прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец

Источник

№ 36 1941 г. 17 января. – Протокол заседания Синода Эстонской Православной Церкви51

По поводу посещения Эстонской Церкви уполномоченным Московской Патриархией Высокопреосвященнейшим Сергием (Воскресенским), архиепископом Дмитровским, собрались к Высокопреосвященнейшему митрополиту Александру члены Синода: протоиерей Иоанн Тейс, Иоанн Богоявленский, Константин Густавсон и священник Николай Кокла. Председательствовал митрополит Александр, обязанности секретаря исполнял протоиерей К. Густавсон. В порядке дня вопрос о предстоящем воссоединении Эстонской Православной Церкви с Русскою Московскою Матерью Церковью и в соединении с этим взаимная информация о положении Церкви и духовенства в СССР и ЭССР.

Прежде всего берет себе слово Высокопреосвященнейший Александр. Он излагает те обстоятельства, которые повели в свое время к переходу Эстонской Церкви в юрисдикцию Константинопольской Патриархии. Главными причинами этого перехода была полная невозможность сообщаться с Московским Патриархом и возникновение смут в пределах Русской Церкви. Тревога за будущность Православия в Эстонии и желание укрепить эту будущность породили мысль об автономии и даже об автокефалии Эстонской Церкви. Этого, казалось тогда, было возможно добиться единственно посредством присоединения к Константинопольской Патриархии. Однако полного разрыва между Русскою и Эстонской Церквами последняя не желала, и фактически этого разрыва не было. Митрополит Эстонской Церкви всегда поминал Московского Патриарха Тихона, в храмах Эстонской Церкви не переставали возносить молитвы о Русской Церкви и поминать ее святых.

Касательно вопроса об автономии Эстонской Церкви в существующих ныне обстоятельствах Высокопреосвященнейший Сергий замечает, что с присоединением Эстонии к СССР этот вопрос сам собою отпадает. После взаимного обмена мыслями по этому делу приходят к заключению, что при окончательном решении вопроса о присоединении Эстонской Церкви к Московской Патриархии вопрос об автономии следует по возможности обойти молчанием, так как подчеркивание лишения Эстонской Церкви ее автономии может повести к нежелательным последствиям.

Далее разбирается вопрос о праздновании Пасхи и других праздников по старому и новому стилю. Находят, что для православных русской национальности естественно употреблять старый (юлианский) стиль, каковой издревле употреблялся в России и поныне употребляется в Русской Церкви. Для православных эстонцев, напротив, естественнее пользоваться новым стилем, так как эсты к этому стилю привыкли и признают его более правильным. Кроме того, большинство населения ЭССР лютеране, которые и в государственной и в церковной жизни всюду без изъятия пользуются этим стилем. Разновременное празднование праздников, особенно в семействах, члены коих не одного вероисповедания, положительно немыслимо. Вследствие этого приходится разрешить приходам пользоваться тем или иным стилем по собственному их выбору.

На вопросы членов Синода Высокопреосвявщннейший Сергий сообщает, что положение Церкви и духовенства в Московской Патриархии не так трудно, как представляется за границей. Прежде всего он отрицает там факт преследования Церкви, так как сталинская конституция признает свободу вероисповедания. Можно только сказать, что Церковь не находится под покровительством государства, т. е. не имеет от государства дотаций и т. п. Духовенство облагается налогами, но нельзя сказать, чтобы эти налоги были чрезмерно непосильны, так как приходы там большие, а отсюда и большие доходы у духовенства.

На вопрос о домашнем обучении детей священниками религии владыка Сергий отвечает, что «таковое у нас не принято, а родителям не возбранено». Также не возбранены проповеди в Церкви.

Постановили. Первое обращение митрополита Эстонской Православной Церкви и Синода к Московской Патриархии подтвердить и вновь просить Матерь Церковь принять Эстонскую Церковь в каноническое общение, покрыв любовью невольный грех отпадения.

Председатель заседания митрополит Александр; члены Синода: протоиерей И. Тейс, священник Н. Кокла, протоиерей И. Богоявленский; секретарь протоиерей К. Густавсон.

* * *

51

ЭИА. Ф. 1655. Оп. 3. Д. 422. Л. 12–12 об.


Источник: Православие в Эстонии : исследования и документы : в 2 т. / [редакторы : прот. Н. Балашов, С.Л. Кравец]. - Москва : Церковно-науч. центр "Православная энцикл.", 2010. / Т. 2: Документы. - 655 с.

Комментарии для сайта Cackle