Св. апостол Варнава
Св. апостол Варнава родился на о. Кипр и происходил из колена Левиина. Родители его были люди богатые и, живя на Кипре, имели в то же время в Иерусалиме землю с домом и обширным садом. Они позаботились дать своему сыну хорошее образование. Еще с детских лет начал обучаться книжной мудрости Варнава, называвшийся тогда еще Иосифом; а когда он пришел в возраст, то родители отправили его в Иерусалим к славившемуся в то время еврейскому законоучителю Гамалиилу. Здесь Иосиф воспитывался вместе с юношей Савлом, впоследствии первоверховным апостолом Павлом. Оба они, как лучшие ученики, одаренные великими душевными способностями, ревностно искавшие просвещения, не могли не соединиться в школе Гамалиила тесной дружбой. Но Промыслу Божию было угодно вести их ко Христу различными путями. Тогда как Павел только после смерти Христа сделался Его последователем, Иосиф уже при жизни Господа уверовал в Него.
Учась у Гамалиила, Иосиф усердно посещал храм Иерусалимский, строго соблюдал посты и жил вообще благочестиво. Господь Иисус Христос в это время уже начал Свою общественную деятельность. На пути Его из Галилеи в Иерусалим множество народа следовало за Ним, созерцая Его божественное лицо и слушая Его сладчайшие речи. Когда Христос начал проповедовать Святое Евангелие в Иерусалиме и творить чудеса, то Иосиф пожелал узреть Христа, услышать Его божественную проповедь, увидеть совершаемые им чудеса. И лишь только желание это исполнилось, как Иосиф возлюбил Господа всей душой своей, уверовал в Него и сделался Его учеником.
С этого времени Иосиф уже не покидал Христа, всюду следовал за Ним, был свидетелем многих чудес Его и удостоился быть призванным на апостольство в числе избранных Христом семидесяти учеников. Когда, незадолго перед страданиями Христа, большая часть учеников из семидесяти оставили Христа, то св. апостол Варнава остался в числе нескольких, оставшихся верными Христу от семидесяти.
После вознесения Спасителя на небо и сошествия Святого Духа на апостолов, когда верующие жили в братстве, все делая общим достоянием, в числе продавших свои имения и сложивших цену их к ногам апостолов был и Иосиф. Вероятно, после этого он и был наименован апостолами Варнавой, что значит сын утешения (Деян.4:36). Полагают, что это имя он получил потому, что был наделен особенным даром утешать скорбящих 35 . В то же время св. Варнава ревностно проповедовал слово Божие. По словам книги Деяний апостольских, это был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры (Деян.11:24). Среди своих апостольских трудов он скорбел о друге своем Савле, который был упорным врагом Христа и гнал верующих. Вскоре после этого Варнава был обрадован чудесным обращением Савла ко Христу. Спустя три года после своего обращения апостол Павел прибыл в Иерусалим. Но ученики Господни боялись его и сторонились, не веря, что он христианин. Тогда св. Варнава представил его апостолам, рассказав им о его чудесном призвании и обращении. Когда после того св. апостолы отправили Варнаву к новообращенным христианам в Антиохию Сирийскую для утверждения их в вере, он там некоторое время подвизался с успехом один, а потом для большего распространения веры Христовой призвал туда к себе апостола Павла. Целый год они трудились вместе в благовествовании Святого Евангелия, и с каждым днем умножалось число верующих в Антиохии. По случаю начавшегося голода в Иерусалиме, антиохийские христиане собрали помощь иерусалимским христианам и с нею послали свв. апостолов Варнаву и Павла. Исполнив возложенное на них поручение, Павел и Варнава вместе с апостолом Иоанном-Марком, племянником Варнавы, пошли в Антиохию, где пребывали в посте, молитве и проповедании слова Божия. Когда они вскоре, по повелению Духа Святого, отправились проповедовать имя Христово в других странах, то Марк оставил их и возвратился назад. Варнава же вместе с Павлом прошли, благовествуя, Кипр, были с проповедью слова Божия в Саламине, возвещали учение Христово на о. Пафе, затем прошли Писидию и Иконию и возвратились в Антиохию. Всюду, где бы ни были апостолы, они сначала предлагали свое учение иудеям рассеяния, а потом и язычникам. Успех проповеди был необыкновенный, так что они во многих городах основали Церкви. Но этот успех дорого стоил апостолам. Во время своего апостольского путешествия Варнава и Павел терпели страшные лишения, жестокие гонения и не раз подвергались опасности быть убитыми.
