Источник

Глава 3

Зач. 5-е. Иоанн Креститель и его проповедь

Читается в субботу пред Крещением и на 1-м часе в навечерие Крещения.


1. Во дни̑ же ѡ҆́ны прїи́де і҆ѡа́ннъ крⷭ҇ти́тель, проповѣ́даѧ въ пꙋсты́ни і҆ꙋде́йстѣй В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской

Во дни же оны (в те дни). Выражение неопределенное, часто встречающееся в Евангелиях. Оно употребляется, когда говорится не только о таких происшествиях, которые тотчас последовали, но и о таких, которые были по истечении многих лет (Злат.). Здесь выражение: в те дни может означать то время, когда И. Христос жил еще в Назарете. Иоанн Креститель был сын благочестивого священника Захарии и жены его Елисаветы. Он был Предтечею Христа Спасителя, приготовлял Еврейский народ своею проповедью к принятию Спасителя. О его явлении и назначении предсказали ветхозаветные пророки Исаия (40:3) и Малахия (3:1); самое его зачатие и рождение было предвозвещено отцу его Захарии в храме Архангелом Гавриилом, и первое соединено было с немотою отца за неверие Архангелу, а второе отверстием уст и пророчеством как о самом Спасителе, так и о его Предтече, новорожденном сыне Захарии (Лк. 1 гл.). В младенческих летах Иоанна, как повествуется в предании, когда, спасаясь от преследования избивавшего младенцев в Вифлееме, царя Ирода, мать его Елисавета убежала с ним в пустыню и там скоро умерла, его питал и хранил Ангел. Когда же он достиг тридцатилетнего возраста, возраста полной зрелости, то был ему голос от Господа начать проповедь о Мессии. Иоанн Предтеча был родственником Христа мать его Елисавета приходилась двоюродною сестрою Пресвятой Богородицы (Кир. Алек.) – и шестью месяцами он был старше Христа (Лк.1:26). Иоанн назван Крестителем потому, что, как предтеча Мессии, проповедая покаяние для вступления в царство Его, крестил, т. е. погружал в воде приходящих к нему (чит. ст. 6). Крещение, – это погружение, омовение в воде. Оно служило знаком душевного очищения, которое имел принести Сам Спаситель (см. ст. 11). Проповедая. Проповедовать значит поучать, возвещать волю Божию и вообще изъяснять что-либо всенародно. Вот как описывает один из дух. писателей (Певницкий) явление Предтечи с первою проповедью: «Мы представляем себе стечение народа в каком-либо месте около Иордана по случаю праздника или по чему-либо другому. Среди беседы перед обществом вдруг является молодой человек, прикрытый епанчею из верблюжьего волоса, подпоясанный кожанным поясом (ст. 4). Суровая аскетическая жизнь его молодому лицу придала сухость и бледность. На челе его следы трудовой сосредоточенной мысли, в его глазах блестит и выражается какое-то особенное одушевление и на всем лице ясный отпечаток самоуглубления и решительности. Сильным высоким голосом он начинает сильную речь к собравшемуся обществу; оно поражается неожиданностью этой речи, поражается видом человека, Бог весть, откуда явившегося, и такого необыкновенного по виду. Слова его, полные небесной святости и внутренней энергии, как гром, раздаются пред собранием; и после того, как этого слова не стало, не вдруг приходит в себя пораженное собрание... Новые слова глубоко западают в душу слушающих. Начинают спрашивать, кто этот странный и, по-видимому, великий человек. Желание слушать его растет все больше и больше. Пророчество, давно неслышное в Иудее, проявилось с такою силою, какой не было, говорят, и в устах Илии, и Иоанн делается великим провозвестником и вождем нового направления духовной жизни в Иудейском народе. Сила духа и слова Иоанна производили необыкновенное впечатление на современные ему поколения, и, по словам Евангелистов Матфея (Мф.3:5–6) и Марка (Мк.1:5), к нему выходила в пустыню вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него, исповедуя грехи свои. »В пустыне Иудейстей. Пустынею Иудейскою называлось пространство в несколько верст на запад от Мертвого моря, пересекаемое горами и несколькими речками. Слово пустыня не означает местности, совершенно лишенной жителей, но – местность мало обитаемую. В пустыне Иорданской были селения (Мих.). До сих пор еще указывают в нескольких верстах от Вифлеема в дикой местности пещеру, где жил Иоанн. Предтеча Христов избрал местом для проповеди пустыню с одной стороны потому, что в городах и селениях могли препятствовать ему фарисеи и другие народные учители, а с другой потому, что это было удобнее для слушателей, как удаленных от шума и рассеяния (Хр. чт. 1853 г.).


2. и҆ глаго́лѧ: пока́йтесѧ, прибли́жибосѧ црⷭ҇твїе нбⷭ҇ное. и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. 

Покайтесь, т. е. сознайтесь, что вы грешны вследствии грехопадения своих прародителей и, кроме того, своими собственными грехами оскорбляете Бога и губите свои души, с сокрушением сердца раскайтесь во грехах и перемените свою жизнь, исправтесь. Приближибося царствие небесное, т. е. оно уже близко, наступает, открывается, и Царь сего царства, т. е. И. Христос явился уже. Выражения царство небесное, царство Божие, царство Христово встречаются часто в книгах новозаветных и означают царство И. Христа на земле и на небесах, т. е. царство благодати на земле в церкви Христовой (Мк.9:1), где даруется человеку грешнику оправдание пред Богом и примирение с Ним чрез искупительные заслуги И. Христа, и, как следствие сего, царство славы или блаженство на небесах (Мф.25:34), первое как начало, а второе, как полное совершение и окончание. Об этом царстве много предсказывали ветхозаветные пророки (Ис.11:1–10; Иер.31:31 и дал. Дан.7:13 и дал.). Чтобы Иудеи лучше могли понимать учение о духовном царстве Христовом, пророки представляли им это царство под образом земного. Только Иудеи предсказания эти о царстве Христовом понимали прямо в материальном, а не в духовном смысле; поэтому представляли Мессию земным царем, который завладеет царствами на земле и, освободив Евреев от римской власти, их самих сделает царями и правителями народов (чит. тоже в объясн. 3 ст. 2 гл.). Понятно, что для вступления в царство Христово необходимо покаяние, чего требовал Предтеча Христов от своих слушателей. И Сам Господь Спаситель начал свою проповедь теми же словами: покайтесь ибо приблизилось царство небесное (Мф.4:17).


3. Се́й бо є҆́сть рече́нный и҆са́їемъ прⷪ҇ро́комъ, глаго́лющимъ: гла́съ вопїю́щагѡ въ пꙋсты́ни: ᲂу҆гото́вайте пꙋ́ть гдⷭ҇ень, пра̑вы твори́те стєзѝ є҆гѡ̀. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.

В этих словах Евангелист поясняет, кто именно был Иоанн в отношении к И. Христу. Он тот, о котором сказал Исаия и проч. (Ис.40:3). Выражение Исаии относительно Иоанна взято от обычая, когда царь, предводительствуя войском и находясь в походе, посылал вперед вестников, чтобы объявлять приближение его, приготовлять все нужное для него и устроят дороги. В словах пророка под именем Господа разумеется Мессия, Иисус Христос, явившийся освободить людей из плена греха, проклятия и смерти, подобно, напр., освобождению Иудеев из Вавилонского плена; под вестником Иоанн Предтеча, предвозвещавший пришествие Христово и приготовлявший Иудеев к принятию Его, как царя, Мессии своего (Мих.). Уготовайте пути, т. е. будьте готовы к новой благодатной жизни по заповедям Христова Евангелия; правы творите стези, т. е. понимайте закон ветхозаветный не по букве его, а по духу, по внутреннему духовному смыслу его (Троиц, лист.).


4. Са́мъ же і҆ѡа́ннъ и҆мѧ́ше ри́зꙋ свою̀ ѿ вла̑съ вельблꙋ̑ждь и҆ по́ѧсъ ᲂу҆сме́нъ ѡ҆ чре́слѣхъ свои́хъ: снѣ́дь же є҆гѡ̀ бѣ̀ прꙋ́жїе и҆ ме́дъ ди́вїй. Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед.

От влас велблуждь (из верблюжьего волоса). Это был волос длинный, толстый и колючий, из которого в древности делали грубую ткань и ныне на востоке делают одежду для себя бедные люди и монахи. Пояс усмен кожанный пояс. Пружие и мед дивий (акриды и дикий мед). Под акридами должно разуметь вид саранчи, которая служит очень обыкновенною пищею на востоке у бедных людей. Впрочем, некоторые думают, что акриды суть верхушки травы, а иные под сим разумеют дикие яблоки (Феоф.). Под диким медом разумеется мед диких пчел, находившийся в изобилии в скалах и дуплах дерев пустынь (Мих.). Дикий мед весьма горький на вкус (Афан.). Следовательно, одежда и пища у Иоанна Крестителя были подвижнические, и как своими речами напоминал он пророка Исаию, так своею суровою постническою жизнью живо напоминал другого древнего великого пророка Илию.


5. Тогда̀ и҆схожда́ше къ немꙋ̀ і҆ерⷭ҇ли́ма, и҆ всѧ̀ і҆ꙋде́а, и҆ всѧ̀ страна̀ і҆ѻрда́нскаѧ, Тогда Иерусалим и вся Иудея, и вся окрестность Иорданская выходили к нему

Иерусалима (Иерусалим) и Иудея, т. е. жители Иерусалима и Иудеи. Вся страна (окрестность) Иорданская, т. е. жители прилегавших к Иордану с той и другой стороны областей. Здесь слово вся употреблено вместо многие или очень многие, как это иногда встречается в Свящ. писании. Долго не видевшие у себя пророков, Иудеи стремились к Иоанну в пустыню, чтобы послушать его проповедь. Тут можно было видеть знатных и незнатных, старых и малых, богатых и бедных, ученых и неученых, благочестивых и ни во что не верующих.


6. и҆ креща́хꙋсѧ во і҆ѻрда́нѣ ѿ негѡ̀, и҆сповѣ́дающе грѣхѝ своѧ̑. и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.

Крещахуся (крестились), т. е. погружались в воду, омывались водою. Омовение у Иудеев в некоторых случаях было религиозным обрядом (Исх.19:10; 29:4 и др) и обозначало, сверх чистоты телесной, очищение души, т. е. оставление грехов и обновление жизни. Крещение Иоанново посредством погружения в воде, чему предшествовало исповедание грехов, было действием совершенно отличным от обыкновенных очищений, новым, приготовлявшим к принятию Искупителя мира, Иисуса Христа. Для чувственных Иудеев недостаточно было проповеди о покаянии на словах, нужно было запечатлеть эту проповедь каким-нибудь наружным знаком, дабы они помнили, что дали твердое обещание оставить прежние грехи и, уверовав в грядущего Мессию, переменить свою жизнь. Для этого и крестил Иоанн (Троиц. лист.). Как крестил Иоанн? Он не возливал воду на голову крещаемого, как пишут неправославные живописцы. Евангелист Иоанн прямо говорит, что Иоанн совершал крещение там, где было много воды, да и самое слово крестить значит погружать, а не окроплять. Предтеча сам входил с крещаемым в воду, возлагал руку на его голову, требовал, чтобы тот исповедовал свои грехи; потом погружал его в воду с головой, говоря ему, чтобы он веровал в грядущего по нем Месссию, и затем выводил его на берег, где крещеный молился (там же). У Иудеев времен Христовых было убеждение, что крестить будет и Сам Мессия и Его предтеча (Ин.1:25). Во Иордане. Иордан главная река Палестины. Он берет свое начало в горах Ливанских, на севере от Палестины, и течет почти через всю Палестину от севера к югу и впадает в Мертвое море. Обыкновенная ширина его 10 саж., а глубина 7 саж. Исповедающе грехи своя. Исповедование грехов было и в ветхом завете (Лев.16:29 и дал. Чис.5:7). Оно есть потребность кающагося сердца. Исповедание, как равно и крещение Иоанново, не имели силы отпускать грехи, так как тогда еще не пострадал Господь И. Христос на кресте за грехи рода человеческого. Иоанн проповедывал только покаяние и приготовлял к оставлению грехов, т. е. вел ко крещению Христову, которым даруется отпущение грехов (Феоф.). Крестившиеся Иоанновым крещением впоследствии должны были креститься крещением Христовым (Деян.19:3–5.) Означении крещения Иоаннова чит. ниже, ст. 11).


7. Ви́дѣвъ же (і҆ѡа́ннъ) мнѡ́ги фарїсє́и и҆ саддꙋкє́и грѧдꙋ́щыѧ на креще́нїе є҆гѡ̀, речѐ и҆̀мъ: рождє́нїѧ є҆хі́днѡва, кто̀ сказа̀ ва́мъ бѣжа́ти ѿ бꙋ́дꙋщагѡ гнѣ́ва; Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?

Фарисеи и саддукеи это были две иудейския секты, возникшие незадолго до времени явления Спасителя. Фарисеи (от евр. слова фараш отделил) назывались так потому, что они старались отделить себя от всех прочих некоторыми особенными верованиями и своею внешностью. Кроме закона Моисеева они принимали много разных преданий. Они верили, что Моисей вместе с писанным законом получил от Бога изустные наставления, нигде в книгах не записанные (предание), кототорые касались главным образом обрядности и внешнего благоповедения (чит. объясн. 2 ст. и дал. 15 гл.). Исполняя мелочные предания, они пренебрегали иногда существенными правилами закона ставили предание выше писания (Мо. 23 гл.) и, приказывая исполнять предания другим, сами большею частью не исполняли их. Фарисеи носили широкия одежды с нашивками изречений Свящ. писания, старались казаться народу набожными, но на самом деле были лицемерами, потому что были людьми гордыми, своекорыстными и честолюбивыми. Встречались, конечно, между ними исключения, каковы Савл, впоследствии ап. Павел и др. Фарисеи имели большое влияние на народ, как народные руководители, законоучители. Многие из них, изучая законы, были знатоками их, потому и назывались книжниками, считались учеными, иудейскими богословами (чит. объясн. 4 ст. 2 гл.). Саддукеи имя свое получили от Садока раввина (священника), жившего лет за 200 до Р. Хр. Они учили, что не будет воскресения мертвых, нет ни Ангелов, ни диаволов; души человеческия уничтожаются вместе с смертью тела и т. п. Они отвергали всякия предания и принимали только письменный закон. Рече им (сказал им): рождения (порождения) ехиднова и пр. Фарисеи и саддукеи шли ко крещению не с доброю мыслию, как прочие, потому Иоанн и обличает их (Феоф. и Злат.). Порождения ехиднины. Ехидна – самая ядовитая змея. На языке библейском она служит образом хитрости или лукавства и злости. Порождения ехиднины значит лукавые или злые люди. Кто сказа (внушил) вам бежати от будущего гнева? Гнев этот означают божественный гнев на нечестивых, сопровождаемый наказанием их. Иудеи думали, что с явлением Мессии язычники будут осуждены, а они Иудеи, особенно фарисеи, будут оправданы, Иоанн же говорит, что гневу, а следовательно и осуждению подвергнутся все не покаявшиеся, и фарисеи мнимые праведники. Бежать от гнева значит избегать осуждения, на которое обречены нераскаянные. Словами: Кто внушил вам бежать от будущего гнева Иоанн, как бы так говорит фарисеям и саддукеям: что заставляет вас, таких святых и чистых, какими вы представляете себя, теперь однакожь бояться и избегать предстоящего гнева Божия? (Злат., Певниц.).


8. сотвори́те ᲂу҆̀бо пло́дъ досто́инъ покаѧ́нїѧ, сотворите же достойный плод покаяния
9. и҆ не начина́йте глаго́лати въ себѣ̀: ѻ҆тца̀ и҆́мамы а҆враа́ма: глаго́лю бо ва́мъ, ꙗ҆́кѡ мо́жетъ бг҃ъ ѿ ка́менїѧ сегѡ̀ воздви́гнꙋти ча̑да а҆враа́мꙋ: и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.

Сотворите плод достоин покаяния, т. е. живите так, как должно человеку, принесшему покаяние, исправьтесь, делайте добрые дела, мыслите правильно о предметах веры и живите благочестиво. Сотворите плод. Дерево часто представляется образом человека, и именно дерево плодовитое, с добрыми плодами, означает человека добродетельного; дерево бесплодное или с дурными плодами человека, не делающего добра и делающего зло (Мф.7:17 и дал.). Иудеи, в особенности нее фарисеи, полагали, что они сделаются участниками в царстве Христовом только потому, что они потомки Авраама. Иоанн говорит, что одно происхождение их от Авраама, без внутренних добродетелей, не имеет цены в очах Божиих; ибо всемогущему Богу возможно далее из этих камней, лежащих на берегу Иордана, воздвигнуть чад, достойных Авраама, т. е. таких, которые будут подражать вере и добродетелям Авраама и удостоятся вместе с ним царства небесного, не начинайте глаголатив себе (не думайте говорить о себе): отца имамы (имеем) Авраама. (Зигаб.). Некоторые толкователи под камнями разумеют язычников, которых Бог предположил призвать в царство Христово вместо неверных Иудеев. У Еванг. Луки в повествовании о проповеди Иоанна говорится, что он поучал всякого особым образом, напр. простому народу говорил: у кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища, делай тоже, значит, поучал быть добрыми, милостивыми; мытарям, т. е. сборщикам народных податей, которые при сборе брали лишнего, говорил: ничего не требуйте более определенного вам; воинов поучал: никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем (гл. 3). Относительно мытарей нужно сказать следующее. Римское правительство, для избежания столкновения с массою народа и для сокращения издержек, ввело в завоеванных областях откуп, т. е. сдавало богатым предпринимателям за известную плату сбор как подушной подати, так и других государственных повинностей. Понятно, что эти сборщики, носившие название мытарей от слова мыто – пошлина, взявшись за хлопотливое дело сбора из-за расчетов, притесняли народ, взимая с него более, чем сколько следовало. За это народ страшным образом ненавидел мытарей, и потому имя мытарь сделалось в понятиях народных тоже, что грешник, беззаконник.


10. ᲂу҆же́ бо и҆ сѣки́ра при ко́рени дре́ва лежи́тъ: всѧ́ко ᲂу҆̀бо дре́во, є҆́же не твори́тъ плода̀ добра̀, посѣка́емо быва́етъ и҆ во ѻ҆́гнь вмета́емо: Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.

Секира (топор). Когда говорится, что секира или топор лежит при корне дерева, то этим указывается на намерение срубить дерево. Это образ суда над Иудеями и отделения достойных из них вступить в царство Христово от недостойных. Приносящия добрый плод, дерева сохраняются; так добродетельные из Иудеев, как достойные, вступят в царство Христово. Не приносящия же доброго плода, деревья истребляются (посекаемо бывает). Так Иудеи, не имеющие добродетелей, истребятся, т. е. будут отвергнуты. Говорится, что деревья будут не только срублены, но еще и брошены в огонь (во огнь вметаемо), т. е. неверующие и худые Иудеи преданы будут мучению в огне геенском (Мих.). Об огне геенском чит. 22 ст. 5 гл. «Какая высота духа, замечает при этом св. Златоуст, как сильно и смело говорит Иоанн к людям, которые всегда жаждали крови пророков, которые ни чем не лучше змей!»


11. а҆́зъ ᲂу҆́бѡ креща́ю вы̀ водо́ю въ покаѧ́нїе: грѧды́й же по мнѣ̀ крѣ́плїй менє̀ є҆́сть, є҆мꙋ́же нѣ́смь досто́инъ сапогѝ понестѝ: то́й вы̀ крⷭ҇ти́тъ дх҃омъ ст҃ы́мъ и҆ ѻ҆гне́мъ: Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем;

Крещу в воде (крещаю водою) в покаяние, т. е. погружаю в воду только для обозначения доброй перемены в образе мыслей и жизни, для обозначения намерения после покаяния и исповедания грехов, исправиться и жить богоугодно, чтобы приготовить себя к принятию царства Христова, а не для очищения и освящения (Злат. Кир. Алекс.). На эту разность указывает сам Предтеча, когда говорит далее о крещении Христовом. Крещение Иоанново, как и все служение его, было продуготовительное, так как крещение его не давало очищающей и освящающей благодати Божией, как крещение Христово (ст. 6). Идущий за мною, т. е. Мессия Христос Иисус, креплий (сильнее) мене, как Богочеловек. Емуже несмь достоин сапоги понести (я не достоен понести обувь Его). На востоке не носили такой обуви, какую носим мы, по причине жара; но чтобы прикрыть подошву ноги от камней и всего острого, или от горячего песку и т. п., к подошве ноги привязывали дощечку называемую сандалией. Сандалии делались и из дерева и из кожи. При входе в дом, сандалии обыкновенно снимали, а при выходе опять надевали. Снимать и надевать их было делом низших служителей. Выражение Иоанна: я не достоит понести обувь Его означает унижение Иоанна пред Иисусом Христом. Он считает себя недостойным быть последним слугою Господа (Мих.). Он будет крестит вас (той вы.крестит) Духом Святым. Крещение Духом Святым означает внутреннее действие Святого Духа на душу крещаемого, действие очищающее и обновляющее душу его при прощении ему грехов по силе искупительных заслуг И. Христа (Ин.3:5). И огнем. Под огнем здесь разумеется то же очищающее и воспламеняющее любовью к Богу и ближнему душу, действие Св. Духа (Мих.). Духом Святым и огнем. В этом отличие крещения Христова от Иоаннова. Под огнем некоторые толкователи разумеют бедствия и гонения, которые верующие во Христа претерпевали и терпят доселе от неверных (Лук.12:49).


12. є҆мꙋ́же лопа́та въ рꙋцѣ̀ є҆гѡ̀, и҆ ѡ҆треби́тъ гꙋмно̀ своѐ, и҆ собере́тъ пшени́цꙋ свою̀ въ жи́тницꙋ, пле́вы же сожже́тъ ѻ҆гне́мъ негаса́ющимъ. лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым.

Лопата в руце Его. Лопата – земледельческое орудие, которым веют хлебные семена для отделения их от плевел. Гумно – место для вымолачивания семян. Отребит – очистит, т. е. отделит семя от плевел и соломы, и первое поместит в житницу, а последния сожжет огнем, который не угаснет, доколе не истребит все, назначенное к истреблению. Пшеница означает здесь прежде всего народ Иудейский, н именно лучшую часть сего народа, людей добродетельных, и потому достойных участия в царстве Христовом. Плевелы – худую часть народа, людей нечестивых, а потому недостойных царства Мессии. Очистит гумно и пр. Это значит, что Господь достойных примет в свое царство, а недостойных не примет и еще подвергнет наказанию (Ис.5:24 Певниц.). Слова этого стиха имеют отношение и к самым членам церкви Христовой, они указывают на окончательный суд Божий над людьми, когда праведные из них будут отделены от грешных, и первые будут приняты в рай для блаженства, а грешные будут осуждены на адския мучения (гл. 25 ст. 31 и дал.). Житница – изображает рай, сожжение в огне – мучение в аду (чит. 13:37–43; 25:31–45). «Не будем же беспечны, поучает св. Златоуст; пока мы находимся на гумне, мы еще можем и из плевел обратиться в пшеницу. Этот огонь неугасим, потому что не имеет нужды в пище для своего поддержания; по изволению Божию, он существует сам по себе и будет продолжаться вечно». Ты скажешь: как огонь может быть неугасимым!.? Но не видишь ли ты солнце, всегда горящее и никогда не угасающее? Не видишь ли купину Моисееву, также горящую и несгараемую? (Троиц, лист.). По Евангелию св. Луки, слова; я крещу вас водою и пр. Иоанн говорил народу в ответ на вопрос: не Христос ли он? (3 гл.).

Зач. 6-е. Крещение Господа Иисуса Христа

Читается на 9-мъ часе в навечерие Богоявления и на литургии в самый день Богоявления.


13. Тогда̀ прихо́дитъ і҆и҃съ ѿ галїле́и на і҆ѻрда́нъ ко і҆ѡа́ннꙋ крⷭ҇ти́тисѧ ѿ негѡ̀.  Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.

Тогда, т. е. когда Иоанн проповедывал в пустыне пришествие Мессии и крестил народ (ст. 1–12). От (из) Галилеи, т. е. из Галилейского города Назарета, где Господь жил в доме Иосифа, по возвращении из Египта. По Евангелию св. Луки, крестился И. Христос, будучи 30-ти лет (Лк.3:23). В синаксаре на Крещение Господне читаем: «Крестился И. Христос 30-ти лет, в таком возрасте, который у людей легко склоняется ко всякому греху. Ибо, как первый возраст, младенческий, по словам св. Златоуста и Феофилакта, имеет многое невежество и неразумие, второй, юношеский, разжигается вожделением плотским. Так тридцатилетний возраст совершенного мужа порабощен корыстолюбию, тщеславию, гневу и всяким грехам. До сего возраста отложил Господь крещение для того, чтобы исполнить закон всеми возрастами, чтобы освятить все наше естество и подать силу побеждать страсти и хранить себя от грехов смертных». К этому времени Иоанн уже достаточно открыл народу иудейскому, кто проповедуемый им Христос. После крещения И. Христос имел выступить на дело искупления рода человеческого, а у евреев был закон, который не допускал до священнического служения и до народного учительства ранее 30-ти летнего возраста (Чис.4:3). Креститися. Крестился И. Христос, во 1-х, для того, чтобы освятить Своим примером первое христианское таинство крещение (Злат.) и освятить самые воды, имеющия давать освящение в таинстве крещения (Амвр. Мед.), и во 2-х, для того, чтобы Он тут, во время крещения, был явлен Израилю и миру, как истинный Мессия, свидетельством Бога Отца и сошествием Св. Духа (Злат, и Мих.). Тут при крещении выразилось и смирение Господа: с рабами Господь, с виновными Судия, с грешными Безгрешный идет креститься.


14. І҆ѡа́ннъ же возбранѧ́ше є҆мꙋ̀, глаго́лѧ: а҆́зъ тре́бꙋю тобо́ю крⷭ҇ти́тисѧ, и҆ ты́ ли грѧде́ши ко мнѣ̀; Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?

Иоанн возбраняше Ему (удерживал Его) И. Христа. Удерживал по сознанию своего недостоинства, ибо по своему пророческому прозрению узнал в Иисусе Мессию. Если он во чреве матери радостным взыгранием приветствовал приближение Господа, мог ли он теперь не ощутить своим пророческим духом, что пришедший креститься от него И. Христос не простой человек, а сам Мессия (Троиц, лист.)? Аз требую тобою креститися, т. е. мне надо креститься от Тебя, как достойнейшего. Предтеча имел нужду очиститься от Господа, ибо и он, происходя от Адама, заимствовал от него скверну. (Феоф.). Да и как Иоанн, будучи раб, осмелится возложить руку на Владыку? как будет крестить Безгрешного? (Дер. пес.).


15. Ѿвѣща́въ же і҆и҃съ речѐ къ немꙋ̀: ѡ҆ста́ви нн҃ѣ: та́кѡ бо подоба́етъ на́мъ и҆спо́лнити всѧ́кꙋ пра́вдꙋ. Тогда̀ ѡ҆ста́ви є҆го̀. Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.

Остави ныне, т. е. не препятствуй, не удерживай, отложи пока свое человеческое рассуждение. Исполнити всяку правду, т. е. закон. Закон требовал очищения водою и жертвы, и приносящего жертву священника; Иисус же Христос готовился принести самого себя в жертву за грехи рода человеческого на кресте (Амвр. Мед.). Господь законодатель, и потому прежде всего надлежало Ему Самому исполнить закон, и затем уже требовать исполнения оного от других (Блаж. Иерон.).


16. И҆ крⷭ҇ти́всѧ і҆и҃съ взы́де а҆́бїе ѿ воды̀: и҆ сѐ, ѿверзо́шасѧ є҆мꙋ̀ небеса̀, и҆ ви́дѣ дх҃а бж҃їѧ сходѧ́ща ꙗ҆́кѡ го́лꙋбѧ и҆ грѧдꙋ́ща на него̀. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.

Взыде от воды (вышел из воды). Если выходил из воды, значит, входил в воду. Это прямое обличение тех, которые совершают крешение не через погружение, а чрез обливание (Католики). Отверзошася небеса (разверзлись), т. е. свод небесный, чувственное небо, на подобие того, как это бывает во время сильного блеска молнии. Ему, т. е. Иисусу Христу. И виде увидел, т. е. Иоанн. Духа Божия третье лицо Святые Троицы. Сходящего яко голубя и дал. Дух Св. сошел в виде голубя по причине чистоты и кротости сей птицы. С другой стороны, как при Ное голубица возвестила прекращение потопа, принеся масличный сучек; так и теперь Дух Святый в виде голубя возвещает разрешение грехов (Феофил.). Господь И. Христос, как Сын Божий, по Божеству Своему неразлучен со Отцом и Духом, и по человечеству всегда был исполнен Духа Св., но Дух Св. сошел на Господа для того, чтобы в Нем познали люди Сына Божия, Спасителя мира; чтобы в самом начале нового завета тайна Пресв. Троицы, древле сокровенная, явилась и явственно открылась ведению и слуху человеческому (Троиц. лист.).


17. И҆ сѐ, гла́съ съ небесѐ гл҃ѧ: се́й є҆́сть сн҃ъ мо́й возлю́бленный, ѡ҆ не́мже бл҃говоли́хъ. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

Глас с небесе, т. е. от Бога Отца. Это было со стороны Бога Отца торжественное объявление Иисуса Мессиею Христом. Сын Мой возлюбленный, т. е. что Иисус Христос есть Сын Божий, второе лице Пресвятой Троицы, равночестное Отцу и Духу. В котором все Мое благоволение, (о Нем же благоволих), т.е. в Нем вся полнота Моей любви, и чрез Него изливается Моя любовь и на всех людей. Является вопрос: Если так ясно было засвидетельствовано Божество И. Христа при крещении, почему же не уверовали в Него Иудеи? «По жестокосердию своему, отвечает св. Златоуст. Когда дух находится в бесчувственности, развращении и зависти, тогда она не убеждается никакими словами»3.

* * *

3

В Палестине на реке Иордане доселее известно то место, где крестился Иисус Христос. Там поклонники обыкновенно стараются погрузиться в священные воды Иордана.


Источник: Толкование на Евангелие от Матфея / Сост. свящ. И. Бухарев, законоучитель Моск. мещ. уч-щ. - Москва : кн. маг. В.В. Думнова п/ф "Насл. бр. Салаевых", 1899. - 306, IV с. : карт.

Комментарии для сайта Cackle