№ 318. Сопроводительное письмо В.А. Зорина И.В. Полянскому с приложением копии справки посольства СССР в Будапеште о религиозных сектах в стране и деятельности Союза свободных церквей1261
г. Москва–Будапешт
21 сентября 1953 г.
СЕКРЕТНО
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СОВЕТА ПО ДЕЛАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТОВ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СОЮЗА ССР
тов. ПОЛЯНСКОМУ И.В.
На В. № 30–122с от 13 августа 1953 г.1262
Направляю Вам полученную от посольства СССР в Будапеште справку «Религиозные секты в Венгрии и венгерский Союз свободных церквей», подготовленную по Вашей просьбе.
Посольство сообщило МИД СССР, что, по его мнению, внутриполитическая обстановка в Венгрии в настоящее время не лает оснований считать актуальным вопрос о поездке в СССР венгерских религиозных деятелей. Посольство считает нецелесообразным приглашать в Советский Союз представителей венгерского Союза свободных церквей отдельно от других религиозных объединений Венгрии, оказывая им тем самым предпочтение перед другими церквами. Однако если встанет вопрос о приглашении в СССР делегации деятелей крупных церквей Венгрии (католической, протестантской и пр.), то посольство считает возможным пригласить в СССР в составе такой делегации и представителей венгерского Союза свободных церквей.
ПРИЛОЖЕНИЕ: упомянутое.
ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР
В. Зорин
Копия СЕКРЕТНО
Религиозные секты в Венгрии и венгерский Союз свободных церквей (Краткая справка)
Общее количество членов религиозных сект в Венгрии составляет около 25–30 тысяч человек*, т.е. весьма незначительно по отношению ко всему населению страны, примерно в 10 млн человек**.
Все имеющиеся секты – христианские и по своим религиозным принципам и системе внутренней организации близки к протестантским церквам – реформатской и евангелической. Наиболее крупные секты – баптистская (около 13,6 тыс. верующих), «Евангельская церковь Св. Троицы» (около 4 тыс.), методистская (около 2,5 тыс.), «Евангельское собрание крещенцев» (около 2 тыс.), «Собрание новокрещенцев» (около тысячи человек и т.д.
Своих рядовых последователей эти секты имеют среди отсталых слоев крестьян и рабочего класса, в то время как руководящая роль принадлежит представителям городской интеллигенции (чаще всего – врачи), служащим и т.д. В последнее время отмечается некоторое усиление притока мелкобуржуазной молодежи призывного возраста, напуганной усилением международных противоречий и видящей в принадлежности к какой-либо секте возможность избежать военной службы на случай войны. Кроме того, в секты перешло и продолжает переходить некоторое число членов протестантских церквей в связи с тем, что в этих церквах довольно остро стали преследоваться открытые проявления враждебности к строю народной демократии.
По мнению работников агитпропотдела ЦК ВПТ и Управления по делам церкви, верующие – сектанты и руководители сект в целом вполне лояльно относятся к народно-демократическому строю, а в отношении сектантов – трудящихся крестьян отмечают даже «примерное выполнение ими обязательств по поставкам, дисциплинированность, трезвое поведение и т.д.»; сектанты – рабочие также характеризуются как «дисниплинированные и усердные трудящиеся». Руководители сект стремятся подчеркнуть свою лояльность и преданность народной демократии, однако их тесные скрытые связи с американскими сектантами и ряд случаев, когда была выявлена подрывная деятельность сектантских «деятелей», позволяют предполагать, что эта «лояльность» носит конъюнктурный характер и является чаще всего маскировкой.
До освобождения Венгрии Советской Армией венгерские секты отличались особенно широким масштабом получавшейся ими из-за границы материальной помощи, с одной стороны, и крайним религиозным фанатизмом, с другой. После освобождения размеры заграничной иностранной помощи резко сократились, но дух крайнего фанатизма, подчинения религиозным канонам всей личной жизни верующего сохранился. В частности, по материальным жертвам сектантов в пользу своих сект они стоят на первом месте: 20–25 верующих, обычно, содержат священника и молитвенный дом, а кроме того, еще и так называемое вселенское духовенство (т.е. попов, «действующих» в масштабе всей секты). Как правило, секты требуют от своих членов воздержания от спиртных напитков, от курения и т.д.
Как и в протестантских церквах, внутренняя организация сект основана на принципе выборности руководящих органов: собрание или сходка верующих избирает состоящее из старейшин и дьяконов правление во главе со священником. Несколько собраний образуют церковный округ, а округа в их совокупности – т.н. паству. Перед паствой ответственен высший руководящий орган секты – президиум, возглавляемый председателем. Между заседаниями президиума дела ведет т.н. малый совет в составе председателя президиума, председателей секций и секретарей. В паству входят также различные учреждения и комитеты секты, духовная семинария, приют для церковных служащих и т.д.
Секты, как и венгерские церкви – католическая, протестантская и т.д., получают от государства материальную помощь. Большинство имеющихся в Венгрии сект входит в т.н. венгерский Союз свободных церквей, созданный вскоре после освобождения страны в 1945 г.
В религиозном отношении основой для состояния в Союзе является признание Евангелия в качестве «основного источника», принцип «непосредственной связи между верующими и Богом» (в отличие от католической религии, где эта «связь» имеет промежуточное звено в виде попов) и отсутствия обрядности (икон и т.п.), а также, что специфически характерно для сект, принцип крещения в зрелом возрасте. Религиозное различие между сектами определяется тем, что каждая из них избирает предметом своего особого внимания какую-либо отдельную часть Библии и связанную с ней «проблему» (например, «Второе пришествие» и т.п.).
Пребывание в Союзе сект не ограничивает их самостоятельности, и он является, по существу, совещательным органом близких подуху сект. В задачи его входит содействие сближению сект в отношении их религиозных принципов и организация конференций представителей сект, в ряде случаев – неофициальное представительство перед венгерским Управлением по делам церкви, которому наличие Союза облегчает сношения с сектами.
В Союз свободных церквей входят на правах членов четыре секты: 1) Баптистская (около 13,6 тыс. членов); 2) Методистская (около 2,5 тыс. членов); 3) «Собрание крестовых братьев»1263 (около 800 членов) и 4) «Свободные крещении» (около 200 членов). Указанные секты являются полноправными членами Союза, будучи представлены в его руководящем органе, президиуме. Шесть других сект, а именно: 1) «Евангельская церковь Св. Троицы» (около 4 тыс. членов); 2) «Евангельское собрание» (около 2 тыс. членов); 3) «Собрание новокрещенцев» (около 1 тыс. членов); 4) «Собрание живого Бога» (около 1 тыс. членов); 5) «Собрание паствы Бога» (около 400 членов) и 6) «Церковь Бога» (около 100 человек) – также входят в Союз и практически находятся под его контролем. Таким образом, всего Союз охватывает около 25,6 тыс. сектантов.
Высшим органом Союза является т.н. распорядительный комитет из представителей сект; непосредственное руководство осуществляет избранный им президиум в составе председателя, заместителя председателя, генерального секретаря, секретаря и прокурора.
Главную роль в президиуме в настоящее время играют:
1. Д-р Кишш Ференц – председатель президиума Союза, он же руководитель секты «Собрание крестовых братьев», профессор биолог, директор Физиологического института, лауреат премии Кошута. Старый сектантский деятель, известный еще в период хортистской диктатуры, имеет широкие связи с зарубежными сектантскими кругами, в частности, с американскими сектантами, много раз бывал в США и др. странах.
По мнению работников агитпропотдела ЦК ВПТ и Управления по делам церкви, Кишш – «наиболее прогрессивно мыслящий человек из всех сектантских руководителей», но его внешняя лояльность, как отмечают те же венгерские работники, целиком основана на принципе: «кесарю – кесарево, Богу – божье», т.е. является политикой приспособления к существующим условиям. Свое общественное положение видного ученого, лауреата премии Кошута Кишш использует для укрепления своего влияния среди сектантов.
2. Сабо Ласло – генеральный секретарь президиума Союза, он же руководитель наиболее крупной венгерской секты баптистов. Внешне старается всячески проявить свою лояльность по отношению к народно-демократическому строю, но, по мнению венгерских работников ВПТ и Управления по делам церкви, искренность его является весьма сомнительной.
3. Сечей Янош – член президиума Союза, руководитель секты методистов. Венгерскими работниками характеризуется положительно.
4. Унгар Аладар – и.о. секретаря президиума Союза, один из руководителей «Собрания крестовых братьев». Хороший организатор, пользуется большим влиянием на руководителей Союза и среди сектантов. Хитрый человек, ведет темный образ жизни. По отношению к народно-демократическому государству старается демонстрировать свою лояльность, но, по мнению работников агитпропотдела ЦК ВПТ и Управления по делам церкви, исходит при этом только из конъюнктурных соображений.
Проявленное некоторыми руководителями Союза свободных церквей (Кишш) стремление установить связь с руководителями сект, имеющихся в СССР, вызвано, вероятно, главным образом желанием укрепить свое положение по отношению к государству и авторитет среди верующих-сектантов. Поездка в СССР делегации Союза свободных церквей, о которой Ф. Кишш поднимал вопрос в беседе с митрополитом Николаем во время пребывания его в Будапеште в июне с.г., вряд ли целесообразна, поскольку приглашение в СССР руководителей сектантов означало бы в известной мере оказание им предпочтения по отношению к другим венгерским церквам.
II секретарь посольства СССР в Венгрии
Ю. Черняков
ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 3. Д. 95. Л. 265–269. Подлинник.
* * *
Примечания
На документе имеются следующие пометы: «тов. Антониковскому. Тов. Зорин сообщил мнение работников МИДа по вопросу о нецелесообразности приглашения венгерских баптистов в СССР тов. Легасову (ЦК КПСС). Полянский. 23/IХ–53 г.»; «Справка: № 30–122с от 13/VIII–53 г. Запрос т. Антониковского в деле Зс л. 246»; «К делу. 24/IХ–53 г. Антониковский».
См. док. № 315.
Так в тексте. Следует читать: Братство Иисуса Христа.
