Источник

Глава 11


1. И҆ бы́сть, є҆гда̀ совершѝ і҆и҃съ заповѣ́даѧ ѻ҆бѣмана́десѧте ᲂу҆чн҃ко́ма свои́ма, пре́йде ѿтꙋ́дꙋ ᲂу҆чи́ти и҆ проповѣ́дати во градѣ́хъ и҆́хъ. И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их

Прейде оттуду (перешел оттуда), т. е. с того места, где давал наставления апостолам, вероятно, в окрестностях г. Капернаума, во время предпринятого Им путешествия по Галилее (гл. 9 ст. 35). Прешел учить и проповедыватаъ в городах их, т. е. в городах Галилейских вообще или в соседних с Назаретом.

Зач. 40-е. Посольство от Иоанна учеников своих к Иисусу Христу и речь Христова к народу об Иоанне

Читается в понедельник 4-й недели по Пятидесятнице и во дни Обретения главы Иоанна Предтечи, на литургии.


2. І҆ѡа́ннъ же слы́шавъ во ᲂу҆зи́лищи дѣла̀ хрⷭ҇тѡ́ва, посла̀ два̀ ѿ ᲂу҆чени́къ свои́хъ, Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих
3. речѐ є҆мꙋ̀: ты́ ли є҆сѝ грѧды́й, и҆лѝ и҆но́гѡ ча́емъ; сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?

Дела Христовы, это чудеса, которые творил И. Христос, и вообще действия Его (Ин. 5:36). В темнице, т. е. Иоанн посылал своих учеников к И. Христу в то время, когда уже был заключен Иродом в темницу в Махерской крепости, на восточном берегу Мертвого моря (14:3). В темнице, как видно, Иоанну дозволено было иметь сношение с своими учениками. Ог них он мог слышать и о делах Христовых (Лк. 7:17). Послал Иоанн спросить Иисуса: Ты ли ecи грядый, или иного чаем (Ты ли тот, который должен притти), т. е. Мессия, которого давно ждут, или ожидать нам другого, а Ты только предтеча Его? Нет сомнения, что как самое посольство учеников Иоанновых, так и подобный вопрос со стороны Иоанна нужны были не для него самого, а для учеников. Сам Иоанн знал из откровений Божиих пред крещением и во время крещения Иисуса Христа, что Он есть пришедший Мессия (Ин. 1:31–34); но ученики его еще не знали этого, Иоанн, конечно, учил их, но они не вполне вразумлялись словами его. «Они, говорит св. Златоуст, как всякий может приметить, не расположены были к Иисусу и завидовали Ему, что видно из их слов своему учителю: Тот, Кто был с тобою при Иордане, и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему» (Ин. 3:26). Ибо они еще не знали, Кто был Христос».


4. И҆ ѿвѣща́въ і҆и҃съ речѐ и҆́ма: шє́дша возвѣсти́та і҆ѡа́ннови, ꙗ҆̀же слы́шита и҆ ви́дита: И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите
5. слѣпі́и прозира́ютъ и҆ хро́мїи хо́дѧтъ, прокаже́ннїи ѡ҆чища́ютсѧ и҆ глꙋсі́и слы́шатъ, ме́ртвїи востаю́тъ и҆ ни́щїи благовѣствꙋ́ютъ: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют
6. и҆ бл҃же́нъ є҆́сть, и҆́же а҆́ще не соблазни́тсѧ ѡ҆ мнѣ̀. и блажен, кто не соблазнится о Мне

Евангелист Лука, описывая посольство Иоанна, говорит, что И. Христос в присутстии учеников Иоанновых исцелил многих больных (7:21). Указанием на чудеса и совершением чудес И. Христос прямо отвечает на вопрос Иоанна, что Он есть действительно обетованный Мессия: потому что такия дела, и в таком числе, по пророчеству Исаии, может и должен творить только один Мессия: Се Бог наш... приидет и спасет нас. Тогда отверзутся очи слепых, и уши глухих услышат... (35:5 и дал. 61:1 и дал.). Прокаженные очищаются. О болезни проказы чит. в объясн. 2 ст. 8 гл. Нищии благовествуют. Нищие – бедные. Тут разумеются апостолы, которые, как происходившие из простого сословия, из рыбарей, действительно были нищие (Феоф.). И блажен есть, иже аще (кто), подобно самому Иоанну, не соблазнится о Мне. Соблазниться о И. Христе значит соблазниться Его уничижением, не поверить Ему, отвергнуть Его учение: потому что соблазниться о ком значит почему-либо усомниться в достоинстве того лица и не доверять ему, глумиться над ним (13:54–57; 26:31–33). «Если бы, замечает при этом Златоуст, Иоанн стал прямо говорить своим ученикам: подите к Нему, Он лучше меня; то этим не убедил бы их, они подумали, что он говорит это из скромности. Что же он делает? Выжидает случая от них самих услышать, что Иисус творит чудеса, и посылает двоих из них, быть может, как более способных уверовать, чтобы они из самых дел увидели разность между ним и Иисусом».


7. Тѣ́ма же и҆сходѧ́щема, нача́тъ і҆и҃съ наро́дѡмъ гл҃ати ѡ҆ і҆ѡа́ннѣ: чесѡ̀ и҆зыдо́сте въ пꙋсты́ню ви́дѣти; тро́сть ли вѣ́тромъ коле́блемꙋ; Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что́ смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?
8. Но чесѡ̀ и҆зыдо́сте ви́дѣти; человѣ́ка ли въ мѧ̑гки ри̑зы ѡ҆блече́нна; Сѐ, и҆̀же мѧ̑гкаѧ носѧ́щїи, въ домѣ́хъ ца́рскихъ сꙋ́ть. Что́ же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских

Тьма же исходящема, т. е. когда пошли обратно ученики Иоанна, уверовав во Христа, начат Иисус народом глаголати (говорить) о Иоанне. Начал говорит народу об Иоанне, потому что вопрос учеников мог породить в народе много разных неуместных сомнений и относительно Иоанна, и относительно Его Самого. Так, народ мог подумать, что Иоанн 1) человек непостоянный, колеблющийся, который говорил об И. Христе прежде одно, а теперь думает другое; и 2) что он в темнице переменился, желает изменить свою строгую жизнь на более изнеженную. Это Господь и устраняет своими словами о нем и о Себе Самом: чесо изыдосте и пр. (Мих). Трость ли ветром колеблему? Легкий, колеблющийся от ветра, тростник, который рос в изобилии в том месте пустыни, где проповедывал Иоанн, представляет собою людей легкомысленных, непостоянных в своих убеждениях и действиях которые ныне говорят и действуют так, а завтра иначе (Тез. 29, 6 и др ). Человека ли в мягки ризы облеченна (одетого в мягкие одежды)? Указание на одежды мягкие, из тонкого льна, означает здесь людей изнеженных, богатых, преданных роскоши.


9. Но чесѡ̀ и҆зыдо́сте ви́дѣти; прⷪ҇ро́ка ли; Є҆́й, гл҃ю ва́мъ, и҆ ли́шше прⷪ҇ро́ка. Что́ же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка
10. Се́й бо є҆́сть, ѡ҆ не́мже є҆́сть пи́сано: сѐ, а҆́зъ посыла́ю а҆́гг҃ла моего̀ пред̾ лице́мъ твои́мъ, и҆́же ᲂу҆гото́витъ пꙋ́ть тво́й пред̾ тобо́ю. Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою
11. А҆ми́нь гл҃ю ва́мъ, не воста̀ въ рожде́нныхъ жена́ми бо́лїй і҆ѡа́нна крⷭ҇ти́телѧ: мні́й же во црⷭ҇твїи нбⷭ҇нѣмъ бо́лїй є҆гѡ̀ є҆́сть. Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его

Пророка ли и проч. Иудеи почитали Иоанна за пророка, но И. Христос говорит, что он даже выше пророка, потому что он не только пророк, но и предтеча Мессии, приготовлявший Ему путь: ей, глаголю вам, и лишше пророка (да, говорю вам, он больше пророка). О нем, как о предтече, прибавляет Господь, было предсказано самими пророками: сей бо есть, о немже есть писано: се Аз посылаю ангела Моего и проч. Так предсказано о предтече Христовом у пророков Малахии (3:1) и Исаии (40:3). Приготовить путь, т. е. уровнять путь. Чит. в объясн. 3 ст. 3 гл. Не воста в (из) рожденных женами болий Иоанна Крестителя, говорит Господь еще о величии Иоанна. Но чтобы Иудеи не почитали Иоанна выше Его Самого, Господь прибавляет: Мний же (меньший) в царствии небесном, болий (больше) его есть. Под меньшим Господь разумеет Самого себя (Злат. Феофил. Евфим. Зигаб. и др.). Меньший по возрасту, ибо Спаситель был моложе Иоанна, и по мнению тех многих, которые говорили, что Он ядца и винопийца, тогда как Иоанн был великий постник; также говорили: не плотников ли Он сын? друг мытарей и грешников, и унижали Его. О царстве небесном чит. в объясн. 2 ст. 3 гл.).


12. Ѿ дні́й же і҆ѡа́нна крⷭ҇ти́телѧ досе́лѣ црⷭ҇твїе нбⷭ҇ное нꙋ́дитсѧ {съ нꙋ́ждею воспрїе́млетсѧ}, и҆ нꙋ́ждницы восхища́ютъ є҆̀: дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его

От дней Иоанна Крестителя, т. е. со времени явления его для проповеди о наступающем царстве Христовом, с того времени, как он указал на пришедшего Христа. Силою берется (нудится), не ожидается как грядущее, а уже берется как наступившее. Здесь разумеется и вообще трудность в достижении царства небесного; но особенно указывается та сила, та стремительность, с каковыми начали искать достижения царства небесного со времени проповеди Крестителя и явления Христа. Выражение силою берется взято от осады и взятия крепости или города. И таковые, употребляющие усилие, стремящиеся, и достигают, получают (восхищают) это царство (Мих.).


13. вси́ бо прⷪ҇ро́цы и҆ зако́нъ до і҆ѡа́нна прореко́ша. ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна
14. И҆ а҆́ще хо́щете прїѧ́ти, то́й є҆́сть и҆лїа̀ хотѧ́й прїитѝ: И если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти

А в этих словах Господь указывает причину, почему со времени Иоанна Предтечи явилось такое сильное стремление к царству небесному потому, что о явлении сего царства прорекоша (прорекли) закон и пророки, т. е. законодатель Моисеи в своих законоположительных книгах и в установленных им жертвах, и за ним пророки в своих писаниях, а Иоанн Креститель напомнил и разъяснил народу эти предсказания. И аще хощете прияти (если хотите принять), той (он) есть Илия, хотяй (которому должно) приити. Здесь Господь еще повторяет, кто такое Иоанн, говорит, что он есть Илия, т. е. великий из пророков. Пр. Малахия предсказал, что пред лицом Мессии будет послан Илия, чтобы приготовить Ему путь (4:5–6). Это, конечно, не значило того, что сам, взятый на небо, пророк Илия явится оттуда, а то, что явится пророкь, подобный Илие, т. е., какь говорит евангелист Лука, с духом и силою Илииною (1:17). Но Иудеи понимали пророчество Малахиино так, что ожидали самого Илию, Иеремию и некоторых других пророков, которые будто бы явятся с неба и приготовят их к принятию Мессии (16:14; Ин. 1:21). Потому, т. е. сообразно ожиданию Иудеев, И. Христос и прибавил: если хотите принят.


15. и҆мѣ́ѧй ᲂу҆́шы слы́шати да слы́шитъ. Кто имеет уши слышать, да слышит

Господь нередко говорил эти слова, производя учение народа. Слова эти были народной пословицей и часто употреблялись народными учителями, или раввинами, для того, чтобы возбудить особенное внимание слушателей к тому учению, которое высказывалось ими прежде или после сих слов. Так как И. Христос придавал особенное значение Своей речи об Иоанне, то и заключил ее такими словами, которые призывали к особенной внимательности (Мих.). Еванг. Лука, передав речь Господа об Иоанне и о Себе Самом, прибавляет: весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым, а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, т. е. о своем спасении, не крестившись от него (7:29–30). Не этих ли фарисеев и законников представляют собою разные наши современные лжеучители, которые даже отвергают не только прочия таинства, но и самое крещение, как бы не необходимое для спасения? Вот до чего доводит их суемудрие!

Зач. 41-е. Речь Иисуса Христа об Иудеях

Читается во вторник 4-й недели по Пятидесятнице

16.Кому же уподоблю род сей? Подобенъ есть детем седящим на торжищих, и возглашающимъ другом своимъ


16. Комꙋ́ же ᲂу҆подо́блю ро́дъ се́й; Подо́бенъ є҆́сть дѣ́темъ сѣдѧ́щымъ на то́ржищихъ, и҆ возглаша́ющымъ дрꙋгѡ́мъ свои̑мъ Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам
17. и҆ глаго́лющымъ: писка́хомъ ва́мъ, и҆ не плѧса́сте: пла́кахомъ ва́мъ, и҆ не рыда́сте. говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали

В этих словах Господь от речи об Иоанне, Своем Предтече, и о высоком его служении (о чем говорил выше), переходит к изображению того, как относился народ к Иоанну и к Нему Самому, т.е. что народ (в большинстве случаев) не довольствовался ни служением Иоанна, ни делами Его Самого. Господь уподобляет Иудеев детям, которые жалуются на своих товарищей за то, что те не присоединяются к их играм, ни веселым, ни печальным, и укоряют их за это детям, седящим на торжищах. На торжищах, т. е. на улице, месте общих детских игр. Пискахом (мы играли на свирели) вам, и не плясасте (и вы не плясали). Указывается на обычаи, когда по случаю праздников или каких особенных торжеств, совершались у Евреев пляски под звуки свирели или других музыкальных инструментов (Лк. 15:25). Плакахом (мы пели печальные песни) вам и не рыдаете (и вы не рыдали). Известно, что похороны у Евреев сопровождались печальными причитаниями, и иногда под музыку (9:23). Здесь представляется, что дети в играх своих подражали взрослым.


18. Прїи́де бо і҆ѡа́ннъ ни ꙗ҆ды́й, ни пїѧ́й: и҆ глаго́лютъ: бѣ́са и҆́мать. Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес

Ни ест, ни пьет (ни ядый, ни пияй), т. е. воздерживается от известной пищи и от вина, как Назорей (посвященный Богу), ведет себя, как строгий подвижник. В нём бес, т. е. он одержим бесом, и потому ведет такой странный образ жизни, что не ест и не пьет. Это значит, что Иоанн не соответствует народному веселому житейскому настроению.


19. Прїи́де сн҃ъ чл҃вѣ́ческїй ꙗ҆ды́й и҆ пїѧ́й: и҆ глаго́лютъ: сѐ, человѣ́къ ꙗ҆́дца и҆ вїнопі́йца, мытарє́мъ дрꙋ́гъ и҆ грѣ́шникѡмъ. И҆ ѡ҆правди́сѧ премꙋ́дрость ѿ ча̑дъ свои́хъ. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее

Сын человеческий, т. е. И. Христос (чит. объясн. 20 ст. 8 гл.). Ест и пьет(ядый и пияй), т. е. не воздерживается, подобно Иоанну, от употребления обычной пищи и не уклоняется от вина, как простой человек, а не Назорей; с любовью разделял трапезу с мытарями и грешниками, только бы привлечь их к себе и спасти. Вот человек, который любит есть и пить (яйца и винопийца) и пр., т. е. упрекают И. Христа в том, что Он не соблюдает воздержания и таким образом не соответствует строгой жизни Иоанна Крестителя. Св. Златоуст так объясняет слова Спасителя о Себе и об Иоанне Предтече: «Иисус сказал: мы играли вам на свирели, и вы не плясали, т. е. Я вел не строгую жизнь, и вы не покорились Мне; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали, т. е. Иоанн проводил жизнь строгую, и вы не внимали ему. Что Господь употребляет простые и неблагородные сравнения, прибавляет Златоуст, ты не удивляйся сему. Он говорил, приспособляясь к немощи слушателей». И оправдися(оправдана) премудрость от чад своих (чадами своими). Чадами мудрости называются мудрые люди, т. е. те, которые правильно понимают предметы и события. Истинная божественная мудрость, это та, которая явилась в Иоанне и его действиях, и особенно в Самом Иисусе Христе, как самой воплотившейся Премудрости Божией, и в Его действиях. Оправдалась такая премудрость, т. е. познали ее, как истинную премудрость; познали чада её, т. е. те, которые ищут ее, любят и стараются приобрести. Оправдалась мудрость тем, что такие люди не увлеклись неправильным мнением об И. Христе и Иоанне, какое имели вообще Иудеи, а узнали в Них Мессию и Его Предтечу (Мих.).

Зач. 42-е. Укоризны Иисуса Христа городам неверующим и нераскаянным и прославление Бога Отца

Читается в среду 4-й недели по Пятидесятнице.