После этого Варнава трудился в распространении и утверждении веры Христовой в Антиохии и потом, в 51 году, был вместе с Павлом в Иерусалиме на Апостольском Соборе, на котором решали, следует ли новообращенных из язычников принуждать к соблюдению закона Моисеева. Здесь Павел и Варнава рассказали об удивительных успехах своей проповеди между язычниками и были утверждены старейшими апостолами в своем служении. Варнаве вместе с Павлом было поручено передать христианам Сирии и Киликии Соборное Послание, которое освобождало новообращенных от соблюдения закона Моисеева. Вскоре после этого апостолы Павел и Варнава решили посетить верующих во всех городах, где они проповедовали слово Божие, и узнать, как они живут. Но произошли несогласия между апостолами: Варнава хотел взять с собой Иоанна-Марка, а Павел, помня, что он уже однажды оставил их, не желал брать его с собою. Поэтому они расстались: апостол Павел, взяв с собой Силу, пошел в города Сирии, а св. Варнава с Марком отправился на о. Кипр, где провел довольно времени в распространении веры Христовой. По преданию, после этого св. Варнава первым из апостолов отправился в Италию проповедовать там слово Божие, был в Риме, основал Церковь в городе Медиолане (Милане) и был поставлен в епископы Медиоланской Церкви. Затем, вернувшись на свою родину, о. Кипр, продолжал там распространять слово Божие.
На 76-м году жизни св. Варнава сподобился принять мученическую кончину. Ревностная проповедь его в главном городе Кипра, Саламине, восстановила против него живших там иудеев, которые и решились убить его. Св. Варнава, предвидя свою кончину, созвал верующих, преподал им последнее наставление и простился с ними. При этом он поручил племяннику своему апостолу Марку рассказать обо всем св. апостолу Павлу и завещал положить с собой в гроб Святое Евангелие от Матфея, которое некогда переписал сам и с которым никогда не разлучался. После этого св. апостол Варнава, приобщившись Святых Таин Христовых, явился безбоязненно в собрание иудейское и начал проповедовать там о Христе неверным иудеям. Озлобленные иудеи бросились на св. апостола, вывели его за город, побили камнями и, не довольствуясь этим, хотели предать тело сожжению. Но тело св. Варнавы осталось цело и невредимо и было похоронено апостолом Марком. Вместе с убиением св. Варнавы иудеи воздвигли гонение на всех последователей Христа. Верующие разбежались, и место, где был похоронен апостол, забылось. Впоследствии, когда вера Христова распространилась уже по всему Кипру, чудеса и исцеления от мощей св. Варнавы открыли то место, где пребывали эти св. останки.
В 488 году, 11 июня, кипрский архиепископ Анфиск обрел мощи св. Варнавы и на персях их Евангелие от Матфея, списанное Варнавой. Император Зенон очень обрадовался этому великому событию. Он испросил у архиепископа Евангелие, обретенное на груди св. Варнавы, и положил его в своей придворной церкви. На месте обретения св. мощей при содействии императора был сооружен храм, и с тех пор память св. апостола ежегодно совершается 11 июня Православной Церковью, так же как и Римской. Наш русский паломник, игумен Даниил, в XII веке видел на Кипре мощи св. апостола Варнавы.
С именем св. апостола Варнавы сохранилось одно послание, написанное к христианам неизвестно какой Церкви. Содержание послания вполне соответствует тем убеждениям, которые Варнава приводил в своей деятельности. Как в Антиохии и на Апостольском Соборе он восставал против обязательного для христиан исполнения обрядов закона Моисеева, так и в послании он доказывает, что с пришествием в мир Спасителя Ветхий Завет должен уступить место Новому Завету, – что после страдания Иисуса Христа иудейские жертвы потеряли свое значение и предохраняет уверовавших во Христа от увлечения иудейством. В нравственной части послания св. Варнава излагает два пути: путь света, т. е. добродетельный, и путь тьмы, т. е. порочный, и увещевает христиан идти путем света.
* * *
Этого мнения придерживался св. Иоанн Златоуст. Смотри Четьи-Минеи под 11 июня.