М. В. Шкаровский

Источник

Глава II. Церковная политика нацистской Германии и религиозное возрождение на оккупированных территориях СССР, 1941–1945 гг.

1. Формирование нацистской церковной политики на Востоке и ее колебания в ходе войны

А. Приказы и распоряжения Главного управления имперской безопасности об отношении к Православной Церкви на территории СССР 2 июля – 31 октября 1941 г.

Вопрос распределения компетенции при проведении церковной политики на Востоке с самого начала не получил достаточной ясности. В этой сфере существовала определенная, временами довольно жесткая конкуренция. Приказом Гитлера о полицейской безопасности новых занятых восточных территорий от 17 июля 1941 г. рейхсфюреру СС и шефу германской полиции Г. Гиммлеру было поручено ведение ими в своей области. Таким образом, РСХА и входивший в его состав «церковный» реферат развернули свою деятельность на территории СССР. Если представители этого ведомства и делали при своей явной враждебности очень редкие и малозначительные уступки s пользу Русской Церкви, то только в крайнем случае, под давлением международного, пропагандистского или военного факторов. Самый ранний циркуляр о религиозной политике на Востоке после начала агрессии относится ко 2 июля 1941 г. Он исходил от шефа РСХА Гейдриха и еще не содержал личных директив Гитлера. Указ был принят в самом начале войны с СССР, и РСХА представлялось необходимым, используя различные методы, закрепиться на занятых территориях. Поэтому внешне он вполне лоялен к православию, хотя уже в этом документе говорится о необходимости содействия раздроблению Церкви. 16 августа Гейдрих издал новый обширный приказ на основе июльских директив Гитлера. В нем уже категорически запрещалось какое-либо содействие религиозной жизни и говорилось об особо осторожной позиции к Московской Патриархии, вплоть до ареста ее главы митр, Сергия. Новый подобный приказ от 15 октября запрещал открытие богословских факультетов и семинарий и подчеркивал необходимость предотвращать оживление церковной жизни. Массовое стихийное возрождение Русской Церкви начало вызывать тревогу у части германского руководства, и постепенно в РСХА приступили к разработке более долгосрочных планов религиозной политики на Востоке, предполагавших замену православия «новой религией» в нацистском духе. Об этом, в частности, говорится в публикуемом секретном приказе от 31 октября 1941 г.

№88. Из указаний шефа полиции и СД Р. Гейдриха старшим полицай фюрерам о сфере их деятельности на оккупированной территории СССР

Берлин, 2 июля 1941 г.

Ввиду того, что шеф полиции порядка пригласил на совещание в Берлин старших фюреров СС и полиции безопасности, не предупредив меня своевременно об этом, я, к сожалению, был не в состоянии тоже снабдить Вас основополагающими указаниями, касающимися сферы деятельности полиции безопасности и СД.

Далее я сообщаю в сжатой форме о данных мной оперативным группам и командам полиции безопасности и СД важных указаниях с просьбой руководствоваться ими [...].

Церковь!

Против стремления Православной Церкви утвердить свое влияние в массах ничего предпринимать не следует. Напротив, его необходимо, насколько возможно, поощрять, при этом с самого начала следует настаивать на принципе отделения Церкви от государства и препятствовать возникновению единой Церкви. Также ничего не следует предпринимать против образования религиозных сект [...].

Гейдрих

РГВА, ф. 500, on. 5, д. 3, л. 38, 43. Заверенная копия.

№ 89. Оперативный приказ № 10 Главного управления имперской безопасности: «Отношение к церковному вопросу в занятых областях Советского Союза»

Берлин, 16 августа 1941 г.

Поступившие доклады о развитии и состоянии религиозных отношений в занятых областях Советского Союза вызывают необходимость сообщить следующие указания для дальнейшего разрешения этого вопроса в соответствии с директивами фюрера:

1. Католическая Церковь будет пытаться всеми средствами приобрести влияние на население занятых областей советского государства, отдалить его от Православной Церкви и побудить к союзу с Римом. При любых обстоятельствах этим попыткам следует препятствовать.

Там, где в отдельных местностях служит католический или униатский священник, следует заботиться о том, чтобы его деятельность была максимально ограничена. Все католические и униатские священники, которые попадут в советско-русские области, несмотря на существование запрета на въезд туда для священников, должны максимально быстро высылаться в их родные страны. В связи с этим особое внимание надо обращать на монахов и монахинь, например, иезуитов, базилианцев и редемптористов.

2. О поддержке Православной Церкви также не может быть и речи. Там, где население занятых областей советской России желает религиозной опеки, и там, где без содействия местных германских властей имеется в распоряжении священник, можно допускать возобновление церковной деятельности. Однако с германской стороны ни в коем случае не должны явным образом оказываться содействие церковной жизни, устраиваться богослужения или проводиться массовые крещения. О воссоздании прежней Патриаршей Русской Церкви не может быть и речи. Особо следует следить за тем, чтобы не состоялось, прежде всего, никакого организационно оформленного слияния находящихся в стадии формирования церковных православных кругов. Расщепление на отдельные церковные группы, наоборот, желательно. Равным образом не нужно препятствовать развитию сектантства на советско-русском пространстве.

В отношении так называемой «Живой Церкви», которая находилась под определяющим советским влиянием, следует занять особо осторожную позицию. Поскольку пока не ясно – рассматривать ли эту Церковь действительно как орган советского правительства, необходимо, прежде всего, в значительной мере путем изъятия и оценки дел членов и священников «Живой Церкви» выяснить, насколько вообще допустимо ее дальнейшее существование. В связи с этим особо приветствуется, если бы в ходе занятия Москвы удалось арестовать Патриарха «Живой Церкви» Сергия152, изъять и просмотреть находящийся у него архивный материал. Точно так же здесь заинтересованы в овладении находящимся в Москве музеем безбожников.

В той части занятой территории, которая отходит к округу Восточная Пруссия и к ГГ153. необходимо, прежде всего, воспрепятствовать тому, чтобы автокефальная Православная Церковь ГГ., возглавляемая митрополитом Дионисием154, приобрела здесь особое влияние. Православная Церковь в этих областях должна, по возможности, взять верх над еще находящимися там католическими церковными учреждениями. О присоединении отходящих к Восточной Пруссии территорий к юрисдикции архиепископа Берлинского и Германского Серафима155 не может быть и речи.

3. В отношении существующих в балтийских государствах Евангелических Церквей следует действовать таким же образом. Здесь также религиозная церковная деятельность должна допускаться только в той мере, в какой это будет найдено действительно необходимым для населения. Расщепление на возможно большее количество групп в этой области тоже желательно.

4. О возвращении церковным организациям отобранных Советами церквей или церковной собственности любого рода в ближайшее время не может быть и речи. Разрешение этого вопроса будет зависеть от дальнейшего развития событий. Правда, церкви могут предоставляться в пользование для проведения богослужений,

5. Следует также обращать внимание на возможную церковную деятельность переводчиков, которые прибывают с различными ведомствами и организациями, и до их привлечения в качестве переводчиков были священниками или теологами каких-либо конфессий. Если будет установлено, что подобные лица занимаются церковной деятельностью (проведение богослужений, крещений и т. п.), необходимо с учетом конкретных местных условий оперативно устранить такие недоразумения, действуя в соответствии с настоящими директивами.

6. Религиозную опеку военнопленных не следует особенно поощрять или поддерживать. Там, где среди военнопленных есть священнослужители, последние могут, если это соответствует желанию самих советских, осуществлять религиозную деятельность. Привлечение священнослужителей из ГГ. или с территории рейха для религиозной опеки советско-русских военнопленных исключено.

Настоящие директивы представляют собой лишь указания в общей форме для разрешения религиозных вопросов в занятых областях советской России. При всех различиях конкретных местных условий в любых распоряжениях должно, однако, оставаться основополагающим, что поощрение любых конфессий вообще не должно иметь места, и что деятельность Католической и Униатской Церквей в дальнейшем будет прекращена. При всех обстоятельствах любое церковное влияние, идущее с территории рейха, из ГГ. или из других государств, граничащих с Россией, должно выявляться и пресекаться.

Я прошу, как и прежде, докладывать о развитии событий в церковной сфере в занятых частях Советского Союза и извещать соответствующие службы полиции безопасности и СД в порядке субординации.

Гейдрих

РГВА, ф. 500, on. 5, д. 3, л. 62–65. Заверенная копия. IJZ, Fa 213/3. Копия.

№90. Оперативный приказ № 13. Главного управления имперской безопасности: «Теологические факультеты в занятых русских областях»

Берлин, 15 октября 1941 г.

По распоряжению фюрера оживление религиозной жизни в занятых русских областях необходимо предотвращать.

Поскольку в качестве важного фактора оживления христианских Церквей следует рассматривать деятельность теологических факультетов или пастырских семинаров, просьба следить за тем, чтобы при открытии вновь университетов в занятых областях теологические факультеты в любом случае пока оставались закрытыми. В дальнейшем следует заботиться о том, чтобы подобным образом было предотвращено открытие пастырских семинарий и похожих учреждений156, и соответственно, недавно открывшиеся или продолжившие свою деятельность учреждения такого рода были с подходящим обоснованием в ближайшее время закрыты.

В связи с этим обращается внимание на то, что для сохранившихся еще в советской России остатков православной церковной организации обычным явлением было рукоположение подходящих мирян на скорую руку в священники и направление их в качестве обычных рабочих и т. п. для воздействия на население. При этом и советское правительство использовало тактику маскировки своих агентов под священников, чтобы попытаться таким способом выйти на след еще оставшихся церковных организаций.

Поэтому я прошу, контролируя церковную жизнь в занятых областях Советского Союза, особо обратить внимание на этих в большом количестве работающих и оказывающих влияние священников.

Мюллер157

Ifl, Fa 213/3. Копия.

РГВА, ф. 500, on. 5, д. 3, л. 66. Заверенная копия158.

№91. Резюме доклада унтерштурмбан и фюрера СС Вапдеслебена «Проблематика Восточных Церквей и служебно-информационные выводы» на совещании разработчиков церковной проблематики в органах государственной полиции 22–23 сентября 1941 г. 159

Берлин, 23 сентября 1941 г.

В результате наступления германских войск на Балканах и на Востоке проблема Православных Церквей приобрела для нас особенную остроту. Православные Церкви возникли в ходе произошедшего в 1054 г. раскола. Обобщая, мы причисляем православных русских к Греческой Православной Церкви, которая означает для нас собирательное понятие. В отличие от Католической Церкви священники Православной Церкви могут, к примеру, вступать в брак, но ее епископы должны происходить из монашеской среды.

Большинство представителей Православной Церкви находится на территории Советского Союза. Со временем эта Церковь была инфицирована большевизмом, так что о воссоздании Германией Церквей в завоеванном восточном пространстве не может быть и речи. При этом особую роль играют бывшие священники, которые при господстве советских властителей устроились в гражданских профессиях, а сейчас, якобы избавившись от большевистского порабощения, вдруг снова хотят выступать в роли священников.

Тем временем на территории рейха приступили к тому, чтобы провести в жизнь унификацию русских с другими православными течениями и подчинить их одному архиерею. Пока эти объединительные усилия не имеют большого успеха, можно ограничиться наблюдением за данным развитием. Однако это объединение последовало уже после [принятия] нацеленных на будущее основных положений, в которых данной Церкви не только предоставлены функции корпорации публичного права, но она и руководит как зарегистрированное общество. Кроме того, прилагаются усилия, чтобы добиться унии между православными течениями и Римско-Католической Церковью, и они уже приносят определенные плоды, хотя различия в учении и догмах очень велики.

Для этих униатских устремлений особенно используются бенедиктинцы и доминиканцы. В данном плане также действует орден этой Православной Церкви – базилианцы, что было установлено особенно в Генерал-губернаторстве.

Усилиям по объединению православных течений и Римской Церкви был причинен вред инцидентами, которые произошли в Хорватии. Там по побуждению Римской Церкви был убит ряд православных священников. Это происшествие необходимо использовать, чтобы настраивать различные группы друг против друга. В данном случае со стороны полиции безопасности оказывается поддержка православным, так как римо-католики постоянно расширяют область своего влияния и захватывают ведущие позиции, в то время как православные находятся в меньшинстве.

Постановка задач:

1. Насколько допустимо поддерживать православных в качестве противовеса Римской Церкви (поддержка Церквей меньшинства).

2. Внедрение достаточного количества доверенных людей в эти группы, чтобы своевременно получить информацию обо всех политических течениях и не допускать слишком сильного влияния этих групп меньшинства.

ВА, R58/218. В1. 31–32. Копия.

№92. Оперативный приказ № 20 Главного управления имперской безопасности: «О разрешении церковного вопроса на занятых восточных территориях»160

Берлин, 31 октября 1941 г.

Среди части населения бывшего Советского Союза, освобожденной от большевистского ига, замечается сильное стремление к возврату под власть церкви или церквей, что особенно относится к старшему поколению, в то время как более молодое поколение смотрит на это безразлично (также результат коммунистическо-атеистического школьного воспитания).

Возникает вопрос, надо ли говорить о возврате попов всех вероисповеданий (что уже произошло в определенных местах) или надлежит разрешить иным способом или направить на иной путь разрешение вопроса о несомненно наблюдающемся среди населения восточных областей желании вернуться к какой-либо религиозной деятельности.

Христианско-церковное миропонимание всех вероисповеданий, которые, несомненно, в ближайшее время будут драться за завоевание новой земли на востоке, достигает своей высшей степени в определении еврейского народа, как «народа, избранного богом»161, который также выдвинул из своих рядов богоподобных проповедников такого взгляда на религию.

Германо-немецкие правители и правящие круги, призванные осуществлять руководство оккупированными восточными областями, запутались бы в противоречиях (особенно в вопросах, касающихся молодого поколения восточных областей), если бы они, с одной стороны, попытались совершенно искоренить большевизм, как чистейшее воплощение еврейства в его духовной основе и, с другой стороны, молчаливо и терпеливо переносили то, как тот самый еврейский народ, который в течение 25 лет держал великий народ под ужасающим большевистским террором, теперь вдруг сразу был бы выставлен попами всех вероисповеданий как «народ, избранный богом». Учитывая чуткость русского народа к вопросам религии, нам надлежит охранить себя от таких противоречий. В противном случае в массах этого народа произошло бы духовное замешательство, которое, если только оно появилось, не так-то легко устранить.

Поэтому я вижу большую политическую опасность, равно как и опасность в областях мировоззрения, в том, что в настоящее время в восточные области необдуманно допускают священнослужителей всех вероисповеданий. Несомненно то, что стремящимся к религии массам оккупированных бывших советских областей надлежит снова дать какую-то форму религии. Возникает только вопрос: какую?

Следовало бы установить, что ни при каких обстоятельствах не надлежит преподносить народным массам такое учение о боге, которое глубоко пустило бы свои корни в еврействе и духовная основа которого заимствована из такого понимания религии, как понимают ее евреи. Таким образом, надо проповедовать во всех отношениях свободное от еврейского влияния учение о боге, для чего надлежало бы найти проповедников и, прежде чем выпускать их в массы русского народа, дать им соответствующее направление и образование. То, что теперь уже во многих местах церкви с попами, связанными вероисповеданием не162 открываются вновь, и что этому даже способствуют германские органы власти, вызовет лишь религиозную реакцию, которая когда-нибудь (поскольку аполитических церквей не существует) может оказаться таковой в политическом отношении и будет противостоять необходимому освобождению восточных областей.

Поэтому крайне необходимо воспретить всем попам вносить в свою проповедь оттенок вероисповедания и одновременно позаботиться о том, чтобы возможно скорее создать новый класс проповедников, который будет в состоянии после соответствующего, хотя и короткого, обучения толковать народу свободную от еврейского влияния религию.

Ясно, что заключение «избранного богом народа» в гетто и искоренение этого народа, главного виновника политического преступления Европы, являются принудительными мероприятиями, которые способствуют делу освобождения восточных областей Европы. Ясно также, что эти мероприятия, особенно в зараженных евреями областях, ни в коем случае не должны нарушаться духовенством, которое, исходя из установки православной церкви, проповедует, будто исцеление мира ведет свое начало от еврейства.

Из вышеуказанного явствует, что разрешение церковного вопроса в оккупированных восточных областях является чрезвычайно важной в интересах политического освобождения этих областей задачей, которая при некотором умении может быть великолепно разрешена в пользу религии, свободной от еврейского влияния. Эта задача имеет, однако, своей предпосылкой закрытие находящихся в восточных областях церквей, зараженных еврейскими догматами.

Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСЛИ), ф. 17, on. 125, д. 92, л. 23–25. Копия163.

Д. Деятельность военной администрации в церковной области 3 августа 1941 – июнь 1943 г.

Церковными делами в прифронтовой полосе (на практике почти на всех занятых русских и отчасти украинских территориях) занималась военная администрация в лице командующие тыловыми областями групп армий «Север». «Центр» и «Юг», Они старались не провоцировать лишних конфликтов с гражданским населением, поэтому и деятельности православного духовенства, как правило, открыто не препятствовали. В первые месяцы войны отдельные офицеры и представители военной администрации помогали открытию храмов и иногда лаже приказывали это делать. Но в конце июля обеспокоенный Гитлер лично издал директивы о категорическом запрете военнослужащим Вермахта оказывать какое-либо содействие возрождению церковной жизни на Востоке. Четыре таких указания были дословно воспроизведены в приказе ОКБ от 6 августа 1941 г. Л еще 3 августа свои указания военным организациям об отношении к религиозному вопросу подготовило Министерство занятых восточных территорий; правда, широкого распространения в войсках они не получили. Основная линия актов от 3 и 6 августа совпадает, но есть и некоторые различия. В менее жестких указаниях РМО говорится о том. что религиозной деятельности честного населения не следует препятствовать, но отсутствует фраза, что ее не следует поощрять. Относительно запрета на участие священников Вермахта в местной церковной жизни делалось исключение для немецких колоний и т. д. Указанные циркуляры далеко не сразу стали выполняться войсками, и в сентябре Гитлер дал дополнительные директивы, которые вместе с прежними были изданы 2 октября 1941 г. в виде приказов командующих тыловыми областями групп армий. Постепенно эти указы оказали свое действие, и всякая помощь Православной Церкви со стороны германских войск была прекращена. Не во всем соглашаясь с принятой генеральной линией, РМО и командование Вермахта периодически пытались ее смягчить. Первые такие попытки относятся к осени 1942 г. Желая документально закрепить свои представления о необходимости сделать некоторые уступки церковным обществам, работники главного отдела политики РМО подготовили обширный проект новых «Указаний военным организациям об отношении к конфессиональным вопросам», переслав его 24 ноября 1942 г. ОКХ с просьбой опубликовать в виде приказа. Руководству РСХА проект показался слишком «либеральным» и в виде приказа издан не был, хотя представители военной администрации тоже, как правило, были сторонниками смягчения религиозной политики на Востоке, что с осени 1942 г. на практике зачастую и делали. Об этом, в частности, свидетельствует публикуемый проект отчетного доклада от июня 1943 г.

№ 93. Разработанные Восточным министерством указании военным организациям об отношении к религиозному вопросу на оккупированных территориях СССР

Берлин, 3 августа 1941 г.

Указания военным организациям об отношении к религиозному вопросу.

Религия является частным делом каждого. Высказанным потребностям местного населения в религиозной деятельности не препятствовать. Церкви и прочие места отправления культа могут быть освобождены для их первоначальных целей. Церковные конгрессы и другие подобные организационные мероприятия не [разрешать] проводить.

Пресекать политическую деятельность священников и особенно конфессиональных объединений. Сообщать о подобных устремлениях. Участие представителей Вермахта и военных священников в церковной жизни населения запрещается. Исключение составляют немецкие колонии.

Въезд эмигрантов или представителей церковных организаций из других стран на занятые территории воспрещен164. Также следует сообщать об этих возможных попытках.

ВА, R6/177. В1. 9. Копия.

№94. Приказ командующего области тыла группы армии «Юг», составленный на основе директив Гитлера о поведении войск в религиозном вопросе по отношению к гражданскому населению

Ставка, 2 октября 1941 г.

1. Фюрер дал следующие директивы о поведении Вермахта в религиозном вопросе по отношению к гражданскому населению недавно занятых восточных территорий:

Религиозную или церковную деятельность гражданского населения не следует ни поощрять, ни препятствовать ей. Военнослужащие Вермахта должны, безусловно, держаться в стороне от таких мероприятий.

Духовная опека по линии Вермахта предназначена исключительно для германских военнослужащих Вермахта. Священникам Вермахта следует строго запрещать любые культовые действия или религиозную пропаганду в отношении гражданского населения.

Также запрещено допускать или привлекать на занятые восточные территории гражданских священнослужителей из рейха или из-за границы.

Эти распоряжения не касаются занятой румынскими частями территории Бессарабии и финского фронта165.

2. К этой генеральной линии фюрер указал затем следующие дополнения:

Данные директивы о поведении войск в религиозном вопросе по отношению к гражданскому населению на занятых восточных территориях касаются итальянских, словацких или венгерских войск и прочих добровольческих соединений только в тех местах, где имеются немецкие комендатуры.

Немецким комендатурам следить за тем, чтобы эти директивы соблюдались иностранными войсками и добровольческими соединениями. Богослужения Вермахта в оккупированных областях разрешается проводить только как полевые богослужения, ни в коем случае не в бывших русских церквах. Участие гражданского населения (также и фольксдойче) в полевых богослужениях Вермахта запрещено.

Церкви, разрушенные при советском режиме или в результате военных действий, не должны органами германского Вермахта ни восстанавливаться, ни приводиться в соответствие с их назначением. Это следует предоставить русскому гражданскому населению.

ВА–МА, RH22/7. В1. 266. Заверенная копия.

№95. Из проекта разработанных Восточным министерством «Указаний военным организациям об отношении к конфессиональным вопросам»166

Берлин, 24 ноября 1942 г.

При разработке конфессиональных вопросов принимать во внимание следующие точки зрения:

1. Исходить из того, что Германский рейх хочет принести местному населению свободу религиозной деятельности. Не чинить препятствий населению в исповедании религии и по возможности свободно передавать ему необходимые культовые сооружения (церкви, молитвенные дома, мечети, буддийские храмы).

2. Удовлетворять потребности в широкомасштабной религиозной деятельности в смысле противобольшевистской работы, с одной стороны, и в смысле религиозного самоуправления – с другой. Граница этой широкомасштабной находится там, где церковно-религиозное развитие соответствует нашим внутриполитическим целям. Германские задачи на Востоке по отношению к религии и Церкви не реформаторские, а исключительно политические.

3. Организационные мероприятия в конфессиональной области допускать в местных рамках. Если они окажутся необходимыми в большем объеме (организация епархий, митрополичьих округов, экзархатов и т. п.), то в каждом отдельном случае должны осуществляться по соглашению с рейхсминистром занятых восточных территорий. Это же относится к конфессиональным актам.

4. Принимая во внимание большую нехватку священников, особенно в Православной Церкви, можно по заявлениям приходов допускать приезды епископов из тыловых областей для проведения посвящений в сан [...].

5. Если станет актуальным вопрос назначения епископа в подчиненную военной администрации область, то учитывая его большую политическую значимость, в каждом отдельном случае следует заключать соглашение с учрежденным позднее для этой области гражданским управлением. При назначении епископов территорий, на которых рейхскомиссариатов еще не существует, мнение рейхсминистра занятых восточных территорий будет вынесено позднее. Вышесказанное относится также к назначению муфтиев в мусульманских областях.

6. Чтобы сделать возможным смену духовенства, можно удовлетворять ходатайства о создании образовательных заведений, если это не переходит рамок простых семинаров.

7. Особое внимание уделять тому, чтобы конфессиональные объединения на занятых восточных территориях не стали политическим фактором, который действует против германского руководства. Всякая политическая деятельность духовенства и конфессиональных объединений воспрещается. При этом особое внимание обратить на многочисленные православные секты, которые из-за своей тайной жизни тяжело обнаруживаемы и поэтому легко могут быть использованы для политических интриг [...].

8. Не отдавать предпочтения той или иной группе. Это имеет особое значение в связи с универсалистскими тенденциями в Русской Православной Церкви, которая при царском режиме была средством русификации других народов и действовала в соответствии с панславянскими целями. Если белорусский, украинский или кавказские народы стремятся к автокефалии их церковной жизни, то пойти им в этом навстречу. Чтобы гарантировать единообразное регулирование этих вопросов, следует каждый раз сноситься с соответствующим гражданским управлением.

9. Ватикан уже давно стремится распространить свое влияние на народы СССР. Всеми возможными способами он пытается заслать на занятые восточные территории своих посланцев, чтобы получить влияние на религиозную жизнь и ее новую организацию. По-видимому, в этом плане также действуют военные священники союзных воинских частей. В связи с тем, что эти попытки миссионерства вызывают сильное беспокойство православного населения, их следует пресекать. Сообщать обо всех ставших известными попытках подобной миссионерской деятельности.

10. Участие служащих и священников Вермахта в церковной жизни населения нежелательно. Исключения составляют немецкие поселения [...]. Приезд эмигрантов и представителей конфессиональных организаций других стран в занятые восточные области запрещен. Сообщать о попытках такого рода. Исключение может допустить только рейхсминистр занятых восточных территорий.

11. Немецкие службы могут вмешиваться в споры конфессиональных организаций, например, о разделе церковного имущества, только тогда, если опасаются помех общему порядку или хозяйственной жизни. Вмешательство немецких служб может оказаться необходимым также в том случае, если давление конфессиональной организации на неконфессиональную или на верующую по-другому часть населения принимает формы, которые способны привести к нарушению спокойствия общественной жизни. Для принятия в этих случаях верных решений важнейшим фактором является то, какие из участвующих сторон в немецком понимании наиболее надежны.

