М. В. Шкаровский

Источник

2. Экзархат Московской Патриархии в Прибалтике

А. Доклады и предложения чиновников Восточного министерства о церковной политике в рейхскомиссариате Остланд 9 сентября – 9 декабря 1941 г.

Религиозная ситуация в различных регионах оккупированной части СССР, как и германская церковная политика в них, при наличии основных общих черт все же отличалась определенным своеобразием. По-своему уникальной являлась ситуация в Прибалтике и на Северо-Западе России, Это был единственный регион, где сохранился и даже вырос экзархат Московской Патриархии во главе с митр. Сергием (Воскресенским). Некоторое время после начала оккупации будущее экзархата оставалось неопределенным. Чиновники РМО, исходя из своей концепции максимально возможного раздробления и ослабления Русской Церкви, выступали за его ликвидацию. В начале сентября почти на месяц в Прибалтику приехал руководитель группы религиозной политики министерства К. Розенфельдер. Он встречался с митр. Сергием, священниками и вел переговоры с курировавшими религиозные вопросы офицерами СД. По итогам поездки Розенфельдер написал своему начальству три отчета с предложениями о церковной политике в Остланде. Но его мнение о необходимости полного удаления митр. Сергия и ликвидации экзархата отличалось от точки зрения военного командования к СД. Последнее намеревалось лишь удалить экзарха из Риги в Коино. На примере третьего публикуемого в этом разделе документа хорошо видно, что и другие чиновники РМО относились к экзархату негативно.

№109. Запись Розенфельдером своей беседы с оберштурмфюрером СС Либрамом из оперативной команды СД Остланд

8 сентября 1941 г.

Рига, 9 сентября 1941 г.

Оберштурмфюрер СС Либрам является в службе безопасности СС уполномоченным по делам Православной Церкви на Востоке. Он говорит по-русски и, как я смог установить, хорошо ориентируется в церковно-политическом положении в Советской России. Он уже обладает ценным материалом и теперь обрабатывает этот материал для доклада. Его усилия направлены на то, чтобы составить по возможности всеохватывающую картину о сущности и организации Православной Церкви с целью правильного проведения своих акций в рамках полиции безопасности.

Поскольку речь шла о восточном пространстве, наша беседа охватывала весь круг вопросов Православной Церкви. Сначала Либрам познакомил меня со своим докладом о церковно-политической ситуации в Латвии, из которого следует, что Православная Церковь представляет для Латвии щекотливую проблему. Либрам обещал мне изготовить копию этого очень инструктивного доклада и прислать се для сведения рейхслейтеру. Православную Церковь в Латвии возглавляет экзарх Сергий, который подчиняется так называемой «Живой Церкви» (советской церкви)187. Либрам использует свою связь с экзархом (который также одновременно является Ковенским митрополитом) прежде всего для того, чтобы получить сведения об организации «Живой Церкви» в Советском Союзе. Он уже ориентирован в том, где находится важнейший материал. Он также владеет рукописью, которая может дать точную информацию об устройстве «Живой Церкви», Пока эта рукопись имеется только в одном экземпляре. Он приказал выполнить ее перевод и прислать мне копию188.

Его главное пожелание – скорейшее издание рейхслейтером направляющей линии об обращении с Православной Церковью на Востоке. Православные церковные руководители постоянно ставят ряд совершенно конкретных вопросов, на которые из-за отсутствия направляющей линии очень тяжело ответить. Я присутствовал при беседе Либрама с секретарем экзарха и мог сам убедиться, как тяжелы переговоры с этими людьми, которые стремятся действовать, особенно понимая, что германская сторона склонна их работу не только терпеть, но и определенным образом поддерживать.

Либрам считает, что Православная Церковь в какой-нибудь форме должна быть оставлена, чтобы не создавать опасного вакуума. Поэтому в любом случае следует прояснить, в какой форме оказывать поддержку Православной Церкви, и какое направление внутри нее должно получать эту поддержку. Самой опасной ветвью Православной Церкви является «Живая Церковь». Поддержка так называемых «староверов» также едва ли возможна, так как, по словам Либрама, они поддерживают прочные связи с советским режимом.

Таким образом, остается только «Правоверная Церковь», и Либрам считает, что ее нужно, но лишь существующую в России (то есть без «Правоверной Церкви» в эмиграции) с германской стороны использовать, чтобы мировоззренчески и религиозно удерживать русскую нацию под контролем. Либрам хочет в ближайшие дни подготовить доклад о «Живой Церкви» и изложить свои взгляды. Он попросил меня передать этот доклад рейхслейтеру189.

