Источник

№ 212. Справка первого секретаря посольства СССР в Белграде А.М. Зубова о ситуации в Сербской православной церкви и деятельности патриарха Викентия836

г. Белград 8 мая 1951 г.

СЕКРЕТНО

В первых числах мая 1950 г. умер патриарх Сербской православной церкви Гавриил, который, несмотря на свои преклонный возраст, сохранял независимость в церковных делах и не поддавался никаким домогательствам клики Тито. Смерть патриарха Гавриила, независимо от того, была ли она естественной или насильственной837, клика Тито использовала для того, чтобы полностью покончить с независимой линией Сербской православной церкви. 1 июля 1950 г. на пост патриарха Сербской православной церкви был «избран» малоизвестный в церковных кругах архиерей Викентий Проданов, который давно уже добивался сотрудничества церкви с государственными титовскими властями.

Викентий Проданов является ставленником клики Тито. Уже первые шаги деятельности Викентия в качестве патриарха показали, что он решительно порывает с независимой линией Сербской православной церкви, проводимой патриархом Гавриилом838. В день посвящения в сан патриарха Викентий принял представителя титовского телеграфного агентства, которому, согласно сообщению белградской печати, заявил, что:

1. «Церковь со своей стороны сделает все и будет проявлять самые искренние желания, чтобы ее взаимоотношения с государством строить в соответствии с ее традиционными стремлениями и проводить согласованную работу на благо церкви и государства».

2. «Архиерейский собор считает, что по вопросу Союза православных священников необходимо прийти к соглашению, ибо это в интересах церкви и в общих интересах. По этому поводу имеется решение Арх. собора, который дал инструкции Арх. Синоду предпринять все необходимое».

3. Вопрос о предоставлении автокефалии Македонской православной церкви «приближается к успешному разрешению».

В этом же интервью, как уже указывалось ранее, Викентий выразил благодарность Тито и Стамболичу за то, что они, прислав своих представителей на похороны патриарха Гавриила и на «посвящение» в сан нового патриарха, оказали внимание Сербской православной церкви.

Вслед за этим Викентий приступил к установлению контакта с официальными деятелями клики Тито и с руководителями Союза православных священников Югославии – титовской агентурой в рамках церкви. 3 июля 1950 г. Викентий принял в помещении патриархии членов главного комитета Союза православных священников Югославии. 5 июля Викентий в сопровождении епископа Владимира нанес визит председателю Президиума Скупщины Югославии И. Рибару и его заместителю И. Русу. В этой беседе принял также участие председатель Комиссии по вероисповеданиям при правительстве Югославии Милое Дилпарич. 6 июля Викентий в сопровождении епископа Владимира посетил премьера Сербии П. Стамболича и заместителей председателя Президиума Скупщины Сербии М. Смилянича, А. Шавича и М. Влайковича. 7 июля Викентий и епископ Владимир присутствовали на приеме в Президиуме Скупщины Сербии, посвященном дню восстания сербского народа839. 10 июля Викентий принял в помещении патриархии заместителя председателя Президиума Скупщины Югославии И. Руса и имел с ним продолжительную беседу. 21 сентября 1950 г. Викентий в сопровождении епископа Виссариона нанес визит Тито. В беседе Викентия с Тито принял участие генеральный секретарь правительства Югославии Любодраг Джурич. 26 сентября Тито в сопровождении секретаря правительства Л. Джурича и генерала

Милана Жежеля нанес «патриарху» Викентию ответный визит и имел с ним продолжительную беседу. В этой беседе, кроме упомянутых лиц, приняли участие митрополит Арсений и епископы Владимир и Вениамин.

С момента «избрания» архиепископа Викентия на престол Сербской православной церкви последняя выступает единым фронтом с кликой Тито в борьбе против движения сторонников мира во всем мире. 17 июля 1950 г. в Белграде состоялось заседание так называемого Национального комитета Югославии в защиту мира, на котором, наряду с М. Джиласом и П. Стамболичем и другими Титовскими сатрапами, выступил представитель «патриарха» Викентия епископ Владимир. Последний, приветствуя от имени патриарха и Арх. собора это сборище титовских поджигателей войны, сказал:

«Наша церковь не может быть равнодушна к страданиям наших братьев, которые находятся вне границ нашего отечества – в Румынии и Венгрии. Их слезы – наши слезы, и они напоминают нам о заботе о них и о наших обязанностях по отношению к ним».

Руководство Союза православных священников Югославии, состоящее из отъявленных титовнев и негласных агентов УДБ, между прочим, не скрывает того факта, что «патриарх» Викентий является их ставленником. Так, например, 1 августа 1950 г. Газета «Виесник» – орган Союза православных священников Югославии – писала:

«Союз православных священников в последнее время уделял большое внимание избранию патриарха Сербской православной церкви с тем, чтобы на этот высокий пост нашей церкви пришло лино, которое смогло бы отвечать интересам нашей церкви и совместно со всем епископатом и духовенством приступить к решению всех задач, которые не были решены до настоящего времени».

