М. В. Шкаровский

Источник

5. Русская Православная Церковь и германская религиозная политика на Балканах

А. Отношение германских ведомств к РПЦЗ и их интерес к Балканам январь 1941 – 17 июня 1942 г.134

Интерес нацистских ведомств к церковной политике на Юго-Востоке Европы особенно усилился с 1941 г. 24 сентября реферат общей культуры МИД запросил на ее проведение 100 тыс. марок и получил их. В рамках данной политики внимание германских органов власти привлекла позиция РПЦЗ – руководящий орган которой (архиерейский синод) и значительная часть паствы находились на территории Сербии. Как видно из публикуемых документов, Внешнеполитическая служба НСДЛП и Восточное министерство относились к РПЦЗ негативно, считая ее распространителем враждебной Германии русской монархической идеологии. Heт сомнения, что значительное количество правых эмигрантов сочло III рейх меньшим злом, чем сталинский режим. Они приветствовали начало войны с СССР, надеясь, что данный режим вскоре рухнет и русский народ освободится от коммунистической диктатуры. При этом надо различать очень осторожную позицию руководящих органов РПЦЗ от мнения отдельных священнослужителей и светских организаций. В первые дни войны некоторые эмигранты ? – архиереи и священники в своих статьях и воззваниях горячо приветствовали поход Вермахта на территорию СССР. Наиболее известным из них является послание митрополита Западно-Европейского Серафима (Лукьянова) от 22 июня 1941 г.135 Другие, занимая скорее негативную позицию по отношению к германскому вторжению, были против любой помощи СССР. Имелись и священнослужители РПЦЗ, настроенные резко антифашистски. Эта позиция хорошо видна в публикуемом письме монаха с горы Афон, приветствовавшего первые победы греческой армии против войск итальянских интервентов в январе 1941 г.

№65. Сообщение Экуменической информационной и пресс-службы о письме русского монаха

Женева, январь 1941 г.

Восприятие войны на горе Афон

В письме русского монаха с горы Афон – всемирно известного места расположения монастырей Православной Церкви Греции, отчетливо передано нынешнее отношение к войне греческого народа:

«За чудом Финляндии136 последовало еще большее чудо Греции. У нас в монастыре война мало ощущается, только новости, которые мы получаем, заставляют нас еще больше удивляться.

Единство греческого народа – прежде всего религиозное единство, единство с Христом. Без желания чего-либо для себя, без стремления к захвату чужих земель народ Греции знает, что с начала военных действий Бог защищал и в дальнейшем будет защищать его. Я хотел бы сказать еще большее: Православие получило большой урок. Я читал письма с фронта, которые все пронизаны одной мыслью: защита, даваемая нам свыше, – защита Матери Божией, празднование которой произошло после торпедной атаки у острова Тинос. Чудо Греции – это чудо Божественного присутствия, и это Божественное присутствие, которое узнал народ, теперь стало реальным событием его жизни.

ВА, 62DU/85– В1. 169. Копия.

№66. Запись Внешнеполитической службы НСДАП в связи с арестом Сербского Патриарха Гавриила

Берлин, 11 июня 1941 г.

В Сремских Карловнах находится синод бежавших из России епископов. Этот синод является выразителем реакционных течений Русской Православной Церкви. Во время конгресса монархистов в Рейхенхалле в 1921 году тогдашний глава синода митрополит Антоний требовал восстановления самодержавия в будущей России как единственного средства спасения страны. После смерти Антония синод возглавил митрополит Анастасий, в свое время управлявший Греко-Православной Миссией в Иерусалиме, которую поддерживал комиссар британского правительства.

111 Репрессии против руководства Сербской Православной Церкви начались вскоре после вторжения Вермахт;! в страну в апреле 1941 г. Патриарх Гавриил и С!:. Николаи (Велимирович), сопровождавшие короля Петра вместе с отступавшими войсками до границы Сербии, были арестованы и заключены под охраной в один из монастырей вблизи Белграда. В 1944 г. их перевезли в находившийся на территорий Германии концлагерь Дахау, откуда Владык освободили весной 1945 г. войска союзников.

В 1938 г. в Сремских Карловцах состоялся конгресс представителей всех Греко-Православных Церквей из всех стран137. На этом конгрессе был объявлен манифест, провозгласивший великого князя Владимира русским царем. В конгрессе снова участвовали все реакционные (главным образом монархистские) течения в Зарубежной Русской Церкви, в том числе из Берлина генерал Бискупский и господин Фабрициус.

ВА, NS43/35. BL 62. Копия.

№ 67. Из письма Министерства занятых восточных территорий об активности русских монархистов

Берлин, 17 июня 1942 г.

[...] Деятельность легитимистов также распространяется на Русскую Православную Церковь, которая из-за своего двухвекового положения в качестве государственной Церкви царской России особенно к этому восприимчива. «Глава императорского дома» Владимир 14.11.1938 г. направил председателю Архиерейского Синода Русской Православной Церкви за границей в Сремских Карловцах (Сербия) послание, в котором он выразил митрополиту просьбу: «...содействовать объединению вокруг меня всех русских людей, так как восстановление бывшего значения и положения Святой Православной Церкви в России неразрывно связано с воссозданием монархии». [...] В 1938 году на конгрессе всех Греко-Православных Церквей в Сремских Карловцах в присутствии среди прочих руководителей легитимистов из Германии, которые за 14 лет до этого составили манифест о провозглашении царем Кирилла, с большой помпой царем был провозглашен «царевич» Владимир Кириллович.

В поле зрения мировой общественности Русская Синодальная Церковь вошла во время нынешней войны благодаря личности поддерживающего ее Сербского Патриарха Гавриила, который находился в тесной связи с русскими легитимистами в Югославии и был арестован как сербский гонитель [Германии] после вторжения немецких войск в Югославию.

В последнее время отмечены следующие проявления неустанной активности монархических легитимистов в среде русской эмиграции Европы:

[...] 4. Решение Епархиального собрания представителей духовенства и приходов православной епархии епископа Берлинского и Германского от 31.01.1942 г. [...] Тот же акцент великорусской идеи присутствует в решении находящейся под руководящим влиянием легитимистов Русской Церкви в Германии от 31.01.1942 г., которым она сделала себя представительницей всего православною населения Великогерманского рейха без учета национальной принадлежности и этим присвоила себе место, которое ей не подобает138[...].

IJZ, MA246. В1. 675–682. Копия.

№68. Запрос реферата культуры МИД Германии о выделении денег для церковной политики на Балканах

Берлин, 24 сентября 1941 г.

3) Реферат общ[ей] кулы[уры] нуждается в расчетном 1942 году в следующих средствах из культурного фонда;

[...] П. Для обеспечения связей рейха с национальными Православными Церквами на Востоке и Юго-Востоке 100 000 р[ейхс] м[арок].

Обоснование: Нанесение поражения англо-американской, французском, римско-куриальной и панславянской культурной политике, которое последует в результате поддержки молодых кадров в Православных Церквах Востока и Юго-Востока, является для германской культурной политики задачей первостепенной важности, причем эта политика в данном поле деятельности ввиду развития военной ситуации на Востоке и будущих отношений Германии с Украиной имеет постоянно растущие возможности. Для успешного осуществления этой задачи необходимо предоставление средств в вышеуказанном размере [...]. д-р Гранов

BA.R901/69 300. В!. 59. Подлинник.

Б. Запрет на приезд митр. Анастасия (Грибановского) в Германию и отклонение разработанных архиереями РПЦЗ проектов реорганизации церковной жизни в России 26 июня 1941 – июнь 1942 г.