Высказанная генеральная линия соответствует проведенному мной регулированию в рейхскомиссариатах. Этим гарантируется единообразное отношение к конфессиональным вопросам на занятых восточных территориях.

Просьба обращать особое внимание на развитие конфессий и сект в занятых восточных областях и сразу же сообщать о существенных происшествиях и вызывающих сомнения вопросах. 198

Этим приказом отменяются указания военным организациям об отношении к религиозному вопросу от 3 августа 1941 г.

ВА, R6/178. Ш. 40–43. Подлинник.

№ 96. Из докладной записки отдела иностранной армии Востока Верховного командования армии (ОКХ) «Актуальные вопросы бандитской войны и учета добровольцев»

Ставка, 25 ноября 1942 г.

[...] Поддержка Церкви.

Только сиюминутным эффектом пользы оценивают также церковную проблему. Хорошо сознавая большое значение для русской массы церковного руководства в Москве, красная сторона теперь уже оказывает ему полное покровительство и использует для большевистских целей. Германское же руководство, напротив, очень сдержанно допускает существование Русской Церкви на занятых территориях, вместо того, чтобы с помощью активной поддержки включить все церковные организации в освободительную борьбу против атеистического большевизма [...].

ВА–MA, RH2/2089. В1. 21. Подлинник.

№97. Из проекта заключительного доклада о деятельности военной администрации в оперативной области на Востоке167

Берлин, июнь 1943 г.

[...] в. Религия и Церковь.

1. Возрождение церковной жизни [...].

2. Содействие военной администрации.

Первое время военная администрация следовала указанию предоставить верующих самим себе и поэтому не поддерживать и не препятствовать им. Однако постепенно она начала сознавать, что распространение религиозных идей может быть полезным германскому делу [...]. Поэтому военная администрация со временем перешла от принципа благожелательного допущения к принципу поддержки. Это заключалось помимо прочего в том, что военная администрация способствовала передаче строительного материала и стекла для приведения в порядок церковных зданий, освобождала помещения для церковных целей, возвращала экспроприированной церковное имущество и содействовала реорганизации церковного дела. Правда, веем желаниям Церкви пойти навстречу было нельзя. Так, например, принимая во внимание напряженную из-за войны рабочую ситуацию, невозможно было допустить, чтобы останавливалась работа в многочисленные православные праздники. Прекращение работы было разрешено только в Рождество, Пасху и Троицу [,..]. В крупнейшие церковные праздники при активном участии населения в городах и на селе везде проходили крестные ходы, в которых частично были официально представлены местные национальные администрация и полиция. Только кое-где полевые коменданты запрещали проведение крестных ходов и церковных процессий по причинам зашиты от шпионажа, пресечения враждебной пропаганды и борьбы с эпидемиями. Подобного рода запреты были обоснованы только в местностях, подверженных опасности со стороны банд и при появлении эпидемий [...]. Впрочем, в 1942 г. советское руководство также прекратило свою прежнюю враждебную Церкви политику. Например, при взятии Харькова большевики, как рассказывало население, после повторного завоевания города немцами, велели широко открыть двери церквей и совершать благодарственные молебны. В 1943 г. находили вышеупомянутые кресты на дорогах также и в явных бандитских местностях [...].

3. Неполадки в Церкви.

[...] Отсутствие высших церковных инстанций приводило к тому, что втайне образовывались местные церковные организации, чьи средства и цели было тяжело контролировать [...].

4. Организационные вопросы.

В отдельных местностях национальная администрация, чтобы избежать беспокойства населения, пыталась взять на себя контроль над Церковью. Однако согласно полученной от рейхеминистра занятых восточных территорий направляющей линии это являлось нежелательным и должно было быть пресечено. Военной администрации не оставалось ничего другого, как самой заботиться об учреждении высших церковных инстанций и замещении постов в них подходящими священнослужителями. Здесь она действовала в тесном согласии с компетентными органами Восточного министерства. Постоянные перемены на фронте неоднократно делали необходимым изменение границ церковных округов, организацию новых мест пребывания архиереев и приспособление церковной компетентности к существующей ситуации. Например, в результате подобных действий епископ Стефан168 был переведен из Минска в Смоленск. При обратном движении фронта он перенес свое место службы в Борисов.

Следствием реорганизации церковного управления, особенно назначения деятельных и целеустремленных архиереев, было более крепкое церковное руководство и в результате этого всеобщий подъем церковной жизни. Его видимое выражение заключалось в том, что посещение церквей, которое временно уменьшилось, снова стало более оживленным, и молодые люди также начали все сильнее заниматься церковными делами. Неоднократно проходили церковные собрания (например, в Смоленске, Ковеле, Луцке), в которых участвовали многочисленные высшие и низшие священнослужители [..,]. Духовенство и религиозно настроенная часть населения, интересующаяся системой воспитания молодежи, постоянно выдвигают требования ввести религиозные занятия в школах. [...] Это желание, которое, собственно говоря, имеют многие, не могло быть выполнено из-за провозглашенного Восточным министерством принципа отделения Церкви от государства. Но в целом допускалось, чтобы местная администрация предоставляла школьные помещения для религиозных занятий вне собственно школьных уроков. Вопрос подготовки новых священников Церковь пыталась решить путем организации семинарий (например, в Орше). Против этого принципиально нет возражений. Необходимо только препятствовать тому, чтобы личности, которые, занимаясь осведомительской деятельностью, служат врагу, не получили через семинарии доступ в Церковь.

Поэтому открытие семинарий зависит от разрешения высших органов военной администрации (чаще всего седьмого отдела армий или командующих армейской областью). К посещению семинарий допускаются только кандидаты, которые были тщательным образом проверены СД.

5. Церковная политика.

[...] Однако интересно, что и многие архиереи чисто украинского происхождения не свободны от силы притяжения Московского Патриархата, в котором они видят гаранта единства России не только в религиозном, но и в политическом отношении. Отколовшаяся группа автономного направления (так называемая «инициативная группа») под руководством Киевского епископа Пантелеймона добивается [своего] включения в возглавляемую Берлинским митрополитом Серафимом Русскую Православную Церковь (эмигрантскую церковь в Германии)169. Они охотно встретили бы тот факт, если бы после падения Москвы Серафим в качестве Патриарха взял в свои руки верховную власть в Украинской Церкви. Германские органы в целом ограничиваются тем, что внимательно наблюдают за церковным развитием. Они не заинтересованы в объединении церковных групп, так как автономное направление представляет слишком сильную панславянскую, а автокефальное направление – слишком сильную националистическую тенденции [...] Собственную сильную церковную пропаганду развернули румыны, в рамках которой они сооружают новые молитвенные дома и посылают православных священнослужителей. Этим они могут получить значительное влияние на население, что часто находится не в германских интересах [...].

1JZ, МА 488/2. В1. 864, 1007–1018. Копия.

Е. Разработка и попытки принятия закона о религиозной свободе на занятых восточных территориях октябрь 1941 – июнь 1942 г.

В октябре 1941г. в Восточном министерстве началась разработка рассчитанного на большой пропагандистский эффект закона о религиозной свободе на занятой территории СССР. В первой же его статье намечалось торжественно провозгласить полную свободу религиозной веры для всех жителей, в противовес советской власти, которая до начала войны преследовала Церковь. В качестве приложения к закону планировалось издать обширные разъяснительные распоряжения рейхскомиссаров. Намеченное сначала в январе, а потом в феврале и в мае 1942 г. утверждение проектов документов Гитлером не состоялось. Изменения, вносимые в текст закона под влиянием резкой критики руководителя Партийной канцелярии М. Бормана, не помогли. 8 мая фюрер окончательно отверг последний, восемнадцатый проект. Разъяснительные распоряжения рейхскомиссаров Остланда и Украины были сильно сокращены и в виде отдельных указов с санкции Гитлера и Бормана изданы соответственно 19 и 1 июня 1942 г. Какие-либо упоминания о свободе веры в них полностью отсутствовали. Свои разъяснения к тексту будущих указов глава РМО А. Розенберг выслал ре их с комиссарам 13 мая. За отсутствием закона о религиозной свободе Восточное министерство пыталось использовать в пропагандистских целях хотя бы указы рейхскомиссаров. При этом нацистское руководство очень опасалось неблагоприятного воздействия в самой Германии (где всякая церковная активность подавлялась) даже таких отнюдь не свободолюбивых актов, что хорошо видно на примере публикуемой «Направляющей линии пропаганды к церковному приказу». Впрочем, указы рейхскомиссаров очень мало подходили для пропагандистского использования. Хвалиться было особо нечем. И германские органы пропаганды на оккупированной территории СССР, видя отсутствие сколько-нибудь существенного эффекта, вскоре практически перестали их использовать.

№ 98. Первый проект запланированного Восточным министерством закона о религиозной свободе на занятых восточных территориях

Берлин, конец октября – начало ноября 1941 г.

Закон о религиозных сообществах верующих на занятых восточных территориях.

На основе §... указа фюрера от... об управлении занятыми восточными территориями приказываю:

§ 1. Религиозная вера является свободной для всех жителей занятых германскими войсками восточных территорий.

§ 2. Люди одинакового религиозного вероисповедания получают право объединяться в религиозные союзы. Эти союзы должны направлять свои уставы для утверждения соответствующему рейхскомиссару. Уставы и обряды соответствующих конфессиональных союзов не могут подвергать опасности национальную общность и безопасность оккупационной власти. В случае, если в результате поступков отдельных личностей или даже объединений это все же произойдет, соответствующий рейхскомиссар по своему усмотрению имеет право назначить наказание для отдельных личностей или конфессиональных союзов,

§ 3. Соответствующий рейхскомиссар может при определенных условиях предоставлять здания в распоряжение различных религиозных объединений. Утверждение правлений и общего устройства религиозных союзов будет урегулировано соответствующими рейхскомиссарами согласно инструкции об осуществлении этого указа.

ВА, R6/177. В1. 16–17. Подлинник.

№99. Последний, восемнадцатый проект запланированного Восточным министерством закона

Берлин, 27 апреля 1942 г.

Закон о религиозной свободе на занятых восточных территориях.

На основе § 8 указа фюрера об управлении новыми занятыми восточными территориями от 17 июля 1941 г.170 я приказываю:

§ 1. На занятых восточных территориях для всех жителей существует свобода религиозной веры.

§ 2. Разрешается объединение лиц одинаковых конфессий в религиозные организации.

§ 3. Предписания по проведению закона в жизнь будут изданы рейхсминистром занятых восточных территорий.

ВА, R6/177, В1. 154. Подлинник.

№100. Справка в Информационном листке № 3 штабного управления шефа полиции безопасности и СД относительно закона о религиозной свободе на занятых восточных территориях

Берлин, около 15 июня 1942 г.

Справка!

По поводу решения церковного вопроса и религиозной свободы на занятых восточных территориях Восточным министерством было представлено 18 проектов церковных указов, которые раз за разом подвергались исправлению. Восемнадцатый проект конфессионального указа был в предусмотренной форме не одобрен фюрером171. Более того, фюрер придерживается точки зрения, что религиозная свобода на занятых восточных территориях уже существует в значительном объеме, а потому эта существующая религиозная свобода должна быть снова подтверждена и пропагандистски использована исключительно в форме прокламации, которую издадут рейхскомиссары. Несмотря на это, Восточное министерство имеет намерение опубликовать восемнадцатый проект в качестве указа рейхскомиссаров о регулировании правовых отношений религиозных обществ172.

ВА, RS8/225. BI. 36. Машинописный текст.

№101. Разработанный Восточным министерством указ о правовых отношениях религиозных организаций на занятых восточных территориях

Берлин, май 1942 г.

Указ о правовых отношениях религиозных организаций.

На основе § 2 указа рейхсминистра занятых восточных территорий о правовом устройстве на занятых восточных территориях от 21 февраля 1942 г. (vbl. RMO st. S. И) я постановляю относительно внешних правовых отношений религиозных обществ:

§ 1.(1) Религиозные общества, которые в момент вступления в силу этого указа уже существуют на занятых восточных территориях в течение трех месяцев со дня начала действия указа, сообщают о себе генералкомиссару, в бецирке которого находятся.

(2) Уведомление обязательно для председателей или прочих имеющих право представительства личностей или органов. Уведомление должно содержать следующие сведения;

а) Название, сфера деятельности, местоположение религиозного общества.

в) Направление вероисповедания.

c) Председатель, прочие имеющие право представительства личности, круг их обязанностей и задач.

d) Подведомственные местные религиозные объединения.

(3) Генералкомиссар может потребовать других данных и пояснений.

§ 2. (1) Для образования нового религиозного общества требуется разрешение рейхскомиссара.

(2) Ходатайство о разрешении образования нового религиозного общества направляется генералкомиссару, в бецирке которого оно должно иметь свое местоположение.

§ 3. (1) Назначение членов правления религиозного общества предполагает, что генералкомиссар не высказал в ответ на ходатайство возражений общеполитического характера против намечаемых личностей.

(2) Член правления религиозного общества, теряет свое положение члена правления, если генералкомиссар высказал против него возражения общеполитического характера.

§ 4. Религиозные общества, их центральные и местные органы, а также функционеры ограничивают свою деятельность выполнением религиозных задач.

§5.(1) При нарушении предписаний этого указа, особенно при превышении сферы деятельности религиозных обществ, их органов и функционеров, генералкомиссар может назначить денежный штраф.

(2) Религиозное общество может быть распушено рейхскомиссаром, если его деятельность не ограничивается выполнением религиозных задач или подвергает опасности общественный порядок и безопасность.

§ 6. Предписания по выполнению этого указа издадут генералкомиссары.

§ 7. Этот указ вступает в силу в день его опубликования. Одновременно упраздняются противоречащие ему постановления.

ВА, R6/178. В1. 2–2об.173 Копия.

№102. Циркуляр рейхсминистра А. Розенберга рейхскомиссарам Остланда и Украины о германской политике в отношении религиозных обществ на оккупированной территории СССР

Берлин, 13 мая 1942 г.

В качестве приложения Вы получите проект указа о правовых отношениях религиозных обществ, который я прошу, снабдив Вашей подписью, опубликовать в Вашем листке приказов.

Целью этого указа является ясность германской точки зрения в отношении вражеских нападок, замирение вверенного Вашему управлению населения и создание возможности информирования в еще не занятых областях в тылу советского фронта.

Следует исходить из точки зрения, что на занятые восточные территории нельзя допустить религиозные организации, которые могли бы окольным путем душепопечения создать политические образования против германского управления. Кроме того, духовным интересам различных народов Востока отвечает то, чтобы они в своей религиозной деятельности окормлялись принадлежащими к их народу личностями, а не универсально ориентированными другими Церквами и религиозными обществами.174

Поэтому в принципе следует стремиться ограничить религиозные общества границами генерал-бецирка, и, таким образом, не должна существовать Евангелическо-Лютеранская Церковь Остланда, а лишь Евангелические Церкви генерал-бецирков Эстония, Латвия и – насколько имеются протестанты – также в других генерал-бецирках. Далее обратить внимание, что деятельность Католической Церкви в Литве ограничивается генерал-бецирком Литва, и чтобы католическим архиепископом Литвы был литовец, а не поляк. Поскольку в генерал-бецирке Литва имеются польские католики, они могут иметь своего польского главу, который, однако, ни в коем случае не должен обладать церковно-политической властью в других генерал-бецирках, прежде всего в генерал-бецирке Белоруссия. Всякой попытке таких злоупотреблений препятствовать надлежащими средствами, тем более что здесь речь идет не о религии, а о польской политике. Католики в Эстонии и Латвии, вероятно, имеют региональное руководство, чье подчинение архиепископу или епископу другого генерал-бецирка, однако, официально не признано. В случае если здесь не избежать личных связей, то следует не допускать официальных визитов Виленского архиепископа.

Русская Православная Церковь не может быть повелительницей белорусских православных верующих, здесь следует стремиться, не замечая нынешних трудностей (а именно в языке), чтобы Русская Православная Церковь ограничивалась только бесспорной территорией расселения русских и не захватывала другие области. Таким образом, в Белоруссии будут существовать православные белорусские, православные русские и римско-католические органы управления, при этом белорусам предоставляется преимущество.

На Украине также в принципе желательно, чтобы каждый генерал-бсцирк имел свой орган управления, в том числе для тех Церквей, число верующих которых превышает их количество в генерал-бецирке. В смешанных областях действовать как в Белоруссии, и, таким образом, здесь православные русские должны окормляться отдельно от православных украинцев или униатской Украинской церкви и иметь свое отдельное руководство. Украинские религиозные общества принципиально обладают преимуществом, за исключением чисто русских областей расселения. Таким образом, главное значение в разработке религиозных и церковных вопросов имеют генералкомиссары.

Относительно автокефальной Украинской церкви учитывать, что эта Церковь является сильным инструментом оттеснения чрезвычайно большого влияния Православной Церкви московского направления, которое господствует даже на большей части Балкан.

Вез официального признания общего главы [Украинской Церкви] она, благодаря объединению внутри генерал-бецирков, избежит ведущей к слабости раздробленности, а с другой стороны появится противовес опасности образования политической силы

Сохраняя принципиальную точку зрения, что религиозные общества не должны выходить за границы генерал-бецирка, здесь можно было бы уступить в том, чтобы один из епископов считался первым среди равных. (Для этого в настоящее время по прошлому опыту кажется подходящим епископ Поликарп.)

В любом случае не следует упускать из виду возможную опасность с украинско-церковной стороны для цели – раскола Православной Церкви московского направления, которая является носительницей панславянской идеи.

Существующие секты согласно указу учитываются у генералкомиссара. Заявления на разрешение новых сект подаются соответствующему генералкомиссару.

Указ с одной стороны обеспечивает требуемую религиозную свободу совести, но также имеет цель препятствовать политически ориентированным религиозным обществам и, прежде всего, сделать невозможным влияние на занятых территориях Русской Православной Церкви как носительницы великорусской империалистической идеи. Исходя из положения дел на Востоке в высшей степени возможно возникновение религиозных раздоров среди религиозных обществ. Генералкомиссары обязаны, учитывая нынешнюю установку на спокойную работу для военного хозяйства, не допускать выражения этого различия мнений в формах, которые могли бы привести к помехам в хозяйственной жизни или общему порядку.

Создаваемым позднее службам особо указывать на то, что в сохранении различного рода религиозных организаций проявляется терпимость германского рейха в отношении всех каким-либо образом верующих людей.175 Это особенно значимо, имея в виду мусульманское население.

Новая организация сельскохозяйственных отношений и порядок церковной деятельности являются основой для руководства народами на Востоке. Аграрный порядок создает предпосылки для охотного сотрудничества населения в хозяйственном строительстве. А, благодаря предлагаемому указу, в глазах населения немецкое руководство приносит долго отсутствовавшую свободу деятельности в религиозной сфере.

От указа рейхсминистра занятых восточных территорий я отказался из-за вызывающих недоразумение возможностей толкования и могущего произойти нежелательного воздействия на рейх. Таким образом, религиозная свобода восточных народов предполагается без определенного закрепления по закону, и только конфессиональное развитие находится под постоянным контролем и управлением.

Я прошу постоянно сообщать мне об этом развитии.

Более детальная направляющая линия последует позже176.

А, Розенберг ВА, R6/22. В1. 103–106. Заверенная копия.

№103. Из разработанной Восточным министерством «Направляющей линии пропаганды к церковному приказу»

Берлин, 20 мая 1942 г.

A. Принцип: Наведение порядка в церковных делах на занятых восточных территориях последует путем приказов рейхскомиссаров и рейхсминистра занятых восточных территорий.

B. Пресса: 1) Внутригерманская пресса. Общие скудные сообщения ДНЕ177 информационного характера, во всех случаях снабженные двумя комментирующими предложениями со ссылками на большевистскую церковную политику. Никаких собственных комментариев газет [...].

2) Германская восточная пресса. На основе общих ДНБ – сообщения несколько подробнее, чем во внутригерманской прессе, например, в связи с московской церковной политикой после аннексии. Однако в основе здесь также общая сдержанность [...].

3) Иноязычная восточная пресса. Полное развертывание репортажей и комментариев [...].

C. Радио: 1) Внутригерманское радио. Так же как внутригерманская пресса [...].

2) Германское восточное радио. Как германская восточная пресса [...].

3) Иноязычное восточное радио. Как иноязычная восточная пресса с особым акцентом на пропаганду для врага [...].

D. Заграница (пресса, радио, информация). Пропагандировать влияние указа по возможности шире, с привлечением примеров московской церковной политики (преследования, пример Испании и т. д.) [...].

Активная пропаганда. Плакаты, листовки, особенно для врага

Ifl, MA795. Bl. 240. Копия.

Г. Проблема допуска священников из других государств на оккупированную территорию СССР 4 июля 1942 – 13 марта 1943 г.

Существовала определенная связь между немецкой религиозной политикой на Востоке и отношением нацистов к церковной жизни в рейхе. Чтобы лишний раз не взаимодействовать с Церквами Германии и, таким образом, не укреплять их положение, нацисты, как правило, запрещали священникам из рейха выезжать на территорию СССР и обслуживать проживающих там немцев. Так, 13 марта 1943 г. Розенберг был вынужден в своем письме Борману униженно оправдываться по поводу, в сущности, мелкого факта разрешения нескольким пасторам приехать и служить в немецких колониях на Украине. Здесь наглядно проявлялось значительное различие с церковной политикой союзников Германии: финские, румынские, венгерские, словацкие и итальянские военные священники с разрешения своего начальства активно старались заниматься в России миссионерской деятельностью. Это вызывало негативную реакцию и запреты со стороны германских ведомств.

№104. Письмо рейхскомиссара Украины Э. Коха министру занятых восточных территорий А. Розенбергу о проведении богослужений священниками союзных войск

Ровно, 4 июля 1942 г.

Мне сообщили, что в Проскурове венгерские военные священники провели римско-католическое богослужение для украинского населения и взялись за крестины.

Хотя командующий частями Вермахта на Украине неоднократно запрещал богослужебную деятельность для гражданского населения, венгерские, как и словацкие военные священники не руководствуются этим запретом. Премьер-министр Тисо, который уже неоднократно бывал здесь, всегда желает во время своего здешнего пребывания присутствовать на публичных мессах, к которым тоже имеет доступ население178.

Так как распространение римского католицизма кажется мне принципиально нежелательным и опасным, я прошу дать распоряжение союзным войскам указать их военным священникам ограничиться только душепопечением армии. Я советую также предусмотрительно проинформировать об этом мнении руководство итальянского государства179.

Кох

ВА, Кб/178. В1 20. Копия.

№105. Письмо А. Розенберга руководителю Партийной канцелярии М. Борману по вопросу допуска священников на занятые восточные территории

Берлин, 13 марта 1943 г.

Глубокоуважаемый товарищ по партии Борман!

На Ваше письмо от 27.02.1943 г. – ПТОЗ – Hf 3315/0/112180 я сообщаю Вам следующее:

В моем ведомстве никогда не существовало мнения, что данная фюрером в июле 1941 г. направляющая линия по вопросу допуска духовенства на занятые восточные территории сегодня больше не пригодна. Тем более, что инициатива этой генеральной линии фюрера исходила от меня с целью воспрепятствовать тому, чтобы священники Вермахта выходили на передний план и выступали перед фольксдойче в качестве первых проповедников национал-социалистического рейха,

Мне было известно, что рейхсфюрер СС разрешил допустить некоторое количество священников из Зибенбюрген181, чтобы использовать их в немецких поселениях. Кроме того, мне известно, что рейхсфюрер СС дал разрешение руководителю меннонитов профессору Унру назначить несколько мирян-проповедников в поселения меннонитов на Украине. На основе этих фактов я также посчитал возможным в качестве замены большевистского периода в церковной области, согласно провозглашенной религиозной свободе, позволить некую церковную свободу у немцев и допустить некоторых происходящих из той местности священников. При этом речь идет о священниках, которые частично оставались там жить, а частично спасались в рейхе. Само собой понятно, что нельзя допускать священников из рейха, по происхождению не фольксдойче, из немецких поселений на Украине. Особенно категорически исключается католическое духовенство.

Обобщая, необходимо подчеркнуть, что мировоззренческое развитие фольксдойче на Востоке не может прогрессировать до того, как они будут включены в национал-социалистическое движение. Немецкие священники в чужой среде все-таки, наряду с представительством их различных религиозных воззрений, энергично защищают свой народ, и слишком раннее демонстративное изменение прежнего развития могло бы принести мало пользы неизменно успешно развивающейся общей политике. Мероприятия в этом направлении я считаю подходящими только после войны.

Хайль Гитлер! А. Розенберг

В A, R6/176. В1. 59–60. Заверенная копия.

Д. Германская политика в отношении Русской Православной Церкви в последний период войны 23 марта 1944 – 29 января 1945 г.

Определенные изменения в нацистской церковной политике на Востоке произошли в конце 1943–1944 г. Желая противодействовать усилившейся после выборов Московского Патриарха советской пропаганде, РСХА с согласия Партийной канцелярии выступило инициатором проведения серии конференций православных архиереев, которые в марте–апреле 1944 г. состоялись в Варшаве, Минске и Риге. Возглавлял их организацию и проведение руководитель «церковного» реферата РСХА штурмбаннфюрер СС Нейгауз. Работники РМО несколько скептически относились к пропагандистской эффективности таких конференций, но включились в их подготовку. В действительности воздействие антисоветских заявлений архиереев оказалось очень незначительным. Одновременно в Восточном министерстве активизирован! свои попытки использовать против русского православия национальные Церкви и, прежде всего, создать возглавляемую патриархом единую Украинскую Церковь. Из публикуемой записки Розенфельдера от 14 декабря 1944 г. видно, что РМО в конце концов удалось убедить Партийную канцелярию и РСХА в необходимости поддержки украинских автокефалистов. Но, конечно, в конце 1944 г. в условиях надвигавшегося краха III рейха уже было не до выборов Украинского патриарха, да и санкции на это Партийной канцелярии так и не последовало. В начале 1945 г. интерес Восточного министерства к церковным делам существенно остыл, но они практически до конца войны продолжали привлекать внимание Партийной канцелярии.

№106. Заметка К. Розенфельдера для начальника руководящем группы культурной политикой РМО Милве-Шрёдена о переговорах 22–23 марта 1944 г. с представителем РСХА Нейгаузом

Берлин, 23 марта 1944 г.

Из запланированных по соглашению с Главным управлением имперской безопасности православных архиерейских конференций в Генерал-губернаторстве, в генерал-бецирке Белоруссия и в прибалтийских генерал-бецирках состоялась 12.03.1944 г. конференция автокефальных украинских епископов в Варшаве. Германская сторона пошла на эти архиерейские конференции прежде всего для того, чтобы были сделаны пригодные для пропагандистского использования (особенно на Балканах) заявления против советской церковной политики. Декларация автокефальных украинских епископов является в этом отношении неудовлетворительной. Несмотря на длинный текст, эта декларация в основном посвящена стремлению Украинской Православной Церкви к самостоятельности и заканчивается благодарностью правительству Генерал-губернаторства за гостеприимный прием. Точный текст декларации был предоставлен мне для ознакомления референтом правительства генерал-губернатора ландгерихтсдиректором д-ром Вильденом во время служебной поездки, которую я проводил по поручению ведомства рейхслейтера Розенберга. В ответ на это я заявил, что считаю декларацию слишком обтекаемой, но, учитывая начало конференции через 24 часа, в принципе се едва ли можно отредактировать лучше. Так как ведение дела конференции в Генерал-губернаторстве не поручалось Восточному министерству, я не мог остановить уже раскрученное дело. Впрочем, я полагал, что штурм-баннфюрер д-р Нейгауз был согласен с этой конференцией и декларацией. Но после моего возвращения из Кракова оказалось, что ответственному разработчику дела в Главном управлении имперской безопасности д-ру Нейгаузу ни д-р Вильден, ни начальник полиции безопасности и СД в Кракове не сообщили ничего о проведении конференции 12.03.1944 г.

Чтобы избежать подобного малопозитивного результата запланированной в дальнейшем конференции автономных украинских православных епископов в Генерал-губернаторстве, д-р Нейгауз начальнику полиции безопасности и СД и я д-ру Вильдену дали точную генеральную линию желаемого текста декларации. Из-за ситуации в воздухе планируемая поездка главы автономной группы епископа Пантелеймона [в Берлин] была отложена. Я договорился с д-ром Вильденом, чтобы он перед конференцией представил для сведения и выражения мнения точный текст декларации министерству и СД. Этим, прежде всего, должно быть достигнуто ее пропагандистское использование сразу после конференции. По согласованию с д-ром Нейгаузом я постоянно поддерживаю телефонную связь с Краковом но вопросам конференции.

Д-р Нейгауз представил мне для сведения и с просьбой сделать пометки указания, которые он дал начальнику полиции безопасности и СД в Минске в связи с запланированной [там] архиерейской конференцией. Конференция в Минске состоится в рамках других мероприятий против большевизма.

Относительно конференции в [прибалтийских] генерал-бецирках я еще несколько недель назад просил регирунгерата Трампедаха организовать ее. В ответ на это министерство получило телеграмму РКО182 с сообщением, что ввиду нынешнего положения подобная конференция имеет мало смысла, и начальник полиции безопасности и СД считает так же. Во время пребывания Трампедаха в Берлине д-р Нейгауз еще раз говорил с ним о необходимости такой конференции. В это время я был в Кракове и поэтому не мог поговорить с Трампедахом. Сегодня я разговаривал с ним по телефону. Он отправил нам запись переговоров с д-м Нейгаузом, но она еще не поступила. Я договорился с Трампедахом, что эта конференция по возможности состоится к Пасхе и мне представят генеральную линию, которую СД выдаст начальнику полиции безопасности [в Риге] для этой конференции. Трампедах будет устраивать ее в тесном взаимодействии с начальником полиции безопасности и СД. Я просил Трампедаха о представлении по возможности декларации конференции нам в Берлин до ее опубликования для сведения и составления мнения, чтобы в этом случае можно было внести предложения по изменению [текста]. Договорился я с Трампедахом и о том, чтобы мы оперативно информировали друг друга об этом деле.

Я еще раз обратил внимание доктора Нейгауза на то, что пропагандистский эффект этой конференции я в настоящий момент оцениваю не слишком высоко, особенно в связи с возможным исключением экзарха Сергия183, как это уже случилось в Эстонской Православной Церкви, епископы которой выпустили не имевшую влияния декларацию. Д-р Нейгауз, однако, считает такую конференцию из-за положения на Балканах в настоящий момент уместной. Здесь эта конференция ни в коем случае не могла бы повредить, и я уже просил издать от имени министерства распоряжение, чтобы добиться, насколько возможно, позитивного результата. Сейчас из-за медленного продвижения дел в министерстве я выполняю все необходимые в связи с вышесказанным шаги телефонным путем.

Розенфельдер

В А, Кб/178. В/. 116–117. Подлинник.

№107. Докладная записка начальника группы религиозной политики РМО Розенфельдера шефу руководящего штаба политики этого министерства о состоянии церковно-политической ситуации

Берлин, 14 декабря 1944 г.

Размещение и финансирование эвакуированных с восточных территорий епископов с Вашим участием в основном урегулировано. Подробности указаны в прилагаемом листе (приложение 1)184.

После урегулирования этого вопроса на первый план снова выступают церковно-политические проблемы. При этом речь идет главным образом о следующем:

1) Усиление использования священнослужителей в душепопечении восточных рабочих.

2) Использование священнослужителей в добровольческих соединениях.

3) Душепопечение беженцев из прибалтийских стран.

4) Устройство на работу православных священнослужителей.

5) Церковная политика Власова.

6) Церковно-политические интересы украинцев.

К п. 1). Указ шефа полиции безопасности и СД о душепопечении восточных рабочих практически вступил в силу лишь с 01.10.1944 г. Он предусматривает использование 15 священников. В переговорах с СД и Партийной канцелярией я постоянно указывал на то, что таким маленьким числом не обойтись. Практика подтвердила это мнение, как сообщил мне в последней беседе разработчик данного дела со стороны СД. Уже решено существенно повысить число используемых священников (на 50–60). Партийная канцелярия тоже выразила свое согласие. Во время переговоров по этому делу я указал на необходимость привлечения для душепопечения восточных рабочих также в значительном объеме священнослужителей Белорусской и, прежде всего, автокефальной Украинской Церквей, чтобы противодействовать стремлению Русской Православной Церкви исключить национальные церковные группы и предотвратить недовольство украинцев и белорусов.

К п. 2). 12.12.1944 г. в Партийной канцелярии под руководством министерского советника д-ра Крюгера состоялись переговоры об использовании священнослужителей в добровольческих соединениях с участием представителей СД, генерала добровольческих соединений и Восточного министерства, которые показали необходимость такого использования. Была достигнута договоренность, что число священников должно оставаться так мало, как это возможно. Кроме того, генерал добровольческих соединений распорядится, чтобы не оказывалось никакого принуждения к участию в богослужебных действиях. Наконец, при использовании должны быть приняты во внимание все национальные церковные группы. Верховное руководство этими священнослужителями (в церковно-правовом отношении подчиненными различным архиереям) должно осуществляться офицером при генерале добровольческих соединений. Этот офицер должен по возможности обладать знанием предмета, политической ловкостью и знать русский язык. Его важнейшая политическая задача состоит в незаметном руководстве также и священниками войск Власова. Предложения были внесены со стороны Партийной канцелярии, господином фон Милвс-Шрёденом и господином лапдесдиректором Трампедахом (руководителем отдела политики при РКО). Но, вероятно, нынешний разработчик дела при генерале добровольческих соединений обер-лейтснант Шпанненкребс возьмет выполнение этой задачи на себя.

К п. 3). В ходе переговоров с СД, Партийной канцелярией и Министерством церковных дел по предложению католических и евангелических епископов из Литвы, Латвии и Эстонии был назначен ряд священников для душепопечения литовцев, латышей и эстонцев. Их деятельность будет ограничена отдельными округами или епархиями. Необходимые условия были выдвинуты Церковным министерством. Зато предложение прибалтийских епископов о зачислении священников на немецкую церковную службу было отвергнуто.

К п. 4). Те православные священники, которые не могут быть использованы в качестве священнослужителей, будут на основе соглашения с генеральным уполномоченным по использованию рабочей силы направлены на рабочие места для легких работ в сельском хозяйстве или оборонной промышленности. Так как их образовательный уровень в большинстве случаев очень низок, использование их по высококвалифицированной специальности возможно только в отдельных случаях. В целом, однако, необходимо учитывать желание священников.

К п. 5). Власов имеет намерение использовать, если уже не использовал, в качестве советника по церковным делам профессора Гримма – ближайшего сотрудника убитого экзарха Сергия (митрополита Литовского и экзарха Эстонии и Латвии). Гримм отклонил предложение взять на себя выполнение подобной задачи при русском органе попечения. Он всегда был известен германским ведомствам в ГКО как противник раскола православного единства. Поэтому существует опасность, что от ожидаемой церковной политики Власова пострадают национальные группы, прежде всего Украинская Церковь, если они не получат косвенной поддержки со стороны органов власти рейха. Переговоры с митрополитом Серафимом (Берлин) показали, что Власов также принимал председателя карловацкого синода (Русской эмигрантской церкви), ранее находившегося в Белграде, а сейчас в Карлсбаде, и митрополита Серафима и получил от них церковное благословение185. Очевидно, что устремления Русской Православной Церкви направлены на то, чтобы все группы возглавил митрополит Анастасий, и великорусская идея была осуществлена прежде всего в церковной области.

К п. 6). В ходе различных переговоров по этому вопросу с СД, Партийной канцелярией и главной службой СС (оберштурмбанн-фюрер доктор Арльт) существовало единодушие в том, что вышеуказанному развитию можно противодействовать, как минимум тормозя его, только посредством косвенной поддержки национальных церковных групп, в первую очередь Украинской автокефальной церкви. Представляющий митрополита Поликарпа в германских ведомствах епископ-посредник Украинской автокефальной церкви Мстислав Скрыпник до сих пор показывал себя человеком, разбирающимся в политической ситуации и имеющим убеждения, что успех или гибель украинского дела зависит от рейха. Все перечисленные ведомства имеют одинаковое мнение о необходимости по возможности удовлетворить высказанные им желания (назначение священников для восточных рабочих, для добровольческих соединений и окормление украинских приходов в рейхе). Вопрос назначения особого епископа для украинцев в рейхе (самостоятельного по отношению к русскому православному митрополиту Серафиму) представляется трудно осуществимым. Переговоры об этом еще идут (приложение 2)

Розенфельдер

ВА, R6/179. В1. 176–179. Подлинник.

№108. Заметка чиновника Министерства церковных дел о реакции М. Бормана на выборы нового Московского патриарха Алексия (Симанского)

Берлин, 29 января 1945 г.

Утром 29 января оберрегирунгсрат д-р Шмидт-Рёмер из Партийной канцелярии сообщил, что рейхслейтер Борман написал господину рейхсминистру д-ру Геббельсу о необходимости не высказывать по поводу выборов Московского патриарха ни в прессе, ни по радио никакой точки зрения.186

ВЛ, R5I01/22 183. В1. 155. Подлинник.

* * *

152

Имеется в виду митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский), который руководил в то время Московской Патриархией в качестве Местоблюстителя Патриаршего престола. Патриархом он был выбран лишь в сентябре 1943 г. Живая, или иначе обновленческая церковь являлась особым течением в русском православии и в документе ошибочно смешана с Московской Патриархией. В августе 1941 г. обновленческую церковь возглавлял митр. Виталий (Введенский).

153

Генерал-губернаторству, созданному нацистами на части оккупированной Польши.

154

Митрополит Варшавский Дионисий (Валединский) возглавлял так называемую автокефальную православную церковь Генерал-губернаторства с 1940 по 1944 гг.

155

Архиепископ Берлинский и Германский Серафим (Ляде) руководил Германской епархией Русской православной церкви за границей с 1938 по 1950 г.

156

Деятельность православных духовных образовательных заведений нацистам не удалось запретить полностью. Так, уже в конце 1942 г. была создана Духовная семинария в Вильнюсе, а в 1944 г. начали свою работу семинарии в Минске и Кременце.

157

Приказ подписал по поручению Гейдриха его заместитель шеф гестапо Мюллер.

158

В РГВА хранится приказ шефа оперативной группы С полиции безопасности и СД (Киев, 1 ноября 1941 г.), точно воспроизводящий текст публикуемого приказа РСХА, со ссылкой на него.

159

Совещание проходило в Берлине пол руководством шефа гестапо Мюллера. На нем группенлейтеры РСХА зачитали десять содержащих указания о направлении дальнейшей деятельности докладов, среди них: «Мероприятия полиции безопасности по подавлению политических церквей и сект», «Служебно-информационные задачи в борьбе против политического католицизма в рейхе» и др.

160

Публикуемый документ представляет собой перевод с трофейного немецкого оригинала, выполненный, вероятно, не очень грамотно советским переводчиком. К сожалению, подлинник документа в германских архивах пока найти не удалось.

161

Так в тексте. – Прим. ред.

162

Ошибка переводчика, правильно без «не» – «открываются вновь».

163

Опубликован в: Одинцов М. И. Религиозные организации в СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. М., 1995. С. 42–43.

164

Имеются в виду священнослужители Русской православной церкви за границей и Римско-Католической Церкви, к которым Восточное министерство относилось враждебно и на управляемую им территорию так и не допустило.

165

Эта первая часть документа была ранее опубликована в форме приказа Высшего командования армии от 6 августа 1941 г. за подписью Кейтеля (РГВА, Ф 1470, оп. 2, д. 5, л. 387).

166

Проект приложен к письму начальника главного отдела политики РМО ??? в адрес ОКХ от 24 ноября 1942 г. с просьбой опубликовать указания в виде приказа командующих групп армий подчиненным им службам (ВА, R6/178. BI.39).

167

Окончательный вариант доклада в германские архиве не обнаружен.

168

Епископ Смоленский Стефан (Севбо) принадлежал в годы воины к Белорусской Православной Церкви.

169

Речь идет о часта архиереев автономной Украинской Церкви, которые категорически выступили против намеченного в конце 1942 г. главой этой Церкви митр. Алексием (Громалским) объединения с украинскими автокефали ста ми. Но из своей Церкви данные архиереи никогда не выходили и после отказа митр. Алексия от его затеи примирились с ним. Уже упоминавшийся митр. Серафим (Ляде) возглавлял только Гермарнскую епархию и Средне-Европейский митрополичий округ, а не какую-то отдельную Церковь.

170

Согласно данному указу рейхслейтер Альфред Розенберг был назначен рейхсминистром занятых восточных территорий (ВА. R6–4. В1. 1).

171

Это решение Гитлер принял 8 мая 1942 г. во время беседы в своей ставке с Розенбергом и Борманом.

172

Ситуация описана в справке не совсем верно. В качестве указов рейхскомиссаров был опубликован не восемнадцатый проект отвергнутого закона, а утвержденный Гитлером сокращенный вариант разрешительных распоряжений к закону.

173

Издан 1 июня 1942 г. рейхскомиссаром Украины. Издан 19 июня 1942 г. рейхскомиссаром Остланда.

174

Нацистам не удалось создать полностью независимой от Русского Православия самостоятельной Белорусской Православной Церкви.

175

Разделение автокефальной и автономной Украинских Церквей на несколько частей соответственно числу генерал-бецирков также нацистам не удалось.

176

Эти более детальные указания рейхскомиссарам со стороны Розенберга не последовали.

177

Германское агентство новостей.

178

Премьер-министр «независимой» Словакии Тисо был католическим священником.

179

Восточное министерство и МИД полностью поддержали Коха в стремлении запретить миссионерскую деятельность. 30 сентября 1942 г. РМО попросило Верховное командование Вермахта еще раз указать на это руководству союзных войск (ВА, R6/178. В1. 24–25).

180

Это письмо в архиве отсутствует.

181

Зибенбюрген – историческая область в Румынии, в основном населенная немцами.

182

То есть из рейхскомиссариата Остланд.

183

Возможно, в этом выражении содержится намек на планируемое нацистами убийство экзарха Прибалтики митр. Сергия (Воскресенского), который до конца оставался верен Московской Патриархии.

184

Приложение в архивном деле отсутствует.

185

Прибыв в Германию, глава РПЦЗ митр. Анастасий (Грибановский) действительно несколько раз встречался с генералом Власовым и благословил создание Русской освободительной армии. 18 ноября 1944 г. митрополит присутствовал в Берлине на торжественном собрании, посвященном провозглашению Комитета освобождения народов России (КОНР), и 19 ноября выступил в православном Берлинском соборе со словом, посвященном учреждению комитета. 6 Приложение 2 в архивном деле отсутствует.

186

Выборы патриарха Алексия, сменившего умершего патриарха Сергия, пытались замолчать, так как для контрпропаганды просто не было аргументов.


Источник: М. В. Шкаровский. Политика Третьего рейха по отношению к Русской Православной Церкви в свете архивных материалов 1935-1945 годов / Сборник документов. – 2003.

Комментарии для сайта Cackle