А.А. Завьялов

Источник

1873 г.

2.-слушали ведение Общего Собрания Первого и Кассационных Департаментов Правительствующего Сената, от 16 Ноября 1872 года за № 376, в коем значится: Правительствующий Сенат слушал ведение Святейшего Синода о пререкании, возникшем между Смоленским Епархиальным начальством и тамошним Окружным Судом по вопросу о порядке исполнения постановленных светскими судами приговоров о подвержении священнослужителей тюремному заключению без лишения или ограничения их прав. Бывшая Смоленская Палата Уголовного и Гражданского суда определила священника Можайского за лишение свободы крестьянки Мироновой, сопровождавшееся оскорбительными действиями, выдержать в тюрьме восемь месяцев. О приведении этого решения в исполнение Палата 2 Октября 1870 г. сообщила Смоленской Консистории. Вследствие сего Епархиальное начальство 31 Марта 1871 г. подвергло Можайского подначалию в Смоленском Спасо-Аврамиевом монастыре без разрешения ему священнослужения и затем, как осуждённого за тяжкое уголовное преступление, положило, считать отрешённым от места. Но Окружной Суд, имея в виду, что 86 ст. Улож. Наказ. и 1029 ст. Уст. Угол. Суд., которыми Консистория руководствовалась при замене Можайскому тюремного заключения монастырским подначалием, относятся лишь только до порядка исполнения приговоров, т. е., в них указан лишь порядок, куда судебные места, постановившие определения о виновности священнослужителей, должны сообщать приговоры к исполнению, нашёл, что Консистория неправильно заменила назначенное Можайскому восьмимесячное тюремное заключению монастырским подначалием, потому что судебный приговор, присудивший тюремное заключение, не может быть изменён Консисторией, и указываемые Консисторией 86 ст. Улож. Наказ. и 1029 Уст. Угол. Суд. не предоставляют ей права отменять судебные приговоры, вошедшие в окончательную законную силу, а статьи эти объясняют лишь только то, что исполнением судебного приговора над священнослужителями и монашествующими, осуждёнными на временное заключение, распоряжаются не места гражданского ведомства, исполняющие судебные приговоры, (ст. 947, 954, 965, 967 и 974 Уст. Угол. Суд.), но духовное начальство обвинённого, тем не менее однако же исполнители обязаны следовать в точности судебному приговору (ст. 955 Уст. Угол. Суд.). Вследствие сего Окружной Суд сообщил Консистории о точном приведении в исполнение постановленного о Можайском приговора. Епархиальное начальство нашло, что 86 ст. Улож. Наказ. указывает не порядок только к буквальному исполнению судебных приговоров чрез Епархиальное начальство, а предоставляет оному, по его распоряжению, заменить присуждённое для священнослужителей временное заключение соответствующим наказанием, указанным в Уставе Духовных Консисторий; таким наказанием, до введения в действие новых судебных установлений, на основании 187 ст. Уст. Дух. Конс., всегда назначалось заключение в монастырь на время назначенное решением суда. Основанием к такой замене для священнослужителей временного ареста по уголовным приговорам монастырским заключением были и есть указы Правительствующего Сената: Полн. Собр. Зак. т. XXXVII, от 24 Февраля 1821 г. за № 28.562 и Пол. Собр. Зак. т. XX, от 15 Августа 1845 г. за № 19.283 и указ Святейшего Синода, от 11 Мая 1821 г. за № 1446, сила и смысл которых выражены и в 97 ст. Улож. Наказ. (изд. 1857 г.). В сих указах положительно определяется вместо присуждаемого уголовными законами временного ареста священноцерковнослужителям содержание их такое же время в монастыре. Что такой порядок остаётся на сей случай в своей силе и при новых судебных уставах, усматривается из того, что в 86 ст. Улож. Наказ. 1866 г. сказано: священнослужители отсылаются к Епархиальным начальствам для исполнения приговора, вместо прежней редакции издания 1857 г., для исправления их, каковая замена выражений в новой редакции есть та же самая, какая употреблена в вышепоименованных указах и, следовательно, она не отменяет предоставленного оными Епархиальным начальствам права замены ареста содержанием в монастыре. Посему и имея в виду, что Можайский назначенное ему Епархиальным начальством восьмимесячное содержание в монастыре выполнил и сверх того отрешён от места, Епархиальное начальство вошло с представлением в Святейший Синод как о замене в настоящем случае Можайскому тюремного заключения монастырским, так и о разрешении на будущее время, в подобных случаях, присуждаемое священнослужителям приговорами судебных мест тюремное заключение, без лишения или ограничения их прав состояния, заменять монастырским заключением. Святейший Синод, по рассмотрении этого представления, нашёл: 1) что по содержанию ст. 97 Улож. Наказ. (Свод. 1857 г. т. ХV кн. I) светские уголовные суды, осуждая священно и церковнослужителей на временное заключение без потери духовного звания, должны были отсылать их не в места заключения, а к Епархиальному их начальству для исправления их по распоряжению оного; 2) что тот же порядок в отношении священнослужителей сохранён и с тою же определённостью изъяснён и в ст. 86 Улож. Наказ. 1866 г. и 1029 ст. Уст. Угол. Суд., основанных на ст. 97 Улож. Наказ. 1857 г., причём лишь право на это изъятие из общего порядка отнято у церковнослужителей; 3) что основание к постановлению означенного выше правила об исполнении над духовными лицами приговоров не иначе, как по распоряжениям Епархиального их начальства, заключается, как это видно из указа Правительствующего Сената от 24 Февраля 1821 года (Полн. Собр. Зак, № 28.562), в том, что лиц, облечённых в духовный сан и следовательно долженствующих, по этому самому, пользоваться особым уважением, невозможно, не смотря даже на совершенное ими преступное действие, подвергать заключению в общей тюрьме вместе с другими преступниками; 4) что при таком установившемся порядке, не отменённом последующими распоряжениями, наблюдение за исполнением подобных судебных приговоров зависит уже от Духовного начальства на основании церковных постановлений (Уст. Дух. Конс. ст. 279 т. ХV кн. II Зак. Суд. Угол. ст. 567) и за сим указываемое Смоленским Окружным Судом правило, изъяснённое в ст. 955 Уст. Угол. Суд., по силе коего исполнители обязаны следовать в точности судебному приговору, нисколько не противоречит изъяснённому по сему предмету порядку. По сим соображениям Святейший Синод пришёл к заключению, что требование Смоленского Окружного Суда о буквальном исполнении со стороны Смоленского Епархиального начальства приговора о Можайском отправкой его в тюрьму, вместо монастыря, оказывается не согласным с существующими на сей предмет постановлениями, а потому и на основании ст. 237 Уст. Угол. Суд., ведением от 18 Сентября 1872 года, сообщил на усмотрение Правительствующего Сената. Рассмотрев предлежащий по настоящему ведению вопрос и по приведённым Святейшим Синодом соображениям и законам разделяя вполне заключение оного о праве Епархиального начальства на замену священнослужителям, присуждаемым светскими судами к тюремному заключению без лишения или ограничения их прав, этого наказания другим соответственным, на основании церковных постановлений, – Правительствующий Сенат, по выслушании заключения Обер-Прокурора, определяет: дать знать о сем Смоленскому Окружному Суду указом, и о таковом распоряжении сообщить ведением Святейшему Правительствующему Синоду. И, по справке, Приказали: О вышеизложенном ведении Правительствующего Сената дать знать Преосвященному Смоленскому указом, в разрешение его рапорта, от 1-го Июля 1872 года за № 5.287, а для общего сведения по Духовному ведомству послать циркулярный указ. Января 11 дня 1873 года.

7.-слушали предложенную Господином Синодальным Обер-Прокурором, за № 4446, копию с Высочайше утверждённого 21 минувшего Ноября мнения Государственного Совета, в коем изъяснено: Государственный Совет, в Департаменте Законов и в Общем Собрании, рассмотрев представление Высочайше учреждённого Присутствия по делам Православного духовенства о последствиях исключения из Духовного ведомства не принадлежащих к дворянству или почётному гражданству причетников за пороки, лишающие права на избрание рода жизни, мнением положил: в замен статьи 6-й Высочайше утверждённого 15 Марта 1871 года мнения Государственного Совета и в отмену ст. 284 уст. о предупр. прест. (по прод. 1863 г.) постановить: «Церковным причетникам (дьячкам, пономарям и псаломщикам) православного и армяно-григорианского исповеданий, без различия происхождения, в случае исключения их, по суду епархиальному, из Духовного ведомства за пороки, воспрещается поступать в службу, как по определению от правительства, так и по выборам, хотя бы они по рождению или образованию и имели сие право. При этом те из них, которые по происхождению не пользуются правами дворянства или почётного гражданства, обязаны приписываться к городскому или сельскому состоянию». Приказали: Об изложенном Высочайше утверждённом мнении Государственного Совета, для сведения и надлежащего в потребных случаях руководства и исполнения, дать знать циркулярно печатными по Духовному ведомству указами. Февраля 11 дня 1873 года.

14.-слушали предложение Господина Синодального Обер-Прокурора, за № 454, по возбуждённому Департаментом Народного Просвещения вопросу о том, кто из начальствующих лиц по ведомству Министерства Народного Просвещения имеет право сношений с Епархиальными Преосвященными по делам о награждении священнослужителей, состоящих Законоучителями в учебных заведениях Министерства. Приказали: Согласно предложению Господина Обер-Прокурора, дать знать подлежащим местам и лицам Духовного ведомства печатными указами, к сведению и руководству, что по делам о наградах духовных лиц за заслуги по ведомству Министерства Народного Просвещения, предварительные сношения с Епархиальными Начальствами и истребование наградных списков таковых лиц должны производиться Попечителями Учебных округов, а по Восточной и Западной Сибири Главными Инспекторами училищ. Апреля 7 дня 1873 года.

15.-слушали ведение Первого Департамента Правительствующего Сената, от 30-го Января сего года за № 5535, по вопросу о командировании депутата от Полиции для присутствования при следствиях, производящихся в духовном ведомстве по жалобам светских лиц на оскорбление их духовными лицами. В ведении этом изъяснено, что по жалобе купца Грикофского на священника села Деребужа Павла Потемкина, Смоленская Духовная Консистория, 28 Марта 1870 г., предписала священнику Соколову произвести следствие при депутате с гражданской стороны. Следователь Соколов, представив 10 Мая 1871 года в Консисторию неоконченное следствие по сему делу, донёс, что находившийся при следствии депутатом с гражданской стороны местный Становой Пристав Воронцов во время производства следствия был отозван по делам службы и потом, не прибыв на вновь назначенный срок к следствию, уведомил, что занят экстренными делами. Почему следователь Соколов просил Консисторию сделать распоряжение о командировании в депутаты вместо Воронцова кого-либо другого. Вследствие сего Консистория просила Губернское Правление о командировании к следствию за депутата, вместо Станового Пристава, кого-либо из членов Полицейского Управления. Но Губернское Правление, от 24 Июля 1871 г. уведомило, что оно не находит основания командировать члена Полицейского Управления, так как поступок священника Потемкина, заключающийся в оскорблении купца Грикофского, на основании 1019 и 1020 ст. Уст. Угол. Суд., подлежит рассмотрению общих судебных учреждений, а потому и следствия подобного рода должны производиться судебными следователями или Мировыми Судьями, которые обязаны поставить о том в известность ближайшее начальство над обвиняемыми и сему последнему предоставляется сообщать им во всё время производства следствия могущие служить к разъяснению дела сведения; касательно же командирования депутатов, как с духовной, так и с гражданской стороны не говорится. На это Консистория с своей стороны сообщила Губернскому Правлению, что по смыслу примеч. 2 ст. Учр. Суд. Уст. и 1017 ст. Уст. Угол. Суд., 210– 213 ст. Уст. Дух. Конс. и Кассационных решений Правительствующего Сената 1867 г. Мая 10 № 181, Ноября 22-го № 526, Священнослужители, виновные в оскорблении чести, подвергаются наказанию по определению Епархиального начальства согласно правилам, в Уставе Духовных Консисторий определённым; на этом основании и Мировой Судья передал дело Грикофского с священником Потемкиным об оскорблении в Консисторию. А 211 ст. Уст. Духов. Конс. обязывает Консисторию, если истец лицо гражданское, приглашать к следствию чиновника городской или земской Полиции. Посему Консистория вновь просила Губернское Правление командировать кого-либо из членов Полицейского Управления за депутата к следствию. Получив на это уведомление Губернского Правления, от 26 Октября 1871 г., что оно, на основании 282 ст. II т. Общ. Губ. Учр., не может отменить прежнее своё постановление, Преосвященный Смоленский, в видах устранения на будущее время подобного затруднения, обратился в Святейший Синод за разъяснением, следует ли, по смыслу 211 ст. Уст. Дух. Конс., приглашать чиновников городских или уездных Полицейских Управлений находиться в качестве депутатов при производстве следствий по жалобам светских лиц об оскорблении их духовными лицами. Святейший же Синод, по рассмотрении вопроса, правильно ли Смоленское Губернское Правление отказало в требовании Консистории о командировании чиновника Полиции в качестве депутата при производстве в духовном ведомстве следствия по делу о нанесении священником Потемкиным оскорбления купцу Грикофскому и по соображении сего вопроса с подлежащими узаконениями, нашёл: 1) что подсудность дел по жалобам светских лиц на обиды, причинённые им лицами духовного звания, положительно разрешается статьями 158 и 197 Уст. Дух. Конс., на основании которых священнослужители за такого рода преступления подлежат наказанию по определению духовного, а не светского суда, и 1017 ст. Уст. Угол. Суд., по точной силе которой лица духовные за те противозаконные деяния, за которые в законах определено подвергать их ответственности по усмотрению духовного начальства, подлежат суду духовному; а за сим принятые Губернским Правлением в основание своего отказа от удовлетворения изъяснённого требования Консистории 1019 и 1020 ст. Уст. Угол. Суд., как определяющие порядок производства дел о духовных лицах, подлежащих уголовному суду, применения к настоящему делу иметь не могут и 2) равным образом в данном случае не может иметь места и то обстоятельство, указываемое Губернским Правлением, что со введением в действие Судебных Уставов 20 Ноября 1864 г. командирование депутатов к производству следствий сими Уставами не требуется, ибо по силе примечания к 2-й ст. Учр. Суд. Установ. судебная власть духовных судов определяется особыми о них постановлениями, а следовательно существующие узаконения о власти духовных судов, изложенные в Уставе Духовных Консисторий, остаются в своей силе; по статье же 211 сего Устава к следствию о духовных лицах, обвиняемых в оскорблении чести, должны быть приглашаемы чиновники Полиции. По сим соображениям и руководствуясь точным смыслом указанных законов, заключая, что Смоленское Губернское Правление не вправе уклоняться от командирования чиновника Полиции в качестве депутата при следствии по означенному делу, Святейший Синод определил: о таковом заключении своём сообщить, для зависящих распоряжений, на основании 795 ст. II Т. Общ. Губ. Учр., Правительствующему Сенату. Рассмотрев изложенные обстоятельства, Правительствующий Сенат и с своей стороны находит требование Смоленской Духовной Консистории о командировании Полицейского чиновника в качестве депутата к производству следствия об оскорблении, нанесённом священником Потемкиным купцу Грикофскому, как основанное на точном разуме ст. 211-й Уст. Дух. Конс., правильным, ссылку же Смоленского Губернского Правления на ст. 1019 и 1020 Уст. Угол. Суд. неосновательною, так как упомянутые статьи не относятся до производства следствий о преступлениях и проступках лиц духовного ведомства, за которые в законах определено подвергать их ответственности по усмотрению духовного начальства. Посему Правительствующий Сенат определяет: отменив постановление по сему предмету Смоленского Губернского Правления, состоявшееся 16 Июля 1872 г., предписать сему Правлению указом о немедленном исполнении означенного требования Консистории, в Святейший же Синод сообщить ведение. И, по справке, Приказали: О вышеизложенном ведении Правительствующего Сената дать знать Преосвященному Смоленскому указом, в разрешение его рапорта, от 14 Апреля 1872 года за № 3032, а для общего сведения но Духовному ведомству послать циркулярный указ. Апреля 7 дня 1873 года.

17.– слушали предложение Господина Товарища Синодального Обер-Прокурора за № 3657, в коем изъяснено, что Святейший Синод, по рассмотрении записки о ревизии им, Товарищем Синодального Обер-Прокурора, делопроизводства Московской Синодальной Конторы, и приняв в основание соображения, изложенные, между прочим, в этой записке, циркулярными указами, 19 Октября 1871 года, за № 59, предписал, чтобы монастырские начальства отнюдь не дозволяли послушникам отлучек из монастырей, разве только по нуждам монастырским или в случае особенно уважительных причин и при том под личною ответственностью настоятеля монастыря. Между тем из дела, доложенного Святейшему Синоду, о незаконном прибытии в пределы Империи Афонских постриженников, бывших мещанина Филиппа Попова и крестьянина Лариона Болотова, оказалось, что Попов постоянно был признаваем принадлежащим к сословию Российского духовенства на том основании, что в выданном ему в 1857 г. заграничном паспорте значился послушником Севской Площанской пустыни. Вследствие сего Господин Товарищ Синодального Обер-Прокурора предлагает Святейшему Синоду: не признано ли будет полезным постановить за правило, чтобы во всех случаях, когда лица, находящиеся на послушании в монастырях, увольняются в продолжительные (более 4 месяцев) отлучки, а тем более в отпуска за границу, они получали, при увольнении, те самые, выданные от гражданского начальства, виды, по коим были приняты в монастырь, с приложением свидетельств о том, что с такого-то времени по такое-то проживали в монастыре на послушании. Приказали: Принимая во внимание, что монастырские послушники, отпускаемые из монастырей в продолжительные отпуска с увольнительными свидетельствами от их монастырского начальства, находясь вне надзора духовного начальства, не представляют никакого ручательства в соблюдении ими правил монашеских, и что в подобных обстоятельствах гражданское и духовное начальства встречают крайние затруднения при собрании сведений о происхождении таких уволенных в отпуск послушников и о том, к какому сословию они принадлежали до вступления в монастырь, Святейший Синод определяет: предписать циркулярными указами по духовному ведомству, чтобы при увольнении в отпуск лиц, находящихся на послушании в монастырях, на сроки более четырёх месяцев или за границу, монастырские начальства возвращали сим лицам документы, выданные им от гражданского начальства, по которым они были приняты в монастырь, выдавая им, если пожелают, отдельные свидетельства о том: сколько времени они прожили в монастыре на послушании и как они вели себя по день подачи ими прошения об увольнении из монастыря. Апреля 30 дня 1873 года.

20.-слушали предложенную Г. Синодальным Обер-Прокурором от 4 Апреля сего года за № 1185, выписку из Высочайше утверждённого, в 24 день Марта сего же года, журнала Присутствия по делам православного духовенства о местных средствах содержания духовенства и разделе их между членами причтов, с правилами о таковом разделе. Приказали: предложенные выписку и правила, напечатав в потребном количестве экземпляров, препроводить к епархиальным Преосвященным при циркулярном указе, для должных со стороны епархиальных начальств распоряжений и исполнения. Мая 24 дня 1873 года.

Выписка из журнала Присутствия по делам православного духовенства, от 9 Февраля, Высочайше утверждённого 24 Марта 1873 года.

Высочайше утверждённое Присутствие по делам православного духовенства, рассмотрев составленные на основании отзывов епархиальных Преосвященных правила о местных средствах содержания православного приходского духовенства и о разделе их между членами причтов, и приняв в соображение мнения Преосвященных о порядке введения сих правил в действие, по своему журналу от 9 Февраля 1873 г., полагало:

1) Утвердив прилагаемые при сем правила о местных средствах содержания православного приходского духовенства и о разделе их между членами причтов, предоставить усмотрению Святейшего Синода делать в сих правилах изменения, какие впоследствии могут оказаться нужными по указаниям опыта.

2) Предоставить усмотрению Преосвященных тех епархий, для которых ещё не утверждены предположенные журналом Присутствия по делам православного духовенства 16 Апреля 1869 г. штатные расписания приходских причтов, вводить по возможности настоящие правила раздела местных средств содержания, не ожидая утверждения нового штатного расписания духовенства в тех одноклирных приходах, в которых и по новому расписанию, предполагается иметь причт в том же составе, в каком он находится на лицо.

3) По утверждении для какой либо епархии нового штатного расписания причтов, при распределении наличных священнослужителей и причетников на определённые расписанием штатные места, диаконы зачисляются на штатные вакансии псаломщиков в тех же приходах, в которых они состояли до утверждения расписаний, с предоставлением им преимущественного пред причетниками права просить епархиальное начальство о перемещении их на открывающиеся в обыкновенном порядке штатные же вакансии псаломщиков в других приходах. По таковом распределении диаконов на штатные места псаломщиков, они пользуются местными общими средствами содержания причта на правах псаломщиков.

4) Оказавшиеся излишними против нового штатного положения священники и причетники оставляются сверхштатными в причте тех приходов, в которых они служили, с обязанностью исполнять очередное богослужение и требы по церкви и приходу наравне- священники с штатными помощниками настоятеля, а причетники с псаломщиками и с одинаковым с штатными подчинением настоятелю.

5) В тех приходах, в которых все наличные члены причта будут распределены на штатные вакансии, предписывать причту руководствоваться в разделе местных средств содержания прилагаемыми правилами.

6) В приходах, в которых, кроме штатных членов причта, будут оставаться сверхштатные священники или причетники, церковною землёю пользуются как штатные, так и сверхштатные лица на прежнем основании, т. е. сохраняют те участки, которыми они владели до введения в действие нового штатного расписания причта, прочие же местные средства содержания, т. е. кружечные доходы, проценты с принадлежащих причтам капиталов и арендные деньги, получаемые за отдачу оброчных статей, делятся между членами причта, штатными и сверхштатными, на основании прилагаемых правил раздела, при чём сверхштатные священники получают части равные с штатными помощниками настоятеля, а сверхштатные причетники – равные с псаломщиками.

7) Сверхштатные священнослужители и причетники в соединённых приходах, в которых будет более одной церкви, пользуются местными средствами содержания на следующих основаниях: а) согласно 6-й ст. каждый сохраняет за собою тот участок земли или право на ту часть производимого прихожанами вместо отвода земли церковного довольствия, какими пользовался до введения нового штатного расписания причтов; б) из процентов с капиталов и арендных денег от оброчных статей всех церквей соединённого прихода сверхштатные священники получают часть наравне с штатными помощниками и причетники наравне с псаломщиками: в) из кружечных доходов сверхштатные священники получают: состоящие при настоятеле, на правах его помощника, состоящие при церкви, находящейся в заведывании штатного настоятельского помощника, наравне с последним, а состоящие при церкви, при которой иметь штатного священника, по новому расписанию причтов, не предположено, наравне с помощником настоятеля, заведующим особою церковью согласно 1 п. 19 § прилагаемых правил. Если бы при церкви приписной, при которой иметь особого священника, по новому расписанию причтов, не предположено, оставались сверхштатными только низшие члены причта, без священника, то они, впредь до определения на штатные места, причисляются, по усмотрению Преосвященного, к одной из церквей того же прихода, при которой положено иметь священника.

8) В случае выбытия кого-либо из сверхштатных священнослужителей или причетников с занимаемого им места, причитавшиеся на его часть местные средства содержания поступают в раздел на основании §§ 14 и 16 прилагаемых правил между одними только штатными членами причта, хотя бы в приходе ещё оставались другие сверхштатные лица.

9) Предоставить усмотрению Преосвященных оставить причты церквей соборных, кладбищенских и других поименованных в п. 9 ст. И Высочайше утверждённого 16 Апреля 1869 г. журнала Присутствия по делам православного духовенства, при существующем порядке раздела местных средств содержания или же, где признано будет удобным и полезным, применять к ним прилагаемые правила раздела доходов между членами приходских причтов, а в сомнительных случаях испрашивать разрешение Святейшего Синода.

10) Предоставить Преосвященным Киевскому, Подольскому и Волынскому, в тех приходах их епархий, в которых доход с излишних против узаконенной пропорции церковных земель зачтён в оклады жалованья одним священникам, применять новые правила раздела земли между членами причта по мере пополнения тех окладов, на основании 3 п. Высочайше утверждённого 9 Мая 1870 г. журнала Присутствия по делам православного духовенства на счёт остатков жалованья от закрытых вакансий в причтах.

Государь Император, на означенном журнале Присутствия в 24 день Марта 1873 г., Высочайше соизволил написать собственноручно «Исполнить».

Правила о местных средствах содержания православного приходского духовенства и о разделе сих средств между членами причтов.

§ 1. Общие местные средства содержания приходского духовенства состоят: 1) в доброхотных даяниях прихожан за исполнение для них церковных и приходских треб; 2) в церковной земле или в церковном довольствии, производимом причту прихожанами вместо отвода узаконенной пропорции церковной земли (Св. Зак. изд. 1857 г. Т. X, ч. III, ст. 469); 3) в процентах с предназначенных в пользу причтов вечных вкладов; и 4) в доходах с церковных оброчных статей, также предназначенных в пользу причтов.

§ 2. Доброхотные приношения прихожан бывают двоякого рода: одни составляют личное вознаграждение или одного священника за исполнение исключительно его званию принадлежащих треб, или одного из низших членов причта за отправление свойственных их званию обязанностей, напр., за чтение псалтири над умершими; другие составляют вознаграждение причта в целом его составе за исправление таких церковных или приходских треб, которые, по принятому порядку, совершаются священником с низшими членами причта, хотя бы в действительности кто либо из них, по каким-нибудь обстоятельствам, иногда и не принимал участия в исправлении подобной требы. Приношения первого рода принадлежат безраздельно тому члену причта, которому сделаны, а приношения второго рода опускаются в братскую кружку и, по истечении каждого месяца, делятся между всеми членами на основании §§ 14 и 19 сих правил.

§ 3. Церковные земли разделяются: 1) на усадебные, к которым принадлежат: места, находящиеся под церковными или собственными духовенства домами, гумна, сады и огороды; и 2) на полевые, к которым относятся пашни и сенокосы, отведённые к церквам на основании межевых законов, в установленную пропорцию, для продовольствия причтов или хотя принадлежавшие церквам по прежним дачам, но при межевании земель зачтённые вместо узаконенной пропорции (Св. Зак. изд. 1857 г. т. X, ч. III, кн. II, разд. III, гл. II и т. IX прилож. ст. 323 пуни. 1–5).

§ 4. К церковным оброчным статьям причисляются: церковные дома, не предназначенные для жительства причта, лавки, мельницы, рыбные ловли и т. п., а также отдаваемые в аренду отхожие пустоши и вообще земельные угодья, не принадлежащие к составу земли, отведённой в узаконенную пропорцию или заменяющей эту пропорцию (§3).

§ 5. Церковным причтам вменяется в обязанность, как церковные (§ 3) земли, так и церковные оброчные статьи (§ 4) показывать в клировых ведомостях.

§ 6. Дозволяется по общему согласию всех членов причта и церковного старосты и с разрешения епархиального начальства, обращать в церковные оброчные статьи: а) какую-либо часть церковной земли, излишней против узаконенной пропорции, и б) отдельные места на церковной земле, годные для выделки кирпича, извести, для пристаней и т. п., равно как дозволяется, тем же порядком, перечислять и оброчные земельные угодья, принадлежащие причтам, в состав церковной земли. В том и другом случае перечисленные из одного разряда в другой земельные угодья, со времени такого перечисления, показываются по клировым ведомостям в числе церковных земель или оброчных статей, по принадлежности (§ 5).

§ 7. Если бы представилась надобность, по каким-либо особенным уважениям, обратить в оброчную статью также и узаконенную пропорцию церковной земли, то на сие испрашивается, чрез епархиальное начальство, разрешение Св. Синода.

§ 8. Церковные усадебные земли, равно как и находящиеся на тех землях церковные дома, кроме домов, составляющих церковные оброчные статьи (§ 4), назначаются для обеспечения помещениями и для удовлетворения хозяйственных потребностей служащего при церквах духовенства; но предоставляется попечению настоятеля церкви, по общему согласию с прочим причтом и церковным старостою, где и насколько представляется возможным, или давать помещение в церковных домах, или отводить под водворение некоторую часть церковной усадебной земли, также и заштатным священнослужителям и причетникам, состоявшим на службе в том же приходе, равно как вдовам и сиротам служившего в том же приходе духовенства (Св. Зак. изд. 1857 г. Т. XIII, уст. Общ. Призр. ст. 1612).

§ 9. Служащие при церквах священнослужители и причетники извлекают выгоды из достающихся каждому из них участков церковной, полевой земли, по своему усмотрению, или чрез обработку земли средствами собственного хозяйства, или чрез отдачу оной в аренду один другому или посторонним лицам.

§ 10. Церковные полевые земли могут быть отдаваемы в аренду: или особо одним членом причта достающегося ему участка или какой-либо части этого участка, или же сообща целым причтом всей или нескольких общих участков церковной земли, но в том и другом случае с соблюдением следующих правил: 1) отдельно каждым членом причта участки земли отдаются в аренду с ведома настоятеля церкви или заведующего церковью настоятельского помощника и прочего причта, 2) сообща целым причтом вся церковная земля или известная часть её, отдаётся в аренду с общего согласия всех членов причта; и 3) как отдельные участки каждым членом причта по принадлежности, так и вся церковная земля, или часть её, сообща целым причтом отдаются в аренду на срок не более одного года и не иначе как по письменному домашнему условию, которое при отдаче в аренду одним членом причта своего участка подписывается сдающим землю и нанимателем и свидетельствуется настоятелем церкви или заведующим церковью настоятельским помощником, а при отдаче земли сообща целым причтом подписывается всеми членами причта и съёмщиком.

§ 11. Принадлежащие причтам церковные оброчные статьи отдаются в аренду с торгов, по формальным условиям, на срок не долее 12 лет, с утверждения епархиального начальства. (Св. Зак. изд. 1857 г. т. X, ч. I, ст. 1711 и Уст. Дух. Конс. изд. 1841 г. ст. 145).

§ 12. Получаемая за отдачу в аренду церковных земель и принадлежащих причтам оброчных статей плата вносится для хранения, в братскую кружку, из которой выдаётся помесячно, или по третям года, за истекшее время, по принадлежности; арендная плата за отданный отдельно кем-либо из членов причта участок церковной земли, отдавшему оный члену, а плата за отданную сообща целым причтом церковную землю, равно как за оброчные статьи, всем членам причта в причитающихся им за истекшее время долях (§ 14).

§ 13. В братской же кружке хранится особая тетрадь, в которую записывается как поступление арендных денег, так и выдачи их членам причта по принадлежности (§ 12), под расписки получателей, делаемые в той же тетради.

§ 14. При разделе: а) кружечных доходов, составляющихся из доброхотных даяний за исправление церковных и приходских треб, б) церковного довольствия, производимого прихожанами вместо отвода церковной земли, в) процентов с капиталов, внесённых в пользу причта на вечное обращение в кредитные установления и г) арендной платы за отдачу в наём сообща целым причтом церковной земли, а также принадлежащих причтам оброчных статей, настоятель получает три части, помощник настоятеля две части, и псаломщик одну часть, т. е. помощник настоятеля получает менее на одну третью часть, а псаломщик менее на две третьих части против настоятеля.

§ 15. Изложенное в § 14 правило не распространяется: а) на проценты с таких капиталов или доходы с таких имуществ, которые предназначены жертвователями на содержание только известных членов причта, напр. сверхштатных диаконов и б) на такие случаи, когда раздел между членами причта процентов со внесённого капитала или доходов с пожертвованного имущества определён самим жертвователем. В первом случае весь доход поступает в пользу сверхштатного члена причта, на содержание которого предназначен, а в последнем, в отношении раздела наблюдается воля жертвователя.

§ 16. В установленной § 14 соразмерности делится между членами причта также и церковная земля, т. е. настоятель получает три части; помощник настоятеля две части и псаломщик одну часть.

§ 17. При разделе полевых земель разных качеств наблюдается, чтобы по возможности всем членам причта доставались части из лучшей, средней и худшей земли, в причитающейся каждому из них пропорции.

§ 18. В тех приходах, где церковной полевой земли имеется более узаконенной пропорции, предоставляется служащим членам причта, если пожелают, по общему согласию, отделять некоторую часть угодий на продовольствие служивших в том же приходе заштатных священнослужителей и причетников, а равно вдов и сирот также служившего в том приходе духовенства, и затем всю остальную землю обращать в раздел между собою на основании §§ 16 и 17 сих правил. Жалобы епархиальному начальству со стороны заштатных лиц или вдов и сирот на отказ в выделе им части полевой земли не допускаются; но сделанный однажды по общему согласию служащего причта выдел кому-либо из них остаётся ненарушимым до смерти или выбытия в другое место жительства того, в чью пользу был сделан, хотя бы между тем в личном составе служащего причта произошли какие-либо перемены.

§ 20. Священнослужители и причетники, при определении их в приход, пользуются кружечными доходами, составляющимися из приношений за исправление церковных и приходских треб со дня действительного вступления в отправление своих обязанностей по церкви и приходу, а процентами с капиталов, церковным довольствием и платою за отдачу в аренду церковной земли и оброчных статей со дня подписания указа об определении их в приход.

§ 21. При переменах в личном составе причтов, расчёты между предместниками или их семействами и преемниками во всех выгодах от полевых церковных земель производятся за целый сельскохозяйственный год, полагая началом такого года для разного рода земель, т. е. озимых, яровых и сенокосных окончание уборки с полей озимых и яровых хлебов и сена. Епархиальное начальство, при введении сих правил в действие, имеет определить по своей епархии начало сельскохозяйственного года, на означенном в сем § основании, по ближайшему соображению местных условий страны.

§ 22. Все заключённые причтами, на основании §§ 10 и 11 сих правил, домашние условия и формальные договоры на отдачу в аренду церковных земель и оброчных статей остаются в силе до истечения срока условий и договора, хотя бы, между тем, в личном составе причта последовали какие-либо перемены; вновь определённый член причта, не нарушая условия до окончания срока, довольствуется получением арендной платы по расчёту времени его служения в приходе (§ 12).

§ 23. При обработке церковной земли средствами собственного хозяйства, в случае перемен в личном составе причта прежде окончания сельскохозяйственного года (§ 21), произведениями пахотных полей пользуется обработавший и обсеменивший их предместник или его семейство, удовлетворяя преемника платою за землю, по расчёту времени службы его в приходе, по ценам, по каким подобные земли в той местности отдаются в аренду, а произведениями сенокосной земли пользуется преемник, удовлетворяя предместника или его семейство платою, по расчислению времени службы по ценам, по каким сдаются луга.

§ 24. Священнослужитель или причетник, удобривший и распахавший поля, но ещё не засеявший до определения на его место другого лица (§ 20), сохраняет право сам или, в случае его смерти, его семейство, осеменить оные, с удовлетворением преемника платою за землю на изложенном в § 23 основании; если же предместник только удобрил поля, но ещё не распахал их под посев, то за удобрение полей получает от своего преемника вознаграждение, не имея права на распашку и обсеменение оных без согласия своего преемника.

Примечание. Распашка полей, по местным обычаям, под пар, а не под посев, принадлежит к удобрению полей.

§ 25. Предоставляется, при переменах в причте в продолжение сельскохозяйственного года, предместникам или их семействам и преемникам входить между собою во всякие соглашения относительно выгод от церковной земли, обрабатываемой средствами собственного хозяйства, не стесняясь настоящими правилами, но жалобы, возникающие из таковых, заключаемых вне сих правил соглашений, епархиальное начальство не принимает к своему разбирательству.

§ 26. В тех случаях, когда священник или псаломщик подвергается епитимии в монастыре или архиерейском доме, или временному отрешению от места по нахождению его под следствием или судом, всеми доходами, составляющими личное вознаграждение священника или причетника за исполнение свойственных их званию обязанностей (§ 2), пользуется безраздельно исправляющий должность за находящегося на епитимии или под следствием и судом; из доходов же кружечных, церковного довольствия, процентных и арендных денег (§ 1 п. 2–4) одну половину получает находящийся на епитимии или под следствием и судом, а другую половину исправляющий за него должность.

§ 27. При церквах, при которых состоит по штату более одного священника или более одного псаломщика, половиною кружечных доходов, церковного довольствия, процентных и арендных денег, причитающихся на часть находящегося на епитимии или под следствием и судом священника, пользуются остальные священники, разделяя оную между собою в установленной в § 14 сих правил соразмерности с их степенями, а половинною частью тех доходов, причитающейся находящемуся на епитимии или временно отрешённому от места псаломщику, пользуются одни псаломщики, разделяя её между собою поровну.

§ 28. На изложенных в §§ 26 и 27 сих правил основаниях делятся также и доходы от праздных священнических и причетнических мест, впредь определения на них наличных священников или псаломщиков, но с соблюдением при сем следующих правил: 1) если место сделалось праздным по случаю увольнения занимавшего оное лица за штат, без запрещения в священнослужении, то уволенный за штат допускается к временному исправлению своей должности с правом на получение всех присвоенных оной местных доходов; 2) если уволенный за штат не может, по болезненному положению, исправлять должность, то получает половину выгод от оной, а другою половиною пользуется временно исправляющий должность; 3) в случае, когда место сделалось праздным по случаю смерти занимавшего оное лица, половиною выгод от праздного места пользуется оставшееся после умершего семейство; и 4) если после умершего не осталось семейства, то половина выгод от праздного места обращается в пользу епархиального попечительства о бедных духовного звания.

§ 29. Предоставляется епархиальному начальству, в случае долговременного неприбытия в приход вновь определённого на место священнослужителя или псаломщика, делать постановление о предоставлении одной половины кружечных доходов, церковного довольствия и арендных денег, причитающихся промедлившему лицу, со дня определения (§ 20) по день прибытия к месту служения, в пользу исполнявшего его обязанности и об обращении другой половины в средства епархиального попечительства о бедных духовного звания. Время промедления прибытием к месту службы, по истечении коего вновь определённый священнослужитель или причетник может быть подвергнут на основании сего §, лишению причитающейся ему части выгод по его должности, зависит от усмотрения епархиального начальства.

§ 30. Существующие правила о пользовании церковными лесами остаются в силе.

§ 31. За изданием настоящих правил, прежние постановления о разделе местных средств содержания приходских причтов, в чём оные не согласны с сими правилами, отменяются.

27.-слушали предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 4 сего Апреля за № 1084, в коем изъяснено: а) что согласно определению Святейшего Синода от 13–22 минувшего Марта, он входил со всеподданнейшим докладом Государю Императору о соображениях Святейшего Синода касательно наперсных крестов с драгоценными украшениями, подносимых священнослужителям прихожанами или обществами офицеров, и о предположении принять на будущее время за правило ходатайствовать о Всемилостивейшем дозволении священнослужителям носить таковые кресты только в том случае, если священнослужители сии имеют уже Всемилостивейше пожалованный золотой наперсный крест без украшений, и б) что на сие воспоследовало в 31 день минувшего Марта Высочайшее соизволение, Приказали: О настоящем Высочайше утверждённом определении Святейшего Синода дать знать, для должного в потребных случаях руководства, по Духовному ведомству печатными указами. Июня 12 дня 1873 года.

