Источник

Глава 10


1. И҆ призва̀ ѻ҆бана́десѧть ᲂу҆чн҃кѝ своѧ̑, дадѐ и҆̀мъ вла́сть на дꙋ́сѣхъ нечи́стыхъ, ꙗ҆́кѡ да и҆зго́нѧтъ и҆̀хъ, и҆ цѣли́ти всѧ́къ недꙋ́гъ и҆ всѧ́кꙋ болѣ́знь. И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь

Из учеников и последователей своих И. Христос сначала избрал двенадцать, по числу 12-ти колен народа Еврейского. Впоследствии Он избрал еще 70, или 72, по 6-ти на колено. Он послал сих избранных проповедывать Свое Евангелие, т. е. Свое учение о спасении (чит. объясн. слов евангелия царствия 23 ст. 4 гл.), почему и назвал их апостолами, т. е. с греческого языка, посланниками для проповедания Его учения. Даде (дал) им власть на дусех нечистых и проч. т. е. дал апостолам проповедникам силу творить чудеса. Как Сам Он соединял проповедь с чудотворениямн для того, чтобы лучше веровали в Него, как Божественного посланника, так для сей же цели Он дал чудотворную силу и апостолам «дабы удивляя чудесами, пишет блаженный Феофилакт, они приобретали внимательных своему учению слушателей» (чит. объясн. 23 ст., 4 гл.).


2. Двана́десѧтихъ же а҆пⷭ҇лѡвъ и҆мена̀ сꙋ́ть сїѧ̑: пе́рвый сі́мѡнъ, и҆́же нарица́етсѧ пе́тръ, и҆ а҆ндре́й бра́тъ є҆гѡ̀: і҆а́кѡвъ зеведе́евъ и҆ і҆ѡа́ннъ бра́тъ є҆гѡ̀: Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его
3. фїлі́ппъ и҆ варѳоломе́й: ѳѡма̀ и҆ матѳе́й мыта́рь: і҆а́кѡвъ а҆лфе́евъ и҆ левве́й, нарече́нный ѳадде́й: Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем

Первый Симон, иже нарицается (называемый) Петр. Св. апостол Петр и евангелистами Марком (Мк. 3:16) и Лукою (Лк. 6:14.) в перечислениях поставляется на первом месте, потому что он и брат его Андрей прежде других были призваны к апостольскому служению (Ин. 1:41), почему ап. Андрею усвоено название первозванного, и потому еще, что по своим качествам, напр., по вере, любви к Иисусу Христу и т. п. он действительно был первым. «Ты Христос, Сын Бога живого»! он первый сказал, когда И. Христос спросил апостолов, за кого они почитают Его (16:15–16). «Симон Ионин, любишь ли ты Меня больше нежели они?» спрашивал И. Христос Петра. «Господи, Ты все знаешь, Ты знаешь, что я люблю Тебя, отвечал Петр (Ин. 21:15 и дал. Еще чит. Деян. 1:15; 2:14; 5:2 и дал.). Католики признают преимущественное пред другими апостолами, первенство ап. Петра, но это неверно: он был только «первый между равными» и никогда нигде не выставлял себя иным. Петр иначе Кифа значит камень. Так наименовал его Сам И. Христос в предзнаменование его особенной твердости в вере и проповеди евангельской. Иаков и Иоанн называются Зеведеевыми от имени, отца (4:21). Варфоломей сын Фоломея, тот же Нафанаил (Ин. 1:45). Матфей мытарь (о мытарях чит. в объясн. 9 ст. 9 гл.), иначе Левий, и Иаков Алфеев родные братья, сыновья Алфея (Мк. 2:14). Леввей, названный Фаддеем; он же Иуда Иаковлев (Лк. 6:16), в отличие от Иуды Искариотского. Первое его имя – Иуда; Фаддеем назван при крещении, а Леввеем, при избрании в апостольское служении и в отличие от соименного ему Иуды Искариота: так как у Евреев был, обычай принимать новое имя при особенно важных случаях (Мих.).


4. сі́мѡнъ канані́тъ и҆ і҆ꙋ́да і҆скарїѡ́тскїй, и҆́же и҆ предадѐ є҆го̀. Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его

Симон Кананит. Название Кананит производят некоторые от города Каны, предполагая, что Симон происходил из этого города. Он же называется Зилотом, т. е. ревнителем (Лк. 6:15. Деян. 1:13), потому что прежде призвания принадлежал к Иудейской секте Зилотов, строгих ревнителей закона Моисеева, позволявших себе, впрочем, некоторые своевольства. Иуда Искариот – так называется от города Кариота (Нав. 15:25). «Не стыдится евангелист говорить о предательстве Иуды (иже предаде Его). Так евангелисты никогда не скрывают ничего, даже и того, что казалось предосудительным» (Злат.). Все апостолы были избраны Господом из простых людей, как более способных своими простыми сердцами воспринять учение Его. Апостолов Господь избрал в сотрудники Себе. Вместе с Ним, при Нем, а затем одни, после Его вознесения, они должны были продолжать дело спасительной Его проповеди. И Господь открывал им тайны царствия Божия, подготовлял их на опыте к будущему их великому служению и, вдохновляя Своим примером, приучал к опасностям и трудам. Апостолы были постоянными Его спутниками, и Он называл их Своими детьми, братьями и друзьями.


5. Сїѧ̑ ѻ҆бана́десѧть посла̀ і҆и҃съ, заповѣ́да и҆̀мъ, гл҃ѧ: на пꙋ́ть ꙗ҆зы̑къ не и҆ди́те и҆ во гра́дъ самарѧ́нскїй не вни́дите: Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите
6. и҆ди́те же па́че ко ѻ҆вца́мъ поги́бшымъ до́мꙋ і҆и҃лева: а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева

На путь язык (к язычникам) не идите. Язычники, это люди, после столпотворения Вавилонского потерявшие веру в истинного Бога и признававшие за Бога разные, приносившие пользу или вред, твари, напр., солнце, огонь, воду, некоторых животных, прославившихся чем-либо людей, или какия выдуманные божества. Называются эти люди язычниками оттого, что идолопоклонство началось со времени смешения языков, а идолопоклонниками, конечно, от почитания идолов. Так как со времени Авраама народ еврейский был избран Богом для сохранения истинной веры на земле, сему народу был обещан Мессия Христос Спаситель, и от сего народа Он имел произойти и среди Него явиться; то прежде всех и должна начаться проповедь у Евреев (Ин. 4:24) и затем уже после них у всех других народов (28:19; Мк. 16:15). Во град (ни в какой город) Самарянский не внидите (не входите). Самаряне – это был народ, живший в средине еврейской земли или Палестины, между областями Иудеею и Галлилею. Народ этот состоял из смеси Иудеев, которые остались здесь от пленения десяти колен израильского царства Ассирианами, и язычников, которые переселены были из разных областей Ассирийского царства на место отведенных в плен (4Цар. 17:23–24). Переселенцы эти, наученные священником, приняли еврейскую веру, но не оставляли служения и своим богам, и таким образом религия их состояла из смешения иудейской и языческой и называлась Самарянским расколом. Из священных книг Самаряне принимали только 5 книг Моисеевых, следовательно, не принимали писания пророков. Господь до времени не позволил апостолам ходить с евангельскою проповедью и к Самарянам, хотя Сам проповедывал у них (Ин. 4 гл.). Идите же паче к овцам погибшим дому Израилева. Паче – наипаче, главным образом, т. е. прежде язычников и Самарян (чит. объясн. 5 ст.). Овцам погибшим, т. е. не имеющим истинных пастырей, а потому и истинной веры, и погибающим в заблуждении (чит. объясн. 36 ст. 9 гл.). Дома Израилева, т. е. народа еврейского (Лев. 10:6; Исx. 19:3 и дал.). Господь запретил апостолам итти с проповедью к язычникам и Самарянам еще для того, чтобы иудеи не стали обвинять их, что они входят в общение с людьми недостойными, и чуждаться их; а также и жаловаться, что ходили к таким людям (Злат.).


7. ходѧ́ще же проповѣ́дꙋйте, глаго́люще, ꙗ҆́кѡ прибли́жисѧ црⷭ҇твїе нбⷭ҇ное: ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное
8. болѧ́щыѧ и҆сцѣлѧ́йте, прокажє́нныѧ ѡ҆чища́йте, мє́ртвыѧ воскреша́йте, бѣ́сы и҆згонѧ́йте: тꙋ́не прїѧ́сте, тꙋ́не дади́те. больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте

Приближися (приблизилось) царствие небесное (чнт. объясн. 4 гл. 17 ст.). Болящия исцеляйте и проч. Тут повторяет Господь то, что сказал ранее (чит. ст. 1). Туне приясте, туне дадите (даром получили, даром и давайте), т. е. апостолы должны проповедывать и творить чудеса не за плату, не из корысти. «Этим Господь смиряет их высокоумие (пишут Злат, и Феоф.), чтобы они не подумали, что производимые ими чудеса происходят от их добродетелей: сами получили не в награду, не за труды, это Моя благодать, так давайте и другим»; а также предостерегает и от сребролюбия. К страстям тщеславия и любостяжания особенно склонно грехолюбивое человеческое сердце. Этими же словами Господь учит апостолов и всех вообще щедрости: если мы получаем от Бога все даром, то и сами должны давать другим, делиться с другими, не для награды только, но и даром. Впрочем, сими словами Господь не запретил апостолам принимать добровольные приношения от верующих для вспомоществования им в необходимом в жизни при трудах проповедничества, ибо трудящийся, сказал Он, достоин награды за труды свои (Лк. 10:7; 1Кор. 9:8–14).

Зач. 35-е. Наставление Иисуса Христа апостолам (продолжение) Читается во вторник 3-й недели по Пятидесятнице


9. Не стѧжи́те зла́та, ни сребра̀, ни мѣ́ди при поѧсѣ́хъ ва́шихъ, Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои
10. ни пи́ры въ пꙋ́ть, ни двою̀ ри̑зꙋ, ни сапѡ́гъ, ни жезла̀: досто́инъ бо є҆́сть дѣ́латель мзды̀ своеѧ̀. ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания

В этих словах Господь внушает апостолам, посылая их на проповедь, чтобы они не брали с собою ничего в запас, и указывает!, причину, почему не должно делать этого: достоин бо есть делатель мзды своея (ибо трудящийся достоин пропитания), т. е. те, которым апостолы будут проповедывать и благодетельствовать даром чудес, будут доставлять им все нужное для жизни (Феоф.). Господь внушал апостолам, что они не должны требовать вознаграждения за свои труды и благодеяния (8 ст.), но могут получать помощь не только как дар, но и как заслуженное трудом. Не берите денег в поясы. Тогда не имели кошельков для хранения денег, а носили деньги в поясах, которые делались пустыми внутри. Ни сумы, в которую можно было бы ноложить что-нибудь лишнее. Ни двух одежд – одну надетую, а другую в запас, на будущее время. Ни обуви, т. е. запасной, кроме той, которая есть на ногах (Мк. 6:9). Ни посоха, т. е. запасного, кроме того, который имелся у путешественников (Мих.). Не стяжите злата и пр. Такою Своею заповедью апостолам Господь достигал, во-первых, того, что удалял от них всякое подозрение, во-вторых, освобождал их от всякой заботы, чтобы они занимались одною проповедью, и в-третьих, показывал им Свое могущество (Злат.).


11. Во́ньже а҆́ще (коли́ждо) гра́дъ и҆лѝ ве́сь вни́дете, и҆спыта́йте, кто̀ въ не́мъ досто́инъ є҆́сть, и҆ тꙋ̀ пребꙋ́дите, до́ндеже и҆зы́дете: В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете

Испытайте (наведывайтесь), кто достоин, т. е. достоин того, чтобы остановиться и жить у него, именно, кто добр, благочестив и расположен к принятию проповеди, «чтобы недоброю славою принявшего не унизить достоинства самой проповеди» (Иерон.). Ту пребывайте, Дóндеже изыдете, т. е. не переходите из одного дома в другой: потому что это перехождение могло отвлекать апостолов от главной цели или дела – проповеди и подавать повод говорить о них, как о чревоугодниках и людях легкомысленных (Злат.).


12. входѧ́ще же въ до́мъ цѣлꙋ́йте є҆го̀, глаго́люще: ми́ръ до́мꙋ семꙋ̀: а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему
13. и҆ а҆́ще ᲂу҆́бѡ бꙋ́детъ до́мъ досто́инъ, прїи́детъ ми́ръ ва́шъ на́нь: а҆́ще ли же не бꙋ́детъ досто́инъ, ми́ръ ва́шъ къ ва́мъ возврати́тсѧ. и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится

Входяще в дом, т. е. в семейство (Ин. 4:53), целуйте (приветствуйте) его, глаюлюще (говоря): мир дому сему. Приветствуйте сами прежде, не ожидайте приветствия от других. Мир благожелание спокойствия или счастья. Мир тебе, или вам, это обычное приветствие у Евреев (Быт. 30:23; Лк. 10:5). Приидет мир ваш нань (на него), т. е. ваши благожелания этому семейству исполнятся, при содействии вашей молитвы о них и вашей проповеди и наставлений. Мир ваш к вам возвратится, т. е. мир, которого вы пожелали бы сему семейству, не будет дан, ваши благожелания не исполнятся на нем (Пс. 35:13).


14. И҆ и҆́же а҆́ще не прїи́метъ ва́съ, нижѐ послꙋ́шаетъ слове́съ ва́шихъ, и҆сходѧ́ще и҆з̾ до́мꙋ и҆лѝ и҆з̾ гра́да тогѡ̀, ѿтрѧси́те пра́хъ но́гъ ва́шихъ: А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших

Оттрясите прах (от) ног ваших. Бывали примеры, что апостолы действительно поступали так (Деян. 13:51; 18:6): Евреи думали, что самая земля и пыль, по которой ходят язычники, не чиста, и надобно оттрясать ее. Посему повеление Господа: Оттрясите прах означает, что апостолы должны смотреть на непринимающих их самих и их проповеди, как на нечистых язычников, с которыми у них не должно быть ничего общего, даже и самого праха. Еще это значит: «не гневайтесь на них, забудьте о них» (Мих.).


15. а҆ми́нь гл҃ю ва́мъ: ѿра́днѣе бꙋ́детъ землѝ содо́мстѣй и҆ гомо́ррстѣй въ де́нь сꙋ́дный, не́же гра́дꙋ томꙋ̀. истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому

Города Содом и Гоморра вместе с двумя другими, во времена Авраамовы, были наказаны Господом за крайнее развращение жителей сожжением огнем и серою, и на месте их до сих пор стоит так называемое от сказанной казни Мертвое море (см. карту). В день судный (суда), т. е. в день всеобщего суда, который будет произведен Господом при кончине мира (25:31–46). Господь сравнивает наказание Содомлян и Гоморрян с наказанием, не принявших апостолов и их проповеди и говорит, что после всеобщего суда наказание первых будет легче последних; потому что их поступки менее преступны: так как они не имели положительного и откровенного закона Божия, а руководились только разумом и совестью, так называемым внутренним законом (сл. 11:20–24). Граду тому. Не принял один дом, а наказывается целый город. Это потому, что не удержали этого дома остальные, видя его поступок, так как не принимающие апостолов изгоняли их публично.

