прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец

Источник

№ 1 1917 г. 6–7 апреля. – Обращение участников совещания эстонского православного духовенства1

6 и 7 апреля с. г. в Таллинне проводилось первое общее совещание православных деятелей Эстонии [о том], как обустроить приходы в соответствии со временем и положением дел. Собрались представители всех уездов за исключением островов, выбраться с которых через море сейчас невозможно из-за ледохода. Участвовали 27 священников, 4 диакона и 30 светских представителей, а именно: протоиереи К. Тийзик и А. Рамул из Таллинна; благочинные И. Херманн из Палдиски, Б. Бежаницкий из Кулламаа, Н. Лусик из Вильянди, М. Блейве из Тарту, Н. Пяте из Ряпина и И. Вево из Таллинна; священники Г. Вяльбе из Сели, А. Лаар и К. Кокла из Тарту, И. Тейс и К. Эберлинг из Таллинна, К. Густавсон из Колга-Яани, П. Ларедей из Велизе, А. Паулус из Пярну, К. Ноппель из Тыхела, Г. Подекрат из Пайде, К. Анфсон из Арусааре, Й. Подекрат из Вяндра, К. Янсон из Тапа, К. Оберпал из Ангерья, Й. Кольберг из Арукюла, П. Пыхонин из Лелле, В. Янсон из Тянасильма и епархиальный миссионер Й. Паавел; диаконы И. Проозес, Б. Орав и А. Бесценный из Таллинна и И. Рыбаков из Выру; инспектор А. Ансон из Тарту, законоучители Т. Куузик, В. Орав, Т. Канемяги, М. Ефимов, П. Тальц, А. Таркпеа, А. Мянгел, А. Янсон из Таллинна, Элизабет Вабрит из Велизе, Д. Киммель из Тарту, И. Перль из Кохила; псаломщики И. Юмарик, К. Лейнус, А. Роост и Лейсманн из Таллинна, И. Соол из Арусааре, М. Попе из Кулламаа, А. Мельц из Лелле, Н. Ласкеев, А. Крейс из Нарвы, заведующий Таллиннским сельскохозяйственным банком А. Ныу и делопроизводитель того же банка И. Виера, председатель Таллиннского совета эстонского прихода И. Мягги, И. Ээк, А. Симон, судебный пристав А. Кюммель, М. Паюс, К. Хансон и Мария Дрейманн из Таллинна. Кроме того, свои мнения письменно представили еще 9 лиц, а именно: И. Иыгевер из Тарту, И. Оберпаль из Удувере, Г. Трусман из Лаюсе, В. Раска из Прангли, А. Каэлас из Москвы, А. Аав из Мустяла, М. Вахер из Эммасте, К. Мянд из Н. Новгорода и К. Усстав из Падремаа.

Совещание открыл протоиерей К. Тийзик, который и был избран руководителем совещания, заместителями были выбраны Т. Куузик и А. Ансон, а секретарями В. Орав и Ю. Вяльбе2. Уважаемый деятель приветствовал собравшихся «с порога свободной эпохи» и тепло помянул павших в борьбе за свободу, в память о которых собравшиеся спели «Вечную память». После этого ведущий пожелал Временному правительству удачи и сил для начала устроения нового государственного строя и защиты родной земли, после чего было решено послать Временному правительству соответствующую телеграмму от имени собравшихся. В телеграмме написано следующее: «Петроград. Председателю Совета министров князю Львову. Православные деятели Эстонии, собравшиеся 6 и 7 апреля в Таллинне в составе 50 духовных и светских лиц, шлют Временному правительству сердечный привет и пожелания успешного создания основ нового Российского государства, а также выражают готовность к сотрудничеству с правительством в претворении этих задач в жизнь».

Общая позиция, ставшая прелюдией к совещанию и не изменившаяся в ходе его, заключается в следующем. Мы, православные эстонцы, являемся частью народа Эстонии, у которой, как граждан свободной России, общие жизненные потребности со всем эстонским народом, в связи с чем в жизни наших приходов нужно провести необходимые обновления. Целью не является защита ни церковности, ни интересов известных классов, что также идет вразрез с учением Христа. Наше мнение таково: Православие стало поддержкой в образовании для большого числа детей из эстонской бедноты и этим содействовало духовному развитию Эстонии. Кроме того, нет сомнений, что в православной пастве свободной России будет править совершенно свободный христианский дух, дух, основанный на самом совершенном братстве и единении. Также мы надеемся, что деятельность православных в Эстонии, избавленная от своих нынешних пут, на свободной народной основе, когда у прихожан в церковных делах имеется право голоса, и впредь будет угодна всему народу, как членам Церкви, так и всем жителям Эстонии независимо от вероисповедания.

Наши требования по обновлению не являются ни искусственным порождением, ни следствием настроений отдельных лиц, ни также плодом нетерпимости или недальновидного стремления к отделению. Пословица гласит: «Каждая птица по-своему поет». Так и у каждого народа есть свой родной язык, самобытные обычаи и уклад. И у эстонского народа есть свое сердце, своя душа, свой язык и свое чувство. Первой жизненной необходимостью эстонского народа является возможность широчайшего самобытного развития вместе с великим народом России, будучи неотъемлемой частью Российского государства. Также и стремления православных эстонцев нацелены на то, чтобы, оставаясь неотделимой частью Всероссийской Православной Церкви, и с позиции жизненных нужд народа Эстонии получить возможность, доселе недосягаемую, для естественного развития своей духовной жизни. Наши обновления не касаются и не будут касаться ни догм православной Церкви, ни ее апостольского учения, на котором Церковь стоит еще со времен апостолов. Наши нововведения, вносимые давно уже самой жизнью (в частности, с 1905 г.), касаются лишь некоторых церковных правил и порядков, которые близки русскому народу, но для большей части эстонского народа чужды, и непонятны, и таковыми и останутся. Таким образом, богослужение, равно как и приходскую жизнь, необходимо обновить в духе времени и на апостольских основах. Всеобщие же реформы, которые будут введены Всероссийским православным Собором, мы признаем и верим, что свободный Российский Собор не запретит нам местные отличия, вытекающие из нашей жизни, поскольку во всех местных православных приходах они так или иначе уже имеются.

После двух дней оживленных обсуждений мы пришли к единому мнению и решили прежде всего проекты наших реформ разделить на 2 вида:

1) неотложные, которые нужно провести немедленно, если имеется такая возможность;

2) срочные, которые следует представить Всероссийскому церковному Собору.

I. Неотложные

1. Без промедлений обновить состав Рижской духовной консистории, где сейчас только 1–2 действующих члена, таким образом, что в дополнение к 2 членам из русских избрать 2 эстонских и 2 латвийских члена и саму консисторию перевести в Тарту, к архиепископу3 (от приходов Эстонии собранием рекомендованы протоиереи Тийзик и Раска).

2. На свободные места иереев и причетников советом собрания будут приглашены кандидаты из членов самого совета. Соискатели должны иметь соответствующее образование или свидетельство о должностной пригодности от руководства епархии.

Совет предложит собранию до 3 кандидатов, и полноправные члены собрания, мужчины и женщины старше 21 года, выберут из них в присутствии избранного священством представителя всеобщим равноправным, неотложным и тайным голосованием одного, которого совет и предложит на утверждение духовному правлению.

В случае острых столкновений между должностными лицами и приходами обе стороны решают дела через третейский суд, состав которого будет назначен следующим общим собранием.

3. Признать принципиально правильным, что у духовенства (иереев, диаконов и причетников) вне должностных обязанностей должны быть все права свободных граждан. Политика не может использовать Церковь в качестве инструмента. В частной же жизни политические притеснения духовенства совершенно неоправданны.

4. Признать необходимым предложение Синоду, чтобы духовные лица в частной жизни могли по желанию носить гражданскую одежду, как это принято за рубежом, а также короткие волосы и бороду.

5. Основать совет приходов с правом юридического лица, в котором будут сконцентрированы все полномочия собрания. Разработку соответствующего проекта поручить следующему всеобщему собранию.

6. Признать вопрос о школах темой первоочередного значения и выразить согласие, чтобы все жизнеспособные православные школы, в которых не менее 25 детей, были приняты в школьную сеть самоуправления, а также чтобы школам было дано законное попечение. Причем волостные и маленькие приходские школы стали бы начальными школами, а большие приходские – подготовительными гимназиями. У священников остается право на тех же основаниях, что и сейчас, принимать участие в школьной работе: священники могут быть учителями Закона Божия, при желании и на основе выборов также школьными преподавателями, причетники с правом преподавания – учителями.

7. Без промедлений потребовать, чтобы все эстонские дети могли с нового учебного года учиться Закону Божию на родном языке (до сих пор это разрешалось только лютеранам).

8. Общий порядок издания книг православного содержания оставить на попечении объединения (союза) приходов. Вопрос печатного органа остается открытым с надеждой, что местная периодика в условиях свободы слова сумеет при необходимости разъяснить нашу позицию.

9. Немедленно предпринять шаги по устроению жизни православных приходов, а также по их сближению и объединению с целью создания Всеэстонского союза православных приходов, где были бы равно представлены как церковнослужители, так и члены приходов.

Примечание. Проект разработан (см. Приложение № 1).

10. Признать бедственным положение эстонцев в Пскове, откуда под давлением нетерпимости вынужден был удалиться единственный эстонский священник, и для спасения их духовной жизни немедленно предпринять соответствующие шаги.

11. Размер строки церковных песнопений признается принципиально важным. Для церковных надобностей нужно связать размером строки преимущественно уже имеющиеся лучшие православные распевы, слова же использовать из самих песнопений. Для окончательного переложения распевов и слов на строки выбирается комиссия специалистов в данной области с целью редактирования данного переложения с наибольшей тщательностью и вниманием.

12. Просить настоятельно рекомендовать всем приходам проводить собрания, как [важную составляющую] духовной жизни приходов и надежный способ их сплочения. Собрания нужно организовывать так, чтобы и светские (лица) могли принимать в них участие, выступая и совещаясь, а также их можно было при необходимости самостоятельно задействовать, разумеется при согласии местного священника.

13. Рекомендовать по примеру светского правления перестать использовать почетные звания, как-то: Святейший Синод, Высокопреосвященство и другие, и употреблять простые обращения: Синод, епископ, благочинный, отец.

II. Срочные

1. В границах гражданского правления, которыми Эстония отделена от Латвии, следует устроить также и духовное правление, таким образом, чтобы все православные приходы Эстонии, включая псковских эстонцев, вошли в Эстонскую епархию. Для поселенцев же необходимо будет назначить странствующих священников, которые с разрешения местных епископов будут заниматься устроением жизни приходов эстонских православных поселенцев там, где это до сих пор еще не делалось. В уездах должны быть назначены заместители местных священников, которые в случае болезни или отсутствия того или иного духовного пастыря могли бы исполнять его обязанности.

Епископ должен быть избираем из местных жителей, знать местные языки и не иметь монашеского пострига.

2. Для устроения приходов и создания нового церковного управления на выборной основе в согласии с нововведениями правления Русской Церкви союзу приходов надлежит своевременно выработать соответствующий проект, в котором должны учитываться как духовные, так и материальные интересы приходов.

3. Духовную семинарию и школу, которые давно не отвечают требованиям, упразднить и все пожертвованные им суммы пропорционально поделить между средними школами в качестве денежного пособия неимущим православным ученикам, причем те, которые не изберут духовную профессию, данное пособие получат в кредит, с тех же, кто изберет духовную профессию, сумма не будет взыскана. При необходимости из этих сумм можно определить пособие тем учащимся высших духовных учебных заведений, которые решат остаться работать на родине.

Вместе с тем признать необходимым открытие православного богословского факультета при местном (Тартуском) университете для подготовки православных священников и учителей Закона Божия в средних школах. Также нужно упразднить религиозный факультет университета, который по серьезным причинам рекомендовать невозможно, и тогда учредить местное соответствующее учебное заведение в виде академии или института.

Лица, избранные на должность причетников, должны быть хорошо музыкально подготовлены, и для этого нужно либо открыть курсы, либо определить денежные пособия на музыкальные школы.

4. Для реформы богослужений и уклада церковных чинопоследований необходимо выработать новый порядок. Так, многие излишества уже отпали сами собой, но для единообразия все еще требуется их официальное упразднение.

5. Ограничения в связи с духовным родством и свойством полностью отменить, но ввести для всех верующих христиан запрет на браки между кровными родственниками до 4-й ступени (не поколения).

6. Ограничения во времени венчания, кроме 1-й, 4-й и Страстной недель Великого поста, отменить.

7. Не препятствовать родителям в выборе эстонских крестных имен. Ребенку давать одно имя и составить список рекомендуемых имен. Кумовьями (крестными) могут быть только верующие христиане.

В конце была достигнута общая позиция по прочим местным вопросам, и после обсуждений было решено.

1. По поводу газеты «Вера и жизнь» собрание решило, что она не является печатным органом православных.

2. В случае возможного наступления врага остаться верными своей пастве и вместе вынести все до конца.

3. Интересы народа Эстонии, упоминание о которых священниками при агентах прежнего самодержавия считалось смертным грехом, в новое, свободное, время активным образом поддержать; прежде всего поддержать строительство здания Музея народа Эстонии и для этого начать сбор пожертвований, собранные суммы нужно передать к Иванову дню через управляющего Земельным банком Эстонии А. Ныу.

4. Отдельно раздающиеся погромные призывы: «Русских верующих – прочь из страны!» – полностью пресечь как пережиток средневекового фанатизма; не позволять возбуждать (такие настроения) в себе и членах прихода с твердой уверенностью в том, что свободный народ Эстонии будет судить о каждом не по его вере, но по делам его; со своей стороны, мы в любом случае остаемся верными принципу свободы вероисповедания.

5. Выразить пожелание, чтобы все эстонские интеллигенты, которые по разным причинам вынуждены были покинуть дом и находиться на чужбине, по возможности попытались вернуться на родину.

6. По поводу слухов, будто бы хотят отстранить нашего временного комиссара Эстляндской губернии, было решено послать на имя председателя Совета министров князя Львова телеграмму, которую уполномочили подписать протоиерея К. Тийзика и председателя Таллиннского совета эстонских приходов И. Мягги: «Петроград. Председателю Совета министров князю Львову. Собрание деятелей эстонских православных приходов, в котором в Таллинне 7 апреля приняли участие 27 священников, 4 диакона и 30 светских лиц, считает своей обязанностью заявить Временному правительству, что крайне необходимо и желательно оставить Й. Поска в должности временного комиссара Эстляндской губернии как знающего нашу страну, говорящего на всех местных языках, авторитетного и уважаемого человека, который может найти путь для успокоения народа и очищения страны от грязи, создавшейся при правлении прежней местной администрации. Собравшиеся, прибывшие из всех уголков страны, чувствуют настроение народа и опасаются подъема волнений в случае, если представителем центрального правительства в нашей стране утвердят человека, не способного общаться с представителями народного большинства и не знающего положения в стране. Уполномоченные: протоиерей К. Тийзик, Й. Мягги».

7. Направить делегацию к временному комиссару губернии Поска, чтобы приветствовать его и известить о телеграмме.

8. Для подписания протокола собрания, проведенного в Таллинне, уполномочить президиум и желающих членов собрания.

9. Для редактирования к печати, доставки в приходы принятых решений, а также для подготовки и созыва следующего Всеэстонского собрания избрали комиссию из 4 членов: протоиерей К. Тийзик и А. Ныу из Таллинна, о. А. Лаар и преподаватель А. Херманн из Тарту.

Приложение № 1. Союз православных приходов Эстонии

1. Задача Союза. Задача Союза – объединить приходы с целью их лучшего устроения, взаимной поддержки и обеспечения реформ, также организовывать и направлять их совместную деятельность в условиях нового государственного строя.

2. Члены Союза. Членами Союза могут являться все готовые к объединению с вышеуказанной целью православные приходы Эстонии и эстонских поселений.

* * *

1

Перевод с эстонского языка, оригинальный текст опубликован факсимильно в кн.: The Autonomous Orthodox Church of Estonia / L’Église autonome orthodoxe d’Estonie (Approche historique et nomocanonique). Editors: Archim. Gngorios D. Papathomas, R. P. Matthias H. Palli. Athènes, 2002. P. 82–91.

2

Так в тексте. При перечислении участников совещания священник Вяльбе назван Георгием, в данном случае – Юрием.

3

См. т. 1, с. 196, примеч. 2.


Источник: Православие в Эстонии : исследования и документы : в 2 т. / [редакторы : прот. Н. Балашов, С.Л. Кравец]. - Москва : Церковно-науч. центр "Православная энцикл.", 2010. / Т. 2: Документы. - 655 с.

Комментарии для сайта Cackle