Источник

Слово Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, Председателя Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви

Ваше Святейшество,

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства,

Ваши Преподобия,

досточтимые Отцы, дорогие братья и сестры!

С большой радостью приветствую вас – участников настоящей научно-богословской конференции, посвященной многовековым связям Православной России и Святой Горы Афонской.

Думаю, что причины этой радости понятны всем, здесь присутствующим. Ибо мы собрались именно для того, чтобы снова пережить то, что святой апостол Павел называет единством духа в союзе мира (Еф.4:3).

Духовное единство Православия – вот главная тема нашей конференции. Вряд ли кто-нибудь будет отрицать, что эта тема имеет первостепенную важность для Церкви, живущей и свидетельствующей в современном мире.

В мире Церковь призвана явить Истину Христову и силу благодати Святого Духа. Эта сила проявляется в нищете духовной, то есть в том состоянии духа, которому чужды всякая самонадеянность и гордыня.

И потому нет лучшего пути для размышлений о единстве Православия, чем обращение к опыту православного подвижничества. И нет лучшего примера, являющего единство православного аскетического предания, чем тысячелетняя история Афона.

Афон – это не только уникальное место на земле, один из уделов Божией Матери, который процвел подвигами сонма православных подвижников. Афон – это еще и уникальное историческое явление. Ибо в течение многих столетий, несмотря на изменения политической карты, смену внешних правителей, войны и нашествия, на фоне чередования исторических эпох он продолжал и продолжает жить своей, особой жизнью. Историческое время как будто не властно над ним.

Почему так происходит? Не потому ли, что Святая Гора Афонская в лице ее насельников являет собой не прерванное преемство опытного Богопознания? Не потому ли, что этот оазис непрестанной молитвы и аскетического подвига в пустыне мира сего есть одно из свидетельств силы и действенности Церковного Предания, восходящего к Святым Отцам и апостолам?

Это единство кафолического Предания удостоверяется тем, что его хранят и о нем свидетельствуют своей жизнью святогорские иноки, пришедшие из разных народов, языков и стран. Ибо на Святой Горе всякий православный христианин чувствует свою принадлежность к единому телу Христовой Церкви, несмотря на многообразие традиций и обычаев Поместных Церквей. И это является драгоценным даром. Но и сам Афон имеет свою, особую традицию, которая складывалась под воздействием поместных церковных традиций и, в свою очередь, оказывала плодотворное влияние на них.

Духовное влияние Афона на русское православие трудно преувеличить. У самых истоков русского монашества стоял афонский постриженик преподобный Антоний Печерский (983–1073), и в то же время на Афоне возникает особая русская обитель.

Позднее преподобный Нил Сорский (1433–1508) ввел на Руси скитский вид монашеского подвижничества, процветавший на Афоне. При этом он оставил своим ученикам сочинение «О жительстве скитском», ставшее первым русским руководством к духовному деланию в духе Святых Отцов.

А спустя буквально несколько лет после его отшествия к Господу, в 1518 году, на Русь прибыл насельник афонского Ватопедского монастыря Михаил Триволис, в русской традиции известный как преподобный Максим Грек (ок. 1470–1556). В нынешнем году мы отмечаем 450-летие его преставления. О вкладе преподобного Максима в русскую культуру как богослова, философа, филолога и духовного писателя мы знаем немало. Хочется отметить, что в ближайшее время выйдет в свет монография «Сказание о преподобном Максиме Греке».

Не менее важным является наследие другого афонита – архимандрита Паисия Величковского (1722–1794), прославленного Русской Церковью в лике преподобных в год тысячелетия Крещения Руси. Без его переводческих, писательских и издательских трудов нельзя представить того возрождения и развития монашеской традиции в России, которое имело место в XIX и XX столетиях.

Наконец, нельзя не упомянуть и преподобного Силуана Афонского (1866–1938), также прославленного в 1988 году Константинопольской Церковью. Этот великий подвижник нес свое молитвенное служение на Святой Горе в то время, когда Церковь на его родине переживала одно из самых страшных гонений в истории христианства. Облик преподобного Силуана и его писания, переданные его учеником Софронием (Сахаровым), явил богатство живого аскетического предания многим людям в России, Греции и других странах, на Востоке и на Западе.

Я назвал лишь несколько наиболее известных имен, знаменующих глубокую связь и взаимообщение Православной Руси и Святого Афона на протяжении столетий вплоть до сего дня. В ходе нашей конференции мы услышим и другие имена святых подвижников, церковных деятелей, богословов и ученых, чья жизнь и труды свидетельствуют о духовной общности Русского Православия и афонских традиций.

Специальные секции на нашей конференции будут посвящены истории Афона, его литургическим обычаям, церковному искусству, включая архитектуру, иконопись и церковное пение. Такое разнообразие тематики вполне уместно, ибо Святой Афон – это целый мир, богатейшая историческая и культурная сокровищница, оказывающая плодотворное влияние на различные области культурного творчества.

Надеюсь, что наша конференция станет еще одним шагом в освоении и осмыслении многочисленных памятников истории и православной культуры, которые хранят афонские обители и которые все еще нуждаются в изучении.

Хотелось бы обратить внимание на то значение, которое имеет Афон для православного богословия. Связь богословия и духовного делания состоит в том, что постижение Богооткровенных истин веры невозможно без благодатного просвещения ума. Богословие основывается на опыте, который обретается в подвиге духовного делания. Не всякий подвижник достигает Боговидения, но лишь тот, кто воистину очистил сердце от страстных помышлений. Началом подлинного богословия является молитва, приводящая к благодатному просвещению ума и сердца.

Но богословие есть также и особое делание, церковное служение. Оно предполагает умение словесно выражать соборное знание о Боге и Его преображающем действии в душе человека. Богословие есть церковная наука, которая требует умственной дисциплины и глубоких познаний разных аспектов вероучения и церковного Предания.

Таким образом, два условия необходимы для православного богословствования: с одной стороны – знание Слова Божия и догматов веры, а с другой – знание аскетического предания Церкви, искушенность в вопросах духовной жизни.

Мы всегда должны помнить, что догматическое богословие и богословие аскетическое – это единое целое, одно поверяется другим. И именно поэтому богословам столь необходим опыт святых подвижников, прошедших долгую школу умного делания и достигших созерцания вещей Божественных. Афон же является местом подвига многих прославленных и непрославленных святых.

Примером такого плодотворного взаимодействия духовного делания и богословского умозрения является творчество агиорита святителя Григория Паламы. В минувшем столетии богословы и церковные ученые, в том числе русские и греческие, много сделали для того, чтобы заново открыть и актуализировать в церковной жизни наследие святителя Григория и афонской исихастской традиции. Изучение этого наследия поздневизантийского богословия дало мощный толчок развитию современной православной мысли, которая подчеркивает взаимосвязь и единство богословского умозрения и духовного делания.

Сохранение и богословское осмысление традиций православного подвижничества и православной культуры – это общецерковное, общеправославное дело.

Тема нашей конференции как нельзя лучше подходит для совместной научно-богословской работы представителей различных поместных православных церквей. И именно в совместной работе, в общей дискуссии и личном общении проявляется и раскрывается наше глубокое духовное единство, уходящее своими корнями в далекое прошлое.

С особым удовлетворением отмечая участие в нашей конференции представителей греческой, болгарской и сербской делегаций, хотел бы выразить надежду на то, что опыт нашей работы в ходе этой конференции послужит делу развития межправославного сотрудничества.

Вряд ли нужно говорить присутствующим здесь о том, насколько мы сегодня нуждаемся в сохранении и укреплении общеправославного единства.

Образ Афона как «малого православного мира» с единой духовной традицией при разнообразии национально-поместного представительства должен быть не только историческим воспоминанием, но и живой современной реальностью. Ибо этот образ указывает на Вселенское призвание Православия: являть миру единую Истину Христову в многообразии ее культурных и языковых воплощений.

Да пребудет помощь Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистой Матери молитвенным предстательством сонма святых на Святой Горе Афон, подвизавшихся со всеми нами.


Источник: Россия – Афон: тысячелетие духовного единства : материалы международной научно-богословской конференции, Москва, 1–4 октября 2006 / [науч. ред. И. С. Чичуров]. – Москва : Изд-во ПСТГУ, 2008. – 474, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle