священник Михаил Слуцкий

Источник

IV. Заблудшие овцы

Когда созерцаешь течение народных волн к святителю Иоасафу, воочию видишь подвиги благочестия нашего православного народа, – тяжело становится на душе при одной мысли в эти минуты о существовании у нас штундистов. Какими жалкими и убогими они кажутся в эти дни торжества православия! Как не похожи скопища штундистов с их злобой, ненавистью, открытой враждой на эти чистые воды великой русской реки православия!

Весь православный мир переживает святые чувства умиления и духовного восторга и только штундисты не испытывают этих чувств; все сливаются у этой святыни в одну братскую семью и только штундисты не могут принять участия в этом единении; все несут восковые свечи, чтобы затеплить их пред угодником Божиим и еще ярче озарить дорогую могилу учителя праведности, и только штундисты выковывают с злобой и ненавистью мечи, чтобы вонзить их в церковное тело.

Как преступные изменники, они оторвались от церкви и православного русского народа, позорно перешли на сторону врагов. Недавние братья одной семьи произвели раскол, внесли вражду и дошли до такого безумия, что спокойно готовы умертвить близких по крови лиц. Жалкие слепцы! они не способны созерцать красоту православия. Фанатизм и безумие затмили от них свет, радость, красоту, лишили их чувств высшего счастья – братского единения.

Не должна ли в эти минуты смутиться совесть этих богохульников! Не ударяют ли эти волны благочестивых паломников в дверь души штундистов, взывая – «образумьтесь, отрезвитесь, взгляните очами веры на святую гробницу и не кощунствуйте».

В эти дни каждый сектант должен обратиться серьезно с вопросом: «где же правда? на стороне скопища изменников-богохульников, или же правда на стороне подвижников древнего благочестия? Что я, сектант, должен делать в эти дни поклонения народного тому, над чем меня научили злые люди издеваться, смеяться, разрушать?» О, какую пользу принесли бы эти размышления тому штундисту, который постарался бы честно, правдиво осветить эти вопросы жизни, вопросы веры, вопросы спасения души.

На чьей же стороне оказывается правда? Заблуждается ли весь православный народ, неся ко гробу лучшие святые чувства благоговения, или же заблуждается кучка штундистов, несущая камни, чтобы разбивать эту святыню?.. Вопрос важный и его нужно правильно осветить.

Штундисты любят хвалиться, что они особенно хорошо знают слово Божие, прекрасно изучили библию... Но, что же повествует нам эта святая книга относительно почитания мощей? К чему призывает она – чтить мощи святых или издеваться над ними? хранить их как святыню, или выбрасывать как «ненужный мешок», из которого взято золото?

Да, св. библия всеми своими страницами призывает чтить мощи так, как и чтит их православный народ.

Великий пророк Божий Моисей, удостоившийся великих откровений Господа, зная волю Небесного Отца, относится к костям Иосифа с благоговением, а не с презрением. Выходя из Египта с еврейским народом, Моисей «взял с собою кости Иосифа».

Позднее же, при Иисусе Навине, кости эти с большим почетом были погребены в Сихеме, где покоились первые еврейские патриархи.

Царь Иосия, разрушая идольские капища и сжигая кости мертвецов, бывших служителей Ваала, повелел найденные при этом мощи пророка Божия сохранить целыми и невредимыми.

Из той же библии мы узнаем и о великом чуде у мощей пророка Елисея. Чрез прикосновение одного мертвеца к мощам пророка Елисея мертвый воскрес; «погребавшие бросили человека в гроб Елисеев, и он при падении своем, коснулся костей Елисея, ожил и встал на ноги». (4Цар.13:20–21).

В Новом Завете св. Матфей передает, что в дни Иисуса Христа между иудеями было распространено: «строить гробницы про- рокам и украшать памятники праведников. (Мф.23:29).

Когда евреи распяли Христа, издевались неистово над пречистым телом Его, посмотрите, с какою любовью, святым умилением относятся к этому телу Господа св. Иосиф Аримафейский, Никодим, св. мироносицы. И к бездыханному телу эти праведные и святые души любовно несут драгоценное миро, ароматы, пелены. Святые души, близкие и дорогие Спасителю, не бросают тело Его, как это делают штундисты, но накрывают его пеленами, поливают слезами, ароматом и любовью своей. Гроб Христа делается драгоценной сокровищницей, любящие души мироносиц «утру глубоку» спешат к нему. Как это отношение святых душ не похоже на кощунство штундистов. И как отуманена безумием мысль штундистов, что не способна понять эту ясную истину. Злоба сердца и фанатизм мешают штундистам правильно понимать Слово Божие. Чрез это заблуждение штундисты кощунствуют над тем, что, по Слову Божию и примеру святых душ, они должны чтить и лобызать любовью своей.

Мало этого. Слово Божие велит и учит не только чтить мощи святых, но также велит чтить даже одежду праведных людей, как драгоценность и святыню, указывая на их чудотворную силу.

Так, милость Илии, оставленная им Елисею, разделила своим прикосновением воды Иордана, и пророк «прошел по сухому дну» (4Цар.2:14). Кровоточивая женщина, прикоснувшись с глубокой верой к одежде Иисуса Христа, получает исцеление, как говорит Евангелие. То же Слово Божие повествует, как бы в обличение штундистской лжи, что платки и полотенца ап. Павла, полагавшиеся в его отсутствии на недужных и одержимых бесами, исцеляли болезни и прогоняли нечистых духов (Деян.19:12). Даже тень апостола Петра имела такую чудесную силу, что верующие выносили больных на улицу и полагали на постелях и кроватях, чтобы хотя тень проходящего апостола осенила кого из них.

(Деян.5:16).

Как, значит, штундисты и другие сектанты обманывают православных, как они клевещут на Слово Божие, ложно толкуя его. Ясно, что ошибаются не православные, почитая мощи угодников Божиих, а глубоко ошибаются штундисты-богохульники, издевающиеся над святыней. A ведь истина так ясна, что только темные умом слепцы не видят ее.

Почитание св. мощей является естественным спутником правильной веры, а кощунство над мощами воочию говорит о грубом заблуждении ума и сердца.

Штундисты любят говорить, что они глубоко чтят церковь первых христиан и преклоняются пред ее добродетелями. Но и здесь штундисты лгут, говоря одно и умалчивая о другом.

Первенствующие христиане, подобно православным, а не штундистам, свято чтили мощи угодников Божиих, а не издевались над ними так, как это грубо делают шайки сектантов.

Так, св. апостол и евангелист Лука хотел перенести тело св. Иоанна Предтечи, как драгоценное сокровище из Севастии в Антиохию, свой отечественный город, желая тем почтить родину свою, но, когда это свое святое желание он не мог осуществить, то он взял у тела пророка Божия правую руку, крестившую Господа, и этою святынею утешил благочестивые души антиохийцев.

А посмотрите, с какою любовью, с каким умилением первенствующие христиане собирали с мест казни тела св. мучеников и, сохраняя их в тайных местах, воздавали им должное чествование.

Так, когда палачи замучили св. Игнатия Богоносца, то оставшиеся части тела его любящею рукою христиан, по перенесении из Рима, положены были в Антиохии в ковчег, как «сокровище неоцененное», оставленное святой церкви благодатью, обитавшею в мученике.

Об останках священномученика Поликарпа христиане Смирнской церкви открыто заявляли, что они «драгоценнее дорогих камней и чище золота».

В описании мученической кончины св. Киприана сказано, когда совершитель казни готовился отсечь голову Киприана, христиане постилали свои платки и полотенца, чтобы сберечь для себя кровь святого епископа. Мощи этого святителя перенесены были ночью с светильниками.

С такою же торжественностью, при пении духовных песнопений, перенесены были мощи св. мученика Вонифатия в 292 г. из Тарса в Рим.

Эта любовь христианской души к мощам чтимых угодников Божиих лучше всякого красноречия свидетельствует и о их любви к живым светильникам веры. Для православного христианина должна быть ясной та истина, что то, что мы любим при жизни, то свято чтим и по смерти.

Если бы сын или дочь начали издеваться над останками отца и матери, если бы они кощунственно издевались, подобно штундистам, над могилой их, то для всех нас ясно бы было, что в сердце этих жестоких детей никогда не было любви. Грубость и кощунство воочию убеждают каждого, что между этими детьми и их родителями никогда не было живой связи любви.

Нежное и любящее сердце, как мы видим из Евангелия, подобно мироносицам, вместе с чувствами души украшает могилу крестом, возжигает лампаду, украшает цветами, поливает слезами и любовью своей. Это закон психологии всех благородных душ. Вот почему у всех народов мира есть дорогие могилы, есть святые покойники. Любящее сердце простирает свою любовь и к могиле, сокрывшей в недрах своих дорогое существо.

И только штундисты, как особая какая-то кучка варваров, способна кощунствовать над священным прахом.

Это изуверство ясно говорит о жестокости сердца и его пустоте.

Если бы в этом сердце теплилось хотя немного любви, то оно не дерзнуло бы «храм души» своего брата, друга, отца, матери считать лишь грязным мешком без золота и выбрасывать его, как негодную вещь. Резонерство штундистов иссушило их душу и их сердце не способно для наших святых переживаний.

Библия, Матерь Божия, апостолы, проповедники, первенствующие христиане, все эти волны народа – богомольцы громко вещают миру о почитании святых мощой. И только слепые и глухие штундисты и другие сектанты не слышат и не видят этой ясной истины.

Отрезвитесь, будьте и вы братьями, слейтесь с этой народной великой и светлой русской рекой благочестия, православия, и вы вкусите духовной радости, святых утешений у великой гробницы праведника.

Господь, святитель Иоасаф, церковь Христова, эти тысячи ваших братьев и сестер стучат в двери вашей души, желая и вашего обращения на путь спасения. Прислушайтесь к этому голосу любви, голосу истории, слова Божия и склоните колена пред этой поучительной гробницей угодника Божия. Ведь она и вас зовет не к злу и погибели, а к Богу, вечной праведности, спасению.

Станьте ближе к братьям, слейтесь с ними, дабы единым сердцем и устами прославить Господа во святых Его. Зажгите и вы свечу, как символ вашего воскресения, горячей любви вашего сердца, вашей душевной теплоты. Довольно раздоров, вражды и ненависти.

Ведь голос Слова Божия воочию вещает ясно всем, что вы заблуждаетесь, что вы не исполняете святого долга праведной души.


Источник: Торжество православия в Белгороде / Свящ. М. Слуцкий. - Харьков: Тип. "Мирный труд", 1911. - 43 с.: ил.

Комментарии для сайта Cackle