Источник

Св. Фрументий, просветитель Абиссинии

В начале IV в, по P.X. один христианский ученый, именем Меропий, – родом из Тира, отправился путешествовать в сопровождении двух родственников своих, юношей Эдессия и Фрументия. Меропий имел намерение посетить страны на юг от Египта по берегам Чермного моря. Цель этого путешествия была научная: Меропий желал и сам познакомиться и познакомить юных родственников с неизвестными им странами, иной природой, нравами и обычаями других народов. Случилось, что корабль, на котором они плыли, пристал к берегам Абиссинии. Жители этой страны, абиссинцы или иначе эфиопляне, не были просвещены христианскою верою и не отличались мягкостью нрава; и самый цвет их кожи, смуглый почти до полной черноты, как бы выражал внутреннее их душевное состояние. Увидав остановившийся у берега корабль с белокожими чужеземцами, абиссинцы напали на мореплавателей. Безо всякого милосердия они всех умертвили: одних избили, а других потопили в море. Остались в живых только Эдессий и Фрументий, которых абиссинцы представили в дар своему царю. Тот нашел их годными для своей службы и дал им должности при дворе своем. Как люди образованные, Эдессий и Фрументий очень скоро оказались людьми нужными и полезными. Возвышаясь по уму и образованию пред всеми, окружающими царя, они сделались лицами сильными и влиятельными при его дворе. Но царь тот жил недолго. После его смерти престол наследовал малолетний сын его Айзан. Воспитателем малолетнего наследника престола был избран Фрументий. Тогда Эдессий и Фрументий приобрели еще большее значение и влияние в стране. Пользуясь таким значением, они могли свободно исповедовать свою веру. В то время завязали торговые сношения с Абиссинией некоторые римские купцы, по большей части христиане. Эдессий и Фрументий знакомились с приезжавшими по торговым делам купцами и устраивали с ними богослужебные собрания. Через некоторое время они построили даже маленькую церковь для таких собраний. Вместе с тем абиссинцы мало-помалу знакомились от Эдессия и Фрументия с христианством и усвоили понемногу истины христианской веры и нравственности.

Между тем Айзан вырос, и обязанности воспитания для Фрументия прекратились. Тогда Эдессий и Фрументий стали просить царя отпустить их на родину, вдали от которой они так долго прожили среди чуждого им и по вере и по обычаям народа. Айзан после некоторого колебания дозволил им оставить Абиссинию. Получив позволение, Эдессий и Фрументий с первым же кораблем отплыли из Абиссинии. Эдессий отправился к родным своим, в город Тир, чтобы, возвратившись на родину, поселиться там уже навсегда. Не с теми намерениями уезжал из Абиссинии Фрументий. Он успел привязаться к этой стране, которая стала как бы второю его родиною, он мечтал о том, что страна эта и по вере сделается ему родственною. Фрументий отправился, волнуемый такими мыслями, в Александрию, где тогда был епископом св. Афанасий Великий. Прибыв туда, Фрументий пошел к св. Афанасию и рассказал ему подробно все, что пришлось испытать ему с Эдессием в Абиссинии. Он объяснил святителю, что абиссинцы нуждаются в христианском учителе и отчасти уже знакомы с истинами христианской веры, доказывал что они легко могут быть просвещены светом Христова учения, так как для этого несколько подготовлена почва в стране и просил св. Афанасия теперь же послать в Абиссинию епископа и клир. Афанасий вполне во всем согласился с Фрументием и решил немедленно отправить в Абиссинию епископа с клиром. При этом ему пришло на мысль, что лучше поставить епископом для абиссинцев самого Фрументия, который успел близко познакомиться с нравами, обычаями и языком жителей той страны и к которому там все привыкли и питали почтение и любовь. После этого Фрументий был рукоположен св. Афанасием в сан епископа для имеющей быть основанной церкви христианской. Снова прибыв в Абиссинию, но в новом звании и с новыми полномочиями, Фрументий тотчас же приступил к исполнению заветного своего намерения. Прежде всего он стал убеждать своего воспитанника, царя Азана, принять святое крещение. Молодой царь, привыкший пользоваться советами Фрументия и в глубине души склонный к принятию христианской веры, с готовностью последовал убеждению своего наставника и крестился. За ним крестились и многие из его подданных. Положив таким образом начало христианской Церкви в Абиссинии, Фрументий начал заботиться о внешнем и внутреннем ее благоустройстве. Он созидал по всей стране храмы для новообращенных и повсюду устроил богослужение. Вместе с тем он озаботился переводом книг Св. Писания на абиссинский язык. После этого дело проповеди Евангелия пошло в Абиссинии еще успешнее. Фрументий был епископом долгое время и после смерти оставил абиссинскую церковь прочно устроенною. Церковь причла Фрументия к лику святых и установила в честь его празднование 30 ноября.

Абиссинская церковь находилась в тесной связи с церковью александрийской, патриарху которой подчинен был абиссинский епископ. Поэтому во время арианских смут и споров она, верная преданиям александрийской церкви и ее архиепископа св. Афанасия, оставалась православной, несмотря на то, что, приверженный к арианскому учению, император Констанций употреблял различные средства распространить арианство между абиссинцами. Но вследствие той же связи с церковью александрийской абиссинская церковь в V в. вместе с нею уклонилась к монофизитской ереси. И до сих пор она еще держится этого лжеучения. Ближе всего настоящее вероисповедание абиссинской церкви подходит к нашему, православному вероисповеданию. Может быть отчасти вследствие этой близости, абиссинцы, более чем кому другому, сочувствуют нам, русским, и можно надеяться, что хотя, может быть, и не в особенно близком будущем, они сольются по вере с Православной Церковью.


Источник: Жизнь и труды апостолов – К.: Типография Киево-Печерской Лавры, 2012. – 488 с..

Комментарии для сайта Cackle