№ 192. Письмо Г.Г. Карпова В.М. Молотову и К.Е. Ворошилову о пребывании митрополита Николая на Всемирном конгрессе сторонников мира и положении православной церкви в Польше728
г. Москва
6 декабря 1950 г.
СЕКРЕТНО
СОВЕТ МИНИСТРОВ СОЮЗА ССР
товарищу МОЛОТОВУ В.М.
товарищу ВОРОШИЛОВУ К.Е.
Совет докладывает, что по возвращении со второго Всемирного конгресса сторонников мира митрополит Николай на приеме в Совете рассказал о своих впечатлениях от конгресса, о положении Польской православной церкви и о встречах с церковными деятелями других стран729.
При первой встрече с послом СССР в Польше т. Лебедевым последний заявил митрополиту Николаю, что возглавляющий Польскую православную церковь архиепископ Тимофей Шрёттер (польский подданный) – совершенно опустившийся и разложившийся человек и что он своим поведением роняет человеческое достоинство. Это обстоятельство является причиной того, что польское правительство относится к нему с пренебрежением, и это отражается и на положения церкви.
Из бесед митрополита Николая с архиепископом Тимофеем, с которым митрополит Николай встречался дважды, видно, что архиепископ Тимофей не знает о готовящейся замене главы Польской церкви. Это видно из того, что Тимофей спрашивал у митрополита Николая, может ли он считать себя местоблюстителем, возглавляющим Польскую церковь, что ему необходимо якобы для сношений с Восточными патриархами и главами других церквей.
О положении Польской православной церкви Тимофей заявил, что средств от государства церковь не получает, хотя церковь в Польше не отделена от государства, свечных и просвирных доходов не имеет, и духовенство живет очень бедно.
На приеме у архиепископа Тимофея митрополит Николай встретился с вице-директором Министерства культов730 Дарчевским, который ведает дедами православной церкви. Дарчевский незаметно для других спросил у митрополита Николая, одобряет ли он кандидатуру архиепископа Макария на пост главы Польской церкви, знает ли Макарий польский язык, где он получил образование и др., на что и получил от митрополита Николая ответы и разъяснения.
В отношении митрополита Дионисия, отстраненного в 1948 году от руководства Польской православной церковью, митрополит Николай заявил, что по настойчивой просьбе Дионисия он посетил его и провел с ним кратковременную беседу. Митрополит Дионисий заявил, что он ничего не хочет, ни на что не претендует, кроме того, чтобы побывать в Москве и поклониться патриарху, и что он огорчен тем, что его не пустили в Москву.
Однако в беседе митрополит Дионисий не обмолвился ни одним словом о своей переписке с Константинопольским патриархом и между прочим бросил такую фразу: «Для чего меня Бог сохранил? У меня было шесть товарищей архиереев, и все они погибли, а меня Бог сохранил, потому что я был в Польше; если бы я был в России, то, может быть, и меня не было бы».
Дионисий – 75-летний старик, больной, живет в одном доме с архиепископом Тимофеем в хорошо обставленных комнатах и содержится на средства Польской православной церкви. С Тимофеем они видятся редко, только в большие праздники.
Митрополит Николай поделился своими встречами с духовенством731 других стран и исповеданий – католиками, протестантами и т.д. Всего на конгрессе присутствовало 72 священнослужителя против 11 на первом конгрессе.
Отношение католического духовенства к митрополиту Николаю было сдержанным. Среди польского католического духовенства были 2–3 священника, с которыми митрополит Николай встречался в Чехословакии и которые проявляли свое расположение.
Глава польского прогрессивного духовенства Пастернак относился более чем сдержанно, так же вел себя и итальянский священник Гаджеро – молодой человек, посвященный в сан священника в 1950 году. Английские и американские священники, не говоря уже о Джонсоне732, были приветливы. Хорошо расположен был священник Эванс, который был во главе 15 английских священников, подписавших опубликованный в польских газетах протест против отказа в визах на въезд в Англию делегатам конгресса.
На конгрессе было оглашено приветствие конгрессу польского епископата в несколько своеобразной форме: приветствие исходило от секретаря епископата, ксендза, передавшего конгрессу пожелания епископата. Это приветствие, хотя и было встречено аплодисментами, но своей формой, по мнению митрополита Николая, произвело впечатление неискреннего.
Это предположение оправдалось потом, когда на предложение некоторых представителей церквей собраться и выработать декларацию от имени священнослужителей – участников конгресса, от польских епископов (а затем и венгерских) последовало запрещение своим священникам участвовать в таком собрании.
Интерес к Русской церкви на конгрессе со стороны духовенства других стран был большой.
Митрополита Николая расспрашивали о Русской церкви голландские. французские делегаты, польские ксендзы, а после выступления Николая к нему подходили и поздравляли представители Чили, Кубы, Аргентины, Бразилии и др. Очень хорошо был принят привезенный митрополитом Николаем на конгресс сборник «Русская православная церковь в борьбе за мир», изданный на русском, немецком, французском и английском языках. Особенно заинтересовались сборником немцы из Западной Германии, для которых многое из сборника оказалось новым.
Митрополит Николай рассказал, что в своем выступлении он предполагал осудить политику Ватикана, и представленный им проект речи был одобрен.
Однако на одном из заседаний его пригласил т. Фадеев и предложил переработать текст выступления и смягчить или совсем опустить раздел о Ватикане, а также ничего не говорить о преимуществах жизни в Советском Союзе против западных стран, тем самым не отдавать предпочтения одним делегатам перед другими и подчеркнуть, что на конгрессе все равны.
Выступление митрополита Николая состоялось 20 ноября.
Председатель Совета
по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР
(КАРПОВ)
ГА РФ. Ф. 6991. Oп. 1. Д. 606. Л. 177–180. Копия.
* * *
Примечания
В конце документа имеется следующее примечание: «Справка: 7.XII.50 г. позвонил тов. Поляков из секретариата т. Молотова и передал указания т. Молотова: «Ознакомить с документом тов. Григорьяна». С. Белышев».
См. док. № 189.
Так в тексте. Следует читать: Департамента по делам вероисповеданий.
Так в тексте.
Английский протестантский священник, настоятель Кентерберийского собора Хьюлетт Джонсон имел репутацию «красного настоятеля».
