И.А. Кюршунова

Источник

Коровай

Коровай ← коровай

Ср.: Иван Прокопьев сын Коровай, каргополец, 1598, Строкина пуст., 1914, №8, 72.

По другим регионам – Тихон Коровай, дворецкий митрополита 0оны, 1458; Короваевъ, ок. 1450г.; Федор Корнилович Короваев, 1490, Ростов; Леонтий Короваев, дьяк вел. кн. Ивана, конец XVв. (Веселовский, 156–157; Тупиков, 254, 645), Е.Н.Полякова в перм. источниках обращает внимание на пример: житель Чусовского городка Сенька Дементьев сын Коровашек (1647) является сыном человека по прозвищу Коровай (Полякова 2005,184–185).

1. Известно, что одинаковые предметы вызывают одинаковые ассоциации, так, в др.-русск. языке слово коровай, имеющее значение ‘круглый белый хлеб; сдобный пирог из пшеничной муки разных способов приготовления, испеченный в круглой конусообразной посудине’ (СлРЯ ХІ–ХVІІ, 7, 333–334), на основании общих компонентов в лексическом значении объединяется в одну тематическую группу со словом коврига, поэтому можно предположить, что в данном случае мотивы именования будут идентичными. См. Ковригин 1, 2. Кроме того, мотив именования ‘полный человек’ поддерживается другим значением апеллятива коровай: в др.-русск. языке – это еще и ‘кусок топленого сала, масла, застывшего в виде круга, а также ветчина, свернутая кругом’ (там же), где, как и в первом значении, выделяется сема ‘круглый’, которая в качестве апеллятива участвует в названии лиц по внешнему виду, ср. с др,– рvсск.: «[Борис] тЬломь бяше красьнъ, высокъ, лицьмъ круглъмъ» (СлРЯ ХІ–ХVІІ, 8, 80).

2. Возможна пожелательная функция имени. Каравай, коровай в вост.-слав. мифологии и ритуалах считался обрядовым круглым хлебом с украшениями и мифологическим существом, символом плодородия (МНМ, 1, 622).


Источник: Словарь некалендарных личных имен, прозвищ и фамильных прозваний Северо-Западной Руси XV-XVII вв. / И.А. Коршунова. - Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2010. - 667 с.

Комментарии для сайта Cackle