№ 118. Письмо А.Я. Вышинского и председателя Внешнеполитической комиссии при ЦК ВКП(б) В.Г. Григорьяна И.В. Сталину о положении в Болгарской православной церкви с приложением проекта постановления ЦК ВКП(б)479
г. Москва
23 февраля 1950 г.
СЕКРЕТНО
Товарищу СТАЛИНУ И. В.
Совет по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР сообщает, что в Болгарской православной церкви создалась обстановка, которая идет вразрез с интересами Народной Республики Болгарии. Эта обстановка характеризуется тем, что в Болгарской православной церкви назревает раскол на «староцерковников», объединенных вокруг епископата и Синода Болгарской церкви, стоящих на позиции сохранения канонов православной церкви, и «живоцерковников», объединенных в Союз священников и выступающих против существующих канонических положений православной церкви (отмена ношения церковной одежды, разрешение второбрачия вдовым священникам, отмена существующей церемонии при заключении браков и т.п.).
Позицию «живоцерковников» в настоящих условиях нельзя признать правильной, поскольку она идет вразрез с линией Московской патриархии в канонических вопросах и тем самым может способствовать ухудшению отношений между Болгарской и Русской церквами. Следует также учесть, что обострение борьбы между Союзом священников и Синодом может быть использовано иностранными реакционными церковными кругами в целях их вмешательства во внутренние дела Болгарской церкви и распространения на нее своего влияния. Вместе с тем при существующей обстановке Московская патриархия вынуждена будет по соображениям канонического порядка поддерживать Синод, что политически нецелесообразно, так как такая поддержка объективно содействовала бы укреплению положения нынешнего реакционного руководства Синодом.
В связи с вышеизложенным Совет по делам Русской православной церкви предлагает порекомендовать болгарским друзьям через нашего посла в Софии принять меры к предотвращению назревающего раскола в Болгарской церкви, в частности, принять меры к отстранению от руководства Синодом реакционных элементов и подготовить введение единоначалия в церкви, для чего подобрать подходящую кандидатуру на пост патриарха, сделав Синод совещательным органом при патриархе480.
*МИД СССР и Внешнеполитическая комиссия ЦК ВКП(б) считают целесообразным дать указание послу СССР в Софии сообщить в устной форме тов. Червенкову мнение Совета по делам Русской православной церкви о положении в Болгарской православной церкви*481.
Проект Постановления ЦК ВКП(б) прилагается. Просим рассмотреть.
А. Вышинский В. Григорьян
Проект
Постановление цк вкп(б) вопрос мид и впк
Поручить МИД СССР через посла СССР в Болгарии Бодрова сообщить Червенкову мнение Совета по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР о положении в Болгарской церкви, обратив внимание Червенкова на то, что позиция Союза болгарских священников, направленная на ревизию канонических положений православной церкви, идет вразрез с линией Московской патриархии в канонических вопросах и тем самым может способствовать ухудшению отношений между Болгарской и Русской православными церквами, и что этим могут воспользоваться реакционные болгарские и иностранные церковные круги.
Следует рекомендовать Червенкову предпринять меры к предотвращению назревающего раскола в Болгарской церкви, а также меры к постепенной замене нынешнего реакционного руководства Синодом и подготовить введение единоначалия в Болгарской православной церкви с подбором подходящей кандидатуры на пост патриарха, сделав Синод совещательным органом при патриархе.
АП РФ. Ф. 3. Оп. 64. Д. 262. Л. 57–59. Подлинник.
Опубл.: Советский фактор в Восточной Европе. 1944–1953. Документы. Т. 2. 1949–1953. М., 2002. С. 275–277.
* * *
Примечания
Разослано В.М. Молотову, Г.М. Маленкову, Л.П. Берии, А.И. Микояну, Л. М. Кагановичу, Н.А. Булганину.
Вопрос о выборах патриарха Болгарской православной церкви решился лишь в мае 1953 г. на Третьем Церковно-народном соборе. Почти единодушно главой Болгарской церкви был избран митрополит Пловдивский Кирилл. Болгарская исследовательница Д. Калканджиева утверждает, что избрание Кирилла было в значительной мере обусловлено предсказуемостью его поведения и той мерой лояльности по отношению к власти, которая делала его ее «послушным орудием» (Д. Калканджиева. Бълтарската православна църква и държавата. 1944–1953». София. 1997. С. 326).
Текст, отмеченный *–*, отчеркнут карандашом по левому полю вертикальной линией.
