Источник

Вознесение Господне

Аще убо воскреснусте со Христом, вышних ищите, идеже есть Христос одесную Бога седя. Горняя мудрствуйте, а не земная (Кол.3:1–2).

Воскресший из мертвых, Господь наш Иисус Христос вознесся от земли на небо – ко Отцу Своему, и седя одесную Его. Теперь, казалось бы, нам можно уже обратиться к нашим земным делам и погрузиться в наши обыденные занятия. Но Апостол Христов выводит отсюда совсем иное заключение. По его заключению, теперь-то нам и нужно – преимущественно искать вышних, идеже есть Христос одесную Бога седяй, – горняя мудрствовать, а не земная.

Почему так? Потому что и воскрес, и вознесся на небо не Один Господь Иисус Христос; с Ним и в Нем воскрешены и превознесены и мы: Бог, богат сый в милости, говорит Апостол, за премногую любовь Свою, ею же возлюби нас, и сущих нас мертвых прегрешеньми сооживи, Христом, и с Ним воскреси, и спосади на небесных во Христе Иисусе (Еф.2:4–6). В этом-то и состоит истинно христианское празднование праздников Господних, когда и в нас, как истинных и живых членах Тела Христова, совершается тоже, что совершилось во Христе. Для того и торжествует св. Церковь все великия и спасительные дела Искупителя нашего, да мудрствуется и в нас, еже и во Христе Иисусе... С Ним нам должно распинаться миру и распинать плоть свою со страстьми и похотьми, с Ним воскресать покаянием от смерти греховной к лучшей – богоугодной жизни, с Ним возноситься духом на небо, где живот наш сокровен со Христом, в Боге. Аще убо воскреснусте со Христом, вышних ищите, идеже есть Христос одесную Бога седяй, – горняя мудрствуйте, а не земная.

Видите ль, как воскресением и вознесением Господним рассеевается для нас мрак видимого чувственного, и сквозь отверстое небо является мир новый – невидимый – духовный? Взирая с Апостолами на небо, вслед Вознесшагося Господа, видимо и осязательно удостоверяемся, что ни наша жизнь, ни наша деятельность, ни вся судьба наша – не ограничивается пределами временной жизни нашей во плоти, – что весь видимый нами порядок дел продолжается только до гроба, а за гробом начинается новый, – где поруганный, уничиженный, распятый на Кресте Сын Человеческий является на престоле славы, одесную Бога Отца, а мнимое торжество неверия и нечестия вождей иудейских, и подобных им, обращается в вечное посрамление, погибель и мучение, – где все величие земное, вся слава мира является яко ничто, а открывается слава Божия всесовершенная и всеблаженная, никогда не умаляющаяся и никогда не померкающая. Взирая на возносящагося в плоти нашей Господа, мы видим в прославлении Его начало того высочайшего торжества, когда Он приидет паки во славе, яко же видехом Его грядуща на небо, когда, по гласу Его, воскреснут вси сущие во гробех, – когда преобразится весь мир и явится небо ново и земля нова, – когда настанет и откроется вечное, славное Царство Бога и область Христа Его, – когда все злое, неприязненное и враждебное нам будет изгнано и упразднено, и последний враг наш испразднится – смерть – когда праведницы просветятся, яко солнце во царствии Отца их, и отымет Господь всяку слезу от очию их, и все скорби земныя не помянутся ктому. Туда-то, к сему светлому, вечно-блаженному и вечно-радостному торжеству, устремлен непрестанно весь ум и сердце истинного христианина, твердо верующего и крепко любящего своего Господа. Там истинное отечество его, там все сокровища сердца его, там весь живот его сокровен со Христом в Боге. Там и ныне живет дух его, веселится и радуется сердце его – радостию неизглаголанною и прославленною.

Посему-то, если мы не напрасно носили на себе всесвятое имя Христово, – если для того спогреблись Ему крещением в смерть, чтобы жить с Ним во веки веков; то нам нельзя уже прилепляться душою ни к чему земному и временному, нельзя пристращаться сердцем к этому временному жилищу своему. Это значило бы отречься от всего, что сделано для нас воплощением, смертию и воскресением Сына Божия, значило бы действовать вопреки всеблагому совету Божию о нас, вопреки собственной вере и убеждению. Мы веруем, что для того и нисходил Сын Божий на землю, да нас на небеса возведет, – для того и воскрес и вознесся на небо, чтобы открыть путь и нам – возноситься туда, идеже Предтеча о нас взыде Христос.

И что могло бы привязывать сердце наше к земле? Ведь земля, орошаемая даже потом нашим, возращает нам больше терния и волчцы. На земле страсти и пороки, зло и неправда, бедность и печали, болезни и страдание, вопли и слезы. В земле наши предки и родители, сродники и знаемые; она же поглотит и наше тело и превратит его в тление и прах. Рано или поздно мы должны будем оставить ее по неволе: смерть восхитит нас и поставит пред лицем Божиим на небе. Но что будет тогда с нами, если, пристрастившись к земному, явимся чуждыми небу? Можем ли ужиться в селениях небесных, если теперь не привыкнем – возноситься туда умом и сердцем своим, жить там духом своим, дышать и питаться небесным воздухом? Можем ли вселиться в сообществе св. Ангелов и избранных Божиих, если не сроднимся с ними духом и сердцем своим, не сблизимся с ними своими мыслями и чувствованиями, своими нравами и делами? Итак, нужно предварительно сближаться с жителями неба, надобно теперь привыкать к образу жизни небесной, заранее приучаться жить духом своим на небе, чтобы по смерти не сойти в преисподняя ада.

Как же нам, живущим на земле, достигнуть сродства с небом? Конечно, не своими силами и не земными средствами. Никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе Сын Человеческий, Сый на небеси. Никто не может и возводить нас на небо, кроме Его. Он Один, Которого не удержал и самый гроб, Который попрал и самую смерть и ад, и в Себе Самом превознес естество человеческое превыше всякого начала и власти, – Он один силен – вознести с Собою всех, кто прилепится к Нему верою и любовию, кто предаст всего себя Его воле и распоряжению: аще Аз вознесен буду от земли, сказал Он, вся привлеку к Себе. Итак, желаете ль, живя еще на земле, водвориться на небе, – в обителях Отца небесного, и быть сожителями святых? Имитесь всем существом своим за прошедшего небеса Господа и Спасителя своего. Имитесь за Него верою живою, твердою и неотступною. Веруйте в Него, как Единого Истинного Сына Божия – Владыку и Господа жизни нашей, Единого Спасителя миру, без Которого нет спасения, а погибель вечная, – Единого Источника жизни, без Которого мы мертвы прегрешеньми, и – погибнем на всю вечность, – Единого Судию и Мздовоздаятеля, Который имеет власть – или оправдать нас и прославить с собою, или погубить и душу, и тело наше в геенне огненной. Покажите веру вашу не словами одними, а делами и всею жизнию, чтобы всяк, видящий дела ваши, прославил о вас Отца нашего, Иже на небесех. – Имитесь за Него любовию крепкою, николи же отпадающею, чтобы ни смерть, ни живот, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возмогла разлучити нас от любве Божия, яже о Христе Иисусе (Рим.8:38–39). Возлюбите Его всем сердцем своим, всею душею своею и всем помышлением своим, чтобы видно было, что вы на самом деле ученики Его, что в Нем вся ваша надежда, в Нем все ваше счастие, в Нем – ваша жизнь и блаженство. – Имитесь за Него упованием живым и неотпадающим. Да будет Он Един Владыкою всей жизни вашей, началом и концем всех ваших помыслов и желаний. Предайте Ему всецело и безраздельно самих себя, всю душу и сердце свое, всю участь и судьбу свою. Возлюбите в Нем жизнь вечную, поставьте ее первою и главною целию всей своей деятельности, средоточием всех надежд и желаний, всех намерений и стремлений. Тогда Он, силою благодати Своея, повлечет вас к Себе; тогда весь ум и сердце ваше устремятся горе – на небо; тогда, живя плотию на земле, вы будете жить духом своим на небе; идеже бо сокровище ваше, ту будет и сердце ваше, а где сердце, там весь человек, там вся его жизнь и деятельность. Аще убо воскреснусте со Христом, вышних ищите, идеже есть Христос одесную Бога седя, – горняя мудрствуйте а не земная.

Все это, подумает кто-либо, все это хорошо; но что будет с нашими земными делами, с нашими телесными потребностями и нуждами, с нашими обязанностями – семейными и гражданскими, если мы будем думать только о небе, желать и искать только небесного, пренебрегая всем земным? Не придут ли тогда все дела наши в крайнее расстройство? Нет; не беспокойтесь об этом: не только не придут, но напротив – тогда у нас все будет в лучшем порядке. Тогда-то именно все земные дела наши и примут правильный и благоуспешный ход, все труды наши будут сопровождаться благословенным успехом, все полезные занятия наши, каковы бы они ни были, и в чем бы ни состояли, одухотворятся, освятятся благословением Божиим, примут благоприятный вид богобоязненного служения Господу, исполнения Его святейшей воли.

Не напрасно замечает Апостол, что можно и работая человеком, тем самым служить и работать Господу, Который всякую услугу нашу ближнему вменяет в услугу самому Себе, – что все, чтобы мы ни делали, даже когда едим, или пьем, можно и должно делать во славу Божию. Не бездействию и праздности научает нас Господь, заповедавший нам – не пещись душею своею о пище и одежде, а искать прежде всего Царствия Божия и правды Его, – когда Он Сам осудил нас на постоянный труд в настоящей жизни, заповедав нам в поте лица своего снести хлеб свой. Не праздному бездействию научает нас св. Апостол, который сам сказал: не трудивыйся ниже да яст, которому самому служили собственные руки в житейских потребностях его, и который сам обличал и укорял праздно поныряющих в домы, имущих вид благочестия, силы же его отвергшихся. Нужно только, чтобы всякий труд наш имел высшею целию – угождение Богу, исполнение Его св. воли, чтобы, при всяком деле, во всяком служении нашем, мы имели в виду одно – воздаяние на небе. – Тогда-то и благосостояние временной жизни нашей будет совершенно обеспечено, когда мы – прежде всего – будем стремиться к небу и искать вышних, – когда будем трудиться не для одних земных выгод, а преимущественно для снискания Царствия Божия и жизни вечной, – когда будем действовать не из побуждений честолюбия и корысти, а из угождения Богу, из повиновения Его св. заповедям, – когда будем страшиться не временных потерь и неприятностей, а гнева Божия, праведного суда Его и мучений геенны: ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся, т. е. пища, одежда, жилище, приложатся вам. Это сказал Тот, в чьей власти не только все потребное для нашей жизни, а и самая жизнь наша.

Не трудно в этом убедиться и повседневным опытом нашей жизни. – Когда, например, мы с большею охотою и усердием принимаемся за всякий труд? Тогда ли, когда время отдыха проводим в невоздержании и удовольствиях плотских, всегда раслабляющих и душу, и тело, после которых мы часто делаемся и вовсе неспособными ни к какому доброму и полезному делу? Или же, напротив, когда по заповеди Божией укрепляем себя усердною, благоговейною молитвою, когда освящаем мысль свою усердным поучением в Слове Божием? Кто усерднее и вернее исполняет свои обязанности? Тот ли, кто ищет во всем только своих собственных выгод и отличий; или же тот, кто, во исполнении своего долга полагает вечное спасение души своей, трудится пред лицем всеведущего Судии, имея в виду вечное воздаяние на небе? Кто с большим усердием, а потому и с большею пользою служит своему ближнему и отечеству? Тот ли, кто это служение обращает в средство к достижению своих честолюбивых и корыстолюбивых видов; или же тот, кто, в служении земному отечеству, взыскует горнего отечествия на небесех, кто трудится для ближних своих с самоотвержением, чтобы исполнить св. заповедь Отца небесного и наследовать Его св. благословение? Кто более пользуется довольством, мирною, тихою и безмятежною жизнию, что одно и можно назвать истинным счастьем на земле? Тот ли, кто, забыв о небе и о душе своей, предается влечению страстей, жаждет плотских наслаждений, истощает все силы и средства на то, чтобы провести жизнь свою шумнее, роскошнее, веселее? Или же тот, кто, ища небесного, побеждает плотския страсти, отвергается нечестия и мирских похотей, ведет жизнь воздержную, трезвую, трудолюбивую, целомудренно, и праведно, и благочестно живет в нынешнем веце, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа? (Тит.2:12–13). Кто вернее обеспечивает участь детей своих? Тот ли, кто с потерею совести и чести, старается накопить им много богатства, которое, по замечанию Премудрого, не в помощь недоброму сыну, и оставляет им в наследие не добрую о себе память и худой пример своей жизни? Или же тот, кто, и воспитанием их в страхе Божием, и примером своей Богобоязненной жизни, сделает их честными, трудолюбивыми, Богобоязненными, хотя бы не оставил им ничего, кроме своего доброго имени и своего родительского благословения? Ответ на все эти вопросы не затруднителен и ясен. Так, верно слово Апостольское, что Христианское благочестие на все полезно есть, обетование имущее живота нынешняго и грядущаго. С другой стороны, от чего зависит благополучный успех во всех делах наших? Не от одной мудрости и усилий человеческих, а первее всего от благословения Божия: есть и трудяся, и постяся, и тщася; говорит Премудрый, и только паче лишается, когда, т. е. нет на трудах его благословения Божия. Если отымет Господь благословение свое от земли, она окаменеет под стопами нашими, и не произрастит сама собою ни одного злака и ни одной живой былинки: отвращу Господу лице свое, всяческая возмятутся и исчезнут. Если отступит благословение Божие от человека, от его жизни и сил, от его дел и трудов, – то никакое искусство не продлит его жизни и на одно мгновение, и из всех трудов и забот его выйдет одна суета суетствий и крушение духа. Но благословение Божие заслуживается угождением Богу, верою и любовию к Нему, исполнением св. заповедей Его, упованием на Отеческий Промысл Его, исканием высших благ и стремлением к небу и вечности, всегдашнею готовностию перейти от временного странствования на земле в вечное отечество на небеси. Ах! Если бы все люди, всею мыслию и сердцем своим, стремились к Богу Отцу своему, желая угождать Богу, как добрые и послушные чада Его, исполнением св. заповедей Его, искали всем желанием, своим небесных благ и горнего своего отечества, и все делали бы во славу Божию, и для спасения души своей, – если бы изгнаны были из обществ человеческих все злые страсти, которые делают людей и злыми – и несчастными: не были ли бы тогда общества человеческия, истинно блаженными и счастливыми? Не сделалась ли бы и самая земля наша всеизобилующим раем, благословенным от Господа? По крайней мере на ней не было бы столько неправд и озлоблений, не проливалось бы столько слез, и не слышалось бы столько воплей и стонов, и не было бы столько бед и скорбей, которые люди создают себе сами – своими пороками и развращением, своею злобою и неправдами, своею необузданной жаждой плотских наслаждений, земных сокровищ и временных почестей! Аще убо воскреснусте со Христом, вышних ищите, идеже есть Христос одесную Бога седя. Умросте бо, и живот ваш сокровен есть со Христом в Бозе, да егда явится Христос, – живот ваш, тогда и вы с Ним явитеся во славе Его. Таков смысл и значение Вознесения Господня для нашей жизни и вечной, и временной.

Уразумев смысл и значение Вознесения Господня для нашей Христианской жизни, мы поймем и дух, и силу его, если обратим внимание на самый образ его. – Филарет, Митрополит Московский, вот что говорит об этом: «Какой бесконечный ток благословения Христова открывается пред нами, – в Вознесении Христовом! Он начинает благословение и, не окончив его, возносится: бысть, егда благословляше их, – возношашеся. Таким образом, и вознесшись, Он еще продолжает невидимо преподавать благословение. Оно течет и нисходит непрестанно – на Апостолов; чрез них переливается на тех, которых они благословляют, во имя Иисуса Христа; получившие Христово благословение чрез Апостолов, распространяют оное на других. Таким образом, все, принадлежащие к святой, Соборной, Апостольской Церкви, делаются причастными единого благословения Иисуса Христа и Отца Его, благословляющаго нас всяцем благословением духовным в небесных о Христе (Еф.1:3). Как роса Аермонская, сходящая на горы Сионския, сходит сие благословение мира на всякую душу, восходящую выше страстей и похотей, выше сует и попечений мира, – как неизгладимая печать, знаменует тех, кои Христовы суть, так что, в кончину века, по сему знамению, вызовет Он их из среды всего рода человеческого: приидите благословеннии! Помыслим-же, как нужно нам пещись ныне, чтобы приобресть и сохранить благословение Вознесшагося Господа, нисходящее и на нас – чрез Апостолов и Церковь Апостольскую! Если мы получили и сохраним оное, то и мы с Апостолами и со всеми Святыми, в будущее пришествие Иисуса Христа, призваны будем к участию в Царствии Его: приидите благословеннии! А если тогда, когда Он будет призывать благословенных Отца Своего, – или не обрящется на нас благословение, – или мы будем иметь только ложное благословение людей, которые сами не наследовали – благодатно и таинственно – благословения Отца небесного; то что будет с нами?! Ей глаголю вам, помыслим, и попечемся о сем благовременно!». Особенно же пусть помыслят об этом все, отделяющиеся от Церкви Апостольской, раскольники и сектанты.

Мы же, – православные, – торжественно празднуя день. Вознесения Господня, от всего сердца поем: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на небеса, с пречистою Твоею плотию, Божественное Вознесение». И от всей души величаем: «Величай, душе моя, вознесшагося от земли на небо, Христа Жизнодавца!». Творим поклонение Вознесению Господню: «Поклоняюся Твоему, Господи Боже мой, с плотию на небеса Вознесению, идеже одесную Бога Отца седяй, зриши мою беду и немощь, слышиши мою грешную молитву, разумевши моя помышления издалече, и – веси все мое предложение. Молю же Тя – Господа моего: вознеси ум мой от земного пристрастия к горнему желанию и укрепи неможение мое, – исполни недостаточество мое и скудость, – исправи молитву мою, и веди мя к доброму концу и спасенному пристанищу, да егда приидеши судити живым и мертвым, не посрамлен, и не осужден обрящуся пред Тобою! Господи! Не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый!» (Свят. Димитрий Ростовский). И молимся: «Господи, Спасителю мой премилосердый, Надежда моя – первая и последняя, не лиши мя Твоего благоволения и Божественного благословения, имже – при вознесении Твоем на небо – благословил еси ученики и Апостолы Твоя, и его ток простирается с неба на землю до ныне, и прострется даже до второго Твоего пришествия, егда речеши: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте Царствие, уготованное вам от сложения мира. О, сподоби, сподоби, сподоби мя тогда одесную Тебе стати, Судие Праведнейший, но и Премилосерднейший! Вознеси, Господи, ум и сердце мое, да горняя мудрствую, а не земная! Привлецы мене, Господи, да прииду к Тебе, и да будет живот мой сокровен с Тобою, Христе Спасителю мой, в Боге Отце на веки вечные!

О, буди благословен, преблагословен и треблагословен день Вознесения Господня.


Источник: Что такое жизнь и как должно жить : статьи для религиозно-нравственного чтения / [Собр. епископ Иустин]. - Санкт-Петербург : Издание книгопродавца И.Л. Тузова, 1901. - 452, II с.

Комментарии для сайта Cackle