№ 258. Из дневника второго секретаря посольства СССР в Будапеште Ю.Н. Чернякова. Запись беседы с председателем Комитета по делам церкви Я. Хорватом об изменении административно-территориальных границ католических епархий Венгрии, амнистировании группы католических священников и об отстранении от должности двух евангелических епископов
г. Будапешт
23 февраля 1952 г.
СЕКРЕТНО
Посетил Я. Хорвата, назначенного в январе с.г. председателем Комитета по делам церкви1024. И. Кошша, прежний председатель, ныне министр металлургической и машиностроительной промышленности, познакомил меня с Хорватом на кинопросмотре в посольстве вскоре после его, Хорвата, назначения. (До этого он был заместителем председателя Комитета). Зная, что я иногда обращался в Кошше за разъяснениями по интересовавшим меня вопросам, Хорват сказал, что он также желал бы поддерживать со мной знакомство, и пригласил навестить его в Комитете. С разрешения посла я нанес ему визит вместе с атташе посольства т. Земцовым.
В ходе беседы, носившей вначале протокольный характер, я спросил, что произошло значительного в деятельности Комитета за последнее время. Хорват пожелал высказаться поподробнее и сообщил примерно следующее. *Еще с конца 1951 г. венгерское правительство подготавливало реформу католического церковного территориального деления страны, не менявшегося уже более 200 лет*1025. Существовавшее деление на церковные округа не совпадало с нынешним административным делением Венгрии, что затрудняло работу комитатских уполномоченных Комитета по делам церкви, кроме того, оно позволяло католической церкви Содержать при карликовых округах большой штат церковной администрации, семинарии и т.д. Карликовые округа на границах с Румынией и Чехословакией являлись в известной мере напоминанием о прежних разногласиях с этими странами под влиянием реваншистской политики Венгрии в период хортистской диктатуры*.
Реформа, вообще говоря, могла быть проведена по церковным правилам *только с согласия Ватикана, и Комитет проделал большую работу, чтобы добиться изменения границ округов епископатом без папского согласия. На днях епископат принял решение о новом административно-территориальном делении католической церкви в Венгрии и только уже постфактум известит Ватикан*. Это, сказал Хорват, большое достижение, о котором еще в прошлом году нельзя было и думать: соотношение сил коренным образом изменилось, и *католический епископат теперь уже не может даже внешне показывать, что он сначала подчиняется Ватикану, а только затем – государству. Характерным образом изменилась в настоящее время и тактика клерикальной реакции. Основное внимание попы теперь уделяют, так сказать, «массовой работе среди населения»; ходят по домам и ведут беседы с трудящимися на бытовые темы, стараются усилить влияние на детей и женщин, нередко оказывают той или другой семье в демагогических целях материальную помощь. На ряде строек, где администрация и общественные организации плохо заботятся о бытовых условиях рабочих, церкви организуют специальные общежития, причем в этих общежитиях нередко поселяют вместе парней и девушек и превращают «общежития» в «веселые дома», притягивающие неустойчивую часть молодежи. Местные органы власти уже закрыли ряд таких «общежитий», являвшихся, по существу, публичными домами. Соблюдая большую, чем ранее, осторожность при проведении своей подрывной пропаганды, попы обращают основное внимание на то, чтобы удержать верующих под своим влиянием, поднять в их глазах пошатнувшийся в связи с процессом Грэса1026 авторитет. Почти везде католические и протестантские попы действуют единым фронтом, в тесном контакте*.
Рассказывая о ходе борьбы с клерикальной реакцией, Хорват отметил как удачное, по его мнению, мероприятие – *амнистирование группы венгерских католических священников. В день 72-й годовщины со дня рождения товарища Сталина венгры амнистировали группу католических священников, ярых реакционеров, сидевших в тюрьме за преступления против Республики, причем отобрали для этой цели самых престарелых, рассчитывая, что их возраст не даст им возможности снова активно вредить народной демократии*.
В отношении евангелической церкви Хорват отметил факт *отрешения от должности двух евангелических епископов, не выполнивших условий соглашения евангелической церкви с государством, – эти епископы распространяли среди верующих недовольство политикой государства по отношению к церкви, не закрывали духовных семинарий*, которые они были обязаны закрыть, и т.д. Жинат евангелической церкви (коллегиальный руководящий орган, состоящий из недуховных лиц) *отстранил этих епископов, а верующие, которые слушали их враждебные высказывания по адресу правительственных органов, направили письмо Ракоши с заверениями в преданности государству и осуждением поведения епископов*. В настоящее время светским руководителем евангелической церкви *является И. Дарваш, министр просвещения, но в ближайшем будущем его сменит Э. Михайфи, заместитель министра культуры*.
О себе Хорват рассказал, что он *в 16-летнем возрасте, в 1936 году принял участие в революционном движении, по профессии – рабочий-металлист*. До прихода в Комитет по делам церкви он работал в орготделе ЦК ВПТ, затем был начальником политического управления в Министерстве путей сообщения и в качестве такового *в 1949 г. был в Советском Союзе с одной из венгерских делегаций*. Присутствовавший на беседе референт Комитета Варга в момент, когда Хорват рассказывал свою биографию, напомнил ему о том, что он *«занимал и духовные должности». Хорват, рассмеявшись, пояснил мне, что в 1950 г. он являлся заместителем архиепископа Грэса вплоть до ареста последнего*. На мой вопрос, была ли у него специальная подготовка, необходимая для такого «поста», ’Хорват в шутливой форме уклонился от ответа*.
Затем Хорват заявил, что он часто *нуждается в хорошем совете в современной сложной обстановке борьбы с клерикальной реакцией*, и спросил меня, не можем ли мы помочь ему в получении каких-либо печатных изданий и др. материалов от Комитета по делам церкви при Совете министров СССР1027. Я ответил, что наш Комитет никаких материалов не рассылает, и что в этом мы ничем помочь не можем. Хорват, спохватившись, заявил, что он *«сказал это не подумав» и что единственной возможностью ознакомиться с опытом нашего Комитета является поездка в СССР*. Однако будучи в СССР в 1949 г., он не думал, что ему придется заниматься церковными делами, и интересовался лишь вопросами политработы на транспорте. Я ответил, что Советский Союз посещает большое число венгерских делегаций, и, возможно, венгерское руководство сочтет целесообразным поставить вопрос о включении его. Хорвата, в состав одной из них (при ответе Хорвату я исходил из полученного ранее указания посла, см. также № 5566/бс от 12.XI.51 г.).
Беседа продолжалась 40 минут.
II СЕКРЕТАРЬ ПОСОЛЬСТВА СССР
В ВЕНГРИИ
(Ю. ЧЕРНЯКОВ)
ГА РФ. Ф. 6991. Oп. 1. Д. 973. Л. 107–109. Заверенная копия.
* * *
Примечания
В Совете по делам РПЦ располагали следующей информацией о Я. Хорвате, поступившей из Будапешта. Я. Хорват «производит впечатление весьма недалекого человека, во время служебных бесед с попами проявляет боязливость и, по данным бюллетеней венгерского УГБ, выбалтывал им сведения, не подлежащие оглашению. По отзыву находящегося в Венгрии представителя Московской патриархии. Хорват является человеком поверхностным и недостаточно солидным для ответственной должности, которую он занимает» (ГА РФ. Ф. 6991. Oп. 1. Д. 974. Л. 9–10).
Здесь и далее текст, отмеченный *–*, подчеркнут карандашом.
Так в тексте. Здесь и далее следует читать: Грёе.
Так в тексте. В СССР при Совете министров действовали Совет по делам РПЦ и Совет по делам религиозных культов.
