Источник

VII. Особенные случаи и чудотворения

В 1789. году, при копании рвов для ограды, найден старинный деревянный резной крест, искусно сделанный. Неизвестно, кому достался этот крест и где находится он ныне.

Во время настоятельства о. игумена Ефрема обретена на Валааме чудотворная икона Божией Матери Одигитрии. Сие обретение совершилось чудесным образом. Два прибрежные жителя из Олонецкой губернии шли раннею весною по льду в Валаамскую обитель для поклонения угодникам Божиим Сергию и Герману. На половине пути странников застиг ветер столь сильный, что взломал лёд и разметал его по озеру. Бедняки трое суток носились по необозримому пространству воды на уцелевшей под их ногами небольшой льдине.

Одно только милосердие Божие могло спасти их от погибели и они молили преподобных Сергия и Германа предстательствовать пред Господом о их избавлении.

Внезапно нашло на них оцепенение, и в это время явились им два святолепные старца – монахи, которые, успокоив их близким спасением, повелевали, в благодарность за сие, по прибытии в Валаамскую обитель, воздать молебное пение пред иконою Пресвятой Богородицы, нарицаемой Смоленская и находящейся в монастырской чернорабочей избе. Удивлённые странники вопросили иноков: кто вы и как попали к нам на эту льдину? – „Мы Валаамские старцы Сергий и Герман; уповайте на Бога и не страшитесь”. Погибавшие очнулись с радостными чувствами и укреплёнными силами.

Взорам их представился Валаамский монастырь, у подножия которого стояла носившая их льдина. Восхвалив дивного во святых своих Господа, они сошли на берег и, пришедши в обитель, рассказали настоятелю и братии о своем приключении. По словам их, отыскали икону Смоленской Божией Матери и отпели Пречистой Деве и угодникам Божиим Сергию и Герману благодарственный молебен.

Признательные странники год трудились безмездно в святой обители и потом благополучно возвратились на родину.

Святая икона сия доныне находится на Валааме в тёплом Успенском соборе, за правым клиросом, подле дверей, ведущих в ризницу, и украшена позлащенною ризою с драгоценными каменьями.

Много чудотворных благодеяний изливает даже и до днесь Господь на поклоняющихся, с сокрушенным сердцем, Пречистой Деве Богородице, пред сим Её изображением.

В описанном случае преподобными Сергием и Германом была явлена помощь благочестивым чтителям угодников Божиих. Но в следующем обстоятельстве усматривается наказание злоумышлявшим против обители. Дело сие совершилось так. Когда монастырь, по возобновлении его, в 1721 году, был ещё деревянный, два белых священника, жившие на Валааме, составили просьбу об уничтожении обители, ради её бедности, и собрались ехать в Петербург для представления оной куда следует. Ночью, накануне поездки, в сонном видении явились им два черноризца и советовали оставить такое предприятие, в противном случае, угрожали им погибелью. Священники не обратили внимания на это предостережение, отправились в путь, и едва отъехали вёрст пять – поднялась буря, потопила их и снова сделалось тихо!.. Мыс, близ которого это случилось, до сих пор называется Попов.

Преподобные Сергий и Герман, первооснователи и покровители Валаамской обители, способствуя молитвами своими благочестию иноков, откровениями своими вразумляли тех из них, которые впадали в сомнение или поддавались духу уныния. Так один монах-отшельник, подвизавшийся среди дремучего леса в пустынной хижине, кознями диавола впал в сомнение относительно места, где почивают нетленные мощи чудотворцев Валаамских Сергия и Германа. Рассуждениями своими он смущал даже многих из братии. Зная, что сей род ничим же может изыти, токмо молитвою и постом (Мк.9:29), инок усугубил пост и просил Господа разрешить его сомнение. Чем усильнее была молитва его, тем сильнее нападал на него дух лукавый; но милосердый Бог, недопустивший Фоме пасть от неверия, внял мольбе и сего подвижника: однажды ночью, когда старец боролся с этим грешным помыслом, вдруг сквозь тусклое окно яркий свет озарил труженическую его келлию. Удивленный пустынник торопливо вышел из хижины и видит, в стороне к монастырю, два, светом солнцу подобные, столпа возвышаются в воздухе. С благоговейным трепетом долго старец созерцал небесное явление, недоумевая о его значении. Возвратясь в хижину, он молил Господа вразумить ему тайну сего видения, и едва старец возлег на одр свой и смежил утомлённые очи, слышит глас: „Маловере! престань чудиться сему видению, оно разрешает твое сомнение: два столпа суть сияние, изливающееся от нетленных мощей преподобных Сергия и Германа, для рассеяния мрачащихся сомнением твоих мыслей”.

На другой день пустынник, со слезами раскаяния и умиленным сердцем, исповедал настоятелю и некоторым из братии грех свой и Господом ниспосланное ему чудесное вразумление.

Св. угодники спасали иноков Валаамской обители и от внешних опасностей жизни. Это доказывает следующий случай, бывший при игумене Назарии. Валаамской обители инок Сергий с некоторыми из братий послан был игуменом Назарием, по монастырским нуждам, в шлюпке на финский берег. Едва они отъехали половину пути, поднялась страшная на озере буря; волны залили утлое судно, пловцы, сколько ни силились гресть, не могли сдвинуться с места и с ужасом каждую минуту ожидали себе смерти. Сам Сергий, бывший в миру мореходцем, побледнел при виде неминуемой опасности; но, собравшись с духом, он стал молиться Богу и призывать в помощь преподобных Сергия и Германа. Спутники последовали его примеру, и мгновенно ладия их поплыла как-бы кем влекомая, и вскоре они очутились у берега. Всмотревшись в местность, они узнали, что их принесло к Валааму. Со слезами умиления возблагодарив дивных своих кормчих, Валаамских чудотворцев, спасенные отправились в монастырь, рассказали настоятелю и братии о избавлении своём предстательством угодников Божиих Сергия и Германа от явной смерти.

Во дни о. игумена Иннокентия девять Манинских рыбаков молитвами Валаамских чудотворцев спасены были от замерзания и голодной смерти. Это были крестьяне и ловили рыбу около Ярайского острова, верстах в двадцати от Валаама. Пища у них вся вышла, и пятеро из них решились ехать в монастырь за провизиею. На половине пути застиг их мороз, лодку охватило льдом, так что ни взад, ни вперед ехать было невозможно. Пешком пуститься тоже не было никакой возможности. Старший из них, рыбак Филипп Ильин, видя, что они находятся в неизбежной опасности, увещевал своих злополучных товарищей молить о спасении преподобных Сергия и Германа и сам первый начал совершать молитву, как умел. Все единодушно и искренно взывали к помощи Валаамских чудотворцев, давая обет, в случае спасения, совершить и благодарную молебную молитву. Так прошла ночь между опасностями жизни и молитвенною надеждою спасения... Стало рассветать, пахнул ветерок... По прямому направлению от их лодки да монастырского Предтеченского острова разломало лёд... и пред взорами погибавших открылся довольно правильный канал. Неимоверно обрадованные рыбаки, славя преподобных Сергия и Германа, направили путь свой по каналу и приехали благополучно в обитель. Там, объявив о своем дивном спасении игумену Иннокентию, они вместе с братиею воспели благодарственную песнь избавителям своим – Валаамским чудотворцам.

Молитвы Валаамских иноков доходили до слуха преп. Сергия и Германа в таком случае, если они взывали к ним о помощи бессловесным, работавшим для обители. Такой случай был при игумене Иннокентии. Когда в его управление отстраивался наружный флигель монастыря, лошадь, возившая материалы, оступилась и со всею упряжью и кладью упала с утеса, против юго-западной стороны монастыря, вниз на 17 сажен! Случившаяся тут братия, как-бы невольно, воскликнула в один голос: „Преподобные Сергий и Герман спасите её!” Глядят – лошадь упада на ноги невредима и упряжь вся цела! Сбежавший за нею под гору работник нашел её спокойно щиплющею траву, привел наверх и продолжал на ней работать, как бы ничего не случилось.

Служба Валаамским чудотворцам Сергию и Герману до нынешняго столетия совершалась по общей минее. Строитель Коневский о. Иларион, бывший впоследствии архимандритом Тихвинского монастыря, по благословению преосвящ. митрополита Амвросия, составил в честь их особенную службу, с приложением и приличного слова на память их. Сия служба была рассмотрена, для церковного употребления, благословлена св. Синодом и напечатана в первый раз в 1817 году. При совершении богослужения по сей службе, в Валаамской обители всегда читается и слово к ней приложенное, имеющее характер прославления Валаамских угодников.

20 октября 1819 года св. Синод определил внести дни памяти и принесения св. мощей Валаамских угодников Сергия и Германа во все печатные месяцесловы с надлежащим, где следует, помещением тропаря и кондака. Память их празднуется ежегодно 28 июня, а пренесение мощей – 11 сентября. В месяцеслове протоиерея Вершинского (С.П.Б. изд. 1856 г. стр. 144), на основании историческаго словаря о святых русской Церкви, говорится, что здесь разумеется перенесение св. мощей после последнего возобновления монастыря, в 1718 году из Староладожского Никольского монастыря обратно на Валаам. Но эта ошибка требует и справления. Мы видели, что мощи преп. Сергия и Германа во время последнего разорения Валаама Шведами в 1611 году оставались в покое на Валааме. Здесь разумеется перенесение св. мощей, бывшее в 1180 году 11 сентября из Новгорода на Валаам, который за 17 лет перед тем был разорен Шведами, отчего и св. мощи в то время с Валаама были укрыты в Новгороде от поругания иноверцев.


Источник: Валаамский монастырь : [Историч. очерк]. - Санкт-Петербург : тип. Деп. уделов, 1864. - [4], VI, XXIV, 348 с., 1 л. фронт. (портр.), 7 л. ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle