Люсьен Реньё

Источник

Глава четырнадцатая. Ангелы и бесы

Нам, находящимся под сильным влиянием сциентизма и позитивизма, едва ли возможно адекватно понять представления Отцов пустыни о связи между двумя мирами – видимым и невидимым. Для нас эти два мира абсолютно различны и разделены, и только мир видимый обладает объективностью, тогда как другой является неизвестным и непознаваемым пространством, которое мы населяем различными фантазмами и иллюзиями. Но для древних египтян именно этот, второй мир и был подлинной реальностью. Мир видимый – явление скоротечное и по большей части эфемерное. Если же выразиться точнее, то эти два мира так тесно переплетены между собой, что разделить их просто невозможно. Между ними не существует четких границ, нет никакой пропасти, никакого барьера. Связь и взаимный обмен между двумя этими пространствами продолжаются и в более позднее время, поэтому отшельник пустыни не был сильно удивлен, когда подле него появлялся ангел или бес. Ангелы и демоны составляли часть его вселенной, часть горизонта его бытия. Тот факт, что эти существа в определенные моменты становились видимы, не меняло ровным счетом ничего в мире повседневной реальности Отцов пустыни.

Ангелы многочисленнее бесов

Если в качестве критерия истины взять рассказ о видении из одной апофтегмы про авву Моисея Мурина, то можно утверждать, что ангелов, без сомнения, намного больше, чем падших духов. Однажды, когда этот бывший разбойник был терзаем жестокими искушениями, авва Исидор, чтобы ободрить его, поднялся вместе с ним на крышу кельи. Посмотрев на запад, они увидели несметную толпу демонов, которые метались повсюду. Но затем авва Исидор повернул Моисея на восток, где стояло множество ангелов, посланных Господом для спасения людей. Числом они намного превышали толпу бесов1100. Однако следует признать тот факт, что о прекрасных ангелах нам сообщают намного меньше. Отцы-пустынники, по своему смирению, имели гораздо меньше желания рассказывать об ангельских явлениях, чем об искушениях бесов. Ведь последнее не было ни знаком совершенства, ни указанием на монашескую доблесть – а визиты ангелов могли оцениваться именно так. Антония Великого нельзя представить себе без нескольких бесов, постоянно окружающих его. Но часто ли он предстает перед нами в окружении ангельском? Его Житие подробно рассказывает о всех искушениях, претерпеваемых им от дьявола, но в то же время упоминает только один раз о тех обстоятельствах, при которых он созерцал ангелов, спешащих к нему на помощь в борьбе с духами тьмы1101. Но по тому, каким образом святой Антоний говорит о тех знаках, в которых можно увидеть явления ангелов, мы понимаем, что он говорит о собственном духовном опыте1102. Вполне очевидно, что ангелы часто его посещали. Алфавитная коллекция апофтегм открывается рассказом, в котором мы находим ангела, пришедшего ободрить Антония, впавшего в уныние1103.

В собрании апофтегм мы можем обнаружить как минимум около пятидесяти случаев явлений ангелов, а в «Истории монахов» и «Лавсаике» их около двадцати. Их стоит отметить хотя бы потому, что они позволяют увидеть другую сторону монашеского бытия, противоположную той, которая занимает в текстах более значительное место и которая рассказывает о роли падших духов в жизни Отцов пустыни.

Ангелы и монахи перед лицом демонов

Добрые ангелы в первую очередь вмешиваются тогда, когда нужно противостоять дьявольским уловкам. Так, авва Макарий увидел ангела, изгоняющего бесов, которые, как мухи, облепили глаза и губы одного из юных странников, принятых аввой в пустыне1104. Другой старец, просивший Бога показать ему бесов, увидел их, кружащихся, как пчелы, вокруг человека, но он же увидел и ангелов, которые их изгоняют1105. А еще один монах был днем и ночью окружен ангелами, которые обращали в бегство всех демонов1106. На протяжении всего трактата «О молитве» Евагрий говорит нам о присутствии ангелов подле монаха во время молитвы1107. Они ободряют и поддерживают его, молятся вместе с ним, тогда как бесы всеми силами пытаются отвлечь монаха от молитвы1108. Во всех своих трудах Евагрий упоминает о деяниях ангелов, которые борются с бесами на стороне людей1109. Но в момент смерти ангелы особенно активно принимают участие в судьбе той души, которую они должны вознести на небо, – за это их называют «психопомпами»1110. Такие «проводники» существовали уже в мифологии Древнего Египта. Значит, мы имеем дело с вполне традиционными верованиями, которые благодаря духовному опыту великих христианских пустынножителей получили новое осмысление.

Так, Антоний Великий видел душу аввы Амуна, которую ангелы возносили на небо, а Иоанн Колов – душу Паисии, грешницы, умершей на следующий день после обращения1111. Авва Пафнутий также лицезрел несущих душу ангелов, а затем священники увидели и его душу, которую возносил на небеса ангельский сонм1112. Но множество других случаев, донесенных до нас апофтегмами, часто носят анонимный характер. Иногда бесы первыми оказываются возле души не слишком ревностного монаха, чтобы сопроводить ее в преисподнюю, и ангелы буквально вырывают ее у них1113. Но чаще именно ангелы принимают душу почившего, а бесы стараются за нее побороться1114. В некоторых рассказах ангелы приходят известить монаха о его близкой кончине1115. Так случилось с аввой Сисоем, который просил указать ему срок его кончины, чтобы успеть совершить покаяние, но Господь поспешил принять к Себе святого старца, отмеченного особым духовным совершенством, и сказал ангелам: «Несите ко Мне избранный сосуд пустыни»1116. Но обычно Отцы-пустынники, находящиеся подле умирающего, сами видели то, что происходило, как, например, в случае с аввой Ануфом1117. Иногда ангелов видели только старец, присутствующий при кончине своего ученика, и сам умирающий1118. Ангелы могли даже любезно поинтересоваться у того, за кем они пришли: желает ли он следовать за ними раньше срока или они должны будут вернуться позднее. Не все поступали так, как авва Сисой; например, один из старцев ответил ангелам так: «Возьмите мою душу, я желаю того»1119.

Ангелы в данном случае просто исполняли свой последний долг по отношению к людям, к которым они были приставлены, чтобы охранять, оберегать и сопровождать их и помогать им во время их земной жизни. Но по большей части их активность остается невидимой для смертных. И не нужно даже желать их увидеть. Гораздо полезнее видеть собственные грехи1120. Отцы пустыни говорили так: «Даже если ты зримо увидишь ангела, не принимай его, но смирись, говоря: “Не достоин я видеть ангела, ибо живу я во грехе”»1121. В своем трактате «О молитве» Евагрий рассказывает об одном монахе, который шел по пустыне, целиком поглощенный молитвой. Вдруг перед ним предстали два ангела, один – по правую сторону, другой – по левую, и стали путешествовать вместе с ним. Но монах не обратил на них никакого внимания, дабы «не потерпеть ущерба в лучшем»1122. В мире пустыни будет намного полезнее отказать в своем расположении истинному ангелу, чем впасть в прелесть, приняв демона, пришедшего под видом «ангела света». Однако духовно опытные отшельники, как, например, святой Антоний, умели отличать ангелов от бесов, и некоторые из них вовсе не удивлялись, увидев ангела подле себя или подле другого монаха, находящегося в затруднении.

Ангелы питающие и ангелы спасающие

Помощь ангелов была весьма различной, но мы можем классифицировать ее по нескольким категориям. Прежде всего ангелы приходили, чтобы дать подвижнику пищу – телесную или духовную. Так, один старец видел ангелов, дающих авве Моисею медовые соты1123. В данном случае это был символ, но «История монахов» знакомит нас с несколькими Отцами – Ором, Аполлоном, Ануфом и Эллием, которых действительно на протяжении какого-то времени – постоянно или в исключительных случаях – кормили ангелы1124. Спутник Палладия трижды получил от ангела теплые хлеба, вино, масло и зерно1125. Авва Зинон, заблудившийся в пустыне и умиравший от голода, был накормлен и спасен ангелом1126. В Келлиях один захворавший старец был удостоен посещения ангела, который прислуживал ему в течение недели. Затем, когда к нему пришли монахи, ангел исчез, и старец, рассказав им о чуде, тотчас скончался1127.

Возможно, ангелы приносили пищу монахам даже чаще, чем мы думаем, но все же их основной задачей было спасти тех, кто впал в уныние или подвергся другим искушениям. Мы видим, что они убеждают монахов, решивших покинуть пустыню и вернуться в мир, не делать этого1128. Чаще всего ангел остается невидимым и исполняет свой долг тайно, не показываясь монаху. Но иногда, когда это необходимо, он спешит явиться ему зримо, чтобы тем самым уберечь его от беды1129. Чтобы одолеть сон, авва Сисой подвешивает себя над пропастью. Но приходит ангел и прекращает этот рискованный эксперимент1130. Ангел отказывается помогать монаху в его намерении переселиться поближе к воде. И он же считает шаги монаха до воды, чтобы вознаградить его за подвиги1131. Другой ангел не стал выполнять функцию счетовода и довольствовался тем, что заявил: сосчитать количество шагов монаха до колодца невозможно и он, монах, получит большую награду пред Господом1132. О подобных ангелах пишет Евагрий; их, наряду с некоторыми другими, можно причислить к разряду «сопровождающих». Обычно ангелов было двое, чтобы окружить отшельника с обеих сторон1133. Когда один старец пожелал навестить святого, бывшего при смерти, но решил сделать это украдкой, ночью, втайне от всех, Господь послал ему двух ангелов, которые освещали ему путь и славили его1134. Часто ангелы приходили на помощь монахам, оказавшимся в беде, служа им по необходимости носильщиками или перевозчиками1135. Так, в частности, произошло с Макарием и Амуном, когда им надо было переплыть на противоположный берег, но они устыдились своей наготы1136.

Ангелы-целители и ангелы-хирурги

Хотя явления ангелов, известные нам, весьма немногочисленны, стоит все же отдельно отметить ангелов-целителей, которые, если это было необходимо, становились хирургами. Так, ангел одним прикосновением залечил гниющие язвы на ногах аввы Иоанна1137, а священнику Пиамуну, пострадавшему от жестокого нападения беса, вновь вернул здоровье1138. К отшельнику из Раифы, которого мучили печеночные колики, прибыл ангел, который рассек ему живот, вынул печень, аккуратно протер ее и вставил обратно1139. Авва Серен рассказал Иоанну Кассиану, что он страстно желал избавиться от жала плоти и просил Бога об этом. Однажды во время ночного видения к нему явился ангел, вскрыл ему чрево, отделил от его внутренностей воспаленное место, выкинул его далеко, а затем вернул все внутренние органы на свои места1140. С тем же успехом ангел провел аналогичную операцию другому подвижнику – авве Илии. Авва устроил монастырь для трехсот монахинь и, поскольку был еще достаточно молод, боялся потерять целомудрие. К нему пришли три ангела: один из них взял его за руки, другой – за ноги, а третий бритвой кастрировал его. Однако, как замечает Палладий, это был не реальный, а символический жест1141.

Ангелы со специальной миссией

Как мы видим, ангельские деяния иногда приобретают специфические формы. Однажды некий старец пришел повидать Иоанна Колова и обнаружил его спящим; подле него сидел ангел и обмахивал авву1142. С великими подвижниками ангелы вели себя очень нежно, но могли быть и весьма суровыми, когда надо было преподать урок непомерно ревностным аскетам. Авва Исаак Фивейский, осудивший одного монаха, нашел возле двери в свою келью ангела, который сказал ему: «Бог послал меня сказать тебе: куда желаешь ты поместить виновного брата, которого ты осудил – в Царствие Божие или в ад?»1143 После подобного нагоняя старец до своей кончины пребывал в скорби, слезах и покаянии. А вот авва Пафнутий, наоборот, отказался от того, чтобы осуждать людей, о грехе которых он знал, и удостоился за это ангельской похвалы1144. Другому старцу, который чувствовал себя оставленным Богом, явился ангел и возвестил, что это случилось с ним потому, что он осудил монаха1145.

Мы уже видели, как Бог посылает ангела отшельнику, слишком довольному собой и своими подвигами, и ангел говорит этому монаху, что многие равны ему в подвигах и даже превосходят его. Часто ангелы, которые являются Отцам пустыни, приносят им некую весть или просто объясняют смысл события или некоторых слов из Писания. Так, херувим предсказал авве Макарию его будущее предназначение и неисчислимое духовное потомство, которое он оставит после себя1146. Другой ангел возвестил авве Ору о той духовной власти, которую он будет иметь над большим числом монахов1147. Еще один ангел истолковал старцу место из Писания1148. Ангелов посылали еще и затем, чтобы они либо успокоили монаха относительно участи одного из его друзей, перешедшего в мир иной1149, либо объяснили причины того или иного необычного события1150. Часто сама незначительность факта, причиной которого было появление ангела, заставляет предполагать, что на самом деле они постоянно находились подле Отцов пустыни, готовые тотчас прийти на помощь, что-то разъяснить или в чем-то приободрить. И они, безусловно, хорошо знали смысл той борьбы, которая идет в пустыне: «События происходят как в театре. С одной стороны Бог и ангелы Его следят за поединком, вдохновляя атлетов Христовых. С другой стороны – демоны, возбуждающие страсти. Когда победа одержана, все ангелы славят Бога и восклицают: “Победа, что одержал атлет, – несравненна!”»1151

После того как мы установили по самым надежным источникам то важное место, которое занимали ангелы в жизни Отцов пустыни, может показаться удивительным, что последующая литература и искусство почти всегда оставляют эти факты в стороне. И справедливости ради стоило напомнить о них, ни в коем случае не пытаясь преуменьшить роль и влияние бесов на монашескую жизнь.

Демоны пустыни

Ибо демоны, безусловно, населяли пустыню так же, как и монахи. По словам аввы Серена, они неисчислимы, без остановки кружатся в воздухе и принимают разные формы1152. Но, по счастью, Божественное провидение скрыло их от людского взора, ведь в противном случае люди постоянно жили бы в сильном страхе. В ранние христианские времена существование демонов не было общераспространенным верованием среди простых и малообразованных людей1153. Самые великие умы той эпохи – Тертуллиан, Ориген1154, Евагрий, Афанасий, Иоанн Кассиан – имели достаточно рассудительности для того, чтобы отделить этот серьезный сюжет от «детских легковерий». Впрочем, демоны довольно ясно обозначены в Евангелии, поэтому нет необходимости привлекать какие-то другие источники, чтобы оправдать их присутствие в египетских пустынях IV века. То, что говорят о них монахи, не имеет оснований в измышлениях гностиков или манихеев, но происходит от их собственного духовного опыта. Святой Антоний много раз в своих проповедях говорит о бесах. Он хочет поделиться с учениками результатами своего опыта, чтобы они безбоязненно вступали в битву с этими духами злобы1155. Как отметил Буйе, «подобное не означает, что мы сталкиваемся в Житии и в других текстах, сходных с ним, с большим количеством бесспорно фольклорных элементов. То, что о них сообщается, то, что говорится об их присутствии, безусловно, имеет христианский смысл»1156.

В Евангелии мы видим, что бесы, изгоняемые Христом, бегут в места безводные и пустынные1157. И Сам Иисус был уведен Духом в пустыню, чтобы быть там искушаемым дьяволом1158. Когда Антоний Великий пришел туда, бесы хотели его изгнать. «Уходи из места нашего, – кричали они, – что тебе в пустыне?!»1159 Пустыня стала жилищем демонов постольку, поскольку в ситуации, когда язычество уступило свое место христианству, и Сатана должен был подвинуться. Он жаловался Антонию, что нет более ни одного города или села, где он мог бы поселиться: «Повсюду ныне христиане, и, в довершение всего, пустыня наполняется монахами»1160. Это действительно веская причина для того, чтобы дьявол шел на всё, пытаясь запретить Антонию доступ в пустыню, «из-за страха, что в скором времени он наполнит пустыню подвижничеством»1161. В то время Антоний поселился в гробнице. Но гробницы, равно как и развалины языческих храмов, были прибежищем бесов. Одному отшельнику, жившему в древнем храме, бесы сказали то же, что и Антонию: «Уходи из места нашего!»1162 Когда авва Макарий пришел в оазис магов Иоанния и Иамврия, который был одновременно и садом, и их могилой, то семьдесят бесов вышли оттуда ему навстречу и, хлопая крыльями, словно вороны, перед его лицом, сказали ему: «Чего ты хочешь, Макарий? Зачем пришел ты сюда? Не можешь ты оставаться здесь». Но он ответил им без смущения: «Я только зайду сюда, посмотрю и уйду»1163.

Жестокие бои с отшельниками

Это объясняет тот факт, почему Отцы пустыни – и в особенности самые знаменитые из них – так часто имели дело с бесами. Последние, конечно же, были заинтересованы в том, чтобы нападать на наиболее преуспевших в духовной жизни, на тех, кого они боялись более всего, и старались нанести им как можно больший ущерб. Среди всех демонов, старавшихся увлечь людей в какой-нибудь грех, пальму первенства получил тот, кому удалось склонить монаха ко греху сладострастия – причем с монахиней и после того, как он искушал этого монаха четырнадцать или даже сорок лет!1164 Дьявол предпочитает искушать монахов в большей степени, чем мирян1165, а среди монахов он часто нападает на самых ревностных, оставаясь обычно равнодушным к теплохладным и небрежным инокам1166. Один великий отшельник, спросив главного беса: «Сатана, почему ты так упорно борешься против меня?» – услышал в ответ: «Потому что ты жестоко борешься против меня»1167.

Такому подвижнику Сатана часто являлся открыто, не прячась под личинами и не используя посредников, то есть, как пишет Евагрий, действовал без подставных лиц1168. Мы знаем, что Моисей, Арсений, Кроний и другие аввы подвергались жестоким нападениям демонов1169. Но наиболее часто нападкам бесов подвергался Антоний Великий, как свидетельствует о том его Житие. Создается впечатление, что дьявол бросал в битву все свои войска, разворачивал все свои батареи и использовал все виды оружия против самого первого и самого великого из Отцов пустыни. Против тех, кто пришел вслед за Антонием, бесы использовали только часть своих уловок и ухищрений, и их атаки не носили столь жестокий характер. В конце IѴ века авва Серен констатировал, что демоны не показывают более той силы и жестокости, какую они демонстрировали во времена первых отшельников1170. Но немного ранее авва Сисой говорил, что Сатана более преследует нынешних монахов, «ибо приблизилось его время, вот он и суетится»1171. Подобные суждения весьма относительны и зависят от духовного опыта разных отшельников. Но несомненно то, что дьявол всегда присутствует в пустыне и борется там с монахами:

«Один из старцев рассказал, что однажды ночью он начал молиться, будучи во внутренней пустыне, и услышал громкий звук трубы, как будто призыв на битву. Он удивился и сказал себе, что пустыня пуста и нет в ней людей. И откуда взяться звуку трубы в такой пустыне? Тогда перед ним предстал демон и сказал ему громким голосом: “Да, монах, это война. Если желаешь, сражайся, если нет – покорись своим врагам”»1172.

Дьявол, распознав в отшельниках сильных противников, предпринимал значительные усилия, чтобы отвратить их от их намерения поселиться в пустыне, а когда они всё же приходили туда, старался заставить их вернуться в мир. Для него выманить монаха из своей кельи уже было победой, и для этого он, как мы видели, использовал все свои уловки и всю свою жестокость. Он доходил до того, что хватал монаха за руки и насильно вытаскивал наружу1173. А еще бесы изображали ураган и адский грохот, трясли стены кельи, чтобы заставить монаха думать, что его жилище вот-вот обрушится1174. Однажды они разожгли костер в келье аввы Макария, и циновка, на которой он находился, сгорела в огне1175. Бесы желали любым способом запугать монаха и заставить его покинуть свое жилище. Для этого они принимали вид различных зверей: собак, львов, медведей, леопардов, быков, волков, лошадей, онагров, змей, аспидов, скорпионов1176... Бесовский бестиарий в Житии Антония особенно богат и разнообразен. Блаженный Иероним воспроизводит его в Житии Илариона, но для пущей убедительности добавляет туда лис и баранов1177. Список аввы Серена еще более пространный: онокентавры (монстры – полулюди, полуослы), сатиры, сирены, совы, страусы, ламии1178, ежи, аспиды, василиски1179, львы, драконы, скорпионы... Согласно авве Серену, между определенным демоном и определенным видом животного существует связь1180.

В своем трактате «О молитве» Евагрий рассказывает, что один монах, как только простирал руки к молитве, видел дьявола, подступавшего к нему в виде льва, который «вставал прямо на задние лапы, вонзал свои когти в щеки подвижника и не ослаблял хватки, чтобы тот опустил руки»1181. Он же напоминает, что бес нападал на авву Иоанна Малого «в виде дракона, обвив его тело, кусал его плоть и рыгал ему в лицо»1182. Другой отшельник страдал от демонов, которые на протяжении двух недель «играли им, как мячиком, подбрасывая его в воздух и ловя на подставленную циновку»1183. Но старцы, над которыми издевались подобным образом, не ослабляли молитву, хотя не всегда они выходили из этой битвы невредимыми. Антоний Великий часто был сильно бит дьяволом, однажды утром его даже нашли бездыханным в гробнице, которая служила ему кельей, и в сознание он пришел только на следующую ночь, когда его уже подготовили к погребению1184. Авва Моисей, когда черпал воду из колодца, получил от беса такой удар дубиной по пояснице, что болел целый год1185. По словам Иоанна Ликопольского, один монах подвергся столь жестоким избиениям в течение трех ночей, что был почти при смерти1186. А другого инока бесы чуть не задушили1187.

Подобная жестокость, без сомнения, была делом исключительным, и примеры такого рода в апофтегмах редки. Но бесы, согласно Евагрию, могут действовать в теле отшельника и менее жестоким, но от этого не менее неприятным образом1188. Они щупают его за члены и бока, царапают уши, щекочут ноздри, остужают мышцы живота или, наоборот, жгут их как присоски. Проникнув к нему в рот, они заставляют его зевать, закрывают ему веки, усыпляя его. Подобные штучки, как кажется, были также заготовлены и для знаменитых старцев.

Мысли и образы, внушаемые бесами

Искушая большинство монахов, дьявол предпочитает не действовать открыто. Чаще всего он нападает, используя помыслы, которые возбуждают в человеке склонность ко греху. Евагрий классифицировал различные «лукавые помыслы» в соответствии с восемью основными пороками и восемью демонами, «ответственными» за них: чревоугодие, сладострастие, стяжательство, печаль, гнев, уныние, тщеславие и гордыня. Они являются началом известных нам семи «смертных грехов» (уныние обычно опускают как искушение пустынников или объединяют с печалью)1189.

По учению Евагрия, демоны не могут напрямую действовать на ум. Они рождают помыслы, действуя на память и воображение. Они напоминают отшельнику о родителях, друзьях, имуществе и богатстве, которого он лишился, или внушают ему образы, возбуждающие страсть. Для этого они обычно используют галлюцинации или ложные ощущения. Часто они предстают перед монахом в виде женщины, красивой и желанной1190, или даже принимают вид священника, якобы принесшего причастие1191, либо вообще переодеваются в епископа. Один инок как-то раз принял такого «владыку», который хотел стать монахом, и поселил его в пещере по соседству со своей кельей1192. Но это не всегда фантомы. Дьявол может воспользоваться визитом настоящего епископа или женщины, чтобы искушать отшельника1193. Образ, к которому бес, как кажется, питал особую симпатию, – это образ эфиопа или эфиопки, смуглый цвет которых намекал на черноту греха. Один монах, собираясь укладываться спать, обнаруживает на своей циновке эфиопку1194. Авва Пахон видит молоденькую эфиопку, которая расположилась у него на коленях1195. Еще одна эфиопка искушала совсем юного монаха, пришедшего в Скит вместе со своим отцом1196. Эфиопка – это, как правило, персонификация сладострастия1197. Авва Аполлон поймал демона гордыни, принявшего вид маленького эфиопа, который залез авве на шею1198. Дьявол в виде негритенка являлся и Антонию Великому, и святой сказал ему: «Воистину достоин ты презрения, ибо черен умом и слаб, как ребенок»1199. Однажды, во время пения псалмов, авва Макарий увидел множество маленьких эфиопов, бегающих вокруг молящихся братьев, тыкающих им пальцами в глаза или в рот и совершающих миллион всяких чудачеств, с тем чтобы отвлечь их внимание от молитвы и рассеять их мысли1200. В «Собеседованиях» Иоанна Кассиана мы также можем обнаружить несколько случаев, когда бесы принимают вид «мерзких эфиопов»1201.

Но дьявол не всегда представал в отвратительном виде. Он также мог принимать привлекательный и прелестный образ, и не только женский, но и ангельский. Это были персонажи, как казалось, излучавшие свет и приходившие для того, например, чтобы разбудить монаха на службу1202 или даже дать ему «благой» совет, чтобы в конце концов склонить его убить топором своего родного отца1203. Бесы приходили побеседовать с иноком Валентом, и тот принимал их за ангелов. Однажды перед ним предстал сам дьявол в виде Христа посреди «ангельского» сонма, и возгордившийся инок ему поверил1204. Но духовно опытного монаха нельзя было обмануть. Демону, который предстал перед одним старцем в образе архангела Гавриила, он ответил: «Вероятно, тебя послали к кому-то другому, ибо я не достоин такой чести»1205. А когда другому старцу явился дьявол, принявший облик Христа, он просто закрыл глаза и сказал: «Не желаю видеть Христа на этом свете»1206. А еще один отец-пустынник, разгадав подобный дьявольский трюк, заявил так: «Я верую во Христа моего, Который сказал: “Если кто-то скажет вам: здесь Христос, или там Христос – не верьте”»1207. Авва Ор удостоился посещения некоего царя на огненной колеснице в сопровождении ангелов, который сказал ему: «Ты стяжал все добродетели, поклонись мне ныне, и я вознесу тебя на небо, как Илию». Отшельник ответил просто: «Царь мой – Христос, Которому поклоняюсь я непрестанно, ты же мне не царь»1208. Демон, как и в других подобных случаях, тотчас же исчез.

Но была и более тонкая уловка – когда демон принимал вид другого отшельника или блаженного старца, который пришел дать монаху полезный совет. Однажды к Антонию пришел некий инок с хлебами и сказал ему: «Ешь и приостанови свои великие труды, ты – человек и можешь обессилеть»1209. Этого демона святой выгнал с помощью молитвы. В других случаях бесы советовали подвижникам вообще не есть, по ночам они, не переставая, будили их на молитву, с тем чтобы, лишенные еды и сна, их жертвы решили, что монашеская жизнь невыносима1210, или, впав от всего этого в уныние, стали бы думать, что больны и не в состоянии поститься1211. Бесы имеют большой запас всяких хитростей и каждый раз применяют новые стратегии, с тем чтобы вовлечь отшельников в грех. Они, по необходимости, могут читать и Священное Писание, правда только Ветхий Завет1212. Они с радостью делают предсказания1213. Они даже могут говорить правду и вполне разумные вещи, но исключительно для того, чтобы искушаемый затем легче поверил их лжи1214.

Слабость демонов

Если мы соберем воедино все рассказы, в которых Отцы пустыни излагают свой духовный опыт, то получится внушительная сумма данных, способная устрашить и заставить нас спросить себя: а были ли они правы, открыв нам хитрости и уловки, которыми пользуется дьявол, нападая на монахов и стараясь совратить их в грех? Но на самом деле, если мы внимательно прочтем все то, что написано о «стратегии» лукавого, мы поймем, что всё это служит для того, чтобы вдохновить монахов и поддержать их в борьбе против бесов. С одной стороны, мы обнаруживаем, что бесы не вмешиваются в дела монахов настолько часто, насколько мы себе это представляем. Антоний Великий, например, объясняет, что плотские движения могут вызываться бесами, но могут происходить и по природе, а также от чрезмерного употребления пищи и питья1215. Авва Диоскор, говоря о ночном семяизвержении, бесов даже не упоминает1216. У знаменитых отшельников нет потребности сваливать на других то, что происходит по собственной воле1217.

С другой стороны, следует признать, что большая часть апофтегм, которые мы знаем, заканчивается поражением дьявола. Эти апофтегмы призваны показать, что, в конце концов, дьявол не так уж страшен. Житие Антония постоянно представляет его как слабое и презренное существо1218. Если он сильно шумит, использует столько уловок и хитростей, то только потому, что по сущности своей он бессилен. Христос сокрушил и поработил его. Он не имеет власти над нами, он силен только в той мере, в какой мы сами попустительствуем ему1219. Бес сравним с железной частью топора, которая сама по себе не может рубить дерево, для этого ее нужно насадить на рукоять, а рукоятью служит наша воля1220. Пока монах молится и думает о Боге, дьявол не имеет над ним никакой силы1221, но как только монах позволяет себе небрежение, вожделение, гнев, самовольство или какую-нибудь другую страсть, то он тотчас становится уязвимым1222.

Бесы-шуты и буффоны

Антоний Великий говорил, что бесы подобны актерам, играющим на сцене. Они переодеваются, меняют обличья, но остаются злобными существами, каковыми они сделались из-за своего бунта против Бога1223. Они охотно делаются шутами и буффонами, которые громко хохочут, свистят и пляшут1224. Согласно Иоанну Кассиану, среди них есть даже те, кто специализируется в жанре буффонады, им больше других нравится хохотать и дурачиться1225. Однажды такие бесы устроили авве Памво безумный «перформанс» с куском дерева и пером, да так, что заставили сурового аскета рассмеяться. Тогда они вскричали: «Ха! Ха! Памво засмеялся!» Но он им ответил: «Да не смеюсь я, а осмеиваю ваше бессилие!»1226 Однажды, воспользовавшись рассеянностью аввы Илариона во время молитвы, дьявол вскочил верхом к нему на спину, стал хлестать его по бокам, бить кнутом по затылку и кричать ему: «Давай! Чего спишь?!» Засмеявшись, подвижник спросил дьявола, не утомился ли он и не желает ли горсть ячменя1227. Искушав всю ночь авву Иоанна Ликопольского, бесы шутки ради бросились к его ногам, говоря: «Прости нас, отче, за то, что мы причиняли тебе беспокойство всю ночь»1228.

Впрочем, Отцы пустыни не оставались у них в долгу. Так, к примеру, бесы, желая, чтобы авва Иеракс, которому было уже девяносто лет, ослабил свои подвиги, говорили ему о том, что он будет жить долго: «Старче, что ты делаешь, тебе жить еще пятьдесят лет». Но старец им ответил: «Вы сильно меня удручили, ибо я приготовился прожить лет двести»1229. В Скиту подле старца жил бес, которого тот изгнал из одного одержимого. Когда в конце концов после двенадцати лет старец увидел, как демон уходит от него, он сказал ему: «Куда ты бежишь? Оставайся еще!»1230 Когда Макарий Великий зашел на ночлег в заброшенный языческий храм, он воспользовался лежащей там мумией как подушкой. Бесы, решив напугать его, обратились к мумии: «Эй, такая-то, пойдем-ка в баню с нами». Затем от ее лица один из них отвечал женским голосом: «Не могу я идти, на мне незнакомец». Тогда старец смело ударил по мумии, говоря: «Вставай и уходи, если хочешь»1231. Понятно, что авва Макарий боялся бесов не более, чем женщин. Однажды другой старец пошел продать корзины. Дьявол украл их. Старец поблагодарил Бога, а рассерженный дьявол закричал: «Вот твои корзины, противный старик!»1232

В апофтегмах очень часто явления бесов показаны смешными. Авва Феодор как-то увидел, что к нему идут два беса, один за другим. Он привязал одного и другого к двери своей кельи. Пришедший вслед за ними третий бес спросил двух первых: «Что вы стоите тут за дверьми?» Думая, что он сильнее двух предыдущих, он попытался войти, но старец скрутил и его. Тогда все трое стали упрашивать авву отпустить их и, после того как были отпущены, бесславно убрались восвояси1233. Авва Иосиф Панефосский, будучи уже при смерти, заметил дьявола, сидящего возле двери. Он попросил своего ученика принести ему посох. В этот момент старцы, окружавшие авву, увидели, что дьявол убежал прочь как собака1234. При приближении смерти отшельники с радостью давали отпор нападкам бесов, которые до самого последнего момента надеялись их обмануть1235.

Бесы, изгоняемые отшельниками

Одолев дьявола, обитавшего рядом с ними, Отцы пустыни были способны легко изгонять его из тех одержимых, кто обращался к ним за помощью. Такие случаи могли бы составить отдельную главу, поскольку ранняя монашеская литература, как и Евангелие, особенно богата рассказами об исцелениях такого рода1236. И здесь бессилие бесов, не способных сопротивляться повелению старцев, проступает особенно зримо. Жестокий бес, с которым не смогли справиться клирики, был изгнан аввой Виссарионом, причем он даже не предполагал этого делать1237, ибо напрямую его об этом не просили, опасаясь, что по смирению он сочтет себя недостойным такого подвига. Иногда использовали другие уловки. Например, одного отшельника привели в дом, где находилась одержимая бесом женщина, якобы чтобы рассчитаться с ним за корзины, которые монах ей продал. Когда он вошел в дом, бесноватая дала ему пощечину, а монах, согласно евангельской заповеди, подставил другую щеку. Тотчас бес закричал: «О насилие! Заповедь Христова гонит меня отсель». И тогда женщина исцелилась1238. Иногда по смирению старец отсылал бесноватого, чтобы его привели к другому старцу. Так поступил авва Лонгин с аввой Зиноном, но бес признался, что если он выйдет, то не по повелению аввы Зинона, а по молитвам аввы Лонгина1239. Когда было необходимо, старца прятали под капюшоном, и благодаря этой уловке бесноватый исцелялся1240. Некоторые старцы особенно отличались тем, что имели власть изгонять бесов. Антоний Великий увидел такую силу у своего ученика Павла Простого. И когда тот повелевал бесу от имени Антония выйти из человека, бес выходил, крича: «О насилие! Простота Павла гонит меня!»1241 Однако и Антоний Великий был известен тем, что изгнал большое число бесов именем Христа1242.

Про многих других старцев известно, что они также изгоняли демонов: Ор, Макарий Египетский, Питирион, Коприй1243, Ксанфий. Последний, когда к нему привели бесноватого, пил вино, которым его угостили. Бес стал его бранить: «Как вы привели меня к этому винопийце!» Но еще до того, как старец выпил свой стакан, бес был вынужден выйти1244. Про Макария Александрийского известно, что «он исцелил столь много бесноватых, что невозможно сосчитать их число»1245.

Часто видно, что именно смирение старцев заставляло беса бежать прочь: они сами признавались в этом1246. Однажды один старец потребовал, чтобы бес вышел из одержимого. Бес коварно задал ему вопрос: «Скажи мне, кто агнцы, а кто – козлища?» Старец ответил: «Козлища – это я, а об агнцах знает Господь». Бес исшел в тот же час1247. В этой войне против демонов тьмы – то наступательной, то оборонительной – смирение, наряду с молитвой, призыванием имени Христа и крестным знамением, всегда было всемогущим и в высшей степени эффективным оружием1248. Ибо бесы против него бессильны, уловок против такой брони они в своем арсенале не имеют.

Глава пятнадцатая. Бестиарий пустыни

В том мире, в котором жили Отцы пустыни, одновременно и видимом, и незримом, ангелы и бесы не были их единственными спутниками. Рядом с ними обитали также животные, которые во множестве водились в те времена, но в наши дни встречаются уже редко. Египтяне всегда жили рядом с животными. И сейчас еще в деревнях Верхнего Египта феллах и его семья обитают под одной крышей со всякой живностью – буйволами, ослами, верблюдами и домашней птицей. Изображения в храмах и древних склепах свидетельствуют о мирном сосуществовании людей и животных – как на этом свете, так и на том. Мы уже не говорим о божествах полулюдях-полузверях, существование которых не может не наводить на мысль о предполагаемых древними более тесных связях между людьми и животными. Сфинкс в Гизе с головой человека и телом льва – самая известная фигура подобного рода. Дьявол, хорошо знавший, конечно, о подобных представлениях, пришел как-то раз к Антонию Великому в образе онокентавра (то есть получеловека-полуосла), дергая за веревку, которую тот плел. Антоний узнал его и немедленно обратил в бегство1249. В Житии Павла Фивейского блаженный Иероним, чтобы как-то выделить одного своего персонажа, сделал его кентавром – получеловеком-полулошадью. Он показывает Антонию Великому путь от пещеры Павла1250. Отныне кентавр более не посредник дьявола, а средство Божественного провидения.

Но представления Иеронима вносят фальшивую ноту в общий гармоничный концерт, именуемый «Отношение животных с анахоретами». Вопреки тому, что мы могли бы подумать, эти отношения подчинялись строгим и неизменным правилам. Бог не занимается – если позволено будет так сказать – изготовлением монстров, чтобы отвлечь или, наоборот, помочь Отцам пустыни. И бесы не имеют такой силы. Последние не в состоянии даже реально существующих зверей заставить служить своим гнусным замыслам. Им нужно разрешение Христа, чтобы войти в свиней и увлечь их в море. Они могут лишь производить фантомы ужасных зверей и заставлять их кричать или двигаться так, чтобы они нападали на монахов или как-то их пугали. Но это всё не более, чем иллюзия. Настоящие животные служат Богу и людям, и если они иногда и наносят вред смертным, то исключительно тем, кто заслуживает того по грехам своим.

Те источники, коими мы располагаем, не единожды подтверждают эту истину. Нам нет нужды придумывать такие примеры специально, как это делали, например, Флобер или Анатоль Франс. Я не возьмусь утверждать, что редакторы апофтегм V и VI веков не позволяли себе нравоучений, но если они и прибегали к ним иногда, то всегда в духе Отцов пустыни.

Не будем вновь возвращаться к тем образам зверей, которые принимали бесы, но отметим, что каковыми бы они ни были, духовно опытный монах всегда мог распознать присутствие демона. Однажды, когда Палладий пошел зачерпнуть воды в колодце, он заметил аспида. Очень испугавшись, он тотчас разыскал своего старца и сказал ему: «Мы мертвы, авва, ибо я видел аспида на дне колодца!» Старец улыбнулся, затем внимательно и серьезно посмотрел на своего ученика и сказал, качая головой: «А если захочется дьяволу превратиться в змею или черепаху во всех колодцах и очутиться во всех источниках водных, ты разве перестанешь пить?» Он сам сходил, набрал воды и стал пить ее первым, говоря: «Там, где находится крест, бессильно всякое зло»1251.

Сравнения и поучения на примерах с животными

Прежде чем начать разговор о чудесах или просто удивительных примерах, свидетельствующих о добросердечных отношениях между монахами и животными пустыни, следует упомянуть о тех многочисленных сравнениях, заимствованных из мира живой природы, которые приводят Отцы пустыни в своих беседах и высказываниях. Некоторые из этих сравнений заимствованы из Библии – например, в тех случаях, когда речь идет о том, что мы должны быть терпеливы, как змеи, и просты, как голуби1252; или когда упоминается о том, что мы получили силу наступать на змей и скорпионов1253. Последние, как и все другие вредные и опасные животные, были символами демонов. Но некоторые из сравнений поливалентны. Так, дьявол подобен льву рыкающему1254, однако и монах, в свою очередь, должен быть так же грозен в отношении бесов, как лев в отношении онагров1255. Но, с другой стороны, онагры, как и верблюды, – образцы смирения и выносливости1256. Также и собака, самое презираемое египтянами животное, выступает то как образ демона из-за своей ненасытности1257, то как образ покорного монаха, который ходит туда, куда ему повелят1258, либо монаха, упорного в достижении своей цели1259. Бесы нападают на отшельников подобно пчелам1260, но те же пчелы являются хорошим примером энтузиазма и постоянства в работе1261. Птицы являются и символом бесов, низвергающихся на монаха как на добычу1262, и образом монаха, возвышающегося над землей и земными вещами1263.

Лукавые помыслы, постоянно изводящие монаха, подобны мышам1264, ящерицам, скорпионам и лисам, мухам или мошкаре1265. Страсти, которые опустошают душу, подобны червям, которые наводняют поля и проникают в тела животных1266. Лев, как правило, символизирует гнев, медведь – сладострастие1267. Монах должен внимательно следить за своим телом посредством поста подобно тому, как ослицу посохом заставляют идти по верному пути1268. Мысли отшельника в келье подобны осленку, который бегает туда-сюда, но при этом всегда возвращается к матери1269. Монах не должен ходить с открытым ртом, как сардина, и собирать всё, что ни попадя, как муравей1270.

Это лишь немногие из тех сравнений, что встречаются в корпусе апофтегм, но и они достаточно ясно показывают – и своим числом, и разнообразием – знание Отцами пустыни многих животных и их повадок. Причем животных самых разных – как домашних, так и диких, как больших, так и очень маленьких – от верблюда до муравья или мошкары. Большая часть этих зверей и зверушек водилась в пустыне, и отшельники могли видеть их вблизи или издалека, часто или изредка. Мысль Отцов была постоянно ориентирована на предметы духовные и поэтому без труда находила в животном мире примеры, как следует и как не следует себя вести, с радостью беря у зверей полезные и спасительные уроки. «Ничего нет более отвратительного, чем греховодник, – говорил один старец, – он даже хуже собаки, свиньи или гиены, ибо они – звери и чтут свое предназначение, тогда как человек, созданный по образу Бога, не хранит свое подлинное призвание»1271. Именно поэтому авва Ксафий говорил: «Собака ценна более меня, ибо она имеет привязанность к своему хозяину и не будет судима»1272.

Встречи животных и отшельников

Если оставить в стороне бесовские вторжения, то отношения между Отцами пустыни и животными можно классифицировать по трем категориям или стадиям: случайные встречи, взаимное служение друг другу и мирное сосуществование. Чаще всего случалось, что зверь, опасный или нет, встречался на пути отшельника. В таких случаях либо убегал отшельник, как сделал однажды авва Нистерой, чтобы избежать тщеславия1273, либо скрывался зверь. Так поступил страус, бросившись прочь от Антония1274. Отшельник, если требовалось, сам повелевал зверю удалиться. Один раз, когда Пахомий Великий и его брат Иоанн размачивали в Ниле тростник, оттуда вынырнул крокодил. Иоанн очень испугался. Пахомий успокоил его, затем брызнул водой на голову рептилии и сказал: «Да принудит тебя Господь никогда более сюда не возвращаться!»1275

Однажды Иоанн, ученик аввы Павла, пришел по повелению своего аввы убрать навоз рядом с жилищем гиены. Он спросил старца, что будет делать гиена. Павел шутливо сказал: «Если она подойдет к тебе, свяжи ее и принеси сюда». Иоанн, придя на место, обратил гиену в бегство и погнался за ней со словами: «Мой авва сказал мне связать тебя!» Гиена тотчас повиновалась, и слегка удивленный старец увидел, как его ученик возвращается, ведя ее на веревочке как собаку1276. Но не все животные возвращались после такой встречи невредимыми. Придя однажды на пруд, чтобы набрать воды, авва Аммон заметил василиска. Он пал ниц и сказал: «Господи! Или я должен умереть, или он». И тотчас же «по силе Христа, василиск расторгся»1277. Другая история того же рода приписана авве Амуну. Речь идет об огромном змее, опустошавшем соседнюю область. Амун призвал Христа, и змей тотчас лопнул1278.

Но обычно Отцы пустыни не истребляли вредоносных животных. Они довольствовались тем, что прогоняли их, говоря, чтобы те более не возвращались. Один бегемот опустошал область, где жил авва Вин. «По просьбе крестьян он, приблизившись к месту его и заметив громадного зверя, повелел ему тихим голосом: “Приказываю тебе именем Иисуса Христа не опустошать более эту страну”». Бегемот навсегда исчез из этих мест, будто его преследовал ангел. В другой раз авва таким же образом изгнал крокодила1279.

Но случалось и так, что от диких зверей пустыни мог пострадать и сам отшельник. Антоний Великий устроил себе небольшой огород возле родника у подножия горы, где выращивал овощи. Поначалу звери, обитавшие в округе и приходившие туда на водопой, часто топтали посевы и плоды. Тогда Антоний ласково поймал одного зверя и сказал всем остальным: «Почему вы наносите мне вред? Я же не делаю ничего плохого никому из вас. Уходите отсюда во имя Господа и более не приближайтесь к этому месту». С тех пор звери, как бы боясь запрета, больше не приходили1280. Один комар дерзнул как-то укусить авву Макария в ногу, тот его раздавил, но, раскаявшись в содеянном, разделся и просидел возле скитских болот шесть месяцев, позволяя комарам свободно себя кусать1281. Но как-то раз он без сожаления убил аспида, который его укусил1282. Другой аспид, наоборот, отказался кусать авву Пахона, когда тот подносил его к своим гениталиям1283.

Взаимное служение

Животные и Отцы пустыни могли не только не вредить друг другу, но даже взаимно друг другу прислуживать по мере своих возможностей. Случалось, что отшельник приходил на помощь какому-то животному, страдания которого глубоко трогали его сердце. Макарий Египетский, когда молился, увидел идущую к нему гиену, которая, схватив его за хитон, потащила к соседней пещере, где лежали ее слепорожденные детеныши. Авва помолился, и детеныши стали зрячими. Чтобы отблагодарить авву, гиена принесла ему шкуру барана. «Макарий, – говорит нам текст, – улыбнулся ей как существу благоразумному и понятливому, затем взял шкуру и сделал из нее ковер. И шкура эта и поныне хранится у одного из братьев»1284. От Палладия нам известно, что эту шкуру авва Макарий преподнес Мелании1285, а та, в свою очередь, отдала ее одному из монахов. В пересказе Палладия, который ссылается на авву Пафнутия, детеныш был только один; здесь уточняется также, что после излечения детеныша от слепоты гиена кормила его грудью. Согласно Палладию, авва Макарий питался молоком антилопы1286. В «Диалоге» Сульпиция Севера это была не гиена, а лев, и авва Макарий не упомянут1287. В коптской традиции речь идет о газели, детеныши которой родились, имея серьезное уродство; Макарий тотчас же исцелил их1288. Согласно той же коптской традиции, авва удалил соломину из глаза дракона, после чего благодарная «рептилия», перед тем как удалиться, трижды поклонилась святому и поцеловала его ноги1289.

Но чаще сами животные прислуживают Отцам пустыни. Так, например, один из них должен был умереть, отравившись ядовитым растением. Но к нему пришел баран (ибик), который показал авве, какие растения можно есть, а от каких нужно воздержаться1290. Разве старцы не уставали, совершая долгие переходы по пустыне? Им на помощь призывали онагров, те приходили и несли отшельников на себе1291. Авва Эллий взял с собой ослицу, чтобы та несла его поклажу. Когда он пересекал Нил, то, не колеблясь, приспособил для переправы крокодила, который был весьма опасен, ибо уже «погубил многих людей». Когда авва таким образом переправился через реку, он тщетно призывал одного священника последовать его примеру. Тогда он вытащил крокодила на берег и с помощью молитвы умертвил его, рассудив, что крокодил заслуживает подобного наказания из-за тех людей, которых погубил1292.

Животные могли оказывать монахам множество различных услуг. Авва Амун, к примеру, велел двум большим змеям охранять вход в свою пещеру, поскольку разбойники часто воровали у него съестные припасы. Когда молодчики явились в очередной раз, то, увидев змей, были сильно напуганы, и старец, вернувшись, обнаружил их полумертвыми от ужаса. Он произнес им поучение, затем предложил немного перекусить. Тотчас воры «обратились и стали лучше, чем многие». Немного погодя они и сами стали совершать чудеса1293. Всегда готовые поддержать отшельников, звери отказывали в помощи тем, кто желал причинить вред монахам. Так, верблюд, на которого вор навьючил вещи аввы Макария, отказывался трогаться до тех пор, пока с него не сняли всю поклажу1294. Другой вор, который намеревался ограбить монаха, должен был исчезнуть в пасти крокодила, и только вмешательство монаха спасло его от этого1295.

Блаженный Иероним в Житии Павла Фивейского много раз показывает нам животных в роли «прислужников слуг Божиих». Антоний Великий в поисках Павла уже начал отчаиваться, тогда волчица привела его к пещере старца1296. Затем во время своих духовных бесед оба старца видят прилетевшего ворона, который приносит им хлеб. Обычно он приносил Павлу только половину хлеба, но в этот раз, по Промыслу Божию, ворон удвоил порцию1297. Позднее, когда Павел скончался и Антоний был занят его погребением, у него не было ничего, чем бы он смог вырыть могилу. И «вот из глубины пустыни бегут, размахивая гривами, два льва. Увидев это, Антоний поначалу содрогнулся, но затем, возведя душу свою к Богу, он стал спокоен, как если бы увидел голубей. Скоро, копая землю своими когтями, львы быстро сделали большую яму, чтобы поместить там тело Павла. Затем они приблизились к Антонию, шевеля ушами и опустив головы, и стали лизать его руки и ноги. Старец понял, что они ждут его благословения»1298.

Другая история про льва показывает нам, до какой степени звери пустыни подчинялись повелениям Божиим и молитвам Его слуг. Три монаха подвизались в уединении, а четвертый помогал им в их нуждах. Когда двое из них умерли, он продолжал служить третьему, но впал в грех блуда. Два почивших инока, увидев это с небес, просили Бога, чтобы этого монаха съел лев, что позволило бы ему такой ужасной смертью искупить свой грех. И как бы случайно согрешивший монах повстречал льва. Но авва, которому тот прислуживал, понял в откровении, что должно с ним произойти, и тотчас за него помолился. Лев моментально остановился в растерянности, ибо с небес двое почивших монахов молились о съедении брата, а старец на земле – за отмену приговора. Бог решил, что лучше исполнить просьбу последнего, и лев, не мешкая, удалился, оставив монаха невредимым1299.

Но когда зверь все же съедал отшельника, то это делалось для его же блага. Один благочестивый мирянин понес хлеб старцу в пустыню, но обнаружил, что того съела гиена. Ему было открыто, что это произошло из-за сострадания, чтобы монах очистился от тех маленьких грехов, что он совершил1300. Другой монах, ученик одного великого старца, был укушен в живот волком в наказание за те неправедные поступки, которые совершил. Излеченный старцем, он все же сохранил на животе шрам от этой раны и в час искушения бесом касался рукой живота и говорил себе: «О, душа моя, укусы эти – следствие грехов моих, крепись, чтобы не случилось худшего»1301. Обычно крокодилы не ели хороших монахов, они только лизали их тело1302. Антоний Великий и его спутники спокойно пересекали канал в Арсеноэ, кишащий крокодилами1303. Если вода была глубока, крокодилы предлагали монахам свои услуги и перевозили их на спине на противоположный берег1304. Могло так случиться, что крокодил съедал отшельника по ошибке, приняв его за мирянина. Мы уже упоминали про монаха из Скита, который шел вдоль Нила по сильной жаре и, раздевшись, пошел искупаться. Тут-то крокодил его и схватил. Один старец, видевший, что там происходит, крикнул: «Зачем ты ешь авву?!» Зверь ему ответил: «Я не ем авву. Я нашел тут одного мирянина и ем его. А монахов здесь нет»1305.

Мирное сосуществование

Как мы видели, отшельники легко понимали язык зверей и звери тоже понимали их. Когда Антоний Великий обратил в бегство страуса с его птенцами, то слышал, как тот сказал им: «Бросайте камни, чтобы вас не схватили»1306. Авва Макарий слышал, как голодный волк выл на небеса, прося себе еды. И Макарий, так же как и волк, удивился, что окружавшие его братья не поняли того, что он говорил1307. Старцы великолепно ладили с животными. Некоторые из них обитали рядом с отшельниками в полном согласии. Авва Агафон обнаружил как-то пещеру, где решил поселиться. Большая змея, которая здесь жила, тут же пожелала освободить ему место, но авва помолился, ничего ей не сделав, и сказал: «Если ты уйдешь отсюда, то и я здесь не останусь». Тогда они остались в пещере вдвоем и питались соком смоковницы, которая росла в тех местах1308.

Другой отшельник жил в стаде буйволов1309. Авва Феона часто встречался с антилопами, дикими ослами, газелями и другими животными, «которые всегда были ему отрадой»1310. Авва Постумиан, паломник, о египетских впечатлениях которого нам рассказал Сульпиций Север, встречал отшельников, которые по своему обыкновению кормили либо льва, либо волчицу фруктами!

Волчица регулярно приходила есть с одним монахом в его келью в шестой и в девятый час или вечером, согласно установлениям поста. И никогда при этом не ошибалась. К несчастью, когда монаха однажды не было на месте, она украла хлеб и не осмелилась возвращаться в его келью в течение нескольких дней. Продемонстрировав свое раскаяние, она получила прощение за свой проступок и стала вновь, как обычно, приходить к отшельнику на трапезу в назначенный час1311.

Но самый удивительный рассказ связан с аввой Иаковом. Один старец сказал ему, что, будучи в пустыне, он соседствовал с отроком, который жил в полном уединении. Однажды авва увидел, как он молится и просит Бога дать ему жить в мире с дикими зверями. Когда тот окончил молитву, появилась гиена и принесла своих детенышей, и он вместе с детенышами стал сосать ее молоко. В другой раз авва видел, как он молился, стоя посреди огня1312.

Подобие рая

Авва Павел, происходивший из Нижнего Египта, но живший в Фиваиде, спокойно брал в руки гадюк, других змей и скорпионов. Когда братья спросили его, откуда у него такая власть, он ответил: «Если кто-либо приобретет чистоту, все подчинятся ему как Адаму, когда тот пребывал в раю прежде, чем нарушил заповедь»1313. Это – общее мнение Отцов об отношении с животными, и именно оно объясняет те чудесные факты, которые мы упоминали. Иоанн Кассиан пишет: «Если бы наши нравы исправились, то, не говорю с людьми, но даже с животными и дикими зверями было бы легко обходиться нам»1314. Авва Пимен дает нам понять, что с животными даже легче ладить, чем с братом, живущим рядом с нами: «Если человек переносит соседство брата, живущего рядом, он может жить и рядом с животными»1315.

Святой Антоний говорил: «Покорность, наряду с воздержанием, обуздывает зверей»1316. Но она не только их покоряет, она зачастую их приручает. Один монах, который жил на берегах Иордана, любил спать в логове льва. Однажды он обнаружил в пещере двух львят и принес их в церковь, спрятав под милотью, и сказал слегка озадаченным братьям: «Если бы мы сохранили заповеди Господа нашего Иисуса Христа, то эти звери боялись бы нас, но из-за грехов наших стали мы рабами, и теперь боимся мы»1317.

Палестинские монахи демонстрировали, что могут соперничать по своему достоинству с монахами Египта. И кажется даже, что в своих отношениях с животными они их превосходили1318. Мы знаем известную историю о благодарном льве, замечательно описанную Полем Казенном в его «Бестиарии двух Заветов»; правда, он приписал ее блаженному Иерониму1319. На самом деле, она произошла с аввой Герасимом. Наш бестиарий будет не полон, если мы закончим его, пройдя мимо этой истории, поразительной и трогательной одновременно.

Святой авва Герасим, гуляя как-то на берегу Иордана, встретил льва, стонавшего от боли из-за занозы, которая впилась ему в лапу. Монах пожалел льва, вытащил из его лапы занозу и перевязал рану. Излеченный лев не пожелал покидать авву Герасима и «как подлинный ученик следовал за ним повсюду, да так, что старец крайне удивлялся такой признательности зверя. С тех пор старец стал кормить его, бросая ему хлеб и размоченные бобы». Он верил льву до такой степени, что наказывал ему сопровождать до берега Иордана осла, который перевозил речную воду для нужд монахов. Однажды осел, щипая травку на лугу, отошел от льва на значительнее расстояние и оказался в руках погонщиков верблюдов, а лев, очень опечаленный, вернулся к своему авве один. Тот подумал, что лев съел осла, и в качестве наказания велел льву выполнять его работу. Некоторое время спустя погонщики вернулись в эти края, и осел заметил льва. Лев его тоже узнал, и они вдвоем возвратились в монастырь. Тогда авва Герасим понял, что возвел на льва напраслину. Он дал льву имя Иордан, и тот вновь стал жить подле аввы. Когда святой скончался, лев не пожелал больше принимать пищу и умер от горя на могиле своего друга1320.

Рассматривая весь этот бестиарий, вне всякого сомнения, нужно сделать большую скидку на вымысел и преувеличения. Отшельники, которые постоянно жили в мире с животными, встречались редко, и именно поэтому они так восхищают. По этому поводу мы можем вспомнить одно свидетельство из «Истории монахов»: «Мы видели там (то есть в Нитрии) одного мужа по имени Дидим, по возрасту старца, но приятного по виду, который убивал ногами скорпионов, рогатых гадюк и аспидов, и никто другой не отваживался делать так же, ибо многие другие, кто полагал, что могут такое сделать, были убиты этими гадами, едва их коснувшись»1321. Впрочем, что бы там ни было на самом деле, главная идея, общая для всех Отцов пустыни, состояла в том, что святые благодаря своему смирению и покорности воле Божией становятся причастны к тем свойствам, что имел Адам в раю до своего падения. Но стоит им последовать за Адамом из-за своей гордыни или непослушания, они тут же теряют тот иммунитет и ту неуязвимость, которыми обладали. Теперь они в полной власти первого встреченного ими льва или аспида.

Анри Бремон весьма изящно резюмирует это так: «Впрочем, пустыня – это не зверинец. И даже не ботанический сад. Она, скорее, напоминает окрестности земного рая в первые недели после грехопадения – когда то здесь, то там еще заметна жизнь в полной гармонии»1322.

* * *

1100

А 495 (=Моисей, 1. Достопамятные сказания. С. 113).

1101

Житие Антония, гл. 65.

1102

Там же, гл. 35.

1103

А 1 (=Антоний, 1. Достопамятные сказания. С. 11).

1104

А 486 (=Макарий Египетский, 32. Достопамятные сказания. С. 110).

1105

N 396.

1106

N 592/45.

1107

Евагрий. О молитве, гл. 30, 74, 75, 80, 81, 96, 112, 145.

1108

Там же, гл. 47, 69, 74, 90, 91, 92, 94, 95, 98, 99, 134, 138, 139, 140.

1109

Евагрий. Монах, гл. 24 и 76.

1110

От греч. psychopompos – перевозчик душ усопших в царство мертвых. В данном случае – просто «перевозчик душ».

1111

А 355 (=Иоанн Колов, 38. Достопамятные сказания. С. 84–85); Житие Антония, гл. 60; Лавсаик, 7, 6; 8, 6.

1112

История монахов, 14, 13; 14, 23.

1113

N 88; N 367.

1114

N 622.

1115

N 340.

1116

А 817 (=Сисой, 12. Достопамятные сказания. С. 174).

1117

История монахов, 11, 8.

1118

N 340.

1119

N 23.

1120

N 332, N 745.

1121

N 311.

1122

Евагрий. О молитве, 112.

1123

А 76 (=Арсений, 38. Достопамятные сказания. С. 26).

1124

История монахов, 2, 9; 8, 6; 11, 3; 12, 3.

1125

Лавсаик, 71, 3.

1126

А 239 (=Зинон, 5. Достопамятные сказания. С. 65). (В данном случае ангел предстает в виде отрока. – А. В.).

1127

N 212.

1128

N 34.

1129

N 169.

1130

А 836 (=Сисой, 27. Достопамятные сказания. С. 177).

1131

N 199.

1132

N 441.

1133

N 19.

1134

А 353.

1135

N 132 В; История монахов, 21, 6.

1136

Лавсаик, 8, 6.

1137

История монахов, 13, 7.

1138

Там же, 25, 3.

1139

N 132 А.

1140

Иоанн Кассиан. Собеседования, 7, 2.

1141

Лавсаик, 29, 3 (существующий русский перевод «Лавсаика» не содержит главу про авву Илию. – А. В.).

1142

А 348 (=Иоанн Колов, 31. Достопамятные сказания. С. 82).

1143

А 422 (ср. Исаак Фивейский, 1. Достопамятные сказания. С. 75); N477.

1144

А 786 (=Пафнутий, 1. Достопамятные сказания. С. 164). (В данном русском переводе: «бесстыдно разговаривающих между собой». Но более правильный перевод на основании коптского текста: «непотребствующих друг с другом»; см.: Изречения египетских отцов, 69. ср. прим. 36. С. 113–114. – А. В.).

1145

N 20.

1146

Ат. 118, 1.

1147

История монахов, 2, 4.

1148

N314.

1149

N 74.

1150

N 368, N461, N 521.

1151

N 454.

1152

Иоанн Кассиан. Собеседования, 8, 12.

1153

Festugière A. – J. Les Moines d’Orient. I. P. 24.

1154

Cp..Daniélou J. Dictionnaire de spiritualité. T. 3. Col. 174–189.

1155

Житие Антония, гл. 16; 22; 28; 29.

1156

Boyer L. La Vie de saint Antoine. P. 73.

1159

Житие Антония, гл. 13.

1160

Там же, гл. 41.

1161

Там же, гл. 8.

1162

А 265.

1163

Лавсаик, 18, 7.

1164

Иоанн Кассиан. Собеседования, 8, 16; N 191.

1165

N 550.

1166

N 401–402.

1167

N 35.

1168

Евагрий. Монах, 5.

1169

А 41, А 865; Eth 14, 53; Лавсаик, 19, 19; История монахов, 1, 40–44.

1170

Иоанн Кассиан. Собеседования, 7, 23.

1171

А 814 (=Сисой, 9. Достопамятные сказания. С. 173).

1172

Неизданная апофтегма, переведенная с арабского.

1173

А 265.

1174

Житие Антония, гл. 39; Лавсаик, 16, 6.

1175

Лавсаик, 18, 18.

1176

Житие Антония, гл. 9 и 39; Лавсаик, 16, 6.

1177

Житие Илариона, 6–7.

1178

Фантастические чудовища, пожирающие детей и соблазняющие мужчин. Часто их представляли в виде змеи с головой и грудью женщины. В Античности так назывались ночные привидения, высасывающие из юношей кровь.

1179

Обычно под «василиском» имеется в виду фантастический змей огромных размеров. Его описание содержится в «Естественной истории» Плиния Старшего (VIII78; XXIX 66).

1180

Иоанн Кассиан. Собеседования, 7, 32.

1181

Евагрий. О молитве, 106. (В русском переводе лев вонзает когти не в щеки, а в бока. – А. В.).

1182

Евагрий. О молитве, 107.

1183

Там же, 111.

1184

Житие Антония, гл. 8 и 40.

1185

Лавсаик, 19, 9.

1186

История монахов, 1, 40–43.

1187

Там же, 12, 13.

1188

Guillaumont A., Guiïlaumont С. Dictionnaire de spiritualité. T. 3. Col. 203.

1189

Guillaumont A., Guillaumont C. SC 170. P. 63–93.

1190

Житие Антония, гл. 5 и 23; Лавсаик, 23, 5; История монахов, 1, 33–35; 13, 2.

1191

История монахов, 13, 5.

1192

Arm 19, 53: SP, nouveau recueil, P. 273 (II 498).

1193

История монахов, 16, 3–4; A 66, N 176; Bu II 421.

1194

A 267.

1195

Лавсаик, 23, 5.

1196

N 173.

1197

Eth 14, 27.

1198

История монахов, 8, 3.

1199

Житие Антония, гл. 6.

1200

R 43 – см. SP, nouveau recueil, P. 202–204. (Сходный рассказ содержится в латинском переводе Руфина «Истории монахов» – см., напр.: Руфин. История монахов. Св. – Троицкая Сергиева Лавра, 1898. С. 103–104. – А. В.).

1201

Иоанн Кассиан. Собеседования, 1, 21; 2, 13; 9, 6.

1202

N 224.

1203

N 480. (В апофтегме идет речь о том, что бес, приходивший к монаху под видом ангела, убедил его в том, что навещавший его отец на самом деле – дьявол, принявший образ его отца. – А. В.).

1204

Лавсаик, 23, 1–5.

1205

N 310.

1206

N 312.

1207

N 313.

1208

История монахов, 2, 9–10.

1209

Житие Антония, гл. 40.

1210

Там же, гл. 25.

1211

А 311.

1212

N 632.

1213

Житие Антония, гл. 35; 39.

1214

Там же, гл. 26.

1215

А 22 (=Антоний, 22. Достопамятные сказания. С. 15).

1216

История монахов, 20, 2.

1217

А 641.

1218

Житие Антония, гл. 28.

1219

Там же, гл. 24.

1220

Sy 10, 131.

1221

А 685; N 241, N 268, N 366.

1222

А 20, А 265, А 267, А 273, А 398; N 401, N 574.

1223

Житие Антония, гл. 28.

1224

Там же, гл. 26; 39.

1225

Иоанн Кассиан. Собеседования, 7, 32.

1226

А 774 (=Памво, 13. Достопамятные сказания. С. 161).

1227

Житие Илариона, гл. 8.

1228

История монахов, 1, 61.

1229

N 33.

1230

N 12.

1231

А 466 (=Макарий Египетский, 13. Достопамятные сказания. С. 105–106).

1232

N 45.

1233

А 294 (=Феодор Фермейский, 25. Достопамятные сказания. С. 198).

1234

А 396 (=Иосиф Панефосский, 11. Достопамятные сказания. С. 87).

1235

Лавсаик, 18, 26; N 546.

1236

Ср.: Dictionnaire de spiritualité. T. 3. Col. 195–196.

1237

A 160 (=Виссарион, 5. Достопамятные сказания. С. 46).

1238

А 185; N 546.

1239

А 452 (=Лонгин, 3. Достопамятные сказания. С. 100).

1240

Sy 19, 9.

1241

Лавсаик, 22, 9–12; История монахов, 17, 11.

1242

Житие Антония, гл. 61–64; 71.

1243

История монахов, 2, 6; 10, 1; 15, 1; Лавсаик, 17, 11.

1244

А 569 (=Ксанфий, 2. Достопамятные сказания. С. 98).

1245

Лавсаик, 18, 11.

1246

А 314, А 464, А 488.

1247

N 145.

1248

Житие Антония, гл. 23, 41; А 7, А 185, А 298, А 307, А 499.

1249

Житие Антония, гл. 53.

1250

Житие Павла, 7.

1251

Лавсаик, 2, 4.

1252

А 909; Bu II 168.

1253

N 383.

1254

А 409, А 752.

1255

А 689.

1256

А 562, N 436.

1257

А 20.

1258

N 306, N 573.

1259

N 203.

1260

N 369.

1261

А 631, N 399; Am 146, 10.

1262

А 20, N 277; Sy 8, 30; Eth 14, 13.

1263

А 167, N 565; Ат 145, 13; 146, 4.

1264

N 535.

1265

А 595, N 383; Ат 174, 9; Eth 13, 84; 14, 13.

1266

А 750; Ат 155, 1; Eth 14, 36.

1267

А 689.

1268

N 431.

1269

N 198.

1270

Ат 147, 6.

1271

Eth 416.

1272

А 570.

1273

А 556 (=Нистерой, 1. Достопамятные сказания. С. 126).

1274

Ат 24, 7.

1275

Veilleux A. La vie de saint Pachôme… P. 41.

1276

A 421 (cp. Иоанн, ученик аввы Павла. Достопамятные сказания. С. 91).

1277

А 114 (=Аммон, 2. Достопамятные сказания. С. 34).

1278

История монахов, 9, 8–11.

1279

Там же, 4, 3.

1280

Житие Антония, гл. 50.

1281

Лавсаик, 18, 4.

1282

Там же, 18, 10.

1283

Там же, 23, 5. (Дело в том, что авва Пахон много лет мучился блудной похотью и просил у Бога избавления от нее, прибегнув в том числе и к такому «нетрадиционному» способу. В существующем русском переводе «Лавсаика» этот нюанс нивелирован, там говорится, что авва подносил аспида к телу, что не совсем верно. – А. В.).

1284

История монахов, 21, 15.

1285

Лавсаик, 18, 27–28.

1286

Там же, 18, 9.

1287

Сульпиций Север. Диалоги I, 15.

1288

Ат 134, 8.

1289

Ат 194, 4.

1290

Сульпиций Север. Диалоги I, 16.

1291

А 14 (=Антоний, 14. Достопамятные сказания. С. 13).

1292

История монахов, 12, 5–9.

1293

Там же, 9, 6–7.

1294

А 493 (=Макарий Египетский, 39. Достопамятные сказания. С. 112–113).

1295

N 610.

1296

Житие Павла Фивейского, гл. 9.

1297

Там же, гл. 10.

1298

Там же, гл. 16.

1299

N 597.

1300

N 368.

1301

Эта апофтегма переведена с арабского Ж. – М. Соже – см.: Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium. Vol. 495. Louvain, 1987. P. 195– 196.

1302

N 294.

1303

Житие Антония, гл. 15.

1305

Sy 18, 53.

1308

Ch 14, 4.

1309

N 62, N 132 A, N 516.

1310

История монахов, 6, 4.

1311

Сульпиций Север. Диалоги 1, 14.

1312

А 963–964.

1313

А 791 (=Павел. Достопамятные сказания. С. 165–166).

1314

Иоанн Кассиан. Установления, 9, 8.

1315

Eth 14, 2.

1316

А 35 (=Антоний, 36. Достопамятные сказания. С. 17).

1317

Иоанн Мосх. Луг духовный, 18.

1318

Ср.: FestugièreAJ. Les Moines d’Orient. I. P. 53–57

1319

CazinP. Le Bestiaire des deux Testaments. Paris, 1928. P. 134–141.

1320

Иоанн Мосх. Луг духовный, 107.

1321

История монахов, 20, 12.

1322

Brémond H. Les Pères du désert. Paris, 1927.1. P. XXXI‑XXXII.


Источник: Повседневная жизнь Отцов-пустынников IV века / Люсье Реньё; пер. с фр., вступ. ст., послесл., коммент. А.А. Войтенко. - М.: Молодая Гвардия, 2008. - 334[2] с.: ил. - (Живая история: Повседневная жизнь человечества).

Комментарии для сайта Cackle