II. Жизнь, труды и страдания семидесяти апостолов Христовых
Предварительные сведения о 70-ти апостолах
Собор семидесяти апостолов празднуется св. Церковью 4-го января, их имена:
Св. Иаков, брат Господень, Марк Евангелист, Лука Евангелист, Клеопа, брат Иосифа обручника, Симеон, сродник Господень, Варнава, бывший прежде Иосия, Иосий или Иосиф, нарицаемый Варсава и Иуст, Фаддей, Анания, Стефан первомученик, Филипп, Прохор, Никанор, Тимон, Пармен, Тимофей, Тит, Филимон, Онисим, Епафрас, Архип, Сила, Силуан, Крискент, Крисп, Епенет, Андроник, Стахий, Амплий, Урван, Наркис, Апеллий, Аристовул, Иродион, Агав, Руф, Асинкрит, Флегонт, Ерм, Патров, Ермий, Лин, Гаий, Филолог, Лукий, Иасон, Сосипатр, Олимпан, Тертий, Эраст, Куарт, Евод, Онисифор, Климент, Сосфен, Аполлос, Тихик, Епафродит, Карп, Кодрат, Марк, именуемый Иоанн, Зина, Аристарх, Пуд, Трофим, Марк, племянник Варнавин, Артема, Ахила, Фортунат и Ахаик.
По избрании двенадцати апостолов, Господь наш Иисус Христос избрал еще семьдесят меньших апостолов для благовестия Христова. Избрав их, он разослал их пред собою по двое в каждый город и в каждое местечко, куда Сам хотел идти, и при этом заповедал им: «Жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву свою. Идите: Я посылаю вас, как агнцев среди волков. Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви и никого на дороге не приветствуйте. В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему. И если там будет сын мира, то почиет на нем мир ваш, а если нет, то к вам возвратится. В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть: ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом. И если придете в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат. И исцеляйте находящихся в нем больных и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие. Если же придете в какой город и не примут вас, то, вышедши на улицу, скажите: и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако ж знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие. Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому… Слушающий вас, Меня слушает и отвергающийся вас, Меня отвергается, а отвергающийся Меня, отвергается и Пославшего Меня». Исполнив возложенное на них Господом великое дело благовестия Христова, семьдесят апостолов возвратились с радостью и говорили своему божественному Учителю: «Господи! И бесы повинуются нам о имени Твоем». Господь отвечал им на это: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию. Се даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию; и ничто не повредит вам. Однако же тому не радуйтесь, что духи вам повинуются; но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах». И в тот час Иисус возрадовался духом и сказал: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых, разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение». И, обратившись к апостолам, Христос продолжал: «Все предано Мне Отцом Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын восхощет открыть… Блаженны очи, видящие то, что вы видите! Ибо сказываю вам, что многие пророки и цари, желая видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» (см.: Лк.10:1–24).
Имена семидесяти апостолов, избранных Христом проповеди евангельской, не открыты в евангельском сказании, так же как и в других новозаветных писаниях. Несомненно лишь, что первоначальный лик семидесяти апостолов, которых избрал Сам Господь, впоследствии изменил свой состав, так что в числе ныне чествуемых Церковью семидесяти апостолов, есть такие, которых Сам Христос непосредственно не посылал на проповедь, равно как нет некоторых из тех, которых избрал Господь. По свидетельству св. Евангелиста Иоанна Богослова многие из учеников Христовых отошли от Него впоследствии, что дало повод Господу обратиться к двенадцати с вопросом: «Не хотите ли и вы отойти?» (Ин.6:66–67). Мы знаем также из евангельских сказаний, что когда приблизилось вольное страдание Господа нашего Иисуса Христа, то число учеников Его чрезвычайно уменьшилось, и не только из семидесяти учеников едва несколько осталось при Нем, но и из двенадцати отпал один. По Воскресении Христовом лик двенадцати апостолов дополнился Матфием; но лика семидесяти апостолов еще, несомненно, не было. Впоследствии он мало-помалу наполнился из вновь уверовавших чрез проповедь двенадцати апостолов, из их ближайших учеников и сотрудников.
Имена семидесяти апостолов, ныне чествуемые Церковью и известные нам из церковного месяцеслова, заимствованы из сказания о семидесяти апостолах позднейшего происхождения и приписываемого св. священномученику Дорофею, епископу Тирскому. Но один из списков этого сказания включает в число семидесяти апостолов таких, которых нет в нашем месяцеслове и из которых иные, по свидетельству писаний апостола Павла, отпали от веры Христовой (2Тим.1:15, 4:10 и др.). Наш месяцеслов следует в перечислении имен семидесяти апостолов другому списку, известному также под именем сказания Дорофеева 25 . Принадлежит ли это последнее сказание св. Дорофею и принадлежат ли перечисленные в нем имена семидесяти апостолам, мы не имеем подтверждения этому еще нигде, кроме всеобщего верования Церкви Православной. Довольно для нас и того, что лица, внесенные из этого списка в месяцесловы, действительно были современниками двенадцати апостолов, что сами апостолы особенно чтили их в своих посланиях, как преимущественных сынов той или другой Церкви, следовательно, после двенадцати апостолов – это первые камни, на которых наздана была вселенская Церковь. Естественно чтить их и последующим христианам, естественно, что Церковь Православная внесла имена их в месяцеслов, как семидесяти апостолов.
По другим известиям лик меньших апостолов Христовых состоял не из 70-ти, а из 72-х. К числу семидесяти: причисляют еще Дионисия Ареопагита и Симеона святого, именуемого Нигером. Имена их перечисляет св. Епифаний, говоря о лике апостолов. Св. Иоанн Дамаскин в Осмогласнике пятого гласа в среду за вечерней вспоминает после двенадцати апостолов собор семидесяти двух апостолов: «всехвальная десятница со двоицею показася совершенно зовяще единоревнительный собор семидесяти и дву»… Это число имеет основание и в том, что, по изъяснению некоторых толковников, в евангельском сказании Луки об избрании семидесяти апостолов, – в некоторых списках состоит не 70, а 72 26 . Во всяком случае, православного христианства не должно смущать размышление о том, было ли 70 или 72 апостола, потому что все святые, входящие в состав этого собора, достойны имени апостола Христова и должны быть чествуемы именно как апостолы, как непосредственные ученики и ближайшие сотрудники двенадцати апостолов в деле благовестия Христова и наздания Церкви Вселенской.
* * *
См. арх. Сергия. Месяц. Востока. 2. т. 2 ч. под 4 января.
См. Месяцеслов Востока, 2 т. 2 ч. под 4 января.