№ 268. Из дневника А.А. Соболева. Из записи беседы с Я. Берманом о намеченных ЦК ПОРП мерах по ограничению деятельности и влияния католических орденов в стране и др.1053
г. Варшава
21 мая 1952 г.
СЕКРЕТНО
Посетил Бермана. В беседе были затронуты следующие вопросы...1054
4. Берман, со своей стороны, информировал меня о том, что в последнее время ЦК ПОРП принял несколько решений, направленных на ограничение деятельности и влияния на население католического духовенства. Учитывая, что в сентябре предстоят выборы в новый сейм, ЦК решил до этого времени не проводить каких-либо крупных мероприятий в этой области. Однако некоторые меры, имеющие своей целью вытеснение влияния реакционных ксендзов и усиление влияния ксендзов-патриотов, все же будут проведены.
Так, будет предъявлено епископату требование сменить 40 (из общего количества 400) наиболее реакционных ксендзов-деканов.
Решено ограничить деятельность монашеских орденов в Польше1055, в частности, распуститъ орден монахов-паллотинов, один из наиболее вредных орденов, работающий преимущественно среди интеллигенции. Этот орден ставит своей задачей миссионерскую деятельность на Востоке, в частности, его члены изучают русский язык.
Решено провести внутреннюю разлагающую работу в ордене монахов-бернардинов. Внутри этого ордена давно уже ведется соответствующая работа представителями прогрессивного духовенства. В последнее время примас Вышинский, обозленный этой работой, назначил на руководящие должности своих людей. Мы, – сказал Берман, – намереваемся устранить людей, назначенных Вышинским, и постараемся сделать орден, не распуская его, более лояльным в отношении народной власти1056.
Решено распустить орден иезуитов, насчитывающий в Польше 750 человек, в том числе 350 ксендзов. Это мероприятие будет проведено в первом квартале 1953 года, а в период до этого времени будет проведена подготовительная работа к роспуску ордена.
Принято решение выселить из западных областей 800 монашек францисканок и непокалянок. Эти монашки в большинстве являются немками и работают в качестве медсестер в мелких госпиталях и больницах, проводя там вредную и разлагающую работу.
Решено довести до роспуска ордена монахов-бонифратров и альбертинов. Эти ордена занимаются, главным образом, работой в госпиталях и ремесленничеством. Мы рассчитываем, – сказал Берман, – добиться того, чтобы эти ордена самоликвидировались.
Решено ликвидировать институты высших религиозных знаний числом 12–15. Эти институты, с 3-летним курсом, существовали полулегально, без разрешения правительства, поэтому есть все основания прикрыть их немедленно.
Начиная с нового учебного года, будут закрыты 50 монастырских семинарий, которые, по существу, являются обычными католическими школами и насчитывают до 1500 учащихся.
Мы в ЦК, – сказал Берман, – обсуждали вопрос об устранении религии из фабрично-заводских школ, которых насчитывается около 1000. Решили провести это мероприятие не с осени, а с 1 января 1953 г. и устранить преподавание религии для начала из 500 школ.
Что касается теологических факультетов в университетах, которых насчитывается два – в Кракове и Варшаве1057, то решено в предстоящем учебном году их не закрывать. При этом учитывалось то обстоятельство, что теологический факультет Варшавского университета настроен оппозиционно по отношению к примасу Вышинскому и епископату и проводит полезную разлагающую работу.
Принято решение, направленное на ограничение распространения католической печати, в частности, решено уменьшить наполовину тираж всех католических изданий, а также закрыть один, наиболее вредный журнал.
На мой вопрос, верно ли, что в рядах Польской объединенной рабочей партии находится много членов, исполняющих религиозные обряды, Берман ответил, что в рядах ПОРП, действительно, имеется еще большое число рядовых членов, которые совмещают пребывание в партии с исполнением религиозных обрядов. Эти члены партии, главным образом, крестьяне, продолжают регулярно посещать костел, ходят на исповедь к ксендзам, участвуют в религиозных процессиях и т.д. Учитывая особые условия Польши, – сказал Берман, – приходится еще мириться с наличием таких членов партии, хотя через них партии трудно проводить политико-воспитательную работу в массах.
5. Берман информировал, что в половине июня в Польше будет проведена национальная конференция, направленная против вооружения Западной Германии, за демократическую Германию. Эта конференция имеет то же назначение, что и предстоящая Парижская конференция сторонников мира, и является подготовительным мероприятием к ней.
ПОСОЛ СССР В ПОЛЬШЕ
А. СОБОЛЕВ
АВП РФ. Ф. 0122. Оп. 35. П. 282. Д. 14. Л. 25–27. Подлинник.
Опубл.: Восточная Европа в документах российских архивов. 19441953 гг. Т. 2. 1949–1953 гг. Москва; Новосибирск, 1998. С. 740–742.
* * *
Примечания
Разослано А.Я. Вышинскому, А.Е. Богомолову, Б.Ф. Подцеробу, Г.П. Аркадьеву, в дело.
Опущен текст о деятельности аппарата Генерального секретаря ООН, проблемах научно-технического сотрудничества СССР и Польши.
В указанный период в Польше насчитывалось до 40 различных монашеских орденов. Из 40 тыс. священнослужителей, имевшихся в стране, 30 тыс. были монахами и только 10 тыс. – приходскими священниками. Польские власти считали членов монашеских орденов антиправительственно настроенными и посему наиболее опасными. Почти 90% монахов подчинялись непосредственно Ватикану, распоряжения которого, по словам руководителя департамента по делам вероисповеданий при правительстве Польши А. Виды, выполнялись «с большой точностью и усердием» (АВП РФ. Ф. 0122. Оп. 35. П. 283. Д. 15. Л. 164–165).
После суда над священнослужителями ордена бернардинов в октябре 1951 г. (см. комм. 7 к док. № 266) С. Вышинский назначил новое управление орденом, составом которого польские власти остались недовольны. В марте 1952 г. некоторые члены руководства ордена были арестованы, а настоятель интернирован. 8 марта 1952 г. примас Вышинский направил письмо Ф. Мазуру, в котором осудил действия властей и призвал их занять такую позицию, которая обеспечит новому настоятелю «свободу действий в рамках Конституции ордена и его собственных целей» (Raina Р. Koscioi w PRL. Dokumenty. T. I. 1945–1959. Poznan, 1994. S. 337–339).
В Краковском и Варшавском университетах на теологических факультетах обучались в то время по 250 студентов. В Католическом университете г. Люблина обучались 3500 студентов.