Либрам предложил мне совместную поездку в Ковно для более детального ориентирования в местных церковно-политических отношениях и знакомства с материалом, который был там гарантирован. Кроме того, он также хочет предоставить мне возможность познакомиться с экзархом в Риге и двумя другими руководящими персонами Православной Церкви в Латвии.

В заключение скажу, что оберштурмфюрер Либрам очень благодарен за установление контакта, и он готов предоставить свой материал в наше распоряжение. Он принципиально убежден в том. что только совместной работой можно решить неимоверно тяжелые научные и мировоззренческие вопросы на Востоке. Розенфельдср

ВА, R6/177. В1. II–12. Подлинник.

№110. Из меморандума Розенфелъдера руководству Восточного министерства «Предложения о церковной политике в Остланде»

Берлин, 7 октября 1941 г.

[...] Наша позиция относительно Православной Церкви нуждается в особенно тщательном обсуждении. Православная Церковь ощущает себя больше чем когда-либо заботящейся о народе. Согласно моим нынешним наблюдениям и впечатлениям во время поездки в Остланд также сформировалось представление, что Церковь и христианство на Востоке после исчезновения большевизма переживают новый подъем. Однако данные церковность и христианство имеют иной, чем до большевизма, облик. Это сильнее всего проявляется в отношениях Московской Церкви митрополита Сергия («Живой Церкви») и эмигрантской церкви190. Со стороны православного духовенства на Востоке отсутствует дружеское восприятие эмигрантской церкви в случае, если она будет претендовать на руководство. Существуют опасения, что свяшенники в эмиграции не испытали суровой советской действительности и хотят снова воскресить былое состояние. Поэтому необходимо не занимать с самого начала отвергающую позицию по отношению к так называемой «Живой Церкви» в Москве, а попытаться составить ясную картину об этой Церкви, се намерениях и ее отношении к большевизму. СД в Риге (оберштурмфюрер Либрам) старается в первую очередь получить ясность о митрополите Сергии. Прежде всего, в СД негативно относятся к возможности прихода на Востоке правящего в Германии архиерея – епископа Серафима191. Мне такое намерение не известно. Я знаю только, что Православная Церковь в Германии изготовила литургический материал и старается получить разрешение на его ввоз в Россию. Кроме того, епископ Серафим сталкивается с трудностями у русского населения как нерусский.

Для церковной политики на Востоке со стороны рейха и его структур мне кажется важной следующая точка зрения:

1. Осторожность по отношению к эмигрантской Церкви.

2. По возможности препятствовать Православной Церкви в России превратить Московский Патриархат в общецерковный центр на Востоке. Содействие образованию автокефальных церквей в отдельных рейхскомиссариатах.

3. Насколько возможно быстро удалить из Остланда представителя Московской Церкви в Остланде экзарха Сергия, чтобы полностью исключить там влияние русских. СД собирается первоначально выслать экзарха в Ковно. Точка зрения СД состоит в том, чтобы, удалив экзарха от главного места событий в Остланде, не упускать его совсем из поля зрения из-за очень ценной информации, которую от него получают о Московской Церкви.

4. Пресечение на восточных территориях любой католической акции, преследующей цель окатоличивания России. Особенно пристального внимания заслуживает деятельность итальянских армейских священников, которые, как я слышал из различных источников, принялись на Украине за массовые крещения.

5. Православной Церкви также касается точка зрения о необходимости органам власти рейха по возможности менее активно участвовать в церковной жизни. Следует как можно незаметнее обеспечивать курс, причиняющий рейху наименьшие трудности.

6. Необходимо как можно скорее издать ясную генеральную позицию по отношению к Православной Церкви, чтобы все органы власти на Востоке соблюдали единую линию. При сильном влиянии, которое Церковь повсеместно на Востоке оказывает или будет оказывать на народ, каждое ошибочное мероприятие и любые неединообразиые действия различных ведомств будут иметь вредные последствия для рейха. Однако эта генеральная линия должна гарантировать определенную свободу действий, чтобы было можно учитывать местные особенности в отдельных рейхе- и генерал-комиссариатах.

Розенфельдер

ВА, R6/178. В1. 107–110. Подлинник.

№111. Из доклада представителя Министерства занятых восточных территорий при группе армий «Север» о положении в оккупированной Эстонии

Штаб-квартира, 9 декабря 1941 г.

После того, как в Эстонии было введено гражданское управление, я хотел бы выразить свое мнение еще по двум вопросам:

1. Греко-Православная Церковь.

В Православной Церкви Прибалтики происходит борьба за власть. Назначенный в советский период в Ригу московскими правителями экзарх Сергий был оставлен на своей должности военной администрацией и также введенным затем гражданским управлением в результате, по-моему, ошибочного мнения, что эту Церковь можно было бы использовать в борьбе против большевизма. Принимая во внимание тот факт, что Православная Церковь в СССР так же не боролась против большевизма, как и Церковь в Германии против коммунизма, и что часть Православия даже заключила со своей стороны мир с Советами, можно уверенно предполагать, что последние посылали в недавно занятые страны, чтобы руководить там церковной жизнью, только надежных в их понимании священнослужителей. Следовало прежде установить, соответствует ли этому Сергий, или он, внутренне отвергая большевизм, только покорился принуждению и принял эту службу. Эстонцы православного вероисповедания отвергают его, как присланного Советами. Они противятся его попытками распространить свою власть на эстонских представителей этого вероисповедания. В Печорах эта борьба вспыхнула открыто, так как местный бургомистр заменил попа русской национальности таким же эстонской национальности. Некоторые восприняли это как признак эстонских национальных стремлений к самостоятельности. Я придерживаюсь другого мнения. Мы скорее должны приветствовать сопротивление эстонцев. По-моему, для нас не может не быть важным то, что с созданием охватывающих обширные территории церковных организаций, в дальнейшем возникнет фронт против немцев. Эта опасность существует, если мы допустим или, может быть, даже поддержим церковные организации выше рамок прихода. Тогда через некоторое время мы окажемся перед фактом, что в различных рейхе- или генерал-комиссариатах существуют утвердившиеся церковные организации, которые имеют естественные намерения расширить свою власть, вспоминая о времени, когда Православная Церковь полностью господствовала во всей частной и общественной жизни народов восточного пространства. Напоминание о том, что времена церковного бессилия и слабости рано или поздно будут преодолены:

1) в результате собственных усилий (в небольшой части),

2) вследствие полнейшего безразличия большей части народа относительно церковных претензий на власть и

3) вследствие активной поддержки численно небольшого слоя, который хотел бы посредством Церкви увеличить собственное влияние на остальное население и осуществить свое вожделение господствовать, сохраняет надежду на восстановление старой власти и господства над народом и государством. Бели теперь государственная власть встанет на пути этих устремлений к расширению власти новообразованных церковных организаций или будет препятствовать им законодательно, то церковные организации станут искать опоры и поддержки у соседних. Тогда очень давняя борьба между Церковью и государством, которая в упрощенной форме имелась уже у негритянских племен – между жрецами и вождями племени, а в современных цивилизованных государствах существует в более высокой форме, снова возродится в восточном пространстве. И тогда через сто или двести лет, сели мы нашей деятельностью будем привносить на христианский Восток порядок и материально и культурно поднимать его народы, Церкви, которые, может быть, снова будут господствовать над всей жизнью народов в то время, поставят перед ними вопрос: «Что вообще хотят здесь эти немецкие завоеватели? Они взяли у вас вашу свободу и теперь хотят уничтожить вашу веру». Таким образом, испытанными методами умеют приравнивать Церковь к вере. И если государство препятствует церковному стремлению к власти или даже лишь ограничивает его, то эта Церковь кричит: «Вера в опасности!» Поэтому я считаю правильным, что там, где существует потребность, следует допускать осуществление религиозной деятельности, но необходимо препятствовать организационному объединению выше рамок прихода. Я полагаю, что моя точка зрения согласуется с генеральной линией рейхсминистерства [...]. Бригаденфюрер СА

1JZ, MA546. Bl. 531–533. Копия.

Б. Борьба по вопросу существования экзархата и Эстонской Православной Церкви 16 мая 1942 – 22 июня 1943 г.

Восточное министерство вплоть до лета 1942 г. оставалось на своих прежних непримиримых позициях. Однако затем под давлением командования Вермахта, прибалтийских служб СД и рейхе комиссариата Ост-ланд оно было вынуждено отложить реализацию своих планов полной ликвидации Русской Церкви в Прибалтике до конца войны. 18 июня 1942 г. в канцелярии начальника главною отдела политики РМО Лейб-брандта состоялось совещание, на котором он заявил, что полное разделение верующих по национальному признаку больше не предусматривается. Православные Церкви в Эстонии, Латвии и Литве должны оставаться русскими и как чуждые концепции жизненного пространства в дальнейшем будут перемещены в планируемый «рейхскомиссариат Москва». В результате временное существование экзархата было разрешено, и митр. Сергий смог вернуться в Ригу. Ему пришлось столкнуться с серьезной проблемой в Эстонии, где русские приходы составляли лишь 25%. Там уже много месяцев шла открытая и упорная борьба. Еще 14 октября 1941 г. эстонский митр. Александр (Паулус) заявил, что признан государственной властью единственным главой местной Православной Церкви и пригрозил привлечением к ответственности не подчинившихся ему. Действительно, митр. Александра активно поддержали созданные под эгидой немецких местные эстонские органы управления, которые развернули кампанию угроз и репрессий против русских священников и мирян. Такое положение сохранялось и до конца лета 1942 г.

Затем германские власти выпустили инструкцию, в которой указывалось, что духовенству и приходам дается свобода выбора – войти ли в Эстонскую епархию митр. Александра или русскую – еп. Нарвского Павла, оставшегося в юрисдикции экзарха Сергия. Таким образом, немецкие ведомства, не желая вступать в конфликт с местными органами управления, сделали для Эстонии исключение, позволив существовать там национальной Православной Церкви.

№112. Из речи рейхсминнстра занятых восточных территорий Альфреда Розенберга перед генерал- и гебитскомиссарами

Рига, 16 мая 1942 г.

[...] Что касается Церкви, то мы также будем здесь проявлять всеобщую терпимость и проводить, не оформляя законодательно, определенное регулирование, чтобы препятствовать образованию больших Церквей. Русская Православная Церковь была инструментом власти царизма, и наша политическая задача состоит теперь в том, чтобы там, где существовала Русская Церковь, образовать другие церковные формы. В любом случае мы будем препятствовать, чтобы Великорусская Православная Церковь имела господство над всеми народностями. В Остланде вы имеете дело с протестантами, католиками, православными [...]. Необходимо даже обдумать ввод латинского шрифта вместо русского. Также целесообразно, чтобы какая-либо Церковь была ограничена областью одного генералкомиссара. Должен соблюдаться принцип – обслуживать верующих в границах генералкомиссариата. Для Эстонии и Латвии также было бы целесообразно иметь собственные национальные Церкви [...].

ВА, R6/35. В1. 61, 71–72. Копия.

№113.Приказ рейхскомиссара Остланда X. Лозе генералкомиссарам о курсе церковной политики

Рига, 19 июня 1942 г.

В качестве приложения я пересылаю приказ господина рейхс-министра занятых восточных территорий от 13 мая 1942 г.– 01026/42 Рч/Р192 и указ рейхскомиссара «Остланда» о правовых отношениях религиозных организаций от 19 июня 1942 г."68 с просьбой о принятии к сведению и исполнении. Дополнительно к этому я замечаю следующее:

1. Приказ с инструкцией по выполнению к моему указу от 19 июня 1942 г. нуждается в согласовании со мной.

2. Против уже существующих религиозных обществ можно принимать меры на основе §§ 4 и 5 указа. Распоряжения относительно уже существующих в генерал-бецирках религиозных обществ, согласно которым они [эти общества] изменят свои организационные формы, в частности должны будут ограничить область своей деятельности генерал-бецирком или народностью, нуждаются в моем согласии.

3. Приказ рейхсминистра занятых восточных территорий от 13 мая 1942 г. в принципе предусматривает ограничение всякого религиозного общества рамками генсрал-бецирка и народности. По соглашению с господином рейхсминистром я предписываю сначала только одно, чтобы и далее в генерал-бецирке Белоруссия было запрещено действовать Католической Церкви Литвы, особенно архиепископу в Вильно, и Православной Церкви прибалтийских генерал-бецирков, особенно архиепископу в Вильно193 и подчиненным им органам.

