М. В. Шкаровский

Источник

3. Церковное возрождение в русских прифронтовых областях

А. Деятельность Псковской Православной Духовной Миссии 6 ноября 1942 – 2 июня 1944 г.

В своей зоне управления германская военная администрация, стремясь не провоцировать роста движения сопротивления, как правило, проводила наиболее мягкий вариант нацистской религиозной политики. Не случайно единственная разрешенная на оккупированной территории СССР Духовная Миссия Русской Церкви – Псковская существовала в тыловой области группы армий «Север». 18 августа 1941 г. первая группа из 14 миссионеров прибыла из Латвии в Псков, где было создано управление Миссией, формальное руководство которой принадлежало экзарху Прибалтики митр. Сергию. Бывшая в ведении Миссии территория включала в себя часть Ленинградской, Калининской, Новгородской и Псковскую область с населением около 2 млн. человек. Начальником управления с ноября 1941 г. являлся заслуженный протопресвитер Кирилл Зайц. За короткий срок число действующих церквей в оккупированных районах Северо-Запада России достигло как минимум 409, увеличившись по сравнению с довоенным временем в 15 раз201. Во вновь открытых храмах начали звонить в колокола, устраивать крестные ходы, возобновилось религиозное обучение детей и т. д. Действия значительной части священнослужителей Миссии находились под контролем партизан, а некоторые священники, как видно из публикуемой справки о Ф. Пузамове, и сами непосредственно участвовали в партизанском движении. Формально возглавлявший Миссию митр, Сергий, находясь в юрисдикции Московской Патриархии, резко негативно относился к РПЦЗ. 16 мая 1943 г. в Псков приехал представлявший последнюю архимандрит Гермоген, который в тот момент являлся руководителем военного духовенства в частях генерала Власова (будущей Русской освободительной армии – РОА). Используя этот факт, митр, Сергий в своем публикуемом меморандуме развил идею создать в рамках Московского Патриархата центральное церковное ведомство для оккупированных территорий СССР. Но предложение экзарха, конечно, не было принято германским руководством. В ходе полной принудительной эвакуации Пскова и прилегающих районов 21 февраля 1944 г. Православная Миссия в составе 69 священнослужителей прибыла на территорию Латвии и прекратила свое существование. Однако большинство священников северо-западных областей все же остались на своих местах и продолжали служить после прихода советских войск202.

№120. Из «Сообщения с занятых восточных территорий № 28» штабного управления шефа полиции безопасности и СД

Берлин, 6 ноября 1942 г.

Православная Миссия в Пскове, Ингерманландия. В своей обшей выраженной точке зрения подчиненная экзарху Сергию в Риге Православная Миссия в Пскове ссылается на бывшую до сих пор успешной религиозную работу в русских областях и указывает, что в случае разумной уступчивости германских органов власти при преодолении многочисленных препятствий деятельность организации могла бы быть гораздо плодотворнее. Поэтому она желает поддержки в следующем отношении: «Прежде всего Миссия нуждается в твердой легитимности. Для этой пели было бы необходимо официально проинформировать все германские ведомства и органы русского самоуправления.

а) что учрежденное экзархом управление Миссии признано в качестве руководящего Миссией и представляющего ее органа;

б) что на территории, которая предоставлена Миссии соответствующими германскими органами власти, все приходы и клирики подчиняются управлению Православной Миссии;

в) что все личности, чья принадлежность к Миссии может быть засвидетельствована выданными экзархом или управлением Миссии удостоверениями, в отличие от местных священников, признаны в качестве уполномоченных управления Миссии в отведенных им округах с представленными им полномочиями:

г) что в качестве благочинных отдельных благочиннических округов и настоятелей отдельных приходов признаются только священники, назначенные управлением Миссии или по его поручению отдельными миссионерами;

д) что в качестве членов приходских советов признаются только личности, которые назначены настоятелем соответствующей общины;

е) что на территории Миссии к совершению богослужений могут быть допущены только личности, которым после проверки их прав и их прошлого управлением Миссии или по ее поручению отдельными миссионерами были выданы необходимые для этого свидетельства;

ж) чтобы Миссии, ее управлению и ее членам оказывались возможная помощь и поддержка со стороны соответствующих германских и русских учреждений.

Чтобы обеспечить канонический порядок церковной жизни в освобожденных русских областях, необходимо:

а) сохранить каноническую принадлежность православного населения н церковной организации этой территории к Русской Церкви;

б) не препятствовать и не изменять цикл богослужений, которые совершают по юлианскому календарю и Восточным Пасхалиям203 Чтобы увеличить персонал Миссии, требуется:

а) не препятствовать воссоединению Эстонского епископства с экзархатом;

б) сделать возможным прием в состав Миссии священников-эмигрантов, насколько позволяет их политическая надежность;

в) не чинить препятствий личностям, которых управление Миссии посылает для совершения рукоположений во священников и обучения в богословских школах в Ригу, Вильно или другие, расположенные в пределах экзархата города204.

Чтобы улучшить финансовое положение Церкви в освобожденных областях и обеспечить необходимыми материалами храмы, следует предложить:

а) пока запретить налогообложение церковных общин и устроенных для пользы Церкви предприятий;

б) сделать возможным приобретение из имеющихся запасов по твердым ценам материала, необходимого для изготовления святого Мира, алтарного вина, муки для облаток, смолы для ладана, парафина или других масел, которые применяются для производства церковных свечей, материи для изготовления священнических облачений и т. д. и облегчить их транспортировку на территорию Миссии.

Кирилл Зайц протоиерей и руководитель Православной Миссии в Пскове». Относительно финансового положения Миссии сообщается следующее:

Клирики не имеют в приходах зарплаты. Свой доход они получают в виде добровольных пожертвований, которые верующие передают им за исполнение служебных обязанностей; точный эквивалент за отдельные требы не установлен. (Священник, который требует за совершение служебных действий гонорар или установил за свою службу определенное вознаграждение, подлежит устранению согласно распоряжению экзарха от 01.05.1942 г.) Общины не обладают недвижимым имуществом, которое можно было бы использовать в хозяйственных целях; имевшаяся ранее собственность была «национализирована» большевистским правительством.

В приходах также не существует самообложения. Поэтому финансовые дела общин базируются исключительно на добровольных и нестабильных денежных сборах, которые проводятся во время богослужений. Кроме того, главный источник дохода составляет продажа церковных свечей, она приносит около 80% общего дохода общин. Эта продажа свечей в качестве обряда необязательна, но у православных очень популярна. Повсеместно предпочитают сжигание свечей перед иконами пожертвованиям в рамках денежных сборов. Благодаря собственному производству свечей в Пскове достигнутый оборот значительно увеличился вследствие свечной продажи. Из приходской кассы оплачиваются староста, его помощник, регент, певчие и церковнослужители. Кроме того, из этой кассы покрываются расходы на ремонт и содержание церковного здания, прочие расходы возникают при покупке церковного вина и хлеба, ладана, лампадного масла и т. д.

Из общего дохода 10% общины перечисляют в кассу управления Миссии в Пскове. Для благотворительных целей устраиваются особые сборы.

Доход управления Миссии в Пскове состоит исключительно из десятины приходов (оцениваемой приблизительно в 10 000 рейхсмарок ежемесячно). Из-за недостаточной связи управления Миссии с отдельными общинами десятина перечисляется очень нерегулярно и зачастую даже вообще не предоставляется.

Из этой десятины 50% переводятся в кассу экзарха в Риге. Из них оплачивается секретарь экзарха по делам Миссии и покрываются прочие расходы в интересах Миссии.

Русское городское управление сообщило Православной Миссии в Пскове, что с 1 сентября по распоряжению местной комендатуры все ее члены должны платить ежемесячный налог с дохода. Кроме того, свечная фабрика Миссии была обложена налогом в 30% с оборота и иконописная мастерская – в размере 10% с оборота.

Миссия «приводит в движение все рычаги», чтобы избавиться от этого груза налогов. В качестве главной причины она упоминает, что данная акция имеет чисто местный характер и причиняет значительный ущерб устройству религиозной жизни на всей территории; кроме того, эта акция не согласуется с изданным в июне указом об оказании покровительства религиозной жизни205; доход священников, диаконов или церковных лекторов состоит исключительно из добровольных пожертвований верующих, и выручка, полученная от свечной фабрики или иконописной мастерской, служит только для приведения в исправность и восстановления храмов; налогообложение церковных учреждений или удержание налога с дохода впервые в русской церковной жизни было введено большевиками.

Псковская комендатура в связи с заявлением Миссии о введении религиозных занятий в школах сперва приняла отрицательное решение. Одновременно было запрещено проведение религиозных курсов вне школы, в обоих случаях с обоснованием, что все больше проявляются притязания Миссии на власть в обществе, оказание влияния и стремление к признанию со стороны германских учреждений.

В ответ на это Миссия обратилась в комендатуру Пскова с новым заявлением и предложила:

1. Ввести религиозные занятия как официальный предмет преподавания.

2. В будущем отдел народного образования назначает преподавателей Закона Божия в качестве государственных служащих с постоянным окладом.

На это прошение было дано предварительное разрешение начать религиозные занятия в школах. Окончательное решение отложено на более позднее время206.

В связи с открытием школ Миссия наметила на 4 октября общие богослужения для школьников. Она собирается постепенно привнести иконы во все школьные помещения.

Число посетителей храмов, которое в летние месяцы уменьшилось из-за сельскохозяйственных работ, теперь снова растет по всей Ингерманландии. Миссию в Пскове постоянно просят прислать священников. Однако эти просьбы не могут быть выполнены из-за существующей до сих пор нехватки священнослужителей.

В свободное время на общественных работах сельское население с помощью районной администрации снова восстанавливает разрушенные церкви. Недостаток материалов и рабочей силы препятствует приведению в порядок других храмов.

27.09.1942 г. во всех церквах Пскова отмечался «праздник Крестовоздвижения». Участие населения, в том числе многих мужчин и подростков, было очень сильным. Однако основная часть, кажется, больше состояла из любопытствующих, чем из действительно верующих.

Со времени освобождения Пскова до 15.09.1942 г. в трех местных храмах было крещено около 2000 детей в возрасте от недели до 16 лет, и, кроме того, наряду с другими религиозными требами совершено 600 отпеваний и 20 венчаний. Эти три храма (Троицкий собор с ежедневными богослужениями утром и вечером, Димитровская и Варлаамовская церкви с богослужениями 2–3 [раза] в неделю) в настоящее время обслуживают около 10 000 верующих.

По распоряжению местной комендатуры Пскова священникам запрещено проводить венчание до государственной регистрации брака. За нарушение этого указа может быть назначен штраф до 500 рублей.

В последнее время благотворительные сборы Православной Миссии в Пскове заметно уменьшились. Прежде они составляли 10 000–12 000 рублей в месяц, а в августе и также предположительно в сентябре в Пскове было внесено на русский «Красный Крест» только 2000 рублей207. Миссия заявила, что пожертвования населения в летние месяцы уменьшились. Однако ходят слухи, что члены Миссии «набивают карманы» и переводят большие суммы экзарху Сергию в Ригу.

Православный священник Амосов, который в качестве представителя духовенства окормляет прифронтовую область южнее Ленинграда, во время своей поездки в Ригу, где он посетил экзарха Сергия, останавливался на несколько дней в Пскове и выдвинул тяжелые обвинения против Православной Миссии208. Он говорил об имеющихся там больших недостатках, растрате значительных денежных сумм; особенно бросаются в глаза многочисленные курьерские поездки членов Миссии к экзарху в Ригу, которые лишь преследуют цель избежать всякого контроля при частых передачах Миссией денег и почты; экзарх Сергий в Риге был агентом НКВД, который ненавидит немцев и. кроме того, ведет аморальный образ жизни.

В Луге успехом увенчалось ходатайство о передаче бывшего музея для церковных целей. Это здание должно служить заменой большому православному собору. Доход лужских храмов ежемесячно составляет около 9000 рублей. Банковский счет Церкви в имперской кредитной кассе в конце сентября 1942 г. составлял около 29 000 рублей [...].

ВА, R58/699. В/. I, 7–13. Машинописный экземпляр.

№121. Сообщение митр. Сергия (Воскресенского) в ведомство рейхскомиссара Остланда о поведении партизан по отношению к Церкви209

Рига, 19 марта 1943 г.

Я сообщаю Вам для сведения следующее. Назначенный служить на территорию Миссии священник Яков Начис (Латвия) во время пребывания в Риге 8 марта этого года предоставил письменный доклад и дополнил его устным рассказом о ситуации в окормляемых им приходах Выборы (где он живет), Сигорицы, Владимирец и Шилово (Псковский округ, Сошихинский район). Его сообщение заключается в следующем:

Партизаны ведут очень искусную пропаганду, которой надеются завоевать симпатии населения. Эта пропаганда, вероятно, направляется одинаковым образом. Она учитывает религиозность населения как реально существующий факт, с которым следует считаться. Поэтому затушевывается все, что могло бы оскорбить религиозные чувства народа. Священников и церкви не захватывают, богослужениям не препятствуют, хотя это можно было бы очень легко сделать, так как партизаны в большинстве случаев точно информированы о приезде священников и намеченных богослужениях. Партизаны разъясняют крестьянам, что религиозная политика советов коренным образом изменилась; безусловно, признана свобода вероисповедания; борьба с религией была роковой ошибкой, в которой советское правительство сейчас публично покаялось «перед народом и Богом»; в настоящее время Православная Церковь в России узаконена; сейчас в России повсеместно совершаются богослужения в храмах; таким образом, крестьяне на занятых немцами территориях тоже могут спокойно ходить в церковь, – советы после «освобождения» данной территории от немцев ни в коем случае не будут их преследовать за это; партизаны даже утверждают, что они сами охотно ходили бы в церковь, чтобы молить Бога об освобождении России от немцев, и если пока не посещали храмы, то это происходило лишь потому, что они должны были скрываться от немцев.

Крестьяне первоначально считали, что партизаны, которые в принципе должны быть враждебными Церкви большевиками, стремятся подобными речами вызвать доверие верующих, чтобы таким образом их разоблачить, в прежней советской манере назвать «врагами народа» и потом им отомстить. Опасения крестьян в большинстве случаев были причиной, по которой они скрывали от партизан свои религиозные чувства. Но затем в этом отношении повсеместно произошла перемена. Все более убеждаясь, крестьяне считают, что партизаны честно относятся к Церкви, что они верующие и, как минимум в этом отношении, не являются большевиками. Поэтому доверие крестьян к партизанам растет. Вместе с тем это дружественное к Церкви отношение партизан, поскольку они, по общему мнению, находятся в постоянной связи с руководящими органами в Советском Союзе, воспринимается как указание на то, что коммунистическая партия в России действительно изменила свою церковную политику и заключила с верующим народом, так сказать, религиозный мир. Этот слух произвел на крестьян очень сильное впечатление.

Но достигнутого пропагандистского успеха партизаны добились не речами, а прежде всего своими поступками. Там, где поблизости имелись партизаны, крестьяне сперва боялись ходить в церковь. Потом повсеместно оказалось, что с посетителями храмов ничего не происходит, а богослужениям не препятствуют. Таким образом верующие набрались мужества и оказывают партизанам все больше доверия. Это развитие еще не закончилось. Многое ему препятствует. И прежде всего тот факт, что партизаны в селах большей частью опираются на элементы, которые раньше принадлежали к коммунистической партии, были представлены в деревенских и более высоких органах местного управления и тогда открыто боролись с Церковью; сейчас они также остались верны партии, но проявляют себя скрытно, снова занимая какую-нибудь должность в деревне или районе и продолжая свою враждебную Церкви политику, – только теперь делают это не открыто, а замаскированным образом.

Связь с этими ужасными, ненавидимыми крестьянами элементами компрометирует партизан. К этому можно добавить, что среди последних некоторые являются настоящими бандитами, разбойниками, которые грабят крестьян и наводят ужас. Таким образом, по отношению к партизанам крестьяне колеблются между страхом и доверием. Само собой понятно, что партизаны не могут прекратить связь с коммунистическими элементами в селах. Но что касается разбойничьих банд, то сейчас по сообщению священника Владимира Толстоухова (Пушкинские горы и окрестные приходы) отдельные партизанские руководители пытаются строго отделить «дисциплинированные» партизанские формирования от «анархических» разбойничьих банд и убеждают крестьян, что партизаны хотят и готовы защищать их от бандитов. Но пока этот новый пропагандистский шаг не произвел впечатление на крестьян.

В этом случае крестьяне тоже будут убеждены не словами, а делами.

Священник Начис сообщил и [про] другой интересный случай, который хорошо раскрывает пропагандистские методы партизан. 16 января этого года, в рождественское время, священник Начис приехал во Владимирец, чтобы провести там богослужение, о котором он заранее известил. Во Владимирце всегда имелось очень много посетителей церкви, но староста общины сказал приехавшему священнику, что в этот раз едва ли найдутся желающие прийти в храм, так как в деревне находятся партизаны. Из-за позднего вечернего времени священник не мог уехать; дрожа от страха, он переночевал в деревне, потом на следующее утро решил все же исполнить свой долг и хотя бы в пустой церкви провести богослужение. Сперва храм действительно оставался пустым, но потом священник услышал нарастающий шум и уже полагал, что пришли партизаны его схватить. Затем через боковую дверь в алтарь вошел староста с сияющим лицом и шепнул священнику, что он не должен бояться, партизаны велели крестьянам идти в церковь и последние теперь в большом количестве, Ликуя, входят в храм, поэтому и произошел неожиданный шум. После совершенного богослужения священнику рассказали, что партизаны обратились к крестьянам следующим образом:

«Почему вы не идете в церковь? Священник приехал ради вас, чтобы совершить богослужение. Такая радость выпадает редко. И вы имеете сегодня праздник – ведь сейчас дни Рождества. Стыдно во время богослужения сидеть дома. Вы не должны бояться. Мы одобрительно относимся к тому, что вы пользуетесь своей религиозной свободой. Сейчас религия везде в России свободна. Война многое изменила к лучшему. Если бы раньше молились Богу, он, может быть, одарил бы нас победой и тогда, возможно, не случилось бы поражений. Мы сейчас не имеем времени для посещения церкви, так как мы заняты важными делами. Но все вы – и стар и млад – быстро идите в храм. И только не забудьте там молиться за Россию, чтобы она снова стала свободной, богатой и сильной». Впечатление, произведенное этой речью, было потрясающим.

Священник Начис сделал еще одно интересное сообщение. Молитвенники и листки с отдельными молитвами, изданные управлением Миссии, были тут же распроданы, – люди просто расхватывали эти издания. Так же быстро оказался распродан первый номер миссионерского листка «Православный христианин». Но последующие номера этого листка остались лежать в церкви на кассе, устроенной сразу у входа в храм. Было продано совсем мало экземпляров. Расспросив многих крестьян, священник смог установить, что партизаны запретили им покупать этот листок, так как он якобы является «немецко-фашистским». Крестьяне были вынуждены с сожалением подчиниться этому приказу из-за страха перед партизанами.

Священник Начис также обращает внимание на то, что партизаны очень искусно пытаются извлечь пользу из тех фактов, которые можно каким-нибудь образом пропагандистски представить в качестве примера жестокого обращения немцев с Церковью. Священнику известны два случая такого рода. В июле 1942 г. священник вернулся в Выборы из поездки и установил, что во время его отсутствия в местной церкви надолго разместилось подразделение германского Вермахта. Так называемые царские врата алтарного помещения оказались раскрыты, в церкви, даже в алтаре курили и играли в карты. Верующие были глубоко оскорблены, возмущены и взволнованы. Они кое-как успокоились только после того, как священник объяснил офицеру, что эта церковь даже в большевистское время использовалась исключительно в богослужебных целях, и офицер приказал своей части занять другое здание, что было сразу же выполнено. Связанные с партизанами элементы, которые прежде были настроены враждебно по отношению к Церкви, не преминули заявить крестьянам, что немцы специально осквернили «русский храм», и подчеркивали отсутствие каких-либо препятствий для того, чтобы воинская часть с самого начала разместилась в том помещении, в которое она с легкостью перебралась лишь после приезда священника.

Другой случай произошел в Выборах 19 января этого года, то есть в день Крещения Христова (6 января по старому календарю). В тот день в Выборы на санях приехали крестьяне из ближних и дальних деревень, чтобы в большом количестве участвовать в праздничном богослужении и традиционном водосвятии. Во время пребывания в храме их неожиданно вызвали и вместе с их лошадьми и санями заставили выполнять гужевую повинность для эстонской воинской части. Они не могли оставаться в церкви, и их жены, дети и старики должны были очень далеко по глубокому снегу пешком возвращаться домой. Этот случай вызвал особенно большое возмущение, так как его легко можно было избежать путем своевременного учета гужевой повинности в Выборах и соседних селах. Партизаны и их сторонники сумели этот случай использовать с особенно большим пропагандистским успехом, так как это были как раз те партизаны, которые двумя днями ранее во Владимирце призывали крестьян к спокойному посещению церкви, Теперь говорят: только сравните, как обходятся с богомольцами партизаны и немцы, и тогда вам сразу станет ясно, кто в действительности друг и кто враг Православной Церкви и верующего народа.

Я представляю это письмо в двух экземплярах, чтобы его копией, в случае если Вы сочтете необходимым, мог бы также располагать командующий войсками безопасности на территории группы армий «Север».

lfl, MA795. Bl 1417–1421. Копия.

№122. Меморандум митр. Сергия (Воскресенского) в ведомство рейхскомиссара Остланда о религиозном обслуживании войск Власова

Рига, май 1943 г.

Протоиерей Зейц, руководитель подчиненной мне Православной Миссии на территории группы армий «Север», сообщил мне в письме №490 от 17 мая этого года следующее: 16 мая в Пскове появились полковник князь Голицын, капитан Бурмистров и архимандрит Гермоген, которые якобы были посланы штабом генерала Власова; они посетили руководителя Миссии, чтобы справиться о работе последнего и о религиозных убеждениях народа; они будут пребывать на территории группы армий «Север» пару недель, посещая различные населенные пункты этой местности; архимандрит Гермоген, бывший секретарь Берлинского митрополита Серафима, будто бы назначен главным руководителем (протопресвитером) православного клира в войсках Власова; вместе с Берлинским митрополитом архимандрит Гермоген состоит в юрисдикции так называемого карловацкого архиерейского синода, что он определенно и заявил, отвечая на поставленный руководителем Миссии вопрос; он желал во время своей поездки попутно познакомиться с отдельными приходскими священниками.210

Карловацкий архиерейский синод представляет церковную эмигрантскую организацию, которая с нарушением канонического права откололась от Церкви России. Политически этот схизматический синод всегда выступал за основанную на принципе монархического легитимизма реставрацию династии Романовых.

Принимая во внимание принадлежность архимандрита Гермогена к схизматической церковной организации и далеко идущие цели его поездки, ради предосторожности я дал руководителю Миссии указания: 1) напомнить подчиненным ему клирикам о том, что они не могут совершать богослужений совместно с раскольниками, в данном случае с архимандритом Гермогеном, и 2) дать понять архимандриту Гермогену, чтобы он не пытался предпринимать попыток совершать богослужения для власовских частей и военнопленных в церквах, находящихся в ведении управления Миссии

В этой связи необходимо напомнить, что архимандрит Гермоген по непреложному церковному уставу обязан во время богослужения молиться за начальствующих над ним архиереев с упоминанием их почетных титулов, таким образом, за митрополита Берлинского Серафима и за митрополита Анастасия, который является председателем архиерейского синода. Произнесение этих имен и титулов неизбежно в высшей степени нежелательным образом взволнует православных в крае и сразу же будет использовано большевистскими элементами в своем духе. Помимо учета конфессиональных особенностей, которые связаны с юрисдикционным вопросом, данный факт к тому же будет иметь особенно неблагоприятные политические последствия, что в этом случае прямо касается Берлинского митрополита. Ведь большевистские агенты и их сторонники постоянно пытаются убедить народ, что Миссия является замаскированной немецкой организацией, что немцы вообще намереваются руководить Русской Православной Церковью из Берлина, и ее недолго думая заклеймят «Германской Церковью», исказят православие и этим сломают основной устой русского национального сознания; при этом будут указывать, что Православная Церковь должна искать свое благополучие только под сильной защитой действительно патриотического советского правительства. Подозрительное по отношению к немцам и культурно отсталое население чувствует себя довольно неустойчиво в отношении этой лживой большевистской пропаганды, тем более что последнюю теперь также распространяют партизаны, которые стараются изобразить себя дружественными по отношению к Церкви патриотами. Если при данных обстоятельствах необходимо будет молиться в церквах за Берлинского митрополита, даже если и в отдельных исключительных случаях, то этим будет прямо-таки губительным образом затруднена борьба с большевистской пропагандой в церковной области.

С этой точки зрения признание канонической юрисдикции Московского Патриаршего престола для занятой русской территории выглядит не только церковно единственно правильным, но и политически целесообразным решением юрисдикционной проблемы. При этом необходимо особенно обратить внимание на следующее.

1) Епархии по эту сторону фронта на основе известного декрета патриарха Тихона автономны, пока они не могут иметь регулярных связей с Московским Патриаршим престолом. Таким образом в административном отношении признание юрисдикции Патриаршего престола чисто номинальное, – если последний однажды попытается передать по радио или еще как-нибудь направить на занятую территорию свой указ, то по закону он был бы для упомянутых автономных епархий недействителен.

2) В отличие от Папы глава Православной Церкви имеет канонический авторитет только в догматических и канонических вопросах; его высказывания относительно других, в том числе и политических вопросов не авторитетны и не связывают канонически подчиненных ему клириков и мирян. Итак, признание его канонической юрисдикции не является препятствием для направленной против него политической полемики. Это право, помимо других, против Московского митрополита широко применял и я.

3) В моей полемике я всегда утверждал, что политические высказывания Московского митрополита были навязаны ему большевиками. Только эта точка зрения может убедительно воздействовать, так как в противном случае необходимо признать, что большевики действительно коренным образом изменили свою церковную политику, как это старается изобразить их пропаганда на занятой территории и особенно в англосаксонских и нейтральных странах; но из этого тогда следует, что Православная Церковь России в этой войне свободна и, исходя из своих собственных убеждений, выступает на стороне Советского Союза; такое понимание, само собой понятно, чрезвычайно увеличит силу воздействия политических прокламаций Московского митрополита и облегчит большевикам их игру. Но если утверждать, что Церковь в Советском Союзе угнетена и ее голос искажен большевиками, – а это, по моему убеждению, в действительности соответствует истине, то из этого можно только сделать заключение, что для православных является священным долгом бороться за освобождение их Церкви, но ни в коем случае – что это дает православным право на уход их из Церкви в раскол. Скорее можно было бы оправдать раскол, если бы Церковь добровольно встала на сторону атеистического большевизма.

4) В своих сделанных политических высказываниях Московский митрополит никогда не призывает к борьбе за большевизм, а всегда только к борьбе за Отчизну и за Церковь. Чтобы убедительно противодействовать его политическим прокламациям, недостаточно указывать на то, что он своей верностью фактически поддерживает господство большевиков, но необходимо убедительно разъяснить, что борьбу русских за свободу своей Отчизны и борьбу православных за свободу своей Церкви можно вести только на стороне немцев. На условиях, при которых русские могли бы участвовать в борьбе за свою Отчизну против Советского Союза, я не хотел бы здесь останавливаться; это чисто политический вопрос, от целесообразного решения которого зависит успех акции Власова.

Но я хотел бы подчеркнуть, что охват православных с целью их включения в борьбу за Церковь произойдет успешно только при условии, что Церковь на занятой территории избежит внешнего вида схизмы с Матерью-Церковью. В противном случае православные по эту и ту стороны фронта никогда не могут быть убеждены в том, что немцы действительно не нарушат свободу Церкви, не разобьют ее на якобы автокефальные, а в действительности схизматические части и, в случае немецкой победы, Церкви не грозит уничтожение ее канонически законной иерархии, чьими представителями в настоящее время являются Местоблюститель Патриаршего престола и подчиненные ему юрисдикционно архиереи. Всякая неясность в этом деле увеличивает силу воздействия политических прокламаций, которые исходят от Московского митрополита и ослабляют вплоть до полной потери какого-либо значения контрпрокламации, которые выпускают отдельные архиереи или отдельные группы архиереев на занятой территории. Если не признавать канонической свободы архиерея, то больше не будут верить его словам. И если еще при этом появится предположение, что он призывает к борьбе против Советского Союза не в церковных и не в русских, а в сущности в германских интересах, то он пропал, – его заклеймят трусом и предателем.

По приведенным причинам я убежден, что каноническая юрисдикция Московского Патриаршего престола на занятой территории имеет значение не только с церковной, но и с военно-политической и особенно пропагандистской точек зрения. Связанная с резко высказанным непризнанием церковным руководством на этой территории политической позиции Патриаршего престола, она является единственно правильным решением обсуждаемой проблемы. Последовательное осуществление этой точки зрения делает неотложной задачу организационного унифицирования Православной Церкви на занятой территории. На деталях подобного рода организации, которая, принимая во внимание различия местных, частично национально обусловленных отношений, конечно, была бы оформлена в очень эластичной форме, я не хотел бы здесь далее останавливаться. Однако важно, чтобы на занятой территории Московскому церковному органу власти противостоял бы канонически безупречный и политически не менее действенный церковный орган власти. Тогда в церковной области пропагандистское сражение безусловно могло бы быть вскоре выиграно, – как по ту и по эту стороны Восточного фронта, так и в англосаксонских и нейтральных странах.

Кроме того, упомянутое центральное церковное ведомство взяло бы на себя также обслуживание власовских войск. Является роковой ошибкой поручать обслуживание этих войск схизматической, тем более находящейся в Берлине, церковной организации. Это прямо следует из вышеизложенного. Как Русской освободительной армией не руководит генерал-эмигрант, так и духовенство этой армии также не должен возглавлять архиерей-эмигрант. Иначе эта армия утратит свою рекламную силу по эту и ту стороны фронта и закономерно погибнет от разлагающей агитации большевиков. Что касается Православной Церкви России, то освободительная армия должна обещать ей как раз освобождение, а не завоевание схизматиками. Иначе эта армия едва ли может победить.

Чтобы обеспечить Церкви порядок и спокойствие также и в послевоенное время и предотвратить обусловленный оппозицией схизматического епископата раскол на несколько борющихся между собой сект, что чрезвычайно запутает религиозные отношения в России, еще больше ослабит уже и без того ослабленную Церковь и, вероятно, пойдет на пользу только атеизму, с одной стороны, и католической прозелитистской пропаганде – с другой, просто необходимо обеспечить в Церкви России принципиальное продолжение существования канонически законной иерархии. Но это вовсе не значит, что архиереи, относительно которых будет доказано, что они служили большевикам, не потеряют свою должность и сан. Для обеспечения канонической законности будущего церковного руководства в России было бы лучше всего позаботиться о создании на занятых территориях упомянутого центрального церковного ведомства. Тогда объединенные этим центральным учреждением архиереи могли бы с продвижением фронта воссоединять других епископов. После войны данное временное центральное ведомство могло бы подобающим образом приступить к окончательному урегулированию церковных отношений.

Но этим вовсе не сказано, что Церковь России и после войны непременно должна сохранить свое единство. Ее структура должна быть приспособлена к политическим отношениям послевоенного времени. Ведь Церковь сама заинтересована в том, чтобы политическое руководство имело доверие к ее руководству, но это доверие обычно отсутствует, если церковное руководство находится вне соответствующего государства. Итак, с церковной стороны не может быть выдвинуто возражений против создания автокефальных церквей на территории прежде единой Матери-Церкви, в случае если это создание будет соответствовать вновь возникшим политическим отношениям. Но с одной стороны, будущие политические отношения пока еще неясны, так что было бы осмотрительнее не предрешать еще идущее в этой связи развитие. А с другой стороны, упомянутые автокефалии не могут возникать самовольно, они должны быть созданы при условии строжайшего выполнения канонически предусмотренного образа действия, именно поэтому они не будут схизматическими; это не только правильно конфессионально, но и целесообразно политически.

Таким образом, центральное церковное ведомство задумано лишь как временная мера для военного времени. Создание такого органа, с моей точки зрения, желательно, даже если акция Власова не должна получить развитие; если же эта акция действительно когда-нибудь получит развитие, то отсутствие центрального церковного ведомства на занятой территории окажется очень сильным препятствием для успешного прохождения данной акции. Именно в войну необходимо сохранять единство, чтобы бить врага сжатым кулаком, а не растопыренными пальцами.

Экзарх (митрополит Сергий) Начальник канцелярии И. Гримм

IfZ, MA794. В!. 826–829. Копия.

№123. Справка митрополита Ленинградского Алексия (Симанского) о патриотической деятельности в период оккупации священника Ф. Пузанова

Ленинград, 2 июня 1944 г.

Священник Пузанов Федор Андреевич211 находился в Чудове, когда эту станцию заняли немцы в 1941 г. Был эвакуирован в Псков и Миссией назначен на священническое место в с. Хохловы Горки Порховского р-на. Когда немцы отступали с Псковщины под напором Красной Армии, его приходу предписано было немецким командованием выбираться из своих мест, так же и соседним приходам. Во время оккупации священник Пузанов имел связь с партизанами, давал им хлеб, снабжал одеждою, давал им сведения о положении дел, о действиях немцев и т. д.

Приказание эвакуироваться всем приходом необходимо было исполнить, и приход под руководством священника Пузанова двинулся в путь. Немцы конвоировали выступавших. Километров за 15 от Хохловых Горок немцы, конвоировавшие путников, оторвались куда-то в сторону и поручили священнику Пузанову под строгой ответственностью сопровождать всех до указанного пункта. Когда вес остались одни, без немцев, Пузанов заявил, что он приглашает желающих вернуться с ним вместе по домам, а там будь что будет. Все как один последовали за ним и вернулись на свои места. Немцы были уже далеко и, видимо, не рискнули возвращаться за убежавшими от них.

Священник Пузанов награжден медалью.

Митрополит Алексий

Центральный государственный архив Санкт-Петербурга, ф. 9324, on. 1, д. 13, л. 38. Когтя.

И. Церковное возрождение « Центральной России, на Северном Кавказе и в Крыму. 12 декабря 1941 – август 1943 г.

Почти так же активно, как на Северо-Западе, проходило религиозное возрождение и в других районах России, хотя там сказались меньший срок оккупации, неустойчивость фронта, отсутствие миссионеров и т. п. И :JTO возрождение было самым тесным образом связано с ростом национального самосознания. Английский журналист А. Верт, посетивший в 1943 г. освобожденные города Центрального Черноземья, справедливо писал; «Церкви стали центрами «русицизма» вопреки ожиданиям немцев, что церкви превратятся в очаги антисоветской пропаганды»212. Всего в захваченных районах РСФСР открылось, по подсчетам составителя, примерно 2150 храмов. Кроме того, было создано 7 монастырей – два в Курске, два в Вырице, по одному в Рославле, Волхове и Георгиевский монастырь в Крыму.

№124. Из «Сообщения о событиях на территории СССР № 145» оперативных групп и команд полиции безопасности и СД

Берлин, 12 декабря 1941 г.

[...] Оперативная группа В. Место расположения Смоленск.

[...] Церковные вопросы.

ОКХ через командующего армейской областью тыла выразило свое согласие с уже выполненными здешними предложениями о переэкзаменовке духовенства и ликвидации церковных организаций, имея в виду уже образованные во многих местах церковные советы (которые заменяются церковными старостами), кроме того, превышающие местный уровень объединения Греко-Православной Церкви и т. д. В Смоленске уже был распущен состоявший из пяти членов церковный совет и на его место назначен церковный староста. Переэкзаменовка духовенства будет скоро проведена оперативной командой.

Статистика города Смоленска даст следующую картину распределения жителей по вероисповеданиям: греко-православные 24 100 – 94,6%, католики 849 – 3,4%, лютеране 259– 1%, мусульмане 24 – 0,1%, другие религии 272– 1%, не принадлежащие к Церкви 201 – 0,8%213.

На основе этой статистики было решено, что маленькая католическая община не может претендовать на собственную церковь. В свое время устроенная с помощью католического военного священника, церковь была передана греко-православной общине, так как здесь существуют значительные трудности с помещениями. Чтобы иметь католическую общину под присмотром, ей была отведена молитвенная комната. Католического священника не имеется, и община регулярно сама устраивает молитвенные часы.

Возглавляемое известным представителем активизировавшегося польского национализма Виленским архиепископом Ялбжиковским наступление с целью католизации белорусской территории еще не смогло оказать воздействие на местную область деятельности. Назначенных в Смоленск и Могилев священников удалось перехватить уже в Минске.

Образование греко-православных общин имеет дальнейший успех214. При открытии до этого закрытых церквей часто происходят сильные проявления чувств присутствующих. В Вязьме после окончания первого богослужения население выражало свою радость и свою благодарность в отношении представителей Вермахта. В целом можно констатировать, что греко-православные священники, большей частью личности старшего возраста с низким образованием, относятся к немецкой оккупации позитивно, и это выражается в их проповедях. Поэтому уже можно сказать, что греко-православное духовенство следует считать средством внутреннего замирения русского пространства215.

ВА, R58/219. В1. 280. Машинописный экземпляр.

№ 125. Обращение духовенства Орловской епархии к митр. Серафиму (Ляде) с благодарностью за оказанную помощь и просьбой прислать епископа

Орел, октябрь 1942 г.

До сего времена Орловская епархия не возглавлена епископом, но несмотря на это, как и на все трудности военного времени, церковная жизнь в гор. Орле и в окрестностях успешно развивается благодаря росту религиозного чувства в народных массах, а равно и успешной деятельности временного Церковного Управления и местного духовенства.

Раньше здесь чувствовался большой недостаток св. антиминсов, которые теперь уже получены от Митрополита Германского и Берлинского.

Недавно в одно из воскресений настоятель Орловского кафедрального Богоявленского собора о. протоиерей Александр Кутепов в сослужении 4-х пресвитеров собора и протодиакона при большом стечении верующих отслужил молебен с акафистом Сладчайшему Иисусу с водоосвящением и торжественное освящение иллитонов для св. антиминсов, присланных Митрополитом Берлинским и Германским. В тот же день после Литургии был отслужен там же благодарственный молебен с многолетием Высокопре-освященнейшему Серафиму, Митрополиту Берлинскому и Германскому со всей его богохранимой паствой.

Церковные деятели оттуда пишут: «...Прошли годы безрадостных дней, тяжелых испытаний, ниспосланных Господом Богом нашей Св. Православной Церкви, годы жесточайших гонений со стороны неверных потомков распинателей Христа Спасителя, гонений по силе своей превосходящих все, что до этого знает история христианских церквей. Гонения эти не ослабили Св. Церкви, а еще более укрепили Ее внутреннюю духовную мощь. Всему миру явлены образы мужества и стойкости в Вере Архипастырей, пастырей, монашествующих и верующих чад нашей Церкви Христовой. Эти образы мужества и твердости вызывают восхищение и любовь всех народов и послужили к Ее славе и величию.

Сейчас воссоздаются у нас из развалин храмы. Как много сейчас жатвы и как мало осталось деятелей ее. Достаточно сказать, что на освобожденные смежные епархии – Орловскую, Курскую и Смоленскую – нет ни одного православного Епископа, мало пастырей Церкви, от мрачного прошлого остались следы антихристианского воспитания даже в среде нашей – пастырской.

Трудная и ответственная работа лежит на тех, кто призван будет созидать камень за камнем здание Св. нашей Церкви.

И в такие минуты тяжелого раздумия мы неоднократно в молитвах просим Пастыреначальника нашего Господа Иисуса Христа ободрить нас. Господь внял молитве нашей, за тысячи километров получили мы от Митрополита Берлинского и Германского Св. Антиминсы, как знак его Архипастырского благословения. И мы чувствуем себя уже не одинокими. Мы не случайное собрание пресвитеров! Мы сознаем себя уже как Церковь, имеющую Архипастыря, который, мы чувствуем и осязаем это, живет с нами мысленно, радуется в радостях наших и скорбит о печалях наших...»

Священноцерковнослужители гор. Орла обратились с просьбой к Его Высокопреосвященству Высокопреосвяшеннсйшему Серафиму, митрополиту Берлинскому и Германскому, прислать правящего епископа в уже много лет вдовствующую Орловскую епархию216.

СР, 1942, ноябрь. С. 7.

№126. Из «Сообщения с занятых восточных территорий № 34» штабного управления шефа полиции безопасности и СД

Берлин, 18 декабря 1942 г.

[...] О церковном положении в Северо-Кавказском регионе.

Ко времени сообщения можно констатировать растущее укрепление, распространение и активизацию церковной жизни в большинстве значительных населенных пунктов и городов Северо-Кавказской области.

Русская Православная Церковь с 1923 г. расколота на два лагеря. Сторонники Патриарха Тихона – «тихоновцы» борются против «обновленцев», которые отреклись от старой Церкви и по материальным причинам должны были действовать в большевистском духе. На Северном Кавказе вследствие большевистской поддержки Церковь обновленцев во многих случаях фактически являлась господствующей217. Правда, с 1937 г. большевистские мероприятия (например, закрытие церквей) также были нацелены и против нового направления. Его священники частично оспаривают, что они получали большевистскую поддержку. К ним якобы было такое же враждебное отношение, как и ко всем остальным верующим. А указанная поддержка являлась пустой пропагандистской фразой советов. Принадлежавший к обновленческому движению поп в Лабинской имел, например, с июля 1936 г. 1000 рублей налога, а в последний год сверх того должен был платить 5000 рублей военного налога.

С возрождением церковной деятельности раздоры между этими двумя сильнейшими в Русском Православии конфессиональными направлениями снова обострились. В Краснодаре как религиозном центре Кубанской области обновленцы и Тихоновны сталкиваются между собой очень бурно. Обе стороны хотят уклониться от контроля городской администрации и создать свое собственное центральное церковное управление. Косвенно этим устремлениям способствовало то, что как смещенный, так и новый бургомистр являются убежденными сторонниками обоих религиозных направлений. Каждый пытался по возможности исключить враждебное направление. В последнее время спор шел главным образом вокруг трех освобождаемых церквей, причем на крупнейший храм города – Екатерининский собор – претендовали обе партии. С согласия местной комендатуры собор был предварительно предоставлен старой Церкви, так как она имеет больше сторонников.

В Прохладной обновленцы владеют собором, в то время как тихоновцы занимают там маленькую церковь. Собор был закрыт в 1937 г. Несмотря на этот факт обновленчество могло иметь связи с большевизмом. Священники-обновленцы здесь также были заклеймены населением как друзья большевиков. В Пятигорске оказалось, что священник этого направления использовал свою служебную деятельность, чтобы проводить шпионскую работу для НКВД. Бежавший несколько месяцев назад из Прохладной поп Сергей Панченко, который после закрытия своей церкви (1937 г.) совершал богослужения в частном доме, тоже был агентом НКВД.

Непризнание обновленцев другими попами повсеместно и соответствующие ссоры между священниками можно наблюдать часто (например, в Анастасиевской, Краснодаре). Таким образом, при открытии православных церквей необходимо уделять большое внимание встретившимся там направлениям, если обновленческая церковь не была вынуждена к тому времени прекратить свою деятельность под давлением общественного мнения (например, в Георгиевске) или вследствие соответствующего запрета (Пятигорск). Правда, в этом случае также необходимо наблюдение при условии продолжения нелегального существования обновленческого направления. Вопрос принадлежности попов к старой или обновленческой Церкви часто бывает решить нелегко, так как, к примеру, по мнению архиепископа Пятигорского218, при выдвинутых в определенных условиях обвинениях нередко играет роль чисто личная борьба.

Участие населения в богослужениях по-прежнему очень сильное и по имеющимся наблюдениям даже быстро растет. На богослужения приходят преимущественно сохранившие свою церковную веру в большевистское время представители старшего поколения. Молодежь пока еще смотрит на церковные устремления в целом издалека. Но это также не означает, что большевистское безбожие уничтожило здесь корни. В свою очередь, религиозные потребности женщин представляются большими, чем у мужчин. Последние составляют около 20%, а первые вместе с их детьми – около 80% посетителей.

Особенно оживленная церковная жизнь, в которой уже активно участвует молодежь, развивается в казачьих станицах между Мапычем и Доном. Похожая ситуация на территории у Белой Глины, в то время как области юго-восточнее Маныча еще не так активны, хотя и там у населения существуют подобные потребности. Стремление образовать большие церковные объединения или политические тенденции под религиозным покровом пока еще не были установлены точно.

Мусульманское горное население воспринимает свободную религиозную деятельность с той же благодарностью. Группа армий А распорядилась разрешить в чисто мусульманских областях на селе и в маленьких городках использовать пятницу (при условии исключения воскресенья) в качестве выходного дня. Только в больших городах с преобладающим русским населением воскресенье должно остаться нерабочим днем. Очень почитается исламский праздник Рамазан – 9–10 октября. Оказать содействие в случае, если мусульманское население имеет желание этот, за долгие годы впервые снова наступивший праздник связать с праздником освобождения

ВА, R5S/699. В1. 194–197. Копия.

№ 127. Доклад церковного отдела Симферопольской юродской управы: «Церковная жизнь в Крыму»

Симферополь, август 1943 г.

В ноябре 1941 года Германская армия заняла Крым. Тотчас по занятии Крыма в гор. Симферополе была организована городская управа и при ней церковный отдел. Заведование церковным отделом Городская управа поручила Александру Димитриевичу Семенову, как человеку с высшим богословским образованием.

На церковный отдел была возложена работа по организации православных приходов, по восстановлению православных храмов, устройству православных молитвенных домов и по организации религиозной жизни православных приходов.

Первой работой церковного отдела было собрать расхищенное большевиками церковное имущество. В музеях, в театре и у частных лиц удалось собрать кое-какое церковное имущество: иконы, богослужебные книги, церковную утварь, облачения, антиминсы.

Церковный отдел повел регистрацию священноцерковнослужителей, проверку их с точки зрения каноничности, ориентации, отбирал автобиографии у них.

Стремление использовать мусульманское население в своих целях и в связи с этим прел оставление ему различных «свобод» в религиозной сфере ощущалось во многих документах германских ведомств, в частности в данной РМО летом 1942 г. направляющей линии для пропаганды Вермахта среди кавказских народов (ВА, R58/228. BI. 39).

С приходом Германской армии в Крым русский народ проявлял стихийно оскорбленное большевиками религиозное чувство. С разных мест Крыма и даже из Перекопа потянулись в г. Симферополь в церковный отдел представители православного населения сел и городов с просьбами об оказании помощи и содействия по восстановлению православных храмов, открытию молитвенных домов, по приглашению священноцерковнослужителей, по снабжению храмов церковными и богослужебными принадлежностями. Церковный отдел оказывал и до настоящего времени оказывает посильную помощь православным приходам: рекомендует православных священнослужителей (патриаршей ориентации), из собранного церковного имущества в музеях и театрах снабжает бесплатно храмы предметами церковного обихода, дает православным приходам необходимые советы и разъяснения.

Чтобы лучше и успешнее восстанавливать православные храмы, устраивать православные молитвенные дома, церковный отдел организовал при кладбищенской церкви в Симферополе церковную мастерскую по устройству в храмах иконостасов, по иконописи в храмах и по изготовлению церковной утвари. Церковная мастерская дает возможность и быстро, и красиво восстанавливать и украшать православные храмы и молитвенные дома.

Церковный отдел до настоящего времени (август 1943 г.) открыл в гор. Симферополе и других городах и селах Крыма семьдесят (70) православных храмов и молитвенных домов, из них в г. Симферополе – 5 храмов, в других городах Крыма – 18 храмов и в селах Крыма – 47 храмов.

Все открытые православные храмы обеспечены правомочными, правильно рукоположенными священнослужителями, к сожалению, многие из них с недостаточным духовным образованием, так как в революционное время Епископы часто рукополагали из диаконов и псаломщиков во священники.

Для удовлетворения молитвенных нужд православных верующих Крыма церковный отдел напечатал и издал в гор. Симферополе: 1) 25 000 молитвенников для православных, цена 2 руб.; 2) 5000 поминаний для православных, цена 2 руб.; 3) 8000 венчиков и разрешительных молитв, цепа 1,50 руб.; 4) 4000 икон Спасителя, большого размера, цена 13 руб.

В ближайшее время церковный отдел намерен приступить к изданию на бумаге разных размеров икон Спасителя, Божией Матери и святых. Издавать церковные иконы на бумаге вынужден церковный отдел как для удовлетворения религиозных нужд верующих, так и для того, чтобы пресечь безобразную иконопись художников, которые с приходом Германской армии в Крым бросились на этот разоренный большевиками участок и стали наводнять гор. Симферополь и окрестности безобразной иконописью.

В целях христианского просвещения православных верующих церковный отдел по согласованию с отделом германской пропаганды организовал в феврале 1943 г. в гор. Симферополе выступления по радио на религиозные темы с участием церковных хоров гор. Симферополя (один раз в неделю). Выступления по радио, в которых принимают участие священники гор, Симферополя и заведующий церковным отделом, были проведены на следующие темы: «Есть ли Бог?», «Жил ли Иисус Христос?», «Возможны ли чудеса в природе?», «О бессмертии человеческой души», «О молитве», «О покаянии».

Для подготовки кандидатов священства церковный отдел намерен открыть в г. Симферополе пастырско-богословские курсы. Преподавательские кадры с высшим богословским образованием в г. Симферополе имеются. Церковный отдел ждет только прибытия в Симферополь правящего православного Епископа и его благословения на открытие означенных курсов.

Трудно обстоит дело с преподаванием Закона Божия. В школах преподавание Закона Божия не разрешается даже по окончании школьных занятий. Церковный отдел вопрос о преподавании Закона Божия не разрешил, и он находится в стадии проработки.

Церковный отдел имеет в виду организацию в Симферополе епархиального свечного завода. Возможности к этому есть.

В заключение церковный отдел сообщает, что от дня своего образования по настоящее время он вел и ведет борьбу с обновленчеством в Крыму. При советской власти во всем Крыму была только одна христианская церковь – в гор. Симферополе на кладбище, и она была обновленческая. По приходе Германской армии в Крым церковному отделу удалось убедить священнослужителей кладбищенской обновленческой церкви в Симферополе – протоиереев о. Николая Швеца и о. Стефана Шпаковского отказаться от обновленчества, В настоящее время эта церковь воссоединилась с Православной Церковью (патриаршей ориентации).

По приходе Германской армии в Крым в гор. Симферополе оказался обновленческий епископ Викентий Никипорчик219, уроженец Виленской губернии, он в советское время служил где-то бухгалтером. Он, пользуясь свободой вероисповедания, данной Германской властью, объявил себя «епископом» и организовал в Симферополе обновленческий храм, уже не на кладбище. Церковный отдел повел борьбу с ним. Вес священники гор. Симферополя откололись от него, и Викентий Никипорчик оказался совершенно изолированным, никто его не поддерживал, никто с ним не сообщался. Тогда «епископ» Викентий Никипорчик направил свою работу в села Крыма, но и здесь успеха не имел. Церковный отдел, чтобы парализовать его работу в селах Крыма, назначил всюду благочинных патриаршей ориентации, и последние не допустили развития обновленчества в селах Крыма. Викентий Никипорчик в конце концов оставил Симферополь и переехал в Мелитополь, где он, по слухам, был по какой-то причине арестован полицией и. Открытая им в Симферополе обновленческая церковь (Фонтанная ул., № 5) сейчас желает воссоединиться с Православной патриаршей Церковью. Прихожане этой церкви требуют от своего священника о. Василия Пустовойта, чтобы он ехал в Мелитополь к Епископу Серафиму220 для воссоединения. Вскоре и эта церковь воссоединится, и тогда во всем Крыму будут храмы только православной патриаршей Церкви.

Еще надо отметить, что в церковный отдел часто являлись для регистрации священнослужители с разных концов б. России: из Архангельска, Вятки, Урала, Благовещенска, Омска и др. мест. Церковный отдел старался проверить правильность рукоположения этих священнослужителей, что ему большей частью удавалось, а что касается ориентации их, то часто священнослужители старались обмануть церковный отдел, так как все заявляли, что они патриаршей ориентации. Чтобы не быть обманутым в этом отношении, церковный отдел руководился в данном случае распоряжением последнего в Крыму каноничного Епископа, Преосвященного Никодима, осужденного и высланного из Симферополя советской властью в 1923 году. А именно, Владыка Никодим в свое время распорядился, чтобы священнослужители, обращающиеся из обновленчества, исповедовались у православного священника и получили у него справку для предложения Архиерею. Такие священники считались после исповеди и получения справки воссоединенными с Православной Церковью. Руководствуясь этим распоряжением Преосвященного Епископа Никодима, прежде чем зарегистрировать на приходе, церковный отдел посылал каждого священнослужителя на исповедь к старейшему протоиерею гор. Симферополя о. Митрофану Василевскому, 97-летнему старику. Если после исповеди о. Митрофан братски благословлял священника на приход, то церковный отдел его регистрировал, считая после исповеди православным и не допуская мысли, что он не покаялся, если был когда-либо в обновленчестве.

5 мая 1943 года заведующий церковным отделом ездил с докладом к Преосвященному Серафиму, епископу Мелитопольскому, который положил на его доклад следующую резолюцию: «Деятельность церковного отдела нахожу правильной. На заведующего отделом А. Д. Семенова призываю Божие благословение. 14 мая 1943 г. №23».

Заведующий церковным отделом при Симферопольской Гор. Управе

А-р Д. Семенов

СР, 1943, сентябрь. С. 6–8.

* * *

201

Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб.), ф. 9324, оп. 1,д. 14, л. 27, д. 10, л. 26; СА, д. 18/41, л. 19–20.

202

BA,R6/179. BI. 16.

203

Со стороны местной германской администрации в декабре 1941 г. в некоторых населенных пунктах Псковской области предпринимались безуспешные попытки заставить православных священников служить по григорианскому календарю (ВА, R58/225. В1. 181–183).

204

Количество священников в регионе к началу 1944 г. достигло 175. Их острейшая нехватка была серьезной проблемой. Местных клириков и миссионеров было относительно немного, поэтому Миссия в ускоренном порядке посвящала мирян в саны диакона и иерея.

205

Речь идет об указе рсяхскомиссара Остланда от 19 июля 1941 г. (см. доку мечт X». 101).

206

Окончательное решение оказалось не в пользу Миссии. В выпущенных военной администрацией обязательных «Учебных программах для начальных школ» от 18 декабря 1942 г. преподавание религии отсутствовало. Более того, в мае 1943 г., сразу после окончания учебного года, были насильственно закрыты существовавшие в Пскове Димитровская и Варлаамовская церковные школы. Правда, в дальнейшем факультативное преподавание Закона Божия в школьных помещениях после окончания уроков все же было разрешено. Для руководства этой деятельностью в Пскове 15 мая 1943 г. был учрежден «Стол по распространению христианской культуры среди молодежи» (ВА MA. RH23/281. Ш. 83–91: Полчанинов, Псковская Православная Миссия //Православная Русь 1998. № 12. С. 14–15).

207

С первых дней своего существования Миссия стала вести большую благотворительную работу, заметную роль в которой играл Псково-Печерский монастырь. Помощь оказывалась престарелым, инвалидам, военнопленным, беженцам и детям-сиротам. Так, например, в Пскове при храме Димитрия Солунского был создан приют, в котором содержалось 137 детей 6–15 лет (Р.Л, R5 К/699. В1. 13).

208

Некоторые утверждения этого сообщения очень тенденциозны. Священник Амосов сам был аморальной личностью, постоянно доносившей нацистам на других священнослужителей, и в данном случае он также в основном клеветал.

209

В архиве сохранилось еще одно сообщение митр. Сергия о поведении партизан по отношению к Церкви от 18 июня 1943 г. (IfZ, МД795. В1. 1424–1425).

210

Позиция митр. Сергия оказала сильное воздействие на архим. Гермогена, и тот 5 июля 1943 г., будучи в Пскове, письменно обратился к Владыке с просьбой снова принять его «в лоно Матери-Церкви», т. е. Московской Патриархии (BA.R510I/22 183. В1. 124).

211

О. Федор ранее служил в с. Бродовичи-Заполье Псковского округа, и однажды во время карательной операции нацисты сожгли его храм. Свищ. Пузанова спрятали местные жители и переправили к партизанам. В 1943 г. священник собирал среди верующих средства на строительство «церковной» танковой колонны «Димитрий Донской». Эти пожертвования на общую сумму около 500 тыс. рублей были переданы партизанами на «Большую землю» (Якунт: В. За Веру и Отечество. Самара, 1995.С.71).

212

Верт А. Россия в войне 1941–1945. М. 1967. С. 501–502.

213

Подобные опросы давали от 1 до 4% атеистов и в других городах. Правда, нельзя принимать эти данные за полностью соответствующие реальной ситуации. Ведь среди ушедших на восток с советскими войсками был большой процент неверующих, кроме того, часть населения могла думать, что фашисты будут ассоциировать атеистов с коммунистами, к поэтому скрывали свои подлинные взгляды.

214

В сентябре 1942 г. образованное Смоленское епархиальное управление сообщило митр. Серафиму (Ляде), что считает себя связанным с РПЦЗ. Но архиереи последней не были допущены в Россию. В конце 1942 г. Смоленская епархия вошла в состав Белорусской Православной Церкви. Архиерейским Собором последней епископом Смоленским и Брянским был назначен архим. Стефан (Севбо), который в 1922–1939 гг. в Польше подвергался тюремному заключению за верность Московской Патриархии. Он прибыл в Смоленск 27 декабря; жители города, видимо, поняли, что Белорусская Церковь ни формально, ни фактически автокефальной не является, и встретили Владыку без эксцессов. В июне 1943 г. с приближением фронта еп. Стефан и некоторые члены Смоленского епархиального управления были эвакуированы в Белоруссию – в г. Борисов.

215

Расчеты нацистов на это не оправдались.

216

Епископ РГЩЗ в Орловскую епархию допущен не был, и она вплоть до освобождения советскими войсками в августе 1943 г. оставалась без архиерея. Тем не менее духовенство и верующие смогли возродить 108 церквей, а в г. Болхове осенью 1942 г. был воссоздан женский монастырь с 35 насельниками.

217

На большей части Краснодарского и Ставропольского краев шла открытая борьба между обновленцами и сторонниками Патриаршей Церкви. Обновленцы, как правило, считались нацистами «агентами НКВД» и зачастую подвергались репрессиям. И все-таки Северо-Кавказский регион был единственной тер-рито-рией, где деятельность обновленцев допускалась германской администрацией. В результате число их храмов достигло значительной цифры: в Краснодарском крае обновленцам принадлежало не менее Кб церквей из 229. а в Ставропольском –55 из 127 (ГАРФ, ф. 6991, он. 1,д. 3,л. 137–140; д. 8, л. 10).

218

Архиепископ Пятигорский Николай (Автономов) сам являлся обновлением. Уже в 1948 г. он был арестован и Германии американском секретной службой как советский агент.

219

Еп. Викентий (правильная фамилия Никипорчук) был арестован и расстрелян, но не на обновленческую деятельность, которую он в конце концов прекратил. В докладе прот. А. Архангельского Ленинградскому митр. Алексию (Симанскому) от 13 июля 1944 г. указывалось, что прот. Н. Швец зачитал прихожанам антигерманское воззвание митр. Сергия (Страгородского), распространят!, которое помогал диакон А. Бондаренко: «Их патриотический подвиг поддерживал старец Викентий, бывший обновленческий епископ... Все они... были расстреляны немецким гестапо... о. Н. Швеиз обвиняли еще в том, что он крестил евреев)) (Религиозные организации в СССР в годы Великой Отечественной войны (1943–1945 тт.) / Публ. Одинцова М. И.//Отечественные архивы. 1995-№ 3. С. 55).

220

Имеется в виду епископ автономной Украинской Церкви Серафим (Кушнерук), который позднее переехал в Крым, после чего подотдел по церковным Делам при отделе культуры городской управы Симферополя был ликвидирован. В ноябре 1943 г. еп. Серафим эвакуировался из Крыма в Германию.


Источник: М. В. Шкаровский. Политика Третьего рейха по отношению к Русской Православной Церкви в свете архивных материалов 1935-1945 годов / Сборник документов. – 2003.

Комментарии для сайта Cackle