П.П. Петрушевский

Источник

Святая земля

Палестина, как особенно священное место для христиан. Много у нас, православных христиан, есть св. мест, ибо благодать Божия проявляется всюду и все освящает, согласно сказанному Господом Иисусом в беседе с Никодимом: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит, и куда уходит: так бывает со всяким рожденным от Духа» (Ин.3:7, 8). Но есть одна страна, в которой дары милости Божией сугубо излились на род человеческий, и которая посему имеет значение всемирное. Это – та страна, в которой Сын Божий – Предвечное Слово – благоволить снизойти к бренному естеству человеческому, воплотился и родился от Пресвятой Девы Марии, возрастал, обращался с людьми, благовествовал им Евангелие Царствия Божия, творил знамения и чудеса, пролил Свою драгоценную кровь на кресте за грехи мира, был погребен, тридневно воскрес и вознесся во славе на небеса.

Наименования Палестины. Страна сия в древности называлась землей Ханаанской – от хананеев, первых ее обитателей, и Ханаана, сына Хамова, их родоначальника (Быт.10:6), Израилевой – от Иакова, названного Израилем (Быт.32:28; ср. Мф.2:20), Иудеей, или землей Иудеев, от имени господствующего колена Иудина и царства Иудейского, в пределах которого по преимуществу селились евреи по возвращении из плена Вавилонского, Палестиной (у греков и римлян) – от Филистеи, полосы земли, прилегавшей юго-западной приморской границей к Египту и населенной прежде филистимлянами. Но более обыкновенным названием ее было в Ветхом Завете земля Обетованная, а в Новом – земля Святая. Бог издавна предназначил ее служить местом великих событий искупления рода человеческого через обетованное от века Семя жены (Быт.2:15). Еще за две тысячи слишком лет до Рождества Христова Он изводит из Ура Халдейского отца верующих, Авраама (Гал.3:6–8; Евр.11:8–10), в эту страну, которую Сам указывает ему, и обещает отдать ее всю к северу и к югу и к востоку и к западу, в долготу и широту ее, ему и его бесчисленному потомству во владение вечное (Быт.12:1, 7, 15–17; Быт.15:7, 18). Согласно Его обетованиям, в семени Авраама, именно в этой земле, имели получить благословение все племена земные (Быт.18:18; Быт.20:18). Правда, вера в исполнение сих обетований в течение четырехсот слишком лет после сего подвергалась в судьбе Авраама и потомков его разным испытаниям, каковы, например, неплодство Сарры, жертвоприношение Исаака, раздоры в семье Исаака, жестокое утеснение в Египте; но наступило, наконец, и осуществление сих обетований, хотя до времени только в известной части. Сам Бог воздвигает народу еврейскому вождей в лице Моисея и преемника его Иисуса Навина и изводит их в землю Обетованную.

При очевидной помощи Божией, земля Обетованная была занята избранным народом Божиим. Но все необыкновенные судьбы народа еврейского были только приготовлением к совершенному осуществлению Божественных обетований, данных Аврааму, о благословении через его семя всех племен земных.

Лишь с пришествием на землю Сына Божия, Господа Иисуса Христа, осуществились все обетования Божии о сокрушении древнего змия, об исцелении яда греховного, о бессмертии, о высших духовных благах и вечном блаженстве. Земля Обетованная, освященная жизнью и крестной смертью Богочеловека, стала Землей Святою по преимуществу.

Пределы Палестины и разделение ее. Еще в обетовании Божием Аврааму (Быт.15:18) указаны были пределы земли Обетованной: от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата... Таких пределов земля Обетованная, действительно, достигала в пору политического могущества евреев, при царях Давиде и Соломоне. В собственном же смысле, древняя земля Ханаанская простиралась от источника Иордана, неподалеку от Дана, до южной границы Мертвого моря или Вирсавии, к западу граничила с Средиземным морем, к востоку же терялась в пустыне. Во времена Иисуса Христа Палестина граничила к северу с Финикией, Сирией и Ливаном, к востоку с горами Галаадскими или пустынной Аравией; к югу – с каменистой Аравией и Египтом и к западу с Средиземным морем, которое в св. Писании именуется великим, западным или просто морем2. На первых порах по завоевании евреями земли Обетованной не было здесь иного деления, кроме участкового, по коленам. С разделением еврейского народа на два царства, Иудейское и Израильское, по смерти Соломона, произошло разделение и земли Обетованной на две плавных части, граница между которыми шла по северным пределам колен Иудина и Вениаминова. С падением царства Израильского (722 г.) в земле Обетованной появляется особое, отличное от иудеев, племя самарян, поселившееся отчасти на развалинах царства Израильского. После вавилонского плена окончательно определяется деление земли Обетованной на четыре главных части: Иудею, Самарию, Галилею и за-Иорданскую область, или Перею. Такое деление существовало и во времена земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Так как большая часть священных памятников Св. Земли дорога нам именно по своему отношению к истории земной жизни Иисуса Христа, то мы будем держаться сего последнего деления и в настоящих своих рассказах.

Иудея и Галилея – места земной жизни Господа. Главными местами земной жизни Господа нашего Иисуса Христа были две области в Св. Земле: Иудея и Галилея. Первая из них была в ту пору особенно священною для иудеев. Здесь был храм с ветхозаветным богослужением и законным священством. Здесь сосредоточивалась современная иудейская ученость: здесь были школы и общества книжников, фарисеев и саддукеев. Здесь, в отмену ветхозаветных обрядовых жертв, должна была совершиться преобразованная ими Голгофская жертва и установиться новый закон – духа и благодатной свободы. Галилее была местом, где Господь Иисус Христос провел большую часть Своей земной жизни. По составу населения (смесь еврейского племени с греческим и др.) и географическому положению, страна эта была более прочих частей земли Обетованной восприимчива к учению Христову. Поэтому Спаситель наш по преимуществу ходил с проповедью по ее городам и весям, благовествуя о царствии Божием. Исполнилось таким образом пророчество Исаии: «Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, за Иорданскую страну, Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет!» (Ис.9:1–2). Но и в прочих частях Палестины – в Самарии и в за-Иорданской области, или Перее, есть памятники, относящиеся к разным событиям как новозаветной, так и ветхозаветной св. истории. Вообще Св. Земля усеяна множеством драгоценных для нас, православных христиан, памятников; здесь, что ни шаг, то – какое-нибудь священное воспоминание, или лучше – в каждом месте целый ряд священных воспоминаний. Вот вкратце тот путь, которым идут поклонники, и порядок, в котором странствуют наши соотечественники для поклонения св. местам.

Обыкновенно из Одессы, на русском пароходе, богомольцы через 14 дней морского путешествия (с остановками в Константинополе, Смирне, Александрете и Бейруте) достигают Яффы. Отсюда, на другой или третий день по высадке, сдавши свои паспорта, вещи и деньги на обратный путь, отправляются в Иерусалим через г. Рамле и Баб-ел-Вади и к закату солнца, на другой день, конные путешественники и хорошие ходоки достигают Иерусалимских стен. Здесь они, еще не заходя в самый город, спешат в величественный, недавно отстроенные русские постройки, где ждет их приют, если не бывает большого скопления богомольцев. Каждая партия богомольцев на другой или третий день по своем прибытии, под предводительством вожатого, отправляется в Патриархию, где, между прочим, испрашивается у патриарха благословение на посещение св. мест Палестины и совершается умилительный обряд умовения ног, затем – запись в поминальницу и пожертвования, и, наконец, угощение в патриаршей трапезной. Затем богомольцы идут в храм Воскресения, где слушают вечерню, совершают поклонение гробу Господню и обходят весь храм, при чем вожатый объясняет им все святые достопримечательности. Многие остаются эту первую ночь в храме и отстаивают все ночные службы. На другой или третий день совершается посещение Гефсимании, Елеона и обзор внутренних святынь Иерусалима. При этом обзоре, приближаясь к какому-либо монастырю, партия обыкновенно начинает петь подходящую духовную песнь, а обитель в свою очередь встречает ее колокольным звоном, под звуки которого богомольцы и вступают в стены монастыря. Приложившись к святыням, поклонники приглашаются в фондарик – приемную, где их встречает настоятель; тут предлагается скромное угощение, затем делается обход вокруг Иерусалимских стен, которым и заканчивается первое ознакомление богомольца со св. местами собственно Иерусалима. Затем начинается обыденная жизнь русских паломников в Иерусалиме от сентября до апреля, которая разнообразится от времени до времени богомольными путешествиями в более или менее отдалённые окрестности Иерусалима. Особенное оживление представляют путешествия паломников: одно в начале января на Иордан, ко дню Крещения Господня (6 янв.), другое – в Назарет, а третье – в Хеврон. В первое отправляется 4 января большой караван от 3 до 5 тыс. человек, и в том числе 2, 3 тыс. русских, в предшествии греческого духовенства и в сопровождении консульских кавасов. По дороге встречают и посещают Сорокодневную гору Искушения, где Спаситель 40 дней постился и был искушаем от диавола; останавливаются на ночлег в Иерихоне, а на утро идут по долине Иорданской, заходя в монастырь св. Предтечи, к Иордану. На берегу священной реки, в палатке с современною церковью, на том месте, где, по преданию, совершилось крещение Господа, 5 января совершается вечерня и литургия, и при возгласе: «во Иордане крещающуся Тебе, Господи...» все присутствующие спешат раздеваться и в чистых сорочках погружаются в священные воды Иордана. На берегах Иордана паломники проводят весь день 5 янв. и всю ночь. Еще до заката солнца служится вечерня, а после заката полунощница; утреня начинается в 11–12 часов ночи, а затем Божественная литургия, отчасти на славянском языке. На заутрие в Богоявление Господне производится снова водосвятие и снова всеобщее погружение в воду. На обратном пути богомольцы посещают сперва монастырь пр. Герасима, а затем обитель Иоанна Хозевита и Спиридоньевский монастырь. Иные же посещают еще знаменитую лавру св. Саввы Освященного, а некоторые – Мертвое море. Большим караваном совершают богомольцы путешествие в Назарет к 25 марта, останавливаясь по пути в Аврамиевском монастыре, близ с. Рамалы, у источника Самарянки, близ г. Сихема, или Наблуса, – в самом Сихеме, в греческом монастыре св. Георгия, в Самарии, или Севасте, где посещают темницу св. Иоанна Крестителя, – в Дженине или Дофаиме и др. Целый день 25 марта и две ночи проводят они в Назарете, посещая достопамятные места; отсюда через Кану Галилейскую идут на гору Блаженств, а затем на гору Благословения хлебов, затем до заката солнца приходят в Тивериаду, где для них освящается вода озера Геннисаретского и рыба; паломники купаются в озере или в горячих ключах. Утром рано снимается караван и идет в Фавор. Часа через полтора поднимаются на вершину горы Преображения, где встречает их братия греческого монастыря колокольным звоном; усталые паломники, не смотря на свое изнеможение, идут прямо в храм и повергаются ниц пред местом Преображения. После служения в церкви, отдыха, малого угощения от монастыря, получив благословение от греческого владыки, паломники начинают спуск с Фавора и через те же самые места возвращаются в Иерусалим, пробывши в дороге не менее 8–9 дней. Путешествие в Хеврон делается проще, потому что от Иерусалима туда часов 6–7 пути. Паломники, мимо Вифлеема и прудов Соломоновых, каменистой дебрью пробираются к Хеврону. Здесь ожидает их прием в прекрасно устроенной странноприимнице о. Антонина. У дуба Мамврийского служится всенощная и обедня, правится молебен Живоначальной Троице, с акафистом. Обратный путь совершается или через Вифлеем или через монастырь св. Георгия. Мы начнем свое обозрение с древней Иудеи, затем перейдем к Самарии, к Галилеи и, наконец, к за-Иорданью.

* * *

2

Величина сей земли была не очень значительна. От севера к югу длина составляла 224 версты, от запада к востоку от 126 до 140 верст, а инде 42, 79 и 105 верст. Все пространство вообще составляло 22,000 кв. верст.


Источник: Святые места и святыни на Востоке и в России / соч. Павла Петрушевского. - 3-е изд. - Санкт-Петербург : Тип. П. Мартынова, 1899-. - (Приходская библиотека, издаваемая под ред. В. И. Шемякина). / Вып. 1: Святые места и святыни на Востоке. - 1899. - 355, [1].

Комментарии для сайта Cackle