Глава 12
Зач. 44-е. Речь Иисуса Христа по поводу срыванья колосьев учениками Его
Читается в пяток 4-й недели по Пятидесятнице
1. Въ то̀ вре́мѧ и҆́де і҆и҃съ въ сꙋббѡ̑ты сквозѣ̀ сѣ̑ѧнїѧ: ᲂу҆чн҃цы́ же є҆гѡ̀ взалка́ша и҆ нача́ша востерза́ти кла́сы и҆ ꙗ҆́сти. | В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть |
В то время (чит. в объясн. I ст. 3 гл.). Срывать колосья, это – обычай на востоке для утоления голода во время пути. Сорвав спелые колосья, растирают их руками, и вытертые зерна едят. Моисей в своем законе дозволил срывать колосья на чужом поле для утоления голода (Втор. 23:25).
2. Фарїсе́є же ви́дѣвше рѣ́ша є҆мꙋ̀: сѐ, ᲂу҆чн҃цы̀ твоѝ творѧ́тъ, є҆гѡ́же не досто́итъ твори́ти въ сꙋббѡ́тꙋ. | Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу |
3. Ѻ҆́нъ же речѐ и҆̀мъ: нѣ́сте ли члѝ, что̀ сотворѝ дв҃дъ, є҆гда̀ взалка̀ са́мъ и҆ сꙋ́щїи съ ни́мъ; | Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? |
Четвертая заповедь закона Божия и Моисей запретили заниматься в субботу житейскими делами (Исх.20:10), конечно кроме самых необходимых. Предания же старцев так усилили строгость субботнего покоя, что даже дела добрые, напр., лечение больного, запрещалось делать в субботу. Посему срывание колосьев учениками И. Христа для удовлетворения голода фарисеи почли за нарушение закона о субботе, обратили внимание Его на это дело и упрекнули Его в том, что Он дозволяет ученикам Своим явно и к соблазну других нарушать субботу (Мих.). Что же Господь отвечает фарисеям, чтобы защитить Себя и Своих учеников от их нарекания? Он, во-первых, указывает им на пример царя Давида и самих священников (8–6 ст.) и, во-вторых, на непонимание или неправильное понимание ими предписаний закона (7–8).
4. ка́кѡ вни́де въ хра́мъ бж҃їй и҆ хлѣ́бы предложе́нїѧ снѣдѐ, и҆́хже не досто́йно бѣ̀ є҆мꙋ̀ ꙗ҆́сти, ни сꙋ́щымъ съ ни́мъ, то́кмѡ і҆ере́ємъ є҆ди̑нымъ; | как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам? |
5. и҆лѝ нѣ́сте члѝ въ зако́нѣ, ꙗ҆́кѡ въ сꙋббѡ̑ты свѧще́нницы въ це́ркви сꙋббѡ̑ты сквернѧ́тъ и҆ непови́нни сꙋ́ть; | Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны? |
6. гл҃ю же ва́мъ, ꙗ҆́кѡ це́ркве бо́лѣ є҆́сть здѣ̀: | Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма |
Или несте чли (разве вы не читали), что сотвори (что сделал) Давид и пр. Это было во время бегства Давида от гонения Саулова (1Цар.21 гл.). Хлебы предложения, это 12 хлебов, которые постоянно лежали на особом столе во второй части скинии, а впоследствии храма, во святилище. Каждую субботу священники заменяли хлебы новыми. Снятые, как уже освященные, принадлежали священникам, и только они одни должны были есть сии хлебы в храме (Лев. 24:8–9). Назывались эти хлебы хлебами предложения, как полагаемые пред лицом Господа (Исх. 40:23). И вот Давид, мучимый голодом, по предложению самого первосвященника, за неимением простого хлеба, ел эти священные хлебы; ели даже и его спутники. Таким образом, повидимому, явно был нарушен закон. Однако же Давид не был осужден, как нарушитель закона. Следовательно, в случае необходимости, позволительно нарушить иной закон; так, напр., нарушили закон о субботе апостолы, срывая колосья для утоления своего голода, и их не следует осуждать за это. В субботы священницы в церкви субботы сквернят (нарушают субботу), так как и в субботы приносят животных в жертву Богу, и для этого убивают их, снимают кожу, приготовляют для жертвоприношения и сожигают. И где же они делают это? В самом храме, где закон должен соблюдаться более строго, чем в другом месте. И однакоже это не вменяется им во грех (неповинни суть). Глаголю же вам, – прибавляет Господь, – яко церкве боле есть зде (здесь Тот, Кто больше храма), т. е. Он, Господь и самого храма: ветхозаветный храм, со всем его устройством и обрядами, был образом Христа. Посему, если священникам храма в день субботный дозволялось делать свои священническия дела, и их не обвиняли в нарушении закона о субботе; то тем более неповинны в этом служители Самого Христа, когда они, по необходимости, в день субботы, для утоления голода, срывают колосья (Феоф.).
7. а҆́ще ли бы́сте вѣ́дали, что̀ є҆́сть: ми́лости хощꙋ̀, а҆ не же́ртвы, николи́же ᲂу҆́бѡ бы́сте ѡ҆сꙋжда́ли непови́нныхъ: | если бы вы знали, что́ значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных |
8. госпо́дь бо є҆́сть и҆ сꙋббѡ́ты сн҃ъ чл҃вѣ́ческїй. | ибо Сын Человеческий есть господин и субботы |
Здесь Господь говорит, что фарисеи потому осуждают учеников Христовых, что нет у них милосердной и сострадательной любви к ближним, каковой Господь требует, напр., чрез пророка Осию (6:6) в словах: милости хочу, а не жертвы; и что все внимание их направлено только на, одни жертвы, обряды и обычаи предания. И если бы они понимали, что любовь к голодному выше преданий и обрядов, даже выше самых жертв, то не осудили бы учеников, срывавших колосья для утоления голода хотя и в субботу (Мих.). На изречение: милости хочу, а не жертвы И. Христос указывал фарисеям еще ранее, когда, они осуждали Его за общение с мытарями и грешниками (9 гл. 11–13 ст.). Господь бо есть и субботы Сын человеческий (ибо Сын человеческий, т. е. Он, Христос (гл. 8, ст. 20) есть господин и субботы, прибавил еще Господь. Он Христос, который имел отменить ветхозаветную субботу, может повелеть ученикам Своим уже и теперь отрешаться от неё (Мих.). Он, как законодатель, имеет власть лучше истолковать закон о субботе и обновить его. «В христианстве, вместо субботы, празднуется воскресенье, с тою же целию покоя от всех житейских дел и посвящения сего дня исключительно на дела Божии, пишет епископ Феофан. Христианское здравомыслие никогда не доходило до фарисейской мелочности относительно неделания в воскресенье; но зато позволительное разрешение на делание в этот день заведено далеко за пределы должного: отдается все время чреву и услаждению прочих чувств. О Боге и благотворении некогда и вспомнить». А у простых людей под праздники и в праздники, прибавим, работа, торговля. Тоже некогда вспомнить о Боге и храме. Такое провождение воскресных и праздничных дней – великий грех.
Зач. 45-е. Исцеление Иисусом Христом сухорукого
Читается в понедельник 5-и недели, по Пятидесятнице
9. И҆ преше́дъ ѿтꙋ́дꙋ, прїи́де на со́нмище и҆́хъ. | И, отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их |
На сонмище (в синагогу), т. е. молитвенный дом Иудеев. Чнт. объясн. 23 ст. 4 гл. Их, т. е. Иудеев, или фарисеев, ст. которыми И. Христос говорил теперь (ст. 2–8).
10. И҆ сѐ, человѣ́къ бѣ̀ тꙋ̀, рꙋ́кꙋ и҆мы́й сꙋ́хꙋ. И҆ вопроси́ша є҆го̀, глаго́люще: а҆́ще досто́итъ въ сꙋббѡ̑ты цѣли́ти; да на него̀ возглаго́лютъ. | И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы? |
Руку имый суху (имеющий сухую руку). Это, вероятно, был паралич руки (чнт. объясн. 24 ст. 4 гл ), и болезнь естественная, а не то, чтобы происшедшая от действия злого духа. Аще достоит в субботы целити (можно ли исцелять в субботы)? Предания старцев до того простирали покой субботы, что запрещалось в этот день делать всякое дело (ст. 2), даже такое дело милосердия, как лечение больного (Лк. 13–14). Фарисеи не обращали внимания и на то, что Господь исцелял больных одним словом, не то, что обыкновенные врачи, которые прибегают к лекарствам, требующим напряжения и труда. Только слепая злоба врагов Господа могла истолковать в смысле труда действия Его Божественной животворящей силы, если бы и в самом законе запрещалось лечить больных в субботу (Троиц, лист.). (Да навь возглаголют) чтобы обвинить Его, т. е. пред местным судом, какие были в городах и местечках (чит. объясн. 21 ст. 5 гл.), обвинить в нарушении закона о субботе. Что же отвечает Господь фарисеям на их вопрос: можно ли исцилять, больных в субботу? Он говорит, что закон о субботе не запрещает дел крайней необходимости, и представляет самое наглядное опровержение измышленного предания относительно субботнего покоя (ст. 11–12).
11. Ѻ҆́нъ же речѐ и҆̀мъ: кто̀ є҆́сть ѿ ва́съ человѣ́къ, и҆́же и҆́мать ѻ҆вча̀ є҆ди́но, и҆ а҆́ще впаде́тъ сїѐ въ сꙋббѡ̑ты въ ꙗ҆́мꙋ, не и҆́метъ ли є҆̀ и҆ и҆́зметъ; | Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? |
12. кольмѝ ᲂу҆̀бо лꙋ́чши є҆́сть человѣ́къ ѻ҆вча́те; тѣ́мже досто́итъ въ сꙋббѡ̑ты добро̀ твори́ти. | Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро |
Не имет ли е и измет (не возмет ли её и не вытащит?) Конечно, вытащит и из сострадания к животному, и жалея свою собственность. Если же вы сострадательно и милостиво поступаете в субботу в отношении к животному, то тем более должно поступать таким образом в отношении к человеку. Если вы не считаете нарушением субботы вытащить овцу из ямы, то неужели грешно и оказать человеку милосердие? Тут можно подразумевать еще следующие слова Господа фарнсеям-лицемерам: «да вы и сами не сомневаетесь в этом, но только притворяетесь незнающими, лишь бы только найдти повод упрекнуть Меня» (Троиц, лист.). Темже достоит (и так можно) в субботы добро творити, заключил Господь, и исцелил сухорукого.
13. Тогда̀ гл҃а человѣ́кꙋ: прострѝ рꙋ́кꙋ твою̀. И҆ прострѐ: и҆ ᲂу҆тверди́сѧ цѣла̀ ꙗ҆́кѡ дрꙋга́ѧ. | Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул, и стала она здорова, как другая |
Простре (протянул) руку, конечно, с верою в чудотворную силу Христову, потому и получил исцеление.
Зач. 46-е. Исцеление Иисусом Христом многих больных и запрещение разглашать о чудесах, творимых Им; исцеление бесноватого и речь по поводу сего исцеления
Читается во вторник 5-й недели по Пятидесятнице и в субботу по Рождестве Христовом
14. Фарїсе́є же ше́дше совѣ́тъ сотвори́ша на него̀, ка́кѡ є҆го̀ погꙋбѧ́тъ. І҆и҃съ же разꙋмѣ́въ ѿи́де ѿтꙋ́дꙋ. | Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его. Но Иисус, узнав, удалился оттуда |
Фарисее совет сотвориша (имели совещание) на Него (И. Христа), како Его погубят (как бы погубить Его). Это было после исцеления Господом сухорукого в субботу, что считалось по их мнению тажким грехом (ст. 9–13). Узнав, что фарисеи в злобе покушаются на жизнь Его, И. Христос удалился (отыде оттуду) потому, что еще не пришел час Его страданий и смерти, Ему еще многое нужно было сделать для спасения рода человеческого. Так поступать, еще незадолго до сего, Он повелевал и ученикам Своим, говоря: когда будут гнать вас в одном гроде, бегите в другой (10:23).
15. И҆ по не́мъ и҆до́ша наро́ди мно́зи, и҆ и҆сцѣлѝ и҆̀хъ всѣ́хъ: | И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех |
16. и҆ запретѝ и҆̀мъ, да не ꙗ҆́вѣ є҆го̀ творѧ́тъ: | и запретил им объявлять о Нем |
17. ꙗ҆́кѡ да сбꙋ́детсѧ рече́нное и҆са́їемъ прⷪ҇ро́комъ, глаго́лющимъ: | да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит |
Исцели (исцелил) их всех, т. е. больных, какие были между народом, и запрети им, да не яве Его творят (запретил объявлять о Себе). Запретил для того, чтобы не усилить еще больше обнаружившейся к Нему злобы врагов, которые даже совещались, как бы погубить Его (ст. 14). Так нередко поступал И. Христос (8, 4; 9, 30). А между тем в этом и исполнилось пророчество св. пр. Исаии о Нем, где говорится, что И. Христос явится в смиренном и кротком виде, каковое пророчество и приводит св. евангелист (Ис. 42:1–4).
18. сѐ, ѻ҆́трокъ мо́й, є҆го́же и҆зво́лихъ, возлю́бленный мо́й, на́ньже бл҃говолѝ дш҃а̀ моѧ̀: положꙋ̀ дх҃ъ мо́й на не́мъ, и҆ сꙋ́дъ ꙗ҆зы́кѡмъ возвѣсти́тъ: | Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд |
Говорится здесь от лица Божия. Отрок, т. е. раб (Ис. 52:13 и в других местах), потому что Мессия, будучи Бог, умалил Себя, приняв в воплощении вид раба (Фил. 2:7) и вполне исполнив волю Своего Отца о спасении рода человеческого (Ин. 17:4). Я избрал, т. е. для совершения великого дела искупления рода человеческого, избрал согласно воле Его Самого (Евр. 10:5–9). Возлюбленный (чит. объясн. 17 ст. 3 гл.). Положу Дух Мой на Него (на Нём), т. е. излию изобильно на Него, на Его человеческую природу, все дары Духа Святого, как и сошел на Него видимо Дух Святый при крещении (Мф. 3:16; Ин. 3:34). И суд языком (народам) возвестит, суд, т. е. свою веру и свой евангельский закон (Пс. 21:32), а также при конце мира, в день страшного суда воздаяние праведникам и наказание грешникам; возвестит не одним Иудеям, но и народам, т. е. язычникам (Ис. 41:1 и дал.). Господь и Сам возвещал язычникам Свое Евангелие, когда они приходили к Нему для исцеления и поучения (Мк. 3:7–8), и когда Он Сам путешествовал с проповедью вне Иудеи и Галилеи; но особенно возвестил через апостолов после сошествия на них Св. Духа, когда они прошли с проповедью по всей вселенной (Мф. 28:19; Рим. 10:18).
19. не пререче́тъ, ни возопїе́тъ, нижѐ ᲂу҆слы́шитъ кто̀ на распꙋ́тїихъ гла́са є҆гѡ̀: | не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его |
Это изображение тихости, кротости и смирения Господа И. Христа. Он не ищет, как народные учители – фарисеи, славы народной.
20. тро́сти сокрꙋше́нны не прело́митъ и҆ ле́на вне́мшасѧ не ᲂу҆гаси́тъ, до́ндеже и҆зведе́тъ въ побѣ́дꙋ сꙋ́дъ: | трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы |
Трость надломленная (сокрушенная) есть образ крайней слабости, она означает людей бедных, угнетенных, надломленных жизнью или страстями. Трости надломленной не переломит. Это значит, что Господь И. Христос не отвергнет, но вразумит, подкрепит, исправит и утешит и таких людей. Лена внемшася (льна курящагося) не угасит. Лен курящийся означает тоже слабость и угнетенность, или человека, который исполняет заповеди Божии без теплого чувства, т. е. не с полным усердием, и еще человека ослабевшего (Мих.) Господь и таких людей не отвергнет, но возбудит и поощрит. Дондеже изведет в победу суд (пока не доставит суду победы), т. е. Своим смиренным и кротким образом действий И. Христос доставит Своему евангельскому учению победу над всем миром, также – победу на страшном суде, когда будут уничтожены все враждебные Ему силы (1Кор. 15:24–28).
21. и҆ на и҆́мѧ є҆гѡ̀ ꙗ҆зы́цы ᲂу҆пова́ти и҆́мꙋтъ. | и на имя Его будут уповать народы |
22. Тогда̀ приведо́ша къ немꙋ̀ бѣснꙋ́ющасѧ слѣ́па и҆ нѣ́ма: и҆ и҆сцѣлѝ є҆го̀, ꙗ҆́кѡ слѣпо́мꙋ и҆ нѣмо́мꙋ глаго́лати и҆ глѧ́дати. | Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть |
23. И҆ дивлѧ́хꙋсѧ всѝ наро́ди глаго́люще: є҆да̀ се́й є҆́сть (хрⷭ҇то́съ) сн҃ъ дв҃довъ; | И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов? |
Народ мог знать слова пророка Исаии о временах явления Мессии: тогда отверзутся очи слепых и уши глухих откроются, и будет славословить язык немого (Ис. 35:5–6) посему и говорил о Христе: не Мессия ли Он, когда исцеляет слепых, глухих и немых? Говорил это простой народ, а не народные учители, книжники и фарисеи. Так всегда народ простой, неученый ближе к вере, чем люди ученые, образованные, гордящиеся, подобно книжникам и фарисеям еврейским, своею ученостью и образованием! Никогда человек не говорил так, как этот человек, сказали однажды слуги, посланные фарисеями схватить и привести к ним Иисуса (Ин. 7:44–49).
24. Фарїсе́є же слы́шавше рѣ́ша: се́й не и҆зго́нитъ бѣ́сы, то́кмѡ ѡ҆ веельзевꙋ́лѣ кнѧ́зи бѣсо́встѣмъ. | Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского |
Сей не изгонит бесы, токмо о веелъзевуле князе бесовстем (Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского). Это говорили фарисеи, когда слышали слова народа об И. Христе: не это ли Христос, сын Давидов? Они сами не верили в И. Христа, как Мессию, старались, чтобы и народ не верил. Но если не верить, то как же объяснить те чудеса, которые творил Иисус Христос? И вот они придумывают объяснение, что будто бы И. Христос творит чудеса силою злого духа, а чрез это, конечно, возбуждали в народе, вместо зарождавшейся веры в Него, страх и ненависть к Нему. Чит. подобное в объясн. 34 ст. 9 гл. Объяснение слова веелъзевул чит. в объясн. 25 ст. 10 гл.
25. Вѣ́дый же і҆и҃съ мы̑сли и҆́хъ, речѐ и҆̀мъ: всѧ́кое ца́рство раздѣ́льшеесѧ на сѧ̀ запꙋстѣ́етъ, и҆ всѧ́къ гра́дъ и҆лѝ до́мъ раздѣли́выйсѧ на сѧ̀ не ста́нетъ. | Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит |
26. И҆ а҆́ще сатана̀ сатанꙋ̀ и҆зго́нитъ, на сѧ̀ раздѣли́лсѧ є҆́сть: ка́кѡ ᲂу҆̀бо ста́нетъ ца́рство є҆гѡ̀; | И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его? |
Иисус, ведый же мысли их, т. е. Он, как всеведующий, узнав мысли фарисеев, именно то, что они объясняют чудеса Его силою злого духа, опровергает их тремя объяснениями. Первое опровержение: Всякое царство, раздельшееся на ся (разделившееся само в себе) и проч. То есть Господь указывает на неразумность фарисейского обяснения чудес Его силою бесов сравнением царства бесовского с обыкновенным царством человеческим, с городом и семейством. Если царства, города и семейства разделяются на части, враждебные одна другой; то конечно они падают, пустеют. Так равным образом, если сатана, т. е. князь бесовский, посылает бесов в людей мучить их и в то же время помогает И. Христу выгонять их из людей, чтобы не мучили; то значит, что он разделился сам с собою. А если так, то могло ли бы устоять его царство? А оно стоит, следовательно, фарисейское объяснение неправильно (Мих.).
27. И҆ а҆́ще а҆́зъ ѡ҆ веельзевꙋ́лѣ и҆згоню̀ бѣ́сы, сы́нове ва́ши ѡ҆ ко́мъ и҆зго́нѧтъ; сегѡ̀ ра́ди ті́и ва́мъ бꙋ́дꙋтъ сꙋдїи̑. | И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями |
28. А҆́ще ли же а҆́зъ ѡ҆ дс҃ѣ бж҃їи и҆згоню̀ бѣ́сы, ᲂу҆̀бо пости́же на ва́съ црⷭ҇твїе бж҃їе. | Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие |
Это другое опровержение. Св. Златоуст объясняет, что под сынами здесь разумеются ученики Христовы, которые получили от Него власть изгонять бесов, и изгоняли их, и толкует слова Христовы таким образом: «Если Я, как бы так говорил Господь, изгоняю бесов силою веельзевула, то апостолы тем более, потому что получили власть на то от Меня. Однако же подобного ничего не говорите о них, а Меня обвиняете». Сею ради (посему) тии (они) вам будут судии, прибавляет Господь. Т. е. так как ученики Христовы, будучи тоже Евреями, веруют в Него и повинуются Ему, то они конечно осудят тех, которые не веруют (Феоф.). Под сынами еще разумеют учеников фарисейских, которые упражнялись в заклинаниях злых духов, и, по милости Божией к одержимым духами, действительно иногда изгоняли их. «Если Я, еще как бы так говорит Господь, изгоняю бесов силою бесовскою, то какою же силою изгоняют их ваши ученики? Однако же вы не говорите этого о них; значит, и о Мне не должны говорить так. Посему ваши же ученики могут быть судьями вашими, т. е. могут свидетельствовать, что вы неправильно думаете о силе, которою Я изгоняю бесов». (Мих.). Следовательно, Я изгоняю бесов силою Божиею, силою Духа Божия. А если так, то убо постиже на вас (конечно достигло до вас) царствие Божие, т. е. царство обещанного Мессии, именно Его, Христа. Именно в изгнании бесов и можно приметить наступление этого царства. Если Бог изгоняет сатану и тем лишает его власти над людьми, то самым ясным образом видно из этого, что пришло царство Божие.
29. И҆лѝ ка́кѡ мо́жетъ кто̀ вни́ти въ до́мъ крѣ́пкагѡ и҆ сосꙋ́ды є҆гѡ̀ расхи́тити, а҆́ще не пе́рвѣе свѧ́жетъ крѣ́пкаго, и҆ тогда̀ до́мъ є҆гѡ̀ расхи́титъ; | Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его |
Это третье опровержение. В отношении к И. Христу, эти слова имеют следующий смысл: дом сильного означает царство сатаны; Господь называет сатану сильным, указывая на его прежнюю большую власть над людьми (Злат.). Вещи сатаны, это демоны, которыми он пользуется для своих злых целей в отношении к людям, и люди, исполняющие его волю (Ин. 8:44). Расхищать вещи значит изгонять бесов. Если Христос изгоняет бесов, то Он этим прямо удостоверяет, что победил князя бесовского.
Зач. 47-е. Окончание речи по поводу исцеления бесноватого
Читается в субботу 8-й недели по Пятидесятнице
30. И҆́же нѣ́сть со мно́ю, на мѧ̀ є҆́сть: и҆ и҆́же не собира́етъ со мно́ю, расточа́етъ. | Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает |
Слова эти и дальнейшие суть вывод, который делает Иисус Христос из мнений фарисейских, что Он изгоняет бесов будто силою диавола. Ими как бы так говорит Господь: «Я пришел на землю для того, чтобы привести людей к Богу, научив их вере и добродетели. Посему кто из знающих и слышащих Мое учение, не становится на Мою сторону, тот враг Мне, хотя бы и не делал ничего враждебного Мне, враг уже потому, что не действует в Мою пользу; тем более враг тот, кто каким бы ни было образом противодействует Мне». Таковыми и были не хотевшие веровать во Христа сами и противодействовавшие вере народа в Него, фарисеи. Таковыми бывают и из нас христиан те, которые равнодушно относятся к своему собственному спасению и ко спасению своих ближних.
31. Сегѡ̀ ра́ди гл҃ю ва́мъ: всѧ́къ грѣ́хъ и҆ хꙋла̀ ѿпꙋ́ститсѧ человѣ́кѡмъ: а҆ ꙗ҆́же на дх҃а хꙋла̀ не ѿпꙋ́ститсѧ человѣ́кѡмъ: | Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам |
32. и҆ и҆́же а҆́ще рече́тъ сло́во на сн҃а чл҃вѣ́ческаго, ѿпꙋ́ститсѧ є҆мꙋ̀: а҆ и҆́же рече́тъ на дх҃а ст҃а́го, не ѿпꙋ́ститсѧ є҆мꙋ̀ ни въ се́й вѣ́къ, ни въ бꙋ́дꙋщїй. | если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем |
Здесь Господь говорит, как тяжко грешат фарисеи, сами не веря и других отвлекая от веры в Него. Хула, т. е. поругание священных предметов. Всякий грех и хула простятся (отпустятся), само собою понятно, в том случае, когда грешник раскается во грехе и хуле (Ис. 1:18; 1. Ин. 1:7); если же нераскается, то и не получит прощения. Хула на Духа Святого, это упорное сопротивление очевидной истине (Деян. 7:51), отрицание самых очевидных действия Св. Духа, напр. чудес, и злобное оскорбление Его, когда, напр., самые видимые действия Духа Святого, хотя в изгнании бесов И. Христом, приписываются злому духу сатане, веельзевулу (о веельзевуле чит. в объясн. 34 ст. 9 гл.); а это свидетельствует о крайнем неверии и ожесточении сердца (Мих.). Так хулили Святого Духа фарисеи, не хотевшие верить чудесам Христовым, совершавшимся силою Духа Святого, и объяснявшие их силою злого духа. В нем нечистый дух, говорили они, по евангелисту Марку (3:30). Не простится (не отпустится) этот грех потому, что нравственное состояние людей, имеющих его, таково, что они теряют всякую возможность раскаяния и вместе с тем восприятия обновляющей и спасающей человека благодати Духа Святого, они таким образом приходят в состояние нераскаянных демонов. Они сами гонят от себя прочь благодать Духа Святого (Быт. 6:3), и покаяние чрез это становится для них невозможным: ибо насильно Бог не спасет никого. Иже аще речет (если кто скажет) слово на Сына Человеческого, отпустится (простится) ему. На Сына Человеческого – против Самого Иисуса Христа (см. 8, 20). Т. е. если кто будет говорить что против И. Христа, колеблясь признать Его за Мессию, как, напр., Иудеи соблазнялись Его происхождением из Назарета, из Галилеи (Ин. 1:46; 7:52), и уничиженною жизнью, напр., что Он обращается среди мытарей и грешников, ест и пьет с ними, этот грех простится; потому что это грех заблуждения, недоразумения и неведения и в этом грехе легко раскаяться: так как заблуждения и недоразумения могут рассеяться, неведение замениться познанием и верою. А иже речет (кто скажет) на Духа Святого, т. е. покажет неверие, ожесточение, произнесет хулу против Духа Святого, это не отпустится (ст. 31) ни в сей век, ни в будущий, т. е. ни до второго пришествия Христова и страшного всемирного суда, ни после, в вечности не отпустится по причине нераскаянности и неспособности к раскаянию (там же).
33. И҆лѝ сотворитѐ дре́во добро̀ и҆ пло́дъ є҆гѡ̀ до́бръ: и҆лѝ сотворитѐ дре́во ѕло̀ и҆ пло́дъ є҆гѡ̀ ѕо́лъ: ѿ плода́ бо дре́во позна́но бꙋ́детъ. | Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду |
Этими словами Господь как бы так говорит: «Если о дереве судят по плодам, то отчего не судите вы о Мне по делам? Следовало бы и вам или доказать, что дела Мои худы, когда хотите обвинять Меня, или, когда дела Мои хвалите, то не обвинять Меня. А вы поступаете противно сему: не находя ничего предосудительного в делах Моих, которые суть плод, вы осуждали самое дерево, называете Меня беснующимся» (Злат).
34. Порождє́нїѧ є҆хі́днѡва, ка́кѡ мо́жете добро̀ глаго́лати, ѕлѝ сꙋ́ще; Ѿ и҆збы́тка бо се́рдца ᲂу҆ста̀ глаго́лютъ. | Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста |
35. Бл҃гі́й человѣ́къ ѿ бл҃га́гѡ сокро́вища и҆зно́ситъ бл҃га̑ѧ: и҆ лꙋка́вый человѣ́къ ѿ лꙋка́вагѡ сокро́вища и҆зно́ситъ лꙋка̑ваѧ. | Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое |
В этих словах Господь говорит, что от Иудеев и нельзя ожидать хорошего мнения о Нем, потому что они очень испорчены. Порождения ехиднины (объяс. сего читай в объясн. 7 ст. 3 гл.). От избытка сердца глаголют (говорят) уста, т. е. уста обыкновенно говорят то, чем переполнено сердце, что находится в сердце. Если слова Иудеев были худы, то каково же должно было быть их сердце? От (из) сокровища своего. Сердце человеческое представляется сокровищницею, в которой у доброго чеювека хранится доброе, т. е. добрые помыслы., чувства, желания и намерения, а у злого, наоборот злое, злые, худые помыслы, чувства, желания и намерения, и из этой сокровищницы они берут, или выносят, т. е. говорят, добрый доброе, а злой злое.
36. Гл҃ю же ва́мъ, ꙗ҆́кѡ всѧ́ко сло́во пра́здное, є҆́же а҆́ще рекꙋ́тъ человѣ́цы, воздадѧ́тъ ѡ҆ не́мъ сло́во въ де́нь сꙋ́дный: | Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда |
Праздное слово, т. е. несообразное с делом, ненужное, бесполезное, ложное, пустое, возбуждающее беспорядочный смех, бесстыдное, неблагопристойное, срамное (Злат, и Феоф.). В день судный (суда), т. е. при втором пришествии Христовом (25 гл. 31–46).
37. ѿ слове́съ бо свои́хъ ѡ҆правди́шисѧ и҆ ѿ слове́съ свои́хъ ѡ҆сꙋ́дишисѧ. | ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься |
Это изречение Господа должно понимать не так, что слова человека будут единственною причиною оправдания или осуждения его на суде Христовом. Здесь под словами разумеются дела: так как слова суть выражение мыслей, чувств, вообще внутреннего нравственного состояния человека (35 ст.). По словам, как дерево по плоду, узнается человек (ст. 33). Хороший человек говорит хорошее, худой – худое. С другой стороны, здесь указывается, что и слова человека имеют большое нравственное значение, что за них будет и награда, и наказание на суде. Язык небольшой член, а мною делает, пишет ап. Иаков (чит. послан. Иак. 3:3–12).
Зач. 48-е. О суде за неверие во Христа
Читается в среду 5-ой недели по Пятидесятнице
38. Тогда̀ ѿвѣща́ша нѣ́цыи ѿ кни̑жникъ и҆ фарїсє́й, глаго́люще: ᲂу҆чт҃лю, хо́щемъ ѿ тебє̀ зна́менїе ви́дѣти. | Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение |
Знамение, это какое-нибудь необыкновенное действие или чудо, которое прямо свидетельствовало бы о том, что И. Христос есть божественный Мессия. Хотелось бы нам (хощем) видеть от Тебя знамение. Это говорят фарисеи после того, как видели множество таких знамений, каково, напр., совершенное перед речью Иисуса Христа, исцеление бесноватого глухонемого, и говорят, следовательно, с целью искушения, т. е. чтобы своим требованием поставить Его в затруднение. У евангелиста Луки прямо говорится, что фарисеи требуют – знамение, искушая И. Христа (11, 16).
39. Ѻ҆́нъ же ѿвѣща́въ речѐ и҆̀мъ: ро́дъ лꙋка́въ и҆ прелюбодѣ́й зна́менїѧ и҆́щетъ, и҆ зна́менїе не да́стсѧ є҆мꙋ̀, то́кмѡ зна́менїе і҆ѡ́ны прⷪ҇ро́ка: | Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка |
Иисус Христос называет фарисеев родом лукавым, потому что они лицемерно и как враги просят от Него знамения, а прелюбодейным, потому что не веровать в И. Христа им значит тоже, что быть прелюбодейными (Злат, и Феоф.). Отношения между Богом и народом еврейским в ветхозаветном Священном писании нередко представляются под образом отношений между мужем и женою и неверность народа Богу, его идолослужение под образом прелюбодеяния (Пс.72:27; Ис. 57:3 и др. Мих.). И знамение не дастся ему, не дастся потому, что просят его не с добрым расположением, и потому, что оно, как знал Господь, останется бесплодным, не приведет их к вере, токмо (кроме) знамения Ионы пророка.
40. ꙗ҆́коже бо бѣ̀ і҆ѡ́на во чре́вѣ ки́товѣ трѝ дни̑ и҆ трѝ но́щы, та́кѡ бꙋ́детъ и҆ сн҃ъ чл҃вѣ́ческїй въ се́рдцы землѝ трѝ дни̑ и҆ трѝ но́щы. | ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи |
Господь указывает только на величайшее знамение в прошедшем, которое прообразовало величайшее знамение, имеющее совершиться над Ним в будущем, это чудо пребывания прор. Ионы живым в чреве рыбы кита в продолжении трех суток, чудо, которое прообразовало воскресение Христово после трехдневной Его смерти; воскресение же есть самое сильнейшее доказательство Его божественного посланничества. Во чреве китовом. Горло у кита имеет такое устройство, что им нельзя проглотить целого человека. Но должно сказать, что еврейское изречение, переводимое словом кит великий, не означает непременно кита в собственном смысле, а означает вообще большую рыбу. Можно думать, что то была акула, которая обыкновенно свободно проглатывает человека (Мих.). Самое сохранение Ионы во чреве рыбы живым в течение трех суток великое чудо. Три дня и три нощи. Из евангелия видно, что Господь И. Христос был во гробе только один день и две ночи, с пятницы на субботу и с субботы на воскресенье (чит. 21, 8); но это не означает погрешности в счете: тут по народному обычаю части дня и ночи приняты за целые дни. Примеры подобного счисления времени нередки в Священном писании (1Цар. 30:12 и дал. Быт. 42:17–18 и др. Мих.).
41. Мꙋ́жїе нїнеѵі́тстїи воста́нꙋтъ на сꙋ́дъ съ ро́домъ си́мъ и҆ ѡ҆сꙋ́дѧтъ є҆го̀, ꙗ҆́кѡ пока́ѧшасѧ про́повѣдїю і҆ѡ́ниною: и҆ сѐ, бо́лѣ і҆ѡ́ны здѣ̀. | Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы |
42. Цари́ца ю҆́жскаѧ воста́нетъ на сꙋ́дъ съ ро́домъ си́мъ и҆ ѡ҆сꙋ́дитъ и҆̀, ꙗ҆́кѡ прїи́де ѿ конє́цъ землѝ слы́шати премꙋ́дрость соломѡ́новꙋ: и҆ сѐ, бо́лѣ соломѡ́на здѣ̀. | Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона |
Мужие Ниневитстии (Ниневитяне), т. е. жители города Ниневии, столицы Ассирийского царства. Город Ниневия славился многолюдством, богатством и изнеженностью. Бог послал пророка Иону к Ниневитянам, чтобы призвать их к покаянию; и они вняли проповеди пророка, покаялись, так что это раскаяние на два века отдалило погибель города, которою грозил им Бог чрез пророка. Ниневия была разрушена Вавилонянами уже около 600-го года до Р. Христова. Следовательно, она еще существовала 200 лет. Восстанут на суд и осудят осудят именно тем, что Ниневитяне, вняв проповеди Иониной, покаялись, а Иудеи, особенно фарисеи, не слушают проповеди даже самого своего Мессии. И се боле (вот больше) Ионы здесь, т. е. Он, Сам Спаситель, явление которого между Иудеями имеет несравненно большее значение, чем явление Ионы между Ниневитянами: Иона раб, а И. Христос Владыка; Иона пророк, а И. Христос Сам Господь; Иона проповедник покаяния Ниневитянам, а Христос всему миру, Спаситель всего рода человеческого. Царица южская (южная), это царица Савская, из города Савы в Аравии, которая, слыша о чрезвычайной мудрости Соломона, чтобы удостовериться в его мудрости, нарочно приезжала в Еврейскую землю (3Цар. 10). От пределов конец земли. Это выражение означает отдаленность той страны, о которой идет речь (Втор. 28:49). Царица Савская осудит род сей, потому что она нарочно пришла издалека, чтобы послушать мудрость Соломона, а Иудеи не хотели слушать И. Христа, который есть воплощенная божественная премудрость. И се боле Соломона здесь, опять указание И. Христом на Самого Себя. Соломон был царь Иудеи, а Господь царь неба и земли, царь царей.
43. Є҆гда́ же нечи́стый дꙋ́хъ и҆зы́детъ ѿ человѣ́ка, прехо́дитъ сквозѣ̀ безвѡ́днаѧ мѣ̑ста, и҆щѧ̀ поко́ѧ, и҆ не ѡ҆брѣта́етъ: | Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит |
44. тогда̀ рече́тъ: возвращꙋ́сѧ въ до́мъ мо́й, ѿню́дꙋже и҆зыдо́хъ. И҆ прише́дъ ѡ҆брѧ́щетъ пра́зденъ, помете́нъ и҆ ᲂу҆кра́шенъ: | тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным |
45. тогда̀ и҆́детъ и҆ по́йметъ съ собо́ю се́дмь и҆́ныхъ дꙋхѡ́въ лютѣ́йшихъ себє̀, и҆ вше́дше живꙋ́тъ тꙋ̀: и҆ бꙋ́дꙋтъ послѣ̑днѧѧ человѣ́кꙋ томꙋ̀ гѡ́рша пе́рвыхъ. Та́кѡ бꙋ́детъ и҆ ро́дꙋ семꙋ̀ лꙋка́вомꙋ. | тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом |
Здесь Господь говорит приточно, сравнением, сравнивая состояние неверия фарисеев с состоянием человека бесноватого. Преходит сквозь безводная места (ходит по безводным местам). Места пустынные, безводные, дикия, необитаемые представляются местопребыванием злых духов (Тов. 8:3; Апок. 18:2). Ища покоя, и не обретает (не находит). Места пустынные, дикия представляются неудобными для обитания злых духов, для них лучше обитание в человеке, где они могут делать зло. Под образом злых духов разумеются здесь страсти, кои не находят себе места и покоя нигде, как только в сердце злого человека. Тогда речет (говорит): возвращуся в дом мой, отнюду же (откуда) изыдох и проч. Злой дух, как равно и страсть, стремятся снова овладеть человеком, которого оставили было. Дом мой. Злой дух или страсть называют человека домом своим, потому что живут в нем, как в своем доме. И пришед обрящет (находит) дом празден (незанят), пометен и украшен (убран), Это значит, что, по