Август
1 августа
Икона, именуемая Предвозвестительница
Она находится на Афоне, в Костоманитской обители. Икона сия прославилась следующим образом. Однажды экклезиарх этой обители Агафон впал в глубокую скорбь по случаю происшедшей скудости в обители. Долго молился он пред иконой Божией Матери и после того заснул. В тонком сне он услышал от иконы голос, который повелевал ему не сокрушаться о скудости, потому что в обители есть всё необходимое. Агафон, воспрянув от сна, объявил о своём видении настоятелю и братии. Все пошли смотреть кладовые, и нашли там всего много.
Силуанская икона
Сей иконе установлено празднование Греческим императором Мануилом, с благословения патриарха, в благодарность за победу над сарацинами в 1158 году.
8 августа
Икона Толгская
Явление этой чудотворной иконы последовало в 1314 году, во время управления Российской Церковью св. митрополитом Петром.
Епископ Ростовский и Ярославский Прохор, а в схиме Трифон, обозревая свою паству, посетил монастырь св. Кирилла Белозерского, а оттуда поехал водой вниз по реке Шексне на Волгу, к Ярославлю. За семь вёрст от города он остановился на правом населённом берегу Волги и, взойдя на гору, велел раскинуть на берегу палатку для ночлега против того места, где впадает в Волгу на другой её стороне река Толга и где был в те времена дремучий лес. Когда все уже спали, епископ проснулся в полночь и с удивлением увидел яркий свет, озарявший окрестные места. Он вышел из своей палатки и увидел огненный, необычайно светлый столп на противоположной стороне Волги и мост, проведённый от берега к этому столпу через Волгу. Усердно помолившись Богу, епископ взошёл на видимый им мост, но то была сгущённая сверхъестественной силой вода, по которой он шёл, как по дереву.
Перейдя на другую сторону реки и приблизившись к огненному столпу, епископ увидел образ Божией Матери с Предвечным Младенцем на руках. Образ стоял на такой высоте, что человеку нельзя было достать его руками. Долго молился он пред образом со слезами и коленопреклонениями и потом пошёл в обратный путь и забыл свой жезл на том месте, где молился. Тем же путём по Волге он вернулся в свою палатку, нашёл всех спящими и никому не объявил о своём видении и о хождении за Волгу. На другой день, по окончании утрени, когда епископу надо было садиться в лодку, слуги его стали искать его епископский жезл и нигде не могли найти. Тут епископ уразумел, что Бог хочет сделать известным виденное им чудо, но ничего не мог произнести от слёз, а только указал перстом на то место, где забыл свой жезл. Затем тихим голосом он пересказал о своём видении за Волгой и послал своих слуг за жезлом. Когда слуги переехали реку, то увидели в лесу икону Пресвятой Богородицы, но не на воздухе, а на земле, между деревьями, а около иконы епископский жезл. Благоговейно помолились они пред святой иконой и, взяв жезл, возвратились и рассказали епископу, что видели.
Тогда он сам со всеми бывшими при нём людьми переправился через Волгу и, увидев икону, узнал, что это та самая, которую он видел на воздухе при свете огненного столпа. Он возрадовался духом, пал пред иконой и долго со слезами молился, а также молились и все бывшие с ним. После молитвы епископ взял топор и своими руками стал рубить лес, приготовлять деревья и очищать место для построения церкви; спутники его разделяли труды святителя, и тут же немедленно заложена была церковь.
В то же время жители Ярославля, узнав о чудесном событии, устремились многочисленными толпами к тому месту и, поклонившись новоявленной иконе, усердно содействовали сооружению церкви, так что она была окончена к полудню. Епископ освятил церковь вечером того же дня во имя Введения Богородицы и установил праздник явления Её иконы в 8-й день августа. Он при церкви учредил монастырь и тогда же назначил для него игумена. Так основалась сперва малая, а со временем великая обитель, существующая доныне под именем Толгской, от речки Толги.
Со дня явления Толгской иконы Богоматери стали совершаться от неё благодатной силой великие чудотворения. В 1392 году во время утрени, при возгласе: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим» вдруг из правой руки Богородицы на образе истекло миро, наполнившее благоуханием всю церковь. Все больные, помазанные этим миром, получили исцеление. Однажды от пожара церковь, где стояла икона, сгорела, и иконы не успели спасти. Все скорбели, думая, что икона погибла, но, к великой радости, нашли её в лесу на дереве, сияющей небесным светом. В 1766 году в Ярославле и во всех его окрестностях более двух месяцев была страшная жара, так что хлеб и все растения сгорели. Горожане просили игумена монастыря совершить с чудотворной иконой крестный ход вокруг Ярославля. Ход был совершён, и полился сильный дождь, который шёл три дня; тогда все растения ожили и нивы принесли обильную жатву.
В городе Спасске, в Преображенском соборе есть чудотворная икона Толгская – список с настоящей. Сохраняется в предании, что эту икону некто вёз к себе в дом и остановился ночевать в Спасском, которое было ещё селом, и утром икона оказалась в церкви. Получив икону из церкви, владелец её отправился с ней в путь, но икона скрылась и опять найдена была в церкви. Тогда она была тут и оставлена. В 1828 и 1839 годах, во время пожаров, те дома, вокруг которых с верой была обнесена эта икона, остались не сгоревшими.
Молитва пред иконой, именуемой «Толгская»
О Пресвятая Госпоже, Дево Богородице, высшая Херувимов и Серафимов, и святейшая всех святых! Ты, Всеблагая, на Толге икону Твою многоцелебную, блаженному святителю Трифону, огневидно явити благоволила еси, и ею многая и неизреченная чудеса содеяла еси, и ныне содеваеши, по Твоему неизреченному к нам милосердию.
Тебе пред пречистым образом Твоим припадаем и молимся, Преблагословенная рода нашего Заступнице: в странствии сем земном, многоскорбном и многомятежном, не лиши нас Твоего заступления и покрова державнаго. Спаси и защити нас. Владычице, от разжженных стрел лукаваго врага спасения нашего. Укрепи немощную волю нашу к деланию заповедей Христовых, умягчи окамененная сердца наша любовию к Богу и ближним нашим, даруй нам сокрушение сердечное и покаяние истинное, да очистившеся от скверны греховныя, возможем принести Творцу благоугодныя Ему плоды добрых дел и сподобитися мирныя христианския кончины и ответа праваго на страшном и нелицеприятном суде Его.
Ей, Госпоже Всемилостивая! В час грозный смертный наипаче яви нам Твое многомощное заступление, ускори тогда на помощь к нам беспомощным и державной рукой Твоею исхити нас из власти лютаго миродержца, ибо воистинну много может молитва Твоя пред Лицем Господа и ничтоже невозможно ходатайству Твоему, аще токмо восхощеши. Темже на святый образ Твой умиленно взирающе и пред ним яко живей Ти сущей с нами покланяющеся, с упованием благим, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Тебе по Бозе молитвенно предаем, и Тя величаем с рождшимся от Тебе Спасителем нашим. Господом Иисусом Христом. Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
13 августа
Икона, именуемая Страстной
Эта икона есть собственно Одигитрия, или Смоленская. Название Страстной она получила от того, что по сторонам лика Пресвятой Богородицы на ней изображены два ангела с орудиями страданий Христовых.
Прославилась сия икона следующим образом. В селе Палицах Нижегородской губернии жила крестьянка Екатерина, которая с самого вступления своего в замужество была одержима беснованием. Она совершенно помешалась в уме, бегала от людей, скиталась по лесам, нередко покушалась на свою жизнь, но всякий раз Господь хранил её через добрых людей. Так продолжалось с нею семь лет. Однажды, придя в чувство, она обратилась с молитвой к Пресвятой Богородице и умоляла избавить её от бедствия, давая при этом обет по выздоровлению удалиться в монастырь: но, вскоре получив исцеление, совершенно позабыла о данном ею обете. Однажды, стоя на молитве, она вдруг вспомнила свой обет, и на неё напал такой страх, что от душевного изнеможения она слегла в постель.
Ночью Екатерина услышала, что кто-то подходит к дверям её комнаты и читает молитву; двери отворились, и вошла Дева, облечённая в багряное одеяние, вытканное золотыми крестами. Это была Пресвятая Богородица. Её сопровождала другая светоносная дева. Тут Пресвятая Богородица сказала: «Екатерина! Почему ты не исполнила обета в иноческом чине служить Сыну Моему и Богу? Иди же теперь, возвести всем о Моём явлении тебе и скажи, чтобы живущие в мире воздерживались от злобы, зависти, пьянства и всякой нечистоты: пребывали бы в целомудрии и нелицемерной любви друг к другу, почитали бы воскресные и праздничные дни, посвящённые имени Господню и Моему». Екатерина в ужасе не решалась исполнить повеление Божией Матери. Подобное явление повторилось ещё два раза: но Екатерина из страха, что ей не поверят, всё не исполняла повеления и за ослушание своё была страшно наказана: голова её обратилась в сторону, рот искривился и вся она впала в расслабление.
Вскоре Пресвятая Богородица снова помиловала её. Однажды в тонком сне Екатерина услышала таинственный голос, повелевавший ей идти немедленно в Нижний Новгород к иконописцу Григорию, у которого находился написанный им образ Богоматери, именуемый Одигитрией, возвестить ему о чудесных явлениях и, собрав именем Пресвятой Богородицы семь серебряных монет, отдать их иконописцу на украшение сего образа. «Когда ты помолишься пред этим образом с верой, то получишь исцеление сама и многие другие», – прибавил голос.
Екатерина нашла у иконописца образ Одигитрии и после усердной молитвы пред ним получила исцеление. С того времени от иконы стали совершаться многие чудеса. Слух о дивном событии быстро разнёсся по окрестностям. Узнал об этом местный князь Борис Михайлович Лыков и, собрав многочисленное духовенство, просил совершить пред иконой молебное пение, после чего икона была перенесена в самое село Палицы Нижегородской епархии и поставлена в церкви.
В 1641 году, по воле царя Алексея Михайловича, её перенесли в Москву, и на месте её сретения у Тверских ворот была построена церковь, а в 1654 году здесь устроен девичий монастырь, называемый от иконы Страстным.
Празднество Страстной иконе совершается ещё в шестое воскресенье после Пасхи, в память чудес, которые в этот день были от неё.
Есть чудотворные Страстные иконы Пресвятой Богородицы:
В Липецке, в соборе. В 1831 году, во время холеры, как только с крестным ходом пронесли эту икону по городу и обнесли по домам, холера стала утихать и совсем прекратилась.
В селе Енкаеве Темниковского уезда. Икона была вынута из воды во время разлива реки Ермиши, и от неё получили исцеление несколько человек.
Молитва пред иконой, именуемой «Страстная»
О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, высши еси всех Ангел и Архангел, и всея твари честнейши. Помощница еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих Заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление.
Спаси, Госпоже, и помилуй раб Твоих, и преосвященные митрополиты, архиепископы и епископы, и весь священнический и иноческий чин, и благоверный правительствующий синклит, и военачальники, и градоначальники, и христолюбивое воинство и доброхоты, и вся православные христианы ризой Твоею честной защити, и умоли, Госпоже, из Тебе без Семене воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силой Своею свыше, на невидимыя и видимыя враги наша.
О Всемилостивая Госпоже Владычице Богородице, воздвигни нас из глубины греховныя и избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани, и от напрасныя смерти, и от нападения вражия, и от тлетворных ветр, и от смертоносный язвы, и от всякаго зла.
Подаждь, Госпоже, мир и здравие рабом Твоим, всем православным христианом, и просвети им ум и очи сердечныя, еже ко спасению; и сподоби ны грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего: яко держава Его благословенна и препрославленна, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Минская икона
Сия чудотворная икона поставлена была в X веке великим князем Владимиром в церкви Десятинной и находилась там более 500 лет.
Около 1500 года при разграблении Киева татарами икона, по снятию с неё дорогих украшений, брошена была одним татарином в Днепр. Спустя некоторое время она явилась в Пинске на реке Свислоче, где жители нашли её, увидав необычайное сияние от неё. Тогда 13 августа икона была поставлена в церкви замка и находилась там 116 лет. Оттуда в 1616 году перенесли её в Минскую церковь Св. Духа, где находится она и поныне, являя над многими из верных чудеса благодати Божией.
14 августа
Икона, именуемая Нарвской
Эта св. икона прославилась при осаде русскими войсками города Нарвы в 1558 году.
Некоторые из немцев, находясь в одном доме, где жили русские купцы, и увидев тут на стене икону Пресвятой Богородицы с Богомладенцем, надругались над нею и бросили её в огонь под котлы, где варилось пиво. В это время вдруг весь огонь поднялся кверху и загорелся дом.
В то же время в одно мгновение сделалась страшная буря, и пожар охватил почти весь город. Русские воспользовались смятением, происшедшим в городе, и сделали приступ. Немецкое же войско, находившееся близ города, было удержано какой-то невидимой силой, так что не дало помощи осаждённым, и – Нарва была взята.
Икона же, брошенная в огонь, была найдена в пепле совершенно неповреждённой, и по повелению царя Иоанна Васильевича в честь её созданы были две церкви, в замке и городе.
Икона «Беседная»
Эта икона Божией Матери получила такое наименование потому, что на ней изображено явление Царицы Небесной пономарю Георгию, бывшее около 1383 года.
Сказание об этом явлении помещено под 26 июня. На месте явления Владычицы и милостивой Её беседы с малейшим из членов православной церкви по приказанию великого князя Василия Иоанновича в 1515 г. был основан мужской Беседный монастырь, в нём и хранится «Беседная» икона Богоматери. Монастырь этот находится в Тихвинском уезде Новгородской губернии.
Молитва пред иконой, именуемой «Беседная»
О Пресвятая Владычице Богородице, небесе и земли Царице!
Призри на ны, грешныя и недостойныя рабы Твоя, и умоли Сына Твоего Христа Бога нашего, да оградит ны свыше силой Своею, во еже навсегда сохраненными быти от всех искушений вражиих и прелестей бесовских. Ты, о Всемилостивая Госпоже Дево Богородице, якоже иногда всю Российскую страну удивила еси преславным по воздуху пречестныя Твоея со Предвечным Младенцем иконы хождением, и святым тоя посещением града Тихвина, место же сие пустынно сущее, истинным самосошествием и пречудным Твоим со святителем Николаем явлением возвеличила еси.
Тако и ныне, о Всеблагая Мати Бога Вышняго, сподобивши ны невидимыя Твоея благодати ко приятию, покрый ны всеблагим Твоим покровом. И якоже древле в богоизбранном пустыни сея месте богоугоднаго и благоговейнаго мужа Божественный зрак неизреченнаго сияния Твоего видети удостоивши, милостивно к тому возглаголала еси: тако и ныне благосердыма очима Твоима, о Всепетая Богомати, со обычной Ти любовию воззревши на ны и на всех усердно молящихся и умильно просящих Твоея всесильныя помощи и заступления, буди Всеблагая спасения душ и телес наших Ходатаица пред Престолом Сына Твоего и Бога нашего.
Спасай убо, о Пресвятая Дево Богородительнице, обитель сию и весь род христианский, и вся с верой приходящия и поклоняющияся Пречестному Кресту Чудотворному, егоже вещество Сама освятила еси, и пречистей иконе явления Твоего, славящия же Пречистую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое милостивное со святым Николаем предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
15 августа
Успение Пресвятой Богородицы
Праздник Успения Божией Матери – один из наиболее чтимых в Русской Православной Церкви. В честь этого праздника воздвигнуты знаменитые соборы в Киеве, Владимире, Москве и других городах. Многочисленные иконы Успения прославились чудотворениями по всей нашей стране и далеко за её пределами: Киево-Печерская, Пюхтицкая, Псково-Печерская, Овиновская, Адриановская.
Молитва пред иконой, именуемой «Успение Пресвятой Богородицы»
О Пресвятая Богородице, Дево, Владычице, высшая Ангел и Архангел и всея твари честнейшая.
Ангельское великое удивление, пророческая высокая проповедь, апостольская преславная похвало, святителей изрядное украшение, мучеников крепкое утверждение, иноков спасительное наставление, постников неизнемогающее воздержание, девствующих чистото и славо, матерей тихое веселие, младенцев мудросте и наказание, вдовиц и сирых кормительнице, нагих одеяние, болящих здравие, пленников избавление, по морю плавающих тишино, обуреваемых небурное пристанище, блуждающих нетрудная Наставнице, путешествующих легкое прехождение, труждающихся благое покоище, в бедах сущих скорая Заступнице, обидимых покрове и прибежище, ненадеющихся надеяние, требующих Помощнице, нищих неистощимое богатство, печальных присное утешение, ненавидимых любовное смирение, грешников спасение и к Богу присвоение, правоверных всех твердое ограждение, непобедимое поможение и заступление.
Тобою нам, Владычице, Невидимый видим бысть, и Тебе мольбу приносим. Госпоже, грешнии раби Твои: о, Премилостивая и Пречудная Света Умнаго Царице, рождшая Царя Христа Бога нашего, Живодавца всех, от небесных славимая и от земных хвалимая: Ангельский уме, светозарная звездо, святых Пресвятейшая, Царице цариц, Владычице всех тварей, боголепная Девице, нескверная Невесто, Палато Духа Пресвятаго, огненный Престоле Невидимаго Царя, небесный кивоте, носило Слова Божия, огнеобразная колеснице, покоище Живаго Бога, неизреченное составление Плоти Христовы, гнездо Орла Небеснаго, горлице богогласная, голубице кроткая, тихая и незлобивая, Мати чадолюбивая, милостей бездно, развергающая тучу гнева Божия, неизмеримае глубино, неизреченная тайно, несведомое чудо, нерукотворенная Церкве Единаго Царя всех век, благоуханное кадило, честная багрянице, боготканная порфиро, душевный раю, живоноснаго сада отрасле, цвете прекрасный, процветший нам небесное веселие, грозде спасения нашего, чаше Царя Небеснаго, в нейже растворися от Духа Святаго вино неисчерпаемыя благодати, Ходатаице закона, зачало истинныя веры Христовы, непоколебимый столпе, еретиков пагубо, мечу ярости Божия на богопротивных, бесов устрашение, во бранех побеждение, христиан всех неложная Хранительнице и мира всего известное спасение.
О Всемилостивая Госпоже Дево, Владычице, Богородице, услыши нас молящихся Тебе, и яви милость Твою на людех Твоих, моли Сына Своего избавитися нам от всякаго зла, и сохрани обитель, и град и страну верных, и люди, благочестно прибегающий и призывающия имя Твое святое, от всякия напасти, губительства, глада, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани, от всякия болезни, и всякаго обстояния, да ни ранами, ни прещением, ни мором, ни всяким праведным гневом Божиим умалятся раби Твои: но соблюдай и спасай милостию Своею, Госпоже, за ны молящися, и полезное благорастворение воздуха ко времени плоднаго приношения нам даруй: облегчи, возстави и помилуй, Премилостивая Владычице, Богородице Препетая, во всякой беде и нужде сущая. Помяни рабы Твоя, и не презри слез и воздыхания нашего, и обнови нас благостию Своея милости, да со благодарением утешаемся, обретше Тя помощницу. Умилосердися, Госпоже Пречистая, на немощныя люди Твоя, Надеждо наша; рассеянные собери, заблуждшия на путь правый настави, отпадшия от благочестивыя отеческия веры паки возврати, старость поддержи, юныя накажи, младенцы воспитай и прослави славящия Тя, изряднее же Церковь Сына Твоего соблюди и сохрани в долготу дний.
О, Милостивая и Премилостивая Царице Небесе и земли. Богородице Приснодево! Ходатайством Твоим помилуй вся православные христианы, сохраняющи их под кровом милости Твоея, ризой Твоею честной защити: и моли из Тебе воплощшагося без Семене Христа Бога нашего, да препояшет ны свыше силой, на вся видимыя и невидимыя враги наша, на иноплеменники и единоплеменники, воюющая на нас и на веру нашу Православную. Спаси же и помилуй. Госпоже, преосвященные митрополиты, архиепископы и епископы православные, иереи же и диаконы, и весь причет церковный, и вся правоверные люди, поклоняющиеся и молящиеся пред честною Твоею иконой.
Призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя, и просвети очи сердечные ко зрению спасения, милостива нам буди зде, и на страшном суде Сына Твоего о нас умоли; преставльшияся в благочестии от жития сего рабы Твоя в вечной жизни со Ангелы и Архангелы и со всеми святыми причти, да одесную Сына Твоего и Бога предстанут: и молитвой Твоею сподоби вся православныя христианы со Христом жити и радости Ангельския в небесных селениях наслаждатися.
Ты бо еси, Госпоже, Слава небесных и Упование земных. Ты наша Надежда и Заступница всех притекающих к Тебе и Твоея святыя помощи просящих; Ты молебница наша теплая к Сыну Твоему и Богу нашему: Твоя Матерняя молитва много может на умоление Владыки, и Твоим предстательством ко Престолу благодати Пресвятых и Животворящих Его Тайн приступати дерзаем, аще и недостойнии. Темже всечестный образ Твой и рукою Твоею держимаго Вседержителя видяща на иконе, радуемся грешнии, со умилением припадающе и любовию сей целуем, чающе. Госпоже, Твоими святыми богоприятными молитвами дойти небесныя бесконечныя жизни и непостыдно стати в день судный одесную Сына Твоего и Бога нашего, славяще Его купно со Безначальным Отцем, и Пресвятым, Благим и Животворящим и Единосущным Духом, во веки веков. Аминь.
Икона Успения, Семигородная
Эта икона написана св. Дионисием Глушицким (1 июля). Из его обители она была перенесена некими отшельниками в непроходимый лес, вёрст за 20 от обители, за реку Двинцу. Тут была поставлена приходская церковь для Семигородской волости. В XV веке здесь свирепствовала чума, так что все жители этой волости вымерли, и церковь около полутораста лет стояла в запустении.
В 1593 году одной старице московского Новодевичьего монастыря Иулиании, лежавшей три года в расслаблении, явилась Сама Пресвятая Богородица и обещала исцеление, если она возобновит Семигородную пустынь. Старица дала обещание возобновить и тотчас же получила исцеление. Она исполнила обещание и при возобновлённой пустыни жила с несколькими сёстрами в общежитии. В конце XVII века Семигородная обитель обращена в мужской монастырь.
Икона Успения, Овиновская
Эта икона находится в мужском Паисиевом монастыре Костромской епархии, на берегу Галичского озера. В царствование Великого князя Димитрия Донского некий боярин Овин, живший недалеко от этого монастыря, который тогда назывался Никольским, задумал построить в нём новую церковь вместо старой, обветшавшей. При начале постройки неизвестный человек принёс ему икону Божией Матери и посоветовал посвятить храм Успению Пресвятой Богородицы. Боярин так и сделал и принесённую икону поставил в храме, и с этого времени икона получила название Овиновской. Московский князь Василий Васильевич взял было сию икону в Москву, и поставил в соборе; но в ту же ночь она невидимой силой была перенесена в прежний монастырь.
Иконы Успения и Умиления, именуемые Псково-Печерскими
Эти иконы находятся в Печерском монастыре, который стоит в 60 вёрстах от Пскова.
Монастырь назван Печерским по древней, выкопанной неизвестно кем в горе и в 1472 году открытой, пещере. Вскоре по открытию пещеры здесь, в горе, некоторым священником Иоанном была устроена церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы и при ней монастырь. По освящению церкви пред иконой Успения была исцелена одна слепая женщина.
В 1521 году в монастырь двумя псковскими купцами принесена была новая икона Успения, названная Умилением, которая, по сказаниям летописи, прославилась великими чудотворениями в Пскове и Новгороде. Обе эти иконы ознаменовали себя спасением города во время нашествия на Псков короля Польского Стефана Батория в 1581 году.
Когда узнали, что Баторий идёт на Псков, то, по распоряжению архиепископа, иконы Успения и Умиления были принесены в город. За несколько дней до приступа некто благочестивый старец Дорофей, когда сидел в сенях своей кельи и плакал о предстоящем бедствии города, удостоился чудесного видения. Он видел необыкновенный свет, идущий от Печерской обители к Пскову в виде столба, и в этом свете Пречистую Богородицу, Которую поддерживают свв. преподобные Антоний Киево-Печерский и Корнилий, игумен Псково-Печерской обители. Пресвятая Богородица стала на городской стене. Тут благоговейно предстали пред Нею святые угодники псковские. Пресвятая Богородица, взирая с гневом на город, сказала: «О, беззаконные люди! Грехами своими вы прогневали Сына и Бога Моего, и вот теперь пришла на вас беда великая!»
Тогда святые стали молиться Ей со слезами за псковитян, и Пресвятая Богородица, обращаясь к Дорофею, сказала: «Пойди скорее к воеводам, Печерскому игумену и к народу в соборе Св. Троицы и скажи, чтобы все они усерднее, со слезами, молились Богу о своих грехах, чтобы принесли Печерский образ и хоругвь на стену города, на то место, где Я теперь стою, и отсюда стреляли бы из пушек по королевским шатрам. Сама Я буду молиться Сыну Своему и Богу о прощении их грехов и о небесной помощи».
Когда старец Дорофей возвестил о бывшем ему видении, то так и сделали, как повелела Пресвятая Богородица. Неприятель сделал приступ, хотя и пробил городскую стену, но был отбит. Тогда Баторий хотел было ограбить Печерский монастырь. И здесь поляки хотя и сделали пролом в монастырских стенах, но были отбиты помощью Небесной Заступницы.
С тех пор, в память избавления Пскова от нашествия Батория, ежегодно, в седьмую неделю по Пасхе, совершается крестный ход с чудотворной иконой из Псково-Печерского монастыря в город. В другой раз в году приносят во Псков икону к 7 октября, и в этот день бывает с ней крестный ход вокруг городских стен в память такого же хода, бывшего в 1812 году при нашествии французов.
Сурдегская икона
Она находится в Ковенской губернии Вилькомирского уезда, в Свято-Духовском мужском монастыре, именуемом Сурдегским от местечка Сурдеги, где он учреждён. Этот монастырь – один из древнейших памятников Православия в Литве. Он пережил все смуты и гонения в продолжение нескольких веков, не поддавшись никаким проискам враждебных латинян.
История Сурдегского монастыря и Сурдегской иконы следующая: в 1510 году православный помещик Шиш-Ставецкий построил церковь в Сурдегах. Двадцать лет спустя, в 1530 году, вблизи церкви явилась чудотворная икона Пресвятой Богородицы над источником. Тогда местный помещик Владыка построил над источником церковь во имя Святой Троицы, а в 1550 году тут был устроен монастырь сурдегской помещицей Анной Шишанкой-Ставецкой, которая обеспечила его существование большими угодьями.
Сурдегский монастырь оставался православным, несмотря на все гонения и попытки врагов завладеть и этой русской святыней. Не раз враждебные латиняне захватывали монастырские имения, разгоняли монахов и даже дерзнули похитить чудотворную икону из Сурдег и увезти её в Бернардинский монастырь.
Есть предание, что лишь только внесли икону в костёл, лик Царицы Небесной стал невидим для народа, а у похитителей свернулись челюсти. Испуганные бернардинские монахи немедленно с крестным ходом возвратили чудотворную икону в Сурдегский монастырь. Во время процессии один из неверующих с досады на неудачу стал произносить богохульные слова против чудотворной иконы, но тут же впал в такое бешенство, что его, как зверя, должны были держать на цепи; в это же время слепая нищая приблизилась к иконе и, с благоговейной верой и молитвой преклонившись пред святыней, получила зрение. С тех пор почитание чудотворной иконы и значение монастыря увеличились не только между православными, но и среди инородцев, старообрядцев и католиков.
На Литве, в Курляндии и Белоруссии Сурдегская икона Божией Матери привлекает со всех сторон множество богомольцев, и особенно к 15 августа, когда совершается празднество в честь святыни монастыря.
Икона Тупичевская
Эта икона находится в городе Мстиславле Могилевской епархии, в Тупичевском Свято-Духове монастыре. Кроме 15 августа, ей празднуется и в день Сошествия Св. Духа. С 1847 года с сей иконой совершается крестный ход в память воссоединения униатов.
Икона Владимирская-Ростовская
Она находится в соборном Успенском храме Ростова. Она написана чудесным образом.
В XII веке в Киево-Печерской лавре подвизался искусный живописец св. Алипий. Некто благочестивый христианин соорудил храм в Киеве на так называемом Подоле и поручил знакомым ему монахам лавры заказать Алипию иконы для этого храма, дав на них деньги. Монахи утаили деньги, а про Алипия сказали, что он отказывается писать иконы. Тогда на Алипия принесена была жалоба игумену. Алипий говорил, что даже и не слыхал о заказе. Но для обличения его были принесены доски, назначенные для икон, и что же? На них все с удивлением увидели священные изображения. Тогда обманщики иноки были удалены из лавры, а иконы поставлены в церкви, для которой предназначались, и вскоре они прославились чудом. Случился на Подоле пожар, от которого сгорела церковь, где находились чудные иконы, но самые иконы были найдены в пепле совершенно неповреждёнными. Великий князь Владимир Мономах, бывший свидетелем сего чуда, одну из икон, именно с изображением Пресвятой Богородицы, взял с собой в Ростов. Здесь икона два раза была в опасности во время пожара, но оставалась неповреждённой.
Икона, именуемая Крымской
Она чудесным образом изобразилась и ознаменовала себя многими исцелениями больных.
Цикланская икона
Сия икона находится в Цикланском монастыре, в Карталинии. Явление её относится к временам Нины, просветительницы Грузии.
Ацкурская икона
Сохраняется в предании, что икона сия принесена св. апостолом Андреем Первозванным. Она находится в Гаэнатском соборе, близ Кутаиса.
Вифлеемская икона
Она находится в соборе в Тифлисе.
Гаэнатская икона
Она находится в Гаэнатском соборе, близ Кутаиса. По преданию, сия икона принадлежала царице Тамаре.
В Борисоглебской пустыни Московской епархии находится чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы. Сюда она привезена одной монахиней из Курска.
В 1864 года по молитве пред ней получил исцеление от тяжкой болезни московский купец Пыхов.
Икона «Подательница ума»
Этот образ Богоматери носит ещё и другое наименование – «Прибавление ума».
Он находится в Спасо-Преображенском храме города Рыбинска Ярославской губернии. Богоматерь изображена на нём в рост и с Предвечным Младенцем на руках. В этом изображении вылилась в соответствующие внешние формы глубокая религиозная вера православных христиан в Пресвятую Деву как Ходатаицу пред Богом и Её Сыном о даровании людям благ вещественных и духовных, между которыми просвещение ума и сердца светом Божественной истины занимает первенствующее место. Поэтому, родители тех детей, которые не оказывают особых успехов в усвоении начальных оснований веры и грамотности, нередко обращаются с молитвой к Богоматери и Её Младенцу Иисусу как источнику высшей и неземной мудрости и разума, и просят о «прибавлении ума» их скудоумным от рождения детям и о даровании помощи в усвоении ими книжного учения, преподаваемого в школе.
Молитва пред иконой, именуемой «Подательница ума (Прибавление ума)»
О Пресвятая Дево! Ты – Невеста Бога Отца и Матерь Божественнаго Его Сына Иисуса Христа! Ты – Царица Ангелов и спасение людей, обличительница грешников и наказательница богоотступников.
Помилуй и нас, тяжко согрешивших и не исполнивших заповедей Божиих, нарушивших обеты крещения и обеты монашества и многие другие, которые обещали исполнять. Когда Дух Святый отступил от царя Саула, тогда боязнь и уныние напали на него, и тьма отчаяния и безрадостное состояние души мучили его. Теперь и мы за грехи наши все лишились благодати Духа Святаго. Ум осуетился суетой помышлений, забвение о Боге омрачило души наша, и теперь теснят сердце всякаго рода печали, скорби, болезни, ненависть, зло, вражда, мстительность, злорадство, и прочие грехи.
И, не имея радости и утешения, зовем к Тебе, Мати Бога нашего Иисуса Христа, да умолиши Сына Твоего простить нам все наши согрешения и послать к нам Духа Утешителя, как послал Он Его на апостолов, да утешенные и просвещенные Им воспоим Тебе благодарственную песнь: радуйся Пресвятая Богородице, ко спасению прибавившая нам ума. Аминь.
16 августа
Икона Феодоровская-Костромская
О ней см. под 14 марта.
17 августа
Свенская икона
О ней см. под 3 мая.
Амастрийская икона
Эта икона находится в Амастрийском монастыре при Чёрном море. Называется она и Амартийской. Она прославилась в дни иконоборства.
Донская икона
Эта икона принесена донскими казаками, прибывшими на помощь к великому князю Димитрию Иоанновичу Донскому в битве с татарами. Она была утверждена на древке, как хоругвь, и во всё продолжение войны оставалась при русском войске.
В день славной Куликовской битвы, бывшей в 1380 году между реками Доном и Непрядвой, икону носили среди православных воинов для ободрения и помощи им против рати татарской, литовской и рязанской. Когда неприятели были поражены, казаки поднесли икону в дар великому князю Димитрию, который привёз её в Москву и поставил сначала в Успенском соборе, а по сооружении Благовещенского собора перенёс её туда.
В память победы, одержанной заступлением Пресвятой Богородицы на берегах Дона, икона названа Донской.
В 1591 году крымский хан Казыгирей с многочисленными полчищами татар вторгся в пределы России и подступил даже к Москве. Царь Федор Иоаннович, не надеясь своими силами отразить внезапное нашествие татар, так как ещё должен был защищаться от шведов, шедших на Новгород, обратился с молитвой о помощи к Небесной Заступнице. Он приказал с иконой Донской Богоматери и другими иконами совершить крестный ход вокруг города и потом поставить первую в походной своей церкви среди воинских рядов. Целую ночь царь усердно молился, прося Пресвятую Богородицу послать помощь на одоление врагов, и получил извещение, что силой Христа и предстательством Его Матери он одержит победу над врагами.
При наступлении дня татары с ожесточением устремились на русские войска, и целые сутки бились с ними, но вдруг были устрашены невидимой силой и обратились в бегство, оставив на поле сражения множество убитых, раненых и весь свой стан.
В этом же 1591 году был основан Донской монастырь на том месте, где среди воинов во время битвы стояла Донская икона. В монастырской церкви была поставлена чудотворная икона и установлен 19 августа ежегодный праздник в честь сей иконы Божией Матери, в память бывшей чудесной помощи от неё русскому войску, с крестным ходом из Успенского собора в Донской монастырь.
В Софрониевой пустыни имеется чудотворная Донская икона Пресвятой Богородицы
Она принесена сюда в 1733 году донским казаком Коловертовым. Казак обещал пожертвовать её в пустынь, но не спешил сделать это и заболел головой. Сама Пресвятая Богородица, явившись во сне одной благочестивой вдове Татиане, повелела объявить Коловертову, чтобы он исполнил свой обет, и обещала ему выздоровление. И он, лишь начал собираться в пустынь с иконой, получил исцеление.
Молитва пред иконой, именуемой «Донская»
О Пресвятая Владычице, Дево Богородице, Заступнице наша благая и скорая!
Воспеваем Ти вси благодарственная за чудная дела Твоя. Песнословим от лет древних неотъемлемое заступление Твое граду Москве и стране нашей, чудотворным образом Твоим Донским всегда являемое: в бегство обращаются полки чуждих, грады и веси невредими сохраняются, люди же от лютыя смерти избавляются. Осушаются очи слезящия, умолкают стенания верных, плач в радость общую претворяется.
Буди и нам, Пречистая Богородице, утешение в бедствиях, возрождение надежды, образ мужества, источник милости и в скорбных обстояниях неистощимое терпение нам даруй. Подаждь коемуждо по прошению и нужде его: младенцы воспитай, юныя уцеломудри и страху Божию научи, унывающия ободри и немощную старость поддержи. Посети в болезнех и печалех сущия, злые сердца умягчи, братолюбие укрепи, мира и любви всех нас исполни.
Примири, Благосердая Мати, враждующия и оправдай оклеветанныя. Истреби пороки, да не постигнет нас праведный гнев Божий. Твоими молитвами, всемощным Твоим покровом огради нас от нашествий вражиих, от глада, губительства, огня, меча и всякаго инаго злострадания. Уповаем молитвами Твоими получити от Всевышняго Бога грехов прощение и изглаждение и с Богом примирение.
Умоли стяжати нам Царствие Небесное и по скончании жизни нашея одесную Престола Божия стати, идеже Ты, о Всепетая Дево, Святей Троице в вечней славе предстоиши. Удостой и нас с лики Ангелов и святых тамо восхвалити пречестное имя Сына Твоего со Безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом во веки веков. Аминь.
22 августа
Грузинская икона
Икона сия находится в Красногорском монастыре Архангельской епархии, который прежде назывался Черногорским от имени горы. Она прославилась в XVII веке.
Когда в 1622 году Персидский шах Абас покорил Грузию, тогда взяты были персами многие грузинские святыни и иконы для продажи русским купцам в Персии. В 1625 году один из персиян продал взятую им в Грузии икону Богородицы одному из русских торговцев, приказчику ярославского купца Лыткина. В это время в Ярославле самому Лыткину было откровение о драгоценной иконе, приобретённой его приказчиком, и повеление отослать её в Красногорский монастырь. Купец отнёс икону, и здесь она прославилась многими чудотворениями.
В 1654 году, когда в Москве свирепствовала моровая язва, привезена была сюда Грузинская икона и с неё снят список, который поставлен в храме близ Варварских ворот. Молитва пред чудотворной иконой была услышана Богом, и моровое поветрие скоро прекратилось, В 1658 году установлено было празднование Грузинской иконе 22 августа. После, 22-го ежегодно из монастыря берут икону в Архангельск, где она бывает долгое время «для освящения города».
Есть чудотворные Грузинские иконы: в Москве, в Алексеевском монастыре. Икона эта прославилась в 1654 году. Когда в Москве и её окрестностях открылась смертоносная язва, в это время к одной монахине, заболевшей язвой и желавшей помолиться пред Грузинской иконой, пришёл неизвестных монах и сказал: «Зачем ты печалишься, что не можешь помолиться пред Грузинской иконой Богоматери? У вас есть точно такая же икона, принесённая из Грузии. Она находится у вас в монастыре, в пещере. Отыщи её, и от неё подано будет исцеление не только тебе, но и многим другим». Об этом видении больная рассказала сёстрам монастыря, и долго думали, что это за пещера, где находится икона, и наконец, нашли икону в ризнице, в шкафу, устроенном наподобие пещеры.
Обрадованные инокини внесли икону к больной, и она после совершения молебна получила исцеление. После того икону обнесли по всем кельям, и все заболевшие инокини выздоровели. Со времени явления иконы язва начала прекращаться в Москве.
От иконы были и другие чудеса. В селе Ключареве Тверской епархии, в Корчевском уезде. Грузинская икона прославилась в недавнее время истреблением напавшего на засеянные поля червя. Когда совершён был крестный ход с этой иконой по полям, то пошёл страшный дождь, который вызвал червя из земли, а налетевшие в это время в бесчисленном множестве птицы поклевали его.
Молитва пред иконой, именуемой «Грузинская»
Приими, Всеблагомощная Пречистая Госпоже Владычице Богородительнице, сия честныя дары от нас, недостойных рабов Твоих, к Твоему цельбоносному образу пение возсылающих со умилением, яко Тебе Самой сущей ту и послушающей моления наша и подающей с верой просящим по коемуждо прощению и исполнение: скорбящим скорби облегчавши, немощным здравие даруеши, расслабленных и недужных исцеляеши и от бесных бесы прогонявши, обидимыя от обид избавлявши, и насилуемых спасавши, грешных прощавши, прокаженных очищавши и малых детей милуеши, и неплодныя от неплодства разрешаеши.
Ещё, Госпоже Владычице, от уз и темниц свобождаеши и всякия многоразличныя страсти исцелявши и очныя болезни врачуеши и от смертоносный язвы избавлявши: вся бо возможна суть ходатайством Твоим к Сыну Твоему, Христу Богу нашему.
О, Всепетая Мати, Пречистая Богородице! Не престай молити о нас, недостойных рабех Твоих, славящих Тя и почитающих, и поклоняющихся пречистому образу Твоему и надежду имущих невозвратну, и веру несумненну, к Тебе Приснодеве, Преславней и Непорочней, славящих и чтущих и поющих Тя во веки веков. Аминь.
Икона, именуемая Грузинской-Раифской
Икона сия есть список с Красногорской, и находится в Раифской пустыни, в 30 вёрстах от Казани, которая так названа от церкви в ней, посвящённой памяти свв. отцов, в Синае и Раифе избиенных (14 января), и издавна почитается чудотворной. Ежегодно с этой иконой бывает крестный ход в город Свияжск, за 18 вёрст от пустыни, по всей вероятности, в память какого-либо чуда. В 1689 году пожаром были истреблены все записи о монастыре и чудесах от иконы.
Икона, именуемая Петровской
Эта икона находится в московском Успенском соборе и названа так потому, что в 1307 году написана св. митрополитом Московским Петром, когда он был ещё игуменом на Волыни. Она ещё при жизни сего святителя ознаменовала себя чудотворениями.
При возвращении митрополита Максима из Владимира Пётр с братией своей обители, принимая благословение от него, поднёс ему в дар написанную им икону Пресвятой Богородицы. Святитель с радостью принял святую икону, украсил её золотом и драгоценными камнями и до конца жизни хранил её в своей келье.
По кончине митрополита Максима некто игумен Геронтий хотел хитростью захватить сан святителя и, взяв с собой святительскую утварь, жезл и Петровскую икону, отправился в Царьград с единомысленными ему церковными сановниками. Тогда князь Галицкий Юрий просил блаженного игумена Петра поспешить в Царьград, чтобы помешать обману. Пётр послушно предпринял дальний путь и прибыл в Царьград.
Блаженный Патриарх Афанасий принял его с радостью и, по внушению Духа Святого, посвятил в митрополита всей России. Когда же Геронтий подплывал к Царьграду, то поднялась страшная буря и корабль его был задержан. Ночью во время бури явилась Пресвятая Богородица и сказала: «Не на тебя возложится сан святительский, но тот, кто написал Мой образ, Пётр, игумен Ратский, возведён будет на верховный престол митрополии Русской и украсит его и упасёт людей своих, за которых Сын и Бог Мой Иисус пролил кровь Свою».
Когда после прекращения бури Геронтий прибыл в Царьград, то принуждён был рассказать своё сонное видение. Тогда патриарх взял у него святительскую утварь и честную икону и, передав святителю Петру, сказал: «Прими святой Богородичный образ, который ты написал своими руками, ибо его ради воздала тебе дар Сама Владычица, предсказав о тебе».
В 1325 году перемещена была митрополия из Владимира в Москву, и Петровская икона перенесена была сюда митрополитом Петром и поставлена в Успенском соборе. В 1613 году вместе с Феодоровской иконой она была при избрании на всероссийский престол юного царя Михаила Феодоровича.
Во Владимире, в соборе находится чудотворная Владимирская икона Божией Матери, которая написана также святителем Петром. Она есть подобие Петровской в Москве.
Икона «Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию»
Эта икона написана в память сего чудесного явления и изображает самое явление. Однажды ночью преподобный Сергий со своим учеником Михеем пел акафист Пресвятой Богородице и при этом молился Ей о своей обители. Помолился и сел отдохнуть.
Вдруг сказал он св. Михею: «Бодрствуй, чадо, мы будем иметь чудное посещение». Лишь произнёс он эти слова, как послышался голос: «Пречистая грядет!» Тогда св. Сергий вышел в сени, и его осветил необыкновенный свет, и он увидел Пресвятую Богородицу, сопровождаемую святыми апостолами Петром и Иоанном. Преподобный в трепете пал на землю. Пресвятая Богородица прикоснулась к нему и сказала: «Не бойся, молитва твоя о сем месте и об учениках твоих услышана. При тебе и после тебя Я буду неотступна от твоей обители и буду покрывать её во всех нуждах».
Икона сего явления пользовалась особенным уважением царя Алексея Михайловича. Он брал её с собой в польский поход в 1657 году и приказал написать на ней, что по молитвам Пресвятой Богородицы и заступлению свв. Сергия и Никона Бог даровал ему победу над Польским королём и предал в руки его Вильну и другие города польские, литовские и немецкие. В 1703 году, во время войны с Карлом XII, икона сия, по повелению императора Петра Великого, была послана в русский стан и находилась там до окончания войны. В 1812 году митрополит Платон посылал эту икону в лагерь императору Александру I.
В Троице-Сергиевой лавре каждую субботу пред иконой совершается молебен в часовне, на месте явления Пресвятой Богородицы преподобному Сергию.
26 августа
Владимирская икона
О ней см. под 21 мая.