Источник

Св. Онисим

Св. апостол Онисим был прежде, до обращения своего, рабом св. апостола Филимона, когда тот еще был богатым и знатным гражданином в Колоссах. Провинившись в чем-то перед господином своим, Онисим побоялся наказания и убежал от него в Рим, где тогда находился св. апостол Павел. Услыхав от него проповедь Евангелия, Онисим нравственно возродился. Слова апостола возбудили в нем искреннее раскаяние и пламенную веру во Христа. Онисим крестился и стал всюду следовать за апостолом, помогая и служа ему с усердием. Когда св. Павел подвергся гонению и заточению, он не оставил его, но еще ревностнее продолжал служить ему. Павел полюбил Онисима и желал его навсегда удержать при себе, но узнав, что он принадлежит Филимону, не счел себя вправе оставлять его без воли господина. Он послал Онисима к Филимону с письмом, в котором просил за него прощения и увещевал Филимона милостиво принять раба своего, как брата во Христе. «Прошу тебя, – писал апостол Павел в Послании к Филимону, – о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих. Он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне; я возвращаю его. Ты же прими его, как мое сердце. Я хотел при себе удержать его, дабы он вместо тебя послужил мне в узах за благовествование, но без твоего согласия ничего не хотел сделать, чтобы доброе дело твое было не вынужденное, а добровольное. Ибо, может быть, он для того на время отлучился, чтобы тебе принять его навсегда, не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного, особенно мне, а тем больше тебе и по плоти, и в Господе. Итак, если ты имеешь общение со мною, то прими его, как меня. Если же он чем обидел тебя или должен, считай это на мне. Я, Павел, написал моею рукою: я заплачу; не говорю тебе о том, что ты и самим собою мне должен. Так, брат, дай мне воспользоваться от тебя в Господе; успокой сердце мое в Господе» (Флп.1:10–19). Из этих слов св. апостола Павла ясно видно, с какою любовью он относился к Онисиму, и как этот последний был достоин такого доверия и любви со стороны великого апостола языков.

Филимон, получив послание св. апостола Павла, не только простил Онисима, но и принял его с распростертыми объятиями и даровал ему свободу. После этого Онисим возвратился к апостолу Павлу и служил ему с ревностью и усердием. По смерти великого учителя своего он пошел проповедовать слово Божие в отдаленные страны и был причислен к лику 70-ти апостолов. Онисим был с евангельской проповедью в Испании и во многих городах Греции и Малой Азии. Уже в глубокой старости он был поставлен епископом Ефесской Церкви, после Тимофея и Иоанна Богослова. Св. Игнатий Богоносец упоминает о нем в одном из посланий своих, как о человеке благочестивом и деятельном, ревностно исполнявшем пастырские обязанности свои. Несколько лет он был епископом Ефесским, обращал язычников ко Христу, укреплял верующих поучениями и примером своей добродетельной жизни. В царствование римского императора Траяна возникло гонение на христиан, и Онисим был призван в Рим.

Приведенный на суд к епарху Тертуллу, Онисим с твердостью исповедал имя Христово. На вопрос епарха, кто он и какого рода, он отвечал: «Я христианин, в молодости был рабом некоего мужа, а теперь я верный раб Господа и Бога моего Иисуса Христа». – «Что же тебя заставило перейти к другому господину?» – спросил епарх. Онисим отвечал: «Познание истины и возненавидение идолопоклонства». – «Какою же ценою купил тебя господин твой?», – спросил епарх. «Сын Божий Иисус Христос, – ответствовал Онисим, – честною Своею кровью искупил меня от погибели, как написано: не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценной кровью как агнца непорочного и пречистого Христа (1Пет.1:18–10)». На вопрос епарха, что у христиан называется суетным житием, Онисим отвечал: «Суетное житие есть беззаконное прелюбодеяние, которое за малое наслаждение плотское приготовляет сластолюбцам вечный огонь; сребролюбие, через которое часто мы обижаем ближнего; чародейство, исходящее от бесов; гордость, надмевающаяся над другими высокоумием; зависть, которая внушила Каину братоубийство; злословие и необузданность языка, распространяющие на всех посмеятельство, лицемерие и ложь, враги истины, друзья диавола, посредством которых он соблазнил Еву; гнев, изобретатель проклятия, возбудитель брани, убийства отец; пьянство, сожительствующее с невоздержанием, которое есть сестра сладострастию и мать сквернословия, чуждая доброго помысла, отвратительная нравом и словом. Все это суть житие суетное. А источник и мать суетного жития – идолослужение; оно помрачает ум, делает вас пленниками греха и удаляет от спасительного познания Бога и закона Его. От этого суетного жития, обличаемого Священным Писанием, я старался удалиться, как от волнующегося моря и пристал к доброму пристанищу, которое есть вера во единого Бога, и любовь к ближнему. И тебя увещеваю, Тертулл, познай истину, оставь суету временную, прими закон любви к ближнему и обратись с верою к Создателю и Спасителю. Он примет тебя, ибо не хочет погибели прогневляющих Его, но радуется их покаянию и обращению и прощает им прежние их согрешения». Эти слова, исполненные кротости и любви, раздражили епарха. «Так ты не только сам упорствуешь в заблуждениях своих, – воскликнул он, – но и нас желаешь обратить к ним? Ты за это будешь наказан мучениями». – «Мучения не страшат меня, – отвечал Онисим, – среди страданий надежда на будущую жизнь утешит и сила Христова укрепит меня». Тогда епарх повелел заключить св. Онисима в темницу, в которой он пребывал восемнадцать дней, радуясь и благодаря Господа Бога за все, что он посылает ему. Св. Онисима посещали в темнице многие из христиан, сочувствуя его страданиям за Христа, а из неверных он многих в эти дни своей проповедью обратил к вере Христовой. По прошествии восемнадцати дней епарх изгнал св. Онисима из Рима и послал его в заточение в приморский город Путеолы (в итальянской провинции Кампании), где св. Онисим продолжал без страха проповедовать Евангелие и обращать язычников. Узнав об этом, Тертулл вновь призвал его на суд и, видя его непреклонность к вере, велел жестоко бить его и потом предал смертной казни. Одна христианка, царского рода, взяла обезглавленное тело св. мученика и положила его в серебряную раку.

По другим известиям, св. апостол Онисим был побит камнями в Риме вскоре после кончины св. Игнатия Богоносца, а усеченный в Путеолах есть другой Онисим 39 . Мощи св. апостола Онисима и церковь во имя его были в Константинополе в 1200 году, как передает русский паломник Антоний.

Память св. апостола Онисима празднуется 15 февраля.

* * *

39

Месяц. Вост. А. Сергия, т. 2, ч. 2, стр. 54.


Источник: Жизнь и труды апостолов – К.: Типография Киево-Печерской Лавры, 2012. – 488 с..

Комментарии для сайта Cackle