изгнании злого духа, как равно и страсти, из человека, сердце его делается чистым, сор всего худого выметен из него, и оно становится убранным добродетелями. Тогда идет и поймет (берет) с собою седьмь иных духов лютейших (злейших) себе, и шедше, живут ту (там), т. е. если человек остается нерадивым и невнимательным к себе, то злой дух, как равно и страсти, возвращаются к нему. Возвращаются еще с большею силою и лютостью: на это указывают, во-первых, число седмь, которое должно понимать в смысле множества (1Цар. 2:5 и др.) и, во-вторых, дальнейшия слова: и будет последняя человеку тому горше (хуже) первого. Будет хуже первого, потому что прежде еще была надежда на исправление, а теперь зло гораздо крепче овладело сердцем, нежели было раньше. Так бывает и со всяким человеком, если он после покаяния не будет бороться с своими устарелыми греховными привычками. Заметь это, кающийся грешник! Словами же далее: Тако будет и роду сему лукавому Господь указывает, к кому относится и что значит сказанная Им притча о злых духах и страстях, – относится она к неверующим фарисеям и значит следующее: фарисеи просили от И. Христа особенного чуда. Господь отказал им в этом, указав только на чудо с прор. Ионою, и затем поясняет притчею, что хотя бы и сотворил Он для них чудо, даже особенно поразительное и убедительное, хотя бы они, увидев такое чудо, уверовали в Него и показали некоторые признаки исправления; но это было бы ненадолго: потому что неверие и страсти так сильны в них и так застарели, что скоро могут возвратиться в их сердце, как злой дух в человека, и проявятся там с большею силою, и они сделаются еще хуже. Так точно и исполнилось на фарисеях. Не смотря на чудеса Спасителя, они все более и более ожесточались против Него, страсть злобы усилилась в них, подобно тому бесноватому, в которого бесом приведено было с собою семь других злейших бесов, и они отвергли и распяли Господа. Затем также злобно поступали Иудеи, а за ними и язычники с апостолами и со всеми христианами.
Зач. 49-е. Матерь и братья Христовы
Читается в четверг 5-й недели по Пятидесятнице
46. Є҆ще́ же є҆мꙋ̀ гл҃ющꙋ къ наро́дѡмъ, сѐ, мт҃и (є҆гѡ̀) и҆ бра́тїѧ є҆гѡ̀ стоѧ́хꙋ внѣ̀, и҆́щꙋще глаго́лати є҆мꙋ̀. | Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним |
47. Рече́ же нѣ́кїй є҆мꙋ̀: сѐ, мт҃и твоѧ̀ и҆ бра́тїѧ твоѧ̑ внѣ̀ стоѧ́тъ, хотѧ́ще глаго́лати тебѣ̀. | И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою |
Братья И. Христа, это или братья двоюродные, т. е. дети Клеопы и Марии, сестры Пресв. Богородицы, или же, что вероятнее, названные братья, т. е. дети Иосифа, обручника Богородицы, от умершей жены его (чит. объясн. 25 ст. 1 гл. Мих.). Что побудило Матерь Господа и Его братьев придти к Нему? Митрополит Филарет так говорит об этом: «Они предприняли сие путешествие из Назарета в Капернаум, где в настоящее время находился Господь, по доброму побуждению, потому что почитали Его находящимся в опасности: так как враги Его оглашали Его то неистовым, вышедшим из себя (лишившимся здравого разума), то действующим чрез князя бесовского, и умышляли погубить Его. Вне стояху (стояли вне дома), потому что было трудно пробраться в самый дом по причине множества народа.
48. Ѻ҆́нъ же ѿвѣща́въ речѐ ко глаго́лющемꙋ є҆мꙋ̀: кто̀ є҆́сть мт҃и моѧ̀, и҆ кто̀ сꙋ́ть бра́тїѧ моѧ̑; | Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? |
49. И҆ просте́ръ рꙋ́кꙋ свою̀ на ᲂу҆чн҃кѝ своѧ̑, речѐ: сѐ, мт҃и моѧ̀ и҆ бра́тїѧ моѧ̑: | И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои |
50. и҆́же бо а҆́ще сотвори́тъ во́лю ѻ҆ц҃а̀ моегѡ̀, и҆́же є҆́сть на нб҃сѣ́хъ, то́й бра́тъ мо́й, и҆ сестра̀, и҆ мт҃и (мѝ) є҆́сть. | ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь |
В словах: се (вот) Мати Моя и братия Моя. Иже бо аще (ибо кто) сотворит и проч. Господь не отказывается от родства Своего с Пресв. Богородицею и названными Своими, братьями: ибо известно, что, напр., Он всегда питал к Своей Матери нежное сыновнее чувство, вися уже на кресте, позаботился о Ней, поручив Ее возлюбленному Своему ученику Иоанну Богослову (Ин. 19:25–27); двоих из названных братьев принял в лик Своих апостолов. Но тут Господь говорит, что духовная связь еще теснее, чем плотская, и что тесное отношение к Нему зависит не от плотских, но от духовно-нравственных связей. Подобное сказал Иисус Христос, когда из слушавших Его учение женщина прославила Пресвятую Богородицу, воскликнув!: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие, сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его (Лк. 11:27–28) Кроме того, тут Господь на Самом Себе показал, как должно исполнять Его учение: кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня (Мф. 10:37) и т. п. любовь к родителям должно приносить в жертву любви к Богу. «Если бы в указанном случае Господь покорился воле Своих сродников, замечает митрополит Филарет, то был бы нанесен вред делу Божию не только потому, что безвременно прервалась бы Его проповедь, но и потому, что враги Его, как доказательство клеветы, употребили бы взятие Его сродниками, как будто имеющего нужду в их попечении.»