Послания Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг.

Содержание

Воззвание Священного Собора к русскому народу с призывом к прекращению революционной борьбы Воззвание Священного Собора к армии и флоту с призывом к прекращению революционной борьбы Послание Священного Собора к русскому народу ввиду приближающихся выборов в Учредительное собрание Воззвание Священного Собора к православному русскому народу с обличением участившихся грабежей и убийств Священный Собор всем чадам Православной Российской Церкви Послание Священного Собора к православному народу по поводу убийства протоиерея Иоанна Кочурова Воззвание Священного Собора к православному народу по поводу Декрета народных комиссаров о свободе совести Воззвание Священного Собора благовестникам слова Божия среди инородческих племен  

 

Воззвание Священного Собора к русскому народу с призывом к прекращению революционной борьбы

24 августа 1917 г.

Священный Собор Православной Российской Церкви

всему православному народу русскому

Благодать вам и мир от Бога Отца

и Господа нашего Иисуса Христа (Галат. 1, 3).

Братие возлюбленные! Во дни тяжких испытаний Господь послал нам великое утешение и святую радость.

Под сенью кремлевских святынь московских, среди гробниц святых молитвенников за Церковь и Россию, собрался в день Успения Богоматери Поместный Собор Православной Всероссийской Церкви. Памятуя слова Христовы: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Матф. 18, 20), на Собор собрались архипастыри и избранные всей Православной Церковью русской духовные и миряне всех званий и сословий. Все призваны участвовать в святом деле благоустроения Церкви в духе любви и христианской свободы.

Православные, высоко призвание наше и велика наша ответственность перед Богом! Но, к стыду нашему, мы омрачили святое торжество Церкви Христовой нашими тяжкими грехами. Ими создалась та неслыханная скорбь, среди которой мы живем.

Надвигается всеобщее разорение. Нашей армии и городам предстоят ужасы небывалого голода. Уже закрываются фабрики от недостатка топлива; вскоре миллионы рабочих останутся без работы и без средств к жизни. Зимой городское население будет мерзнуть в нетопленных домах. А в это время истерзанная жестокой смутой Родина остается беззащитной против врага, которой угрожает и Петрограду, и Киевским святыням.

Братие возлюбленные, услышьте голос Церкви. Родина гибнет. И не какие-либо не зависящие от нас несчастия тому причиной, а бездна нашего падения – то опустошение сердца, о котором говорит пророк Иеремия: два зла сотворили люди Мои: Меня, источник воды живой, оставили и выкопали себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды (Иер. 2, 13).

Совесть народная затуманена противными христианству учениями. Совершаются неслыханные кощунства и святотатства; местами пастыри изгоняются из храмов. Люди всех званий и состояний стремятся использовать народную беду для легкой наживы. Изо дня в день возрастает дерзость грабителей. Захват чужого добра провозглашается как дозволенный. Люди, живущие честным трудом, становятся предметом глумления и хулы. Забывшие присягу воины и целые воинские части позорно бегут с поля сражения, грабя мирных жителей и спасая собственную жизнь. А в это время на несчастную Россию надвигается ужас междоусобной войны. Наша Родина стала причтей во языцех, предметом поношения среди иноземцев из-за алчности, трусости и предательства ее сынов.

Православные! Именем Церкви Христовой Собор обращается к вам с мольбой. Очнитесь, опомнитесь, отбросьте вашу взаимную ненависть и внутренние распри, встаньте за Россию. Вспомните предостерегающие слова Предтечи Христова: уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Лук. 3, 9). Не допустите Родину до поругания и до позорного конца.

Покайтесь и сотворите достойные плоды покаяния – очищайте себя постом; да наполнятся храмы молящимися. Но прежде всего и больше всего да возгорятся сердца ваши любовью Христовой. Явите в делах ваших эту любовь к многострадальной, измученной России. Помогите ей Христа ради.

Власть имущие, осените себя крестом и в духе святой любви к народу служите России, а не партии. Имущие, жертвуйте вашим достоянием. Рабочие, трудитесь, не жалея ваших сил и подчиняйте ваши требования благу Родины. Землевладельцы и земледельцы, помогите ей хлебом. Не дайте армии и городам умереть с голода. А вы, молодые, здоровые и сильные, жертвуйте вашей жизнью. Да остановится малодушное бегство русской рати перед врагом. И да будет ты для фронта помощником, нравственной опорой, а не источником духовного рассеяния.

Призывая вас к молитве, труду и подвигу, мы верим, что сила Божия, воскресающая мертвое, вновь соберет во едино распавшееся тело народное. Да почиет на нас благословение великих подвижников и предстателей за землю русскую – преподобного Сергия Радонежского, митрополитов Петра, Алексия, Ионы и Филиппа и священномученика патриарха Ермогена, преподобных Антония и Феодосия, печерских чудотворцев. В дни великой опасности и всеобщего распада Россия не раз спасалась их святыми молитвами.

Да сочетаются же эти воспоминания о великих подвижниках наших с священным знамением христианской надежды.

Да осенит нас в эти скорбные дни непобедимая сила животворящего Креста Господня. Да воскреснет святая Русь в великом подвиге самоотвержения и любви Христовой.

24 августа 1917 г.

г. Москва.

Опубликовано: Церковный вестник. 1917. 16 сентября. № 36–37. С. 311–313.

Воззвание Священного Собора к армии и флоту с призывом к прекращению революционной борьбы

24 августа 1917 г.

Священный Собор Православной Российской Церкви всероссийским христолюбивым воинству и флоту

Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего (2Петр. 1, 2).

Мы, архипастыри и выборные от всей Российской православной Церкви пастыри и миряне, собрались на Всероссийский Собор*), чтобы обновить всю нашу духовную жизнь. Священный долг Собора обязывает нас прежде всего обратиться к вам, христолюбивые воины, защитники и Церкви и Родины нашей, со словом правды. Примите эту правду с миром: она исходит из страдающих за Родину сердец, она внушена и растворена любовью.

С болью душевной, с тяжкой скорбью Собор взирает на самое страшное, что в последнее время выросло во всей народной жизни и особенно в армии, что принесло и грозит еще принести отечеству и Церкви неисчислимые беды. В сердце русского человека стал затуманиваться светлый образ Христов, начал гаснуть огонь веры православной, начало слабеть стремление к подвигу во имя Христа. Что поддерживало наш народ, что утешало и укрепляло его во дни великих испытаний среди многих скорбей тяжкой доли, что вдохновляло нашего воина служить до смерти, страдать не укоряя, умирать благословляя? – Образ Христа Страдальца, распятого за грехи человечества; примеры шедших по стопам Христа подвижников и страдальцев; заветы и благословения Церкви Святой. Начало все это меркнуть в русских сердцах, – непроглядная тьма окутала русскую землю, и стала гибнуть великая, могучая, Святая Русь.

Кто изобразит весь ужас нынешнего нашего положения? Внутри страны – разруха, на фронте – измена. Сбитые с толку предателями и шпионами, злостно обманываемые врагом, целые полки оставляют позиции, бросают оружие, предают товарищей, сдают города, дарят врагу огромную добычу, над мирными жителями чинят гнусные насилия. Среди воинов не мало таких, что смеются над законом, глумятся над доблестью, издеваются над подвигом, избивают начальников, изменнически братаются с врагом и в то же время злодейски в спину расстреливают идущих в бой своих же героев. Неслыханное на Руси, как стоит она, дело: наши войска, своею доблестью удивлявшие мир, ныне становятся посмешищем, игрушкою для врага и ужасом для своего же тыла. Немецкие шпионы и наемники и наши предатели и изменники из тыла отравили у армии ум и вырвали сердце.

К этим преступникам Всероссийский Собор обращает вопль исстрадавшейся души своей.

Вы, забывшие Бога и совесть, растлители в воинах чистой веры, убийцы их духа, разрушители устоев, на которых доселе крепла и развивалась воинская мощь и сила, ужаснитесь вашего сатанинского дела! горе тому, кто соблазнит одного из малых сих (Мф. XVIII, 6), а вашим ядом отравлены целые полки; может быть, на всю жизнь развращены у многих сердца. За ваше безумие Родина уже заплатила врагу теми ужасными поражениями, которые он так легко, без жертв и усилий, нанес нам на нескольких наших фронтах. Вы виновники тех бесчисленных жертв, которые в последнее время бесплодно принесены лучшими сынами Родины, павшими не только от вражеских, но и от своих мечей и пуль. Вы сделали то, что надежда России, ее богатырь – солдат теперь для многих мирных граждан стал предметом ужаса и отвращения. Вы будете виновны, если сраженная Россия склонит свою голову, лишится своей свободы и подпадет под немецкое рабство, которое сильнее татарского придушит народ, вас же и ваших детей и внуков. Если вы делаете это по неразумию, раскайтесь и принесите плод, достойный покаяния. Верните армии то, что вы безбожно отняли у нее, – ее могучий дух. Если вы делаете это по злому умыслу – горе вам! Придет пора, что преданный вами народ, – народ, прозревший, наученный великим страданием, поймет и жестоко осудит вас. Души замученных, зарезанных, расстрелянных по вашим наветам и советам своими же братьями наших героев долга призовут вас к суду Вышнего. Кровь бесчисленных мучеников наших воинов, пролитая в эту войну, падет на вашу голову. Опомнитесь! Ведь, и вы сыны Родины! Ужель мученья и смерть матери не трогают вас? Ужель ее проклятье не страшит вас?

Обманутые врагами и предателями, изменой долгу и присяге, убийствами своих же братий, грабежами и насилием запятнавшие свое высокое священное звание воина, – молим вас, – опомнитесь! Загляните в глубину своей души и ваша, придушенная вражьими наветами, совесть, – совесть русского человека, христианина, гражданина, может быть, скажет вам, как далеко вы ушли по ужасному, преступнейшему пути, какие зияющие, неисцелимые раны нанесли вы Родине – матери своей. Ужель вы хотите свое благополучие построить на развалинах и пожарище Святой Руси? Иль вы думаете свое личное счастье купить гибелью Родины? Не может быть счастья изменнику, предателю. Ужасно Каиново счастье! «Нет мира нечестивым, говорит Бог мой». (Ис. LVII, 21). Молим вас: вернитесь к Богу, к правде, к своему великому долгу!

А вы, малодушные, слабовольные, колеблющиеся, в чьем сердце еще борются свет и тьма, долг и бесчестье, мужество и трусость; вы, увлекающиеся ветром всякого учения, взгляните на истерзанную, опозоренную, попираемую врагом Родину свою! Свободе народной грозит гибель; враг готовится захватить новые пространства исконной русской драгоценной для народа земли; самому народу грозит тяжкое немецкое рабство. Не время теперь колебаться. Преступно всякое малодушие и бездействие, когда неисчислимые беды надвигаются на Родину. «Укрепите ослабевшие руки и колени дрожащие. Скажите робким душой: будьте тверды, не бойтесь, вот Бог наш. Он придет и спасет вас» (Ис. XXXV, 4). Твердо станьте в ряды! Станьте в ряды великих защитников Святой великой Руси! И тогда благословит вас Господь.

Теперь вы, верные своему долгу и делу, доблестные, славные наши воины, примите слово любви из глубины нашего израненного сердца.

На ваши плечи легла главная тяжесть выпавшего на долю России креста. Ваши же братья за вашу любовь к Родине платят ненавистью, на вашу правду отвечают клеветою; глумятся над вашей доблестью, за вашу верность долгу обливают вас грязью или вашей же кровью; за ваши подвиги избивают и расстреливают вас. Невыразимо тяжел ваш крестный путь. Но знайте, что с вами и за вас вся верующая, страдающая Россия; с вами все верные сыны ее! Знайте, что для нас священна каждая капля вашей крови, как крови мучеников за други своя! В вашем мужестве и подвигах Родина черпает веру, что не погибнет она, доколе есть у нее верные сыны, идущие на страданья и мученья за нее. Прославляем ваши страданья, целуем ваши раны, преклоняемся пред величием вашего духа. Да будут на веки благословенны ваши имена! «Бог всякой благодати да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да сделает непоколебимыми» (Петр. V, 10).

Воины русские! Вам великий русский народ вверил самого себя, свое достояние, свои святыни, свое будущее, свое счастье. В ваших руках, в вашей воле жизнь и смерть народа: вы одни можете или спасти и возвеличить, или святотатственно затоптать и похоронить и нажитую предками славу и народную свободу.

Враг у дверей. Он уже подбирается и к Киевским святыням и к Северной столице. Великая Россия у края гибели… Родина зовет вас, – спасите ее!

Идите, братья, спасать!

Забудьте партийные споры и счеты. Простите обиды. Как братья, как дети одной матери, протяните друг другу руки прощения. Слейтесь в одну дружную семью, могучую любовью к Родине и во имя Христа готовую на всякие жертвы для спасения ее.

К Богу, к молитве, к покаянию, к труду, к братской любви и прощению друг друга, к жертвам, к подвигам! Именем народа, пославшего нас, именем наших предков, строителей отечества, священною властью Собора, именем Божиим зовем, заклинаем вас и со слезами молим Господа, да, простив все ваши согрешения, укрепит и умудрит вас, сердца заблудших на путь правды обратит, спасет и помилует вас и всю Русь Святую, яко благ и человеколюбец.

*) Собора на Руси не было свыше 200 лет.

24 августа 1917 г.

г. Москва.

Опубликовано: Церковный вестник. 1917. 30 сентября.

Послание Священного Собора к русскому народу ввиду приближающихся выборов в Учредительное собрание

30 сентября 1917 г.

Священный Собор всем чадам Православной Российской Церкви

Благодать и мир вам да умножатся (2Петр. 1, 2.)

Великое дело предлежит ныне народу православному. Уже не в первый раз в нашей истории рушится храмина государственного его бытия, а родину нашу постигает гибельная смута. И опять, как три века назад, призывается Русь разумом всенародным скрепить правовые устои, возродить пошатнувшуюся мощь, твердыми законами оградить свободу и порядок в земле нашей. Священный Собор Православной Российской Церкви призывает благословение Божие на сей государственный труд, да совершится он с теплой молитвой, в духе мира и правды, во имя Божие. Осенив себя крестным знамением, пусть идут православные люди на великое сие делание, как на подвиг веры, служение любви. Да пребудет для них вера православная столпом огненным, показующим путь чрез пустыню бездолия в землю обетованную. Издревле земля Русская собиралась около Церкви Православной, зодчими державы Российской, вкупе с князьями и витязями, людьми градскими и земскими, были святители и иноки, молитвенники и подвижники. Ведаем, и днесь блюдут нашу родину ее небесные граждане, святые водители и печальники. Болезнуя ныне о земле Русской, молим их неотступно пещися о скорбных людях сих, коих предки именовали себя христианами, православными. Собор призывает народ православный, приступающий к новому строительству государственному, как и встарь сплотиться духовно около святого православия и молить блюсти его заветы, возгревая в сердцах любовь Христову. Веруем, что стоит держава Российская лишь дотоле, пока не изменила вере Христовой, не отделила себя от своего основания. Невместно стране Российской, Руси Святой, стать царством безбожного неверия, не будет такому царству благоденствия и преуспеяния.

Не на силу человеческого разума и его ухищрения будем мы уповать в печали нашей, но на помощь Божию, чая благодатного осенения свыше. Да совершается же избрание лучших людей России с нелицемерной молитвой, с сердечным памятованием о Боге, о Небесной Заступнице нашей Матери Божией, о великих угодниках Российских и всех святых. Знаем, что непримиримостью партий и сословным раздором не созидается мощь государства, не врачуются раны от тяжкой войны и всегубительного раздора. Царство, раздельшееся на ся, изнеможет. Не надлежит обращать соревнование партий, сословий, народностей в междоусобную распрю. Всенародным единением, озаряемым общею верою, просветляемым неподкупною совестью, искони утверждаются царства; с пошатнувшейся верой, с затемнившейся совестью расточаются силы, рушатся державы. О том вещает мудрость веков, эту истину скорбным путем познает теперь родина наша, отравляемая злобной, завистью и лютой корыстью. Пусть победит в себе наш народ обуревающий его дух нечестия и ненависти, и тогда дружным усилием легко и светло совершит он государственный труд свой. Соберутся кости иссохшие, облекутся плотию и оживут по велению духа. Но без любви, смирения, кротости всуе приступим к великому делу. Не оживут тогда кости распавшиеся, не благоустроим и не возвеличим мы без сего любезной и священной сердцу родины, страны отшедших отцов и грядущих сынов наших. В родине видится оку веры земля святая, на ней жили и спасались святые угодники Божии, с ними купно пребыли в христианской вере отцы наши. Она есть вместилище святых мощей, храм молитвы угодников Российских. И по истине не мила нам и родина без святой веры нашей. Пусть же носители веры призваны будут уврачевать ее болезни.

Предоставляя каждому силою разума изыскивать к тому пути и средства, Священный Собор увещает всех, чтобы и в сей мирской области не забывали о правде Божией. С таким увещанием он обращается к православным людям без различия положений, сословий и партий, да хранят они неповрежденно заветы веры Христовой. Ведомо всем, как упорно борется с нею дух князя мира сего, стремясь утвердить свое царство прельщением земных, временных благ. К борьбе с таким духом призываются чада Церкви и на поприще государственного делания. Пусть проявят они и здесь свою силу духовного влияния, изыщут способы придать ему действенность, побудят слушаться голоса христианской совести. Блюдите же о том, чтобы новое строительство жизни русской не приводило к опустошению души народной, к расхищению сокровищ веры Христовой, чтобы не утверждалось оно на ложном основании, на отрицании и уничижении учения Христова, на неверии и безбожии. Воистину глаголет Господь: без Мене не можете творити ничесоже (Ев. Иоанн. 15, 5). И слово Господне призывным остережением звучит ныне для всей православной России, его износим днесь и поставляем пред совестью народной в сей грозный и страшный час его истории. Да не отрекутся от Христа рожденные в православной вере русские люди, на коих падет тот тяжкий жребий, да не забудут они обетов св. крещения, да не впадут во всегубительную власть духа антихристова и да сохранит новая держава Российская верность Руси Святой, в нее же веруем, ее же ищем.

Опубликовано: Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. М., 1918. Т. 2. С. 128–129.

Воззвание Священного Собора к православному русскому народу с обличением участившихся грабежей и убийств

7 октября 1917 г.

Священный Собор всем чадам Православной Российской Церкви

Благодать и мир вам да умножатся (2Петр. 1, 2.)

Печальные вести доходят до Церковного Собора с разных мест земли Русской. То и дело слышим об ограблениях церквей, монастырей, землевладельцев, а нередко об убийствах служителей Божиих и мирных обывателей мирского звания. Конечно эти возмутительные преступления дело рук разбойников, забывших Бога и не собирающихся на молитву, в храмы Божии, где будет читаться сие послание. Но увы, и посетители приходских церквей и иноческих обителей во многих местах бывают повинны, если не в также же, то в подобных преступлениях против Господня или вообще чужого достояния. Во множестве приходов различных епархий крестьяне насильственно забрали себе церковную или частновладельческую землю, запахивали самовольно причтовое поле, вырубали церковный или частновладельческий лес. Той же участи подверглись и некоторые монастыри, мужские и женские. Постыдная родственность таких насилий со злодейскими убийствами настоящих разбойников сказалась с особенною ясностью в начале нынешнего сентября в одном селе под г. Орлом; здесь был зверски убит уважаемый священник о. Григорий Рождественский со своим юношей – племянником на глазах жены; заграбив деньги, разбойники бежали, заслышав набат, а собравшиеся прихожане, увидев плавающего в своей крови убиенного пастыря, принялись растаскивать все, оставшееся после грабителей имущество осиротевшей матушки: рожь, овес, яблоки – все, что попадало под руки. Отсюда видно, что не одни только отщепенцы человеческого общества, но чуть ли не целые деревни могут постепенно обращаться в злодеев. Не далеко от них и ушли и все современные лихоимцы, припрятывающие хлеб и товары, и затем продающие их за удесятеренную цену. Вот до какого страшного времени дожила наша, когда-то святая, Русь.

Давно ли ее церкви постоянно обогащались пожертвованиями угодий, домов и всяких продуктов от богатых и бедных людей – от землевладельцев, купцов, крестьянских обществ и отдельных крестьян, и по духовным завещаниям, и по доброхотным жертвам? Давно ли крестьянские общества, с лишением для себя, нарезывали по 33 десятины собственного надела для новостроющегося храма или для утверждения при прежней церкви лишнего причта, и упрашивали о том духовное начальство с великою настойчивостью, как бы об особенной для себя милости? Тогда отдавали доброхотно свое, а теперь грабят чужое. Поступают хуже татар. – Откуда это печальное превращение? От лукавых лжеучителей, которые натравляют людей против друг друга и против своих духовных отцов. – Но их ли будете слушать православные христиане, или послушаете Самого Господа, который говорит устами псалмопевца и приточника: «не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда умножается богатство, не прилагайте к тому сердца (Псал. 61, 11). Сын мой, если будут склонять тебя грешники, не соглашайся; если будут говорить: иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины. Сын мой, не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их (Притч. 1, 10–15)… с мятежниками не сообщайся, потому, что внезапно придет погибель от них и беду от них обоих кто предузнает (Притч. 21, 21, 22).

Опомнитесь, православные христиане! Устыдитесь хотя бы всех иноверцев, живущих на нашей земле: они в настоящем году умножили свои заботы, свое усердие к своим храмам и духовным лицам, и все сословия их, сплотившись вместе, вместе стоят друг за друга; неужели же, самый благочестивый во всем мире, народ православный русский, а равно и прочие православные народы на св. Руси окажутся лютым врагом своей церкви, своих священников и прочих своих сограждан? Или вам мало, что земля наша со всех сторон обложена неприятелями и 15 губерний ими завоеваны: неужели хотите вы привлечь на себя гнев и Самого Господа Бога, присваивая себе посвященное Ему достояние? Да не будет сего! Немедленно возвратите церквам, обителям, причтам и частным владельцам награбленную от них землю, леса и урожаи и, как повелевает св. Церковь чрез постановления Вселенских Соборов и Святых Отец, так и поступите, а вот их правило: «Подобает удерживати похоть любостяжания, которую никто не усомнится нарещи матерью всех зол: никто да не вступает в чуждые пределы и рады корысти да не преступает пределов отеческих (Карф. 5). Итак возвратитесь к честному труду над своим собственным добром, а чужого не касайтесь, пока высшая власть, т.е. Учредительное Собрание, не установит каких-либо новых земельных законов. Слушайте же самое правило св. Отец: «Любостяжание и присвоение чуждого ради гнусного прибытка оглашается, яко дело отвратительное и страшное, и всяк, виновный в том, подлежит отчуждению от церкви Божией. Посему справедливым признается всех таковых отлучить от церкви, да не како приидет гнев на весь народ. Боюся бо, как глаголет писание, да не купно с собою погубит нечестивый праведного (Григ. 3). Видите, свв. Отцы и Вселенские Соборы не только повелевают отлучать от Церкви грабителей, но грозят гневом Божиим всему народу, который терпит их среди себя. – Спешите же, спешите возвратить заграбленное и всегда держите в уме своем заповедь Божию: «Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего». Самое пожелание завистливое есть нарушение заповеди, а грабеж – тяжкое преступление, привлекающее гнев Божий на весь народ. Гнев Божий уже открылся над страною нашей, меч его занесен над нашим народом: война, разорение и голод угнетают жителей городов и сел. Поспешим принести покаяние в наших грехах, в нашем нерадении, развращении и в тех позорных грабежах, которыми осквернена священная земля русская в настоящем году. Воззовем к Богу словами Пророка: «Господи Вседержителю Боже Израилев! стесненная душа и унылый дух взывает к Тебе. Услыши, Господи, и помилуй, ибо мы согрешили пред Тобой». (Вар. 3, 1, 2).

Но не словами только и даже не слезами только, но самым делом явите, братие, свое покаяние пред Господом, и Он снова обратит к нам лице Свое и избавить страну нашу от уничижения и по прежнему явит в ней Свою славу.

Опубликовано: Церковный вестник. 1917. 18 ноября. №. 43–45 С. 399–401.

Священный Собор всем чадам Православной Российской Церкви

Благодать вам и мир от Бога и Отца и Господа нашего Иисуса (Галат. 1, 3).

I.

Великие бедствия постигли уже родину нашу, но чаша гнева Божия все еще изливается на нас, и новыми грехами умножаем мы сей праведный гнев. Ко всем несчастьям присоединилась великая междоусобица, охватившая русскую землю. Одна часть войска и народа, обольщенная обещаниями всяких земных благ и скорого мира, восстала на другую часть, и земля наша обагрилась братскою кровью. Русские ружья и пушки были направлены уже не против врага, а на родные города, не щадя беззащитного населения, жен и детей. Но вождям междоусобицы оказалось мало и этого. Было совершено кощунственное преступление перед православной верой, перед всем православным народом и его историей. В течение ряда дней русские пушки обстреливали величайшую святыню России – наш священный Московский Кремль с древними его соборами, хранящими святые чудотворные иконы, мощи св. угодников и древности российские. Пушечным снарядом пробита кровля дома Богоматери, нашего Успенского Собора, поврежден образ св. Николая, сохранившийся на Никольских воротах и во время 1812 г., произведено разрушение в Чудовом монастыре, хранящем св. мощи Митрополита Алексия. С ужасом взирает православный народ на совершившееся, с гневом и отвращением будут клеймить это злое дело потомки наши, стыд покрывает нас пред всем миром, не можем поднять головы от посрамления и горя. Поистине исполняется и над нами слово Иеремиина плача: «сором и мерзостью Ты сделал нас среди народов… Ужас и яма, опустошение и разорение – доля наша» (Пл. Иер. III, 45–47). Но чьими же руками совершено это ужасное деяние? Увы! нашего русского воинства, частью того воинства, которое еще недавно являло подвиги храбрости, смирение, благочестия. А к нему присоединились и некоторые слои московского населения. Совершители злого дела живут теперь среди нас. С грехом страшного кощунства на совести, быть может, упоенные кровавой совею победой, они и не думают о сделанном. Но есть Божий суд и Божия правда, – Бог поругаем не бывает. Вместо обещанного лжеучителями нового общественного строения – кровавая распря строителей, вместо мира и братства народов – смешение языков и ожесточенная ненависть братьев. Люди, забывшие Бога, как голодные волки бросаются друг на друга. Происходит всеобщее затемнение совести и разума. Неодинаковая ответственность лежит на разных участниках этого дела, ибо многие из них, думаем даже большинство, простых и темных людей, сбитых с толку, обманутых и развращенных, и не ведали, что творили, и вся ответственность ложится на обольстителей и руководителей их… «Горе миру от соблазнов, ибо надо придти соблазнам: но горе человеку тому, чрез которого соблазн приходит» (Мф. XVIII, 7). Давно уже в русскую душу проникают севы антихристовы, и сердце народное отравляется учениями, ниспровергающими веру в Бога, насаждающими зависть, алчность, хищение чужого. На этой почве обещают они создание всеобщего счастья на земле. Христиане предварены Словом Божиим об этих лжеучителях. «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» (1Тим. IV, 1). «В последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы,… нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны» (2Тим. III, 1–4). Открыто проповедуется борьба против веры Христовой, противление всякой святыне и самопревознесение против всего, называемого Богом (2 Фесс. II, 4). Поэтому не случайно русские пушки, поражая святыни кремлевские, ранили и сердца народные, горящие верою православною. Но не может никакое земное царство держаться на безбожии, оно гибнет от внутренней распри и партийных раздоров, от всего этого беснующегося безбожия. На наших глазах совершается праведный суд Божий над народом, утратившим святыню. Вместе с кремлевскими храмами начинает рушиться все мирское строение державы российской. Еще недавно великая, могучая, славная, она ныне распадается на части. Покинутая благодатию Божиею, она разлагается как тело, от которого отлетел дух и совершается реченное пророком: «И в народе один будет угнетаем другим, и каждый – ближним своим; юноша будет нагло превозносится над старцем, и простолюдин – над вельможею» (Исаии III, 5).

Для тех, кто видит единственное основание своей власти в насилии одного сословия над всем народом, не существует родины и ее святыни. Они становятся изменниками родины, которые чинят неслыханное предательство России и верных союзников наших. К нашему несчастью, доселе не народилось еще власти воистину народной, достойной получить благословение церкви православной. И не явится ее на русской земле, пока со скорбною молитвою и слезным покаянием не обратимся к Тому, без Кого всуе трудятся зиждущие град.

Священный Собор ныне призывает всю Российскую Церковь принести молитвенное покаяние за великий грех тех своих сынов, которые поддавшись прельщению по неведению, впали в братоубийство и кощунственное разрушение святынь народных. Примем содеянное ими как всенародный грех и будем просить Господа о прощении. Сам Господь да пробудит в сердцах их спасительное покаяние и сознание всей вины их пред Богом и русским народом.

Покайтесь же и сотворите плоды покаяния. Оставьте безумную и нечестивую мечту лжеучителей, призывающих осуществить всемирное братство путем всемирного междоусобия. Вернитесь на путь Христов.

Да воскреснет Бог и расточатся враги Его и да бежат от лица Его все ненавидящие Его.

II.

Множество наших братий-воинов томится во вражьем плену. Человеческий язык слаб, чтобы изобразить все унижения, каким подвергает их жестокий враг, все страдания и мучения, какие переносят они. Кто видел возвратившихся из плена инвалидов, изможденных, обессиленных, разбитых духовно и телесно, кто слышал их прерывающиеся рыданиями рассказы о перенесенном в плену, тот только может представить себе весь ужас плена.

В сырых, и осенью и зимой почти не отапливаемых бараках-сараях живут наши пленные. Гнилая солома служит для них подстилкой, а легкая изношенная, изорванная одежда – единственной защитой от холода. Полураздетые, полуодетые они обречены на постоянный голод. Ночью, – рассказывают вернувшиеся из плена, – в лагерях часто можно видеть людей, роющихся в помойных ямах. Это наши пленные разыскивают там объедки, отбросы, чтобы хотя ими утолить свой страшный голод. Немецкие часовые прикладами отгоняют их от ям. А на ряду с этим тяжкие работы, к которым принуждают враги, насмешки, оскорбления, издевательства, побои…

От голода, холода и всяких страданий в ужасающем количестве гибнут наши братья. По словам прибывших из плена, до 1/3 из общего числа уже умерло. Лагери переполнены больными. В сараях на гнилой соломе вместе валяются и здоровые, и больные, и мертвые. И живые часто завидуют мертвым, ибо полная невыносимых страданий жизнь кажется для них страшнее смерти.

Братья наши взывают к нам о помощи. Им нужен хлеб, Им нужен хлеб, им нужна одежда; если мы не прикроем их леденеющих тел, не утолим голода, – они все могут погибнуть. А мы окажемся преступно повинными пред ними. Пусть среди них есть виновные, сдавшиеся в плен по малодушие или трусости, но и они прежде, чем сдаться, сражались за нас, страдали за нас, а затем своими невероятными страданиями в плену искупили свою вину, как бы велика ни была она.

Но среди них множество, попавших в плен поневоле, самоотверженно до конца самоотверженно до конца исполнивших свой долг.

И по человечеству первых мы не вправе отвергнуть, вторым же мы должны бы и последнее отдать. По-Божьему же мы обязаны как можно скорее поспешить с помощью и к тем, и к другим; чтобы и тех и других спасти: накормить, одеть, своей братской любовью ободрить и утешить.

Священный Собор зовет вас, чада Православной Церкви, к жертвам на нужды пленных братий наших. Скорее отзовитесь. Отзовитесь с любовью, принесите щедрые жертвы, да не погибнут братья, защищавшие нас, страдавшие за нас, готовившиеся умереть за нас.

Господь же щедрый и милостивый да воздаст вам Своими благами за то добро, какое вы окажете братьям своим.

Опубликовано: Церковный вестник. 1917. 2 декабря. №. 46–47.

Послание Священного Собора к православному народу по поводу убийства протоиерея Иоанна Кочурова

25 ноября 1917 г.

Священный Собор всем чадам Православной Российской Церкви

Милость вам и мир и любовь да умножатся. (Иуд. 1, 2).

Тяжкие удары, один сильнее другого, беспощадно поражают православное сердце народное, и без того уже израненное скорбными событиями нашей мятежной общественной жизни. Недавно, только на днях, верующая Русь, от края до края, в ужасе содрогнулась от неслыханной вести о междоусобной распре в рядах нашего воинства. Потоками родной русской крови залила эта распря улицы Первопрестольной столицы и осквернила сердце сердца России, ее священный алтарь – многовековый Кремль Московский с его древними святынями, обвеянными седой исторической славой, народной молитвой, любовью и благоговением. И вот, скажем мы словами ветхозаветного плача и стона пророка Иеремии, камни святилища раскиданы по всем перекресткам (Плач Иер. 4, 1). То, что пощадила рука вражеских полчищ, подверглось разрушение от собственных сынов нашей родины, не остановившихся пред священно-исторической ценностью отечественных памятников церковно-русской древности и искусства. Таким кощунственным разгромом Кремлевских святынь нанесена православной народной душе неисцелимая рана. Рана эта велика, как море, и кто может исцелить ее (Плач Иер. 2, 13). Но, по грехам нашим, Господь прилагает нам рану на рану. Не одни лишь безмолвные памятники народной веры и истории подверглись поруганию в только что смолкнувшей братоубийственной распре. Разделившись на враждебные партии, призванные к свободе, но сделавшие, как говорит апостол, свободу поводом к угождению только плоти, друг друга угрызающие и снедающие, так что рождается опасение, как бы они не были истреблены друг другом (Галл. 5, 13, 15), вожди и вдохновители междоусобия воздвигли гонение и на другое, еще более священное достояние народное, на саму веру нашу, на свободу нашей христианской молитвы и подняли руку свою на живых глашатаев евангельской истории, на более ревностных стражей дома Божия, на строителей таин Христовых, и подняли только за то, что в настоящие дни общей скорби и слез эти пастыри мужественно стояли на своей страде духовной, ревностно исполняя завет Божий, данный чрез пророка Исаию: утешайте, утешайте народ мой (Ис. 40, 1). И вот кровавый свиток русских мучеников пополнился еще одним, теперь для нас священным и заветным, именем. Пронизанный шестью предательскими пулями 31-го октября пал от руки убийц смиренный служитель слова Христова, о. протоиерей Иоанн Александрович Кочуров. Настоятель Царскосельского Екатерининского собора, где служил покойный, так описывает обстоятельства его доблестной кончины. «Начавшаяся 28 октября канонада под Царским Селом постепенно усиливалась и 30-го с утра особенно была нестерпима. В этот день в свое время началась в нашем соборе литургия, которую совершал ныне покойный о. Иоанн. Из разговоров с ним после литургии я узнал, что богомольцы выражали желание помолиться сегодня всей приходской семьей. Такие же слезные просьбы были затем обращены ко мне. В 3 ½ ч. заблаговестили в большой колокол к молебну. Народ толпами шел в собор, где на солее поставлены были иконы для крестного хода, о котором была единодушная просьба наших прихожан. Молебен мы служили по чину о спасении державы Российской и об утолении в ней раздоров и нестроений. Из собора мы все пошли с крестным ходом и всенародным пением по центральным улицам города, пройдя которые благополучно, в 6 ч. вечера возвратились в собор и отслужили здесь обычную всенощную, причем все с радостью отмечали, что после крестного хода канонада прекратилась. 31-го октября последовал арест трех священников собора за совершение накануне молебна и один из них о. Иоанн был на смерть расстрелян на глазах своего сына – гимназиста, беспомощно бежавшего за отцем».

Вот краткая, но скорбная повесть о том, как истинный пастырь стада Христова доблестно погиб на чреде апостольского служения родному народу. И погиб не в чужеземной Америке, где служил он верой и правдой более 10 лет православно-русскому делу… Погиб не от руки иноверных врагов, а от братской руки своего же русского солдата. Православные русские люди! Собравший со всех концов Руси великой представителей верующего народа Освященный Собор, как выразитель православной веры и совести, не мог не отозваться своим соборным решением на это скорбное событие и постановил призвать всех чад русской Церкви к молитвенному поминовению новопреставленного протоиерея Иоанна. Этот пастырь, вписавший новую светлую страницу в историю русского пастырства, достоин общей всенародной молитвы, ибо положил живот свой за веру и отечество во время междоусобной брани, на поприще пастырского подвига и молитвы об утолении раздоров и нестроений в земле нашей. Собор уповает, что новопреставленный мученик русский предстанет престолу Божию в ряду тех, о которых пишет новозаветный Тайновидец: взглянул я, и вот великое множество людей стояло пред престолом и Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. Сии облеченные в белые одежды это те, которые пришли от великой скорби: они омыли одежды свои и убелили кровию Агнца. За то они не будут уже алкать и жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной, и отрет Бог всякую слезу с очей их. (Апок. 7, 9–17).

Да устроит Господь по упованию нашему! Но в то же время Собор не может не болеть и о судьбе тех, которые запятнали свои руки пролитием братской крови и скверну возмнили кровь новозаветную, ею же и освятились. (Евр. 10, 30) Он возносит соборную молитву о том, чтобы и эти братоубийцы пришли в покаяние, дабы кровь невинно убиенных, как кровь праведного Авеля, не пала на главу их и дабы печать Каина, впервые обагрившего братской кровью грешную землю нашу, не легла на их души. Помолитесь и вы, православные русские люди, об обращение заблудивших, да не отяготеет на них проклятие Божие, которое изрек Христос Спаситель не только убийцам, но даже потомкам проливающих кровь служителей Божиих, говоря: да приидет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником (Мф. 23, 35). Собор призывает всю верующую Русь к молитве о том, да послужит эта невинно пролитая кровь отец и братий наших семенем возрождения и исцеления нашей русской жизни от диавольского навождения, которое затмило во многих голос совести, чувство веры и любви к родным заветным святыням.

*Без веры же не устоит земля наша. Оборотитесь назад, на прошлое нашей истории, помяните дни древние и поучитесь (Пс. 76, 6). Не тихой и плавной рекой, а бурным потоком текла всегда жизнь нашей многострадальной отчизны. И сколько бурь пронеслось над этим историческим течением ее государственной жизни. Сколько раз не только слезами, но и кровью обливались русские люди, изнывая в неволе или видя города в развалинах, а родину на краю гибели. Но все вынес, все выстрадал русский народ, не утратив своего главного сокровища, своего исконного достояния, своего исторического наследства, завещанного предками – это веры святой. С этой верой пережил он злую татарщину, времена лихолетья. С этой верой селился в непроходимых тундрах, на холодных островах Соловецких, шел в трущобы лесные и славил Бога на угрюмых скалах Валаамских. Все стихии мира (Колос. 2, 8), все силы земные расступались пред небесной силой победной веры, покорившей себе славянскую душу русского народа. Сквозь те веков пронес он светоч веры Христовой, тихим сиянием ее озаряя свой трудовой исторический путь. И чудом Божиим из ничего строилась русская земля. Росли, раздвигались ее границы. Раскинулась она на необъятное пространство, заняла собою чуть не полмира. И кто смог бы охватить своим взором широкие и неоглядные дали ее безграничного горизонта. Но, видимо, еще шире, еще безграничнее была душа того народа, который населил собою эти без края широкие степи, ибо в этой душе жил невместимый Христос Бог. С Богом в душе и прошел чрез огонь искушений и целым и невредимым русский народ; потому и не одолели вконец его вороги, потому удары судьбы не могли сокрушить его мужества. Что же подеялось с тобою, великий русский народ?! Куда девалась твоя доблесть славная и сила крепкая, с которыми ты всегда так стойко охранял свои вековые святыни? Посмотри, как многие из твоих воинов и даже мирным поселян, обольщенные приманкой чувственных благ, забыли, что они христиане, что они русские, – и для них, кроме временных земных похотей, не осталось ничего святого – ни погибающей родины, ни Церкви Православной, ни кроткого Христа с Его заветами любви. В погоне за сладостями жизни они освободили себя от всякого долга перед верой, перед родиной, перед историей, они забыли Бога, совесть, народную честь и к ним вполне применим рассказ св. Григория Нисского, который он приводит в обличение своих современников. «В г. Александрии, повествует этот великий отец и учитель Церкви, один искусник выучил обезьяну с известною ловкостью принимать вид танцовщицы, надевал на нее личину танцовщицы и одежду, приличную сему занятию. Посетители театра хвалили обезьяну, плясавшую под так музыки и во всем, что ни делала, скрывавшую свою природу. Когда же зрители заняты были новостью зрелища, один остроумец бросил на сцену те лакомства, которые привлекают жадность этих животных. Обезьяна, как скоро увидела разбросанный впереди сцены миндаль, ни на что не обращая внимания, забыв и пляску, и рукоплескания, и нарядную одежду, подбежала к нему и горстями начала собирать то, что находила; а чтобы личина не мешала рту, старалась сбросить ее, разрывая своими когтями обманчиво принятый образ, так что, вместо похвал и удивления, внезапно возбудила между зрителями смех, когда из-за обрывков личины показалась ее безобразная и смешная наружность. Итак, заключает св. отец, как жадность к лакомствам изобличила природу обезьяны, так и те, кои не истинно образовали свое естество верою, посредством лакомств, предлагаемых от диавола, легко изобличаются в том, что они нечто иное, отличное от того, за что выдают себя. Ибо, вместо смокв и миндаля, тщеславие, честолюбие, любостяжание, страсть к удовольствиям и другие такого же рода припасы диавола, будучи вместо лакомств предложены людям, легко изобличают подобные обезьянам души, которые в пору страстей свергают с себя личины целомудрия, кротости или другой какой добродетели» (VII т. 213–214 стр.).

Не близкое ли к этой картине общественное настроение приходится наблюдать теперь в нашей русской действительности. В напряженных мечтах, в жадных стремлениях к временным сладостям жизни многие из русских людей не срывают ли с себя не только христианский, но и человеческий облик, не продают ли, не меняют ли на злые припасы диавола святыни веры, которая построяла нашу родину, сохраняла и спасала ее мощь, ее государственную целость. И вот без веры русская земля переживает полное крушение. Православные русские люди! Взгляните на отчизну свою. Залитая братскою кровью, истерзанная внутренним междоусобием она соделалась «в притчу и поношение соседом нашим». Измена и предательство повивают многострадальное чело ее, а надменный и гордый завоеватель победоносно пятой своей попирает отторгнутую часть земли нашей. И обнищала, истощала родина наша. Грозные призраки повсеместного голода витают над градами и весями русскими. И уже предносится нам картина того, как «запустеет, ожестеет и иссохнет» и превратится в пустыню наша страна. Поистине отяготел над нами гнев Божий, – и на судьбах русского народа как бы сбываются древние пророческие слова: «народ мой оставил меня; они кадят суетным, споткнулись на путях своих, оставили пути древние, чтобы ходить по стезям пути непроложенного, чтобы сделать землю свою ужасом, всегдашним посмеянием, так что каждый, проходящий по ней, изумится и покачает головой своей; как восточным ветром развею их пред лицем врага; спиною, а не лицем обращусь к ним в день бедствия их (Иер. 18, 15–17). Так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши. Вы сеете много, а собираете мало. Едите, но не в сытость. Одеваетесь, а не согреваетесь. Зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька. Ожидаете много, а выходит мало, и что принесете домой, то я развею. За что, говорит Господь Саваоф, Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите каждый к своему дому». (Аггея. 1, 5–6, 9)*.

* Отмеченное звездочками, при чтении с церковного амвона, можно опустить.

Православные русские люди. Внемлите глаголу Божию, знамениями нашего времени призывающему нас к вере и покаянию. «Обратитесь ко Мне говорит Господь, чрез прор. Малахию, и Я обращуся к вам». (Мал. 3, 7). Если же не покаемся, если не обратимся ко Господу Богу, то не только с братоубийц, поревновавших беззаконию Каина, но и со всех нас взыщет Господь безвинно пролитую кровь родных мучеников и страстотерпцев наших до крови только что убиенного пастыря, павшего за великие заветы нашей веры и родины. Ибо не из среды ли нашей вышли они?! Не по нашей ли теплохладности погасили они в душе своей светильники веры?! Не по нашей ли неправде сердца их оскудели елеем христианской любви?!

Покой же, Спасе, с праведными всех в междоусобной брани убиенных рабов Твоих, их же имена Ты, Господи, веси, а в лике их и новопреставленного протоиерея Иоанна. Наша же соборная молитва и это всенародное поминовение да будут живым свидетельством, твердым исповеданием нашего покаяния и обращения ко Господу. И пусть предостерегающий голос грозного, неумытного суда Божия немолчно звучит в нашей русской православной совести: аще хощете и послушаете Мене, благая земли снесте, аще же не хощете, ниже послушаете Мене, меч вы пояст: уста бо Господни глаголаша сия (Ис. 1, 19–20).

Опубликовано: Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. М., 1918. Т. 5. С. 6–11.

Воззвание Священного Собора к православному народу по поводу Декрета народных комиссаров о свободе совести

27 января (9 февраля) 1918 г.

Православные христиане!

От века неслыханное творится у нас на Руси Святой. Люди, ставшие у власти и назвавшие себя народными комиссарами, сами чуждые христианской, а некоторые из них и всякой веры, издали декрет (закон), названный ими «о свободе совести», а на самом деле устанавливающий полное насилие над совестью верующих.

По этому закону, если он будет приводиться, как местами и приводится уже в исполнение, все храмы Божии, с их святым достоянием, могут быть у нас отняты, ризы с чудотворных икон станут снимать, священные сосуды перельют на деньги или обратят во что угодно, колокольный звон тогда смолкнет, святые таинства совершаться не будут, покойники будут зарываться в землю не отпетыми по-церковному, как и сделано это в Москве и Петрограде, на кладбища православные понесут хоронить кого угодно. Было ли когда после крещения Руси у нас что-нибудь подобное? Никогда не бывала. Даже татары больше уважали нашу святую веру, чем наши теперешние законодатели. Доселе Русь звалась Святою, а теперь хотят сделать ее поганою.

И слыхано ли, чтобы делами церковными управляли люди безбожные, не русские и не православные? По приказу, подписанному неправославною женщиною, на святую Александро-Невскую лавру в Петрограде, как на какой-то вражеский лагерь, наехали вооруженные люди и произвели неслыханное бесчинство и даже убили священника (о. Петра Скипетрова), желающего вразумить словами обезумевших людей. И совсем захватили бы эту святыню, если бы народ не защитил ее, – без оружия, только своею грудью, воплями и рыданиями.

И по другим местам происходит подобное поругание святыни и попытки ограбить ее, ибо корысть к наживе способна на всякое зло.

Объединяйтесь же, православные, около своих храмов и пастырей, объединяйтесь все – и мужчины и женщины, и старые и малые, – составляйте союзы для защиты заветных святынь. Эти святыни – ваше достояние. Ваши благочестивые предки и вы создали и украсили храмы Божии и посвятили это имущество Богу. Священнослужители – при них только духовная стража, которой святыня эта вверена на хранение. Но пришло время, когда и вы, православные, должны обратиться в неусыпных ее стражей и защитников, ибо «правители народные» хотят отнять у православного народа это Божие достояние, даже не спрашивая вас, как вы к этому относитесь. Оберегайте же и защищайте веками созданное лучшее украшение земли Русской – храмы Божии, не попустите перейти им в дерзкие и нечистые руки неверующих, не попустите совершиться этому страшному кощунству и святотатству. Если бы это совершалось, то ведь Русь Святая, православная, обратилась бы в землю антихристову, в пустыню духовную, в которой смерть лучше жизни. Громко заявляйте всем забывшим Бога и совесть и на деле показывайте, что вы вняли голосу отца и вождя своего духовного, святейшего патриарха Тихона. В особом послании он зовет вас последовать за собою, идти на подвиг страдания в защиту святынь, повинуясь гласу апостола: «Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (к Филипп. 1–29). Лучше кровь свою пролить и удостоиться венца мученического, чем допустить веру православную врагам на поругание.

Мужайся же, Русь святая. Иди на свою Голгофу. С тобою крест святой, оружие непобедимое. На помощь тебе притекут невидимо: «Матерь Божия, Пресвятая Богородица, – Стена Нерушимая, Заступница Усердная рода христианского, умягчающая сердца всех злых людей. С тобою воинства небесные, ревнители славы Божией. С тобою все святые, вместе с псалмопевцем Давидом, сладкозвучно воспевшим красоту селения славы Божией, взывающе: «Господи, ревность о доме Твоем снедает нас» (Псал. 68–10). А Глава Церкви – Христос Спаситель вещает каждому из нас: «Буди верен до смерти, и дам ти венец живота». (Апокалипсис 2–10).

Опубликовано: Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. М., 1918. Т. 6. С. 139–140.

Воззвание Священного Собора благовестникам слова Божия среди инородческих племен

3 (16) августа 1918 г.

Священный Собор Православной Российской Церкви возлюбленным о Господе благовестникам Слова Божия среди инородческих племен

Милость вам и мир и любы да умножится. (Иуд. 1, 2.)

В настоящую тяжелую годину нашей жизни, когда глубины адовы с жестокою лютостью и свирепеющей злобой восстают на Церковь Божию, стремясь колебать Ее основы во всех почти странах, где хранится Святое Православие, – исконный враг рода человеческого распростирает свои коварные сети, «ища, кого поглотити», и на инородческие племена нашей земли.

Обольщением земных благ и прочею тщетною лестью он отторгает крещеных инородцев от веры Христовой и Церкви Божией, а некрещеных удерживает от слушания и внимания Евангельскому Слову.

В эти тяжелые для Церкви Христовой времена мы, – архипастыри, пастыри и прочие чада Православной Российской Церкви, собравшиеся на Поместный Собор во главе с Отцом нашим Тихоном, Святейшим Патриархом Московским и всея России, – обращаемся в братской любви о Христе к вам, благовестники Божии, служители Слова и учители веры, с утешением и ободрением вас в скорбях и тяготах крестоносного служения Евангельскому благовестию.

«Мир Божий, превосходящий всяк ум» (Филип. 4, 7), благоволение Бога и Отца и благодать Св. Духа да почиют на трудах ваших.

Мы ценим подвиги ваши во имя Христа и Его святого благовестия, ибо вы – посланники Спасителя миря и исполнители Его Божественного повеления: «шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Св. Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам» (Матф. 28, 19–20). Вы – продолжатели апостольского служения в деле Евангельского благовестия – и вам уготованы обещанные Спасителем мира великие обетования и награды за проповедь веры. «Не вы Меня избрасте», глаголет Господь к благовестникам веры, «но Аз избрах вас и положих вас, да вы идете и плод принесете, и плод ваш пребудет» (Иоанн. 15, 16). «Се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Матф. 28, 20). Не благовестникам ли веры принадлежит и другое славное обетование: «Отче, иже дал еси Мне, хощу, да идеже есмь Аз, и тии будут со Мною, да видят славу Мою, юже дал еси Мне» (Иоанн. 17, 24).

Имея толикия славные и благодатные обетования на участие в царстве славы, возлюбленные о Господе благовестники Слова Божия и учители веры, стойте на страже своей паствы и своего дела, творяще е во страсе Божии. Нам ведомы ваши болезни и умножившиеся в настоящее время ваши лишения, нам ведома вся, по человеческому рассуждению непосильная тягота вашего служения, – скорбь за отторгаемых и соблазняемых чад паствы, скорбь за терпящих лишения присных, опасения за свое дальнейшее существование и даже самую жизнь. Мы собственным сердцем чувствуем, как под тяжестью этого креста в вашу душу может закрасться мысль оставить инородческую паству и благовестнические труды, перейти в приходы с русским населением, где лучше обеспечение и менее тяжки скорби служения. Мы не судим вас, но молим: «пребудьте в служении Слову», да не останется без духовного окормления на расхищение хотящих губити ю инородческая паства, еще не окрепшая в истинах благочестия и склонная к языческому суеверию. Благословение Отца нашего Тихона, Святейшего Патриарха Московского и всея России на трудах ваших и молитвы его о деле вашем.

«Будьте же тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом.» (1Кор. 15, 58).

Видя усилившиеся соблазны и нападения силы вражьей, усугубьте труды ваши по окормлению паствы, будьте ревностны и в проповеди веры некрещеным, ибо это – неотложный долг тех, кого Господь избрал благовестниками веры.

«Трезвися», благовестниче Божией, «злопостражди, дело сотвори благовестника, служение твое известно сотвори (2Тим. 4, 5).

Претерпи, ради Господа, безропотно сию временную скорбь настоящего жития, вспоминая в утешение и ободрение слова Божественного Учителя, избравшего тебя на служение: «несть раб болий Господа своего. Аще Мене изгнаша, и вас изженут: аще слово Мое соблюдоша, и ваше соблюдут (Иоанн. 15, 20).

Уповая на помощь Божию в деле благовестия, будем вкупе взирать на «Начальника веры и Совершителя Иисуса» (Евр. 12, 2), ибо Он Сам молитвенно вопиял к Богу Отцу о благовестниках веры: «не молю, чтобы Ты взял их от мира, но чтобы сохранил их от зла» (Иоанн. 17, 15).

По силе этой молитвы Сына Божия Бог всякия утехи «да утешит сердца ваши и да утвердит во всяком слове и деле блазе» (2Фес. 2, 17) … «да усовершит вас к исполнению воли Его» (Евр. 13, 21) в полноте Духа и силы благодати.

«Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами» (Ср.: 2Кор. 13:13). Аминь.

Опубликовано: «Приспело время подвига…»: Документы Священного Собора Православной российской Церкви 1917–1918 гг. о начале гонений на Церковь. / Сост. Н. А. Кривошеева. С. 165–169.

Комментарии для сайта Cackle