М.С. Самарцева

И.Н. Корсунский: об интеллектуальном наследии

Источник

Жизнь знаменитого российского богослова, филолога, переводчика, профессора кафедры греческого языка и словесности Ивана Николаевича Корсунского во многом связана с двумя учебными заведениями: Московской духовной академией и Тульской духовной семинарией. Это нашло отражение в его работах, опубликованных, в том числе, в Тульских епархиальных ведомостях с 1877 по 1893 гг. Интересны методологические инструкции и правила для учащихся, составленные И.Н. Корсунским в первые годы педагогической деятельности. Не осталась без внимания и проблема организации народного образования в целом, а также сельских школ в частности. В статье «Из сельской школьной хроники» И.Н. Корсунский проследил весь процесс становления сельской школы, включая наиболее сложные вопросы, с которыми приходилось сталкиваться организаторам школы, учащимся и родителям. В одной из статей была раскрыта тема организации Братства преподобного Сергия при Московской духовной академии; изучались и ряд других вопросов. Каждая из рассматриваемых проблем в работах И.Н. Корсунского изложена на высоком профессиональном уровне. Статьи И.Н. Корсунского содержат ряд тезисов актуальных для современности.

Далеко не каждому даже среди специалистов, известен профессор Московской Духовной Академии Иван Николаевич Корсунский (1849–1899). В то же время на международной конференции в Санкт-Петербурге было отмечено, что его имя незаслуженно забыто, хотя труды «до сих пор сохраняют научную актуальность» [14, с. 3].

Представитель Папского Восточного института (Рим), в свою очередь, говорил о И.Н. Корсунском, как «ярком примере русской эрудиции второй половины XIX века»; подчеркивал, что написанная им биография митрополита Филарета – «шедевр церковной истории» [13, с. 93].

Вместе с тем нельзя сказать, что библиографии о И.Н. Корсунском не существует. Уже современники отмечали, что он «оставил о себе неизгладимую память талантливого, удивительно неутомимого, до самопожертвования, преданного своему делу труженика … Печатные труды Ивана Николаевича носят на себе характер выдающейся, неисчерпаемой эрудиции по разным отраслям богословской, святоотеческой, церковно-исторической и библиографической литературы» [12, c. 28].

Один из его последователей – М. Руднев подчёркивал: «Как ученый, профессор и писатель, он успел сравнительно в непродолжительный промежуток времени дать нашей печати столько разнообразных сочинений, что один беглый перечень их представляет не незначительный труд: им напечатано всего около 280 названий» (2 марта 1899 года было напечатано 277 работ) [12, c. 28].

В разное время о трудах И.Н. Корсунского говорилось в работах Н.И. Барсова «Корсунский, Иван Николаевич» [1], К. Симона «Иван Николаевич Корсунский и биография святителя Филарета (Дроздова)» [13, c. 93–98], С.Д. Юревича «Профессор Московской духовной академии Иван Николаевич Корсунский (1849–1899): портрет ученого» [14] и др. Л.Л. Махно в статье «Исследование церковного призрения и нищелюбия отечественными историками на рубеже XIX – XX вв.» рассматривает отдельные вопросы биографии И.Н. Корсунского, приводит цитаты из его работ, в том числе, о тульском духовенстве [11].

В общей сложности И.Н. Корсунский написал около 300 работ. Некоторые из них были опубликованы на страницах главного печатного издания Тульской епархии – Тульских епархиальных ведомостях. Публикацию ряда исторических очерков в Ведомостях также курировал И.Н. Корсунский.

Прежде, чем акцентировать внимание на статьях И.Н. Корсунского в Тульских епархиальных ведомостях, кратко остановимся на его биографии. В целом, это – обобщение сведений из общедоступных источников.

Будучи профессором Московской духовной академии по кафедре греческого языка, И.Н. Корсунский приобрел большую известность как библеист, филолог и переводчик, внес большой вклад в исследование истории церкви, занимался переводом на русский язык творений святых отцов, а также, жизнеописанием русских иерархов, в особенности, митрополита Филарета Дроздова.

В1879 году, вступив в Московской духовной академии на должность библиотекаря, он стал заниматься описанием книг, а также составил 5 выпусков Системного каталога книг Фундаментальной библиотеки.

Иван Николаевич Корсунский родился в Туле, учился в Тульской духовной семинарии, а в 1874 году вступил там же на должность преподавателя греческого языка. За шесть лет, проведенных в стенах семинарии, И.Н. Корсунский опубликовал статьи, представляющих интерес не только для своего времени, но и для современного научного сообщества. Некоторые из публикаций связаны непосредственно с его работой смотрителя училища, в должности которого он пребывал в течение трех лет (1876–1879).

Итак, свой путь к профессорским вер шинам И.Н. Корсунский начинает с практической деятельности, что нашло отражение в его первых публикациях.

В 1877 году вышла в свет «Инструкция надзирателям в тульском духовном училище, составленная, по поручению правления, смотрителем оного Иваном Корсунским». В этой Инструкции «надзиратель» рассматривается как «старший брат в религиозно-нравственном, умственном и физическом развитии», как человек, берущий на себя внеклассную деятельность и отвечающий за выполнение работы перед помощником смотрителя. Их основная задача состояла в том, чтобы «средствами нравственными достигать предположенных целей воспитания собственным примером и словом убеждения». Надзиратели должны были соответствовать роли основного воспитателя подрастающего поколения в стенах образовательного учреждения [5, c. 65–78].

Особое внимание в Инструкции уделяется физическому воспитанию учащегося: «Надзиратель бдительно следит за выполнением условий физического благосостояния учеников вверенного ему класса, всячески стараясь устранить причины возникновения болезней здоровья» [5, c. 65–78]. Подчеркивалось значение гигиены, режима дня, здорового образа жизни, а также «не усвоено ли им (прим. учеником) каких-либо более менее усиленно скрываемых навыков, могущих вредно действовать на его здоровье (тайный чувственный грех, табакокурение, винопитие и пр.)». Рекомендовался усиленный присмотр       за заболевшим учеником и мн. др. К примеру, вот такие рекомендации даются надзирателю, касательно соблюдения гигиены учащимися: «надзиратель внушает им чище мыть лицо и особенно руки, при том даже с мылом, держать в чистоте уши, нос, рот и зубы и отнюдь не оставаться долго в черном белье, дабы от нечистоплотности не развились болезни, особливо накожные, не разбрасывать одежды и прочих вещей в беспорядке, где ни попало, не складывать черного белья вместе с белым, не держать в комнатных ящиках хлеба и других съестных снадобьев, особенно сырых, ибо они, будучи содержимы в комнатах долгое время, окисляются и предаются гниению и тем портят воздух, постель держать в порядке       и опрятности» [5, c. 65–78].

Через год после написания Инструкции, в 1878 году, И.Н. Корсунский составляет правила для учеников, где отшлифовывает общие нормы поведения. Объясняет обязанности, необходимость прилежного обучения и общения с педагогами, другими учениками: «… к высшим и старшим себя лицам духовным ли то или светским, ученики должны быть подчительны … снимать фуражку и вежливо отдавать поклоны, … держать себя прямо, в разговоре быть свободным, но вместе учтивым и вежливым: всякие замечания, внушения и выговоры с их стороны принимать с покорностью и доверчивостью, все приказания исполнять беспрекословно и пр.». [6, c. 33–34].

Обе работы написаны в доступной форме, иллюстрируют образ жизни и основы воспитания в стенах духовного заведения конца XIX века. Интересно, что в этих работах – наставлениях И.Н. Корсунский затрагивает широкий спектр вопросов. Это не только богослужебные аспекты (молитвы, соблюдение поста), но и основы этики, общей воспитанности. Подчеркивалась значимость для подрастающего поколения проявления уважения к старших, необходимость следить за своим поведением не только в стенах учебного заведения. Отмечалась значимость должного общения с незнакомыми людьми, с «другими сторонними лицами из рабочего и торгового класса или со сверстниками по летам, к какому бы они состоянию и сословию не принадлежали, в случае встречи с ними в училище или вне училища» [6, c. 33–34].

Поскольку тексты И.Н. Корсунского были опубликованы на страницах Тульских епархиальных ведомостей, то перед каждым читающим открывалась «картина урока». Вначале – утренняя молитва, собственно начало урока; задачи, стоящие перед дежурным, как «дежурный ученик, замечая, кого нет в классе, затем, по приходу учителя и по прочтении молитвы, заявляет об этом учителю»; встреча с педагогом: «при входе учителя в класс все ученики должны встать и назначенный смотрителем очередной ученик неспешно, с должным благоговением читает положенную молитву, после молитвы все должны сделать вежливый наклон учителю и потом сесть на свои места, когда он позволит». Регламентировалось поведение во время уроков, возможность покинуть класс в случае необходимости, окончание занятий, поведение в общежитии и уход за тетрадями и книгами [6, c. 33–34].

Ценность этих правил – инструкций не только в том, что написаны автором, который через некоторое время обрёл Всероссийскую известность, но и в том, что позволяют ввести в расширенный научный оборот не самые известные аспекты из бытовой жизни духовных училищ конца XIX века. А это – ещё один кирпичик в построение той самой истории повседневности, что для России позапрошлого столетия на фундаментальном уровне так и не изучена.

Иного «формата и стиля» статья И.Н. Корсунского «Из сельской школьной хроники». В ней – размышления о том, как повлиять на развитие грамотности среди крестьян, сделать рывок в сторону открытия новых школ в селах и деревнях. Здесь подчеркивается, что «крестьянину присущ практический склад ума» [8, c. 301] и только, осознав полезность и нужность образования, он начнёт это образование получать.

И.Н. Корсунский разделил «безграмотное население» на три категории: «Одна из них не поднялась, а, пожалуй, и не способна подняться до сознания нужды школьного обучения; другая в данную минуту не заинтересована грамотностью, потому что не имеет ни детей, ни внуков, которые могли бы обучаться в школе. Обе сходятся в том мнении, что дело, без которого можно обойтись, потребует все-таки расхода, а рублей-то-де у них не Бог весть сколько. Этот последний довод встречает себе сочувствие, одобрение со стороны многих и многих. Эти многие – не противники грамотности, но охотно примыкают к противникам…». И от конечного решения этих людей, зависело, будет ли школа в том или ином селе [8, c. 301].

Иван Николаевич подчёркивал, что в случае положительного ответа «о школе», перед сельским обществом стояли новые вопросы: «За какую цену нанять учителя, помещение для школы; расчислить, почему (поскольку) придется обложить каждую душу для покрытия означенных расходов; позаботиться о подыскании и учителя-то подходящего…». Обычное помещение, зачастую выбираемое для школы, И.Н. Корсунский описывает как комнату в одной из изб, ничем не отличающуюся от соседских, где почти всё место занимает печь, в этой же комнате хозяева занимаются своими делами, а в зимнее время находится и скот. Да и учитель зачастую, не педагог, а «им может быть всякий грамотный человек, начиная с отставного солдата и кончая выходцем их Орловской, Калужской губернии чиновником неизвестного ведомства» [8, c. 301].

Читая подобные строки о сельской школе, современники Н.Н. Корсунского представляли себе затхлую комнатку, на лавках которой расположились несколько десятков детей, потрепанные книги, невнятный гул голосов…

Автор старался показать, как обстоят дела в школах, нередко брошенных на произвол судьбы, где нет средств, хорошего педагога, где занятия проходят не регулярно, а полагаться можно лишь на самих себя. Приводя отдельные истории из жизни крестьянской семьи, того же Петра, Потапа или Мишутки, А.Н. Корсунский показывал сельский быт, что видел сам и делился с читателями пониманием того, как можно улучшить ситуацию.

Казалось бы, нарушая логику изложения, стоит упомянуть о статье «Памяти профессора И.Н. Корсунского» [12, с. 29]. Дело в том, что именно из этой публикации становится ясно, что в 1880 году вышла в свет еще одна статья И.Н. Корсунского «Открытие Братства преподобного Сергия при Московской духовной академии», подписанная как «Один из членов братства». Автор высказал пожелания: «Дай Господи, чтобы благая цель братства получала все более и более средств к своему осуществлению, чтобы не только бывшие воспитанники академии, но и сторонние лица, поняв всю высокость этой цели, без сожаления, делали посильные приношения в братство, способствуя тем высшему образованию бедного молодого поколения, которое, в свою очередь, отплатит обществу плодами своего духовного просвещения, имеющего поддержать и укрепить все связи, обеспечивающие общественное благосостояние от разрушающего влияния злых печаль кроющихся в обществе!» [9, c .309].

Возвращаясь к общей хронологической линии изложения, отметим, что со страниц Тульских епархиальных ведомостей становится известно, как 28 февраля 1878 года И.Н. Корсунской выступил с речью при погребении протоиерея А.Д. Державина: «… произнесена была «надгробная речь» преемником его по службе в тульском духовн. училище И.Н. Корсунским, смотрителем этого училища» [7, c. 188]. Обращаясь к многочисленным присутствующим, Иван Николаевич говорил о покойном, как о человеке, чьи советы и научения «были тем благотворнее и плодотворнее для нас, что глубоко коренились в началах веры, которая освещала ум и проникала все его мысли» [7, c.188].

Спустя годы, после завершения работы в Тульской духовной семинарии, Иван Николаевич не забывал о своём первом месте службы. В 1889-ом году он выступил в роли руководителя при написании статьи Николаем Ивановичем Борисоглебским (архимандритом Григорием, настоятелем Русской посольской церкви в Константинополе), способствовал её публикации в Тульских епархиальных ведомостях. Эта статья была посвящена воспитанникам Московской духовной академии, выходцам из Тульской Семинарии за 75-летний период (1814–1889) [3, c. 3–26].

Николай Борисоглебский так же являлся выпускником Тульской семинарии (1881–1887) и Московской духовной академии (1887–1891), где был в числе первых студентов.

Во многом, благодаря этой статье, можно узнать значимые факты из жизни и деятельности таких выпускников Тульской духовной семинарии, как Михаил Сахаров – ставшего после выпуска учителем низшего грамматического класса Тульской семинарии; Дмитрий Соколов – стал учителем одного из классов [2, c. 285–302]; магистр Димитрий Михайлович Соколов, кандидат Иван Тимофеевич Райский, кандидат Феодор Григорьевич Райский, ректор Тульской семинарии, архимандрит Михаил Афанасьевич Сахаров (в монашестве нареченный Моисей) [3, c. 3–26]; учитель высшего учебного отделения Тульского уездного училища Петр Азбукин, учитель низшего класса Иван Мерцалов и многие другие.

Большая часть обобщённой в статье информации основана на документах о выпуске воспитанников, хранящихся в Духовной семинарии и на воспоминаниях самих выпускников.

Работа о воспитанниках Московской духовной академии из Тульской семинарии публикуется, когда Николай Борисоглебский умирает в возрасте двадцати шести лет.

Уже в качестве профессора Московской духовной академии И.Н. Корсунский писал об ушедшем друге и ученике: «…мне, ниже подписавшемуся, приходится оплакивать безвременную потерю умершего 18 ноября сего 1893 года друга моего, настоятеля Русской посольской церкви в Константинополе, архимандрита Григория, в цвете лет сраженного злым недугом. … Путь для духовного развития и совершенствования о. Григория, кратковременный, но блестящий, в значительной мере, осмелюсь сказать, совершался при моем участии и на моих глазах, с любовью взиравших на пышный расцвет юности его». [10, c. 451–467].

По поводу самой работы «Воспитанники Московской духовной академии из Тульской духовной семинарии за 75 лет (1814–1889)» Иван Николаевич констатировал: «К сожалению, быв задуман в широких размерах, труд этот остался далеко не законченным!..» [10, c. 451–467].

Со дня смерти самого Ивана Николаевича Корсунского прошло больше века. Он скончался 10 декабря 1899 года, но продолжает жить своих трудах – статьях, речах, переводах, толкованиях. Его многогранное интеллектуальное наследие становится источником знания и вдохновения для современных исследователей. Хотелось бы верить, что имя И.Н. Корсунского займет достойное место среди действительно незаурядных личностей и выдающихся умов XIX века. Отдельные тематические сведения, почерпнутые со страниц Тульских епархиальных ведомостей, позволяют сделать информационный портрет жизни и деятельности И.Н. Корсунского полнее и, в чём-то, понятнее. Всё же к своей знаменитой докторской диссертации «Перевод семидесяти. Его значение в истории греческого языка и словесности» И.Н. Корсунский пришёл и через «провинциальный» период своей деятельности.

Список литературы

Барсов Н. И. Корсунский, Иван Николаевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). – СПб., 1890–1907.

Борисоглебский Н. Воспитанники Московской духовной академии из Тульской Семинарии за 75 лет (1814–1889) // Тульские епархиальные ведомости. Прибавление. 1889. №21. С. 285–302.

Борисоглебский Н. Воспитанники Московской духовной академии из Тульской Семинарии за 75 лет (1814–1889) // Тульские епархиальные ведомости. Прибавление. 1890. №1. С. 3–26.

Борисоглебский Н. Воспитанники Московской духовной академии из Тульской Семинарии за 75 лет (1814–1889) // Тульские епархиальные ведомости. Прибавление. 1890. №7. С. 211–228.

Корсунский И.Н. Инструкция надзирателям в тульском духовном училище, составленная, по поручению правления, смотрителем оного Иваном Корсунским // Тульские епархиальные ведомости. 1877. №2. С. 65–78. Оф. Часть.

Корсунский И.Н. Правила для учеников тульского духовного училища, составленная училищным правлением и утвержденная Его Высокопреосвященством // Тульские епархиальные ведомости. 1878. №2. С.33–34.

Корсунской И.Н. Погребение протоиерея А.Д. Державина // Тульские епархиальные ведомости. 1878. №6. С.188–191.

Корсунский И.Н. Из сельской школьной хроники // Тульские епархиальные ведомости. 1880. №22. С. 301–308.

Корсунский И.Н. Открытие Братства Преподобного Сергия в Московской духовной академии // Тульские епархиальные ведомости. 1880. №22. С. 309–311.

Корсунской И.Н Архимандрит Григорий (Борисоглебский) // Тульские епархиальные ведомости. 1893. №24. С. 451–467.

Махно Л.Л. Исследование церковного призрения и нищелюбия отечественными историками на рубеже XIX–XX вв // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2012. №3

Руднев М. Памяти профессора И.Н. Корсунского // Тульские епархиальные ведомости. 1900. №1. Неоф. часть. С.29–33.

Симон К. Иван Николаевич Корсунский и биография святителя Филарета (Дроздова) // XIX Ежегодная конференция ПСТГУ: Материалы. Т.I. М.: Издательство ПСТГУ, 2009. С. 93–98. – 410 с.

Юревич С.Д. Профессор Московской духовной академии Иван Николаевич Корсунский (1849–1899): портрет ученого // Доклад на XXXVI Международной филологической конференции СПбГУ в секции «Библия и христианская письменность. Санкт-Петербург, 13 марта 2007.

Об авторе

Самарцева Мария. Сергеевна – аспирант кафедры истории государства и права Тульского государственного университета (Россия), E-mail: mas5592@yandex.ru.


Источник: Самарцева М.С. И.Н. Корсунский: об интеллектуальном наследии // Вестник Брянского государственного университета. 2018. № (2). С. 181-187.

Комментарии для сайта Cackle