20. Тогда̀ нача́тъ і҆и҃съ поноша́ти градовѡ́мъ, въ ни́хже бы́ша мно́жайшыѧ си̑лы є҆гѡ̀, занѐ не пока́ѧшасѧ: Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись
21. го́ре тебѣ̀, хоразі́не, го́ре тебѣ̀, виѳсаі́до: ꙗ҆́кѡ а҆́ще въ тѵ́рѣ и҆ сїдѡ́нѣ бы́ша си̑лы бы́ли бы́вшыѧ въ ва́съ, дре́вле ᲂу҆́бѡ во вре́тищи и҆ пе́пелѣ пока́ѧлисѧ бы́ша: горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись
22. ѻ҆ба́че гл҃ю ва́мъ тѵ́рꙋ и҆ сїдѡ́нꙋ ѿра́днѣе бꙋ́детъ въ де́нь сꙋ́дный, не́же ва́мъ. но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам

Поношати градовом (укорять города), т. е. сетовать об ожесточении городов. Силы (сил) Его, т. е. чудес, которые могли обратить к вере неверующих, и пробудить покаяние, необходимое для вступления в царство Мессии (Мих.). Хоразин, Вифсаида, это были галилейские города, лежавшие недалеко от Капернаума (Галилея одна из частей Палестины. См. карту). Апостолы Андрей, Петр и Филипп происходили из Вифсаиды. Какие именно чудеса были явлены в этих городах, в Евангелии не сказано: так как о многих из чудес Христовых не записано в нем, как говорит евангелист Иоанн (20:30). Тир и Сидон, это были древние, богатые и славившиеся морской торговлей, города Финикии, области, соседней с Иудеею. Жители сих городов отличались роскошью. Господь говорит, что даже роскошные и порочные жители и этих городов покаялись бы и обратились к вере в Бога и Спасителя, если бы в них сделаны были Иисусом Христом такия чудеса, какия совершил Он в городах Хоразине и Вифсаиде. Во вретищи и пепеле. Вретище, это широкая и грубая одежда бедных людей. Ее надевали и богатые в знак печали, как равно, в знак этого, такжепосыпали голову пеплом или пылью (Иов. 1:21; 2:12). Отраднее будет в день судный (суда). Чит. в объясн. 15 ст. 10 гл.


23. И҆ ты̀, капернаꙋ́ме, и҆́же до нб҃съ вознесы́йсѧ, до а҆́да сни́деши: занѐ а҆́ще въ содо́мѣхъ бы́ша си̑лы бы́ли бы́вшыѧ въ тебѣ̀, пребы́ли ᲂу҆́бѡ бы́ша до дне́шнѧгѡ днѐ: И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня
24. ѻ҆ба́че гл҃ю ва́мъ, ꙗ҆́кѡ землѝ содо́мстѣй ѿра́днѣе бꙋ́детъ въ де́нь сꙋ́дный, не́же тебѣ̀. но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе

Капернаум, это небольшой город на северо-западном берегу Галилейского озера. Чит. о нем в объясн. 13 ст. 4 гл. До неба вознесыйся (вознёсшийся), т. е. возгордившийся, замечтавшийся о своем достоинстве и счастье (Ис. 14:13). Возвысившийся, возгордившийся частью по своему благосостоянию, богатству и многолюдству, сравнительно с благосостоянием окружающих его городов, но главным образом потому, что, живя в Галилее, преимущественно в нем пребывал, проповедывал и творил чудеса И. Христос (Злат, н Феоф.). До ада снидеши (низвергнешься), т. е. унижен будешь, слово ад здесь означает не место мучения грешников, как равно и рай не место блаженства праведников, а унижение, разрушение (Ис. 14:12–15), как в точности и исполнилось это предсказание: потому что Капернаум был разрушен во время войны Иудеев с Римлянами (Мих.). Аще в Содомех быша силы были бывшия в тебе (если бы в Содоме явлены были силы, т. е. чудеса, явленные в тебе), пребыла убо быша до днешнего дне (то он, город Содом, оставался бы до сего дня), т. е. жители Содома раскаялись бы, и город их не был бы сожжен. Но это разрушение Капернаума только временное наказание для его жителей; в день же страшного суда они будут наказаны гораздо строже, чем жители города Содома, за то, что они не слушали проповеди Христовой и не трогались чудесами Его: земли Содомстей отраднее будет в день судный, неже тебе. Чит. объясн. 15 ст. 10 гл.