Зач. 36-е. Наставление Иисуса Христа апостолам (продолжение)

Читается в среду 3-й недели по Пятидесятнице и святым мученикам


16. Сѐ, а҆́зъ посыла́ю ва́съ ꙗ҆́кѡ ѻ҆́вцы посредѣ̀ волкѡ́въ: бꙋ́дите ᲂу҆̀бо мꙋ́дри ꙗ҆́кѡ ѕмїѧ̑, и҆ цѣ́ли ꙗ҆́кѡ го́лꙋбїе. Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби

Господь, посылая апостолов на евангельскую проповедь, говорит, кто им придется быть в таком положении, в каком бывают овцы, окруженные волками, т. е. люди неверующие и развращенные будут и ненавидеть и преследовать их. Будите убо мудри, яко (как) змия, и цели (просты), яко (как) голуби. Известно, что змеи мудры и очень хитры (3 гл. 7 ст.); особенно много ловкости и хитрости обнаруживают они в виду опасности: напр., так как голова у них составляет самое чувствительное место в теле, от легкого удара в голову они умирают, то при опасности они прежде всего скрывают голову, для чего свертываются клубом. Голуби же отличаются простотою, потому служат образом чистоты, невинности и незлобия (3:16). «Мудр, как змия, тот, толкует слова Спасителя ев. Василий великий, кто предлагает учение с осмотрительностью и разумением, как успешнее привести слушателей к благопокорности. А цел (прост), как голубь тот, кто не держит и в мыслях, чтобы мстить злоумышляющему и оскорбляющему». Доложно повиноваться больше Богу, нежели человекам, мы не можем не говорить того, что видели и слышали, говорили Апостолы, когда начальники иудейские запрещали им проповедывать о Христе (Деян. 4:20; 5:28–29). Вот образ и кротости голубиной и мудрости змииной в апостолах.


17. Внемли́те же ѿ человѣ̑къ: предадѧ́тъ бо вы̀ на со́нмы, и҆ на собо́рищихъ и҆́хъ бїю́тъ ва́съ, Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас

Внемлите от человек (остерегайтесь людей), иначе: будьте мудры в обращении с людьми, т. е. не подвергайте себя опасности без нужды, старайтесь не вызывать, без необходимости, вражды к себе и преследований и не жертвуйте без нужды и пользы своею жизнью, которая так нужна для проповеди (Мих.) Предадят вы на сонмы будут отдавать вас за проповедь христианской веры, которая не понравится евреям и язычникам, в судилища, т. е. в судебные места, низшие Синедриона, какие находились в городах и более значительных селениях (чит. объясн. 22 ст. 5 гл.). И на соборищах их бьют (и в синагогах своих будут бить) вас. У Евреев тогда наказывали в самых синагогах провинившихся чем-либо били розгами или палками, положив на землю или привязав к столбу. Так, били и судили апостолов в Иерусалиме в начале их проповедывания (Деян. 4 и 5 гл.); так бил в синагогах христиан Савл (апост. Павел), когда еще не был призван Христом (Деян. 22:19). Так били и его самого, когда он сделался христианином и апостолом (2Кор.11:24).


18. и҆ пред̾ влады̑ки же и҆ цари̑ веде́ни бꙋ́дете менє̀ ра́ди, во свидѣ́тельство и҆̀мъ и҆ ꙗ҆зы́кѡмъ. и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками

К правителям и царям, разумеется, языческим, потому что в то время не было у Евреев ни правителей, ни царей собственных. Это было предсказанием Господа, относившимся ко времени, когда апостолы после вознесения Его пойдут с проповедью к язычникам. Во свидетельство им и языком (для свидетельства пред ними и язычниками). То есть апостолы своею проповедию и жизнию должны будут свидетельствовать пред царями и народами о Христе, о жизни и учении Его, о благотворности евангелия и проч.; это свидетельство послужит и в обличение тех, которые не примут проповеди, не уверуют во Христа (Злат, и Зигаб.). Так все это и было с апостолами, напр., в Риме, Скифии, Индии и др. местах вселенной.


19. Є҆гда́ же предаю́тъ вы̀, не пецы́тесѧ, ка́кѡ и҆лѝ что̀ возглаго́лете: да́стбосѧ ва́мъ въ то́й ча́съ, что̀ возглаго́лете: Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать
20. не вы́ бо бꙋ́дете глаго́лющїи, но дх҃ъ ѻ҆ц҃а̀ ва́шегѡ гл҃ѧй въ ва́съ. ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас

Апостолы были из людей бедных и неученых рыбарей, посему, понятно, они могли беспокоиться, как и что будут говорить, когда предстанут пред правителями и образованными людьми. И Господь успокоивает их, говоря, чтобы они не заботились об этом, потому что дастся вам в той час, что возглаголете (в тот час дано будет вам, что сказать). Не вы бо будете глаголющий (не вы будете говорить), но Дух Отца вашего, т. е. Сам Бог, Дух Святый третье лицо Св. Троицы, глаголяй в вас – будет говорить в вас. Я дам вам уста и премудрость, говорил Господь апостолам подобно сему, по сказанию евангелиста Луки (21:15). Так Господь предсказал о боговдохновенности свв. апостолов, т. е. о том, что они будут проповедывать и устно, а также, конечно, и письменно не сами от себя, но по внутреннему внушению от Самого Бога от Св. Духа.


21. Преда́стъ же бра́тъ бра́та на сме́рть, и҆ ѻ҆те́цъ ча́до: и҆ воста́нꙋтъ ча̑да на роди́тєли и҆ ᲂу҆бїю́тъ и҆̀хъ: Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их
22. и҆ бꙋ́дете ненави́дими всѣ́ми и҆́мене моегѡ̀ ра́ди: претерпѣ́вый же до конца̀, то́й сп҃се́нъ бꙋ́детъ. и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется

Люди неверующие, привязанные к своей еврейской или языческой религии, которых Господь назвал волками, будут так ненавидеть проповедников христианской веры, как равно и тех, которые примут ее, что не пощадят самых близких из своих родных – брат неверующий будет предавать на смерть своего родного брата, неверующие дети будут восставать за веру на родителей и умерщвлять их. Все это в точности и исполнилось сначала на самих апостолах, а затем на христианах во времена гонений. И вообще предрекает Господь: будете ненавидими всеми многими враждебными Евангелию имене Моего ради (за имя Мое). Здесь слово все употреблено в смысле многие. Так в греч. языке иногда употребляется это слово. За имя Мое за веру Мою. Претерпевый, т. е. оставшийся твердым в вере и претерпевший за то оскорбления и мучения, до конца, до конца сих оскорблений и мучений или до конца жизни (Феоф. и Злат.), спасен будет, т. е. получит блаженство в царстве небесном. Так и было, как знаем мы, с св. апостолами и св. мучениками.

Зач. 37-е. Наставление Иисуса Христа апостолам (продолжение)

Читается в четверг 3-й недели по Пятидесятнице


23. Є҆гда́ же го́нѧтъ вы̀ во гра́дѣ се́мъ, бѣ́гайте въ дрꙋгі́й. А҆ми́нь бо гл҃ю ва́мъ: не и҆́мате сконча́ти гра́ды і҆и҃лєвы, до́ндеже прїи́детъ сн҃ъ чл҃вѣ́ческїй. Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий

Господь учит апостолов, чтобы они берегли свою жизнь и не подвергали себя опасности без нужды: потому что жизнь их нужна для спасения других. Он Сам, в младенчестве, для сохранения Своей жизни, скрывался от Ирода в Египте. Не имате скончати (не успеете обойти) грады Израилевы (городов Израилевых), т. е. не успеете кончить вашего теперешнего первого посланничества по земле еврейской, дондеже (как) приидет Сын Человеческий. Сын Человеческий, т. е. Иисус Христос. Чит. в объясн. 20 ст. 8 гл. Куда и для чего придет Христос? В подобном сему изречении, при другом случае, Господом прибавлено: приидет в царствии Своем (16:28). Это прибавление указывает, что придет не для суда над родом человеческим при конце мира (Злат, и Феоф.). Пришествие Иисуса Христа в царстве своем значит открытие царства Его с воскресением Его, после которого Он сказал, что дана Ему всякая власть на небе и на земле (28:18), и с ниспосланием Св. Духа на апостолов, когда они пошли с проповедью об открытии сего царства уже по всему миру (Мих.).


24. Нѣ́сть ᲂу҆чени́къ над̾ ᲂу҆чи́телѧ (своего̀), нижѐ ра́бъ над̾ господи́на своего̀: Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего

Это народная поговорка. Ею, равно как и дальнейшими словами (ст. 25), Господь говорит Своим апостолам, что при проповедании Его учения они не должны ожидать для себя участи, лучшей Его Самого им предстоят многия скорби, точно так же, как и Ему Самому.


25. довлѣ́етъ ᲂу҆ченикꙋ̀, да бꙋ́детъ ꙗ҆́кѡ ᲂу҆чи́тель є҆гѡ̀, и҆ ра́бъ ꙗ҆́кѡ госпо́дь є҆гѡ̀. А҆́ще господи́на до́мꙋ веельзевꙋ́ла нареко́ша, кольмѝ па́че дома̑шнїѧ є҆гѡ̀; довлеет ученику, да будет яко учитель его, и раб яко господь его. Аще господина дому веельзевула нарекоша, кольми паче домашния его?

Веельзевул, собственно, значит господин нечистот, хозяин дома. Веельзевулом называется сатана, как князь царства злых духов, царства зла, греха, ада (12:24; Лк. 11:15). И. Христос говорит, что если уже называли Его Самого хозяина (господина) дома, т. е. Главу царства, церкви Его, веельзевулом, князем бесовским; то чего же хорошего ждать домашним Его, т. е. ученикам Его, членам Его дома или царства? В Евангелии нигде не говорится, чтобы так называли Господа, но из слов Его Самого видно, что это было.


26. Не ᲂу҆бо́йтесѧ ᲂу҆̀бо и҆́хъ: ничто́же бо є҆́сть покрове́но, є҆́же не ѿкры́етсѧ, и҆ та́йно, є҆́же не ᲂу҆вѣ́дѣно бꙋ́детъ. Итак, не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано
27. Є҆́же гл҃ю ва́мъ во тьмѣ̀, рцы́те во свѣ́тѣ: и҆ є҆́же во ᲂу҆́шы слы́шите, проповѣ́дите на кро́вѣхъ. Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях

Этими словами Господь ободряет учеников Своих в виду тех бедствий и скорбей, которые предстоят им, ободряет тем, что со временем откроются их невинность и добродетели, равно и клевета и злоба их врагов – откроются и на земле и на небе; придет время, когда на земле их будут называть благодетелями вселенной (Злат, и Феоф.) Еже глаголю во тьме, рцыте во свете (что говорю вам в темноте, говорите при свете); и еже во уши слышите, проповедите на кровлех (что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях). Т. е. не бойтесь, не стесняйтесь проповедывать Мое учение всюду и открыто, всенародно при свете, на кровлях. На кровлях: известно, что на востоке, где жил И. Христос, устроивались и устроиваются крыши на домах плоские, где можно ходить и сидеть и откуда можно вести речь с народом (чит. объясн. 9 гл. об исцелении разслабленного). В темноте, на ухо, т. е. то учение, которое Господь преподавал апостолам одним только и втайне.


28. И҆ не ᲂу҆бо́йтесѧ ѿ ᲂу҆бива́ющихъ тѣ́ло, дꙋши́ же не могꙋ́щихъ ᲂу҆би́ти: ᲂу҆бо́йтесѧ же па́че могꙋ́щагѡ и҆ дꙋ́шꙋ и҆ тѣ́ло погꙋби́ти въ гее́ннѣ. И не бойтесь убивающих тело, души́ же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне

Это новое воодушевление со стороны И. Христа апостолам, для дела проповеди. Он говорит, чтобы апостолы не боялись тех людей, которые захотели бы убить их за проповедь. Если убьют, то лишат жизни только тело, а погубить душу, они не могут. А если вообще кого должно бояться, то бояться того, кто может погубить и душу вместе с телом в геенне, т. е. подвергнуть ее мучению в аду, бояться Самого Бога, Который послал их на служение и потребует отчета в порученном им деле и имеет власть наказать не только на земле, но и за гробом. (О геене чит. в объясн. 22 ст. 5 гл.).


29. Не двѣ́ ли пти̑цѣ цѣни́тѣсѧ є҆ди́номꙋ а҆сса́рїю; и҆ ни є҆ди́на ѿ ни́хъ паде́тъ на землѝ без̾ ѻ҆ц҃а̀ ва́шегѡ: Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего
30. ва́мъ же и҆ вла́си главні́и всѝ и҆зочте́ни сꙋ́ть: у вас же и волосы на голове все сочтены
31. не ᲂу҆бо́йтесѧ ᲂу҆̀бо: мно́зѣхъ пти́цъ лꙋ́чши є҆стѐ вы̀. не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц

Этими словами Господь еще ободряет учеников, чтобы они не боялись своих врагов у казывает им на Промысл Божий, который, во-первых, хранит и малых птиц и, во вторых, даже волосы на голове человека, и этим Господь говорит, что люди, враждебные им и их проповеди, ничего не сделают им без воли Божией, и что Бог имеет особенное попечение о них. Малые птицы – малые по росту и малоценные по достоинству, вероятно, воробьи и горлицы. Ассарии – малая римская монета, около половины копейки на наш счет. Не упадет на землю, т. е. не может быть поймана или не упадет мертвою. Без воли Отца вашего, т. е. без ведьма Божия. У вас и волосы на голове сочтены, т. е. Господь до мелочи знает все, касающееся вас (Зигаб.).

Зач. 38-е. Наставление Иисуса Христа апостолам (продолжение)

Читается в неделю Всех святых и в пяток 3-й пед. по Пятидесятнице


32. Всѧ́къ ᲂу҆̀бо и҆́же и҆сповѣ́сть мѧ̀ пред̾ человѣ̑ки, и҆сповѣ́мъ є҆го̀ и҆ а҆́зъ пред̾ ѻ҆ц҃е́мъ мои́мъ, и҆́же на нб҃сѣ́хъ: Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным
33. а҆ и҆́же ѿве́ржетсѧ менє̀ пред̾ человѣ̑ки, ѿве́ргꙋсѧ є҆гѡ̀ и҆ а҆́зъ пред̾ ѻ҆ц҃е́мъ мои́мъ, и҆́же на нб҃сѣ́хъ. а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным

Исповедать что вообще значит объявить пред другими, во всеуслышание, то, что думаешь или чему веришь (Рим.10:9). Исповедать Христа значит не только веровать в Него внутренно в душе, но и словом и делом показывать эту свою веру в Него, напр., своими беседами о Нем, преданностью Его церкви и своим поведением (Мих.). Так исповедывали Христа святые в первые времена христианства, так называемые исповедники, которые и пострадали за веру во Христа, но не до смерти, и мученики, которые положили самую жизнь за Христа. Исповем его и Аз (исповедаю и Я того), т. е. признаю и объявляю тех Моими верными последователями, достойными райской награды за, веру и исповедание. Пред Отцем Моим небесным, т. е. в то время, когда приду для суда над всем родом человеческим (25:31–40). А иже отвержется Мене(кто отречется от Меня) пред человеки. Отрекаться от Христа, значит не веровать в Него, как Спасителя, отвергать Его учение. Можно отрекаться от Христа и не прямо, напр., своим нехристианским поведением, небрежностью в исполнении христианских обязанностей, уклонением от церкви, – в ереси и расколы, т. е. в разные религиозные лжеучения и заблуждения, и, наконец, нерадением о своем спасении, коснением в грехах, неисполнением христианских обязанностей, напр., поста, молитвы из-за боязни насмешек со стороны других и т. п. Отрекусь от того и я (отвергуся его и Аз), т. е. не признаю его Своим учеником, не приму в Свое блаженное царство и накажу мучением в аду.


34. Не мни́те, ꙗ҆́кѡ прїидо́хъ воврещѝ ми́ръ на зе́млю: не прїидо́хъ воврещѝ ми́ръ, но ме́чь: Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч
35. прїидо́хъ бо разлꙋчи́ти человѣ́ка на ѻ҆тца̀ своего̀, и҆ дще́рь на ма́терь свою̀, и҆ невѣ́стꙋ на свекро́вь свою̀. ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее
36. И҆ вразѝ человѣ́кꙋ дома́шнїи є҆гѡ̀. И враги человеку – домашние его

Это значит не то, чтобы И. Христос, Который Сам мир наш (Еф. 2:14–16), принес брань и разделение (меч или, как сказано у евангелиста Луки: огня приидох воврещи (12:49), но то, что несогласия и разделения среди людей необходимо должны произойти вследствие Его пришествия. Злоба людей, а не Он и Его евангелие будет причиною сего (Мих.). «Меч, это любовь к И. Христу, толкуют св. отцы, любовь, которая разделяет верующих от неверующих, которая своею непобедимою силою может легко разлучить людей, связанных самою дорогою земною любовью». Св. Златоуст пишет: «Христос хотел, чтобы все люди были еднномысленны в деле благочестия (религии); но как люди разделились, то и произошла брань. Не сказал: Я пришел принести брань, но, что гораздо ужаснее, меч. Он хотел приучить слух Своих учеников к жестким словам, чтобы они не колебались в трудных обстоятельствах. Теперь никто не скажет, что Он убеждал их лестью, скрывая от них трудности. Хотя не Христос был причиною сего, но злоба человеческая; впрочем, говорит, что Он Сам причиною сего. Такой образ выражения свойствен Писанию, ибо в другом месте Писания сказано: дал им Бог очи, чтобы они не видели (Иез. 12:2). Так говорит и здесь». Разделит человека с отцем и дочь с матерью и проч., т. е. разделит верующих от неверующих, боголюбивых от миролюбивых, славолюбивых от смиренномудрых; а чрез это и произойдет само собою вообще разделение и вражда. Так мы и видим, читая историю первых времен христианства и жития святых; видим и среди самих себя, вследствие появления разных сект и раскола, а также и вследствие неверия, маловерия и нечестия.

Зач. 39-е. Наставление Иисуса Христа апостолам (окончание)

Читается в субботу 7-ю по Пятидесятнице и пред Воздвижением


37. И҆́же лю́битъ ѻ҆тца̀ и҆лѝ ма́терь па́че менє̀, нѣ́сть менє̀ досто́инъ: и҆ и҆́же лю́битъ сы́на и҆лѝ дще́рь па́че менє̀, нѣ́сть менє̀ досто́инъ: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня

Этими словами Господь показывает, что Его, как Бога и Спасителя, Своею кровию даровавшего людям вечное спасение, должно любить больше всего на свете, больше самых родителей и детей; так что, если бы когда случилось, должно жертвовать любовью к родителям и детям для любви ко Христу. Так и поступали св. мученики и подвижники: первые принимали христианскую веру, не смотря на то, что родители их стояли на том, чтобы они оставались в язычестве; а вторые оставляли родной дом и удалялись в пустыню. «Если Бог законом супружеской любви повелевает человеку оставить отца своего и мать свою, то может ли Божественный жених наших душ, Христос Спаситель предлагать меньшия требования желающим духовного с Ним обручения?» замечает блаж. Феофилакт. Недостоин Меня, т. е. недостоин называться Моим учеником, не есть христианин.


38. и҆ и҆́же не прїи́метъ креста̀ своегѡ̀ и҆ в̾слѣ́дъ менє̀ грѧде́тъ, нѣ́сть менє̀ досто́инъ. и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня

Брать крест свой значит быть готовым на всякие страдания и испытания и далее на самую смерть за веру Христову. Выражение взято из обычая, по которому осужденные на крестную смерть, сами должны были нести крест до места казни. Так нес свой крест Христос Спаситель. Таким образом взять нам крест свой, значит то, что мы, следуя за Ним Христом, т. е. сделавшись Его учениками, должны переносить всякия страдания и испытания, какие Господу угодно будет послать нам, чтобы умертвить в нас страсти: иначе мы не будем достойны Его. (Что значит быть достойными и недостойными Господа, см. ст. 37).


39. Ѡ҆брѣты́й дꙋ́шꙋ свою̀ погꙋби́тъ ю҆̀: а҆ и҆́же погꙋби́тъ дꙋ́шꙋ свою̀ менє̀ ра́ди, ѡ҆брѧ́щетъ ю҆̀. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее

Эти слова значат то, что кто сбережет (обретый) душу свою для сей временной жизни, напр., посредством отречения от Христа (33 ст.) или какой измены Ему, или, наконец, посредством жизни рассеянной, греховной, тот (погубит ю) потеряет ее для жизни вечной, т. е. лишится сей вечной жизни и подвергнется вечной смерти, погибели в аду. Так губили свои души отрекавшиеся от Христа во времена, гонений на христиан; так погубил душу свою богач в притче о богатом и Лазаре. Напротив, кто потеряет (погубит) душу свою для сей временной жизни, ради меня (Христа), напр., умрет за Христа, или будет жить в строгом исполнении заповедей Христовых, тот сбережет се (обрящет ю) для жизни вечной, т. е. наследует вечное райское блаженство. Так теряли свою душу для земной, но сберегали для вечной жизни свв. апостолы, мученики и подвижники.


40. И҆́же ва́съ прїе́млетъ, менѐ прїе́млетъ: и҆ и҆́же прїе́млетъ менѐ, прїе́млетъ посла́вшаго мѧ̀: Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня
41. прїе́млѧй прⷪ҇ро́ка во и҆́мѧ прⷪ҇ро́чо, мздꙋ̀ прⷪ҇ро́чꙋ прїи́метъ: и҆ прїе́млѧй првⷣника во и҆́мѧ првⷣничо, мздꙋ̀ првⷣничꙋ прїи́метъ: кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника

Здесь Господь говорит, какая великая награда тем, которые будут принимать апостолов и вообще будут поддерживать друг друга во время гонений и разных бедствий, так как они будут делать великое дело. Кто принимает вас, чтит вас, говорит Господь апостолам и вообще всем своим слушателям и ученикам, тот принимает, чтит Меня Самого, а принимающий, чтущий Меня, принимает, чтит пославшего Меня, т. е. Бога Отца. Приемляй (принимающий) пророка во имя пророче (пророка), мзду пророчу приимет (получит награду пророка). Приемляй праведника во имя праведника и проч. Принимать пророка во имя пророка значит принимать пророка ради того, что он пророк, т. е. ради его святого, божественного служения, ради той божественной истины, которую он изрекает по божественному вдохновению; принимать праведника во имя праведника значит принимать праведника ради того, что он праведник, т. е. ради той праведности, какую праведник имеет и обнаруживает в своей жизни. Принимающий пророка, праведника получит награду (мзду) пророка, праведника, т. е. получит награду, «или какую достоин получить принявший пророка или праведника, или какую получит сам пророк или праведник"(Злат.). Следовательно, кто принимает пророка и праведника не ради того, что он пророк и праведник, а по каким-нибудь другим побуждениям, напр., по мирскому гостеприимству или по другим каким светским расчетам; тот не получит награды пророка и праведника (Мих.). К пророкам и праведникам принадлежат и апостолы, потому что они были и пророками и праведниками пророками, потому что изрекали и изъясняли откровение Христово, праведниками, потому что жили праведно, по закону Христову.


42. и҆ и҆́же а҆́ще напои́тъ є҆ди́наго ѿ ма́лыхъ си́хъ ча́шею стꙋдены̀ воды̀ то́кмѡ, во и҆́мѧ ᲂу҆чн҃ка̀, а҆ми́нь гл҃ю ва́мъ, не погꙋби́тъ мзды̀ своеѧ̀. И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей

Под малыми разумеются ученики Христовы; это показывают дальнейшия слова: во имя ученика, по снесению со словами: во имя пророка и во имя праведника. Господь не раз называл малыми Своих учеников для означения их незнатности, бедности. Они малы в глазах мира, малы и в собственном мнении, как смиренно ведущие себя. Во имя ученика, это выражение подобно выражениям: во имя пророка, праведника. Напоивший чашею воды во имя ученика, значит оказавший ту или другую услугу ради того, что нуждающийся есть ученик Христов, а не по другим каким-либо побуждениям, напр., по естественному человеколюбию и состраданию, по своему мягкосердечию и т. п., потому что оказавший услугу только по этим последним побуждениям не свидетельствует о своей любви ко Христу, Учителю и Господу, и потому не заслуживает особенной награды. Заметимте, читатели, что вот еще по каким высоким побуждениям нам должно делать добро друг другу, во имя любви к Господу Спасителю, кроме того, что мы между собою братья! Напоит чашею студены воды токмо (только), т. е. сделает для ближнего самое малое, ничего не стоющее для самого сделавшего. И за такое дело Господь обещает награду. «И так, замечает один из св. отцов (Исид. Пелус.), Господь ценит не столько поданное, сколько усердие, произволение и любовь подающего; посему-то Он оценил и лепту вдовицы дороже богатых вкладов, какие делались богатыми, но без усердия». Господь человеколюбивый и милосердый и одни наши намерения целует (приветствует) и одни предложения (расположения) хвалит, говорит святой Златоуст в своем слове на Пасху.


Источник: Толкование на Евангелие от Матфея / Сост. свящ. И. Бухарев, законоучитель Моск. мещ. уч-щ. - Москва : кн. маг. В.В. Думнова п/ф "Насл. бр. Салаевых", 1899. - 306, IV с. : карт.

Комментарии для сайта Cackle