Стремясь содействовать церковному национальному возрождению России, архиерейский синод РПЦЗ пошел на контакты с германскими ведомствами. С 26 июля по конец октября 1941 г. митр. Анастасий несколько раз обращался в различные инстанции с просьбой разрешить ему поездку в Берлин для проведения там соответствующих переговоров, но неизменно получал отказ. Фактически речь шла о целенаправленной политике изоляции архиерейского синода. Устраивались препятствия даже его контактам с Берлинским архиеп. Серафимом. В германские ведомства поступило несколько проектов организации церковной власти в России. Здесь также нужно разграничивать позиции руководства РПЦЗ и отдельных архиереев. В частности, митр. Серафим (Лукьянов) в своем проекте от 9 сентября 1941 г. предлагал, чтобы воссозданное русское национальное правительство признало митр, Анастасия временным Патриаршим Местоблюстителем. Синод же расценивал в качестве законного главы Русской Церкви митр. Кирилла (Смирнова), не зная, что тот был расстрелян еще 20 ноября 1937 г. Трижды – 1, 29 октября 1941 и в июне 1942 г. архиерейский синод отправлял свои проекты германским ведомствам, но ответа не последовало. Нацистское руководство вовсе не желало возрождения ни русской государственности, ни Русской Православной Церкви.

№69. Письмо председателя Архиерейского Синода РПЦЗ митр. Анастасии министру церковных дел Керлу с просьбой содействовать разрешению приезда Владыки в Германию 139

Белград, 26 июня 1941 г.

Глубокоуважаемый господин министр!

Крестовый поход, который объявил фюрер против безбожного коммунизма, дает нам надежду, что наша Отчизна скоро снова будет свободной.

Одним из важнейших и первостепенных видов подготовительной работы для преодоления коммунизма является восстановление в освобожденных местностях до настоящего времени угнетаемой церковной жизни, и за эту подготовительную работу необходимо взяться по возможности сразу же после освобождения.

Но так как я в настоящее время нахожусь в Белграде, я слишком удален от ведомств, которые компетентны для регулирования этих задач. Поэтому было бы очень важно, чтобы я поехал в Берлин с целью вступления там в непосредственный контакт с руководящими персонами и учреждениями, от которых зависит восстановление жизни в освобожденной России. Поэтому я прошу Ваше превосходительство войти в связь с Министерством иностранных дел, чтобы позволить мне, в сопровождении шефа канцелярии Архиерейского Синода графа Георгия Граббе, поездку в Берлин в то время, которое представляется уместным по техническим или иным причинам.

Преданный Вам

митрополит Анастасий

РГВА, ф. 1470, on. 1, д. 1, л. 83. Подлинник.

№70. Письмо митр. Анастасия архиепископу Берлинскому и Германскому Серафиму о необходимости дополнительного приглашения в Германию

Белград, 10/23 июля 1941 г.

Ваше Высокопреосвященство По получении Вашего письма от 12 июля нами были предприняты шаги у местных властей для получения мне и графу Граббе разрешения на проезд в Берлин. Однако нам было сказано, что поездка наша не может состояться, причем было указано на то, что Министерство церковных дел только не усматривает препятствий для нашего приезда, но, насколько видно из Вашего письма, не пишет о том, что со своей стороны признает мой приезд желательным. Поэтому для осуществления моей поездки было бы очень важно, чтобы Министерство Церковных Дел согласилось с тем, что приезд мой действительно нужен и в скорейшем времени, ибо важно уже сейчас подготовить разрешение вопросов удовлетворения духовных нужд освобождаемого русского населения.

Конечно, одновременно нужно упомянуть и о графе Граббе. который будет сопровождать меня в качестве секретаря.

СА, д. 15/41, л. 3. Заверенная копия.

№71. Записка о планах митр. Анастасия обсудить с РКМ возможность открытия пастырских курсов

Белград, 3 августа 1941 г.

В числе вопросов, которые Высокопреосвященный Митрополит Анастасий хотел бы обсудить с германским Министерством церковных дел при предполагаемом приезде его в Берлин, значится и вопрос о подготовке русского православного духовенства для России. По всем сведениям систематическое уничтожение коммунистами духовенства в России вызывает необходимость в срочной подготовке кадра священников за границей. Для сего Митрополит Анастасий предполагал бы устроить шестимесячные пастырские курсы в Белграде человек на сто. Однако ввиду обеднения русской эмиграции вследствие войны невозможно рассчитывать на получение достаточных средств для обеспечения таких курсов из собственных источников Русской Церкви. Ввиду сего Митрополит Анастасий будет вынужден просить Министерство церковных дел не только о предоставлении соответствующего разрешения германских властей на открытие курсов, но и о материальной помощи для содержания их.

СА, д. 17/4, л. 37. Копия.

№72. Из «Проекта организации высшей церковной власти Православной Церкви в России» митр. Серафима (Лукьянова)

Париж, 9 сентября 1941 г.

Для восстановления России чрезвычайно необходимо сразу после падения советской власти и образования национального русского правительства организовать в Москве единую высшую церковную власть Православной Церкви.140 С тех пор как Всероссийский Поместный Собор в 1917 избрал патриарха Московского и всея Руси, Москва является центром церковной жизни Православной Церкви [...].

Жив ли еще митрополит Кирилл, неизвестно, но можно предполагать, что он умер, так как иначе он должен быть сейчас в возрасте 78–79 лет, а силы его подорваны многолетней ссылкой в Сибирь. Вели бы он был еще жив, то именно он должен возглавить Русскую Православную Церковь, но так как на это не осталось надежд, то следует позаботиться о том, чтобы национальное русское правительство признало главу Зарубежной Русской Церкви митрополита Анастасия временным Местоблюстителем Патриаршего престола и поручило ему образование временного Патриаршего Синода, который бы существовал из архиереев, которые остались верпы Православной Церкви и не скомпрометировали себя признанием со стороны советского правительства [...].

После образования временного Патриаршего Синода и его признания со стороны германских ведомств и национального русского правительства временный Местоблюститель и Синод могли бы начать большую планомерную работу с целью создания законной православной церковной власти в России и потом созвать Собор Русской Церкви для выборов патриарха Московского и всея Руси. Патриарх мог бы иметь чрезвычайно большое значение для духовного возрождения русского народа и для его образования и воспитания в духе исторически национальной Православной Церкви. Патриарх стал бы духовным вождем замученного, отравленного марксистским ядом атеизма и коммунизма народа.

Я пишу это письмо об организации высшей церковной власти Православной Церкви в России исходя из своих личных представлений, так как мне, к сожалению, невозможно обсудить их с главой Русской Церкви за границей митрополитом Анастасием и архиепископом Берлинским Серафимом. Для поддержки дела и для лучшего освещения затронутых в моем проекте вопросов было бы желательно устроить в ближайшее время в Берлине конференцию, в которой участвовали бы митрополит Анастасий, я сам и архиепископ Берлинский Серафим [...].

Митрополит Серафим

ВА, R5101/22 183. В1. 16–20. Подлинник.

№73. Письмо архиеп. Серафима (Ляде) митрополиту Анастасию с просьбой выслать его мнение о восстановлении церковной жизни в России

Берлин, 16 сентября 1941 г.

Ваше Высокопреосвященство! Высокопреосвящсннейший Владыка!

Сообщаю Вашему Высокопреосвященству, что я еще раз обратился к рейхсминистру церковных дел с просьбой добиться распоряжения на въезд Вашего Высокопреосвященства в Германию. Я надеюсь, что Ваша просьба будет выполнена.

Митрополит Серафим (Париж) разработал и направил сюда проект реорганизации церковной жизни в России. Было бы очень желательно, если бы Ваше Высокопреосвященство также направило сюда подобный проект. Однако это необходимо сделать как можно скорее.

Испрашивая Ваших молитв,

Вашего Высокопреосвященства покорнейший слуга

архиепископ Серафим

СА, д. 15/41, л. 7. Подлинник.

№74 Ответное письмо митр. Анастасия Владыке Серафиму141

Белград, 1 октября 1941 г.

Ваше Высокопреосвященство, Я получил Ваше письмо от 16 сентября с. г. Надеюсь, что на этот раз ходатайство о визе получит более скорое разрешение, ибо возникает много вопросов, которые необходимо совместно обсудить в Берлине. Пока вкратце посылаю Вам мнение Арх. Синода об устройстве церковных дел в освобождаемых областях.

Вопрос об организации церковной власти на освобождаемых Германскими войсками от коммунистов областях практически должен разрешаться в соответствии с положением, в котором окажется там Православная Церковь. В настоящее время Архиерейскому Синоду известно только, что оказываемое Германскими военными властями покровительство возрождающейся религиозной жизни получает самый живой отклик у населения. Открываются и восстанавливаются закрытые церкви, появляется скрывавшееся от гонений духовенство. Однако из печатаемых в прессе сообщений не видно, чтобы обнаруживались и православные архиереи, если не считать епископов б. Польской Церкви в тех областях, которые в 1939 г. были присоединены к Советам и где программа борьбы с религией не успела еще получить полного своего осуществления. Отсюда приходится сделать вывод, что епископы в остальных краях России или были большевиками уже до войны перебиты или поголовно сосланы, или что немногие оставшиеся епископы, даже пробольшевистской ориентации митрополита Сергия, были большевиками увезены при отступлении. Во всяком случае, надо считать наиболее вероятным, что епископы, не принадлежащие к ориентации митрополита Сергия, были лишены возможности осуществлять какую бы то ни было иерархическую власть.

Таким образом ставятся две задачи: первая задача – это восстановление церковной жизни в областях, освобожденных от коммунистической власти, в ближайшее же время, а вторая – более широкая – восстановление законной Всероссийской церковной власти.

Первая задача легко разрешается в тех местах, где сохранились православные епископы, т. с. на Волыни и в Полесье. В других епархиях, если нет налицо православных епископов, не скомпрометированных принадлежностью к осужденным Патриархом Тихоном группировкам (обновленцы, живоцерковники и т. п.) или единомыслием с отдавшим Церковь на службу коммунистам Митрополитом Сергием, необходимо срочно организовать временное управление, предоставить Русскому заграничному Архиерейскому Синоду возможность командировать находящихся в Европе русских православных епископов и руководить их работой в согласии с соответствующими Германскими властями.

Вторая задача едва ли разрешима в полном объеме до полного освобождения России от коммунистов и выяснения судьбы Патриаршего Местоблюстителя митрополита Казанского Кирилла142. О нем последняя весть была в Оссерваторе Романо от 20 июля 1937 г., что он присужден к двум годам каторги, а епископы и духовенство, убеждавшие его принять местоблюстительство после кончины митрополита Крутицкого Петра, сосланы в Сибирь. До выяснения судьбы митрополита Кирилла и прочих старейших иерархов Русской Церкви в Москве в возможно ближайшее время по освобождении ее надо созвать Собор из всех наличных епископов Русской Церкви, не скомпрометированных сотрудничеством с митрополитом Сергием и особенно участием в его Синоде, во главе со старейшим из них и составить временное высшее церковное управление, которое впоследствии созвало бы и Всероссийский Собор для восстановления Патриаршества и суждения о дальнейшем устройстве Русской Церкви в соответствии с теми условиями, которые тогда настанут.

Осуществление всего вышеперечисленного, ввиду сложности и многочисленности возникающих практических вопросов, желательно обсудить в Берлине с Вашим Высокопреосвященством и Германскими властями, если представится к тому возможность.

С А, д. 15/41, л. 8–9. Заверенная копия.

№75. Проект восстановления канонической церковной власти в России, предложенный германским ведомствам Архиерейским Синодом РПЦЗ

Белград, июнь 1942 г.

В связи с весенним наступлением на Востоке и особенно после освобождения Москвы, которая является местом пребывания главы Русской Церкви, с новой силой встанет вопрос церковного устройства на освобожденных территориях. Если предположить, что Советы в случае своего отступления из Москвы не эвакуируют насильно митрополита Сергия, то эта ситуация не решит проблемы церковного управления и устройства, так как митрополит Сергий не может оставаться главой Церкви по каноническим причинам и из-за своего политически неприемлемого образа действий в прошлые годы.

Прежде чем констатировать, каким образом будет проведено восстановление в России канонической церковной власти, необходимо в нескольких словах проанализировать существующие там группы.

Преследование Церкви и невозможность созыва Архиерейского Собора, который бы нормальным образом провел выборы церковного главы, заставили Всероссийский Собор ввиду этих обстоятельств уполномочить Патриарха Тихона самому назначить своего преемника в качестве «Местоблюстителя Патриаршего Престола». В нормальные времена Синод должен был бы выбрать одного из своих членов, этот архиерей имел бы обязанность в качестве «Местоблюстителя Патриаршего Престола» по соглашению с Синодом управлять Церковью и созвать Архиерейский Собор для выборов нового Патриарха (протокол Всероссийского Поместного Собора от 10 августа 19)8 г.). В результате срок управления Местоблюстителя был бы ограничен временем выборов Патриарха, согласно замыслу определений Собора как можно более кратким, так как главной обязанностью его [Местоблюстителя] должен являться созыв Собора. Однако, когда стало ясно, что нормальной работе Синода скорее всего будут препятствовать. Патриарх Тихон получил от него чрезвычайные полномочия назвать по своему усмотрению несколько преемников. При этом продолжительность их управления должна была быть не так коротка, как предусматривалось нормальными правилами Собора, а охватывать неограниченное время. Этим временный Местоблюститель становился преемником Патриарха на неопределенное время, и так как он не мог созвать Собор, то должен был снова назначить преемника на случай своего ареста. Учитывая возможность того, что назначенная им личность может быть не допущена к церковному управлению. Патриарх Тихон выбрал на пост Местоблюстителя 3 кандидатов. Это были митрополиты Кирилл Казанский, Агафангел и Петр.

Ни митрополит Кирилл, ни митрополит Агафангел оказались не в состоянии принять на себя обязанности и титул Местоблюстителя, и он перешел к митрополиту Петру. С этого времени принадлежность к законной иерархии Русской Церкви и верность митрополиту Петру, как перед тем верность Патриарху Тихону, служили мерилом канонической правильности органов церковного управления. Они являлись для верующих критериями при оценке различных провокационно созданных Советами схизматических групп. В числе последних необходимо назвать группы, которые образовались еще при жизни Патриарха Тихона и были им осуждены: обновленцы, живоцерковники, липковцы (по имени некоего Липковского, который был рукоположен во епископа только священниками, без участия архиереев) и автокефальная Украинская Церковь, руководимая архиепископом Харьковским Пименом; после смерти Патриарха Тихона так называемый Всероссийский Высший Церковный Совет во главе с архиепископом Григорием (поэтому так называемые григорьевцы) с помощью ГПУ пытался захватить власть из рук пребывавшего в тюрьме митрополита Петра. Последний после того, как он выяснил все обстоятельства, подтвердил их [григорьевцев] осуждение, вынесенное его заместителем митрополитом Сергием. Все вышеназванные группы обвиняли верных сторонников Патриарха Тихона – так называемых тихоновцев – в том, что они не лояльны советскому правительству, и сами при каждом удобном случае выражали свою преданность и верность правительству. Особенно далеко в этом направлении зашли живоцерковники. Но и григорьевцы тоже доходили до прямых компромиссов с коммунизмом, когда они в связи с 10-летним юбилеем Октябрьской революции восхваляли советскую власть и изображали ее благодетельницей народа.

После ссылки митрополита Петра каноническим духовенством руководил митрополит Сергий. Однако чтобы укрепить свое положение, он предпринял попытку лишить преимущества поддержки советским правительством вышеназванные схизматические группы, т. е. григорьевцев и обновленцев, и сам пошел по их пути. Он выразил полную преданность советскому правительству, объявив, что гонений на Церковь не существует и верующих преследуют только вследствие их враждебного отношения к гражданской власти, а не из-за их веры (интервью митрополита Сергия иностранным журналистам), и зашел так далеко, что назвал «радости и успехи советской власти радостями и успехами Церкви» и утверждал, что «каждый причиняющий вред советской власти причиняет и зло Церкви» (его послание от 29.08.1927 г.). С помощью советского правительства он образовал Синод и начал устранять с архиерейских кафедр всех, кто не был согласен с его новой точкой зрения, вследствие того, что она находилась в противоречии с позицией Патриарха Тихона и митрополита Петра.

После этого самые стойкие и уважаемые архиереи с митрополитом Кириллом, митрополитом Петроградским Иосифом, архиепископом Углическим Серафимом и другими во главе отделились от митрополита Сергия. Их примеру последовал также Синод русских архиереев за границей, который в то время осудил новую политику митрополита Сергия и объявил ее противоречащей принципам православной веры.

Следует заметить, что согласно прзвилам Православной Церкви архиерей может быть отдан под суд и таким образом освобожден от своего поста не только в случае его еретических заблуждений, но также и в случае его морально-канонического проступка (Апост. правило 81).

В данном случае иерархи и верующие усмотрели в новой политике митрополита Сергия измену православной вере в форме компромисса с безбожниками и подчинения им Церкви. Некоторые сравнивали это дело с грехом либеллатиков.143

Независимо от этого митрополит Сергий канонически потерял свои права после смерти митрополита Петра, так как он сам подтверждал (смотри его статью в августе 1933 г.), что его полномочия остаются в силе только то время, пока предоставивший ему эти полномочия митрополит Петр остается жив и занимает свою должность Местоблюстителя. Со смертью митрополита Петра право церковного управления снова перешло к митрополиту Кириллу, который все еще находится в ссылке и не может ни взять в свои руки руководство Церковью, ни назвать заместителя. В любом случае духовного и канонического преемника Патриарха Тихона следует искать среди митрополита Кирилла и единодушных с ним архиереев. Эта точка зрения после смерти митрополита Петра единогласно отстаивается всеми русскими архиереями за границей.

Так как в настоящее время в России не существует организационно оформленного высшего церковного управления, может возникнуть предложение обратиться с целью устройства церковных дел к какой-нибудь другой Церкви, например, к Константинопольской. Ответ на это может быть только негативным. Церковные правила строго охраняют границы различных автокефальных Церквей и осуждают всякое вмешательство одной Церкви в дела другой. Подобные случаи вмешательства Константинопольской Церкви в дела Русской под предлогом разрушения се управления на основе вышеназванных правил всегда вызывали резкие протесты со стороны Патриарха Тихона и Русской Церкви за границей. Подобное вмешательство являлось правомочным только в том случае, если бы больше вообще не существовало русской иерархии. Но пока в Русской Церкви имеется хотя бы небольшое число законных архиереев, они одни имеют право восстановить ее каноническое управление.

При данных обстоятельствах в деле организации церковного управления в духе канонов Православной Церкви существует только одно решение, а именно: созыв Собора русских архиереев старейшим из них и назначение этим Собором временного главы Церкви и других органов церковного управления. Окончательная же организация церковного управления и выборы Патриарха могут состояться только тогда, когда будут назначены архиереи на все сейчас пустующие кафедры и в стране снова утвердятся нормальные отношения.

Далее встает вопрос – кто является полноправным членом Собора и кто его может созвать? Исходя из канонов можно дать только один ответ: членами Собора могут быть все те русские архиереи, кто сохранил верность Патриарху Тихону и его законным преемникам – митрополиту Кириллу и митрополиту Петру. Те архиереи, которые принадлежат к группам, возникшим вследствие провокаторских действий Советов и осужденным Патриархом Тихоном и митрополитом Петром, как и соратники митрополита Сергия, не могут быть допущены к участию в Первом Учредительном Соборе, так как они подлежат суду Всероссийского Поместного Собора. Необходимо также принять во внимание, что живущие за пределами России канонически законные архиереи, в том числе и архиереи Русской Церкви за границей, обладают неоспоримым правом быть членами Собора, если они не переходили в другие церковные юрисдикции и неизменно сохраняли свою принадлежность к Русской Церкви. Необходимо отметить, что их временное отделение от Русской Церкви в Москве сперва имело цель уберечь се от ответственности за свободные антикоммунистические высказывания Зарубежной Русской Церкви. Позднее оно имело в качестве причины те обстоятельства, что митрополит Сергий в церковной жизни полностью зависел от поддержки Советов и после смерти митрополита Петра потерял свои легитимные полномочия на управление Русской Церковью. Следовательно, Русская Церковь за границей признавала себя неотделимой частью Русской Церкви, которая согласно определению Патриарха Тихона, Синода и Высшего Церковного Совета Русской Церкви от 7/20.11.1920 г. №362 из-за отсутствия организованной законной всероссийской церковной власти и свободного сообщения с Москвой имеет временную самостоятельность. Архиереи Русской Церкви за границей должны считаться архиереями Русской Церкви со всеми связанными с этим правами и обязанностями. Особенно неоспоримы права тех епископов, которые до эвакуации из России служили там епархиальными архиереями. Так, например, архиепископу Курскому Феофану принадлежит неоспоримое право возвратиться в свою епархию и вследствие этого принять участие в Архиерейском Соборе, посвященном организации церковного управления. Право этого архиерея основано как на определении Всероссийского Собора 1917–1918 гг., так и на канонах, согласно которым те епископы, которые из-за преследований были вынуждены покинуть свои епархии, сохраняют все свои права (смотри правило № 37 Трулльского Собора). Кроме того, необходимо подчеркнуть, что согласно всем сообщениям из России, находящиеся сейчас за границей архиереи все еще в полной мере пользуются в русских церковных кругах прежними уважением и авторитетом.

Что касается права на созыв Собора, то таковое принадлежит старейшему из вышеуказанных архиереев, сохранивших каноническую правоспособность.

Только созванный таким образом Собор, хотя бы он был и неполный по своему составу, может организовать временное высшее церковное управление, которое отвечало бы требованиям св. канонов Православной Церкви и как таковое пользовалось бы бесспорным каноническим авторитетом.

Скорейшее образование такой власти весьма важно со всех точек зрения. Для Церкви это важно потому, что чем дальше откладывается упорядочение ее управления, тем больше будет накопляться трудно разрешимых вопросов. Для Германских властей оно важно с той же точки зрения, а также потому что они сами не в силах будут разбираться в разных лицах, претендующих на священническое и, может быть, архиерейское положение, в числе которых могут оказаться иногда лица, на самом деле не имеющие на то право и, может быть, даже советские агенты. Германским властям во многих случаях будет совершенно невозможно самим разобраться в том, насколько такие лица заслуживают доверия, а Церковь, пока не организовано ее управление, не может ни за кого нести ответственность, ибо не имеет возможности какого бы то ни было контроля. Сделать это может только организованная церковная власть, которая во многих случаях может узнать самозванного священника путем самого краткого его допроса. Правильная организация Церкви будет иметь большое значение и для перевоспитания населения, разложенного безбожной советской пропагандой.

СА, д. 15/41, л. 27–31. Копия.

В. Помощь Зарубежной Русской Церкви религиозному возрождению на территории СССР 11 ноября 1941 – 18 ноября 1942 г.

Преодолевая запреты, РПЦЗ стремилась как можно активнее участвовать в церковном возрождении и помощи населению России. Впервые митр. Анастасий обратился с просьбой о разрешении оказания благотворительной помощи на родине к германскому командованию в Сербии 11 ноября 1941 г. При этом Владыка ссылался на заметку в русской газете «Новое Слово» о подобном сборе в Берлине, не зная, что он был в конце концов запретен. В Белграде его также не разрешили. И все-таки летом 1942 г. был создан Комитет по сбору средств в фонд при архиерейском синоде для приобретения богослужебных книг и предметов на нужды Церкви в России. Публикуемая переписка митр. Анастасия и архиеп. Серафима (Ляде) свидетельствует об активной деятельности этого комитета. С иерархами возникших в период оккупации автономных Украинской и Белорусской Церквей РПЦЗ в 1942 г. установила определенную связь и поддерживала их, так как они рассматривались в качестве составных частей единой Русской Церкви. Непрочные и непостоянные контакты удалось установить и с духовенством некоторых оккупированных областей России. 18 ноября 1942 г. Архиерейский Синод даже постановил предложить митр, Серафиму (Ляде) принять меры для посылки епископов в Смоленск и Орел по ходатайству местного населения. Но никаких возможностей послать епископов из-за противодействия германских властей не было. А Смоленская епархия вошла в состав Белорусской Православной Церкви.

№76. Обращение митр. Анастасия к начальнику штаба командующего германскими войсками в Сербии штатсрату Турнеру о разрешении сбора одежды для жителей России

Белград, 11 ноября 1941 г.

Глубокоуважаемый господин штатсрат, по полученным из Берлина сведениям там дано разрешение Русской Церкви производить сбор вещей для населения освобожденных частей России, в которых ощущается полный недостаток в самой необходимой одежде. Русский приход в Белграде тоже желал бы прийти на помощь своим страждущим братьям, а потому я прошу Вас не отказать в предоставлении и нам аналогичного разрешения, а затем оказании содействия к отправлению этих вещей по назначению. За исполнение этой просьбы я был бы Вам глубоко признателен.

При сем прилагаю вырезку из берлинской русской газеты «Новое Слово» от 9 ноября 1941 г. с переводом ее на немецкий язык; «Зимняя православная русская помощь 1941 г. 11R

Сестричество св. кн. Ольги (Берлин, Находштрассс, 10) получило от германских властей разрешение собирать все необходимое для русского населения занятых областей восточнее и севернее Смоленска. Сестрам будет предоставлена возможность отвезти собранное в эти области и раздать населению. Первый транспорт надо отправить в начале ноября. Сбор начался. Пожертвования деньгами, медикаментами, носильными и всякими другими вещами, как и продуктами питания принимаются ежедневно до и после

Эта акция закончилась неудачей. Один из берлинских прихожан в мае 1946 г. вспоминал, что на призыв о сборе одежды русские миряне из различных городов Германии откликнулись с огромным энтузиазмом – было подготовлено 1100 больших ящиков. Уже велись переговоры о покупке продовольствия на собранные 23 тис. марок. Но груз так и не был отправлен. Настоятель Владимирской церкви архим. Иоанн был вызван в гестапо и допрошен о проведенном сборе, после чего последовала реквизиция собранного. Вес ящики были забраны нацистской организацией «Зимняя помощь». Удалось отстоять только деньги, которые были использованы для помощи восточным рабочим см.: Иоанн (Шаховской), архиепископ. Избранное. Петрозаводск, 1992. С. 365–366), вечерних и утренних богослужений (Находштрассе, 10) и во Владимирской библиотеке (Прагерштрассе, 29), вход с улицы с 2 до 5 часов. Подписные листы можно получить у уполномоченной сестричества фрау Н. Зигель (Кайзераллсе, 26) и в храме [...].

СА. д. 15/41, л. 14–15. Копия.

№77. Письмо митр. Анастасия архиеп. Серафиму (Ляде) о посылке церковной утвари и книг в Россию

Белград, 1 августа 1942 г.

Ваше Высокопреосвященство, Милостивый Архипастырь. До нас доходили сведения, что будто бы у Вашего Высокопреосвященства в скором времени ожидается возможность или уже появилась посылать духовенство в освобожденные области, а также посылать туда богослужебные книги, утварь и т. д. Прошу Ваше Высокопреосвященство сообщить мне, отвечают ли эти слухи действительности. У нас зарегистрировано известное количество священников, выразивших готовность поехать в Россию при первой возможности, а, кроме того, при мне организован комитет, который собирает средства на снабжение верующих в России церковной утварью, богослужебными книгами и т. д. Некоторое количество книг нами уже приобретено, отпечатано 80 антиминсов, заказаны нательные крестики и 30 комплектов церковных сосудов. Если у Вас действительно налаживается связь с освобожденными областями, мы могли бы часть заготовленного материала послать Вам для пересылки по назначению. Равным образом, было бы очень хорошо, если бы Ваше Высокопреосвященство могли сообщить мне, какие существуют пути и средства, чтобы мы могли направлять в освобожденные области зарегистрированное у нас духовенство и собранные церковные книги и утварь.

СА, д. 17/41, л. 19–20. Заверенная копия.

№78. Ответное послание митр. Серафима

Вена, 12 августа 1942 г.

Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнсйший и милостивейший Владыка.

В ответ на запрос Вашего Высокопреосвященства от 19 июля/1 августа с. г. за № 290 честь имею почтительнейше сообщить следующее.

По вопросу о посылке священников в Россию: к прискорбию, по всем данным, высшие правительственные власти относятся пока еще отрицательно к положительному решению этого вопроса. Я возбудил несколько таких ходатайств, но без успеха. По всей вероятности власти подозревают, что заграничное духовенство является носителем политической идеологии, неприемлемой для германских властей в настоящее время. Мне даже не удалось получить разрешение на переезд в Германию некоторых священников из заграницы (напр. о. Родзянко), а по дошедшим до меня сведениям, разрешение не было дано, потому что эти священники якобы работали вместе с политическими эмигрантскими организациями. Само собой разумеется, что я немедленно уведомлю Ваше Высокопреосвященство, если отношение германских властей к этому вопросу изменится.

По вопросу о посылке в Россию церковной утвари и пр.: в настоящее время уже налажено почтовое сообщение с целым рядом городов в России и на Украине. Но вес почтовых отправлений не должен превышать 100 грамм. Поэтому я пока могу отправлять на восток только Св. Миро и антиминсы. По моей просьбе Болгарский Свящ. Синод предоставил в мое распоряжение 1 кило Св. Мира и 100 антиминсов (без Св. мощей). Все это мною уже отправлено на восток. Слава Богу, я получил от Вашего Высокопреосвященства еще Св. Миро, поэтому я теперь в состоянии отправлять новые посылки. Я был бы очень благодарен Вашему Высокопреосвященству, если бы Вы прислали мне антиминсы, ибо там великая нужда (антиминсов нет нигде). Нет Св. Мира и антиминсов даже в Белоруссии. Правда, в Почаевской Лавре совершили чин освящения Св. Мира, но Преосвященный Архиеп. Алексий снабжает только приходы на Украине. Нательных крестиков послано мною несколько тысяч; они были изготовлены отчасти в Германии, отчасти в Бельгии. Но наш запас идет к концу. А между тем просят присылать еще несколько тысяч. Удалось нам отправить несколько комплектов церк. сосудов (через верных людей), но дальнейшую посылку пришлось прекратить, так как у нас нет лишних сосудов. Нужда, конечно, большая. Несколько дней тому назад я получил просьбы о посылке церк. утвари из Курска и других центральных областей. Но возможность отправки церк. утвари есть так как из Берлина отправляются очень часто наши люди на восток и снабжают священников нашими пожертвованиями. Слава Богу, до сих пор еще не пропала ни одна посылка, ибо мы получаем множество благодарственных писем. Очень часто просят присылать служебники и требники.

Во всяком случае, возможность снабжения нуждающегося духовенства всем необходимым есть, и я могу взять на себя посредничество между Вашим Комитетом и духовенством на востоке. Испрашивая Вашего Высокопреосвященства святых молитв, Вашего Высокопреосвященства покорнейший слуга и усердный богомолец М. Серафим

СА, д. 17/41, л, 21–22. Подлинник.

№79. Сообщение митр. Анастасия архиеп. Серафиму об отправке новой партии священных предметов

Белград, 22 августа 1942 г.

Ваше Высокопреосвященство, Милостивый Архипастырь. Ваше письмо от 12 августа с. г. за № 91 мною получено, и я благодарю Вас за сообщенные в нем сведения.

В ближайшее время я пришлю Вам 30 неосвященных анти-минсовых платов. Они уже отпечатаны, но надо их еще подшить, что, по-видимому, в данное время легче сделать здесь, чем у Вас, ибо мы имеем возможность достать нитки.

В скором времени надеюсь прислать Вам и нательных крестиков144. Нами заказано 100.000, и заказ уже почти выполнен. Не исключается возможность, что и крестики я смогу послать Вам через о. Матвеева.

С радостью посылая через Ваше посредство то, что возможно, я прошу Вас, чтобы получатели в будущем были осведомляемы, от кого именно будут поступать эти священные предметы, приобретаемые Архиерейским Синодом на доброхотные даяния белградских прихожан.

СА, д. 17/41, л. 23. Заверенная копия.

№80. Протокол заседания Архиерейского Синода РПЦЗ

Белград, 5/18 ноября 1942 г.

Слушали: Помещенное в «Сообщениях и распоряжениях Высокопрсосвященнейшего Серафима, митрополита Берлинского и Германского и Средне-Европейского митрополичьего округа» от 20 сентября 1942 г. сообщение из Смоленска об организации там временного Епархиального управления во главе с протоиереем Николаем Шиловским и о том, что верующие там не примкнули к новоорганизованной «Белорусской автокефальной Церкви», «молитвенно-канонично и жизненно считают себя связанными с Русской Зарубежной Церковью через митрополита Берлинского и германского», а также сообщение, что «священноцерковнослужители гор. Орла обратились с просьбой к Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Серафиму, митрополиту Берлинскому и Германскому, прислать правящего Епископа в уже много лет вдовствующую Орловскую епархию». 145

Постановит: Признавая необходимым, чтобы Зарубежная русская Церковь во всех случаях, когда это нужно и возможно, приходила на помощь верующим на Родине, предложить Преосвященному митрополиту Берлинскому и Германскому Серафиму принять возможные меры к выяснению возможности посылки Епископов в Смоленск и Орел на предмет организации там церковной жизни. Кроме того, предложить Преосвященному митрополиту Серафиму осведомлять Архиерейский Синод о поступающих из освобожденных областей сообщениях о церковной жизни там

СА, д. 15/41, л. 35. Заверенная копия.

Г. Деятельность РПЦЗ на Балканах в 1942–1943 гг. 16 июня 1942 – 24 октября 1943 г.

В сентябре 1941 г. митр. Анастасий дал благословение на создание Русской охранной группы (в январе 1943 г. преобразованной в корпус), в ряды которой вступили многие представители его паствы. В СССР корпус допущен не был и участвовал В боевых действиях против коммунистических партизан Тито. В частях этого соединения служили воинские священники РПЦЗ, публично молившиеся за патриарха Гавриила и сербского короля Петра II, выступавшего в Лондоне с резко антинацистскими заявлениями. По этому поводу летом 1942 г. возник инцидент с командованием охранной группы, но митр. Анастасий категорически отказался прекратить моления. Корпус базировался в основном на территории Хорватии, где в местах его дислокации не раз находили убежище сербы, спасавшиеся от истребления пронацистскими усташам и католиками. Последние устроили настоящий геноцид православных жителей края, истребив около 750 тыс. человек. В июне 1942 г. под давлением германских ведомств хорватские власти объявили о создании в их государстве независимой от Сербской автокефальной православной церкви во главе с русским архиепископом Гермогеном (Максимовым). Но Владыка Анастасий, несмотря на давление немцев, не признал эту неканоничную акцию. Из всех германских ведомств митрополит изредка переписывался только с РКМ, по-прежнему занимавшим относительно благожелательную к русскому православию позицию. С осени 1943 г. резко усилилась борьба Германии с СССР за влияние на Церкви Балкан, и руководство III рейха допустило проведение 21–26 октября в Вене Архиерейского совещания РПЦЗ, рассчитывая использовать его в пропагандистских целях. Совещание приняло решение о неканоничности выборов Патриархом Всероссийским в Москве митр. Сергия и воззвание к русским верующим. Неожиданным для нацистских ведомств был третий принятый документ – публикуемая резолюция, которая фактически содержала критику германской политики в отношении Русской Церкви и включала требования, направленные на предоставление ей большей свободы.

№81. Телеграмма представителя Германского МИД в Сербии своему начальству о непризнании митр. Анастасием Хорватской Православной Церкви

Белград, 16 июня 1942 г.

ДНЕ в Загребе 6 [июня] сообщило об учреждении Хорватской Православной Церкви, первым митрополитом которой поглавник назначил русского архиепископа Гермогена. Прошу телеграфных указаний, какую позицию занять нам по отношению к этому событию. Дипломатическая миссия в Аграме уже просила меня помешать Анастасию – Патриарху местной Русской Церкви146, который не признает основания новой Церкви в Хорватии, публично выступить против нее. В связи с этим известно, что Патриарх Анастасий сообщил временно исполняющему обязанности председателя Синода Сербской Православной Церкви о непризнании им новой Уповатской Церкви, несогласии с назначением митрополита Гермогена, отстранении его от должности и возбуждении против него в соответствии с каноническим правом судебного разбирательства. Из выяснения нашей позиции [я] заботился о том, чтобы цензура препятствовала возможному публичному высказыванию мнения Патриархом Анастасием, и ему конфиденциально дали знать о желательности его отказа от всякого публичного высказывания мнения в проповедях и т. п. против новой Православной Хорватской Церкви Он согласился с этим, настаивая, однако, на точке зрения, что создание Церкви и занятие поста се главы Гермогеном по каноническому плану недопустимо, и легализация происшедшего возможна только с согласий Сербской Православной Церкви.

Бенцлер

ВЛ, R901/69 670. В1. 52. Телеграфный бланк.

№82 . Сообщение Германского посольства в Хорватии в свой МИД о переговорах с главой Хорватской Православной Церкви митр. Гермогеном

Загреб, 17 июля 1942 г.

При моем ответном посещении митрополита Гермогена было упомянуто о его планируемой поездке в Белград. Гермоген считает, что хотя он имеет намерение послушаться вызова митрополита Анастасия, но опасается, что переговоры не приведут к позитивным результатам, так как Анастасий был односторонне проинформирован со стороны православного сербского митрополита. Если бы он [митр. Гермоген] имел гарантию, что митр. Анастасий правильно информирован и имеются перспективы для хоть какой-нибудь совместной работы, он был бы готов немедленно отразиться в поездку. На это высказывание я не сделал ему никаких обещаний, однако упомянул в общем, что, как и прежде, охотно готов его поддерживать любым образом.

Митрополит Гермоген также сказал, что его работа здесь развивается благоприятно. Из планируемых в будущем трех епископов – один русский и два серба. Таким образом, кажется, не удалось найти на пост епископа как минимум одного хорвата п2.

Остается оговоренным дальнейший доклад. Каше

ВА, R90I/69 670. В1. 15. Подлинник.

№ 83. Рапорт командира I бригады начальнику охранной группы о необходимости прекращения в войсках молений о Сербском королевском доме и Патриархе Гаврииле

Арашкеловац, 23 июня 1942 г.

В Аранжеловац прибыл священник 1-го Отряда и в субботу 20.VI служил вечерню, а в воскресенье 21.VI – литургию. Во время службы на ектеньях и во время выноса Св. Даров он молился за Патриарха Сербского Гаврилу, короля и королеву.

Является странным, что наши отрядные священники молятся за тех, кто поддерживает безбожников большевиков – разрушителей России, за тех, кто по радио поддерживает восстания в Сербии, т. е. против немцев и нас.

Мы не можем требовать, чтобы русское духовенство, служащее в сербских церквах, не молилось за Патриарха, короля и королеву, т. к. они на службе в Сербии, но полагаю, что священники,

"» Со стороны официальных хорватских властей преследование православных сербов приостановилось, но со стороны усташей оно продолжалось. И этот факт Германский МИД в своей аналитической записке от 15 июня 1944 г. считал одной из причин малого успеха всей попытки создания Хорватской Православной Церкви. Действительно в это время митр. Гермогену подчинялось лишь 30 священников. Единственный православный епископ – Спиридон Мифка – был назначен 3 сентября 1944 г. в Сараево. Но вскоре режим Павелича рухнул. В июле 1945 г, митр. Гермоген был приговорен правительством Тито к смерти и расстрелян (ВА, R901/69 670. В1. 15, 20, 40), входящие в состав Охранной Группы, борющейся против коммунизма и его сторонников, не могут молиться за подстрекателей к убийству пяти русских добровольцев, замученных на линии жел. дор. Парачин-Заерчар.

Этот вопрос тяжелый, но разрешить его необходимо. Командир Бригады Ген. Штаба Генерал-майор Драценко

СА.д. 17/41, л. 36. Копия.

№84. Письмо архиеп. Анастасия начальнику Русской охранной группы Б. А, Штейфоиу о необходимости поминовения короля и Патриарха

Белград, 16 июля 1942 г.

Ваше Превосходительство, глубокоуважаемый Борис Александрович

Начальник штаба Охранной Группы препроводил мне возвращаемый при сем рапорт командира I бригады генерал-майора Драценко по вопросу о поминовении за богослужениями Патриарха Сербского Гавриила, короля и королевы.

По содержанию этого рапорта считаю долгом сообщить Вашему Превосходительству нижеследующее:

1. Наша Церковь в Сербии по церковным правилам может существовать самостоятельно только с разрешения Сербской Церковной власти. По тем же правилам каждый епископ и священник обязан поминать за богослужением местное священноначалие. Святейший Патриарх Гавриил, который, кстати сказать, за время своего управления Церковью всегда оказывал любовь и внимание к Русской Церкви и эмиграции и неоднократно резко выступал против коммунизма, если сейчас и не управляет Церковью фактически, остается ее каноническим Главою, и потому на ее территории мы не имеем права его не поминать.

2. Что касается Королевского Дома, то он не низложен, и оккупационные власти не только разрешили поминовение короля за богослужениями, но и разрешили празднование дня рождения короля Петра. Имея в виду это обстоятельство и то, что Сербский Королевский Дом неизменно оказывал русской эмиграции свое высокое покровительство, а также был всегда известен своим непримиримым отношением к коммунизму, мы не имеем основания преступные призывы английской пропаганды приписывать личности короля Петра П и делать его за них ответственным. Принимая во внимание все вышеизложенное, я нахожу совершенно невозможным делать распоряжение о прекращении его поминовения в русских церквах, доколе оккупационные власти допускают вообше таковое поминовение на территории Сербии. Такое распоряжение, не вызываясь необходимостью, только осложнило бы и без того неудовлетворительные отношения между местным населением и русской эмиграцией.

СА, д. 18/41, л. 37. Заверенная копия.

№85. Резолюция Архиерейского совещания РПЦЗ 21–26 октября 1943 г. о необходимых мерах для борьбы с безбожием147

Вена, 24 октября 1943 г.

Архиерейское Совещание в Вене, обсудив вопрос о том, чем Церковь может содействовать в борьбе с большевизмом, и приняв во внимание, что уже в течение четверти века большевистско-коммунистическая власть ведет борьбу против религии вообще и Православной Церкви в частности, для чего с 1932 года объявляла пятилетки, направленные к окончательному уничтожению всех религиозных верований на территории России, признает желательными нижеследующие меры для борьбы с безбожием и разлагающим влиянием большевизма на жизнь:

1. Свободное развитие и укрепление Православной Церкви в оккупированных областях и объединение всех православных освобожденных от советской власти церковных областей и Зарубежной Православной Церкви под одним общим церковным возглавлением служило бы залогом наибольшего успеха этих частей Русской Церкви в борьбе с безбожным коммунизмом.

2. Духовенство должно проявлять максимальную активность в обличении безбожного коммунизма, ограничиваясь при этом только чисто церковными и апологетическими обличительными выступлениями против безбожия и преступлений коммунистической власти.

3. Необходимо предоставление русским рабочим в Германии свободного удовлетворения своих духовных нужд.

4. Ввиду большого количества разнообразных русских воинских частей в составе Германской армии, необходимо учреждение института военных священников, имеющихся уже при некоторых частях, и предоставление назначения их и наблюдения за ними Зарубежному Русскому Церковному Центру.

5. Установление молений о помощи Божией для освобождения Родины от большевистски-коммунистического ига.

6. Более энергичная проповедь православного религиозно-нравственного мировоззрения.

7. Для просвещения лиц, подвергавшихся растлевающему действию большевистского влияния, необходимо широкое издание научной и популярной просветительной апологетической литературы и разрешение на ввоз и распространение такой литературы из стран вне Германии, в частности свободного распространения журнала «Православная Русь» и других изданий Братства Преподобного Иова Почаевского во Владимировой.

8. Организация специального миссионерского комитета по борьбе с большевистским безбожием.

9. Возбудить ходатайство о введении апологетических передач по радио.

10. Организация духовных библиотек при приходах и устройство специальных собраний для заслушания религиозно-нравственных докладов антибольшевистского характера.

11. Издание специального духовного, научного и популярного антибольшевистского журнала.

12. Сбор денежных средств на организацию духовной борьбы против большевизма.

13. Предоставление православной церковной власти возможности открытия духовных школ и организации пастырских и религиозно-нравственных курсов.

СР, 27 октября 1943 г. С. 9–10.

Д. Германская церковная политика на Балканах в конце Второй мировой войны. 4 мая – 4 сентября 1944 г.

Весной 1944 г. Германский МИД придавал церковно-политической деятельности на Юго-Востоке Европы такое большое значение, что пошел на создание нового подразделения, специально предназначенного для координации ее проведения – Информационного бюро ХIII. Заседания этого органа должны были проходить раз в две недели. Первое из них состоялось 12 апреля, а второе 4 мая. В ходе обсуждения речь шла в основном об использовании результатов 3 конференций украинских, белорусских и прибалтийских православных епископов, принявших антисоветские резолюции. Вся акция согласовывалась с Партийной канцелярией и РСХА, причем допущение проведения совещаний и заграничных поездок православных архиереев оккупированных территорий СССР вовсе не означало изменения принципиально враждебного отношения руководства Ш рейха к Русской Церкви. Безуспешные попытки проводить пропагандистские церковные акции на Балканах продолжались до августа 1944 г., затем их пришлось резко свернуть. В связи с общим ухудшением военного положения и приближения советских войск стало не до Них. В сентябре 1944 г. архиерейский синод со своими служащими эвакуировался в Вену, а затем в Карлсбад. Вопрос о таком переезде поднимался еще в октябре 1943 г., но нацистские ведомства заняли резко отрицательную позицию. Лишь за три недели до вступления советской армии в Белград синод смог наконец при поддержке РКМ, посылавшего в различные организации обеспокоенные телеграммы, переехать в Вену.

№86. Запись о заседании Информационного бюро XIII Германского МИД

Берлин, 4 мая 1944 г.

Посланник Лангман во вступительном слове сообщил, почему пришлось перенести второе заседание информационного бюро. (Трудности с поездкой на юг Германии вследствие вражеских террористических налетов).

[...] В настоящий момент под первостепенной задачей церковно-политической информации прежде всего понимается защита от сталинского религиозного наступления, влияние которого является ощутимым и имеет большое политическое значение. Как известно, русские епископы и высшие духовные сановники с занятых нами территорий, то есть такие личности, которые не принадлежат к царским эмигрантам, а прочувствовали большевизм на своей спине и частично до сих пор в церковном плане находятся под руководством Московской Русской Церкви, в решениях трех больших конференций в Риге и Варшаве выразили мнение относительно религиозных вопросов и большевизма.

Эти конференции проводились со значительным участием СД, Восточного министерства, Рейхсминистерства пропаганды и Министерства иностранных дел (отдел Инланд I по согласованию с отделом культ[урной] пол[итики]).

Резолюции и пастырские послания создают хорошую смесь типично русских религиозных суждений с ясными обоснованиями против большевизма и большей частью готовы к использованию. Рижское решение уже распространяется и направлено для дальнейшего использования в Миссии. Кроме того, оно было на русском и французском языках через позднее убитого митрополита Сергия направлено главам автокефальных Церквей Балкан148. Обсуждалась и еще обсуждается возможность устроить поездку ряда русских персон с целью их использования на Балканах149, для того чтобы побудить православных Балкан к ясному высказыванию точки зрения против Сталина или против Патриарха Московского Сергия, после того как эхо Венской конференции русских епископов-эмигрантов оказалось очень незначительным и ясно показало наше опасное положение в религиозном секторе касательно Балкан, Из-за факта убийства Сергия Вилtнского резолюция получила особую актуальность. Председательствующий сообщил, что обе новые резолюции подошли для использования соответствующим подразделениям ведомства [МИД] и одновременно будут пересланы пресс-службе новостей и посредством письменного приказа Миссиям.

[...] При обмене мнениями помимо прочего указывалось также на большую важность, которая должна быть уделена вопросу о преемнике убитого Сергия Виленского. Отдел культ[урной пол[итики] совместно с Пол. пошлет соответствующую телеграмму представителю Министерства иностранных дел в Риге. Гауптштурмфюрер Колреп сообщил, что Сергий определил в завещании преемника, который правда кажется мало подходящим150. Поэтому в настоящее время ведется обсуждение назначения вместо него преемником Киевского архиепископа. В связи с этим была подчеркнута большая важность, которая в православном религиозном чувстве придается вопросам канонического права или легитимности преемника. Представляется опасным такое воздействие с германской стороны, которое дало бы повод к сомнениям правовому чувству православных кругов.

Было обращено внимание на то, что ведутся переговоры с партийной канцелярией о различных вопросах иностранного информационного сектора. При этом речь идет не об изменении принципиальной постановки вопроса, а о практических мероприятиях.

Господин посол фон Ринтелен указал также на бессовестность новейших сталинских акций в церковно-политической области, то есть на прием Сталиным польского священника Орлеманского, причем Сталин выдавал себя за друга и защитника католиков и это вскоре после нападок Московского Патриарха Сергия против папства; последние [эти акции], впрочем, были примечательно поддержаны заметным образом не только архиепископом Йоркским, но и главой Румынской Православной Церкви, что является симптоматичным в отношении интересов [...]. Лангманн

ВЛ, R901/vorl. Nr398. Bl 25–26, 28–29. Подлинник.

№87. Телеграмма В. Гаугга (из РКМ) в МИД, шефу полиции безопасности и командующему германскими войсками в Сербии с просьбой в случае необходимости оказать защиту членам Архиерейского Синода РПЦЗ

Берлин, 4 сентября 1944 г.

Если общее положение на Балканах сделает необходимым проведение мероприятий по защите митрополита Анастасия в Белграде и присоединенного к нему Архиерейского Синода Русской Православной Церкви за границей, то я прошу кажущимся подходящим способом уделить внимание этому делу151.

ВЛ, R5W1/22 183. В1. 144. Копия.

* * *

134

Реальная действительность оказалась сильнее нацистских директив. На практике, вероятно, все из 15 официально допущенных в лагеря священников были связаны с митр. Серафимом. В докладе на епархиальном собрании 1946 г. он отметил: «В конце концов, после долгих хлопот, хождений и переговоров мне было дано разрешение на назначение 15-ти разъездных священников для обслуживания лагерей» (Распоряжения Высокопреосвященнейшего Серафима, митрополита Берлинского и Германского и Средне-Европейского митрополичьего округа. Август 1946. С. 2).

135

ВА, R5101/22 184. В1. 30; Seide G. Verantwortung in der Diaspora. Die Russische Orthodoxe Kirehe im Ausland Miichen, 1989. S. 114.

136

Речь идет о первых неудачах СССР в войне с Финляндией (1939–1940 гг.).

137

В этой фразе присутствует явное преувеличение: в конгрессе 1938 г. участвовали лишь представители русской церковной традиции, да и то не всей.

138

Речь идет о решении епархиального собрания в Берлине обратиться с ходатайством к Синоду о преобразовании Германской епархии в Средне-Европейский митрополичий округ.

139

12 июля 1941г. архиеп. Серафим написал митрополиту, что у РКМ его поездка не вызывает возражений (СА, д. 15/41, л. 2, 5). Но Восточное министерство, МИД и РСХА были против, и поэтому митр. Анастасий получил отказ.

140

12 июля 1941г. архиеп. Серафим написал митрополиту, что у РКМ его поездка не вызывает возражений (СА, д. 15/41, л. 2, 5). Но Восточное министерство, МИД и РСХА были против, и поэтому митр. Анастасий получил отказ.

141

Не теряя надежды получить разрешение на поездку в Берлин, митр. Ана-стасий 29 октября 1941 г. передал меморандум Синода с предложениями о регулировании церковной жизни в России уполномоченному Германского МИД в Белграде Бенплеру. Этот второй проект в основном в расширенном виде повторял публикуемое письмо от 1 октября (СА, д. 15/41. л. 32).

142

Митр. Кирилл расценивался РПЦЗ как канонический глава Церкви после официально объявленной смерти митр. Петра (Полянского). В этом качестве Владыка Кирилл с 1936 г. поминался за богослужением в зарубежных русских храмах, в то время как в СССР поминали митр. Сергия (Страгородского).

143

Христиан эпохи гонений, подкупом или иным образом добывавших от языческих властей свидетельства о том, что они совершили жертвоприношения языческим богам. – Прим. ред.

144

Подтверждая получение обещанных 30 антиминсов и 2500 крестиков, митр. Серафим 12 октября 1942 г. писал: «Но нужда в крестиках и т, д. очень большая. Почти каждый день я получаю письма от духовенства в России, которое просит помощи. Там нет ничего... Своими средствами мы не в состоянии оказывать немощь, так как мы все уже раздали, что имелось в наших храмах. Поэтому я за все благодарен, что получаю от Вас». К середине ноября 1942 г. Владыка получил из Белграда еще 3 тыс. крестиков и отправил на Украину и в Россию 520 антиминсов. Эта связь продолжалась и дальше (СА, д. 17/41, л. 27–29, д. 15/41, л. I).

145

В полемичной книге С. В. Троицкого «О неправде карловацкого раскола» (Париж, 1960) на стр. 112 утверждается, что к Средне-Европейскому митрополичьему округу РПЦЗ были присоединены Смоленск и Орловская епархия. Это не соответствует действительности. Вероятно, Троицкий исходил из публикуемого решения Синода, но оно выполнено не было, епископов из-за противодействия немцев послать не удалось.

146

Митрополит Анастасий никогда не имел титула патриарха.

147

После окончания совещания также выяснилось, что его участники составили и единогласно приняли обращенный к германским властям и не предназначенный для печати меморандум, отправленный 3 ноября 1943 г. митр. Серафимом (Ляде) в РКМ. Этот документ включал в себя в более развернутой форме важнейшие из опубликованных пунктов резолюции. В нем также более явно критиковалась политика германских ведомств, в частности содержалось требование «устранения всех препятствий, которые мешают свободному сообщению епископов по эту сторону фронта и, если это отвечает желанию епископов, их объединению» (РТВА, ф. 1470, оп. 2, д. 17, л. 120–125). Впрочем, на церковную политику нацистов меморандум не оказал влияния, идти на существенные уступки РПЦЗ они не собирались.

148

Речь идет о митрополите Виленском экзархе Прибалтики Сергии (Воскресенском), убитом 28 апреля 1944 г. вероятнее всего самими же нацистами, обвинившими в этом преступлении партизан.

149

Дело до устройства пропагандистских поездок священнослужителей из Белоруссии, Украины и Прибалтики на Балканы так и не дошло.

150

Согласно завещанию митр. Сергия в должность cтаршего наместника вступил архиепископ Ковенский Даниил Позьвюк.

151

В информационной записке МИД от 19 сентября 1944 г. говорится, что митр. Анастасий в сопровождении 14 персон прибыл в Германию и его нельзя размешать совместно с епископами, эвакуированными из восточных областей. О ноября служащие и члены Синода поселились в Карлсбадс, а затем в связи с «оным приближением советских войск выехали в Баварию, где их застал конец войны (Politisches Archiv des Auswartigen Amis (AA), Inland I-D, 4799).


Источник: М. В. Шкаровский. Политика Третьего рейха по отношению к Русской Православной Церкви в свете архивных материалов 1935-1945 годов / Сборник документов. – 2003.

Комментарии для сайта Cackle