25. Въ то̀ вре́мѧ ѿвѣща́въ і҆и҃съ речѐ: и҆сповѣ́даютисѧ, ѻ҆́ч҃е, гдⷭ҇и нб҃сѐ и҆ землѝ, ꙗ҆́кѡ ᲂу҆таи́лъ є҆сѝ сїѧ̑ ѿ премꙋ́дрыхъ и҆ разꙋ́мныхъ и҆ ѿкры́лъ є҆сѝ та̑ младе́нцємъ: В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам
26. є҆́й, ѻ҆́ч҃е, ꙗ҆́кѡ та́кѡ бы́сть бл҃говоле́нїе пред̾ тобо́ю. ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение

Утаил ecи сия (сие), т. е. то, что открыто ученикам Христовым, тайны веры Христовой. От премудрых (мудрых) и разумных, т. е. от книжников и фарисеев, еврейских ученых, которые по преимуществу считали себя мудрыми и разумными (Ин.9:40; Злат, и Феоф.), и вообще от всех тех, которые считают себя мудрыми, имея лишь мирскую мудрость; скрыл, потому что, они сделали себя недостойными, по своему самомнению и гордости. Младенцам, т. е. людям простым, как младенцы, незнакомым с книжною мудростью. Таковы были апостолы (1Кор.1:26–27). Им Господь открыл тайны своей веры, и они приняли эти тайны в простоте своей души, и не только сами приняли веру Христову, но и проповедуют ее другим; тогда как ученые книжники и фарисеи не только сами не принимают проповеди евангельской, но и препятствуют другим принимать, преследуют и самых проповедников. «Утаил, это не значит, чтобы Бог был, но сами люди бывают причиною сего, пишет св. Златоуст. Так сказано в том же смысле, в котором говорит Павел о язычниках: предал их Бог в неискусен ум» (Рим.1:28). Тако бысть благоволение пред Тобою (таково было Твое благоволение), т. е. такова Твоя благая и премудрая воля. Ты все ведешь к лучшему часто путями, для людей непостижимыми или кажущимися им неправильными. – Господь И. Христос произнес Свою молитву к Богу Отцу: Исповедаютися, Отче и пр. для того, чтобы показать, что фарисеи, не слушая Его, отпадают не только от Него, но и от Бога Отца (Злат.).

Зач. 43-е. Призвание Иисусом Христом к себе труждающихся и обремененных

Читается в четверг 4-й недели по Пятидесятнице и во дни Преподобных.


27. Всѧ̑ мнѣ̀ прє́дана сꙋ́ть ѻ҆ц҃е́мъ мои́мъ: и҆ никто́же зна́етъ сн҃а, то́кмѡ ѻ҆ц҃ъ: ни ѻ҆ц҃а̀ кто̀ зна́етъ, то́кмѡ сн҃ъ, и҆ є҆мꙋ́же а҆́ще во́литъ сн҃ъ ѿкры́ти. Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть

Это не значит, что И. Христос Сын Божий, не имев власти, получил ее; Он, как равный Богу Отцу, и творил мир и управляет им одинаково; но что управление миром принадлежит Ему, как Ходатаю или посреднику в искуплении рода человеческого (Еф.1:20–22), и Он все направляет ко благу Своей святой церкви, доколе не предаст все, врученное Ему, царство, опять Богу Отцу (1Кор.15:24; Мих.). «Мне предан человек, как врачу, чтобы уврачевать его от угрызения змия; предан как жизни, чтобы воскресить Его мертвого; предан как свету, чтобы просветить его тьму» (Афан. Вел.). Никто же (никто не) знает Сына, токмо Отец (кроме Отца), т. е. никто не может вполне понять и узнать природы Сына Божия, И. Христа, единства божеского и человеческого естества в Нем и проч. Это знает только Бог Отец. Ни Отца кто знает (и Отца никто не знает), токмо Сын (кроме Сына), т. е. никто, не только человек, но и ангел не может вполне постигнуть Бога. Кроме Сына, кроме Отца, т. е. вполне понимают и знают друг друга только Сами Они, Бог Отец и Бог Сын. Хотя здесь и не говорится о ведении третьего лица Св. Троицы, Духа Святого, но этим не исключается полное ведение Им Бога Отца и Бога Сына (Вас. Вел.). Ему же аще волит (кому хочет) Сын открыта о Боге Отце. Бог Отец открылся человеку в Боге Сыне и чрез Него (Ин. 14:8–9; Евр. 1:1); но чтобы ему познать Бoга Сына, для сего нужно быть способным к тому и достойным того, для этого нужны благоволение и благодать Самого Бога Сына, получаемые верою в Него и любовью к Нему (Ин. 14:21–23; Мих.).


28. Прїиди́те ко мнѣ̀ всѝ трꙋжда́ющїисѧ и҆ ѡ҆бремене́ннїи, и҆ а҆́зъ ᲂу҆поко́ю вы̀: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас

Под труждающимися и обремененными разумеются, во-первых, Иудеи, которые обременены были игом самого ветхозаветного закона (Деян. 15:10) и затем разных постановлений и преданий старцев (Мф. 23:4), а во-вторых, грешники, которые обременены своими грехами и ждут освобождения от них (Ис. 37:45), и в третьих, все, страдающие от разных земных бед и скорбей. Блаженный Феофилакт разумеет под труждающимися Иудеев, как проходящих тяжкое послушание закону и трудящихся в исполнение заповедей законе; а под обремененными язычников, обремененных тяжестью грехов. Аз (Я) упокою вы, т. е. сниму с вас иго ветхозаветного закона, обрядов, постановлений, преданий и дам новый закон, закон, исполнение которого будет облегчаться Моею благодатью (всесильною помощью), сниму с вас тяжесть грехов и дарую мир душевный (Ин. 14:27; Рим. 5:1), облегчу и успокою вас среди ваших земных бед, скорбей и Своим спасительным учением, и Своею божественною благодатью, и таким образом, успокою вас и здесь на земле; наипаче же вы будете успокоены Мною на небе, в царстве Моем: вы успокоетесь, как усталые путники, пришедшие на ночлег и сбросившие свои тяжелые ноши. Словам: Аз успокою выравносильны дальнейшие слова: обрящете покой душам вашим (ст. 29).


29. возми́те и҆́го моѐ на себѐ и҆ наꙋчи́тесѧ ѿ менє̀, ꙗ҆́кѡ кро́токъ є҆́смь и҆ смире́нъ срⷣцемъ: и҆ ѡ҆брѧ́щете поко́й дꙋша́мъ ва́шымъ: возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим

Под игом и бременем (ст. 30) разумеется здесь иго учения и бремя заповедей Христовых: потому что религия Христова, как и всякая другая религия, обыкновенно налагает на человека известные обязанности, которые составляют для него как бы иго и бремя. Возьмите иго Мое на себе, это значит сделайтесь Моими учениками. Господь присовокупляет, что Он кроток и смирен сердцем, частью для нашего ободрения и поощрения, чтобы мы не усомнились приступить к Нему, Учителю, частью указуя на смирение, как на один из важных предметов учения, которое должны принять от Него для обретения покоя душам (Филар.).


30. и҆́го бо моѐ бл҃го, и҆ бре́мѧ моѐ легко̀ є҆́сть. ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко

Иго Христовой религии благо и бремя её легко, т. е. если сравнивать их с игом ветхозаветного Моисеева закона и преданий старцев, с игом языческих религий и с бременем, которое налагает на человека грех. Благо и легко, потому что 1) облегчается любовью Бога к человеку верующему и самого человека к Богу; 2) человек, приходящий к Богу, получает прощение грехов, и таким образом наслаждается миром (Фил. 4:7) и не терпит мучений совести. Легко и благо еще тем, что верующий имеет благодатную помощь от Бога к совершению заповедей. Наконец, благо и легко по причине надежды и воздаяния в будущей жизни. Если иго Христово благо и легко, то как согласить с этим сказанное И. Христом прежде: Как тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь вечную (7:14)? Св. Златоуст отвечает на это так: «Шествие по такому пути и такими вратами Господь всячески облегчает и обещаемою пользою: найдете покой душам вашим, и щедротами Своими: Я упокою вас, и облегчением ига: иго Мое благо. Труден путь добродетели, но знай, что порок еще тягостнее, ибо ничто так не обременяет душу, как сознание греха».


Источник: Толкование на Евангелие от Матфея / Сост. свящ. И. Бухарев, законоучитель Моск. мещ. уч-щ. - Москва : кн. маг. В.В. Думнова п/ф "Насл. бр. Салаевых", 1899. - 306, IV с. : карт.

Комментарии для сайта Cackle