31.-слушали дело но возбуждённому Министерством Внутренних Дел вопросу о том, в чём должны заключаться обязанности общеустановленного технического полицейского надзора за сооружением зданий для церквей. Приказали: Из дела оказалось: 8 Апреля 1872 г. в новостроящемся каменном придельном храме с. Самети, Костромского уезда, разрушился свод. По произведённому расследованию Епархиальным начальством признаны виновными в том архитектор Алексеев и подрядчик Паскин, а потому Костромским Епархиальным Начальством предоставлено строительной комиссии производить взыскание убытков с означенных лиц. Костромское Губернское Правление, с своей стороны, по получении сведений о разрушении вышеупомянутой постройки, просило от Консистории сведений о том, кем и каким образом производилась постройка упомянутого храма и вместе с тем назначило, на основании Т. XII ст. 1 Уст. Строит. (по продолж. 1868 г.), освидетельствовать при депутате с духовной стороны произведённую постройку, на что Консистория отозвалась, что сооружения и постройки Духовного ведомства не подлежат действию приведённой выше статьи, как неупомянутые в оной, и потому отказала Губернскому Правлению в сообщении ему требовавшихся сведений и в командировании депутата от духовного ведомства при назначенном от Губернского начальства освидетельствовании помянутой постройки. Затем Губернское Правление, по предмету происшедшего между ним и Духовною Консисторией разногласия по настоящему делу, нашло, что 11 ст. Уст. Строит., коею здания духовного ведомства исключаются из ведения Строительного Отделения Губернского Правления, не относится к церквам, так как по другим статьям того же устава (205, 206, 239, Т. II Общ. Губ. Учр. ст. 448), Начальники губерний обязаны чрез архитекторов или других знающих людей наблюдать, чтобы церковные постройки производились прочно и без отступлений от планов и фасадов, которые в прежнее время рассматривались и утверждались местной Строительной и Дорожной Комиссией, по преобразовании же строительной части, обязанности, лежавшие на Строительных Комиссиях, по 1 ст. Уст. Строит., по прод. 1868 г., перешли в Строительные Отделения Губернских Правлений, почему и циркуляром Министерства Внутренних Дел от 26 Января 1867 г. вменено в обязанность архитекторам, производящим церковные постройки, сообщать Строительным Отделениям как о начатии работ, так и об окончании вчерне зданий и к ним же обращаться за указаниями в затруднительных случаях и что, наконец, в случаях нарушения при церковных постройках правил Устава Строительного и разрушения от сего церковного здания, ответственность за то налагается по суду на основании Улож. о нак. ст. 67, 1058–1062, и за сим, в силу решений Кассационного Департамента Сената (Сборн. реш. за 1867 г. № 594) и 158 и 159 ст. Уст. Дух. Конс., взыскание за нарушение при церковных сооружениях строительных правил, должно определяться в объяснённом порядке даже и в том случае, если бы виновными в таковом нарушении оказались лица духовного ведомства. По всему этому Губернское Правление признавало незаконным отказ Консистории в удовлетворении объяснённого выше требования его, при чём Губернское Правление полагало, что вообще все церкви, по отстройке их вчерне, должны быть свидетельствуемы по распоряжению Губернатора и только по удостоверении таким образом в прочном их устройстве и безопасности входа в оные, может производиться чистая отделка церковных сооружений. О таковом постановлении Костромского Губернского Правления, сообщённом Министром Внутренних Дел, предложено на заключение Святейшего Синода. По рассмотрении вышеизложенного, Святейший Синод, на основании приведённых узаконений и в видах самой безопасности церковных построек, признавая необходимыми наблюдение за таковыми постройками со стороны гражданского начальства, находит, что Костромская Консистория не вправе была уклоняться от сообщения требовавшихся Губернским Начальством сведений и от командирования депутата для исследования по делу о происшедшем в строящейся церкви с. Самети разрушении и для определения ответственности лиц, участвовавших в этой постройке, а потому определяет: предписать Костромскому Епархиальному Начальству, чтобы оно, на будущее время исполняло все законные требования гражданского начальства по наблюдению его за церковными постройками и, ежели по делу о постройках храма в с. Самети и в настоящее время потребны от Консистории для Губернского Начальства какие-либо сведения, сообщило бы таковые без промедления; для объявления же такового определения к сведению и руководству, послать Епархиальным Преосвященным циркулярный указ. Июля 25 дня 1873 г.

38.-слушали донесение одного из Епархиальных Начальств о похищении из церкви значительной суммы. Справка: Циркулярными указами Святейшего Синода от 29 Октября 1865 г. и 15 Октября 1869 г. вменено было в непременную обязанность причтам не оставлять при церквах в наличности денег, более ста рублей. Приказали: Усматривая из настоящего и других донесений, что причты некоторых церквей, вопреки означенным циркулярным указам Святейшего Синода, оставляют при церквах значительные суммы, которые нередко подвергаются краже, Святейший Синод определяет: предписать указом всем Епархиальным Преосвященным: 1) строжайше подтвердить церковным причтам и старостам, чтобы они, согласно Высочайшему повелеваю, объявленному в циркулярном указе Святейшего Синода 29 Октября 1869 г., ни под каким видом не оставляли при церквах более ста рублей; 2) чтобы на внесённые в кредитные учреждения церковные суммы были приобретаемы непременно именные билеты на имя церквей, и 3) чтобы могущие оказаться у церквей билеты внутренних с выигрышами займов, неотложно были передаваемы, под расписки на имя церквей, для хранения в Государственный Банк или в местные Конторы и Отделения оного. При сем предварить церковные причты и старост церковных, что в случае неисполнения сего указа виновные будут подвергнуты законной ответственности. Сентября 9-го дня 1873 года.

39.-слушали рапорт одного из Епархиальных Начальств о неодобрительном поведении некоторых послушниц женского монастыря. Приказали: Предписать циркулярным указом всем Епархиальным Преосвященным о принятии самых действительных мер к тому, чтобы согласно циркулярным указам Св. Синода, от 21 Июля 1804 г., 23 Апреля и 30 Июля 1841 года, в число послушников и послушниц монастырей были принимаемы только те лица, за благонравность коих могут вполне поручиться настоятели и настоятельницы монастырей; если же кто либо из послушников и послушниц будет замечен монастырским начальством в несвойственных иноческой жизни качествах, таковых немедленно удалять из монастырей, и, наконец, подтвердить всем послушникам и послушницам, чтобы они, впредь до пострижения их в монашество, не дозволяли себе носить иноческое одеяние и принимать другие имена, под опасением строгой за сие по закону ответственности, как за принятие не принадлежащего имени и звания. При чём обязать настоятелей и настоятельниц монастырей, чтобы они ни в каком случае не отпускали послушников или послушниц для сбора пожертвований на нужды монастырей. Сентября 9 дня 1873 г.

42.-слушали доклад Синодальной Канцелярии следующего содержания: По ст. 142 Уст. Дух. Конс. Епархиальные Начальства обязываются о пожертвованиях свыше 100 р. в пользу церквей и других духовных учреждений доносить Св. Синоду к 1 числу Января, Мая, и Сентября. Между тем в настоящее время подобного рода донесения вступают из епархий в Синод в довольно значительном количестве в течение каждого месяца. При этом замечаются главнейше следующие неправильности в некоторых из сих представлений: 1) напрасно увеличивается количество бумаг подписанием в один и тот же день отдельных о каждом представляемом донесений; 2) при помещении в одну и ту же ведомость всех представляемых не указывается, кому именно из них предполагается преподать благословения и кого удостоить благословения с грамотою; 3) в одну общую ведомость вносятся все жертвователи, с показанием против каждой церкви, общего итога поступивших в неё пожертвований, но без означения отдельных сумм, поступивших от каждого лица; при чём иногда жертвователи в ведомостях обозначаются общим именем прихожан или церковноприходского Попечительства, а иногда, в числе прочих, испрашивается благословение Св. Синода и таким жертвователям, которые пожелали остаться неизвестными. Указанные недостатки, весьма затрудняя Синодальную Канцелярию, при составлении общих по епархиям ведомостей о пожертвованиях, делают крайне желательным, чтобы для представлений Епархиальными Архиереями жертвователей, которых они находят заслуживающими благословения Св. Синода с грамотою или без оной, был установлен порядок, сообразный с тем, который указан Ст. 142 Уст. Дух. Конс. для донесений о самых пожертвованиях. Приказали: Согласно с точным указанием Ст. 142 Уст. Дух. Конс. и с теми правилами, какие постановлены вообще о наградах за пожертвования в пользу церквей, монастырей и прочих духовных учреждений в указах Св. Синода 23 Октября 1864 г. и 15 Января 1868 г., предписать подлежащим местам и лицам духовного ведомства печатными указами, чтобы ходатайства о преподании благословения Св. Синода за пожертвования и заслуги на пользу означенных учреждений, подобно как и ходатайства о других наградах, вносить в Св. Синод однажды, по истечении каждой трети года, а именно: за Январскую треть в первых числах Мая, за Майскую в первых числах Сентября и за Сентябрьскую в первых числах Января месяца, представляя при таковых ходатайствах отдельные ведомости по прилагаемым формам, а) о лицах, коим испрашивается благословение с грамотою, и б) о лицах, коим благословение испрашивается без грамоты. Сентября 14 дня 1873 г.

ВЕДОМОСТЬ

о лицах светского звания, представляемых, за заслуги по Духовному ведомству, к благословению Св. Синода, с выдачею установленных грамот за №_ треть 1 ___г. (или) к благословению Св. Синода за №_ треть 1 ___г.


№№ по порядку Должность, чин, звание, имя и фамилия. В чём состоят оказанные отличия.
1. 2. 3.

ПРИМЕЧАНИЕ. В такую ведомость следует вносить имена жертвователей, принадлежащих к православному вероисповеданию. О жертвователях иноверцах Епархиальные Начальства должны доносить особо.

43.-слушали предложение Г. Исправляющего должность Синодального Обер-Прокурора, от 2 Августа сего года за № 2671, в коем изъяснено, что по всеподданнейшему его докладу Государь Император, в 1-й день сего же Августа Всемилостивейше соизволил утвердить определение Св. Синода о предоставлении церковным старостам, выслужившим в сей должности три трёхлетия, с усердием и пользою для церкви, права носить, по оставлении службы, присвоенные должности мундиры и кафтаны, по примеру указываемых в ст. 434 Уст. служб Выб. лиц. Приказали: Об изъяснённой Высочайшей воле объявить по Духовному Ведомству, для надлежащего исполнения, печатными указами. Сентября 14 дня 1873 года.

45.-слушали предложенную Господином исправляющим должность Синодального Обер-Прокурора копию с указа Правительствующего Сената, от 8 Июня сего года, за № 23118, по делу об исключении Смоленским Епархиальным Начальством дочери дьячка из духовного звания, для избрания рода жизни. Правительствующий Сенат, согласно заключению Святейшего Синода, нашёл, что за силою Высочайше утверждённого 26 Мая 1869 г. мнения Государственного Совета, дети Православного духовенства не принадлежат лично к духовному званию, а потому и не могут быть исключаемы из оного по распоряжению Епархиального Начальства, и что по Высочайше утверждённому 7 Ноября 1872 г. мнению Государственного Сената детям лиц Православного Духовенства, имеющим право на потомственное или личное почётное гражданство, выдаются по установленной форме, на гербовой бумаге ценою в один рубль, свидетельства о принадлежности их к сему званию из подлежащих, по месту служения отцов, Духовных Консисторий. И, по справке Приказали: Дав знать об изложенном указом Смоленскому Преосвященному, вместе с тем, в видах предупреждения могущих возникнуть недоразумений по прочим епархиям в подобных же случаях, объявить об изъяснённом циркулярными указами по Духовному ведомству. Сентября 20 дня 1873 года.

46.-в виду того, что наблюдение за успехами обучения в народных училищах предоставлено ведомству Министерства Народного Просвещения и что во внимание к сему ещё указом Святейшего Синода, от 28 Сентября 1838 г., предписано о ежегодном доставлении духовенством местным Директорам училищ надлежащих сведений о числе начальных училищ в приходах и учащихся в них, а между тем некоторые из Епархиальных Начальств, при представлениях Своих Святейшему Синоду о награждении духовных лиц за заслуги по народному образованию, не прилагает отзывов Попечителей Учебных Округов о таковых заслугах представляемых лиц, и таким образом возбуждается излишняя переписка и замедляется самый ход дел по сей части, Приказали: Во избежание на будущее время напрасной переписки и проволочек по делам о награждении духовных лиц за заслуги по народному образованию, предписать подлежащим местам и лицам Духовного ведомства печатными указами, чтобы по делам сего рода, предварительно представления Святейшему Синоду, входили в сношение с местными Попечителями Учебных Округов и отзывы последних о достойных награждения лицах прилагали, в подлиннике, при представлениях своих Синоду; при чём изъяснить в указах, что представления, при которых таковых отзывов не окажется, будут оставляемы Синодом без последствий. Сентября 26 дня 1873 года.

48.-слушали ведение Правительствующего Сената, от 25 минувшего Августа за № 30.641, о том, что Высочайше утверждённым 9/21 Июня сего года мнением Государственного Совета о замене существующих сборов за повышение чинами сбором при увеличении содержания состоящим на государственной службе лицам постановлено: Разности или остатки, образующиеся по штатам при удержании определённых сумм, по правилам пп. 1, 4, 5, 6 и 9 из окладов содержания и процентных вознаграждений, составляют принадлежность Государственного Казначейства и обращаются из кредитов подлежащих смет в государственный доход, порядком, какой будет для сего установлен по взаимному соглашению между Министром Финансов и Государственным Контролёром. Вследствие сего, по соглашении Министерства Финансов с Государственным Контролем, признано необходимым относительно порядка обращения в государственный доход и контролирования вычетов при увеличении содержания и при вступлении на службу установить следующие правила: 1) По воспоследовании Высочайшего повеления или распоряжения подлежащего начальства об определении лица на государственную службу или об увеличении содержания состоявшему уже на государственной службе лицу, то учреждение или начальство, в распоряжении которого состоит кредит, из которого производится содержание таковым лицам, обязано распорядиться, чтобы при первом за тем назначении о выдаче содержания или процентного вознаграждения из оных были удерживаемы в государственный доход установленные утверждённым 9/21 Июня 1873 г. мнением Государственного Совета сборы, при определении в государственную службу или при увеличении содержания состоящим на государственной службе лицам, и чтобы самое удержание было производимо в том размере и в тот срок, какие установлены означенным Высочайшим повелением. 2) Удержание это, подобно вычетам в инвалидный и пенсионный капиталы, делается по требовательным ведомостям об отпуске сумм на содержание личного состава или на выдачу процентного вознаграждения, по таковым ведомостям показывается оклад, назначенный к производству определённому на службу лицу, или лицу получившему увеличение содержания, а затем в особой графе назначается сумма, подлежащая удержанию из сего оклада в государственный доход. 3) При отпуске сумм по таковым ведомостям, Казначейства удерживают показанные в особой графе тех ведомостей сборы, при определении на службу или при увеличении содержания или процентного вознаграждения, и записывают таковые сборы в государственный доход по надлежащему подразделению доходной сметы Департамента Неокладных Сборов. 4) Поверка правильности производства таких сборов, как в отношении размера оных, так и своевременного поступления их в казну, производится Контрольным ведомством, на основании общих правил о поверке поступления государственных доходов. Приказали: Об установлении изложенных правил о порядке удержания сборов при определении на службу и при увеличении содержания состоящим на государственной службе лицам, для сведения и должного в потребных случаях руководства, дать знать по духовному ведомству печатными указами. Октября 6-го дня 1873 года.


Источник: Циркулярные указы Святейшего правительствующего синода 1867-1900 гг. / Собр. и изд. А. Завьялов, секр. Святейшего синода. - 2-е изд., доп. - Санкт-Петербург : И.Л. Тузов, 1901. - 444 с.

Комментарии для сайта Cackle