Источник

Собор в селе Микулине Городище

Этот древний, еще мало известный памятник церковного зодчества, сохранился от XIV века до нашего времени в селе Микулинском городище Старицкого уезда, в Тверской губернии. На левом берегу Шоши, он стоит среди земляного вала. Осыпь эта, вышиною в 3 сажени и простирающиеся на 280 сажен в окружности, доныне слывет детинцем и городом, потому что здесь, как увидим далее, некогда был город Микулинского княжения; в ней, по указанию описи 1602 года, было двое ворот: одни с Острокольской слободы двойные затворные, с полотенцами в косяк; на этих воротах, огороженных заметом пластинным в столбы, написан был Деисус; другие же вороты в посадской улице были тчаные (досчатые) в один затвор. Теперь это городище принадлежит просвещенному любителю отечественных древностей Подполковнику Николаю Гавриловичу Головину.

Микулин, т.е. Николаев, соименный Галицкому Микулину, в древности, расположен был на обоих берегах Шоши, так что составлял два города и в летописях назывался двумя городами, чрез кои шел путь от Москвы в Новгород. (1)

Микулин 1350 года достался в удел от Великого Князя Тверского Александра Михайловича сыну его Князю Михаилу. В 1370 и 1376 году этот город взят на щит Великим Князем Московским Дмитрием Иоанновичем; множество жителей его отведено было в плен (2). Совместник Донского Князь Михаил Александрович незадолго пред блаженною кончиной своей, 1398 году соорудил здесь каменный собор в честь тезоименитого себе Архангела Михаила, предназначив его в усыпальницу себе и своим потомкам, без сомнения, в подражание Московскому Архангельскому собору. О времени построения и о создателе этой церкви читаем на стене паперти следующую надпись: «В лето 6906 построен собор сей Архистратига Михаила Великим. Князем Тферским Михаилом Александровичем при владыке Орсенье.» Храм этот, освященный Св. Архиепископом Тверским Арсением, украшаем был вкладами Микулинских Князей, из которых последний в Микулине княжил Феодор Андреевич Телятевский; с его кончиною пресеклось мужеское колено Тверских Князей.

Для сравнения с настоящим видом Микулинского собора приведем здесь описание его за 250 лет, которое покажет нам внешнее состояние и украшения храма во вкусе Русской древности, любопытные и важные для нас по их отношению к отечественной археологии. (3) В 1602 году, в этом соборе находились, кроме главного престола, два придела, один в честь Св. Григория Богослова, а другой во имя Св. Димитрия Селунского. По сказанию той же описи, эта «церковь построена о пяти верхах, крыта дранью в застрехи, главы биты черепицею зеленою, мелкою чешуею; на главах кресты железные резные, во главах оконницы слюдяные. Округ церкви 42 окон красных, по три на сторону, а в них окончины слюдные ж, три двери входные, у всех дверей затворы железные, да слюдные с репьями и фластами железными ж лужеными, под репьи подложено сукно разных цветов. У слюдных дверей решетки железные. Вокруг церкви в трех местах над дверьми в киотах стенное письмо; над входными церковными дверьми Деисус поясной, да по сторонам две иконы Ангелов входных, да образ Деяния Страшнаго Суда старинной, писан на золоте.»

Алтарные иконостасы в главном храме и приделах были в три пояса, или тябла. Царские двери, столицы и сень в первом «резныя золоченыя; на них писаны Евангелисты, да Благовещение. Двери, столицы и сень по полям обложены флямами, флямы крыты разными цветами. По правую сторону Царских дверей местных святых икон: образ Господа нашего Иисуса Христа, писан на золоте, обложен серебром, на полях оклад басменной, венец сканной с финифтом, цата серебряная резная, в цате три яхонта в гнездах, до прикладу камень лал в гнезде серебряном позолоченном. Пред образом лампада медная, кисть толковая с золотом, чашка обнизана бусою с камышки. Чепь железная золочена. Образ грознаго воеводы Архистратига Михаила писан на золоте, венец резной серебряной золочен, в нем три камня в серебряных гнездах, пелена кумашная, опушка крашенинная лазоревая; в прикладе Архистратига 4 рубль, 42 алтын и 3 деньги золочены; пелена суконная червчатая, сукно багрецовое, крест и кружево золотное. Перед образом свеща поставная, восковая, писана красками. – Образ Николая Чудотворца Можайский писан на золоте, венец басменной серебряной, позолочен, в венце три камня венисы в гнездах, пелена камка крашенинная лазорева; в прикладе Николая Чудотворца 10 рублей, 2 алтына и 4 денги. Перед образом лампада медная с чепями, поволочена, кисть разных шелков. По левую сторону Царских дверей образ Пречистыя Богородицы Одигитрия писан на празелени, венец чеканной с городами, гривна большая серебряная белая; под гривною подушка бархатная, лазоревая, поднизь жемчужная по лазоревому атласу низана в рефид с зерна, в поднизи гнезда низаны в снизь жемчугом, а в ней вениса, да две бирюски. У Предвечнаго Младенца ожерелье низано в рефид с жемчугом мелким и с дробницами. Покров дорогильной лазоревой, на нем нашит золотом Симеон Богоприимец; кисть шелковая с серебром, пелена дорогильная желтая, середина обьярь по алой земле золотная с травами серебряными, крест и поднизь шиты золотом. Приклад три креста аспидны в серебре золочены, серги золотыя двойчатки, лапки с финифтом и жемчугом. Перед образом лампада золочена с чепьми, кисти шелковыя с золотом: у того образа завесь тафтяной брусничной.»

Три тябла алтарного иконостаса состояли из сосновых брусьев, утвержденных концами в стены; с лица расписаны они по левкасу цветами, травами и узорами; в пазы этих брусьев вкладывались иконы. «В первом тябле над царскими дверьми праздники писаны красками, в другом тябле образ Софии Премудрости Божией писан на золоте, до 12 Апостолов писаны на празелени в окладах, оклады басменные, венцы главныя с репьями. Перед образом Софии паникадило железное, старинное о шти ручках. В третьем тябле 12 образов Праотец и Пророков писаны на празелени. В небе Господь Саваоф писан на золоте.»

В приделах Св. Димитрия Селунского и Св. Григория Богослова, по описи 1602 года, Царские двери были резные, поля их слюдные обложены свинцом; на них изображены были Евангелисты. В первом храмовая икона, писанная на празелени, украшена серебряным резным венцом с гривною; в другом, писанная на охре с серебряным сканным венцом. Пелены у того и другаго тафтяные, опушенные кумачем. Пред образом Св. Димитрия стоял подсвещник вощаной, расписанный красками, с оловянным шандалом; пред иконой Св. Григория висела медная лампада с лужеными цепьми. У того и другого придела алтарные двери простые, неписанные, обложены сукном червчатым вгладь.

В алтаре главного храма каменный престол облечен был в дорогильную индитию, а задняя сторона покрыта кумачною срачицей. На престоле лежало Евангелие, наволоченное серебряною травчатою обьярью; верхняя его доска была серебряная гладкая с трубами, в средине Воскресение Xpистово и Евангелисты; сверх того, четыре места Страстей Господних чеканные золоченые, по углам четыре Херувима белые серебряные; застежки серебряные чеканные на вертугах; на исподней стороне средина с подписью и наугольниками чеканными золочеными. Напрестольной крест был в басменном серебряном окладе, с Распятием литым золоченым. Покров на престоле тафтяной пестрядинной, опушен камкасеею желтою, подбит русскою выбойкой; предпола рытого бархата, шитая золотом с дробницами; вокруг престола под сенью завес тафтяная алая. В самой же сени утвержден был на серебряной цепи голубь дароносный серебряной. За престолом стояла икона Знамения Богородицы, а на исподней стороне деки образ Святителя Николая. Жертвенник каменный покрывала выбойка русская крашенинная; над ним стояла икона Владимирския Богоматери, украшенная серебряным венцем, цатою и окладом басменным с трубами. В ризнице хранились сосуд, потир, дискос, лжица, блюдцо и звездица серебряные, белые, копие булатное с серебряным череном; другие сосуды были деревянные, старинные, крашеные; крест воздвизальный большой обит серебром чеканным белым. Сверх того, там находились плащаница, шитая по червчатому атласу, вкладу Княгини Анны Микулинской, кадило серебряное с цепьми, весом полторы гривенки, другое медное, также медные водосвятная чаша, укропник, кратира, кунган, подсвешник выносный железный, четвертина оловянная с двумя кольцами, фонарь выносный слюдный с жестью. В числе церковных утварей находились необходимые для совершения таинства крещения и бракосочетания: купель железная с кольцами и деревянные венцы крашенные, на коих написаны были Деисус и Пресвятая Богородица. Ризница богата была облачениями из атласа, золотного бархата, тафты и киндяка, между прочим из кумача и крашенины; в церковной библиотеке, кроме богослужебных книг печатных и писменных, хранились послания Святителей и грамоты Тверских Князей, синодики Микулинских Князей. Пред алтарным иконостасом висело медное большое паникадило о 30 шандалах с крестом на матице и с яицом страусовым у глобуса.

На палатях у западной стены с переломною лестницей хранились в киотах за слюдою путные Княжие образа, как значатся в вышеприведенной описи: образ Всемилостиваго Спаса в серебряном резном окладе с трубами, с венцом и цатою серебряными, чеканными золочеными, крест деревянный, обложенный серебром, 50 тельных крестов прикладных серебряных и медных, да перстень серебряный. Под палатами 10 гробов Микулинских Князей, о коих скажем впоследствии. Внутренность церкви тогда украшало стенное письмо.

К церкви принадлежала деревянная брусяная шестигранная колокольня, крытая тесом в чешую; на этой колокольне висело семь колоколов и железное било, которое прежде заменяло колокола при церквах.

Из этого обнаруживается, в каком состоянии находился Микулинский собор, который с 1602 по 1853 год потерпел разные утраты и изменения во внешности своей, хотя главная основа его уцелела в неприкосновенности.

Материал, кладка, план, фасад и стиль этого храма достойны внимания археолога и зодчего. Собор складен из крупного, хорошо обожженного кирпича, который служит облицовкою булыжнику внутри стен. Прочность здания обеспечена толщиной стен и связями, кои до 1850 года были деревянные, потом заменены, по большой части, железными. Шириной и длиной оно 21 аршин; квадрат его, с каждой из четырех сторон, разделенный четырьмя лопатками, образует три арки с девятью сводами, на коих лежала гонтовая кровля, в последствии замененная железною, а дуги, сверху забранный кирпичем, сравнены в прямую линию. Окна в три света на каждой стене, одно над входом, остальные же два над цоколем, древние с дугообразными перемычками. Пять глав, как знамение Иисуса Xриста, верховного главы Церкви, и четырех Евангелистов, увенчивают квадрат храма. С массивностью и прочностью строения соединена правильность архитектурных линий и соразмерность частей, составляющих стройное целое.

Как во внешности, так и во внутренности сего храма зодчий выразил тот священный символизм, каким запечатлены древние церкви. Двенадцатью столпами Микулинский собор образует четвероконечный крест, служивший основою Греческой церкви, как бы в ознаменование XII Апостолов, которым равночисленны и двенадцать лопаток на внешних стенах здания. К этому кресту с одной стороны примыкают два отделения алтаря, предложение, или жертвенник и ризница, или по Стоглаву, кутейник, а с другой две усыпальницы Князей Микулинских с их потомками.

Тот же символизм заметен в освещении внутренности здания тремя окнами в трех стенах, тремя арками вверху, девятью сводами и девятью окнами в фонаре средней главы. Сии духовно-знаменательные числа, соответствующие то Св. Троице, то девяти чинам Святых, то четырем Евангелистам, то двенадцати Апостолам, повторяются и в других частях дома Св. Архангела Михаила, где все должно напоминать о предметах св. веры и благочестия. Вероятно, православный зодчий имел в виду такой символизм числ при симметричном расположении частей храма.

Входные двери с полукруглыми перемычками, окаймлены тройным архивольтом. Над западным входом внутри утверждены на брусьях деревянные висячие палати, о коих сказано выше.

В четырех поясах старинного алтарного иконостаса, заменившего древнейший, представляется в лицах небесная торжествующая Церковь Святых, как высший образец земной, воинствующей: вверху Господь Саваоф с предстоящими ему Пророками, в средине Иисус Христос с Апостолами, потом двоенадесятые Праздники и местные иконы на поклоне. В каждом поясе, кроме среднего, по 12 образов, кои почти все древние, Новгородского пошиба. Здесь нельзя оставить без внимания древнейшего алтарного иконостаса, закрытого новым, сделанным по образцу первого. Он состоит, как мы заметили выше, из сосновых брусьев, кои служили преградою и вместе тяблами иконостаса в древнейших церквах. Для обращика прилагаем здесь рисунок и план бруса от первоначального иконостаса, изображенный в шестую долю против настоящей величины.

Во внутренности алтаря тоже тройственное его деление, какое усвоено Восточною православною Церковию и освещение тремя окнами с востока. Престол и жертвенник складены из кирпича; на верхней стороне первого выложен четвероконечный крест из белого камня с резьбою. – В Тверских писцовых книгах 4635 года обозначены при главном престоле два придела: 1) во имя Св. Григория Богослова и 2) Св. Димитрия Селунского, кои в 1655 году уже переименованы были первый в честь Введения Пресвятыя Богородицы, а другой во имя Св. Великомученицы Варвары. В последствии место одного придела заступил жертвенник, а место другого – ризница, где из древних утварей сохранились только оловянные сосуды, а из книг: Евангелие, печатанное при Царе Bacилие Шуйском, и письменный синодик XVI века, где внесены Микулинские владельцы с их родами.

Обозревая святыню храма, существующего уже пятое столетие, не оставим без внимания и усыпальницы Князей Микулинских у западной стены. Здесь под сводами церкви в склепах опочивают Князь Микулинский Феодор Михайлов, сын его Князь Александр Феодорович, Князья Феодор Александрович и Михаил Феодорович, Княгиня София, супруга Князя Дмитрия Ивановича Микулинского, убитого при взятии Казани, Ирина Андреевна Головина, дочь Князя Андрея Андреевича Микулинского-Телятевского, жена Стольника Якова Никитича Головина. На правой стороне надгробные памятники Бориса Александровича, Андрея Борисовича и Ивана Андреевича и супруги его Евдокии, Петра Ивановича, Андрея Петровича, Андрея Андреевича, Феодора Андреевича. Против гробниц с левой стороны читаем на столпе следующей стенной синодик:

«Помяни, Господи, души усопших раб твоих Князей Тферских и Микулинских, зде лежащих: Князя Феодора Михайловича и сына его Александра и внука Феодора Александровича и правнука Михаила Феодоровича и праправнука Ивана Михайловича.»

«Помяни, Господи, Князя Семена Ивановича Пункова и жену его Авдотью и братьев Димитрия Ивановича и жену его Софью, Князя Петра Ивановича Микулинскаго-Телятевскаго и сына его Андрея и внука Андрея Андреевича и правнуков Феодора, Ирину Головину и Федосью Голицыну.»

В 1602 году на 10 гробах Микулинских Князей были покровы суконные черные, опушены камкасеею желтою, кресты миткалевые, подбиты крашениною; пред ними стояли три подсвечника деревянных точеных, крашеных, поддонники медные, свечи поставные восковые писаны красками с травами, налепы жестяные.

Из этих надгробий девять вскрытые и осмотренные Графом Н.П. Румянцевым, были уничтожены для простора в церкви, а над остальными нынешний владетель Микулина, Н.Г.Головин, как знаток и блюститель отечественной древности и благоговейный чтитель памяти предков своих, устроил покровы из малинового сукна с крестами из золотого позумента и балдахины с Княжескими коронами.

Кроме сего надгробия, о Микулинских Князьях свидетельствуют найденные здесь в земле их пулы, печати и деньги серебряные и медные XV века, кои хранятся во многих нумизматических кабинетах. Недавно еще открыты Г. Головиным в Микулине явственные следы 18 церквей, а в осыпи древняя серебряная чашка чеканной работы, с изображением на дне Св. Георгия и четырех Евангелистов по краям. (4)

Сей древнейший храм в Тверской губернии 1850 года возобновлен помещиком Микулина Н.Г. Головиным, а Сентября 17, того же года, освящен Архиепископом Тверским и Кашинским Гавриилом, который торжество сие ознаменовал словом своим. (5) В пастырской беседе своей, обращаясь к обновителям храма, Преосвященный говорит:

«От Господа вы прияли все дары, и ему посвящаете во славу Имени Его. Ваше усердие пред нашими очами; ваша щедрость на благое благоугодное дело так благолепно, украсила сей дом Божий, что он, блистая новостию, соответствует и сединам давно прошедшаго времени, в котором храм основан.»


Источник: Русская старина в памятниках церковнаго и гражданскаго зодчества / Сост. А. Мартыновым ; текст Н. М. Снегирева. - Изд. 2-е с доп. - Москва : В типографии Ведом. Моск. Гор. Полиции, 1848-. / Год 4. - 1853. - 140 с., [18] л. факс.

Комментарии для сайта Cackle