: то, по отношению его к церкви, мы несколько остановимся на нем, прежде нежели приведем свидетельства о времени ее построения.

История отечественная умалчивает о начале и подлинном значении сего урочища в Московском мире. Ваганьково появляется на Москве в XV веке, когда, с падением великого Новгорода, вся Вага, или Важская десятина, заключавшая в себе южную часть Архангельской губернии, северную Вологодской и восточную Олонецкой, поступила в собственность Московского Великого Князя и тамошние крестьяне стали называться Княжчинскими. В 1472 году Князь Юрий Васильевич Меньшой завещал Ваганьково духовною грамотой старшему брату своему Иоанну III. «А что мое место Ваганьково, да и двор на Ваганкове месте, чем мя благословила баба моя Великая Княжня, а то место и двор господину моему Князю Великому, опрочь того места, что есть того ж места Ваганкова дал Великому Николе в дом на Песноше.» (1) Итак, в конце XV столетия на этом урочище были уже селение, Княжеский двор и подворье Песношского Никольского монастыря, где потом сооружена церковь в честь Святителя Николая; в ней были такие ж два придела, как и в церкви Благовещения Богородицы на старом Ваганькове.

В расходной книге приказа Большаго дворца, 1637 года, встречаем у этой церкви на Ваганькове «Государев новый двор». (2) В начале XVII столетия на Москве упоминается Старое Ваганьково, потому что уже тогда существовало новое; из указа 1627 года, Мая 27, видно, что за старым Ваганьковым бывали народные игрища. (3) Если верить народному преданию, то на Ваганькове жили дворцовые плотники, называвшиеся Ваганами от села Ваги в Костромской губернии; в XVII веке, будто они переведены были отсюда на новое Ваганьково, что на Трех Горах, где стоит церковь Св. Николая. В 1771 году перенесенное от этой церкви кладбище за Пресню названо Ваганьковским.

В числе каменных церквей, строенных Фрязиным Алевизом, в 1514 году была и церковь Благовещения на Ваганькове. (4) Спустя 112 лет после своего построения, она встречается в приходной книге Патриаршего Приказа вместе с церковью Святителя Николая на старом Ваганькове. В Строильных книгах 1689 года об ней упомянуто вместе с другою церковью во имя Св. Троицы. Неизвестно только, та ли самая, которая сооружена была Алевизом, или уже перестроенная после пожара в 1591 году, когда в Белом городе сгорело множество церквей. По указанию Щекатова, она возобновлена в 1719 году и освящена по благословению Игнатия, Митрополита Сарского и Подонского. (5) При ней были два придела, в имя Преподобного Сергия и Четыредесяти Мученик. Разграбленная неприятелем, она, вскоре после 1812 году, была упразднена и сломана, а утвари и некоторые св. иконы поступили в церковь св. Николая Чудотворца.

В Ваганьковском переулке, между подворьем Александровского девичего монастыря и домом купца Семенова, находится небольшая земля под садом: здесь-то была церковь Благовещения Богородицы.


Источник: Русская старина в памятниках церковнаго и гражданскаго зодчества / Сост. А. Мартыновым ; текст Н. М. Снегирева. - Изд. 2-е с доп. - Москва : В типографии Ведом. Моск. Гор. Полиции, 1848-. / Год 4. - 1853. - 140 с., [18] л. факс.

Комментарии для сайта Cackle