№ 257. Справка B.C. Карповича с изложением информации митрополита Макария о положении в православной церкви в Польше после выборов нового предстоятеля
г. Москва
5 февраля 1952 г. СЕКРЕТНО
По информации Московской патриархии, на имя митрополита Николая получено письмо митрополита Варшавского и всея Польши Макария от 15 января 1952 года.
В этом письме Макарий, благодаря за присылку текста речи патриарха Алексия на 3-й Всесоюзной конференции сторонников мира, просит послать Вселенскому патриарху Афинагору разъяснение о законном устройстве Польской церкви, а копию этого письма – ему. Это позволит ему ответить на письмо Вселенской патриархии от 1.Х–1951 г., которым Макарию отказано в признании (см. приложение)1020.
На разосланные после интронизации телеграммы и извести-тельные грамоты Макарий получил ответную телеграмму только от Сербского патриарха Викентия, поздравившего с избранием главой.
Не получил ответа Макарий от патриархов: Афинагора, Христофора и Тимофея; архиепископов – Спиридона, Макария и Паисия1021.
Затем Макарий обстоятельно информирует о внутреннем положении церкви. Митрополичий дом пустоват и беден, так как Дионисий вывез в своею новую резиденцию в г. Сосковец лучшую обстановку, имущество, а из собора хорошие облачения и все митры, в том числе и вывезенные им в свое время из Почаевской лавры.
Отмечает, что объем работы в Польше меньше, чем во Львовско-Тернопольской епархии, управленческий аппарат, однако больше1022. Помимо 3-х архиереев, находившихся безвыездно в Варшаве, существовала канцелярия и консистория.
Характеризуя работу этих учреждений, Макарий отмечает, что служащие, сосредоточив в своих руках всю полноту власти и финансы митрополии, первое время игнорировали его. Они были огорчены, что главой церкви не был избран архиепископ Тимофей, который на правах заместителя старался сохранить свое прежнее положение и оставался в Варшаве. В течение месяца Макарий выжидал и наблюдал, а потом приступил к реорганизации.
В канцелярии и консистории он вскрыл безобразия (выдача отпущенного для митрополии на ремонт собора и митрополичьих покоев железа).
Объезд митрополии и прием представителей духовенства и верующих показали, что жизнь церкви проходила самотеком, никто ею не руководил и даже не интересовался. Особенно мало интересовались русскими людьми, которые «еще не освободились от тех страхов и ужасов, каким они подвергались в последние годы перед Второй войной от санацийных правительств, во время войны и в первые годы по окончании ее со стороны польских националистов. Православные и русские и до настоящего времени местами боятся признаваться, что они православные и русские. Здесь православный и русский – синонимы, как это было и в старые годы».
Сообщает м. Макарий о посещении женского монастыря при с. Грабарка Бельского уезда, куда собралось на праздник 10–12 тысяч моляшихся, и других приходов митрополии. Результатами объезда приходов м. Макарий остался доволен и отметил, что это способствовало поднятию настроения православных людей, и в Олыптыне имел место факт посещения богослужений греко-католиками (униатами).
Отмечает, что здешние епископы (Лодзинский Георгий, Вроцлавский Михаил и Белостокский Тимофей) предпочитали жить в Варшаве, имея в митрополичьем доме каждый по комнате, и почти не бывали в своих епархиях. А между тем по сообщению м, Макария, в Вроцлавском и соседних воеводствах необходимо организовывать приходы и принимать в лоно православной церкви греко-католических переселенцев, особенно упорных в восточном обряде и уставном богослужении, т.н. лемков,
«Никто из архиереев в последние годы не занимался на местах управлением епархиями, титул которых они имели». Митр. Макарию, как он сам признается, «нелегко было направить их для работы на местах в их епархии».
5 сентября 1951 г. м. Макарий созвал Собор епископов, которым митрополия была разделена на 4 епархии, определены границы епархий, прикрепили к ним епископов и упразднили консисторию. После этого архиеп. Тимофей выехал в Белосток, а епископ Михаил – в г. Вроцлав.
Финансовая часть для всех епархий оставлена в канцелярии митрополии в Варшаве, откуда будут получать содержание епархиальные архиереи и их канцелярии, так как западные епархии пока не могут обеспечить себя содержанием. Получает небольшое пособие церковь и от государства.
Жалуется митр. Макарий на трудности удовлетворения просьб и нужд верующих. Так, православные русские жители Ченстохова просят ходатайствовать о возвращении им одного из двух храмов, построенных в свое время на русские деньги. Храм Кирилла и Мефодия обращен в костел, и переделаны купола. Гарнизонная церковь закрыта, и тут сейчас помешается какой-то оркестр. Верующие для службы вынуждены снимать каплицу1023 у евангелического пастора за 15 злотых или кирху за большую плату. На хорах этой кирхи хранятся иконостас и иконы из православного храма. По поводу возвращения храма м. Макарий обращался несколько месяцев назад в Управление по делам исповеданий, где ему сказали, что вопрос о б. гарнизонном храме в г. Ченстохове решен в пользу православных. Однако реализация этого решения очень задерживается. «Я теряю свой авторитет среди православных русских людей, которые, в свою очередь, теряют надежду на улучшение своего положения», – пишет м. Макарий.
Делегаты из г. Кракова, где 1 000 чел. православных русской и польской национальности, просили исходатайствовать б. греко-католический храм или освободить целиком дом б. еврейской школы, в котором помешается церковь и живут посторонние жильцы.
По этому вопросу м. Макарий подал ходатайство в Управление по делам вероисповеданий. К заявлению было проявлено благосклонное внимание, но положительных результатов не последовало. «Легче было бы предоставить православным б. униатскую церковь с причтовым домом и небольшой усадьбой, возвратив 10 монахов-солетинов в их монастырь в г. Дембовец. Но и на это надеяться трудно, так как здесь очень считаются с “реальной силой” римо-католицизма, с ватиканской прессой, в частности».
В некоторых западных воеводствах имеется значительное количество переселенцев греко-католиков (в Вроцлавском – до 60 000 чел., имеются в Олыптынском и др.). Верующие греко-католики привязаны к восточному обряду, особенно лемки. «При соответствующих условиях их легко можно было бы воссоединить с православной церковью. Но здесь таких условий нет. Тут этого недооценивают. Там же, в западных воеводствах, находится до 100 чел. греко-католических священников, которые римо-католическими епископами прикреплены к римо-католическим приходам в качестве викарных священников. Эти греко-католические священники, местные и прибывшие из западных областей УССР, сохраняются в качестве кадров для восстановления унии в западных областях УССР и других местах. Если сказанное отвечает действительности, то и это здесь недооценивается». Отмечая отсутствие достаточного количества подходящих для работы среди греко-униатов священников, митр. Макарий в местах расселения греко-католиков старается получить б. евангелические костелы для организации православных приходов. Такие приходы уже обслуживаются разъездными священниками.
В Управлении по делам исповеданий и в этом отношении обещают пойти навстречу. Макарий надеется в ближайшее время открыть шесть приходов во Вроцлавском воеводстве и 1–2 прихода в Олыптынском. Открытие этих приходов тормозится задержкой местных властей выдачи необходимых справок.
Сообщает м. Макарий об укреплении положения семинарии, преобразованной из духовного лицея. (В семинарии на 1 курсе – 16 чел., на 2-м – 18 чел.)
Давая общую хорошую оценку духовенству, м. Макарий отмечает наличие отдельных недостойных священников. В храмах Варшавы, Лодзи, Кракова, Белостока и в консистории все места заняты б. военными священниками, имеющими военные чины – полковников, подполковников, майоров, капитанов и пр. В Варшавском соборе 2 священника и оба б. военные. Третий, не военный священник, уехал с м. Дионисием в Сосновец.
Митрополичий дом в Варшаве заселен посторонними для церкви людьми (сестра с родственниками м. Дионисия, семья брата архиепископа Тимофея, б. соборного священника, уехавшего с м. Дионисием.) Митр. Макарий живет надеждой, что им будут предоставлены квартиры в других домах.
Польская православная церковь имеет два монастыря. Мужской – Яблочинский Св. Онуфриевский монастырь, находящийся недалеко от Брест-Литовска, никогда не преклонявшийся перед унией, сильно пострадал от гитлеровцев. Храм сохранился. Корпуса сожжены. Заведует монастырем 80-летний протопресвитер. Остальные насельники тоже беспомощные старики. Монастырь имеет 2 дес. пахотной земли с посевами, 2 десятины заливных лугов и 1 дес. огорода с садом. Жизнь в монастыре в упадочном состоянии, но м. Макарий надеется ее наладить. Женский монастырь в с. Грабарка Бельского уезда возник недавно. В монастыре имеется деревянная церковь и некоторые строения. Сейчас строятся теплая церковь и семь келий.
Несмотря на очевидную необходимость оказания помощи монастырям, Макарий вынужден расходовать средства на восстановление кафедрального собора, митрополичьих покоев и надстройку семинарии. Для собора из Гдыни м. Макарий получил 5 колоколов.
В конце письма митр. Макарий пишет: «Вообще мне здесь трудно... я с усердием буду и в грядущие дни моей жизни трудиться во славу православной церкви и моего отечества...»
Зам. зав. Отделом Карпович
ГА РФ. Ф. 6991. Oп. I. Д. 989. Л. 19–23. Подлинник.
* * *
Примечания
Не публикуется.
Имеются в виду главы автокефальных православных церквей: Константинопольской (патриарх Афинагор), Александрийской (патриарх Христофор), Иерусалимской (патриарх Тимофей), Греческой (Элладской) (архиепископ Спиридон), Кипрской (архиепископ Макарий) и Албанской (архиепископ Паисий).
Так в тексте.
Каплица (польск.) – часовня.
