О Православии (чем доказывается отличие его от неправославия)

Источник

О просветителе нашего русского народа св. православною христианскою верою, князе Владимире повествуется следующее. Был сначала ревностным язычником, Владимир почувствовал пустоту языческой религии и решился найти и принять истинную и спасительную веру. Когда узнали об этом намерении славного князя соcедние народы христианских и нехристианских вероисповеданий, то каждый предложить ему свою религию. Приходили к нему с этой целью проповедники веры еврейской, магометанской, и христианской-римско-католической и греко-восточной. Своим светлым умом и чутким сердцем Владимир прямо понял неистинность еврейской и ложность магометанской религии. Из xристианских же религий более понравилась ему православная, греко-католическая.

История повествует, что сначала греческий проповедник изложил ему учение своей веры, по всей вероятности, указал при этом и отличие его от других вероучений, не только еврейского и магометанского, но и христианского, неправославного – римско-католического вероисповедания и затем развернул перед ним картину Страшного Суда, которою произвел большое впечатление на князя. Наконец, когда возвратились посланные св. Владимиром для испытания религии на месте, 10 вельмож и сказали, что им более всех понравилось богослужение греческой церкви, это окончательно склонило св. князя к принятию греческой религии. И вот, благодаря св. Владимиру, мы, рoccияне, сделались именно сынами православной греко-восточной церкви. 13 лет тому назад мы торжественно, воссылая благодарение Господу ц прославляя своего просветителя, праздновали 900 лет со времени крещения Руси.

Нет сомнения, что когда еврейский, магометанский и римско-католический проповедники предлагали свою религию св. князю Владимиру, то каждый хвалил свою веру, называя лишь ее истинною и спасительною, и охуждал другие, в том числе и православную, которую предпочел другим и избрал св. наш просветитель. И в наше время евреи не перестают считать свою веру истинною, ожидая обещанного их древним предкам от Бога Мессию. Магометане тоже считают свою веру такою же, называя нас христиан «гяурами» – нечистыми животными, а самих себя правоверными; католики же учат, что их религия единственно спасительная на земле, и называют нас православных «схизматиками», т. е. погибшими еретиками. Затем отделившиеся по времени от римско-католической церкви, так называемые протестанты – лютеране и реформаты из немцев, французов, англичан и других народов, считают свою религию вполне восстановленной по Евангелию, отчего называют ее евангелической. Также 200 лет тому назад отделившиеся от нашей Российской православной церкви, так называемые старообрядцы считают нашу веру поврежденною вследствие исправления книг и, следовательно, не приводящею ко спасению, а свою – древне-православною и спасительною. Каким образом св. кн. Владимир уверился в том, что лучшая из религий, это – христианская греко-восточная? Чем и мы можем уверить себя в том, что наша вера действительно есть истинно православная, и этим, в случае надобности, отражать нападения на нашу православную греко-российскую веру и осуждение её со стороны иноверцев?

История религий – это самое верное и сильное средство к тому, чтобы увидеть и увериться, какая из них есть истинная и спасительная. Этим способом, по всей вероятности, и св. кн. Владимир был склонен проповедником в пользу православной греческой религии. Нечего и говорить о религиях еврейской, магометанской, что они ложны. Еврейская религия кончила свое значение с пришествием Спасителя. Магометанская – ложна, потому что составлена лжепророком Магометом из религии языческой, еврейской и христианской. Побеседуем об одних христианских религиях и посмотрим, как они образовались. Господь И. Христос, законоположитель христианской спасительной веры на земле, научив Апостолов сей вере и просветив их ниспосланием на них Духа Св., поставил их строителями веры. Апостолы пронесли веру Христову по всей вселенной, уча и устно, что составило так называемое Священное Предание, и письменно, что составило так называемое Священное Писание. Предание Апостолов преемники их, свв. отцы, ввели в практику Церкви и записали в свои книги. Окончательно же завершены yчениe веры и ycтроениe церкви, по изволению Св. Духа свв. отцами на вселенских и поместных соборах. Таким образом выходит, что то христианское общество, которое твердо и неизменно держится учения Апостолов и правил соборов, есть истинно православное, которое же отступило от этого в чем либо, изменив или убавив и прибавив что, то не есть правильное; не есть и истинно православное. Что же далее имеет история церкви? То, что Греко-восточная, а с нею и наша Российская церковь твердо и неизменно всегда держались и доселе держатся Апостольского и соборного учения. А что прочие христианские общества? О них читаем в истории следующее. В VIII веке западная римско-католическая церковь изменяет учение Символа веры (догмат) об исхождении Св. Духа, затем по времени вводит разные новые учения, напр. о главенстве и непогрешности папы, вводит многие новые обряды п порядки, напр., безбрачие духовенства, совершение литургии на опресноках, причащение мирян одним телом Христовым и др. Представители восточной церкви патриархи указывают представителям западной римской – папам на эти отступления от древнего истинного учения; но они, по усвоенному ими самомнению, не внимают указаниям, и в ХI веке, прямо и окончательно последовало отделение Западной церкви от Восточной. Понятно, где сохранилось пpaвославие после сего разделения церквей – в Греко-восточной церкви, которая осталась верной древнему христианскому учению, нисколько не изменяя ему. С течением времени многие из самих христиан Западной Римско-католической церкви начали понимать, что нововведения, допущенные представителями их церкви, составляют отступление от древнего христианского учения и что их довольно много допущено в западной церкви; но в самомечтании, вместо того, чтобы прямо обратиться к Греко-восточной церкви, которая осталась вполне верной Апостольскому и святоотеческому учению, вздумали сами собой очистить свою церковь от нововведений и привести ее в прежний древний вид. И что же? Эти христиане еще далее уклонились от истины, так как вздумали отвергнуть Предание, оставив одно Писание, отвергли писания свв. отцов и постановления соборов.

Очень ясно становится, что и в этих протестантских общинах нет православия. Нечего уже и говорить о других христианских обществ, которые впоследствии в свою очередь, выделились из протестантских обществ. Возьмем теперь историю наших, так называемых, старообрядцев; В XVI веке всеми благомыслящими людьми, не только нашими российскими, но и греческими патриархами, окончательно осознано было, что наши русские церковно-богослужебные книги повреждены частью переписчиками, когда еще не было печати, частью плохими исправителями, и потому требовали исправления, и исправленные были одобрены. Но нашлись такие, хотя и в самом незначительном количестве, которые отвергли новые книги, говоря, что книги не исправлены, а испорчены, и с ними испорчена и самая вера; хотя самая вера, т. е. догматы, не подверглись исправлению они не были повреждены в старых книгах, а повреждены только некоторые слова и обряды, напр., писаниe имени Иисус, обряд перстосложения для крестного знамения и священнического благословения, число просфор на литургии и т. под., т. е. слова и обряды, которые могут подлежать изменению без вреда делу спасения души. Вообразив порчу, эти люди отделились от своей Православной церкви. Таким образом, из истории раскола видно весьма ясно, истинное древнее православие – y старообрядцев или у нас православных. Опустим выделившиеся из раскола разные секты, из которых каждая считает только себя православной и спасительной, а другие все неправильными и погибающими. Не коснемся и других сект у нас в России, напр., штундитской, Толстовской и др. Нет уже никакого сомнения, что все подобные сектанты еще дальше уклонились от православного учения.

Итак, вот чем доказывается православие нашей Греко-восточной кафолической церкви и неправославие западной Римско-католической церкви и других неправославных обществ и сект.

Приходится иногда слышать – католики указывают на многочисленных членов своей церкви и славу или блеск её с главою её папою, наши старообрядцы и сектанты на богатство и благосостояние своих собраний и хотят видеть в этом Божье благоcловение в отношении к себе за веру. Но справедливо ли такое мнение? Правда, что католическая церковь считает миллионами своих членов, но неверующих язычников, магометан и евреев на земном шаре гораздо более, чьем католиков; следовательно, многочисленность может ли служить признаком истинности религии? А что говорить Сам Господь в Евангелии относительно числа своих истинных последователей? Много званных, но мало избранных (Мф.20:16). Из четырех родов посеянного семени, т. е. слушателей Христова учения только один род оказался плодоприносящим (Мф.13:4–8). А слава и богатство? могут ли они быть признаком истинности религии? Господь никогда не обещал и не предрекал богатства и славы истинным Своим последователям, но, напротив, бесчестие и скорби. Он еще вот как учит в Евангелии Своем: Кто хочет быть первым, будь из всех последний (Лук.9:35). Блажены нищие духом (Мф.5:3). Если хочешь, совершен быть, то продай имение свое и раздай нищим (Мф.19:21). Св. же Апостол Христов пишет о богатстве: желающие богатиться впадают во многие напасти (1Тим.6:9).

Итак, мы, россияне, должны, всегда от всей души быть благодарны Господу, благоволившему, чтобы мы родились и жили в недрах Православной церкви, благодарить всем сердцем и св. равноапостольного кн. Владимира, даровавшего нам бесценный бисер – православную веру, и будем крепко и всецело держаться сей веры, не отступать от неё не только в учении, но и в обрядах. В этом слава Творца и Господа, утешение св. кн. Владимира, нашего просветителя, и несомненное cпaceниe наших душ!


Источник: О православии (Чем доказывается отличие его от неправославия) / Прот. Бухарев. - Москва : Отд. распространения духов.-нравств. кн. при Моск. о-ве любителей духов. просвещения, 1901. - 16 с.

Комментарии для сайта Cackle