прот. Иоанн Чижевский

Источник

Приложения

№ I. Отдел VII к § 67 стр. 227. Наставление священнику, назначенному для обращения иноверных и руководствования с обращенными в Христианскую веру183

Оставить родину и идти в места отдаленные, дикие, лишенные многих удобств жизни для того, чтобы обращать на путь истины людей еще блуждающих во мраке неведения и просвещать светом Евангелия неведения сего спасительного света есть дело по истине святое и равноапостольное. Блажен тот кого избирает Господь и поставит на такое служение! Но сугубо блажен тот, кто со всею радостью и искренностью и любовью подвизается в деле обращения и просвещения, перенося нужды и скорби, встречаемые на поприще своего служения! Ибо мзда его многа на небеси. Но горе тому, кто призван и поставлен благовествовать, и не благовествует! И еще горше тому, кто прошед сушу и море, для того, дабы обратить других, делает обращенных сынами геенны, сугубейшими себя!

Итак ты, иерее, поставляешься на такое дело, за которое ты или внидешь в радость Господа твоего, яко добрый и верный делатель Его, или примешь лишнее осуждение, как лицемерный, лукавый и ленивый раб Его. И да сохранить тебя Господь Бог от последнего, и да даст тебе желание и силы достигнуть первого.

Находясь на месте служения твоего ты будешь иметь особенные и различные обязанности, во-первых – духовные, как священно-служитель и проповедник слова Божия, во-вторых внешние, как член состава благоучрежденного управления общества, а потому для руководства твоего здесь предлагаю тебе наставления касающиеся тех и других.

Часть первая. Главнейшие наставления, касающиеся духовных обязанностей веропроповедника

Наставления касающиеся сего предмета довольно ясно означены в указе 1777 года, где сказано: чтобы он, проповедник, не считал исполненным звание и долг свой в торопливом сподоблении крещения (обращаемых им), а старался бы внушить им и силу христианского учения, и руководствовать ко всякому благонравию без чего крещение, дикарям преподаваемое едва ли не может называться злоупотреблением одного из важнейших таинств христианской веры.

I. Приготовление к веропроповеданию

1. Первое действительное приготовление к сему есть молитва, которая одна может отверзать источник высших наставлений и низводить благословение на всякое благоначинание и дело; а потому всегда а особенно пред всякою беседою с несведущими, которых желаешь, просветит словом истины обращайся к Богу с теплою молитвою.

2 Имей всегда скромное и смиренное расположение духа и не обещай себе самонадеянно необычайных или верных успехов твоему делу. Таковые обещания происходят от гордости, а гордым не дается благодать.

3. Всякий раз, когда ты принимаешься за дело, приводи своя в спокойное и полное присутствие духа иначе ты не можешь высказать и того, что знаешь твердо и основательно.

4. Не приступай к делу без предварительного размышления и не исполняй его с рассеянностью и нерадением, ибо дело твое есть дело Божие, а тот проклят, кто творит его с небрежением.

5. Помни всегда, что если проповедник не будет иметь в себе любви, как к своему делу, так и к тем, кому проповедует, то и самое лучшее и красноречивейшее изложение учения может остаться без всякой пользы, ибо токмо любовь созидает; а потому старайся иметь в себе дух святой любви.

6. Поставь себе в правило: во время посещения отдаленных мест (таких, где уже положено начало христианства) не начинать отправления богослужений и треб дотоле, пока не предложишь посещаемым тобою прихожанам хотя краткого поучения.

7. Проповедь слова Божия естественно начинать прежде там, где ты будешь иметь постоянное местопребывание; но если обстоятельства заставят или будут представляться случаи быть и в других дальнейших местах, то не смотря на то, что ты еще не много успел между живущими с тобою, – не упускай случая быть где только можно, и предлагай свое слово везде и всем, сообразно возрасту, состоянию и времени.

8. Время для поучений и бесед с инородцами избирай преимущественно то, в которое они бывают в сборе. Для сего ты можешь или идти к ним или, если можно, приглашать их к себе.

9. В начале, по незнанию языка инородцев ты должен будешь употреблять переводчика твоих речей: старайся избирать его из самых благонамеренных и благочестивых людей и заблаговременно обучай его катехизису. Лучше если переводчик при тебе будет всегда один и тот же.

II. Порядок веропроповедания

10. Христианство есть потребность, удовлетворение и утешение преимущественно сердца, а не одного ума; и потому в преподавании учения веры надобно стараться действовать более на сердце, нежели на ум. Любопытство ума ненасытимо, но кто сердцем восчувствует потребность веры и утешения ее тот примет ее скоро и удобно и она в нем будет небесплодна. Но чтобы действовать на сердце, надобно говорить от сердца: от избытка бо сердца уста глаголют. И потому только тот кто исполнен и избыточествует верою и любовью может иметь уста и премудрость, ей же не возмогут противиться сердца слушающих и которая верно указует, как, где и что говорить. И так примечай и лови минуту сердечного расположения слушающих тебя. Сие время всегда благоприятно для сеяния слова Божия.

11. Способ преподавать учение веры бывает различен, и по внутреннему состоянию души поучаемого, и по возрасту, и по умственным способностями. И в сем отношении имей в виду, что те, с которыми ты будешь иметь дело по привычкам ж понятиям суть язычники и заблудшие, а по степени образования дети. К сему должно применять способ и порядок преподавания им спасительных истин.

12. Порядок в преподавании учения веры должно сообразовать с тем, который показало нам само Провидение.

Закон Моисеев дан был прежде, чем закон Евангельский, а еще прежде писанного закона Моисеева ведом был неписанный закон естественный, и виновник его Бог Творец и промыслитель. Пред самым временем закона Моисеева явлено было торжественное знамение силы, всемогущества и славы Божией.

Взирая на сей великий и всеобщий образ, учреждай свое малое и частное дело так:

а) От бытия и благоустройства видимых вещей показать бытие, в котором впрочем, кажется, из них никто не сомневается, всемогущество, силу и славу Творца вселенные, Его благость, всеведение и проч. Вместе с сим кратко рассказать историю сотворения первого человека и происхождение от него всех людей и народов, которые в сем отношении суть живые памятники и видимые доказательства творческого всемогущества и премудрости. За сим изложить состав человека из души и тела, его различие от прочих животных, бессмертие души его, и указать намерение Божие в сотворении его т.е. блаженство.

б) Потом показать нравственный закон Моисеев, как Богописанный закон естественный, как средство к достижению блаженства просто и кратко.

Говоря о законе наверное можешь услышать от самых диких отголоски и подтверждение истин сего закона, не изгладило начертанного на скрижалях сердца каждого. Старайся возбуждать в них сие чувство и употребляй его в свою пользу.

в) Когда слушатели твои будут убеждены в существовании Бога и закона; тогда показать им необходимость исполнения закона как воли Творца и видимые следствия неисполнения и несохранения закона. В пример сего рассказать кратко о потопе (предание о нем хотя и сбивчивое, но находится и у диких народов), как о последствии несохранения закона Божия, о благословении Богом праотцов после потопа и в особенности Авраама (коего потомки существуют даже до ныне), как о последствии исполнения закона.

2) После того начинай собственно Евангельскую проповедь так, как начал Сам Иисус Христос, т.е. возвещением покаяния и утешения, или приближения царствия небесного. Старайся приводить их в чувство раскаяния или близкое к раскаянию. Сего можно достигнуть убеждением их в том что за неисполнение закона написанного в сердцах их они непременно будут наказаны и в сей жизни и в будущей, или если не в сей то тем тягчае, вечно в будущей, что никто сам собою не избегнет сих наказаний и проч. Здесь надобно говорить так, чтобы возбудить в них некоторый страх будущих наказаний; и когда они будут приведены в сие чувство, тогда благовествуй им Иисуса Христа Спасителя, Искупителя и надежду всех людей, во утешение им.

Привести в чувство раскаяния и сокрушения есть одно из труднейших дел проповедника, но сие состояние есть одно из важнейших в обращении человека и есть, возделанная земля для насаждения семени христианства. Ибо тогда оно может пасть в самую глубину сердца его и, при последующем содействии благодати принести обильный плод. Благовествование Спасителя грешнику, чувствующему себя виновным пред законом, предварительно и без всякого убеждения поселяете в нем любовь к сему Спасителю, Которого он еще и не знает. А кто возлюбил Иисуса Христа таким образом, тот особенно возлюбил Его, узнав Его, и поверить всему, что говорил Он, и что об Нем будешь говорить и ты. Следовательно тогда открытие всех таинств спасения нашего будет и легко для проповедника и удобоприятно для слушающих его в таком расположении духа.

д) Показав необходимость искупления рода человеческого и величества любви Божией к нему, преподай о пришествии в мир обетованного Искупителя, Его предвечном рождении от Отца (здесь надобно сказать о таинстве Св. Троицы, воплощении, рождестве и земной жизни Иисуса Христа, о Его учении, страдании, смерти, воскресении, вознесении, всегдашнем пребывании с верующими и втором Его пришествии, о воскресении мертвых (которому хотя и по своему, но все дикари верят), будущей жизни, воздаяния праведным и грешным.

е) Наконец скажи что Иисус Христос во время земной жизни Своей имел много учеников из коих Он избрал 12, дал им особенную благодать и силу и послал их во весь мир проповедовать Евангелие всей твари. И все, чему они учили и что заповедал Иисус Христос, написано в их писаниях, которые дошли и до нас и которые уже известны почти всем народам и что все добрые и простосердечные люди, которым удалось услышать учение их, приняли его с радостью и последовали и последуют Ему. Таковые люди обыкновенно называются христианами; a те из них которые точно соблюдали слово Иисуса Христа, сделались святыми, и тела многих из них почивают многие столетия нетленными и проч.

После сего весьма кстати сделать им предложение, не пожелают ли они вступить в число верующих в Иисуса Христа и чрез Него чающих вечного спасения, блаженства и проч. Сего учения веры на первый раз для не слышавших прежде слова спасения довольно.

13. В изъяснении предметов веры надобно говорить обдуманно, ясно и (отчетливо) отчетисто, и сколько возможно кратко, иначе проповедь твоя будет иметь мало успеха. В изъяснении учения Иисуса Христа здесь не нужно много распространяться, т.е. не упоминать всего что сказал Иисус Христос. Но только говорить, что все учение Иисуса Христа заключается в том, чтобы мы покаялись, веровали в Него и имели к Нему и ко всем людям любовь бескорыстную, чистую. В подтверждение учения Его сказать кратко и о чудесах Его.

14. Когда увидишь, что слушатели тебя поняли и изъявят желание сопричислиться Христову стаду, тогда предлагать им: а) об условиях для желающих вступить в число верующих; б) о св. крещении, как таинственном возрождении от воды и духа, вводящем в новую жизнь христианскую, и о прочих таинствах, как средствах к получению благодати Иисуса Христа; и в) о том, кто хочет быть истинным христианином и следовательно воспользоваться всеми плодами искупления.

а) Условия, под которыми желающие могут вступить в число учеников Иисуса Христа, суть: отречься всей прежней своей веры, оставить шаманство и шаманов и не слушать, не следовать обычаям противным христианству, согласиться и исполнять все то, чего требует от них новый закон и церковь, исповедать грехи свои.

б) Желающим и соглашающимся выполнять все означенные условия говорить, что вступление в христианство есть дело великое и важное; и потому вступление в него должно быть торжественно, где желающий вступить должен пред свидетелями отречься от всего противного христианской вере и дать обещание быть учеником Иисуса Христа и все это запечатлеть св. крещением, которое есть вместе и видимый знак вступления в христианство и средство к очищению души от грехов и дверь к принятию прочих даров или средств преподающих благодать Божию, т.е. таинств Св. Церкви, о которых здесь и сказать.

Здесь же нужно показать и достоинство Св. Креста и силу крестного знамения, а также и то, в каком разуме и с каким благотворным намерением Св. Церковь приемлет и чтит святые иконы.

в) Что касается до учения о том, как должен вести себя христианин на первый раз много не распространяться, но говорить только то, что кто хочет быть христианином, т.е. учеником Иисуса Христа и воспользоваться всеми дарами искупления, тот должен: 1) с верою, надеждою и любовью предать себя Иисусу Христу и 2) подражать ему во всем, т.е. стараться сколько возможно поступать всегда так, как поступал всегда Он. Здесь надобно вкратце показать о добродетелях Иисуса Христа, упоминаемых в Евангелии, для того, дабы вступающий мог понять как именно он должен поступать; например Иисус Христос прощал врагам своим, так должны делать и мы и проч.

15. Наконец надобно говорить, что никто, особливо надеющийся на свои силы и на самого себя, без помощи Божией не может быть истинным учеником Иисуса Христа, и если бы Иисус Христос по великой своей любви к людям не даровал нам своей помощи, то никто бы и никогда не мог бы сделаться совершенным последователем Его. Но теперь всякий, кто только хочет, может получать помощь от Него. Помощь сия есть Дух Святой, даруемый, туне; Его можно получать преимущественно молитвою. Молитва же истинная есть обращение сердца к Богу с покорностью, верою и надеждою. Молиться можно везде и всегда, преимущественно же близка благодатная помощь Божия к молитве церковной.

16. Такового учения довольно для новообращенных. Дальнейшее учение христианства, как-то: пространное и обильное духовное истолкование десяти заповедей и проч., изъяснение слов Иисуса Христа переданных в Евангелии, учения Апостолов и (отчасти) предания Св. Отцов составляют предмет уже не первоначального вероучения и духовную пищу не младенцев в вере, но возрастных или по крайней мере возрастающих в христианстве.

Часть вторая. Особенные наставления относительно учения, богослужения и обхождения с инородцами

17. Догматов веры и сущности деятельного учения держаться надлежит так твердо, чтобы ничего противного им не говорить и не допускать, хотя бы угрожала тебе явная смерть.

Но снисхождение новообращающимся, яко младенцам в вере в рассуждении некоторых недостатков обрядовых необходимо надлежит оказывать, частью по местным обстоятельствам, частью в ожидании утверждения их в вере и жизни.

18. Соблюдать посты так, как соблюдают обыкновенно, т.е. переменою пищи, вземлемой из царства животных на одну растительную, тамошние жители почти совсем не могут по самой местности; и пост их удобнее может состоять не в качестве, но в количестве и времени употребления пищи. И потому не должно их принуждать к соблюдению постов переменою пищи, но во-первых объяснять им намерение учреждения постов и пользу их; потом, по мере их убеждения и усердия располагать их к сохранению поста в известные дни таким образом, чтобы смотря по обстоятельствам уменьшить количество приемлемой пищи, и не принимать оной в ранние часы дня. Что касается до дней страстной седмицы, и особенно дней пред Св. Пасхою, то убеждать всех проводить их в возможном посте – и телесном и душевном, в память спасительных страданий Иисуса Христа.

19. Слушание обыкновенных богослужений, кроме литургии, не поставлять непременною для новообращающихся обязанностью и строгого исполнения сего не требовать; а потому во время путешествий твоих по отдаленным местам, когда обыкновенно все посещаемые тобою должны исповедаться и причащаться св. таин, – не считать непременным то, чтобы они ходили в церковь целую неделю как делается у нас обыкновенно, но столько, сколько позволят обстоятельства и только советовать и напоминать им, чтобы они в то время как можно чаще в сердце своем молились Богу о прощении грехов своих и также соблюдали бы как возможно строгий пост. Поучение слову Божию для них всегда есть лучшее приготовление к принятию таинств, нежели чтение обыкновенных псалмов и молитв, потому что никто из них весьма долгое время не будет понимать того, что читается в церкви.

20. При заключении браков, облегчения строгости правил могут быть допускаемы только по самым уважительным причинам и по крайней нужде, a какие именно могут быть облегчения о том будут тебе даны особые наставления. Малочисленность местного народонаселения подобно как в патриархальные времена, не позволит далеко расширять круг возбраненного к супружеству родства; впрочем, запрещения, положенные по сему предмету в книге Левит должно иметь в виду неупустительно.

21. От старых обычаев не противных христианству вдруг не отводить, но только объяснять, что им сие дозволяется по снисхождению.

22. Иностранцам, не принявшим Св. Крещения если не предвидится, что от них может произойти какое-либо оскорбление святыни или нарушение благопристойности не только не возбранять быть при отправлении наших богослужений, как-то: вечерни, утрени и молебнов (если они того пожелают), но даже приглашать их к тому.

Что же касается до литургии, хотя по правилам церкви и не должно допускать их к слушанию литургии верных, но так как некогда и послы Св. Владимира в Константинополе будучи язычниками были допущены к слушанию всей литургии, и сие послужило в неизъяснимую пользу целой России, то и ты, по усмотрению, можешь оказывать подобное снисхождение, в надежде спасительного действия святыни на сердца еще омраченные.

23. Ни какие брачные союзы и договоры, заключенные до крещения, не считать препятствием к принятию Св. Крещения, и ни каких заключенных до крещения браков, выключая самых кровных (каковые, впрочем, едва ли и можно встретить), не расторгать и в разбирательство их не входить.

24. Новообращающимся ни до крещения ни при самом крещении, ни вскоре после оного не делать, и не позволять восприемникам делать какие-либо подарки, дабы сие не могло быть для инородцев приманкой или поводом к различным ухищрениям (как это бывало у некоторых азиатцев).

И потому при самом крещении инородцев, не давать им ни рубашек, ни чего-либо другого, кроме крестиков, но надевать на них ту самую одежду в которой они явятся к принятию крещения, потому что в глазах тамошних дикарей и простая рубашка есть вещь дорогая и прельщающая.

25. На данном тебе Св. антиминсе ты имеешь власть отправлять божественную литургию на всяком месте: и в чистом не жилом доме и под открытым небом; но для сего по многим причинам приличнее иметь особенную палатку, которую раскидывать на местах по возможности чистых. И на таковых местах убеждать жителей поставлять кресты, которые потом будут как признаком самого места, где была приносима бескровная жертва, так и местом общественных молитв для жителей в отсутствие твое.

26. Более постоянное пребывание иметь тебе там, где будет более полезно и нужно. Сугубо счастлив тот проповедник, пребывание которого у себя инородцы считают своим счастьем.

27. В преподавании учения вышеизложенным порядком наблюдай, чтобы к изъяснению предметов последующих приступать не прежде, разве когда слушающие тебя все или, по крайней мере большая часть из них поймут предыдущие, несмотря на то, хотя бы от сего могло замедлиться самое крещение многих. Чем тверже будет положено основание тем прочнее будет здание и легче созидать его.

28. Касательно учения веры и закона христианского ни каких доказательств Св. Писанием не подтвержденных не употреблять, кольми паче ложных чудес и откровений не вымышлять, под опасением строжайшего осуждения. Но если где Господь видимо явит силу свою или в чудесном исцелении кого, или необыкновенному откровении и проч., то таковых дел Божиих не скрывать, но, сделав надлежащее и беспристрастнейшее исследование дела со всеми доказательствами представлять к своему начальству.

29. Для того, чтобы умножить число принимающих Св. крещение отнюдь не употреблять каких-либо мер и средств, не свойственных евангельскому духу и неприличных проповеднику, как-то: ни принуждений, ни угроз, ни подарков, ни обещаний (льгот и проч.), ни каких-либо суетных обольщений, но всегда действовать с апостольской искренностью.

30. К сподоблению Св. крещения инородцев приступать не ранее как они будут научены тобою вышеизложенным предметам веры и закона, и когда они сами изъявят на то свое согласие.

31. Все народы, живущие в наших Российских колониях считаются принадлежащими России; но не просвещенные из них Св. крещением еще не знают того, что они находятся под могущественным покровом России, и что спокойствие их, которым они наслаждаются есть ее благодеяние, а потому ты должен внушать им об этом, и вообще при всяком удобном случае стараться представлять им превосходство нашего правительства в сравнении с другими его бескорыстное об них попечение, заботливость и проч.

32. По прибытии в назначенное тебе место отнюдь не говори, что ты послан от правительства, и не выдавай себя за какого-либо начальника, но за простого странника, желающего ближним истинного благополучия и пришедшего, для того только, чтобы показать средства и по возможности руководить к тому.

33. С первого вступления твоего в должность поведением и добродетелями своими, приличными твоему сану и званию, старайся заслужить о себе хорошее мнение и уважение, как инородцев, так и живущих там европейцев. Доброе мнение заставляет уважать, а кого не уважают того и не слушают.

34. Отнюдь не показывай явного презрения к их образу жизни, обычаям и проч., как бы они ни казались того стоящими; ибо ничто не может оскорбить и раздражить столько дикарей, как явное презрение к ним и насмешки над ними и всем, что их.

35. С первого свидания с инородцами старайся снискать их доверенность и благорасположение, но не подарками или ласкательством, a рассудительностью, готовностью на всякую помощь, добрыми и благоразумными советами и искренностью. Иначе кто откроет тебе свое сердце, если не будешь иметь доверенности и проч.

36. В преподавании учения и вообще в беседах с инородцами будь кроток, ласков, прост и отнюдь не показывай величавого учительского вида, чем весьма много можно повредить успехам своего дела.

37. Когда говорить тебе кто-нибудь из инородцев, то выслушай внимательно, снисходительно и терпеливо, и на вопросы их отвечай вразумительно и с особенным расположением и ласкою; ибо вопрос от инородца касательно духовных предметов есть дело для проповедующего очень важное, ибо он может показать и состояние души вопрошающего, и способности его, и желание просвещения. Но не ответя инородцу один раз, или ответя с оскорблением его, можно заставить его молчать навсегда.

38. Не желающих принять Св. крещение даже и после нескольких убеждений не огорчать чем либо, и особенно не принуждать к принятию крещения. И хотя справедливость требует в обхождении с дикарями быть более ласковым и внимательным к тем, которые уже приняли христианство или готовы принять его, но ты, как проповедник Евангелия не должен оскорблять и не желающих принять проповеди евангельской и обязан обходиться с ними дружелюбно. Это будет лучшим доказательством того, что ты желаешь им истинного блага.

39. У некоторых тамошних дикарей можно встретить многоженство, но всегда только у богатых и сильных, а потому преклоняя их к единству действуй со всем благоразумием и отнюдь не поступай здесь властительски, дабы тем не ожесточить и не раздражить их.

40. От новообращающихся и новообращенных ни под каким видом не требовать никаких вкладов или приношений для церкви, или на какие-либо другие богоугодные дела; но и не отвергать и добродушно принимать приношения от тех, которые сами и по своей воле будут предлагать что-либо. Но только с тем, что при принятии всякого приношения объяснить приносящим намерение и цель таковых приношений, дабы не поселять в них мысли, что Бог, подобно их духам требует приношений или что они суть жертва очистительная или умилостивительная и проч.

41. Без крайней нужды не брать и не требовать от новообращенных проводников или работников для своего путешествия и особенно по наряду, дабы тем не подать им причины подумать, что они, принимая христианство в то же время становятся рабами или работниками своих просветителей. Впрочем, едва ли может случиться когда-либо нужда в таковых требованиях. Но если бы и случилась таковая надобность, то просить от дикарей пособия дружески, и всегда платить за труд проводникам и всем услуживающим.

42. Ни под каким видом не принимать себе от новопросвещенных и прочих инородцев каких-либо подарков и приношений и не входить с ними в какие-либо торговые сношения, ни самому лично ни чрез посредство других, под опасением строжайшего суда; даже для самой пищи потребное принимать от них только по необходимости и за плату или от усердия предлагаемое на трапезе.

43. Путешествия предпринимать во время удобное, т.е., когда жители тамошние бывают более свободны от промыслов зверей и рыбы, дабы неблаговременным путешествием не лишить выгод инородцев. Но если бы оказалось, что посетить какое-либо место с большею пользою можно не иначе как в промысловое время, то заблаговременно представить о сем куда следует с прописанием всех причин и следствий, могущих быть от того или другого и в то же время отнестись к ближайшему местному начальству дабы и оно со своей стороны представило о сем к главному (колониальному) начальству.

44. Пособий для путешествий и отправления своих обязанностей как-то: переводчика, байдарки и проводников и путевое содержание для них требовать от ближайшего местного начальства, дабы излишеством и неуместностью оных не обременять компании и не поставить в затруднение ближайшее частное начальство.

45. Чтобы вернее и более быть полезным своим прихожанам ты должен в непродолжительном времени узнать язык их на первый раз по крайней мере до того, чтобы понимать. Дьячку же, находящемуся при тебе, постановляется в непременную обязанность узнать язык их совершенно. Ты имеешь обязанностью наблюдать за сим.

46. Старайся узнавать обстоятельно веру, обряды, обычаи, наклонности, характер и весь быт твоих прихожан, особенно для того, чтобы тем вернее и удобнее действовать на них.

Примечание. Отдавать справедливость их хорошим обычаям есть дело не маловажное для успеха твоего.

47. Во время посещения твоего и пребывания на месте, когда время позволит давай дикарям советы и наставления касательно улучшения их быта по образам жизни но без всякого принуждения и оскорбления, чистосердечно и дружески, и все таковые советы и наставления должны быть сообразны с местностью и простотой их нравов.

48. В разбирательство мирских дел не входить и никакой власти, постановленной от начальства или их собственной в глазах инородцев не ослаблять ни явными, ни тайными внушениями. Так как и сам Иисус Христос живя на земле, ни какого управления не оскорблял и ни чьих прав собственности не касался. Но если где начальствующий редутом или другим местом находится далеко от надзора (колониального) начальства, а поступки его и обращение с инородцами слишком жестоки и несносны, то такового прежде с кротостью и дружелюбием увещевать и наставлять, но если таковая мера будет не действительна то обстоятельно и со всею справедливостью писать о том секретно благочинному для доведения до сведения (колониального начальства).

49. Судя по кроткому характеру многих дикарей кажется, что при мирном и проповеднику Евангелия свойственном поведении, невозможно ожидать от них какого-либо нападения или покушения на жизнь; но если бы паче чаяния и случилась какая-либо опасность твоей жизни, то решительные и последние меры к защищению себя принимать не иначе, как только в самых крайних случаях. Но стократ блажен будешь, если сподобишься пострадать ради имени Иисуса Христа.

50. В пребывание твое в Америке, если бы встретилось с тобою какое либо дело, касающееся государственной тайны; то об оном отнюдь в партикулярных письмах ни к кому не писать, но поступать по точной силе указа Государя Императора Петра I, данного им в 13 день января 1724 года, копия с которого при сем прилагается184.

И также касательно дел церковных, которых ты сам собою решить не можешь, поступать по смыслу того же указа.

Часть третья. Правила относительно дел церковных, сношения и отчетности, касающиеся всех вообще колониальных священников. Порядок дел церковных

51. При всех колониальных церквах должен быть староста, избираемый прихожанами или назначаемый колониальным начальством с согласия священников.

При миссиях же, где в первое время будут одни только походные церкви иметь старосту предоставляется на усмотрение миссионера.

52. При каждой церкви и миссии иметь приходо-расходные книги для записки церковного имущества и вести их надлежащим порядком. Вести же книги и составлять ведомости есть обязанность старосты под ближайшим надзором священно-служителей. Но где нет старосты, или староста не может исполнять сего там обязанность сия возлагается на одних священно-служителей.

53. Где нет старосты там имущество церкви состоит на полной ответственности священно-церковно-служителей, которые в случае утраты или небрежения подлежат всякой ответственности.

54. Без ведома и разрешения благочинного никто не может делать значительных издержек церковного капитала.

55. При всякой церкви и миссии должно иметь:

а) Метрические книги, которые и вести со всею исправностью по форме, какая будет утверждена епархиальным начальством185.

б) Духовные росписи всех христиан, принадлежащих тому приходу. В миссиях при росписях означать (хотя примерно) сколько еще непросвещенных и сколько готовых к принятию крещения.

в) Обыскную книгу для заключения браков в которую вписывать обыкновенною формою браки европейцев с туземками и креолов, (т.е. детей рожденных от европейца и туземки). Браки же инородцев до времени могут быть вписываемы только в метрические книги.

56. Также иметь им особенную записную книгу, для внесения в нее всех рапортов и отношений, что может быть нужно для разных справок и доказательств.

57. Для того дабы начальство могло видеть успехи и труды каждого из священников и миссионеров, и потому ценить их, каждому из них поставляется в обязанность вести журнал в котором записывать все действия, касающаяся обязанностей их, а также и то, что стоит внимания. И таковой журнал каждогодно представлять благочинному, который со своими отметками препроводит его к епархиальному начальству.

58. В тех приходах, где (в местах отдаленных от церкви) находятся часовни, управление их по всем частям должно быть под надзором священника того прихода и имущество их причислять к церковному особою статьею.

О сношениях с местным начальством

59. Благочинный американских церквей есть непосредственный начальник над всеми церквами и миссиями; а потому а) на все превышающее власть священника и миссионера, и на всякое недоразумение или сомнение требовать разрешений, наставлений и советов от благочинного официально или партикулярно, смотря по роду дел; б) никто из церковного причта не может относиться о сем или об чем либо другом (кроме дел подлежащих секрету и дел нижеозначенных) к кому-либо другому, кроме благочинного.

60. Благочинный, будучи непосредственным начальником колониального духовенства, есть вместе и попечитель церквей и миссии во всех отношениях, а потому все ведомости, отчеты, требования для церквей и проч. должны быть представляемы благочинному за общим подписанием священно-и-церковнослужителей, a где нужно там и старосты.

61. Поскольку содержание церквей большею частью состоять будет на иждивении американской компании и удовлетворение требований может быть не иначе как только от нее, а потому по составлении ведомостей, отчетов и требований, следующих благочинному староста имеет обязанностью (однажды в год) составлять общую ведомость о всем имуществе церкви и представлять ее от себя ближайшему местному начальству (для сведения и разных соображений) за своим подписанием и свидетельствованием священника, и вместе с тем – и требования касательно поправки церкви и проч. A где нет старосты там должны сообщить это сами священно-церковно-служители.

62. Все отношения к колониальному Начальству буде какие случатся делать не иначе, как чрез благочинного; сношения же с местным начальством как-то: требования пособий для путешествий, или тому подобное каждому священнику делать от себя, а церковно-служителям чрез священников.

Но если справедливые требования их не будут исполнены местным начальством или исполнены не надлежащим образом, то давать о том знать благочинному но со всею справедливостью под опасением взыскания.

Здесь совсем не упоминается о том, что ты кроме того должен исполнять все предписания, какие будут тебе даваемы, потому что само собою разумеется, что все общие и частные постановления касательно церквей и при том сообразные с местными учреждениями и обстоятельствами должно исполнять во всей их силе и точности; в сомнительных же случаях представлять на разрешение.

Помни, что ты находишься в таком месте где ты более и скорее многих можешь получить награды и небесные – будущие и земные – настоящие. Небесные награды находятся в руце Великого Мздовоздателя, Который всегда будет видеть твои и дела, и намерения и дух, в которых ты будешь действовать; в отношении же наград земных будет обращено внимание сколько на число обращенных тобою, но более на усердие и ревность твою в исполнении твоего дела. Перевести что-либо из Св. книг на язык твоих прихожан и научение читать из них по крайней мере до 50 человек будет достаточным доказательством твоего усердия и заслугою стоящей высших наград, коих удостаивается духовенство.

№ 2 Отдел IX гл. IV § 109, стран. 315. О пользовании церковными причтами церковными землями и об отдаче их в аренду

Служащие при церквах священно-служители и причетники извлекают выгоды из достающихся каждому из них участков церковной полевой земли по своему усмотрению или чрез обработку земли средствами собственного хозяйства или чрез отдачу оной в аренду один другому или посторонним лицам.

Церковные полевые земли могут быть отдаваемы в аренду: или особо одним членом причта достающегося ему участка или какой-либо части этого участка или-же сообща целым причтом всей или нескольких общих участков церковной земли, но в том и другом случае с соблюдением следующих правил: 1) отдельно каждым членом причта участки церковной земли отдаются в аренду с ведома настоятеля церкви или заведующего церковью настоятельского помощника и прочего причта; 2) сообща целым причтом вся церковная земля, или известная часть ее отдается в аренду с общего согласия всех членов причта; и 3) как отдельные участки каждым членом причта по принадлежности так и вся церковная земля или часть ее сообща целым причтом отдаются в аренду на срок не более одного года и не иначе, как по письменному домашнему условию, которое при отдаче в аренду одним членом причта своего участка подписывается сдающим землю и нанимателем и свидетельствуется настоятелем церкви или заведующим церковью настоятельским помощником, а при отдаче земли сообща целым причтом подписывается всеми членами причта и съемщиком.

Принадлежащие причтам церковные оброчные статьи отдаются в аренду с торгов по формальным условиям на срок не далее 12 лет с утверждения епархиального начальства (св. зак. изд. 1887 г. т. X. ч. I, ст. 1711 и уст. дух. конс. 27 Марта 1841 г. ст. 145 по изд. 1883 г. ст. 137).

Получаемая за отдачу в аренду церковных земель и принадлежащих причтам с оброчных статей плата вносится для хранения в братскую кружку из которой выдается помесячно или по третям года за истекшее время по принадлежности: арендная плата за отданный отдельно кем-либо из членов причта участок церковной земли, отдавшему оный члену, а плата за отданную сообща целым причтом церковную землю равно как и за оброчные статьи всем членам причта в причитающихся им за истекшее время долях (§ 14).

Церковная земля делится между членами причта так: настоятель получает три части, помощник настоятеля две части и псаломщик одну часть.

Примечание. Церковную землю между членами причта всех церквей следует делить точно так же как и кружечные доходы, т.е. священник получает 3 части, диакон 2 части и псаломщик 1 часть. Из сего исключаются причты церквей, поименованные в 9 пункте 11 статьи Высочайше утвержденного 15 Апреля 1869 года журнала присутствия по делам прав. исповедания 16 апреля 1869 г. (II. С. З. № 46974; Ук. Св. Син. 10 Мая № 20). Причты сих исключительных церквей, как выше сказано, должны подчиняться порядку раздела земли, указанному правилами 24 Марта 1873 г. и Высочайше утвержденным 1 Марта 1880 г. опред. Св. Син. 20 марта–16 апреля № 645 журналом присутствия по делам прав. духовенства. Равным образом изложенное в сем пункте общее правило о разделе причтовой земли не распространяется на церковные причты в таких местностях, где, на основании особых законоположений в пользование из членов каждого причта отдельно (священника, диакона и псаломщика) отводится определенное количество земли, напр. на церковные причты в Донском, Кубанском, Терском и в других казачьих войск. Установленный раздел доходов между членами причтов следует ввести при тех церквах при которых могут быть на основании указа Св. Синода 4 марта 1885 г. за № 3 открыты штатные диаконские вакансии, но в действительности еще не открыты и не замещены; в сем случае производить раздел всех доходов земли и других местных средств содержания только между наличными членами причта, в положенных означенным указом долях; если же диаконская вакансия, по открытии и замещении ее сделается потом праздною, a постановления о закрытии ее не будет сделано, то с причитающеюся на диакона частью местных средств содержания причта поступать на основании §§ 26, 27 и 28 Высочайше утвержденных 24 марта 1873 г. правил. При разделе полевых земель разных качеств наблюдается, чтобы по возможности всем членам причта доставались части из лучшей, средней и худшей земли в причитающейся каждому из них пропорции.

В тех приходах, где церковной полевой земли имеется более узаконенной пропорции, предоставляется служащим членам причта, если пожелают по общему согласию, отделить некоторую часть угодий на продовольствие служивших в том же приходе заштатных священнослужителей и причетников, а равно вдов и сирот также служившего в том приходе духовенства, и затем всю остальную землю обращать в раздел между собою, на основании §§ 16 и 17 сих правил. Жалобы епархиальному начальству со стороны заштатных лиц или вдов и сирот за отказ в выделе им части полевой земли не допускается; но сделанный однажды по общему согласию служащего причта выдел кому-либо из них остается ненарушимым до смерти или выбытия в другое место жительства того в чью пользу был сделан хотя бы между тем в личном составе служащего причта произошли какие-либо перемены.

Священнослужители и причетники при определении их в приход пользуются платою за отдачу церковной земли и оброчных статей со дня подписания указа об определении их в приход.

При переменах в личном составе причтов расчеты между предместниками или их семействами и преемниками во всех выгодах от долевых церковных земель производятся за целый сельско-хозяйственный год, полагая началом такого года для разного рода земель, т.е. озимых и яровых хлебов и сенокосных, окончание уборки с полей озимых и яровых хлебов и сена. Епархиальное начальство при введении сих правил в действие имеет определить по своей епархии начало сельско-хозяйственного года на означенном в сем § основании по ближайшему соображению местных условий и страны186.

Все заключенные причтами на основании §§ 10 и 11 сих правил домашние условия и формальные договоры на отдачу в аренду церковных земель и оброчных статей остаются в силе до истечения срока условия и договора, хотя бы, между тем в личном составе причта последовали какие-либо перемены; вновь определенный член причта, не нарушая условия до окончания срока довольствуется получением арендной платы по расчету времени его служения в приходе (§ 12).

При обработке церковной земли средствами собственного хозяйства в случае перемен в личном составе причта прежде окончания сельско-хозяйственного года (§ 19), произведениями пахотных полей пользуется обработавший и обсеменивший их предместник или его семейство, удовлетворяя преемника платою за землю по расчету времени службы его в приходе по ценам по каким подобные земли в той местности отдаются в аренду, а произведениями сенокосной земли пользуется преемнике, удовлетворяя предместника или его семейство платою, по расчислению времени службы по ценам по коим отдаются луга.

Священнослужитель или причетник удобривший и распахавший поля, но еще не засеявший их до определения его на место другого лица (§ 21), сохраняет право сам или в случае его смерти его семейство осеменить оные с удовлетворением преемника платою за землю на изложенном в § 23 основании; если же предместник только удобрил поля но еще не распахал их под посев, то за удобрение полей получает от своего преемника вознаграждение, не имея права на распашку и обсеменение оных без согласия своего преемника.

Примечание. Распашка полей, по местным обычаям под пар а не под посев принадлежит к удобрению полей.

Предоставляется при переменах в причте в продолжение сельско-хозяйственного года, предместникам или их семействам и преемникам входить между собою во всякие соглашения относительно выгод от церковной земли, обрабатываемой средствами собственного хозяйства не стесняясь настоящими правилами; но жалобы, возникающие из таковых, заключаемых вне сих правил, соглашений, епархиальное начальство не принимает к своему разбирательству (§ 29).

Если бы представилась надобность по каким-либо особенным условиям обратить в оброчную статью узаконенную пропорцию церковной земли, то на сие испрашивается чрез епархиальное начальство разрешение Св. Синода.

№ 3 Отдел IX гл. VIII, §126 стран. 329. Правила о церковной земле причтов православных сельских приходов в епархиях: Витебской, Могилевской, Минской, Виленской, Гродненской, Ковенской, Киевской, Подольской и Волынской187

Неприкосновенность церковных земель и меры охранения оных гл. I. Отд. II

Земля к церкви отведенная составляет неприкосновенную церковную собственность, которою духовное начальство заведывает, а церковный причт пользуется на определенных правах (ст. 15).

Земли церковные от посторонних притязаний ограждаются тем же порядком производства дел об оных какой установлен в ограждение неприкосновенности государственных имуществ (ст. 16).

При рассмотрении тяжб о церковной земле рассматривается имеет ли церковь с которою производится спор, узаконенную пропорцию земли; и если не имеет сей пропорции, то истец буде права его доказаны, удовлетворяется от прихожан (по их обязанности наделить церковь землею), а если он сам прихожанин, то от других соприхожан, сколько ему от кого причтется по соразмерности (ст. 17).

Все церковные земли и угодья должны быть приведены в точную известность существующей межевой мерою и сняты на план в трех экземплярах из коих один должен храниться в церкви, другой в Консистории и третий в Губернской чертежной (ст. 18).

Церковный причт пользующейся церковною землей, есть ближайший охранитель ее неприкосновенности. Главнейшая в сем деле обязанность и строгая ответственность возлагается на местных священно-служителей с церковными старостами под надзором благочинного (ст. 19).

При определении священно-служителя к церкви он вводится во владение, принадлежащей на его участок церковною землю благочинным с прочими членами причта и старшими прихожанами. При сем обозревается ими пространство всей церковной земли по плану. Впрочем благочинный в случае каких-либо занятий или по отдаленности может и не присутствовать при сем, и в таком случае требует от причта обстоятельного донесения об исполнении им по сему правилу (ст. 20).

При определении причетника священно-служитель со старостою и старшими прихожанами вводит его во владение следующим ему участком (ст. 21).

Никто из членов причта не имеет права сам собою уступать, укреплять и закладывать кому-либо или переменять церковную землю на другую. Никакие акты о том от лица причта не имеют силы и за учинение оных ответствуют все участвовавшие в составлении сих сделок. Равным образом ответствуют они если бы учинили сие и без письменных сделок (ст. 22).

Благочинные при обозрении церквей обращают особое внимание на целость планов и чрез каждые три года поверяют по оным самые земли при членах причта, старосте и прихожанах; о чем и составляется акт свидетельства, который за подписанием местного церковного причта со старостою и почетнейших прихожан и с засвидетельствованием благочинного представляется епархиальному начальству (ст. 23).

Если окажется что вся земля церковная или участок оной отдан в постороннее владение без донесения начальству и без разрешения от оного: то виновные в отдаче предаются суждению Консистории, которая немедленно сообщает губернскому начальству о вознаграждении по принадлежности земли (ст. 24).

Церковная земля усадебная, пахотная и сенокосная разделяется на участки разного пространства соответственно назначению их членам причта имеющим один пред другим преимущества по степеням церковного служения (ст. 25).

Если церковь имеет только узаконенную пропорцию на причт, то из сей пропорции настоятель получает три части, помощник настоятеля две части и причетник одну часть (ст. 26).

Если за выделом участков каждому из священно-служителей и церковных причетников останутся церковные земли, усадебные, пахотные и сенокосные, то сии земли поступают в раздел между всеми членами причта на основании правила в предшедшей статье постановленного (ст. 27).

Доходы с принадлежащих церквам мельниц, рыбных ловель, строений и вообще с оброчных статей, где такие есть и назначены в пользу причта, а не церкви, и получаются как произведениями, так и деньгами, разделяются между членами причта в установленный в статье 26 соразмерности (ст. 28).

Если в церковных дачах сверх узаконенной пропорции есть лес дровяной, или строевой, то поступается следующим образом: 1) если в лесу есть удобные места для сенокоса, то ими пользоваться священно-служителям и церковным причетникам; 2) всему причту пользоваться дровами для отопления и деревьями только на одни хозяйственные надобности, отнюдь не обращая ничего в продажу; 3) весь причт обязан охранять целость леса. Если понадобится обратить церковный лес в продажу, то на сие испрашивается разрешение епархиального начальства, которое дает таковое, по удостоверении в действительной надобности очистить лес и притом не иначе как с утверждения Св. Син. (ст. 29).

Члены причта по своему усмотрению могут отдавать один другому или посторонним лицам в аренду, им достающиеся участки из церковной полевой земли, но не иначе, как с ведома настоятеля и прочего причта и притом по письменному домашнему условию, засвидетельствованному настоятелем церкви (ст. 30).

Если весь причт признает для себя выгоднейшим и полезным отдать сообща церковные участки, пахотные и сенокосные в аренду прихожанам или сторонним людям, то сие дозволяется с соблюдением следующих правил: 1) церковные полевые земли отдаются в аренду на срок не более одного года и не иначе как по письменному домашнему условию, которое подписывается всеми членами причта и съемщиком; 2) церковные оброчные статьи отдаются в аренду с торгов по формальным условиям на срок не далее двенадцати лет с утверждения епархиального начальства (ст. 31).

Все заключенные причтами на основании 30 и 31 статей домашние условия и формальные договоры на отдачу в аренду церковных земель и оброчных статей сохраняют силу до истечения положенного в них срока несмотря на перемены в личном составе причта (ст. 32).

На усадебных церковных землях, если дозволит пространство оных священно-служитель и прочие члены причта могут выстроить и собственные дома, отдавая их в наем, а по выбытии должны снести оные, или продать желающим, но без земли (ст. 33).

Священно-служители и церковные причетники, вновь определенные, прежде окончания сельско-хозяйственного года если найдут поля засеянные произведениями пахотной земли не пользуются но удовлетворяются от предместника или его семейства платою за землю по расчету времени службы их в приходе по ценам по коим подобные земли в той местности отдаются в аренду (ст. 34).

Если место священническое или причетническое сделается праздным по случаю смерти занимавшего оное лица, то одною половиною выгод от участка церковной земли, бывшей во владении умершего пользуется тот кто исправляет его должность, а другою половиною оставшееся после него семейство. Если же после умершего не осталось семейства то половина выгод от праздного места обращается в пользу Епархиального попечительства о бедных духовного звания (ст. 35).

Причты церковные, получая церковные земли в пособие себе как дар от церкви коей они служат по святости источника сего пособия должны пещись, чтобы оно леностью и нерадением не оставалось втуне, а напротив служило бы достаточным средством к устроению их спокойного быта в котором бы они не только сами не терпели нужды, но могли благотворить неимущим, научая собственным примером свою паству трудолюбию и домостроительству (ст. 36).

Если со стороны начальства бывших государственных крестьян будет предложено сельскому священно-служителю содействовать и наставлениями, и примером ко введению в употребление новейших средств для усовершенствования земледелия или садоводства в приходе (особенно где есть лишние церковные участки), то он должен употреблять к тому усерднейшее содействие без всяких отговорок или сомнений касательно полезности таковых нововведений. Священнослужители обязываются даже читать книги какие по сей части будут им доставляемы, и почерпаемыми из них сведениями и наставлениями пользоваться при возделывании своих участков земли, располагая и прихожан к подражанию себе (ст. 37).

* * *

183

Это наставление составлено первоначально в Бозе почивающим Святителем Иннокентием Митрополитом Московским для миссии, действовавшей в Камчатке, когда почивший Архипастырь был хиротонисан в первого Епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. Высокопреосвященный Иннокентий наставление это представлял Митрополитам С.-Петербургскому Серафиму и Московскому Филарету. Оно имеет не только историческое, но и каноническо-руководственное значение, как утвержденное первосвятителями Российской Православной Церкви и Св. Синодом (Высоч. повеление об учреждении Камчатской епархии II. С. З. 21 дек. 1840 г. № 14073; ук. Св. Син. 10 янв. 1841 г. № 42). Наставление это и в настоящее время может служить лучшим руководством для всех миссионеров Отечественной Церкви. Оно заимствовано нами из Московских Церк. Ведомостей; было также напечатано в календаре «Церковно-общественного Вестника» в 1882г.

184

Его Императорское Величество будучи в зимнем доме января 13 дня 1724 года указал о делах, которые тайности подлежат в государственных делах оного отнюдь в партикулярных письмах никому не писать, ниже к тому от кого послан кроме настоящих реляций. А ежели какое препятствие от кого в том или ином будет его делу, то писать вольно, куда кто заблагорассудит, токмо упоминая о врученном ему деле генерально, от чего оному повреждение есть; также ежели случатся дела посторонние тайне подлежащие, а в реляциях к тому от кого отправлен писать будет за каким подозрением невозможно, то вольно писать, кому в том поверят. А о врученном своем инако не писать, только как выше писано под жестоким наказанием по вине преступления: и сей указ всякому писать в инструкциях.

185

В первой части о родившихся будут: а) рождающиеся от христиан и крещенные священником, б) крещенные мирянами, в) миром мазанные из последних, г) новоприсоединенные к церкви. Во второй части о вступивших в брак: а) браки европейцев с туземками, б) туземцев. В третьей части о умерших: а) отпетых и погребенных священником, б) за невозможностью – погребенных без священников.

186

По Харьковской еп. временем для расчетов озимых хлебов назначено 1 авг., а яровым и сеном 1 апреля.

187

Приложение к ст. 411 т. IX. Изд. 1876 г.


Источник: Устройство православной российской церкви : Ее учреждения и действующие узаконения по ее управлению / Сост. на основании церк.-гражд. законоположений прот. Иоанн Чижевский. - Неофиц. изд. - Харьков : Тип. Губ. правл., 1898. - [2], XVIII, 443 с.

Комментарии для сайта Cackle