Источник

№ 105. Из дневника В.З. Лебедева. Из записи беседы с Я. Берманом о предстоящем избрании митрополита православной церкви в Польше414

г. Варшава

13 января 1950 г.

СЕКРЕТНО

[...]415

2. Перейдя к вопросу о польской католической церкви, Берман сказал, что руководство намерено в течение ближайших 6–7 дней нанести удар по антиправительственной деятельности католической церкви в Польше. Дело в том, что нами разоблачена шпионская группа среди монашеских орденов. Несколько человек арестовано.

Существующий в Польше с 1948 года «Совет провинциалов» (провинциалы – это главы монашеских орденов в Польше) занимался разведывательной работой. Мы намерены арестовать несколько человек этих провинциалов и опубликовать коммюнике об их шпионской деятельности. Изданный нами ранее декрет о регистрации обществ дал свои результаты: он привел к самороспуску многих католических организаций. Как оказалось, в деревне эти католические организации были весьма неактивны. Кроме того, мы намерены ударить по материальной базе, позволяющей католикам работать среди масс.

Самая крупная из этих баз – организация «Каритас»416. Мы произвели проверку складов этой организации и документов в них. Обнаружили злоупотребления во Вроцлаве, порчу материалов, нехватку вещей, кражи. Факты, компрометирующие деятелей костела, действовавших в этой организации, дают основание назначить правительственных уполномоченных в «Каритас» (из числа католиков). Кроме того, есть возможность привлечь часть демократически настроенных ксендзов417, которые поддержат эту кампанию против «Каритаса». Обнаружилась значительная тяга среди монахов и монахинь к выходу из монастырей и возвращению к гражданской жизни. Костел противодействует этому, но мы дадим возможность этим людям покинуть монастыри и устроиться на работу.

Все эти меры, закончил Берман, по нашему мнению, заставят католический костел пойти на соглашение с нами, проект которого был разработан несколько недель тому назад.

Я поблагодарил Бермана за информацию.

[…]418

8. Я напомнил Берману о своей просьбе сообщить нам позицию польского правительства в вопросе о намеченном избрании митрополита Польской православной церкви.

Берман ответил, что временный глава православной церкви Польши архиепископ Тимофей обратился в Министерство администрации с ходатайством для разрешения такого избрания митрополита, но вопрос еще польским правительством не рассматривался: к нему можно будет вернуться, как только Министерство администрации подготовит вопрос для решения его правительством.

[…]419

АВП РФ. Ф. 0122. Оп. 33. П. 253. Д. 9. Л. 1, 3–4, 6. 7. Подлинник. Полностью опубл.: Советский фактор в Восточной Европе. Т. 2. 1949–1953. М., 2002. С. 239–244.

* * *

Примечания

414

Разослано А.Я. Вышинскому, А.И. Лаврентьеву, в дело.

415

Опушен текст о состоянии польско-французских отношений, проекте создания мемориального кладбища советских воинов, павших в боях за Варшаву, предстоящем чествовании 35-летия со дня кончины Ю. Мархлевского, положении немецких рабочих в Польше и пр.

416

«Каритас» – благотворительная католическая организация, имевшая свои отделения на всей территории страны. В рассматриваемый период помощью «Каритаса» пользовались более 100 тыс. стариков и 130 тыс. малоимущих семей. Организация располагала значительными финансовыми возможностями: помимо государственных дотаций, пожертвования регулярно поступали из стран Европы и Америки. Решая задачу установления государственного контроля над «Каритасом», власти провели 23 января 1950 г. ревизию во всех отделениях, мотивированную финансовыми нарушениями при расходовании бюджетных средств. Как сообщили представители польской власти генконсулу СССР в Гданьске А.И. Красильникову, «...правительственный контроль установил громадные хищения и разбазаривание всех этих средств между узким кругом ксендзов и разных темных личностей. Ксендзами в корыстных целях было присвоено и разбазарено в общей сложности свыше 70% всех этих средств» (АВП РФ. Ф. 0122. Оп. 33. П. 254. Д. 13. Л. 13–14). В день массовой ревизии, 23 января, правительство ввело принудительное управление организацией со стороны государства и костела, представленного священнослужителями, сотрудничавшими с властью. Политическая подоплека этих действий власти становится ясной из заявления Я. Бермана послу В.З. Лебедеву 20 января 1950 г. о том, что «польское правительство... возьмет в свои руки управление католической организацией «Каритас», а также подвергнет аресту тех деятелей из монашеских орденов, которые занимаются шпионажем. Все это, надо думать, вызовет враждебную реакцию в США и других странах. Но... мы должны упорядочить свои отношения с польским костелом и заставить его принять условия соглашения, которые нами выдвинуты». (Там же. П. 253. Д. 9. Л. 8).

417

К осени 1949 г. при Союзе борцов за свободу и демократию оформилась группа из 45 «ксендзов-патриотов». 1 сентября 1949 г. их делегацию принял президент страны, что должно было придать политический вес немногочисленным «оппозиционерам», среди которых были капелланы Войска Польского и рядовые священники, по разным причинам, в том числе и под нажимом органов госбезопасности, примкнувшие к церковной «оппозиции» епископату. Последний, со своей стороны, справедливо охарактеризовал назначение этой группы быть орудием в руках власти для раскола церкви. По сведениям польских историков, численность группы «ксендзов-патриотов» и их сторонников в начале 1950 г. составила 1000–1200 человек, то есть примерно 10% состава приходского духовенства, причем активно проявляли себя 250–300 человек. В дальнейшем группа не смогла существенно расширить свои ряды, поскольку ее «идейные» основы (одобрение правящего режима и его религиозной политики, осуждение действий Ватикана, требование изменить отношения внутри католического клира) носили откровенно политический характер и были направлены на создание предпосылок для сопротивления католического духовенства епископату и стоявшему за ним Ватикану. (Подробнее см.: Zaryn J. «Ksiçdzy-patrioci» – geneza powstania formacji duchownych katolickich // Polska 1944/1945–1989. Warszawa, 1995. S. 123–149).

418

Опушен текст о состоянии польско-французских отношений, проекте создания мемориального кладбища советских воинов, павших в боях за Варшаву, предстоящем чествовании 35-летия со дня кончины Ю. Мархлевского, положении немецких рабочих в Польше и пр.

419

Опушен текст о состоянии польско-французских отношений, проекте создания мемориального кладбища советских воинов, павших в боях за Варшаву, предстоящем чествовании 35-летия со дня кончины Ю. Мархлевского, положении немецких рабочих в Польше и пр.


Источник: Власть и церковь в Восточной Европе : 1944-1953 : Документы российских архивов : В 2 т. / Российская акад. наук, Ин-т славяноведения, Федеральное арх. агентство, Гос. арх. Российской Федерации, Российский гос. арх. социально-политической истории, Арх. Президента Российской Федерации [и др.]. - Москва : РОССПЭН, 2009. / Т. 2: 1949-1953. - 1222, [1] с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle