Источник

7. Св. апостол Варфоломей

Св. апостол Варфоломей – одно и то же лицо с Нафанаилом 16 , о котором упоминается в Евангелии св. Иоанна Богослова (Ин.1:45 и дал.; Ин.21:2). Нафанаил родом был из галилейского города Каны. Господь призвал его одним из первых следовать за Ним. Вот как это было. Когда Господь призвал Филиппа, он исполнился высокой радости и сердце его стремилось разделить эту радость с другими. Тогда он пошел к знакомому своему Нафанаилу. «Мы нашли Того, – с радостным лицом спешил он передать величайшую новость Нафанаилу, – нашли Того, о Ком писали Моисей в законе и пророки: это – Иисус, сын Иосифа, из Назарета». Но Нафанаил усомнился: странными показались ему слова Филиппа. Назарет был город в Галилее, и в Галилее жило много язычников, с которыми природные евреи, населявшие Галилею, были в постоянных близких отношениях. За это они находились в презрении у прочих иудеев 17 , и Нафанаил разделял это общее предубеждение против галилеян. Знаком он был и с книжной мудростью иудеев, знал, что Вождь, Который упасет Израиля, произойдет из земли Иудейской (см.: Мих.5:2). «Разве из Назарета может выйти что доброе?» – возразил он Филиппу. «Пойди сам посмотри», – ответил Филипп. Он был уверен, что Нафанаил, как только увидит Господа и услышит Божественные слова Его, сразу уверует, что Он – обетованный в Ветхом Завете Мессия. Нафанаил пошел. «Вот настоящий израильтянин, в котором нет страстей», – сказал Христос, увидев приближающегося к Нему Нафанаила. «Почему Ты меня знаешь?» – удивился Нафанаил. «Прежде чем позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницей, Я видел тебя». Должно быть, что-нибудь особенное для Нафанаила случилось под смоковницей: один только намек на это обстоятельство поразил его. «Учитель! Ты – Сын Божий, Ты – Царь Израилев!» – в умилении воскликнул он. «Ты веришь тому, что Я сказал тебе: “Я видел тебя под смоковницей”, – увидишь больше этого, – продолжал Христос и торжественно сказал: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих – то восходящих, то нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин.1:45–51). Нафанаил с этого времени крепко уверовал во Христа и стал учеником Его. При избрании 12 апостолов он под именем Варфоломея был также причислен Господом к их лику (Лк.6:14; Мк.3:18).

Когда, через 12 лет по Вознесении Господа на небо, настало время разойтись апостолам из Иерусалима для проповедания имени Христова, и св. Варфоломей отправился со словом благовестия. Некоторое время он проповедовал один, потом соединился со св. апостолом Филиппом и с ним подвизался в трудах апостольских. Им помогала и св. Мариамия, сестра св. Филиппа. Местом их совместных апостольских трудов были Лидия, Мизия и Фригия – области Малой Азии. Встретились они там со св. Иоанном Богословом, и он на непродолжительное время к ним присоединился. Расстался он с ними в Иерополе Фригийском после того, как они вместе силой молитвы умертвили ехидну, которую в Иерополе почитали богиней. Видя, что чудесами и проповедию свв. благовестники многих обращают ко Христу, жрецы стали просить градоначальника предать их смерти. Тот осудил их на распятие. Распяли сначала св. Филиппа, потом и св. Варфоломея. Тогда произошло страшное чудо: разверзлась земля, и градоначальник, все жрецы и множество язычников исчезли в ее недрах. Это чудо поразило оставшихся в живых, и они, чтобы не постигло их большее наказание, бросились снимать распятых. Св. Варфоломея сняли, а св. Филиппа снять не могли, и он скончался на кресте. Св. Варфоломей с честью похоронил тело апостола Филиппа. Страшное чудо многих обратило ко Христу, и св. Варфоломей крестил всех уверовавших. Поставив в Иерополе епископом Стахия, которого со св. Филиппом он исцелил и у которого они имели приют, и утвердив новосозданную Церковь, св. Варфоломей отправился в Индию. Там он довольно долго трудился в благовестии Христовом, устроил Церковь и перевел на местный язык Евангелие св. апостола Матфея, которое всегда носил с собой. Уходя из Индии, св. Варфоломей оставил тамошним христианам оба Евангелия: и переведенное на индийский язык, и писанное на языке еврейском.

Из Индии св. Варфоломей перешел в великую Армению. Как только показывался св. апостол в каком селении, нечистые духи, обитающие в идолах, не вынося присутствия его, оставляли страну. Также и бесноватые исцелялись при одном только присутствии св. Варфоломея. Многие стали обращаться ко Христу. Дочь царя Полония была одержима злым духом. «И отсюда гонишь ты нас, Варфоломей!» – громко кричал устами ее нечистый дух. Тогда Полоний велел отыскать св. Варфоломея, и когда св. апостол вошел в комнату бесноватой царевны, злой дух немедленно оставил ее, и она стала здорова. Думая отблагодарить св. Варфоломея по-царски, Полоний послал ему на верблюдах множество золота, серебра и всяких драгоценных вещей. Но св. апостол отослал все назад. «Не этих вещей ищу и не эти вещи я приобретаю, я ищу душ человеческих, и если приобрету я их и введу их на небеса, явлюсь тогда великим купцом пред Господом», – сказал Варфоломей царю. Полоний умилился этими словами и уверовал во Христа. Св. Варфоломей крестил его со всем семейством, многими вельможами и множеством народа. Целых 10 городов по примеру царя приняли веру Христову.

Жрецы не могли перенести такого поражения язычества одним человеком. Тяжело им было смотреть, как разрушаются идолы, пустеют их капища, прекращаются жертвоприношения, и еще тяжелее становилось им при мысли, что они скоро, пожалуй, совсем лишатся пропитания. Сильно озлоблены были они на св. Варфоломея и начали подговаривать царского брата Астиага, чтобы отомстить за бесчестие, нанесенное богам, и погубить Варфоломея. Астиаг послушался злокозненного совета и, выбрав удобное время, увел в оковах св. Варфоломея в город Албаку, на западном берегу Каспийского моря, нынешний город Баку. Всячески мучил Астиаг св. апостола, а потом распял его на кресте вниз головой. Но св. Варфоломей, испытывая ужасные мучения, радовался, что страдает за Христа, и на кресте не переставал поучать христиан и увещевать язычников. Астиаг совсем обезумел от гнева и в ослеплении измыслил новое ужасное мучение апостолу, приказал с него живого содрать кожу. И исполнились тогда слова Господа, сказанные некогда св. Варфоломею. Он, будучи учеником Христовым, носил пурпурную одежду, и Христос однажды, указав на нее, сказал св. Варфоломею, что он впоследствии разорвет одежду тела своего… Началось новое страшное мучение св. апостола, св. Варфоломей оставался твердым, продолжал учить народ и прославлять Бога. Страшно становилось за самого страдальца. Холодный пот выступал у Астиага, и он приказал отрезать страдальцу вместе с кожей и голову. В таких ужасных муках скончался св. Варфоломей. Смерть его последовала 11 июня, и в этот день Святая Церковь совершает празднование в честь него.

Верующие сняли со креста честное тело апостола, положили вместе с главой и кожей в оловянный ковчег и предали погребению в том же городе Албаке. Болящие всякими недугами получали исцеления от мощей св. апостола, и многие неверные, пораженные чудесами исцелений, обращались ко Христу. В начале VI века император Анастасий построил в Месопотамии город Дары. Вот явился ему св. Варфоломей и сказал, что он сам будет хранить этот город. Тогда Анастасий перенес туда мощи св. апостола. Но здесь они оставались недолго. Во второй половине VI века персы завоевали Месопотамию, и некоторые дарение христиане, спасаясь от грозных завоевателей, неверующих во Христа, взяли мощи св. Варфоломея и удалились к берегам Черного моря. Но и здесь настигли их враги, отняли у них честные мощи и бросили их в оловянном ковчеге в море, чтобы потопить их. Вместе бросили мощи свв. мучеников: Папиана, Лукиана, Григория и Анания, каждого – в отдельном ковчеге. Тогда по воле Божией совершилось дивное чудо: ковчеги с мощами не погрузились в море, а спокойно поплыли по нему. Они проплыли все Черное море, проплыли через Босфорский пролив, плыли Мраморным морем, переправились Дарданельским проливом, проплыли Эгейское и Ионическое моря, достигли острова Сицилии и, оставив налево Сиракузы и обернувшись к западу, приблизились к острову Лопару. Здесь ковчег с мощами св. Варфоломея пристал к берегу, а ковчеги с мощами свв. мучеников поплыли снова по морю и пристали к берегу в разных местах. Между тем епископу острова Лопара, Агафону было откровение от Бога о мощах св. апостола. В сопровождении всего клира и множества народа он вышел на морской берег и увидел ковчег с честными мощами св. Варфоломея. Все были в великом изумлении, возрадовались и славили Бога. Ковчег торжественно внесли в церковь, и от мощей истекло миро, которым исцелялись самые неизлечимые болезни. Много лет мощи св. Варфоломея находились на острове Лопаре. В первой половине IX века островом Лопаром овладели арабы. Тогда Сикард, правитель города Венеида, в Италии, недалеко от Рима, давно слышавший о чудесах от мощей св. Варфоломея, подвигнутый теплой верой к нему, поручил искусным пловцам привезти с Лопара честные мощи апостола. Сикард думал, что не следует оставлять их в стране, которой владеют неверные, потому что неверные не станут относиться к ним с честью. Благочестивое желание Сикарда было исполнено, – пловцы, посланные им в Лопар, благополучно возвратились с мощами св. Варфоломея. Сикард с епископом Венеида и множеством народа с радостью встретили драгоценное сокровище. С торжеством и великою честью внесены были честные мощи в Венеид и поставлены в соборном храме. Тогда же установлено было ежегодное празднование в память перенесения мощей св. апостола Варфоломея с острова Лопара в Венеид. Празднование это и до сих пор совершается Церковью 25 августа. В Венеиде от честных мощей св. Варфоломея совершалось много чудесных исцелений. Здесь честные мощи оставались до X века, когда они перенесены были в Рим. В Риме они находятся и до сих пор.

Кроме 11 июня, когда празднуется в честь преставления св. апостола Варфоломея, и 25 августа, дня празднования перенесения честных мощей апостола в Венеид, празднование св. Варфоломею совершается еще 22 апреля вместе со свв. апостолами Лукой и Климентом 18 .

* * *

16

Полн. месяц. Востока, архим. (ныне еписк.) Сергия, т. II, ч. 2, стр. 164, и Чет. Мин., 11 июня.

17

Свящ. Ист. Нов. Зав. Прот. А. Рудакова, прилож. в конце георг. и топогр. оч. Палест. при I. Хр., стр. 13–14.

18

В месяцесловах, под 22 апреля, именуется вместе с апостолами Лукой и Климентом апостол Нафанаил, а, как мы выше сказали, это – одно лицо с св. апостолом Варфоломеем. См. Христ. месяцесл. Изд. Св. Синода. М. 1867 г., стр. 118.


Источник: Жизнь и труды апостолов – К.: Типография Киево-Печерской Лавры, 2012. – 488 с..

Комментарии для сайта Cackle