М. В. Шкаровский

Источник

4. Создание и деятельность Белорусской Православной Церкви

А. Развитие религиозной жизни в Белоруссии в первые месяцы войны 4 сентября 1941 – 2 апреля 1942 гг.

Возрождением Русской Церкви можно назвать религиозную жизнь в оккупированной Белоруссии. Здесь, как и на Северо-Западе России, уже в конце лета 1941 г, началось быстрое восстановление закрытых храмов, причем при воссоздании церковной организации значительную роль сыграло духовенство западной части республики, в 1939 г. оказавшееся на советской территории. Патриарший Местоблюститель миф. Сергий назначил в июле 1941 г. экзархом Белоруссии архиеп. Пантелеймона (Рожновского). К этому архиерею за отсутствием других вариантов и обратилось германское командование, поставив при переговорах условия организовать Церковь самостоятельно без сношений с Москвой или Варшавой и с названием «автокефальная национальная Белорусская Православная Церковь». Владыка принял эти условия с оговоркой, по существу полностью противоречащей им: отделение может состояться только после того, как Белорусская Церковь организуется, созреет для автокефалии и оформит это отделение канонически, т. е. с разрешения Московской Патриархии221. В октябре архиепископ занял восстановленную Минскую кафедру и в ноябре переехал в Минск. С самого начала Белорусской Церкви пришлось столкнуться с двумя попытками внести разделение в ее паству. Первая исходила от главы автокефальной Православной Церкви в Генерал-губернаторстве митр. Дионисия, который, как бывший руководитель Польской Православной Церкви, считал себя вправе распоряжаться церковными делами в Белоруссии и на Украине. По требованию нацистов он признал автокефалию Белорусской Церкви, но на заседании возглавляемого им Синода в Варшаве 9 сентября 1941 г. было решено выдвинуть для нее трех кандидатов во епископы. Из них первоначально наибольшую активность проявил пронемецки настроенный иеромонах Владимир (Финковский). В конце концов планы митр. Дионисия в Белоруссии, в отличие от Украины, потерпели полную неудачу, хотя один из намеченных кандидатов – архим. Филофей и был хиротонисан 23 ноября 1941 г. во епископа Слуцкого. Он стал в основном следовать прорусской политике Владыки Пантелеймона. Финковского же архиепископ Минский запретил в священнослужении, и тот вместе с несколькими подобными священниками уехал в Полесскую епархию к архиеп. Александру (Иноземцеву). Именно здесь – на юге Белоруссии возник еще один конфликт. Архиеп. Александр указом Патриаршего Местоблюстителя Сергия в мае 1941 г, был уволен на покой, но с приходом Вермахта вновь вступил в управление епархией. После того как Пинская и Брестская области, частично населенные украинцами, были переданы в состав рейхс-комиссариата «Украина», архиепископ начал действовать совместно с украинскими националистами и в конечном итоге вместе с ей. Поликарпом (Сикорским) явился основателем автокефальной Украинской церкви. При этом архиеп. Александр стал претендовать и на приходы Брестской области, которыми управлял прорусски настроенный еп. Венедикт (Бобковский). 25 февраля 1942 г. еп. Поликарп, назначенный митр. Дионисием администратором автокефальной Украинской православной церкви, обратился с письмом к еп. Венедикту, прося передать управляемые последним приходы архиеп. Александру. В публикуемом ответе Владыка Венедикт рекомендовал администратору подождать результатов выбора архиерея духовенством или назначить в Брест уважаемого верующими еп. Иоанна (Лавриненко). Последнее было для Поликарпа невозможно, так как еп. Иоанн принадлежал к автономной Украинской Церкви, входившей в состав Московской Патриархии и отвергавшей власть администратора. В итоге именно Иоанн и стал епископом Брестским.

№ 128. Из «Сообщения о событиях на территории СССР JV» 73» оперативных групп и команд полиции безопасности и СД

Берлин, 4 сентября 1941 г.

[...] Религиозная жизнь.

Согласно единодушным сообщениям интерес белорусского и русского населения к греко-православной церковной жизни растет и дальше. Открытия церквей постоянно воспринимаются как очевидные признаки произошедшей в результате германской оккупации смены эпох. С греко-православной стороны высказано пожелание того, чтобы немецкие оккупационные власти с целью справедливого распределения имеющегося в здешних областях духовенства по отдельным городам и сельским округам воспрепятствовали тому, что в некоторых городах случайно оказалось слишком много священников, а в других и прежде всего в сельской местности духовенство вообще отсутствует. Эти хлопоты показывают, что организации Греко-Православной Церкви в настоящее время еще не ощущается. Только отдельные наиболее активные священники, например в Минске, стараются возобновить церковную жизнь в соседних сельских округах и там тоже разыскать бывшее духовенство.

Во всяком случае, центральной духовной организации еще не существует, и до появления для гражданского населения возможности транспортного передвижения попытки создания подобного руководящего органа не могут быть реализованы. В случае, если в будущем в определенной мере окажется разрешена деятельность Греко-Православной Церкви, целесообразно при условии необходимых организационных мероприятий сохранить ведение дед в распоряжении подвижных команд или стационарных органов полиции безопасности. По опыту нынешней служебно-информационной деятельности возможна совместная работа с греко-православным духовенством в плане ценных служебно-информационных связей и возможности оказания значительного влияния на население222. При будущих заданиях полиции безопасности о совместной работе с населением, например, розыске коммунистических агентов или преступных элементов, такая работа с отдельными греко-православными священниками, предполагая, что деятельность Греко-Православной Церкви вообще будет допущена, обещает безусловный успех. При этом должно быть уделено внимание тому, чтобы уже сейчас, независимо от создания будущей гражданской администрации, сформировать у греко-православного духовенства представление об отдельных подразделениях или в целом о полиции безопасности и СД как о руководящих органах. Поэтому по данным соображениям быстрое решение церковного вопроса было бы очень желательно.

По различным наблюдениям к распоряжению о том, что богослужения Вермахта должны проходить без участия гражданского населения, все еще относятся с недостаточным вниманием. Например, на походном евангелическом богослужении в Борисове присутствовало многочисленное гражданское население, и в конце богослужения священник даже благословил его. Подобное можно было наблюдать и в Смоленске, где многочисленные гражданские лица в качестве зрителей присутствовали на германском походном богослужении. Группа армии «Центр» и командующий ее тыловой областью об этом информированы. Было предложено в интересах естественной дистанции между немецкими солдатами и гражданским населением чужого народа проводить походные богослужения только в закрытом кругу военнослужащих Вермахта [...].

ВА, R58/216. BL 287–289. Машинописный экземпляр.

№ 129. Из «Сообщения о событиях на территории СССР № 79» оперативных групп и команд полиции безопасности и СД

Берлин, 10 сентября 1941 г.

[...] Церковь:

В последнее время появилось напряжение в Православной Церкви в Бресте, распространившееся на большую территорию. Попытка украинской стороны в Бресте по случаю внутреннего обсуждения (лидер д-р Дмитрюк, Тересполь) использовать Православную Церковь для украинизации Православной Церкви в Холмщине (округ Люблин). Планируется на Волыни и в Полесье ввести вместо церковно-славянского украинский язык. Циркуляры митрополита Варшавского Дионисия епископам Поликарпу (Волынь) и Александру (Полесье) требуют постепенного введения украинского языка. При этом существуют особые указания провести языковую реформу по возможности так, чтобы для населения это не оказалось неожиданностью. Большая часть священников с этим не согласна. Они опасаются, что вследствие новой пограничной линии Брестская область будет объединена с Луцким епископством и таким образом православное белорусское население окажется подвергнуто украинизации. Духовенство желает образовать в рамках Вилснской епархии собственное епископство с епископом Венедиктом (Брест, в настоящее время Слоним) во главе. Из-за проведения границы возможности связи епископа Венедикта с духовенством сильно затруднились. Напротив, епископ Луцкий оказался в выигрыше, так как Брест и Луцк входят в один административный округ. С обеих сторон предпринимаются попытки оказать влияние на духовенство и население посредством циркуляров и воззваний [...].

ВА, R58/217, В!. 11–12. Машинописный экземпляр.

№130. Из «Сообщения о событиях на территории СССР № 90» оперативных групп и команд полиции безопасности и СД

21 сентября 1941 г.

[...] Церковный вопрос.

Директивами фюрера об отношениях Вермахта в религиозных вопросах с гражданским населением на новых занятых восточных территориях (шеф ОКБ... Nr. 4798/41 от 06.08.1941 г.)223 и для подведомственных организаций Вермахта создана ясность в вопросе о возобновлении церковной жизни. Теперь, наконец, прекратятся попытки римско-католических священников Вермахта проводить богослужения для гражданского населения (как например, в Витебске, Смоленске)224. Командующий областью тыла группы армий «Центр» мне также со своей стороны обещал при сообщениях о такого рода происшествиях сразу же вмешиваться и заботиться об их устранении.

Чтобы при возобновлении Греко-Православной Церкви приобрести ощутимое влияние полиции безопасности и СД на греко-православных священников, я попросил командующего областью тыла группы армий «Центр» указать в своих распоряжениях полевым и стационарным комендатурам о допуске духовенства всех конфессий к душепопечительной деятельности только после политической проверки местными командами полиции безопасности и СД225. Ведь мы уже добились того, что полевые и стационарные комендатуры могут назначать только таких бургомистров и т. п., которые проверены полицией безопасности.

Я обосновал проверку духовенства имевшими место, прежде всего в Витебске, попытками проводить богослужения со стороны священников так называемого обновленческого греко-православного (пробольшевистского) церковного направления и указал на то, что большая часть священников этого направления, без сомнения, состояла в осведомительном аппарате НКВД226 Командующий армейской области тыла, вероятно, пойдет навстречу моей просьбе. Это даст нам возможность поставить священников в сильную зависимость от наших служебных органов [...].

Далее я сообщил командующему армейской областью тыла, что всякое создание церковной организации, особенно превышающей местный уровень, нежелательно и ликвидация уже образованных во многих местах церковных советов необходима227. Я обратил внимание на то, что, по-моему, церковные советы способны только преждевременно поднимать церковно-организационный вопрос и предрешать для немецкой стороны определенные будущие организационные формы Греко-Православной Церкви. Для церковных старост я также предложил проверку в полиции безопасности, чтобы и здесь обеспечить влияние наших органов.

Возрождение Греко-Православной Церкви проходит при деятельном участии гражданского населения. В недавно занятых городах население тоже сразу стремится снова открыть церкви и возобновить богослужение. Успешная деятельность, особенно энергичного греко-православного священника Финковского в Минске, вызывает недоброжелательство действовавших там и до этого римско-католических священников и римско-католического руководства в Белоруссии. С этой стороны заявляют, что Финковский не «настоящий белорус», а русский. Кроме того, утверждают, что Финковский надеется стать епископом Белоруссии. Действительно, Финковский развил чрезвычайную предприимчивость и сильно выделяется по своим личным качествам среди других греко-православных священников. Он единственный здесь греко-православный священник, который покидал свое местожительство в Минске и совершал богослужения также и в соседних городах. При этом он сейчас является лучшим пропагандистом для германской стороны, его богослужения всегда содержат благодарственные слова фюреру. В своей комнате Финковский повесил портрет Гитлера и разъяснил верующим, что Белоруссия никогда не должна быть самостоятельным государством, а всегда оставаться под германским господством. Естественно, при этом существенную роль может играть желание стать епископом228 [...].

ВА, R58/217. Bt. 224–227. Машинописный экземпляр.

№131. Из «Сообщения о событиях на территории СССР № 154» оперативных групп и команд полиции безопасности и СД

Берлин, 12 января 1942 г.

[...] Общее положение на нынешней территории генерал-комиссариата Белоруссии.

[...] Решающую роль в развитии на белорусской территории играет конфессиональная жизнь. При наличии сильной смешанности белорусов и поляков активные польские круги пытаются конфессиональным и также политическим путем выиграть это пространство [...]. Представителей белорусской эмиграции из Вильно и Варшавы соединяют тесные личные связи с персонами польской общественной жизни и римско-католическим церковным руководством. Этим объясняется также их открытая враждебность, которую они проявляют к белорусской православной жизни.

Учрежденная в Белоруссии по распоряжению генерального комиссара автокефальная национальная Белорусская Православная Церковь образовала свое руководство в Минске229. Митрополит Пантелеймон и епископ Минский Венедикт, которые вместе со многими другими православными священнослужителями подозревались в принадлежности к обновленческому движению или сергианскому направлению230, между тем были изобличены в своей принадлежности к этому уживающемуся с Советами церковно-политическому направлению. Пантелеймон и Венедикт в советское время являлись рупором, через который Сергий Московский передавал свои указы православному духовенству. Особого интереса при этом заслуживают выпущенные Венедиктом по поручению Пантелеймона «Формулы богослужений», в которых помимо прочего 10.05.1941г. предписывалось: «Мы молим Бога о Патриаршем Местоблюстителе митрополите Сергии и просим дать нашей стране и нашему правительству тихую мирную жизнь»231, и сделанный примерно в это время архиепископом Волынским и Луцким Николаем выговор архиепископу Пинскому и Полесскому Александру, так как тот указанную формулу богослужения не ввел и Москве не уступил.

Национальная Белорусская Православная Церковь отвергла главенство Варшавы, хотя и из-за «коммунистического прошлого» руководителей. Особенно резко это отразилось в изданном 17.11.1941г. окружным церковным управлением Полесья указе местным священникам не поминать в молитвах митрополита Пантелеймона и епископа Венедикта, так как они являются коммунистическими агентами и упоминали в своих молитвах «дьявольское коммунистическое правительство». Район Полесья согласно указу епископа Пинского Александра не подчиняется Минску, а по-прежнему рассматривает в качестве законного руководства Варшаву.

В принципе «автокефальная национальная Белорусская Православная Церковь» признана Варшавой, причем Варшава опирается на [свое] каноническое признание Константинопольским Патриархом от 13.11.1942 г., после чего Белорусская Церковь должна быть отделена от Русской и Украинской.

На этой основе Варшавский Синод под председательством Дионисия 09.09.1941 г. решил выдвинуть для Белоруссии трех кандидатов во епископы, из которых Филофей Нарко уже прибыл в Минск и в сопровождении Пантелеймона нанес первый визит генеральному комиссару. Задумано ли назначение архимандрита Нарко в качестве представителя Пантелеймона Варшавой как клин для раскола белорусского православного церковного руководства, или Нарко взялся за изменения по конъюнктурным причинам, в настоящее время еще не может быть полностью установлено. Однако, после того как Варшава, одновременно с Парко, снова направила в Минск открытого врага Пантелеймона архимандрита Финковского с поручением руководить церквами в Минске и окрестностях, можно сделать вывод, что Варшава выступает за то, чтобы разрушить путем внедрения Нарко и Финковского учрежденное генеральным комиссаром руководство Белорусской Православной Церкви. Но этим было бы положено начало развитию, препятствующему необходимому укреплению автокефальной нациопачьной Белорусской Православной Церкви, и таким образом с самого начала пресечены замыслы распространения конфессиональной белорусской самобытности на культурный и политический секторы [...].

ВА, R58/220. В1. 83, 87–90. Машинописный экземпляр.

№132. Письмо администратора автокефальной Украинской Церкви архиеп. Поликарпа (Сикорского) еп. Венедикту (Бобковскому) с предложением передать приходы Полесской епархии архиеп. Александру (Иноземцеву)

Луцк, 25 февраля 1942 г.232

Его Преосвященству, Преосвященнейшему Венедикту, епископу Гродненскому.

Рад известить Вас, что единым высшим канонично правильным церковным главой на всех освобожденных украинских землях является администратор Святой Автокефальной Православной Церкви, которым являюсь я.

Уже как администратор любезно прошу Вас тс приходы, которые принадлежали к Полесской епархии в границах еще до немецко-польской войны и которые населены украинцами, вернуть Полесской епархии и передать их управляющему Полесской епархией – Высокопреосвященному Александру, архиепископу Полесскому и Пинскому, и уведомить меня об этом.

В своем письме от 13 декабря 1941 года на имя архиепископа Полесского Вы писали, что сделаете это, когда настанет подходящее время233. Это время настало.

Вашего Преосвященства любящий во Христе брат

Поликарп архиепископ Луцкий и Ковельский,

администратор Святой Автокефальной Православной Церкви

на освобожденных украинских землях

ЛГЕ, д. Указы Архиерейского Синода РПЦЗ. Распоряжения Патриархии. 1923–1951 гг., л. 19. Подлинник.

№133. Ответ архиеп. Венедикта архиеп. Поликарпу

Гродно, 2 апреля 1942 г.

Высокопреосвяшеннейшему Поликарпу, архиепископу Луцкому и Ковельскому

Ваше Высокопреосвященство – дорогой брат во Христе! Письмо Ваше за № 60, почему-то датированное 25 листопада 1942 г., получил только 27 сего марта по приезде из г. Минска, где пробыл более месяца на заседаниях Собора Белорусских Епископов, посвященных составлению Статута и управлению страны234. Собор Епископов ввиду назначения меня, с согласия архиепископа Берлинского Серафима, Экзархом Автономной Церкви Православной в Восточной Пруссии, по моей личной просьбе, освободил меня от управления частью Брестской епархии, находящейся в пределах Украины и Белоруссии, и предоставил мне право передать свою каноническую юрисдикцию одному из имеющихся на Украине Православных Епископов по выбору духовенства. К глубокому моему прискорбию Ваше предложение – передать епархию Высокопреосвященному Архиепископу Александру – поставило меня в затруднение. Враждебная позиция, занятая Архиепископом Александром по отношению Митрополита Пантелеймона и меня, без предварительной переписки, по которой мы могли бы в самом начале благоразумно и в его пользу разрешить вопрос о Брестской епархии, а потом крайне неприличное и недостойное Епископа старание опозорить наш сан и положение в глазах духовенства и даже Немецкой Власти, грубые обещания «стереть в порошок» неподчиняющееся ему духовенство, окружение себя священниками, нами запрещенными за публичное отречение от Бога и сана, публичное попирание ногами икон и св. Креста, за обманы, пьянство и т. п. (Сидорович, Наумов, Голуб, Финьковский, Плетнев и десяток других) – все вместе взятое положительно оттолкнули от него духовенство и парод и вызывает в них нехорошее чувство против него. А поэтому, если бы я и захотел передать ему свои канонические права, то даже и меня не послушают, и создастся раскол и никакие – даже полицейские меры – не заставят подчиняться ему и даже им поставленному Епископу. Он даже у меня – в Пруссии – в Пружанах – создал раскол и своим вмешательством заставляет меня прибегнуть к решительным мерам... А потому, дорогой Владыка, отсюда Вы прекрасно можете понять, что передать ему Брестскую епархию в пределах Украины я, если бы и пожелал, не могу и благо Церкви Украинской настойчиво требует идти с духовенством и народом в назначении туда Епископа вместо меня; требует этого и Ваш авторитет – как администратора Церкви Украинской, потому что если создадите раскол, то и значение Ваше у Немецкой Власти понизится, как не сумевшего благоразумно устроить порядок. Я послал (не знаю только, дошло ли до Церковного Управления в Бресте) и еще посылаю свое Архипастырское послание с указанием необходимости выбрать себе Епископа и донести мне. Значит, надо обождать. А если Вы хотите ускорить развязку дела, то назначьте Брестским Епископом Епископа Иоанна (Лавриненко), и его бесспорно примут в Бресте как нейтрального, и все успокоится. Как скорейший – это лучший способ.

У нас в Белоруссии все прошло мирно, согласно, любовно, и Церковь функционирует нормально (если так можно выразиться, принимая военные условия жизни и обстановку). Да поможет Господь и у Вас создать мирное разрешение церковных вопросов.

Жировицкий монастырь мы объявили Ставропигией Митрополита Белоруссии. Сообщаю Вам, как бывшему настоятелю.

Прошу св. молитв и остаюсь любящий Вас Собрат во Христе

Венедикт, Архиепископ Бслостоцкий и Гродненский

АГЕ, д. Указы Архиерейского Синода РПЦЗ. Распоряжения Патриархии. 1923–1951 гг., л. 20–21. Заверенная копия.

Б. Безуспешная борьба германских ведомств с прорусской ориентацией Белорусской Православной Церкви. 5 июня 1942 – / июня 1944 г.

Несмотря на то, что Прибалтика и Белоруссия входили в один рейхскомиссариат Остланд, и экзарх. Сергий (Воскресенский) пытался объединить их церковную жизнь, германские власти жестко пресекли все подобные попытки, настойчиво проводя политику дробления единой Русской Церкви на несколько национальных. Восточное министерство в своих директивах неоднократно подчеркивало необходимость полностью отделить в церковном плане белорусов от русских. Несмотря на давление немцев, мартовский 1942 г. Собор епископов хотя и принял внутренний статут Белорусской Церкви, так и не провозгласил ее автокефальной. На богослужениях продолжали возносить имя Патриаршего Местоблюстителя. Воссозданное духовенство на 90% состояло из белорусов, и все же германским властям к лету 1942 г. пришлось признать провал своей политики сепаратизма в церковной области. В публикуемом сообщении полиции безопасности и СД от 5 июня 1942 г. об этом говорилось совершенно открыто. Срочно пытаясь исправить положение, нацисты заключили в мае 1942 г. митр. Пантелеймона под домашний арест в Жировицкий монастырь, где он находился более полутора лет. Но эти и другие подобные акции не помогли. 1 июня 1944 г. начальник руководящей группы по вопросам культуры РМО Милве-Шрёден опять писал о необходимости борьбы с прорусской позицией белорусского духовенства. Но времени для проведения более активного нацистского вмешательства в церковные дела уже не оставалось, приближались советские войска. Белорусские архиереи были эвакуированы в Германию, куда прибыли 15 июля 1944 г. Здесь они все присоединились к РПЦЗ, что подчеркнуло А\ общерусскую ориентацию.

№134. Из меморандума ведомства рейхслентера А. Розенберга о германской политике в рейхскомиссариате Остланд

Берлин, начало июня 1942 г.

[...] II. Неблагодарные народы. [...] 4. Белорусы.

Белорусы – самый отсталый беднейший крестьянский народ по эту сторону Урала, который имеет очень слаборазвитое национальное чувство [...]. Пресса должна способствовать главной задаче германского управления – отделить белорусов от русского народа, влияние которого является господствующим [...].

IV. Церковный вопрос.

Германское руководство уделяет церковному вопросу особое внимание. В Восточной Европе повсеместно связь населения с его соответствующей Церковью много теснее, чем в Центральной Европе. Всякое мероприятие в области церковной политики имеет непосредственное воздействие на народную жизнь [...]. Православная Церковь путем насилия и хитрости была внедрена царизмом в Эстонию и Латвию и сегодня еще представляет главную опору чужеземного русского влияния. Поэтому с Православием [там] следует бороться и в конечном итоге устранить.

В Белоруссии Православная Церковь представляет собой традиционную местную Церковь, которая, однако, в целом подвержена русскому влиянию и в западных областях борется против проводящей польское влияние Римской Церкви. (Подробнее об этом в распоряжении рейхскомиссара Остланда)235.

Ifl, МЛ246. BL 170–173. Копия.

№135. Из «Сообщения с занятых восточных территорий № 6» штабного управления шефа полиции безопасности и СД

Берлин, 5 июня 1942 г.

[...] Церковное положение в Белоруссии.

В области церковной жизни в Белоруссии открыто и ясно стоит великорусский вопрос. Для того чтобы и в церковной области отколоть Белоруссию от великорусской общности и сделать независимой, гепералкомиссар вызвал к жизни автокефальную национальную Белорусскую Православную Церковь. Теперь точно установлено, что национальная Белорусская Церковь стала местом сбора великорусских кругов духовенства, хотя со стороны гражданской администрации не было недостатка в указаниях на совместное следование по белорусскому пути, и руководство автокефальной Церкви постоянно уверяло, что никоим образом не будет создавать затруднения.

За этим великорусским развитием в национальной Белорусской Церкви ведется внимательное наблюдение и собираются материальные свидетельства о бывших связях руководителей этой Церкви с выдвинутым Советами архиепископом Сергием в Москве (митрополита Пантелеймона, епископа Венедикта и т. д.) и великорусскими устремлениями после германского освобождения.

Таким образом, возникла тяжелая ситуация, когда, с одной стороны, по политическим причинам должна быть основана автокефальная национальная Белорусская Православная Церковь, а с другой стороны, не имеется в распоряжении белорусских православных священников для заполнения этой конструкции. Различные события и высказывания в национальной Белорусской Церкви сделали очевидным, что митрополит Пантелеймон и его окружение пытаются препятствовать белорусскому развитию русифицированной автокефальной национальной Белорусской Православной Церкви. Эти великороссы имели возможность на первых порах собраться, прежде всего в Белорусской Православной Церкви, искусно ее использовать и в известном смысле переиграть гражданскую администрацию.

Минск поддерживает связь с великорусскими центрами в Варшаве, Гродно, Вильно, Пинске, Риге, прежде всего с епископом Венедиктом, который имеет свое местопребывание вне Белоруссии (Гродно) и является ревностным великорусским организатором и разъездным. Многократно предпринимались попытки пресечь подобные связи, что, однако, было не всегда возможно, так как священники появлялись в Минске с разрешениями на въезд.

Кроме митрополита Пантелеймона в Минске, чья великорусская позиция и церковная политика не вызывают никаких сомнений, со стороны православного белорусского духовенства в качестве движущей силы великорусского православного церковного развития постоянно называется бывший заместитель Сергия из Москвы митрополит Сергии – сейчас в Вильно, а ранее в Риге. Сергий неоднократно пытался установить связь с Пантелеймоном, чтобы вмешаться в создание автокефальной национальной Белорусской Православной Церкви, Секретарь Сергия из Вильно – брат Евгений заявил представителю Пантелеймона священнику Балаю, что автокефалия Белорусской Православной Церкви является германским замыслом, который противоречит великорусскому православию, и что необходимо сперва дождаться, как окончится война.

Сергий старается влиять на Пантелеймона, чтобы застопорить дальнейшее развитие и организацию национальной Белорусской Церкви. Кроме того, утверждают, что Пантелеймон имеет связи с русским комитетом в Варшаве. В белорусских кругах говорят о том, что епископ Пантелеймон, епископ Венедикт и епископ Нарко236 препятствуют хиротонии двух белорусских кандидатов во епископы – Севбе и Новицкому под предлогом, что митрополит болен, для того чтобы не усиливать белорусский фронт в русифицированной автокефальной национальной Белорусской Православной Церкви237. Интересны неофициальные связи великорусских кругов духовенства в национальной Белорусской Церкви с ЕСВ238. Последняя использует многих священников в качестве помощников и членов консультативного совета.

То, что великорусский вопрос дискутируется и вне Церкви в кругах, которые уже были кратко обрисованы выше239, показывает следующее высказывание великоросса в «белорусской администрации»: «Имеется только единый и неделимый русский народ. Он как море должен включить в себя вес славянские племена. Белорусский язык не существует. Этот язык является лишь диалектом русского языка. Белорусское движение и организации белорусов? – только результат немецкой политики по принципу «разделяй и властвуй», чтобы легче поработить русский народ. Славянские племена не должны разделяться, а совместно защищать свое русское дело».

1JZ, МЛ447. Bl. 519 911–519 912. Копия.

№136. Письмо начальника руководящей группы по вопросам культуры Восточного министерства начальнику руководящей группы зарубежных народов о необходимости борьбы с прорусской позицией белорусского духовенства

Берлин, 1 июня 1944 г.

Факты свидетельствуют, что преобладающая часть белорусского православного духовенства настроена прорусски. Подготовка белорусской национально ориентированной иерархии наталкивается на препятствия, так как она возможна только при условии, что с немецкой стороны будет проявлена инициатива в церковной области. Однако это противоречит данным ранее политическим директивам.

Лично я считаю развитие в данном деле немецкой инициативы необходимым. В этом смысле я сделал заявление у обергруппен-фюрера. Ответа еще нет240. По вопросу белорусских учебников я встретил необходимое подтверждение.

фон Милвс-Шрёден

ВА, R6/179.BL 118. Подлинник.

* * *

221

Алексеев В., Ставру Т. Русская Православная Церковь на оккупированной немцами территории // Русское Возрождение. 1981. № 16. С. 91–93.

222

Уже в августе 1941 г. по благословению Владыки Пантелеймона архим. Серафим Шахмуп и священник Г. Кударенко выехали из Жировицкого Успенского монастыря в направлении Минска. Выполняя поручение по организации приходской жизни, они собирали от верующих прошения на имя архиепископа об закрытии церквей, соверши» богослужения, проповедовали и т. д. В подобные поездки были» отправлены и другие миссионеры.

223

См. первую часть документа № 94.

224

Несмотря на строгие запреты, богослужения для военнослужащих Вермахта с участием гражданского населения продолжались до начала 1942 г.

225

В последовавшем через месяц сообщении от 23 октября 1941 г. говорилось, что командующий армейской областью тыла дал свое личное согласие, но запросил разрешение ОКХ. «между тем до прихода решения проверка священников уже была начата, для чего последовали соответствующие указания командам оперативных групп» (ВА, R58/219, BI.287, 289).

226

Речь идет об обновленческой церкви, в то время возглавляемой митр. Александром (Введенским).

227

Эта ликвидация церковных советов была вскоре проведена.

228

В середине ноября Финковский появился в Варшаве, где митр. Дионисий возвел его в сан архимандрита, его совершить епископскую хиротонию не решился из-за резко негативного отношения к атому кандидату архиеп. Пантелеймона и большинства православных священников.

229

Фактически автокефальная Белорусская Православная Церковь так и не <…>

230

Здесь ошибочно смешиваются обновленческая церковь и Московская Патриархия (сергианское направление). Владыки Пантелеймон и Венедикт принадлежали к Московское Патриархии и никогда не имели ничего общего с обновленцами.

231

Формула поминания в храмах Патриаршего Местоблюстителя и властей страны указана в документе неточно.

232

Исправлена стоявшая на письме ошибочная дата 25 листопада (т. е. ноября) 1942 г.

233

Это письмо в архиве отсутствует.

234

8–10 марта 1942 г. в Минске состоялся Собор епископов Белорусской Церкви, который постановил образовать автономную Белостокско-Гродненскую епархию во главе с возведенным 8 марта в сан архиепископа Венедиктом, предоставив ему права экзарха Восточной Пруссии.

235

Подобные идеи содержатся во многих других документах Восточного министерства. Таи. 13 мая 1942 г. А. Розенберг писал рейхскомиссару Остланда X. Лозе, что Русская Церковь не должна распространять свое влияние на православных белорусов, а ее деятельность – простираться за границу расселения великороссов. А в приведенной в сообщении полиции безопасности и СД от 24 июня 1942 г. политической линии РМО укачивалось: «Для децентрализации великорусского пространства и для воспрепятствования великорусской идее необходимо стремиться к усилению национального самосознания белорусского населения» (ВА, R58/225. В1. 39).

236

Речь идет об архиепископах Венедикте (Бобковском) и Филофес (Нарко).

237

Хиротония еп. Стефана (Севбо) состоялась летом 1942 г., а Вениамин (Новицкий) был посвящен во епископа еще в 1941 г., но остался служить на Украине, входя в автономную Украинскую Православную Церковь.

238

Действовавшая в годы войны белорусская благотворительная организация.

239

Более ранняя часть сообщения с характеристикой различных групп белорусских националистов не публикуется.

240

Имеется в виду ответ генерального комиссара Белоруссии группенфюре СС Готтберга. Этот документ в архивных материалах отсутствует.


Источник: М. В. Шкаровский. Политика Третьего рейха по отношению к Русской Православной Церкви в свете архивных материалов 1935-1945 годов / Сборник документов. – 2003.

Комментарии для сайта Cackle