«Россия – Афон. Тысячелетие духовного единства»

Источник

Содержание

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Слово Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, Председателя Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви Слово Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла Приветствие игумена Великой Ватопедской обители архимандрита Ефрема (Кутсу) Духовное наследие афонского подвижничества: история и современность Епископ Троицкий Панкратий, игумен Валаамского монастыря (Россия, Валаам). Благословение знать путь. Святогорские подвижники XX в. как путевожди современного монашества Митрополит Мезогайский и Лавреотикийский Николай. Афон: Место вселенского масштаба, обращенное к небу Архимандрит Ефрем (Кутсу), игумен Ватопедского монастыря (Греция, Афон). Личность и труды старца Иосифа Исихаста Архимандрит Ефрем (Кутсу), игумен Ватопедского монастыря (Греция, Афон). Влияние старца Иосифа Исихаста на аскетическую и литургическую жизнь Святой Горы Протопресвитер Василий Каллиакманис (Греция, Фессалоники). Дар различения помыслов в жизни и учении старца Иосифа Исихаста Георгий Мандзаридис (Греция, Фессалоники). Чистота ума и сердца по учению старца Иосифа Исихаста Схиигумен Серафим (Покровский) (Россия, Валаам). Молитвенный и литургический опыт старца Софрония (Сахарова) в свете русской и афонской традиций Н.Е. Емельянов (Россия, Москва). Святогорцы-новомученики и исповедники Российские Священник Павел Хондзинский (Россия, Москва). Афон и его сакральное восприятие в русской традиции Афон и православное богословие Протопресвитер Афанасий Гкикас (Греция, Фессалоники). Вклад прп. Никодима Святогорца в филокалийное возрождение XVIII в. Ника Папагеоргиу (Греция, Фессалоники). Илиас Г. Эвангелу (Греция, Фессалоники). От исихазма XIV в. к филокалийному возрождению XVIII в.: аскетическая и подвижническо-созерцательная письменность по славянским кодексам-сборникам (miscellania) Святой Горы Димитрий Целингидис (Греция, Фессалоники). Вклад паламитского богословия в исихастскую традицию: богословские предпосылки жизни во Святом Духе Анна Колциу-Никита (Греция, Фессалоники). Представление об исихазме в сочинениях братьев Прохора и Димитрия Кидонисов Архимандрит Зосима (Шевчук) (Россия, Иваново). Афон и Православное богословие Монахиня Серафима (Константиновская) (Великобритания, Лондон). Дионисий Ареопагит и Аристотель – два источника для свт. Григория Паламы в начале противостояния Варлааму Калабрийскому Инокиня Синезия (Божкова) (Россия, Екатеринбург). Каноническое наследие Афона – «Пидалион» прп. Никодима Святогорца Русские святогорцы Игумен Петр (Пиголь) (Россия, Москва). Традиции афонского монашеского общежития и чин избрания преемника игумену в Русском Пантелеимоновом монастыре Монах Моисей Святогорец (Маврикис) (Греция, Афон). Русские духовные старцы на Святой Горе в XX веке Анестис Кеселопулос (Греция, Фессалоники). Преподобный Силуан Афонский и старец Софроний (Сахаров) Эссекский Священник Георгий Павлович (Россия, Москва). Преподобный Серафим и Афон: традиции и современность Священник Александр Коблов. Традиции Святой Афонской Горы на Новом Афоне М.Г. Талалай (Италия, Неаполь). Переписи российского монашества на Афоне в 1915–1917 гг. Н.И. Феннелл (Великобритания, Лондон). Русский Ильинский скит А.Г. Парменов (Россия, Москва). Афон в России: жизнь и деятельность учеников старца-духовника иеронима Протоиерей Игорь Филин (Россия, С.-Петербург). Иннокентий Сибиряков: от золотопромышленника до афонского монаха История Афона Древняя история Афона Монах Моисей Святогорец (Маврикис) (Греция, Афон). Святые посредники во взаимоотношениях Святой Горы и России Архимандрит Николай (Иоаннидис) (Греция, Афины). Отношения Константинопольской Церкви с Россией в XV в. Л. К. Гаврюшина (Россия, Москва). Святой Савва Сербский и Афон: взгляд из сербского и русского Средневековья Драгиша Бойович (Сербия, Косовская Митровица). Русский монастырь Св. Пантелеимона в древнесербской литературе История Афона в Новое и Новейшее время Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Взаимоотношения Русской Православной Церкви и Афона в XX веке Монах Афанасий Симонопетрский (Греция, Афон). Связи монастыря Симонопетра с Россией Константин Нихоритис (Греция, Фессалоники). Филарет Ватопедский и его переводческая деятельность Николай Мердзимекис (Греция, Фессалоники). Связи афонского монастыря Зографу с царской Россией Константинос К. Папулидис (Греция, Фессалоники). Деятельность П.И. Севастьянова и Порфирия Успенского на Св. Горе в середине XIX века Лора Герд (Россия, С.-Петербург). Русский Афон в 1880–1890-е годы в церковно-политическом отношении Священник Георгий Ореханов (Россия, Москва). Самаринский кружок и Афон Преподобный Максим Грек Архиепископ Тернопольский и Кременецкий Сергий. Преподобный Максим Грек Архимандрит Ефрем (Кутсу) игумен Ватопедского монастыря (Греция, Афон). Святой Максим как ватопедский монах О. А. Белоброва (Россия, С.-Петербург). Из иконографии Максима Грека Ирина Касапи (Греция, Фессалоники). Отношение Максима Грека к еретикам Е.М. Верещагин (Россия, Москва). Максим Грек и Паисий Величковский о неисправности славяно-русских церковных книг B.A. Ромодановская (Россия, С.-Петербург). О названии сочинения максима грека «Сказание о птице неясыти» И. А. Летова (Россия, Екатеринбург). Статус текста и переводческие концепции М.А. Харитонова (Россия, Москва). Послание патриарха Фотия болгарскому князю Борису-Михаилу в переводе Максима Грека: характерные языковые черты и переводческие приёмы Священник Владимир Шарапов (Россия, Самара). Догмат Боговоплощения в творениях преподобного максима грека Искусство Афона МилыпиадисД. Поливиу (Греция, Афины). Уникальный характер поздневизантийской церковной архитектуры Святой Горы Николай Сиомкос (Греция, Фессалоники). Русские иконы обители Ватопед Мария Казимия (Греция, Афины). Святой Димитрий Солунский на аналойных иконах Святой Горы Иоанн Тавлакис (Греция, Афины). Защита культурного наследия Святой Горы: законы и повседневная деятельность Игумен Довмонт (Беляев) (Россия, С.-Петербург). Исихазм в афонской монашеской традиции и его влияние на церковное искусство Игумен Александр (Фёдоров). О значении афонского варианта крестово-купольного типа храма Византия и Древняя Русь: литургические и певческие контакты Иоанн Тарнанидис (Греция, Фессалоники). Отголоски византийской переходной культовой традиции IX в. в новооткрытых славянских рукописях Синая А.Ю. Никифорова (Россия, Москва). Проблема происхождения и формирования служебной Минеи. Структура, состав, месяцеслов греческих Миней IX–XII вв. из монастыря вмц. Екатерины на Синае Е.В. Уханова (Россия, Москва). О начале славянского богослужения на афоне и новонайденном отрывке устава Пантелеимонова монастыря Эммануил Яннопулос (Греция, Фессалоники). Греческое певческое искусство – русская церковная музыка: свидетельства, влияние, рукописи Ахиллес Г. Халдеякис (Греция, Афины). Случаи смешения одноименных святогорских псалтов (на примере имени Дамаскин) Μ. П. Рахманова (Россия, Москва). Афонская экспедиция Протоиерей Димитрий Церпос (Греция, Афины). Пересмотр богослужебных книг как главная предпосылка для литургического возрождения Е.И. Коляда (Россия, Москва). Традиции литургического чтения в контексте истории и в современной практике Георгий Н. Филиас (Греция, Афины). Вклад протопресвитера Александра Шмемана в современное православное литургическое богословие И. Ε. Лозовая (Россия, Москва). «Новый Октоих» св. Иосифа Гимнографа в собрании греческих рукописей Гроттаферраты Афон и русские монастыри Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий. Неумирающий оазис веры Епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан. История и уроки афонского монашества на Северном Кавказе Архимандрит Назарий (Лавриненко), наместник Св.– Троицкой Александро-Невской Лавры (Россия, С-Петербург). «Афонская Скоропослушница» на брегах Невы (к истории чудотворной иконы «Скоропослушница Невская» в Св.-Троицкой Александро-Невской Лавре) Иеромонах Лонгин (Рагимов) (Россия, Екатеринбург). Афонские традиции в богослужебном пении Спасского мужского и Ново-Тихвинского женского монастырей г. Екатеринбурга Монахиня Евстафия (Морозова) (Россия, Екатеринбург). Афон и Урал: ученик прп. Антипы Афонского прп. Илия Верхотурский и его влияние на уральское монашество  

 

Материалы международной научно-богословской конференции

1–4 октября 2006 г. в Москве состоялась Международная научно-богословская конференция «Россия – Афон: тысячелетие духовного единства». В рамках конференции работали восемь секций, на заседаниях которых освещались вопросы богословия, истории Афона, связей России и Афона, истории подвижничества, жизни и деятельности св. преп. Максима Грека, церковных художеств и архитектуры, литургики и церковного пения. На конференции прозвучали более 200 докладов, большая часть из которых включена в данный сборник. В заседаниях приняли также участие многочисленные зарубежные гости из Греции, Украины, Белоруссии, Молдавии, Сербии, Кипра, Румынии, Великобритании, Италии, Бельгии.


Источник: Россия – Афон: тысячелетие духовного единства : материалы международной научно-богословской конференции, Москва, 1–4 октября 2006 / [науч. ред. И. С. Чичуров]. – Москва : Изд-во ПСТГУ, 2008. – 474, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle