А.А. Завьялов

Источник

1897 г.

2.-имели суждение о порядке распределения доходов, поступающих в пользу архиерейских домов, подворий и монастырей, в коих епархиальные архиереи состоят настоятелями. Приказали: По имеющимся в Святейшем Синоде сведениям, из доходов архиерейских домов, подворий и монастырей, в коих епархиальные архиереи состоят настоятелями, не во всех епархиях выделяется одинаковая часть в личную собственность Преосвященных, а именно: из доходов, поступающих в пользу упомянутых домов и монастырей, с оброчных статей, как-то: земель, мельниц, рыбных ловель и экономических заведений, равно с подворий архиерейских домов, в одних епархиях выделяется Преосвященным треть валового дохода, в других-треть чистой прибыли. В целях установления единообразия во всех епархиях относительно раздела упомянутых доходов, а равно и других монастырских доходов, Святейший Синод признает необходимым постановить следующие правила: 1) из всех монастырских доходов, так называемых братских, т. е. поступающих в раздел между братией, выделять Преосвященному, как управляющему монастырём на правах настоятеля, одну треть; 2) суммы, жертвуемые на вечное поминовение, обращать в процентные бумаги и назначать в раздел одни только проценты; 3) из сумм, поступающих с оброчных статей, а также с подворий архиерейских домов, выделять Епархиальному Преосвященному одну треть чистой прибыли, а не валового дохода; 4) доходы, непосредственно церковные, ни в каком случае не назначать в раздел, и 5) о том, какую часть выделять в личную собственность Преосвященных из доходов общежительных монастырей, управляемых ими на правах настоятелей, каждый раз испрашивать особого распоряжения высшей духовной власти. О таковом постановлении своём Святейший Синод определяет: послать, для зависящих к исполнению распоряжений, епархиальным Преосвященным печатные циркулярные указы. Марта 29 дня 1897 года.

3.-имели суждение по содержанию представленных некоторыми Епархиальными Начальствами годовых ведомостей о находящихся в монастырях на епитимии лицах. И, по справке, Приказали: Циркулярным указом Святейшего Синода от 10 Октября 1853 года предписано по всему Духовному Ведомству представлять ежегодно к 1 Января ведомости о лицах, содержащихся в монастырях на епитимии, по особой форме, к тому указу приложенной. Принимая во внимание, что означенные ведомости представляются ныне неисправно, что графа сих ведомостей, в коей обозначается время епитимии, возбуждает некоторое недоумение своим неточным оглавлением («на какой именно срок или бессрочно»); а с тем вместе усматривая из доходящих до Святейшего Синода решений Епархиальных Начальств, коими подсудимые присуждаются к монастырской епитимии, что не все таковые решения обозначают образ следующего посылаемым в монастыри послушания, Святейший Синод определяет: а) подтвердить Епархиальным Начальствам о недопустительной и своевременной присылке в Синод ведомостей, предписанной циркулярным указом 10 Октября 1853 года, б) графу сих ведомостей, в коей обозначается срок епитимии, надписывать отныне: «на какой именно срок или впредь до раскаяния и исправления», в) вменить духовным консисториям в обязанность в приговорах о посылке в монастырь обозначать следующее посылаемым послушание, применяясь, согласно требованию церковных правил, к качествам грехов, готовности согрешивших к обращению и требованию обычая (6 Всел. Соб. пр. 102, Анк. 5, Двукр. 3, Св. Василия Великого 3), с тем, чтобы и настоятели монастырей в донесениях Епархиальному Начальству об исполнении епитимии подавали сведения не только о времени пребывания в монастырях посланных на епитимию, но и о трудах и поведении их, а также об их раскаянии. О чём и послать Синодальным Конторам и Епархиальным Преосвященным печатные указы. Апреля 21 дня 1897 года.

4.-слушали: предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 6 февраля сего года за № 906, о принятии мер к содержанию кладбищ в благоустроенном виде. И, по справке, Приказали: Черниговский Губернатор во всеподданнейшем отчёте своём о состоянии Черниговской губернии за 1895 год между прочим объяснил следующее: «при ревизионном объезде губернии повсеместно было обращаемо внимание на содержание кладбищ. Надо сознаться, что редко где достойное всякого внимания, ухода, охранения и уважения покоище усопших содержится в том состоянии, которого требовало бы религиозное чувство благоговения пред памятью отошедших в вечность. Устранение пастьбы скота и свиней на могилах, возобновление оград, очистка погоста и расчистка дорожек были повсеместно предписаны к немедленному исполнению; полиции строго подтверждено наблюдение за этим; городским управлениям предложено заботиться отпуском средств на это дело; сделано сношение с епархиальным преосвященным относительно воздействия в этом отношении на местных благочинных, протоиереев и священников; вообще замечено, что главная причина плохого содержания кладбищ лежала в отсутствии забот частных лиц о могилах близких им людей и в отсутствии ассигнований на сей предмет со стороны городов. Лучшим двигателем к исправлению этой ошибки, оказывающейся виною пред усопшими, должно явиться начавшееся повсеместно усиленное об этом напоминание духовными отцами при церковной проповеди». Против этого места отчёта ЕГО ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО соизволил отметить: «Это вопрос, касающийся всей России» и слова «содержание кладбищ» Собственноручно подчеркнул. Комитет Министров, куда означенный отчёт, по Высочайшему повелению быть внесён, чрез Управляющего делами Комитета Статс-Секретаря Куломзина об изъяснённом, уведомил Г. Синодального Обер-Прокурора, а им предложено Святейшему Синоду-Обсудив изложенное, Святейший Синод находит, что: 1) попечение о содержании кладбищ в благолепном виде является естественным выражением того, не только умственного, но даже обязательного в христианах, чувства уважениям к праху предков и вообще ближних, в вере скончавшихся, которое, проистекая из обусловливаемого родственною и христианскою всеобъемлющею взаимною любовью долга почтительного отношения к их памяти, вместе с тем основывается на вере нашей в непреложную истину бессмертия и будущего всеобщего воскресения и в общение живых с прежде умершими; 2) таковое отношение к праху почивших, закреплено для православных христиан священным обычаем, свято сохраняемым Церковью на протяжении многих веков её существования, с изначальных времён доселе, и сему же поучаются они повествуемыми в Священных Книгах Ветхого и Нового Завета примерами многих благочестивых мужей, как то: Авраама, приобрётшего у хеттиеянина Ефрона за четыреста дидрахм серебра, для погребения Сарры, пещеру «Сельную сугубую» в которой потом были погребены он сам и последующие Патриархи (Быт. 23; 25:9–10; 35:29; 50:13); Товита, взысканного милостями Господа за дела милосердия и благочестия, одним из коих было самоотверженное попечение о предании погребению тел единоплеменников, выброшенных язычниками Ниневии на поругание (Тов. 1:17–20; 2:3–9); Иосифа и Никодима, восхваляемых, в песнях церковных, тайных учеников Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, благоговейно погребших Пречистое Тело Его, память, о каковом деянии их увековечена на страницах Святого Евангелия; также «благоговейных мужей», предавших честному погребению тело убиенного гонителями Святого Первомученика архидиакона Стефана (Деян. 8:2), и многих других. Вследствие, сего и принимая во внимание, что, в силу решения Гражданского Кассационного Департамента Правительствующего Сената от 10 Апреля 1896 года (Церк. Вед. 1897 года № 10), кладбищу признаны состоящими в ведении духовного начальства, на обязанности коего посему лежит забота о благоустройстве их и содержании в порядке, Святейший Синод определяет: поручить Синодальным Конторам, Епархиальным Преосвященным, Духовнику ИХ ВЕЛИЧЕСТВ и Протопресвитеру военного и морского духовенства предписать подведомственному им духовенству: а) иметь тщательное наблюдение за тем, чтобы состоящие в его непосредственном ведении кладбища содержались в благоустроенном, опрятном и приличном виде, вполне соответствующем христианскому долгу почтительного отношения со стороны пребывающих в живых к памяти в вере скончавшихся, прилагая к сему всяческие зависящие меры: б) в сих видах озаботиться о безотлагательном приведении в порядок и благоустройство кладбищ, находящихся по каким-либо причинам и в каком-либо отношении в неудовлетворительном состоянии, т. е. об исправлении обвалившихся могил, починке старых и сооружении, – где окажется нужным, – новых оград, заборов и плетней, укреплении насыпей, а также насаждении, сообразно с местными условиями, возможно большего количества деревьев, которые, служа к внешнему благолепно кладбищ, являются вместе с тем, как признано медицинскою наукою, лучшим средством для обезврежению на кладбищах воздуха, и в) к покрытию же расходов по производству таковых работ, приглашать частных лиц и городские и сельские общества, родственники и однообщественники коих почивают на кладбищах, побуждая их к сему пастырским увещанием и напоминая о лежащей на них нравственной обязанности заботиться о могилах близких им покойников, а где окажется возможность-уделять на сие также часть церковных или кладбищенских доходов. О чём и послать циркулярные указы. Апреля 30 дня 1897 года.

5.-имели суждение по вопросу о вменении Духовным Консисториям в обязанность объявлять состоявшиеся в Епархиальных Управлениях решения по делам о незаконности браков обеим участвующим в деле сторонам. Приказали: Из доходящих до рассмотрения Святейшего Синода дел о незаконности браков видно, что Духовными Консисториями не всегда выполняется законное требование (ст. 256 Уст. Дух. Конс.) об объявлении своих решений по сим делам обеим сторонам, вследствие чего участвующие в деле стороны остаются в совершенной неизвестности о том, какое последовало решение епархиального суда по бракоразводному их делу и тем лишаются законного права принести своевременно Святейшему Синоду свои оправдания по делу, и возражения против решения Епархиального Начальства. В устранение, на будущее время, таковых отступлений от законного порядка Святейший Синод определяет в дополнение к циркулярному указу, от 2 Октября 1896 года № 10, предписать циркулярными же указами Епархиальным Начальствам, чтобы они предварительно представления своих решений по делам о незаконности браков на утверждение Святейшего Синода, объявляли сии решения обеим сторонам (просителю и ответчику) с объяснением им, что таковые решения не окончательные и с истребованием от них надлежащих подписок в выслушании решения и довольстве или недовольстве оным, каковые засим и должны быть представляемы в Святейший Синод вместе с самым консисторским производством и решением Епархиального Начальства по делу. Мая 31 дня 1897 года.

6.-имели суждение по вопросу о сокращении переписки по делам о расторжении браков, за ссылкой одного из супругов в Сибирь. Приказали: По производящимся в духовном суде бракоразводным, за ссылкой одного из супругов в Сибирь, делам Епархиальные Начальства, постановляя, согласно 229 ст. Уст. Дух. Конс., окончательные решения о расторжении брака, доносят, во исполнение 449 ст. II ч. Т. XVI, о таковых решениях по каждому делу особою бумагою, от имени Преосвященного, Святейшему Синоду, для сведения. Принимая во внимание, что по упомянутым донесениям об окончательных решениях епархиальных начальств по делам о расторжении браков, за ссылкой одного из супругов в Сибирь, никакого производства в Святейшем Синоде не учиняется, а между тем разновременное изготовление и поступление этих донесений лишь усложняет канцелярскую работу как в Консисториях, так и в высшей инстанции духовного суда, Святейший Синод, в видах сокращения делопроизводства и переписки по делам сего рода, находит возможным предоставить епархиальным начальствам о всех своих окончательных решениях по делам о расторжении браков, за ссылкой одного из супругов в Сибирь, доносить Святейшему Синоду однажды, за каждый истекший год, к 1 Марта следующего года, в виде особой общей ведомости с точным указанием в оной имени, отчества, фамилии, звания или состояния супругов, коих брак расторгнут, времени состоявшегося решения и законных оснований сего последнего. О вышеизложенном Святейший Синод определяет: дать знать по духовному ведомству, к надлежащему исполнению и руководству, циркулярными указами. Мая 31 дня 1897 года.

10.-имея суждение по поводу решения одного Епархиального Начальства, коим приходский священник, уличённый, по жалобе прихожанина, дознанием, в том, что дозволял себе отказываться от совершения таинств прихожанам прежде представления ему назначенного им самим денежного вознаграждения, присуждён был к посылке в административном порядке на две недели в монастырь, для отправления богослужения, применительно к ст. 155 Уст. Дух. Конс. Приказали: Принимая во внимание, что 1) по ст. 155 Уст. Дух. Конс., судопроизводству непосредственно архиерейскому подлежат проступки неведения и нечаянности, требующие исправления и очищения совести священнослужительской иерархическим действием архиерея, или же проступки против должности и благоповедения, не соединённые с явным вредом и соблазном, замеченные в священнослужителе, которого прежнее поведение было не укоризненно, или, наконец, жалобы, приносимые именно с тем, чтобы неправильно поступившего исправить архипастырским судом и назиданием, без формального делопроизводства; 2) по ст. 156 того же устава, во всех прочих случаях по жалобам на священно-церковно-служителей назначается следствие, и 3) вышеупомянутый священник обвинялся в важном проступке по должности, предусмотренном в ст. 184 Уст. Дух. Конс., и обвинение это было подтверждено дознанием, Святейший Синод определяет: отменив означенное решение как не имеющее законного основания, и предписав Епархиальному Начальству обратить дело к законному порядку, вместе с тем, в виду возможности и со стороны других Епархиальных Начальств неправильного применения ст. 155 Уст, Дух. Конс., к лицам духовного звания, изобличаемым в тяжких проступках, при том без надлежащего расследования справедливости обвинений, по указанию ст. 156 того же Устава, подтвердить Епархиальным Начальствам о неуклонном соблюдении в делах о проступках лиц духовного звания требований, изъяснённых в подлежащих статьях Уст. Дух. Конс., и о применении действия статьи 155-й сего Устава лишь к тем делам, которые в статье этой означены. О чём, для руководства, послать Епархиальным Преосвященным и Синодальным Конторам циркулярные указы. Июля 23 дня 1897 года.

11.-Слушали предложение Г. Исполнявшего обязанности Синодального Обер-Прокурора, от 20 Июня сего года за № 12.130, по ходатайству Государственного Банка о разъяснении, какими должностными лицами должны быть подписываемы требования монастырских властей и церковных причтов о выдаче обращающихся на их имя капиталов и, в частности, вкладов на хранение и процентов на находящиеся на хранении % бумаги, а равно должна-ли быть прилагаема к таковым требованиям печать подлежащего монастыря или церкви. Приказали: Принимая во внимание, что определением Святейшего Синода, от 25 Февраля/ 9 Марта 1892 года за № 514, между прочим, предоставлено монастырям и церквам получать из Государственного Банка, Контор и Отделений оного принадлежащие им вклады и проценты, не требуя на то особых распоряжений Епархиальных Начальств, и имея в виду, что должностными лицами, заведующими ближайшим образом хозяйственною частью, являются в монастырях настоятели или их наместники и казначеи, а в приходских церквах священники и старосты, Святейший Синод, согласно заключению Хозяйственного при нём Управления, определяет: 1) требования монастырей о выдаче обращающихся на их имя капиталов и, в частности, вкладов на хранение и процентов на находящиеся на хранении % бумаги, должны быть подписываемы настоятелем или его наместником и монастырским казначеем, а требования по тому же предмету со стороны церквей-приходским священником и церковным старостою, с приложением к означенным требованиям монастырской или церковной печати по принадлежности, и 2) для руководства же в подлежащих случаях и соответствующих распоряжений, дать знать о содержании настоящего определения циркулярными указами Синодальным Конторам, Епархиальным Преосвященным, Заведующему Придворным духовенством и Протопресвитеру военного и морского духовенства, а также Лаврам и Ставропигиальным монастырям. Августа 12 дня 1897 года.


Источник: Циркулярные указы Святейшего правительствующего синода 1867-1900 гг. / Собр. и изд. А. Завьялов, секр. Святейшего синода. - 2-е изд., доп. - Санкт-Петербург : И.Л. Тузов, 1901. - 444 с.

Комментарии для сайта Cackle