Источник

6. Св. апостол Филипп

Св. апостол Филипп был родом из того же городка Вифсаиды, из которых происходили братья Петр и Андрей, сыновья Ионы, Иаков и Иоанн, сыновья Зеведея. С ранней юности родители отдали Филиппа учиться книжной премудрости. Он изучал Священное Писание и хорошо знал все пророчества об ожидаемом Мессии. Перечитывая и вдумываясь в них, Филипп пламенел любовью ко Грядущему, всем существом своим стремился увидать Его. И не знал Филипп, что Тот, Кого он жаждет увидеть, уже живет между иудеями. Тайные помыслы и желания Филиппа скоро осуществились. Христос пришел в пределы галилейские и нашел Филиппа. «Иди за Мной», – сказал ему Господь. По первым же словам Христа, обращенным к нему, Филипп уверовал, что Он – истинный Мессия, о Котором говорили пророки. Всей душой внял Филипп приказанию Господа и последовал за ним. Велика была радость Филиппа, когда он узнал, что Мессия пришел на землю и удостоил его сделать учеником Своим. Желая поделиться своей радостью и с другими, он идет к знакомому своему Нафанаилу, впоследствии апостолу Варфоломею. В радостном волнении сообщает он Нафанаилу свою новость. Но тот усомнился. «Пойди посмотри», – стал уверять Филипп. Он знал, что, только увидит Нафанаил Христа и услышит спасительные слова Его, сразу же познает, что Он – истинный Мессия. Так действительно и случилось (Ин.1:43–49).

Как достойный ученик, Филипп был избран Господом в число 12 апостолов (Лк.6:14; Мк.3:18). Научившись раньше книжной мудрости от людей, теперь Филипп учился Божественной премудрости от Того, Кто – сама Истина (Ин.14:6). Но почерпая из Источника Истины, Филипп еще не мог отрешиться от своих чувственных воззрений. По характеру своему он был, по-видимому, более наклонен к видимому и внешнему. Поэтому и в Божественном Учителе своем он видел только высокие совершенства человеческие, но не сознавал еще вполне в Нем Божества Его, и вот Христос захотел исправить его. Раз был Христос по другую сторону Тивериадского моря с 5000 народа. Вечерело. Христос не хотел оставить слушателей Своих без подкрепления. Но где было взять пищи для такого множества? «Где бы нам купить хлебов, чтобы их накормить?» – обратился Господь к Филиппу. Знал, конечно, Господь, что негде достать хлеба для 5000 человек, знал он наперед и то, что ответит Ему Филипп, знал, что и совершить Сам желал. Спросил Господь Филиппа для того, чтобы испытать его, дать ему случай сознать свое маловерие, устыдиться его и вполне уверовать. Выслушав вопрос Христа, Филипп не подумал о всемогуществе Божием, он помышлял только о человеческих средствах накормить столько народа. «Им на 200 динариев 15 недовольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось понемногу», – сказал он. И потом с другими учениками стал просить Господа: «Отпусти их, чтобы они пошли в окрестные деревни и селения, и купили себе хлеба, потому что им нечего есть». Но Господь пятью хлебами и двумя рыбами насытил 5000 человек. Тогда увидел Филипп, что из руки Господней, как из неистощимой житницы, подается всем обильная пища. Он устыдился маловерия своего, укрепился в вере и с другими прославил силу Божию во Христе (Ин.6:1–14; Мк.6:35–44; Мф.14:15–21; Лк.9:12–17).

Другой раз наклонность Филиппа к чувственному и внешнему выразилась еще более резко. Это случилось незадолго перед крестными страданиями Христа, во время прощальной Его беседы с учениками. Филипп стал просить своего Учителя, чтобы Он показал им Отца Своего. «Столько время Я с вами, – с кротким упреком отвечал Господь, – и ты не знаешь Меня, Филипп! Видевший Меня видел Отца, – как же ты говоришь: покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я Сам, говорю не от Себя, – Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне…» (Ин.14:8–11).

Приняв дары Духа Святого, сошедшего на апостолов в день Пятидесятницы, св. Филипп стал проповедовать имя Христово. Сначала проповедовал он в пределах Палестины, в Галилее и Самарии. Однажды встретил он здесь женщину, несшую на руках умершего последнего своего сына. Она неутешно плакала и рыдала над ним. При виде убитой горем матери жалость охватила Филиппа. «Встань, – сказал он, простерши руку к умершему, – повелевает тебе Христос, Которого я проповедую». Тотчас ожил отрок. Мать в радости припала к ногам апостола, воздавая ему благодарение за воскрешение сына. Оба они уверовали во Христа и были крещены св. Филиппом. И еще многих обратил он в веру Христову. Потом отправился в земли языческие.

