Источник

№ 113. Отчет митрополита Николая о пребывании делегации Московской патриархии в Чехословакии460

г. Москва

76 февраля 1950 г.

Четыре задания, какие мы ставили перед собой, направляясь в Чехословакию461, я считаю выполненными до возможного предела.

1. Обе хиротонии новых епископов мы совершили с максимальной торжественностью462. Второе из этих богослужений, связанное с хиротонией (в Прешове), предварялось шествием архиереев с крестным ходом из епархиального дома до храма. Обе эти службы транслировались по радио и сняты на фильм.

2. Мы посетили 8 православных церквей (3 – в Праге, в Карловых Варах, Оломоуце, Братиславе, Кошице, Прешове). Везде мы совершали торжественные молебствия с многолетиями. Меня во всех храмах встречали настоятели, и я везде произносил речи и проповеди. Кроме того, с нашим участием были совершены вечерня в Оломоуце, всеношная в Прешове и всеношная в Праге.

3. Я, митрополит Елевферий, архиепископ Макарий и секретарь посольства [СССР] Н.Н. Кравченко провели ряд совещаний по вопросу о работе среди униатов и выработали план действий: постепенная подготовительная работа в низовых массах, выявление инициативной группы для работы среди униатов руками самих униатов. Намечены лица для этой работы. *М.А. Силин полагает, что из СССР надо бы направить сюда для временной работы какого-нибудь миссионера-священника в помощь местным силам*463, а также прислать для митрополита Елевферия в подкрепление теоретических установок в борьбе с униатами специальную противокатолическую литературу. Он полагает, что работу надо начинать теперь и не бояться, если фанатики-униаты свяжут ее с пребыванием здесь нашей делегации, тем более что *первым результатом пребывания делегации в Прешовском крае уже явилось заявление семи униатских сел о переходе в православие с соответствующими об этом документами, а также заявления двух униатских священников о желательности встречи с новым епископом Алексием*. С митрополитом Елевферием надо Московской патриархии держать самую тесную связь для консультаций в связи с развитием этой акции. Сейчас подробные детали всей работы представить трудно. Ясно, что среди униатских низов намечается волна движения в сторону возвращения к православию. Униатский архиепископ Гойдич проявляет большую нервозность, торопясь, со своей стороны, скорее подготовить и осуществить перевод своей паствы в римско-католический обряд, что массы униатов, *по имеющимся сведениям, встретят с оппозицией*464.

4. Я провел большую работу в деле борьбы в защиту мира. В Праге по приглашению Национального комитета сторонников мира я сделал доклад «Русская православная церковь в борьбе за мир» в большом заде городской библиотеки. В Оломоуце, по приглашению краевого комитета защиты мира я сделал доклад в зале Народного дома «Православная церковь и дело защиты мира». Обе лекции сопровождались овациями. В Оломоуце принята соответствующая резолюция. В Братиславе в зале университета я сделал доклад о православной церкви в СССР, но связал его содержание с вопросами борьбы за мир. Лекция встречена горячо. В Кошице я говорил о борьбе за мир с балкона Дома Союза чехословацко-советской дружбы перед 8–10-тысячной толпой манифестантов. Вечером в этот день я выступил на 1-й Кошиикой краевой конференции защиты мира в здании театра с докладом «Борьба за мир». Была принята резолюция, и здесь были шумные овации. В Прешове мы приняли участие в манифестации за мир по случаю «Дня мира». Перед 20-тысячной толпой я дважды выступал с речами. Овациям по нашему адресу не было конца. Была принята резолюция о борьбе за мир.

* * *

4-го февраля в актовом зале Богословского факультета имени Яна Гуса в Праге состоялось с большой церемонией вручение мне диплома о присвоении степени доктора богословия «гонорис кауза»465. После торжественной церемонии я прочел здесь доклад о православной церкви в СССР, выслушанный с огромным вниманием.

*Все мои доклады в Чехословакии передавались по радио и записывались на пленку*.

Я посетил Духовную семинарию в Праге и обратился к учащим и учащимся с речью.

В Прешове я провел беседу о Русской православной церкви перед духовенством и церковным активом всей Прешовской епархии, собравшимся на торжество хиротонии.

Во всех городах (Прага, Оломоуц, Братислава, Кошице, Прешово) нами были возложены венки у памятников на могилы советских воинов, после чего мною были совершены здесь панихиды.

Общественность и население повсюду встречали нас с горячими, шумными выражениями любви к Советскому Союзу, великому его Вождю и Русской православной церкви, а в некоторых местах, особенно в Кошице и Прешове, овации по нашему адресу носили бурный характер466.

Мы получили много подарков: от рабочих и детей города Кошице и города Прешово, от приматоров всех городов и лично от министра г-на Чепичка.

* * *

Министр Чепичка обратился ко мне накануне отъезда со следующими предложениями:

1. Помочь через Совет по делам Русской [православной] церкви получить у советского правительства визы на выезд в СССР группе римско-католических прогрессивных священников и священников Чехословацкой национальной церкви, желающих ознакомиться на месте с церковной жизнью в СССР. Этот приезд, по его словам, может быть приурочен к какому-нибудь православному церковному торжеству в СССР или крупному церковному празднику и мог бы быть предварен приглашением со стороны Русской церкви, направленным к этой группе467. Об этом желании прогрессивных римско-католических священников побывать в СССР для указанной цели мне говорил непосредственно на приеме у экзарха римско-католический священник Чарнецкий. который сказал, что отражает мнение свыше 20 священников и что об этом он делал заявление министру Чепичка.

2. Министр Чепичка просил прислать православную богословскую литературу для Богословского факультета и для Государственного управления по церковным делам для предоставления ее тем из римско-католического и другого инославного духовенства, которые желают изучать православие.

М.А. Силин дал нам указания, чтобы митрополит Елевферий тотчас по нашем отъезде сообщил министру Чепичка наше пожелание, чтобы он с этими вопросами обратился к советскому правительству чрез свое правительство.

Профессор Богословского факультета имени Яна Гуса Громадка обратился ко мне с предложением, чтобы я, когда будет для меня возможным, приехал в Прагу недели на две для прочтения на Богословском факультете лекций о православии. Он повторил эту просьбу министру Чепичка в моем присутствии (на приеме у экзарха), и тот сказал, что это было бы возможно связать с днями моего приезда на курорты Чехословакии, куда я мог бы приехать, если пожелаю, для лечения.

* * *

Всего я выступил в Чехословакии 66 раз; из них сделал докладов – 6, выступал перед микрофоном по разным поводам – 6 раз, по радио выступал – 1 раз, сказал проповедей и речей в храмах – 21 раз, приветственных и ответных речей при встречах на вокзале и визитах в государственные учреждения – 12, речей во время завтраков и обедов – 17, выступал на манифестациях, на улицах – 3 раза468.

Митрополит Николай

ГА РФ. Ф. 6991. Oп. 1. Д. 735. Л. 5–9. Подлинник.

* * *

Примечания

460

Отличное от принятого в Московской патриархии оформление отчета свидетельствует о том, что публикуемый документ изначально предназначался для Совета по делам РПЦ.

461

В состав делегации Московской патриархии, находившейся в Чехословакии с 28 января по 15 февраля 1950 г., входили: митрополит Николай (руководитель), архиепископ Львовский, Тернопольский и Мукачево-Ужтородский Макарий, протоиерей П. Цветков, архидиакон Троице-Сергиевой лавры С. Туриков и студент Московской духовной семинарии А. Дроздов.

462

5 февраля в г. Оломоуце была совершена хиротония (рукоположение) архимандрита Честмира, а 12 февраля в г. Прешове хиротонисан архимандрит Алексий (Дехтерев). Оба были возведены в сан епископа.

463

Здесь и далее текст, отмеченный *–*, подчеркнут карандашом.

464

О последствиях, которые имел визит делегации Московской патриархии для изменения церковной обстановки на Прешовшине, см. док. № 124.

465

О том, как проходила церемония, митрополит Николай сообщил в Совет по делам РПЦ следующее:

«4 февраля в торжественной обстановке в большом зале Богословского факультета имени Яна Гуса состоялся акт по случаю присуждения мне степени доктора богословия “гонорис кауза”.

В зале находились министры, многие деятели науки, политики и [представители] общественности, представители других церквей и исповеданий и много публики.

Под звуки фанфар и оркестра, исполнявшего гуситский хорал, в переполненный гостями зал парами входили профессора в докторских мантиях, шапочках и золотых цепях на груди. В последней паре шли декан факультета д-р Ф. Коварж и я. Когда профессора и я заняли свои места, декан предложил “референту” проф. Фр. Беднаржу прочитать доклад о моей церковной, научной и общественной деятельности. После этого реферата акт “промоции” – объявления меня “почетным доктором богословия” – сделал на латинском языке проф. И.Л. Громадка, который и возложил на меня докторскую золотую цепь. Я был приглашен на трибуну и произнес речь, поблагодарив за честь, которую я отнес ко всему русскому народу и ко всей Русской православной церкви. В истории евангелического Богословского факультета имени Яна Гуса Пражского университета это первый случай присуждения степени доктора православному архиерею». (ГА РФ. Ф. 6991. Oп. 1. Д. 735. Л. 28.)

466

В Совете по делам РПЦ митрополит Николай так описал торжества в Прешове:

«Не стихали крики на площади “Hex жие (да здравствует) великий Сталин”. Хочу сказать, что имя великого Сталина в Чехословакии окружено величайшей любовью. Одно упоминание имени нашего Вождя повсюду, как было и на этой манифестации, вызывало бурные, долго не умолкавшие овации, где бы это имя ни произносилось нами – на многотысячных ли митингах или в небольшом кругу наших чехословацких друзей.

На многолюдных манифестациях за мир, участниками которых мы были, на моих докладах о борьбе за мир чехословацкий народ стихийно, страстно проявлял свою непреклонную волю к борьбе за всеобщий мир». (Там же. Л.33:34).

467

См. док. № 140.

468

Пребывание делегации Московской патриархии в Чехословакии получило высокую оценку патриарха Алексия. Ознакомившись с отчетным докладом, патриарх направил митрополиту Николаю следующее заключение:

«ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННОМУ МИТРОПОЛИТУ КРУТИЦКОМУ И КОЛОМЕНСКОМУ НИКОЛАЮˆ1950 марта 7. Как из этого доклада видно и из других источников известно, на Преосвященном митрополите Николае лежал огромный труд – в течение двух недель беспрерывно, иногда несколько раз на дню, выступать с докладами, речами, приветствиями, ответами и т.д. от лица Русской православной церкви перед бесчисленными представителями всяких слоев общества, и в храмах, и в залах, и на приемах, и на ученых собраниях во многих городах Чехословакии. И этот труд, и эта ответственная задача были им выполнены блестяще, как это видно из многочисленных отзывов, в том числе и из отзывов чехословацкой печати, восторженно отзывавшейся о выступлениях митрополита Николая, удостоенного старейшим университетом Чехии звания доктора богословия.

Считаю долгом особо отметить этот исключительный по значению труд Преосвященного митрополита Николая и выразить ему самую искреннюю и сердечную благодарность за столь достойное представительство им нашей Церкви.

Патриарх Алексий». (Там же. Л. 38).


Источник: Власть и церковь в Восточной Европе : 1944-1953 : Документы российских архивов : В 2 т. / Российская акад. наук, Ин-т славяноведения, Федеральное арх. агентство, Гос. арх. Российской Федерации, Российский гос. арх. социально-политической истории, Арх. Президента Российской Федерации [и др.]. - Москва : РОССПЭН, 2009. / Т. 2: 1949-1953. - 1222, [1] с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle