№ 172. Из материалов Совета по делам РПЦ. Информация П. Тагарова об отношении иерархов н духовенства Болгарской православной церкви к посланию патриарха Алексия в защиту мира
г. София
21 сентября 1950 г.
СЕКРЕТНО
Перевод с болгарского
Послание Его Святейшества Московского и всея Руси патриарха Алексия, направленное представителям всех православных церквей по случаю всеобщего движения в зашиту мира644, имело следующее отражение среди болгарской церковной общественности:
Святой Синод Болгарской церкви еще до получения послания патриарха, в конце февраля месяца с.г., выступил по своей инициативе с посланием к болгарскому народу в зашиту мира. В ответ на послание патриарха Алексия Св. Синод уведомил Его Святейшество в том, что «болгарское православное духовенство непрестанно молится о мире во всем мире», а Св. Синод, пользуясь различными случаями, обращается с призывами к православному и миролюбивому болгарскому народу молиться и бороться «за мир, за разрушение планов тех, которые ненавидят мир, и за спасение мира от новой войны». Кроме того, Св. Синод выразил полное согласие и готовность послать своих делегатов на мирную совещательную конференцию с участием представителей других православных церквей, когда Его Святейшество сочтет удобным ее созвать.
После патриаршеского послания только двое из митрополитов, а именно Сливенский Никодим и Пловдивский Кирилл отправили христианам своих епархий послания о мире.
Болгарское духовенство, однако, встретило с несравнимо большим энтузиазмом послание патриарха Алексия*645. Почти все околийские братства священнослужителей в стране созвали конференции на местах, на которых были приняты резолюции, выражающие твердую волю болгарского духовенства решительно бороться за защиту мира и против американо-английских поджигателей новой войны. Делегаты этих конференций направили всем организациям, находящимся у нас, а также за границей как-то: Секретариату ООН, Постоянному комитету Всемирного конгресса сторонников мира в Париже, генералиссимусу Сталину, патриарху Алексию и др. телеграммы в защиту мира во всем мире.
Союз священнослужителей646 через свой печатный орган газету «Народный пастырь» широко оповестил эти резолюции и телеграммы.
Пловдивский митрополит * Кирилл по своей инициативе созвал в г. Пловдиве мирную конференцию священнослужителей своей епархии, по примеру которой подобные конференции были созваны и другими митрополитами. Такие конференции имели место в городах Старой Загоре, Плевене, Софии, Русе, Сталине, Бургасе, Видине и Благоевграде*. На всех этих конференциях были также приняты соответствующие резолюции и телеграммы, которые были направлены вышеуказанным организациям и лицам.
Необходимо отметить, что послание Всероссийского патриарха647 Алексия не было встречено одинаково всеми членами Св. Синода.
В то время как * Пловдивский митрополит Кирилл, Сливенский Никодим, Ловчанский Филарет и Сталинский Иосиф встретили это послание с нескрываемым чувством удовлетворения, которое они выразили как через направленные от их имени послания, так и на созванных конференциях*, а также в частных разговорах, остальные митрополиты, а именно: Врачанский Паисий, Видинский Неофит, Старо-Загорекий Климент, Русенский Михаил и Тырновский Софроний высказали притворным и неискренним образом свое удовлетворение*. В частных разговорах, как и на самих конференциях, высказывания этих митрополитов носили шаблонную форму и были проникнуты пацифизмом. В общем их высказывания на конференциях были лишены какой бы то ни было активизирующей и мобилизующей духовенство и мирян силы в борьбе за мир. Даже, более того, некоторые из этих митрополитов – Врачанский Паисий и Видинский Неофит – сделали попытки провалить конференции под предлогом того, что якобы является бессмысленным созывать подобные конференции после того, как Синод обратился к священникам с указанием молиться и проповедывать в церквях за мир. Разумеется, это им не удалось. Во время проведения конференции эти два митрополита подчеркнули еще раз свое отринательное отношение, предложив не избирать почетного президиума, а Видинский митрополит Неофит даже сперва отказался послать телеграммы за границу и, в частности, т. Сталину, патриарху Алексию и Постоянному комитету зашиты мира. Он сказал, что достаточно будет послать одну телеграмму Св. Синоду Болгарской церкви.
Директору вероисповеданий, как и большинству делегатов-священников, пришлось потратить немало усилий, чтобы убедить митрополита Неофита в том, что его позиция является неправильной. Последний дал свое согласие на отправку телеграмм за границу только после того, как переговорил по телефону с заместителем председателя Св. Синода митрополитом Паисием.
В целом можно сказать, что все проведенные священнические конференции епархий дали очень хорошие результаты. И это, разумеется, объясняется тем, что приходское духовенство преисполнено большим энтузиазмом защищать мир не только на словах, но и на деле.
Подпись: Тагаров.
ГА РФ. Ф. 6991. Oп. I. Д. 723. Л. 83–86. Копия.
* * *
Примечания
Речь идет об опубликованом в марте 1950 г. в печати призыве патриарха Алексия подписываться под Стокгольмским воззванием Постоянного комитета Всемирного конгресса сторонников мира о запрещении «ядерного оружия как оружия устрашения и массового истребления людей».
Здесь и далее текст, отмеченный *–*, подчеркнут.
Так в тексте. Правильно: Союз священников.
Так в тексте. Следует читать: патриарха Московского и всея Руси.