Экзархат же Православной Церкви в прибалтийских генерал-бецирках должен остаться существовать. Православную Церковь необходимо считать в прибалтийских генерал-бсцирках чужеродной организацией. В подходящее время она будет удалена из прибалтийского пространства. Как раз для того, чтобы ясно показать прибалтийским народам, что принадлежность к Православной Церкви находится в противоречии с их исповеданием европейской культуры, желательно оставление в этой Церкви русского руководителя. Необходимо постепенно, но целеустремленно добиваться того, чтобы представители прибалтийских народов выбывали из Православной Церкви. Однако это ни в косм случае не может быть достигнуто, если разрешить образование собственных Эстонской и Латвийской Православных Церквей и их отделение от православных русских. С другой стороны, не стоит опасаться, что при существующем в настоящее время соотношении сил объединение православных русских повлекло бы за собой нежелательные политические или культурно-политические последствия. Православной Церкви в прибалтийских генерал-бецирках следует дать возможность и дальше продолжать оттуда ее пропагандистскую работу на территории группы армий «Север».

Поскольку в качестве необходимых будут рассматриваться другие организационные изменения существующих религиозных обществ, мне следует об этом сообщать. При этом я прошу прежде всего исходить из постановки цели, что указ о правовых отношениях религиозных организаций должен принести населению занятых восточных территорий долго отсутствующую свободу деятельности в религиозной области. В этом смысле он должен после пропагандистского успеха аграрного указа содействовать дальнейшему согласию народов Советского Союза на войну против большевизма.

О пропагандистском использовании указа и о регулировании имущественных отношений религиозных обществ будут изданы особые приказы194.

В качестве представителя:

подписал Бурмейстер

ВА, R90/128. В1. 7552–7554. Заверенная копия.

№114. Циркуляр рейхскомиссара Остландя генералкомиссару в Ревеле относительно организационного устройства религиозных объединений в Эстонии

Рига, 24 июня 1942 г.

В качестве приложения я пересылаю копию письма, направленного эстонским директором внутренних дел руководителю Печерского монастыря и прошу в дополнение к моему приказу от 19 июня 1942 г. указать эстонскому самоуправлению, чтобы оно воздерживалось от всякого вмешательства в вопросы организационного устройства религиозных объединений.

Для разъяснения этого мероприятия я даю следующие указания:

Согласно решению министерства Православная Церковь в Эстонии, Латвии и Литве считается чуждой этой территории. Цель политики в отношении этих местных Православных Церквей продолжает заключаться в том, чтобы однажды удалить их вместе с их русскими носителями из прибалтийского пространства и выслать в рейхскомиссариат Москва, при этом, однако, побудить прибалтийские народы выйти из этой Церкви.

По этой причине самостоятельность Эстонской и Латвийской Православных Церквей нежелательна, так как они тогда легче могут избежать упрека, что являются институтами инородной русской культуры вопреки принадлежности этих народов к Центральной Европе. Напротив, желательно подчеркнуть русский характер и в руководстве этой Церковью. Поэтому отсутствуют возражения относительно того, чтобы оставить существовать экзархат дальше. Вопрос организационного устройства религиозных объединений будет разработан генералкомиссаром. Выражаю свое согласие с необходимыми после моего вышеназванного приказа распоряжениями относительно уже существующих религиозных объединений, в соответствии с которыми они изменяют свои организационные формы.

ВА, R90/128. В1. 7491. Заверенная копия.

№115. Указание фюрера эстонского самоуправления X. Мэе настоятелю Псково-Печерского монастыря подчиниться органам Эстонской Православной Церкви

Ревель, 9 июня 1942 г.

Чтобы устранить всякое недопонимание, я сообщаю Вам, что Вы на основании существующих церковных законов подчиняетесь органам Эстонской Апостольской Православной Церкви. Эти законы определяют также Ваши права и обязанности. Вы не должны выполнять никаких распоряжений любой церковной власти, находящейся вне Эстонского генерал-комиссариата, или передавать свой доход каким-либо учреждениям вне границ Эстонского генерал-комиссариата. В случае если Вы нарушите существующие в законах правила, Вы будете привлечены к ответственности по всей строгости закона195.

Директор внутренних дел по поручению фюрера эстонского самоуправления.

ВА, R90/12S. В1. 7492. Заверенная копия.

№116. Письмо рейхе министра занятых восточных территорий Розенберга рейхскомиссару Остланда об одобрении его церковной политики в Эстонии

Берлин, 22 июня 1943 г.

Православная Церковь в Прибалтике носит исторически обусловленный русский характер. Поэтому я разделяю Ваше мнение всегда демонстрировать этот русский характер Православной Церкви по отношению к православным верующим балтийских народов, чтобы они таким образом постепенно становились чуждыми Православной Церкви.

Кроме того, необходимо заботиться о том, чтобы не способствовать влиянию экзарха Сергия, как экспонента Русской Православной Церкви в прибалтийских генерал-бецирках на эстонских, латвийских и литовских православных. Поэтому я согласен с принятым относительно эстонских православных решением, по которому отдельным общинам предоставлено право решать, хотят ли они подчиняться митрополиту Александру как главе Эстонской Православной Церкви или экзарху Сергию.

ВА, R90/12S. В1. 7567. Заверенная копия.

В. Судьба экзархата после убийства митрополита Сергия и эвакуация православного духовенства из Остланда 31 марта – 19 мая 1944 г.

28 апреля 1944 г. экзарх был убит в своей машине на дороге Вильнюс – Каунас. До сих пор до конца не ясно, кто организовал убийство, хотя подавляющее большинство документов косвенно свидетельствует, что это была немецкая акция. После смерти экзарха очень остро встал вопрос о его преемнике. В его решении приняли активное участие важнейшие ведомства III рейха. Борьба по этому поводу продолжалась несколько месяцев. В соответствии с завещанием митрополита 29 апреля в должность заместителя экзарха вступил архиепископ Ковенский Даниил (Юзвьюк). В это время ряд русских общественных деятелей на оккупированной территории высказывали идею создания там единой централизованной влиятельной Русской Церкви. Так, руководитель экзаршей канцелярии И. Гримм подсказал начальнику отдела политики рейхскомисса-риата Остланд Трампедаху мысль об объединении экзархата и автономной Украинской Церкви196. Подобные планы были абсолютно неприемлемы для РМО, Партийной канцелярии и РСХА, не желавших менять своей генеральной линии в отношении Русской Церкви, что подтвердилось на переговорах в мае–июне 1944 г. В конце концов РСХА приняло решение назначить главой экзархата бывшего управляющего Киевской епархией архиеп. Пантелеймона, убедив в необходимости такого шага и другие германские ведомства. При этом объединение двух православных церковных образований категорически исключалось. Архиеп. Пантелеймон при переезде в Прибалтику должен был оставить свой пост главы автономной Украинской Церкви. Владыка приехал в Ригу, но прибалтийские архиереи на своем совещании отвергли его кандидатуру197. Архиеп. Даниил так и остался последним главой экзархата. В сентябре 1944 г. по приказу немецкого командования значительная часть православных священнослужителей была эвакуирована из Латвии в Германию, и таким образом экзархат фактически прекратил свое существование.

№ 117. Телеграмма Восточного министерства в отдел политики рейхскомиссариата Остланд относительно эвакуации православного духовенства

31 марта 1944 г.

В случае, если эвакуация Остланда станет необходимой, Вы должны в любом случае позаботиться о том, чтобы не оставлять православное духовенство и особенно высших сановников с целью исключения возможности их пропагандистского использования Советами198. При частичной же эвакуации православных священников из эвакуируемых районов во всех случаях оставлять на оставшихся запятыми восточных территориях, так как трудового использования для православных священников в рейхе не имеется. Попечение экзархатом восточных рабочих в рейхе, в случае его эвакуации в рейх, невозможно.

По поручению Милвс-Шреден

ВА, R6/178. Bl. 121. Подлинник.

№118. Телеграмма начальника отдела политики рейхскомиссариата Остланд в Восточное министерство о необходимости сохранения экзархата Московской Патриархии

Рига, 10 мая 1944 г.

Ссылка: Телефонный разговор с начальником отдела [РМО] фон дер Милвс-Шрёденом и референтом Розенфельдером.

1. Согласно вышеотмеченному я прошу оставить существовать православный экзархат в Остланде и после смерти экзарха Сергия. Отсылаю к обоснованию в моем докладе от 23.07.1942 г. – 2239/42 д.199 В то время как Эстонская Православная Церковь под руководством Александра Рсвельского имеет чисто местное значение, православный экзархат оказался полезным в духовной борьбе с большевизмом, воздействии на русское население и русское пространство и, кроме того, на другие Православные Церкви. Так как в настоящее время имеется только 50 000 православных латышей и вместе с эвакуированными в Остланд около 800 000 русских200, явно преобладает русский характер, и намеченное воздействие на латышей с целью заставить их отказаться от принадлежности к Православной Церкви приносит первые успехи. Самостоятельная Латвийская Православная Церковь, подобно Эстонской, как уже предлагал первый генеральный директор Данкерс, будет проявлять тенденцию к подчинению Константинопольскому Патриарху. Этот вздор был отвергнут. Поэтому весь имеющийся опыт говорит за сохранение экзархата.

2. Архиепископ Ковенский Даниил в письме рейхскомиссару от 8 мая справлялся, существуют ли какие-нибудь возражения общеполитического характера против его утверждения заместителем экзарха и временным руководителем Литовского епископства. Он ссылается на Архиерейскую конференцию в Печорах 29 и 30 августа 1943 г., которая в определении относительно обеспечения преемства в руководстве экзархата и епископств постановила назначить Даниила Ковенского на первое место в качестве заместителя экзарха. Об этом также распорядился экзарх в завещании. Собираясь впредь до дальнейших указаний согласиться с этим урегулированием, я прошу о согласии.

3. После смерти экзарха стала обсуждаться возможность отделения от Московского Патриархата и объединения всех Русских Православных Церквей на территории германского господства во главе с представителем русской национальности. Шеф [экзаршей] канцелярии Гримм, напротив, рекомендовал руководителем Церкви в Остланде и на Украине архиепископа Пантелеймона, чтобы Русская Православная Церковь на занятой немцами территории составляла более сильный противовес Московскому Патриарху, тем более что архиепископ Ковенский Даниил полностью аполитичен. Это обсуждение здесь еще не привело к принятию решения.

Ландесдиректор Трампедах

ВА, R6/179. BI. 42. Телеграфный бланк.

№119. Ответная телеграмма начальника руководящей группы культурной политики РМО Милве-Шрёдена в рейхскомиссариат Остланд

Берлин, 19 мая 1944 г.

У меня нет возражений против утверждения Ковенского архиепископа заместителем экзарха и временным руководителем Литовского епископства. Я разделяю Ваше мнение о сохранении экзархата.

Объединение Православных Церквей Остланда и Украины было бы возможно только под русским знаком и поэтому невыполнимо. В настоящее время здесь ведутся переговоры относительно будущего осуществления православной церковной политики, о результатах которых я буду держать Вас в курсе. Я приглашу Вас участвовать в окончательном принятии решения.

Восточное министерство

фон дер Милве Шрёден

ВА, R6/179. В1. 95. Подлинник.

* * *

187

В документе просоветская «Живая Церковь» (обновленческая церковь) ошибочно отождествлена с Московской Патриархией, к которой принадлежал экзарх Сергий.

188

Эта рукопись не сохранилась. В архиве содержится лишь 20-страничный «Меморандум относительно положении Православной Церкви в Остланде», написанный экзархом для германских ведомств 12 ноября 1941 г, (ВА, R90/128. В], 7592–7612).

189

Этого доклада также нет в архиве.

190

Здесь опять Московская Патриархия с митр. Сергием (Страгородским) во главе ошибочно названа «Живой Церковью». Под термином «эмигрантская церковь» имеется в виду Русская православная церковь за границей.

191

Неоднократно упоминавшийся архиеп. Серафим (Ляпе) возглавлял Германскую епархию РШДЗ, негативное отношение к которой у СД и РМО совпадало.

192

Смотри документ № 102. Смотри документ № 101.

193

То есть митрополиту Виленскому Сергию (Воскресенскому)

194

Пропагандистский успех приказа оказался очень небольшим, и особые указы на этот счет не последовали.

195

Псково-Печерский монастырь почти весь период германской оккупации входил в состав экзархата и распоряжению эстонского самоуправления не подчинился.

196

В A, R6/179. Bl. 44–48.

197

ВА, R6/179. Bl. 136–137.

198

Всего из Прибалтики было эвакуировано чуть менее 100 православных священнослужителей.

199

Этот доклад в архивном деле отсутствует.

200

Значительная часть эвакуированных в рейхскомиссариат Остланд была насильно угнана с территории Ленинградской обрасти. Они рассматривались в религиозном плане как гости экзархата и окормлялись православными священниками. Особенно активно в этом плане действовала созданная 27 декабря 1943 г. Внутренняя Миссия.


Источник: М. В. Шкаровский. Политика Третьего рейха по отношению к Русской Православной Церкви в свете архивных материалов 1935-1945 годов / Сборник документов. – 2003.

Комментарии для сайта Cackle