№ 279. Письмо А.Я. Вышинского В.М. Молотову с замечаниями по обвинительному акту по делу «шпионско-заговорщической католической организации в Болгарии»1102
г. Москва
2 октября 1952 г.
СОВ. СЕКРЕТНО
Товарищу МОЛОТОВУ В.М.
Я ознакомился с обвинительным актом по делу шпионско-заговорщической католической организации в Болгарии1103.
*Обвинительный акт составлен в разрезе наступления на католическую верхушку, бьет по папской политике как орудию американской политики. В этом отношении обвинительный акт, по моему мнению, нацелен правильно*1104.
Что касается вопроса о том, насколько подковано обвинение, то, судя по обвинительному акту, обвинение опирается главным образом на личные признания обвиняемых. Хотя в обвинительном акте и делается ссылка на показания свидетелей, в акте не приводятся эти показания, и соответствующих материалов в нашем распоряжении нет, ввиду чего сказать что-либо о доказательном значении этих показаний невозможно.
В обвинительном акте указывается, что найдены и приложены к делу вещественные доказательства, состоящие из двух радиопередаточных и приемочных станций, кодов, шифров и оружия (пулеметов, винтовок, гранат и т.д.). Эти доказательства должны иметь серьезное значение для обличения обвиняемых. *Однако обвинительный акт, по моему мнению, составлен недостаточно убедительно с точки зрения юридической обоснованности вины подсудимых и носит в значительной степени пропагандистский характер*.
Для окончательного суждения о подкованности обвинения было бы необходимо дополнительно получить показания свидетелей и перечень вещественных доказательств с указанием, к каким именно положениям обвинительного акта относятся эти вещественные доказательства1105.
А. Вышинский
РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 1134. Л. 171. Подлинник.
Опубл.: Восточная Европа в документах российских архивов. 1944–1953 гг. Т. 2. 1949–1953. М., С. 816–817.
* * *
Примечания
На документе имеется штамп секретариата В.М. Молотова и резолюция: «т. Маленкову. Прошу ознакомиться. В. Молотов. 3/Х».
Открытый судебный процесс по делу «шпионско-заговоршической католической организации в Болгарии» проходил с 29 сентября по 3 октября 1952 г. Иными словами, болгарское правосудие фактически не располагало временем для доработки текста обвинительного заключения в соответствии с предложениями А.Я. Вышинского.
Текст, отмеченный *–*, отчеркнут по левому полю полукруглой скобкой. Пометы принадлежат, по всей вероятности, В.М. Молотову.
3 октября 1952 г. Верховный суд вынес приговор № 895, в соответствии с которым «во имя народа» были приговорены к смертной казни четверо католических священнослужителей, а 36 обвиняемых – священников и мирян – получили различные сроки тюремного заключения (суммарный срок 405 лет).
