А.В. Слесарев

Старостильный раскол в истории Православной Церкви (1924–2008)

Источник

Содержание

От издательства

Введение Актуальность изучения старостильного раскола Обзор использованных источников и литературы Цели и задачи исследования Дополнительные замечания Список сокращений Глава I. Календарный вопрос в астрономическом, историческом и литургическом осмыслении 1.1. Календарь в современной жизни поместных православных церквей 1.2. Календарь и принцип церковного единства 1.3. Календарь в литургической жизни церкви 1.4. Календарь и православная Пасхалия 1.4.1. Зависимость православной Пасхалии от иудейской 1.4.2. Иудейская пасхалия и календарная традиция 1.4.3. Юлианский календарь. Преимущества и недостатки 1.4.4. Зарождение христианской Пасхалии 1.4.5. Православная Пасхалия и юлианский календарь в свете решений 1-го Вселенского Собора 1.4.6. «Вместе с иудеями» («Μετά τῶν Ἰουδαίων») 1.4.7. Окончательное оформление пасхалических таблиц и общехристианское календарное единство 1.5. Григорианская календарная реформа 1.5.1. Причины реформы 1.5.2. Календарная реформа 1582 года. Структура нового календаря 1.5.3. Григорианская реформа и православный Восток Глава II. Календарная реформа в Элладской Православной Церкви II.I. Исторический контекст и предпосылки проведения реформы II.I.I. Элладская Церковь и греческое государство накануне реформы II.1.2. Вопрос перехода на новый стиль в Греческом государстве и в Элладской Церкви II.1.3. Вопрос перехода на новый стиль в Константинопольском Патриархате II.2. Константинопольское совещание 1923 года и его постановление о календарной реформе II.3. Патриарх Константинопольский Мелетий IV (Метаксакис) II.4. Введение новоюлианского календаря в Элладской православной церкви Глава III. Зарождение и развитие старостильного движения в первое десятилетие после календарной реформы (1924–1934) III.1. Предпосылки раскола III.2. Начало разрыва с новостильной церковью III.3. Начало крупномасштабных гонений на старостильников Глава IV. Возникновение и развитие греческой старостильной юрисдикции IV.1. Учреждение «Священного Синода» церкви ИПХ Греции и возникновение старостильной иерархии IV.2. Первые старостильнические несогласия и разделения (1937–1943) IV.3. Новая волна разделений в расколе (1943–1948) IV.4. Формирование «Матфеевского» синода церкви ИПХ Греции (1948–1950) IV.4.1. Возникновение «матфеевской» иерархии IV.4.2. Каноническая оценка действительности хиротоний «Матфеевского» епископата IV.5. Положение раскола при архиепископах Афинских Дамаскине (Лапандреу) и Спиридоне (Влахосе) IV.6. «Флоринитский» синод церкви ИПХ Греции в 1950–1955 годы IV.7. «Флоринитский» синод церкви ИПХ Греции в 1955–1973 годы IV.7.1. Восстановление «флоринитской» иерархии Русской Зарубежной Церковью IV.7.2. Каноническая оценка хиротоний «флоринитского» епископата IV.8. «Матфеевский» синод церкви ИПХ греции в 1950–1970 годы IV.9. Попытка воссоединения «матфеевского» синода церкви ИПХ Греции с РПЦЗ (1971–1976) IV.10 Разделения и расколы во «флоринитском» синоде церкви ИПХ Греции (1974–2007) IV.10.1. Раскол 1974 года и образование малых группировок IV.10.2. «Каллистовский» синод церкви ИПХ Греции (1979–1986) V.10.3. «Геронтиевский» синод церкви ИПХ Греции (1983–1985) IV.10.4. «Флоринитский» синод церкви ИПХ Греции в 1979–2008 годы IV.10.5. Церковь ИПХ Греции юрисдикции митрополита Спартанского Дорофея (Цакоса) IV.10.6. Церковь ИПХ юрисдикции митрополита Монреальского и Канадского Акакия (Цускоса) IV.10.7. «Авксентьевский» синод церкви ИПХ Греции в 1985–2008 годы IV.10.8. «Греческая миссионерская православная Архиепископия Америки» IV.10.9. «Святая православная церковь Северной Америки» («Бостонский синод», Истинная православная церковь Греции) IV.10.10. Церковь ИПХ Греции юрисдикции митрополита Ларисского Афанасия (Посгаласа) IV.10.11. «Каллиникитский» синод церкви ИПХ Греции («Церковь ИПХ Греции и Зарубежья») в 1995–2008 годы IV.10.12. Церковь ИПХ Греции митрополита Авлонского и Виотийского Ангелоса (Анастасиу) IV.10.13. « Афанасиевский» синод церкви ИПХ Греции (1995–1998) IV.10.14. «Синод противостоящих» церкви ИПХ Греции в 1985–2008 годы IV.10.15. «Православная церковь Франции» IV.10.16. «Католическая православная церковь Португалии» IV.10.17. «Православная автономная митрополия Западной Европы и Америки» («Священный миланский синод») IV.10.18. «Католическая православная церковь Испании» («Испанская восточная церковь») IV.10.19 «Православная церковь Италии» («Итальянская автономная митрополия») IV.10.20. «Нифонтовский» синод церкви ИПХ Греции IV.10.21. «Независимая Греческая православная церковь Соединенных Штатов» IV.11. История «Матфеевской» юрисдикции в 1976–2008 годы IV.11.1. «Матфеевский» синод церкви ИПХ Греции в 1976–2008 годы IV.11.2. «Матфеевско-григорианский» синод церкви ИПХ Греции в 1995–2008 годы IV.11.3. «Кирико-матфеевский» синод церкви ИПХ Греции («Истинно-православная церковь Греции» ) в 2005–2008 годы Глава V. Распространение греческого старостильного раскола вне пределов Элладской Православной Церкви V.1. Старостильный раскол и константинопольский патриархат V.1.1. Старостильный раскол и Святая гора Афон V.1.2. Распространение раскола на канонической территории Константинопольского Патриархата V.2. Старостильный раскол на канонической территории Александрийского патриархата V.3. Старостильный раскол на канонической территории русской православной церкви V.3.1. Греческий старостильный раскол и разрозненные ветви «Российской катакомбной церкви» V.3.1.1. История диалога «серафимо-геннадиевской» («тихоновской» «секачевской») ветви Российской катакомбной церкви и «флоринитского» синода церкви ИПХ Греции V.3.1.2. История диалога «андреевской» ветви «Российской катакомбной церкви» и «авксентьевского» синода церкви ИПХ Греции V. 3.1.3. История диалога «Российской катакомбной церкви» и «Святой православной церкви Северной Америки» («Бостонского синода») V.3.1.4. История диалога «Российской катакомбной церкви» и «каллиникитского» синода церкви ИПХ Греции V.3.1.5. История диалога «Российской катакомбной церкви» и «матфеевского» синода церкви ИПХ Греции V.3.1.6. История диалога «Российской катакомбной церкви» и «матфеевско-григорианского» синода церкви ИПХ Греции V.3.1.7. «Истинно-православная церковь России» (бывший Российский Экзархат «кирико-матфеевского» синода церкви ИПХ Греции) V.3.1.8. История диалога Русской истинно-православной церкви и «флоринитского» синода церкви ИПХ Греции V.3.2. Греческий старостильный раскол и «Российская православная автономная церковь» V.3.3. «Российская православная автономная церковь в Америке» и греческий старостильный раскол V.3.4. Старостильный раскол и «Русская православная церковь Заграницей» юрисдикции «митрополита» Агафангела Пашковского V.3.5. Греческий старостильный раскол и украинские церковные разделения V.3.5.1. Краткая предыстория украинских церковных разделений V.3.5.2. Греческий старостильный раскол и Украинская автокефальная православная церковь V.3.5.3. Греческий старостильный раскол и Украинская православная церковь киевского патриархата V.З.5.4. История взаимоотношений «Священного миланского синода» с «Украинской православной церковью США и Рассеяния» V.3.5.5. История взаимоотношений «Священного миланского синода» с «Украинской автокефальной православной церковью в изгании» V.3.5.6. История взаимоотношений «Священного миланского синода» с «Украинской автокефальной православной церковью канонической» V.4 Старостильный раскол в грузинской православной церкви V.4.1. Раскол протоиерея Василия Мкалавишвили (Глданская епархия «Синода противостоящих» церкви ИПХ Греции) V.4.2. Антиэкуменическая пропаганда и раскол архимандрита Иоанна (Шеклашвили) (Грузинские епархии «флоринитского» синода церкви ИПХ Греции и «Святой православной церкви Северной Америки») V.4.2.1. Грузинская Церковь накануне раскола V.4.2.2. Начало смуты V.4.2.3. Разрастание раскола и его окончательное оформление V.4.3. Епархия Южной Осетии – Алании «Синода противостоящих» церкви ИПХ Греции (Аланская епархия Республики Южная Осетия) V.5. Старостильный раскол и Сербская православная церковь V.5.1. Взаимоотношения «флоринитского» синода церкви ИПХ Греции со Свободной Сербской православной церковью V.5.2. Распространение греческого старостильного раскола юрисдикции «флоринитского» синода церкви ИПХ Греции на территории Сербии V.5.3. «Черногорская православная церковь» и старостильный раскол V.6. Старостильный раскол в румынской православной церкви V.6.1. Календарная реформа и начало старостильнического сопротивления в Румынии V.6.2. Жизнь и раскольническая деятельность основателя Румынской старостильной церкви иеромонаха Гликерия (Тэнаск) V.6.3. Распространение старостильного раскола в Румынии V.6.4. Зарождающийся румынский старостильный раскол и Русская Православная Церковь Заграницей V.6.5. Румынское старостильничество в 1936–1955 годы V.6.6. Румынская Православная старостильная церковь в 1955–2008 годы V.6.7. Раскол епископа Сучавского Косьмы (Лостуна) V.6.8. «Истинно-православная церковь Румынии» V.7. Старостильный раскол в Болгарской православной церкви V.7.1. Болгарская старостильная православная церковь V.7.2. Автономная Болгарская церковь ИПХ в составе «каллиникитского» синода церкви ИПХ Греции V.8. Старостильный раскол в Кипрской православной церкви V.8.1. Архиепископство Новой Юстинианы и всего Кипра юрисдикции «матфеевского» синода церкви ИПХ Греции V.8.2. «Истинно-православная церковь Кипра» V.9. Старостильный раскол на канонической территории Албанской православной церкви V.10. Старостильный раскол на канонической территории православной церкви Чешских земель и Словакии V.11. Старостильный раскол на канонической территории православной церкви в Америке Глава VI. Идеология старокалендарной схизмы Заключение Библиография: I. Архивные документы II. Публикации документов: III. Монографии: IV. Публикации: V. Научно – справочная литература: VI. Эпистолярное наследие: VII. Публицистика в сети Интернет: Приложения Приложение I. Старостильный раскол в Греции согласно данным государственной и церковной статистики Приложение II. Определение Константинопольского Совещания 1923 года о реформе церковного календаря Приложение III. Резолюция Совещания Предстоятелей и Представителей Автокефальных Православных Церквей 9–17 июля 1948 года по вопросу «О церковном календаре» Приложение IV. Официальное извещение Архиерейского Синода РПЦЗ Председателю «флоринитского» синода, церкви ИПХ Грецииот 18/31 декабря 1969 года Приложение V. Указ Высокопреосвяшеннейшего Антония, архиепископа Женевского и Западноевропейского Русской Православной Церкви Заграницей, относительно случая с архимандритом Иоанном (Роша) Приложение VI. Протокол заседания Архиерейского Синода РПЦЗ по делу архимандрита Антония (Граббе) от 22 августа / 4 сентября 1986 года Приложение VII. Заявление Канцелярии Архиерейского Синода РПЦЗ по делу архимандрита Антония (Граббе) Приложение VIII. Протокол заседания Архиерейского Синода РПЦЗ по делу архимандрита Пантелеймона (Метропулоса) от 12/25 ноября 1986 года Приложение IX. Протокол заседания Архиерейского Синода РПЦЗ по вопросу лишения сана архимандрита Пантелеймона (Метропулоса) от 19 августа / 1 сентября 1987 года Приложение X. Протокол заседания Архиерейского Синода РПЦЗ об установлении евхаристического общения с Румынской Православной Старостильной Церковью № 704 от 15/28 ноября 1992 года Приложение XI. Определение Архиерейского Собора РПЦЗ об установлении евхаристического общения с «Синодом Противостоящих» ЦИПХ Греции и Болгарской Старостильной Церковью от № 3/50/148 от 3/16 августа 1994 года Приложение XII. Определение Священного Синода РПЦ МП по вопросу о проблеме реформирования церковного календаря от 17 февраля 1997 года  

 
От издательства

Старостильный раскол, исследованию которого посвящена настоящая книга, является на сегодняшний день одной из важных и серьёзных опасностей для всей Православной Церкви, а не только для какой-либо отдельной, Поместной её части. Конечно, от того, что этот раскол существует, Православная Церковь не перестанет пребывать в этом мире и не потеряет своего единства. Это единство покоится на Истине Христовой, а не на компромиссе Истины с ложью. Боязнь того, что в старостильничество отпадёт ещё какая-то часть Церкви, не может подталкивать канонические Церкви к примирению с этим злом, то есть смешению его с Истиной.

В современном мире есть реальные силы, которые поощряют раскол в мировом Православии. Часть этих сил отождествляет себя с Православной Церковью. Пускаясь в рассуждения «об апостасии», о мировом заговоре, о готовящемся «объединении всех религий в одну» и т. д., эти силы подталкивают православных к слепому фундаментализму, разжигают необоснованные эсхатологические страхи, сеют злобу, подозрительность и взаимное недоверие. Иногда при помощи псевдобогословских рассуждений происходит настраивание простодушных людей против священноначалия той или иной Поместной Церкви, которое без всяких канонических оснований обвиняют в отступлении от Истины. Важно помнить, что враги Церкви – раскольники проповедуют аскетизм без любви, который не только не вырабатывает в человеке духовной зрячести, но способен «иссушить и ожесточить сердце». Вот из этого ожесточённого сердца исходит гордыня, ненависть и злоба, ощущение собственной «исключительности», словом, всё то, что толкает человека сначала к отдалению, а потом и к полному отделению от Церкви, то есть к уходу в раскол.

Старостильный раскол давно уже перестал быть сугубо «греческой схизмой». Подобно опасной болезни он пустил свои метастазы далеко за пределы Элладской Церкви и Константинопольского Патриархата. Более того, раскольники стремились и стремятся к созданию, своего рода, «раскольнического интернационала», претендуя на то, чтобы заменить собой канонические Поместные Церкви. Несмотря на всю опасность старостильного раскола и на присутствие раскольников на канонической территории Московского Патриархата, а также, несмотря на то, что для развития этого раскола в нашей стране существуют определённые благоприятные условия, в отечественной богословской и церковно-исторической науке до сегодняшнего дня не было сколько-нибудь значительного исследования, содержащего в себе церковно-историческую, каноническую и богословскую характеристику этого раскола1, Ныне издаваемая в серии «Материалы по истории Церкви» монография А.В. Слесарева, рекомендованная к печати Учёным Советом Минских Духовных школ Московского Патриархата, способна в значительной степени восполнить этот пробел.

Труд А.В. Слесарева будет полезен для студентов и преподавателей духовно-учебных заведений, для сотрудников Синодальных учреждений Московского Патриархата, для духовенства и мирян нашей Церкви. На наш взгляд, эта книга должна занять своё достойное место в приходских и епархиальных библиотеках, она необходима в библиотеках духовных школ, трудно переоценить её значение для миссионерско-просветительской работы.

Автор настоящей работы Александр Валерьевич Слесарев родился в Белоруссии в г. Гомель в 1980 году. В 1995–1999 г. обучался в Гомельском Машиностроительном техникуме, по окончании которого поступил в Минскую Духовную семинарию. С 2002 года начал заниматься изучением истории современных расколов в Поместных Православных Церквях. В 2004 году окончил семинарию первым в разрядном списке успеваемости и защитил дипломную работу на тему «Старостильный раскол в Элладской Православной Церкви. История возникновения, развитие и современное состояние». В том же 2004 году А.В. Слесарев поступил в Минскую Духовную академию. В 2006 году он был командирован в Московскую Духовную академию на курсы интенсивного изучения новогреческого языка. Во время обучения в Минской Духовной академии А.В. Слесарев продолжил изучение истории церковных разделений в XX веке.

По окончании в 2007 году Минской Духовной академии по первому разряду А.В. Слесарев защитил кандидатскую диссертацию на тему «Старостильный раскол в истории Поместных Православных Церквей XX века»2. Это исследование, ещё до его опубликования в нашем издании, уже получило определённое признание в научных кругах и было востребовано в практической преподавательской работе. Достаточно упомянуть, что на 2-м курсе Минской Духовной академии в рамках предмета «История Поместных Православных Церквей» в течение четверти учебного года подробно изучается история старостильного раскола. В 2004–2007 годах в качестве основного учебного пособия по этой теме использовалась семинарская дипломная работа А.В. Слесарева, а начиная с 2007/2008 учебного года его кандидатская диссертация.

Вскоре по окончании Духовной академии по распоряжению митрополита Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева), А.В. Слесарев был оставлен при Минской Духовной семинарии в качестве помощника Инспектора, преподавателя и консультанта при семинарской библиотеке. В мае 2009 года по благословению митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодан) А.В. Слесарев был приглашён на должность преподавателя «Расколоведения» в Ужгородскую Украинскую Богословскую академию им. свв. Мефодия и Кирилла, что было одобрено митрополитом Минским и Слуцким Филаретом (с сохранением постоянного места работы в Минской Духовной семинарии).

Помимо изучения истории старостильного раскола, А.В. Слесарев занимается исследованием новейшей гражданской и церковной истории Белоруссии и России3, историей Русского Зарубежья.

Издание настоящей книги А.В. Слесарева выходит в рамках программы поддержки молодых учёных Общества любителей церковной истории и Синодального отдела по делам молодёжи Русской Православной Церкви Московского Патриархата.

Священник Илья Соловьёв

* * *

1

Увы, очень часто нам приходится лишь реагировать на те или иные печальные явления церковной жизни, не пытаясь прогнозировать и предотвращать их. Получается так, что просветительская работа начинается порой лишь тогда, когда то или иное лжеучение уже распространилось и ядовитое древо уже приносит свои плоды.

2

Научный руководитель диссертации – Преосвященный епископ Брестский Иоанн (Хома).

3

См., например, статью: Слесарев А.В. Большой террор и Православная Церковь в Восточной Белоруссии в 1937 году, //Церковно-исторический вестник. № 14. М., 2007.


Источник: Старостильный раскол в истории Православной Церкви (1924–2008) / А.В. Слесарев. - Москва : Изд. Крутицкого подворья Общ-во любителей церковной истории, 2009. - 520 с. (Материалы по истории церкви. Кн. 44).

Комментарии для сайта Cackle