№ 312. Письмо заведующего IV ЕО МИД СССР М.В. Зимянина Г. Г. Карпову по вопросу объединения православных приходов Венгрии1235
г. Москва
5 августа 1953 г.
СЕКРЕТНО
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СОВЕТА ПО ДЕЛАМ РУССКОЙ
ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР
тов. КАРПОВУ Г.Г.
На Ваш № 638/с и № 637/с от 13 июня 1953 г.1236
Посольство СССР в Венгрии сообшило МИД СССР, *что оно считает правильным мнение Совета по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР относительно нецелесообразности объединения всех православных приходов в Венгрии под юрисдикцией Московской патриархии*1237. Имеющиеся в Венгрии три основные группы православных верующих – 8 тыс. венгров, греков, евреев и т.д., состоящих под юрисдикцией Московской патриархии, 22 тыс. румын, находящихся ныне под юрисдикцией Румынской патриархии, и 7 тыс. сербов – под юрисдикцией Сербской патриархии, настолько разнородны по своему национальному и социальному составу, что объединение их всех под юрисдикцией Московской патриархии, не оправданное особой необходимостью, может только привести к недовольству румын и сербов. Необходимо учесть также, что до сих пор эти три группы никакого соприкосновения между собой не имели, и даже их духовенство не поддерживает никаких связей друг с другом*.
Венгерское правительство в лице Управления по делам церкви не проявляет к православным церквам особого интереса ввиду их крайней малочисленности (всего около 38 тыс. верующих), и вопрос объединения православных практически не имеет никакого внутриполитического значения. Что касается проблемы униатов, то при существующем положении попытка отколоть их от Ватикана ничего, кроме ненужной шумихи со стороны католической клерикальной реакции, не обещала бы, и таким образом вопрос о православной церкви как о эвентуальной базе для возвращения униатов в православную церковь отпадает по крайней мере на ближайшее время.
В отношении жалоб венгерского протоиерея Варью на представителя Московской патриархии Кополовича1238 * посольство сообщило, что оно не имеет возможности высказать свое мнение по существу этих жалоб*. Имеются сведения о том, что Варью является проходимцем и интриганом, в свое время претендовал на должность православного епископа в Венгрии и *очень был недоволен тем, что Московская патриархия не назначила его на эту должность и прислала Кополовича1239. Неприязнь Варью к Кополовичу, по-видимому, еще более возросла после того, как Кополович добился перехода под его непосредственное управление имущества (церковь и два больших жилых дома), которое принадлежало ранее приходу Варью и с которым Варью и кучка его друзей обделывали какие-то темные дела. Указанные сведения целиком подтверждаются венгерскими ответственными работниками Управления по делам церкви (быв. начальник управления И. Кошша и нынешний – Я. Хорват)*.
Заведующий IV-м Европейским отделом МИД СССР
М. Зимянин
ГА РФ. Ф. 6991. Oп. 1. Д. 1101. Л. 133–134. Подлинник.
* * *
Примечания
На документе имеются следующая резолюция и помета: «тов. Уткину. Прошу подготовить рекомендации патриархии и согласовать их со мной. Карпов. 6.VIII.»; «Справка. Заготовлена справка по вопросу объединения церквей и И. Варью. Доложено т. Уткину 19.VIII и 24/VIII предложено справку хранить, т. Карпову этот вопрос доложен, и он в курсе. 24/VIII. М. Рогачев».
Так в тексте. Дата указана ошибочно. Правильно: 13 июля 1953 г. См. док. № 307.
Текст, отмеченный *–*, подчеркнут и/или отчеркнут по левому полю вертикальной линией.
Авторы письма имели в виду прежде всего обращение Варью к патриарху Алексию 4 мая 1953 г. с просьбой об отставке. «...Я не могу действовать под водительством господина протоиерея Ивана Кополовича...*, – заключал Варью, перечислив действия Кополовича, которые, по его словам, «сильно обижают самолюбие венгерских верующих» (ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 115. Л. 23–26).
Судя по документам, И. Кополович, в свою очередь, не жалел красок, описывая действия своего оппонента. По запросу из Москвы, он 14 сентября 1953 г. направил митрополиту Николаю подробное письмо о поведении И. Варью, изобиловавшее упреками в непослушании, самоволии, бесконтрольном расходовании церковных средств, нежелании считаться с правилами и традициями Русской церкви. По заключению Кополовича, особое недовольство Варью испытывал в связи с тем, что «им (то есть венграм) на шею сажали русских людей» (Там же. Л.56:57). Московская патриархия была настроена на то, чтобы ликвидировать разгоравшийся конфликт. В целом это удалось. 3 ноября 1953 г. митрополит Николай сообщил И. Кополовичу, что руководители Патриархии «за благо сочли прекратить разбор этого дела», исходя из обещаний Варью «впредь продолжать свое пастырское служение в духе братского сотрудничества с Вами» и надеясь на пастырский опыт и силы И. Кополовича, способные «возгревать священный огонь в душах верующих» (Там же. Л. 53).