Св. Филипп прибыл в Грецию, и здесь проповедовал Слово Божие, исцелял больных и творил множество чудес. Однажды силой Христовой он воскресил умершего. Это чудо привело в изумление живших там иудеев, и они недоумевали, как относиться им к проповеди апостола. Тогда они послали в Иерусалим к архиереям и князьям иудейским известие, что пришел к ним какой-то неизвестный человек, именем Филипп, проповедует им Иисуса распятого, прогоняет этим именем злых духов, исцеляет болезни и даже воскресил умершего, а поэтому многие уже уверовали во Христа. По этому посланию прибыл из Иерусалима один из архиереев с несколькими книжниками. Архиерей этот еще и раньше негодовал сильно на св. Филиппа за то, что его проповедь имела большой успех в Палестине. С гордостью сел архиерей на высоком судейском месте, вокруг которого столпилось множество иудеев и язычников. Привели туда и св. Филиппа. «Мало было тебе, – гневно обратился архиерей к св. апостолу, – в Иудее, Галилее и Самарии прельщать простых и неученых людей, – сюда ты пришел, к мудрым эллинам, и здесь проповедуешь свое новое учение, которому научился от Иисуса, шедшего против закона Моисеева. За это Он Сам был осужден и умер бесчестной смертью, распятый на Кресте. По случаю праздника Пасхи Его погребли, а вы, ученики Его, тайно украли Его тело, на соблазн многих, и рассказали везде, что Он воскрес из мертвых…» Заволновался народ, услыхав эти гневные слова архиерея. «Что ты ответишь на это, Филипп?» – зашумела нетерпеливо толпа. И, как это всегда бывает в больших сборищах, начали, не дождавшись ответа апостола, спорить о нем. Но немного было защитников, были больше все противники. Одни из них требовали тотчас предать смерти Филиппа, другие настаивали на том, что нужно отвести его на суд и казнь в Иерусалим.

Между тем Филипп, выждав минуту, когда шум несколько утих, заговорил, обратившись к архиерею: «Напрасно ты любишь суету земную и говорить ложь! Отчего окаменело сердце твое, что ты не хочешь признать истину? Не сами ли вы положили печать на гробе и не сами ли приставили к нему стражу, а когда Господь наш воскрес, не разрушив печатей, не вы же ли дали тогда золота воинам, чтобы солгали, будто во время их сна Его мертвого украли ученики Его? Как же не стыдишься ты теперь лгать? Самые печати ваши свидетельствуют истину воскресения Христова и обличают ложь вашу, они будут вашими обличителями и в день воздаяния». Архиерей совсем обезумел от гнева и ярости. Вскочив со своего места, он бросился на апостола, чтобы своими руками умертвить его. Но внезапно дерзновенный ослеп и почернел весь. Народ не вразумился этим чудом. Все подумали, что это было делом волхвования Филиппа и хотели его, как волхва, тут же убить. Тогда произошло другое, еще большее чудо. Со всеми, кто бросился схватить апостола, сделалось то же, что и с архиереем, и в то же время заколебалась страшно земля. Все затрепетали от страха и познали силу Христову. При виде бедственного положения ослепленных св. Филипп прослезился и стал молить Бога даровать им исцеление и просветить их ум и сердце. По молитве апостола тотчас все прозрели. Это чудо почти все множество бывших там людей обратило ко Христу. Только архиерей так был озлоблен, что и после наказания не старался и не хотел признать истину. Он еще более стал раздражаться на апостола и начал даже поносить Христа. Тогда его постигло еще большее наказание. Внезапно разверзлась земля, и он исчез в глубине. Крестив после этого уверовавших во Христа и поставив там епископа, св. Филипп отправился с благовестием по другим городам и селениям Греции. Однажды, идя дорогой, св. Филипп стал просить у Бога помощи в трудах благовествования. Когда преклонил он колена для молитвы, ему явилось на небе знамение, в образе орла, с позолоченными крыльями, распростертыми наподобие распятого Христа. Св. апостол укрепился этим знамением и продолжал путь свой на дело проповеди Евангелия. Он просветил верой Христовой многие города Эфиопии и Аравии. Потом сел на корабль и поплыл к Азоту, приморскому городу в Палестине. Ночью, во время плавания, поднялась ужасная буря. Не было никакой надежды на спасение, и все со страхом ожидали последней страшной минуты. Тогда св. Филипп начал молиться, и вот явился в воздухе светлый образ Креста и осветил ночной мрак. После этого море стало утихать, и волны улеглись. В Азоте св. Филиппа принял к себе в дом один страннолюбец, именем Никоклид. У дочери Никоклида, Харитины, сильно болел глаз, так что она не находила себе покоя. Войдя к Никоклиду, св. Филипп начал проповедовать Слово Божие. Все внимательно слушали проповедь, слушала св. апостола и Харитина. Она с таким наслаждением внимала словам его, что забыла и о своей мучительной болезни. Св. Филипп заметил ее усердное внимание к Слову Божию. Зная, что она больна, он велел ей положить руку на больной глаз и призвать имя Христово, Харитина исполнила повеление апостола, и исцелел глаз ее. Весь дом Никоклида при виде этого чуда уверовал во Христа и принял Св. Крещение.

Из Азота св. апостол Филипп отправился на север и прошел в сирийский город Иерополь. Народ с ожесточением отнесся здесь к проповеди св. апостола. Его хотели даже побить камнями, и только заступничество некоего Ира спасло его от народного возмущения. «Сограждане, – обратился к народу Ир, – послушайтесь моего совета: не делайте зла этому человеку, пока не узнаете справедливости его учения; если учение его окажется несправедливым, тогда мы его убьем»… Ир был известным и всеми уважаемым человеком в городе. И теперь, выслушав слова его, народ не смел ему перечить. Так св. Филипп избавился от верной опасности. Ир предложил ему остановиться у него в доме. Скоро дом Ира сделался местом проповеди, где были обращены ко Христу Ир со всеми его домашними и соседи его. Узнали жители Иерополя, что Ир крестился, и сильно вознегодовали на него. Они обступили дом Ира и хотели ночью сжечь Ира со всеми домашними и св. апостола. Но св. Филипп предупредил их. Смело вышел он к мятежникам. Те, точно дикие звери, бросились на него и повлекли в судилище, начальник которого Аристарх дерзновенно схватил св. Филиппа за волосы. Но тотчас же иссохла у Аристарха дерзкая рука, и сам он ослеп и оглох. Гнев в народе утих, все дивились чуду и начали просить апостола, чтобы исцелил Аристарха. «Не получит он исцеления, – отвечал Филипп, – если не будет веровать в проповедуемого мною Бога».

В это время мимо пронесли хоронить умершего. «Вот воскреси этого мертвеца, – стал издеваться над апостолом народ, – тогда и Аристарх и все мы станем веровать в твоего Бога». Тогда Филипп молитвенно возвел глаза к небу и сказал кротким голосом, обратившись к умершему: «Феофил!» Тотчас поднялся мертвый на носилках, на которых несли его, и открыл глаза. «Христос повелевает тебе, – продолжал Филипп, – встань и беседуй с нами». Феофил сошел с носилок и припал к ногам апостола, воздавая ему благодарность за то, что избавил его от ужасных мук, к которым влекли его какие-то два черных страшилища. Пораженные чудом, все начали прославлять единого Истинного Бога, Которого проповедовал Филипп. Тогда св. апостол сделал рукой знак народу, чтобы он умолк, и велел Иру положить крестное знамение на поврежденные члены Аристарха, и тот сразу исцелел. Чудеса эти обратили ко Христу весь Иерополь, и жители принялись разбивать идолов. Отец воскрешенного Феофила прежде других разбил в своем доме 12 золотых идолов и раздал золото нищим. Св. Филипп крестил всех, рукоположил им епископом Ира и, создав Церковь, отправился в другие страны проповедовать Евангелие. Пройдя всю Сирию и верхнюю Азию, св. Филипп пришел в Лидию и Мизию, области Малой Азии. Там присоединилась к нему сестра его, девица Мариамия, и св. апостол Варфоломей. Они прошли с благовестием все города Лидии и Мизии. Много страданий претерпели они: их и били, и камнями побивали, и заключали в темницы. Но благодать Божия сохранила их живыми и невредимыми, и они с ревностью продолжали проповедовать имя Христово. В одном из Лидийских селений они встретили св. Иоанна Богослова и вместе с ним отправились в соседнюю область Фригию.

Свв. благовестники заходили с проповедью Евангелия во все селения Фригийские, встречающиеся на пути, и пришли в один город Фригии, который назывался также Иерополь. Жители Иерополя не знали еще Христа и поклонялись идолам, которыми был переполнен город. Кроме того, между божествами была в Иерополе ехидна. Для нее построили особый храм, куда приносили ей пищу и где совершали в честь ее жертвоприношения. Свв. проповедники молитвой наложили заклятие на ехидну, и она стала бездыханной. После этого св. апостол Иоанн отправился проповедовать в другие города, а они втроем неустанно учили о Христе жителей Иерополя. Был там некто Стахий, остававшийся слепым в течение 40 лет. Они исцелили его и просветили верой Христовой. Весть о чуде скоро облетела весь город, и множество народа собралось в дом Стахия, где поселились благовестники. Они с радостью начали учить собравшихся вере Христовой и совершали чудеса, исцеляя больных и прогоняя злых духов. Множество народа уверовало во Христа. Жена начальника города, ужаленная змеей, была при смерти. Услыхав, что в доме Стахия какие-то странники одним словом исцеляют всякие болезни, она в отсутствие мужа приказала рабам отнести ее туда. Получив исцеление, она уверовала во Христа. Между тем градоначальник, вернувшись домой, узнал о случившемся в его отсутствие, страшно разгневался и приказал немедленно взять под стражу странников. Приказание градоначальника было исполнено: без всякой жалости повлекли Филиппа, Варфоломея и Мариамию по городским улицам, били их и издевались над ними, и бросили в темницу. Тогда жрецы пришли к градоначальнику и начали жаловаться на свв. проповедников Христовых. «Отомсти за бесчестие богов наших, – говорили они, – с тех пор, как эти странники вошли в город наш, запустели алтари великих богов, погибла и славная богиня наша ехидна, и весь город наполнился беззаконием. Умертви этих волхвов».

Внимательно выслушав жрецов, градоначальник дал приказание обнажить св. Филиппа, думая, что в одежде его скрываются чары. Но они ничего не нашли. Обнажили и св. Варфоломея, но и в его одеждах не нашли ничего. Подошли к св. Мариамии, чтобы снять с нее одежды, но она внезапно превратилась в огненный пламень, и они в страхе отбежали в сторону. Тогда градоначальник осудил всех троих на распятие. Сначала распяли св. Филиппа. У него провертели пятки и, продев в них веревки, повесили его на крест вниз головой перед дверьми храма ехидны. В распятого страдальца начали с ругательством бросать камни. Когда же затем распяли св. Варфоломея, произошло внезапно ужасное землетрясение, земля разверзлась и поглотила градоначальника, всех жрецов и множество неверных. В великий страх пришли оставшиеся в живых: и верующие, и язычники. Со слезами просили они апостолов о помиловании. Поспешно бросились снимать со креста распятых. Св. Варфоломей повешен был невысоко, и его скоро сняли. Но св. Филиппа, которого повесили на кресте очень высоко, никак не могли снять, и Господу было угодно, чтобы он так и кончил земную жизнь. Вися на кресте, св. Филипп обратился к Богу с горячей молитвой, чтобы помиловал врагов его, отпустил им грехи, просветил их ум к познанию Его, Истинного Бога. Услышано было моление св. апостола: земля возвратила из недр своих всех, кроме градоначальника и жрецов, и тогда жители Иераполя единодушно исповедали христианство. После того св. Филипп предал дух свой Богу, и его, уже умершего, сняли со креста. Св. Варфоломей с честью похоронил тело св. Филиппа. На том месте, где во время крестных страданий истекла кровь апостола, через 3 дня по кончине его выросла виноградная лоза, как бы в знамение того, что св. Филипп, пролив на земле за Христа кровь свою, вкушает вечное блаженство в неземном Его Царствии. Мощи св. апостола Филиппа находятся в настоящее время в Риме, в храме свв. 12 апостолов. Память его празднуется Святой Церковью 14 ноября.

* * *

15

На наши деньги руб. 10–20. Пос. к добр. чт. и сл. Сл. Бож. Смарагдова, 242.


Источник: Жизнь и труды апостолов – К.: Типография Киево-Печерской Лавры, 2012. – 488 с..

Комментарии для сайта Cackle