Викентий Проданов с лихвой отблагодарил руководителей Союза православных священников Югославии – титовских агентов в рамках церкви, которые привели его на престол патриарха Сербской православной церкви. В конце 1950 г. Викентий официально признал законной деятельность руководителей этого Союза и дал им свое «архипастырское благословение» на дальнейшее проведение их деятельности. 26–27 декабря 1950 г. в Белграде состоялось расширенное заседание Главного комитета Союза православных священников Югославии, на котором, кроме членов этого комитета, присутствовали представители республиканских Союзов православных священников. Викентий направил этому сборишу титовских агентов приветственное письмо, в котором было сказано следующее:

«Шлем вам Наше архипастырское благословение и добрые пожелания в успешной работе на благо нашего отечества. Святой церкви и нашего православного народа».

В нарушение всяких правил приличия данное заседание Главного комитета Союза православных свяшенников Югославии ни одним словом не почтило память патриарха Сербской церкви Гавриила, хотя это заседание было первым после его смерти. Ораторы, выступавшие на этом заседании, говорили, главным образом, о постоянных «заботах» правительства Тито о народе и церкви, о заслугах руководителей Союза православных священников Югославии, а также о «достоинствах» нового «патриарха» Викентия, который «с большим тактом и ловкостью» решает все проблемы и тем самым способствует установлению единства между церковью и государством.

Наиболее откровенно и цинично это выразил секретарь Союза православных свяшенников Ратко Елич в своем отчетном докладе. Он сказал:

«Благодаря большой активности Союза православных священников, а также в результате прихода на патриарший престол Его Святейшества патриарха Викентия, в настоящее время уже можно говорить, что теперь установлены хорошие отношения между официальной церковью и государством. Его Святейшество патриарх Викентий приступил с большим тактом и ловкостью к разрешению всех проблем, касающихся как взаимоотношения церкви с государством, так и самой внутренней жизни церкви».

Далее Елич, касаясь прошлых разногласий между руководством Союза православных священников (титовской агентуры) и патриархии по вопросу церковной проблемы в Македонии, заметил, что «церковный вопрос HP Македонии созрел для разрешения и можно надеяться, что он будет решен на первом заседании Арх. собора». При этом он сказал: «Македонское духовенство заняло правильную позицию и самым решительным образом выступило против великоболгарской пропаганды, которая пыталась через церковь проводить имформбюровскую политику».

Выражение благодарности новому «патриарху» Сербской церкви со стороны руководителей Союза православных священников Югославии – титовских агентов, переодетых в рясы священников, – нашло свое выражение также в резолюции, принятой 27 декабря 1950 г. на заседании Комитета840 православных свяшенников Югославии. В пункте третьем упомянутой резолюции записано следующее:

«Союз приложил максимум труда и усилий и оказал большое содействие тому, чтобы в результате выборов патриарха Сербской православной церкви на патриарший престол был избран самый достойный архиерей, который делает со своей стороны все для благоприятного решения всех нерешенных до настоящего времени вопросов в нашей церкви, имеющих одновременно огромное значение для государства, народа и церкви».

После окончания заседания, 27 декабря 1950 г., члены Главного комитета Союза православных священников Югославии посетили «патриарха» Викентия и выразили ему «глубокую признательность за архипастырское благословение», которое, согласно сообщению газеты «Виесник» от 1 января 1951 г., «всем членам Союза дало большую моральную поддержку и силу для дальнейшего проведения работы на благо отечества, церкви и народа».

С момента смерти патриарха Гавриила и «избрания» на его место Викентия Проданова Сербская православная церковь была лишена самостоятельности и превращена в орудие преступной внутренней и внешней политики клики Тито. Сейчас уже фактически нет различия между официальной Сербской православной церковью и руководством так называемого Союза православных священников Югославии, которое состоит из открытых приверженцев клики Тито.

Руководство так называемого Союза православных священников Югославии проводит теперь гнусную пропаганду против Советского Союза и стран народной демократии с «благословения патриарха» Сербской православной церкви Викентия Проданова.

ПЕРВЫЙ СЕКРЕТАРЬ ПОСОЛЬСТВА СССР В ЮГОСЛАВИИ

А. ЗУБОВ

АВП РФ. Ф. 021. Оп. 5. П. 19. Д. 379. Л. 1–6. Подлинник.

* * *

Примечания

836

Разослано В.А. Зорину, А.И. Лаврентьеву, в ОБС МИД СССР, в дело.

837

Слухи о насильственной смерти патриарха Гавриила были связаны с его скоропостижной кончиной в январе 1950 г. Документально не подтверждены.

838

См. док. № 155, 156.

839

Речь идет о торжествах в связи с годовщиной антифашистского восстания в Сербии 7 июля 1941 г.

840

Так в тексте. Правильно: Главного комитета.


Источник: Власть и церковь в Восточной Европе : 1944-1953 : Документы российских архивов : В 2 т. / Российская акад. наук, Ин-т славяноведения, Федеральное арх. агентство, Гос. арх. Российской Федерации, Российский гос. арх. социально-политической истории, Арх. Президента Российской Федерации [и др.]. - Москва : РОССПЭН, 2009. / Т. 2: 1949-1953. - 1222, [1] с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle