№ 140. Письмо Г.Г. Карпова Ю.В. Садовскому и С.П. Кирсанову об организации поездки в СССР делегации священнослужителей Чехословакии550
г. Москва
16 мая 1950 г.
СЕКРЕТНО
ЗАМЕСТИТЕЛЮ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА ПО ДЕЛАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТОВ ПРИ СОВЕТЕ
МИНИСТРОВ СОЮЗА ССР
тов. САДОВСКОМУ Ю.В.
МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР
Заведующему 4-м Европейским отделом
тов. КИРСАНОВУ С.П.
Совет направляет при этом письмо МИД СССР от 9.V–50 г. за № 1270/4-ео и список членов делегации различных церквей в Чехословакии с краткими характеристиками на них, намеревающихся прибыть в СССР.
При этом сообщается для Вашего сведения, что вопрос о приезде этой делегации возник в период пребывания в Чехословакии церковной делегации Московской патриархии во главе с митрополитом Николаем, к которому обратился министр юстиции и культов ЧСР Чепичка с просьбой помочь получить визы на приезд в СССР группе прогрессивных священников римско-католической и чехословацкой национальной церквей, желающих ознакомиться на месте с церковной жизнью в СССР551.
У Совета по делам Русской православной церкви возражений нет, но поскольку от православной церкви в составе делегации имеется только один представитель, Совет считает, что входить в правительство с этим вопросом следует Вам552.
Приложение: Упомянутое.
Председатель Совета по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР КАРПОВ
[Приложение]
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СОВЕТА ПО ДЕЛАМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР
тов. КАРПОВУ Г.Г.
На Ваш № 170/с от 6 марта 1950 г.
По сообщению нашего посольства в Праге, Государственное управление по делам церквей Чехословакии крайне заинтересовано в посылке в Советский Союз делегации прогрессивных священнослужителей различных чехословацких церквей.
По словам министра А. Чепичка, упомянутую делегацию (состав которой перечислен в прилагаемом списке) было бы желательно познакомить с богослужением и церковной жизнью православной церкви в Москве или в каком-либо другом месте по усмотрению Священного Синода православной церкви.
Кроме того, было бы также желательно познакомить членов делегации с достопримечательностями г. Москвы: театрами, музеями, Третьяковской галереей и, если можно, с каким-либо заводом и колхозом.
Советское посольство в Праге поддерживает ходатайство Государственного управления по делам церквей Чехословакии о направлении в Советский Союз упомянутой церковной делегации.
ПРИЛОЖЕНИЕ: состав церковной делегации и краткие характеристики на ее отд. членов.
Заведующий IV Европейским отделом МИД СССР
(С. Кирсанов)
СОСТАВ церковной делегации ЧСР
От католической церкви
1. Ян Мара – капеллан.
2. Богуш Черноцкий – священник.
3. Йозеф Бухта – священник.
4. Дезидер Стрегар – администратор Кошуты и управляющий Словацкой хариты.
5. Виктор Гайдозик – священник.
От греко-католической церкви
6. Евжен Бескид – священник.
7. Микулаш Кело – греко-католический декан.
От православной церкви
8. Петер Кернашевич – священник.
От чехословацкой церкви
9. Франтишек Коварж – патриарх.
10. Мирослав Новак – епископ.
От евангелической церкви
11. Виктор Гаек – руководитель Чехословацкой евангелической церкви.
12. Ян Штрба – священник в Словакии.
Руководителем делегации рекомендуется заведующий отделом культов Владимир ЭКАРТ.
ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 3. Д. 70. Л. 175–177. Подлинник.
* * *
Примечания
На документе имеются следующие пометы: «И. Карпову. На исполнение. Ю. Садовский»; «Исполнено № 25154с 23/V–50 г.»; «В МИД исполнено № 6–162с 24.8.50 г.».
См. док. № 113.
22 мая 1950 г. Совет по делам религиозных культов представил в ведомство Карпова свое обоснование, почему инициатива приглашения делегации должна исходить от Совета по делам РПЦ. В документе говорилось:
«1. Поскольку инициатива приглашения церковной делегации Чехословакии принадлежит патриархии Русской православной церкви, поскольку желание самой делегации – познакомиться с церковной жизнью, главным образом с Русской православной церковью, поэтому и приглашение делегации на приезд в СССР должно исходить от патриархии Русской православной церкви.
2. К тому же в Москве и под Москвою по нашей линии нет таких объектов, которые можно бы было показать делегации, а в провинцию пускать ее, по-моему, нецелесообразно.
3. У Совета по делам религиозных культов, по-моему, в данный момент нет никаких веских оснований и фактов, которые могли бы служить убедительным доказательством тому, что приглашение делегации церковников Чехословакии должно исходить от нашего Совета, а не от Совета по делам Русской православной церкви.
4. Исходя из этого, я полагал бы возвратить переписку в Совет по делам Русской православной церкви, разъяснив, что:
а) приглашение делегации должно исходить от патриархии Русской православной церкви;
б) по этим соображениям и представление в Правительство СССР должно исходить от Совета по делам Русской православной церкви, а не от Совета по делам религиозных культов» (ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 3. Д. 70. Л. 197).
Вероятно, Совету по делам РПЦ удалось отстоять свою позицию и не взять на себя решение вопроса о приглашении чехословацкой делегации. Окончательный ответ в МИД СССР был подготовлен в Совете по делам религиозных культов:
«Заведующему IV Европейским отделом Министерства иностранных дел СССР
тов. КИРСАНОВУ
На В/№ 1270–4-ео
Совет по делам религиозных культов, рассмотрев вопрос о приезде в СССР делегации прогрессивных священнослужителей различных чехословацких церквей, не считает возможным и целесообразным приглашение указанной делегации, ибо ни в Москве, ни вне Москвы нет таких объектов, входящих в сферу ведения Совета по делам религиозных культов, с жизнью и деятельностью которых можно было бы ознакомить указанную выше делегацию.
Все такие объекты находятся преимущественно в Прибалтике, куда направлять делегацию Совет не видит оснований.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА
(ПОЛЯНСКИЙ)»
(Там же. Л. 198).
